Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция социально-этического маркетинга в фармацииСтр 1 из 10Следующая ⇒
Лекция № 4 Тема: Фармацевтический маркетинг. Процесс управления фармацевтическим маркетингом. Маркетинговые исследования и информация Развитие теории маркетинга подтверждает, что во всем мире он рассматривается как сложное, многоплановое и динамичное явление, этим объясняется поиск оптимального толкования данного термина (в настоящее время их около 2000). В классическом понимании маркетинг определяется как предпринимательская деятельность, целью которой является продвижение товаров и услуг от производителя к покупателю или потребителю. Широкий диапазон маркетинга был официально признан Американской ассоциацией маркетинга (АМА) в 1985 г. Маркетинг — процесс планирования и выполнения замыслов, ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг посредством обмена с целью удовлетворения потребностей отдельных лиц или организаций (АМА). Маркетинг — вид деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (Ф. Котлер). Таблица 1. Формы маркетинга
Фармацевтический маркетинг является частью потребительского маркетинга и маркетинга услуг в сфере оказания фармацевтической помощи. Фармацевтический маркетинг — процесс реализации фармацевтической помощи (деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей в фармацевтической помощи). Особенности фармацевтического маркетинга определяются спецификой фармацевтической продукции, характером барьеров входа на рынок (лицензирование, сертификация специалистов и др.), составом потребителей (наличие промежуточных потребителей), формальными и неформальными институтами, взаимоотношениями в каналах товародвижения и др. Особенность фармацевтического маркетинга основывается на специфике лекарственных средств как товаров, разделяющихся на две основные группы по правовому статусу – рецептурного и безрецептурного отпуска. Отсюда особенности таких экономических аспектов, как специфика изучения и прогнозирования спроса населения на лекарства, реклама, качество продукции и инновации в производстве и реализация фармацевтических товаров, формирование фармацевтического рынка с учетом его социальной ориентации, политика налогообложения и ценообразования, кредитно-финансовые механизмы. Понятие «фармацевтический маркетинг» шире, чем понятие «маркетинг лекарственных препаратов», так как предусматривает работу с любыми товарами, услугами, идеями, нацеленными на предоставление фармацевтической помощи. Несмотря на то, что главная цель маркетинговой деятельности — получение прибыли, ее достижение осуществляется путем удовлетворения потребностей покупателя. Одновременно должно быть обеспечено сочетание экономической выгоды организации с сохранением суверенитета (интересов) потребителя. В маркетинге используются важные элементы, называемые комплексом маркетинга (marketing mix): product (продукт, товар), price (цена), place (место продаж, сбыт, распределение), promotion (продвижение). Рис. 1.2. Структура комплекса маркетинга
Система маркетинга предусматривает решение таких задач: • комплексное изучение рынка; • разработка стратегии маркетинга и ориентация всех подразделений на удовлетворение требований потребителей; • выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей; • планирование товарного ассортимента и цен; • разработка мер по наиболее полному удовлетворению существующего спроса; • прогнозирование потребности в товарах предприятия; • планирование и осуществление сбыта • планирование и организация деятельности по продвижению товаров на рынке (реклама, стимулирование сбыта и т.п.) • разработка мероприятий по усовершенствованию управления и организации производства; • оценка конкурентоспособности предприятия. Основным принципом маркетинга является ориентация конечных результатов производства на реальные требования и пожелания потребителей (нацеленность на потребителя, сегментация рынка, адаптивность к требованиям рынка и влияние на него, комплексность всех элементов маркетинга, инновации, планирование, нацеленность на долгосрочную перспективу). Основными функциями современного маркетинга являются: 1) аналитическая (изучение внешней и внутренней маркетинговой среды организации — анализ рынка): • изучение рынка; • изучение потребителей; • изучение фирменной структуры; • изучение товара (товарной структуры); • анализ внутренней среды предприятия. 2) Производственная: • организация производства новых товаров, разработка новых технологий; • организация материально-технического снабжения; • управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции. 3) Сбытовая: • организация системы товаропродвижения; • организация сервиса; • организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта; • осуществление целенаправленной товарной политики; • осуществление целенаправленной ценовой политики. 4) управление и контроль: • организация стратегического и оперативного планирования на предприятии; • информационное обеспечение управления маркетингом; • организация системы коммуникаций на предприятии; • организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ). Современные концепции маркетинга. Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. В настоящее время в большей степени развиваются такие концепции маркетинга, как социально-этичный (этичный) маркетинг, стратегический маркетинг и маркетинг взаимодействия (взаимоотношений). Концепция социально-этичного маркетинга сложилась вследствие сомнений относительно соответствия концепции чистого маркетинга имеющим место на рынке конфликтам между потребностями покупателя и его долговременным благополучием (например, продавцы средства для похудания на основе растительного сырья морозника умалчивали о кумулятивном действии этого растения и его влиянии на сердечнососудистую систему; не ко всем лечебным зубным пастам и полосканиям, имеющим в своем составе хлоргексидин, дано предупреждение об ограничении времени их применения и т.д.). Концепция социально-этичного маркетинга требует от организаций в процессе их деятельности соблюдать паритет между собственными выгодами, интересами потребителей и общества. Концепцию стратегического маркетинга (или конкурентной рациональности) определяют как процесс принятия маркетинговых решений на насыщенном конкурентном рынке. Она предполагает целенаправленные действия организации по поиску устойчивого преимущества перед конкурентами путем удовлетворения нужд потребителей. Базовой предпосылкой теории конкурентной рациональности является наличие различных типов продавцов и покупателей: одни из них пионеры (новаторы), большинство поступают «как все», встречаются и консерваторы. Предпочтения, выбор и удовлетворение покупателей зависят от тактики продавцов. Теория конкурентной рациональности увязывает маркетинговую концепцию с правилом «невидимой руки» А. Смита путем признания того факта, что именно конкуренция формирует ориентацию на потребителя. Чем жестче конкуренция между продавцами, тем больше внимания уделяется потребителю, тем лучше он будет обслужен. Концепция маркетинга взаимоотношений (взаимодействия) с покупателями заключается в общем стремлении всех сотрудников организации к установлению долгосрочного взаимовыгодного партнерства со своими клиентами. Концепция базируется на утверждении: «Клиента легче удержать, чем приобрести нового». Взаимодействия разрабатываются на нескольких уровнях: бизнес — бизнес, что соответствует взаимоотношениям между организациями, и бизнес — конечный покупатель. Маркетинговые взаимоотношения должны меняться в зависимости от этапа, на котором они находятся, маркетинговой стратегии организации, вида товара или услуг. При взаимодействии с потребителем проводится анализ его ролей, формирующих предпочтения: ■ инициатор — тот, кто предлагает совершить покупку; ■ авторитет — тот, кто влияет на выбор; ■ лицо, принимающее решение, — тот, кто осуществляет выбор покупки или основных его составляющих; ■ покупатель — тот, кто фактически покупает; ■ пользователь — тот, кто пользуется товаром или услугой. Виды, субъекты и задачи фармацевтического маркетинга. Обеспечение коммерческого успеха производителя фармацевтической продукции зависит от глубокого и разностороннего изучения форм, типов и видов рынков. Изучение рынков осуществляется с двух позиций: с позиции его особенностей, потребностей и возможностей, с позиции его емкости, степени насыщенности, состояния конкуренции и т.д. Преимущество той или иной позиции приводит или к маркетингу, ориентированному на продукт, или к маркетингу, ориентированному на потребителя. В практической деятельности предприятий фармацевтического профиля принципы и функции маркетинга реализуются с помощью конкретных организационных структур управления единой системой. Систематизация предприятий и лиц, работающих в фармацевтической отрасли, позволяет выделить субъекты фармацевтического маркетинга (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Основные субъекты фармацевтического маркетинга
У каждого из субъектов своя роль. Маркетинговые функции могут делегироваться ими, однако все они должны выполняться. Задачами фармацевтического маркетинга являются: • исследование, анализ и оценка реальных и потенциальных потребителей лекарственных средств отдельной фирмы или предприятия; • маркетинговое обеспечение разработки новых лекарственных препаратов; • анализ, оценка состояния и прогнозирование развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма относительно фармацевтической продукции; • разработка ценовой политики на лекарственные препараты; • стимулирование сбыта лекарственных препаратов и других изделий медицинского назначения; • коммуникации маркетинга: реклама и информация о лекарственных препаратах, фирмах, налаживание отношений с врачами, больными, аптечными работниками; • разработка мероприятий по совершенствованию управления и организации производства лекарственных средств. Сущность маркетинговой концепции единая, однако содержит специфические особенности применения в зависимости от сфер деятельности предприятия, изменяющих характер конкретных функций и задач маркетинговых служб. Управление маркетингом (маркетинговый менеджмент) – это анализ, планирование, воплощение в жизнь и контроль за осуществлением мероприятий, рассчитанных на установление, закрепление и поддержку выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п. Задача управления маркетинга состоит во влиянии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении поставленных перед ней целей. Для управления маркетинговой деятельностью имеют значение четыре группы вопросов: 1) информация; 2) использование элементов маркетинга; 3) организация маркетинговой деятельности; 4) контроль в сфере маркетинга. Руководители по маркетингу – это должностные лица фирмы, которые занимаются анализом маркетинговой ситуации, воплощением в жизнь намеченных планов и (или) выполнением контрольных функций. В процессе управления маркетингом решающее значение имеет планирование.
Рис. 2.1. Планирование маркетинговой деятельности предприятия В управлении современным маркетингом наиболее целесообразно применение системы стратегического планирования. В первую очередь осуществляется анализ перспектив предприятия, т. е. выявление отрицательных тенденций, зон риска, установление наиболее благоприятных путей развития. Следующий шаг в системе стратегического планирования — анализ конкурентных позиций предприятия, выбор наиболее эффективных стратегий. Необходимо также определить направления диверсификации деятельности предприятия. План маркетинга (на 1 год, 2-5 лет, свыше5 лет) обычно состоит из разделов: • описание текущей маркетинговой ситуации; • обоснование и описание целей фирмы; • данные о результаттах прогнозирования рынков; • описание маркетинговых стратегий деятельности фирмы на рынках; • описание методов реализации маркетинговых мероприятий. Планирование производства, импорта и сбыта фармацевтической продукции сводится к определению параметров лекарственных средств (функциональных, потребителских, эстетико-гигиенических), которые обеспечивают экономическую результативность деятельности. В рамках маркетинга в целостную систему объединяются исследования в сфере сбыта и распределения лекарственных средств, реклама, организация работ по доведению фармацевтических товаров до потребителя. Важной частью плана является анализ текущего состояния рынка лекарств. Для этого необходимо иметь информацию о зарегистрированных препаратах, формах конкретного препарата, степени его новизны и отличительных особенностях в сравнении с лекарствами-аналогами, о потребительских и функциональных свойствах этого препарата. Необходимо также сопоставить его с продукцией конкурентов, информацией о динамике цен и объемах сбыта данного лекарственного средства. Концепция социально-этического маркетинга в фармации. Предприятие должно осуществлять свою деятельность в рамках определенной единой концепции в сфере маркетинга. Существует пять концепций, которыми предприятия руководствуются, осуществляя свою производственно-коммерческую деятельность: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этического маркетинга. В разные исторические периоды предприятиями отдавалось преимущество тем концепциям, которые отвечали социальным, экономическим и политическим изменениям в обществе. В последнее время акцент переносится с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и социальную этичность.
Рис. 2.2. Сравнение концепций сбыта и маркетинга в управлении производством Концепция социально-этического маркетинга по смыслу в наибольшей степени приемлема для фармацевтической сферы. К тому же, принципы формирования социально ориентированного рыночного механизма полностью созвучны с концепцией социально-этического маркетинга. Эта концепция отличается от обычной концепции маркетинга тем, что ее цель — обеспечение продолжительного благополучия не только отдельного предприятия, но и общества в целом. В основе концепции социально-этического маркетинга лежит сбалансирование трех факторов: покупатели (удовлетворение нужд), предприятие (прибыль) и общество (благосостояние людей). Концепция социально-этического маркетинга тесно связана с социальной ориентацией фармацевтического рынка. Маркетинг в фармации представляет собой не столько функцию бизнеса, сколько широкий взгляд на всю сферу производства лекарств и их реализацию. В таком контексте маркетинг используется для планирования и осуществления многогранной деятельности по производству, реализации и импорту лекарственных препаратов. Маркетинговые исследования базируются на глубоком и всестороннем изучении потребностей и спроса фактических и потенциальных потребителей лекарственных средств, на анализе состояния их производства и предложения, уровня и динамики цен, а также других факторов, которые определяют развитие фармацевтического рынка. Организационная структура маркетинговых служб. Управление маркетингом связано с созданием служб сбора информации, проведением исследований рынка, организацией рекламы и других мероприятий по продвижению товара, сбытовых операций. Маркетинговая служба имеет решающее значение для успешной реализации концепции маркетинга. Для организации маркетинга не существует универсальной схемы. Вместе с тем, маркетинговые структуры в значительной мере зависят от размеров предприятия, специфики выпускаемой продукции, а также от общей системы управления предприятием. Несмотря на разнообразие, деятельность маркетинговых служб предприятий чаще всего осуществляется по функциям или по товарам. С целью наибольшего соответствия службы маркетинга конкретным особенностям работы фармацевтических предприятий или фирм целесообразно использовать комбинированные модели маркетинговых структур, в частности, по товарам и потребителям (сегментам). В процессе организации служб фармацевтического маркетинга выделяются такие основные этапы: • определение первоочередной цели и задач службы фармацевтического маркетинга на данном предприятии; • разработка Положения о службе маркетинга на предприятии; • обоснование организационной структуры; • создание службы (группы, отдела, координационного совета и т. п.) маркетинга; • определение задач отдельных подразделений и функционально-должностных обязанностей работников службы маркетинга. Общая цель службы фармацевтического маркетинга — оптимизация процессов разработки, производства и реализации лекарственных средств соответственно требованиям потребителей. Главными задачами службы фармацевтического маркетинга являются: • разработка маркетинговой программы; • сегментация рынка; • сбор маркетинговой информации о рынке, структуре, динамике спроса и факторах, его определяющих; • прогнозирование состояния рынка, динамики его изменений; • анализ конкурентной ситуации и внедрение мероприятий по повышению конкурентоспособности разработок фармацевтического предприятия с целью расширения внутреннего рынка и возможностей экспорта; • формирование ассортимента товара; • подготовка и рассылка потенциальным заказчикам информационных материалов (рекламных проспектов) о разработках фармацевтического предприятия (объединения) и результатах НИОКР; • участие в работах по организации внешнеэкономических и научно-технических связей с зарубежными партнерами; • разработка долгосрочных, среднесрочных и текущих планов маркетинга по каждому виду фармацевтической продукции; • формирование спроса и стимулирование сбыта фармацевтических товаров; • разработка рекламных кампаний, осуществление деловых связей с издательствами, рекламными агентствами, радио, телевидением и др.; • участие в формировании связей с общественностью и др. Службы маркетинга (отделы, секторы, группы) создаются также оптовыми фармацевтическими фирмами, оптово-розничными объединениями. Целью их деятельности является содействие оперативному реагированию на изменения внешней среды и принятию управленческих решений на основе анализа результатов маркетинговых исследований и внутренних возможностей организации. Это обеспечивает конкурентные преимущества оптового предприятия на рынке. Кроме того, многие фармацевтические оптовые посреднические предприятия оказывают услуги производителям по проведению маркетинговых исследований, сбору и накоплению маркетинговой информации, по продвижению их лекарственных препаратов и т. п. Цель, объекты и методы маркетинговых исследований. Используя маркетинг, производитель или оптово-розничное предприятие планирует, что и как выпускать, куда направлять товар, какую устанавливать на него цену и др. Для этого необходимо знать своего потенциального покупателя, его возможности, предпочтения, а также иметь данные о наличии аналогичного товара на рынке, о состоянии спроса на него и т. п. Такую информацию получают в процессе маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования можно назвать коммуникативным каналом, посредством которого устанавливается связь с внешней средой. Маркетинговые исследования являются функцией, которая связывает организацию с потребителями посредством информации. Полученная информация используется для выявления и определения возможностей и проблем маркетинга; разработки, уточнения, оценки и контроля исполнения маркетинговых мероприятий; совершенствования понимания маркетинга как процесса. Маркетинговые исследования — это научные исследования, направленные на систематический сбор, отражение и анализ информации относительно потребностей, мнений, мотиваций, отношений, поведения отдельных лиц и организаций (субъектов экономической деятельности, государственных учреждений и т. п.) с целью принятия обоснованных маркетинговых решений. Маркетинговые исследования проводятся в трех направлениях: исследования макро- и микросреды и внутренней среды предприятия. Изучение факторов макросреды, их тенденций и влияния на деятельность предприятия позволяют определить его стратегию, выделить перспективные направления для работы на рынке. В рамках маркетинговых исследований микросреды изучают рынок, конкурентов, потребителей, товары, цены, системы товародвижения. Исследование рынка — наиболее распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, которые включают анализ изменений экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика продажи, состояние конкуренции, рыночная конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, определение ключевых факторов успеха. Осуществляется сегментация рынка, последующий выбор целевых рынков и рыночных ниш. Исследование потребителей позволяет определить факторы, которыми руководствуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное положение, возраст, пол, образование). Исследуется структура потребления, обеспеченность товарами, тенденции потребительского спроса. Исследование конкурентов заключается в получении необходимых данных для обеспечения конкурентных преимуществ на рынке, а также для того, чтобы найти возможности сотрудничества и кооперации. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучается доля их на рынке, работа с товаром, изменения цен, рекламные кампании. Наряду с этим изучаются материальный, финансовый, трудовой потенциал конкурентов, организация управления деятельностью. Результатом таких исследований становится выбор путей и возможностей достижения наиболее удобного положения на рынке относительно конкурентов. Изучение фирменной структуры рынка осуществляется с целью получения информации о возможных посредниках, а также транспортно-экспедиторских, рекламных, страховых, юридических, финансовых, консультативных и других компаниях и организациях, создающих маркетинговую инфраструктуру рынка. Главной целью исследования товаров является определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров, присутствующих на рынке, требованиям покупателей, а также анализ их конкурентоспособности. Исследование системы маркетинговых коммуникаций позволяет разработать политику паблик рилейшнз (связи с общественностью) и создать благоприятное отношение к предприятию, его товарам; определить методы формирования спроса населения, влияния на поставщиков и посредников; повысить эффективность коммуникативных связей, в том числе рекламы. Методологические основы маркетинга состоят из общенаучных, аналитико-прогностических методов и методических приемов из различных отраслей знаний (рис. 3.1). Рис. 3.1. Система методов исследований в маркетинге Маркетинговые исследования обычно направлены на изучение объекта исследования, который представляет собой социальную реальность или социальный процесс, а также это конкретные люди, документы и т. п., выступающие как единицы наблюдения и анализа. Предмет исследования — это наиболее значимые с практической и теоретической точки зрения стороны объекта, которые подлежат непосредственному изучению в процессе прикладного исследования. В процессе маркетингового исследования выделяется несколько основных этапов. 1. Разработка концепции или программы исследования: • постановка проблемы; • определение цели и задач; • определение объекта и предмета исследования; • определение системы показателей; • формирование рабочей гипотезы. 2. Сбор и анализ первичных данных: • разработка рабочего инструмента; • процесс получения данных; • обработка и анализ данных. 3. Формулирование выводов и оформление результатов исследования: • разработка выводов и рекомендаций; • оформление и презентация результатов исследования (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Этапы маркетинговых исследований Результаты исследования могут быть представлены в виде короткого изложения сути исследования или полного научного отчета, в котором в систематизированном и наглядном виде приводится схема исследований, и содержатся детально обоснованные выводы и рекомендации. Результаты маркетинговых исследований используются для принятия обоснованных управленческих решений. Маркетинговые исследования предусматривают их четкую организацию. Информационное обеспечение получают с использованием кабинетных и полевых исследований, а также различных источников информации (внутренних и внешних, собственных и приобретенных и т. д.). Опрос. Под опросом следует понимать выяснение позиций людей или получение от них справок по любому вопросу. Это наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Приблизительно в 90% исследований используется этот метод. Опрос может проводиться в устной или письменной форме. Эксперимент — это исследование, при котором должно быть установлено, как изменение одной или нескольких независимых переменных влияет на одну или несколько зависимых переменных. Панель. Сбыт товара постоянно колеблется в результате действия конкурентов и изменений предпочтений потребителей, поэтому необходимую информацию можно получить в результате неоднократного опроса группы заинтересовавших покупателей через равные промежутки времени или путем наблюдения за развитием сбыта в определенной группе магазинов (аптек). Значение фармацевтической маркетинговой информации. В последнее время, когда фармацевтический рынок активно заполняется новыми лекарственными средствами, которые поставляются разными, в том числе раньше неизвестными производителями и поставщиками, растет количество воспроизведенных препаратов, качество врачебной помощи в значительной мере зависит от объективности и эффективности информации о лекарственных средствах. Общими требованиями к информации, используемой в процессе управления, являются: • объективность (правдивость, адекватность реальной ситуации в маркетинговой среде); • достаточность; • оперативность (своевременное ее представление и соответствующая обработка); • информация должна быть систематизирована и удобна для использования руководителями. Планирование производства и реализация маркетинговых мероприятий опираются на знания о таких составляющих маркетинговой среды: • рынок товаров и услуг; • производство товаров и услуг; • внешняя макросреда, связанная с производством и рынком сбыта.
Рис. 3.4. Источники и структура маркетинговой информации на предприятии
1) Макро- и микроэкономика. 2) Субъекты микроэкономики. 3) Виды фармацевтических товаров, реализуемых через аптечную сеть. 4) Определение потребности в лекарственных средствах. 5) От чего зависит потребность в лекарственных средствах. 6) Виды аптечных учреждений, через которые реализуются товары аптечного ассортимента. 7) Что называют маркетингом? 8) Основные понятия сферы маркетинга. 9) Управление маркетингом - это управление спросом. Дайте обоснование, перечислите виды спроса, дайте краткую характеристику. 10) Перечислите 5 подходов (концепций) к управлению маркетингом, дайте краткую характеристику. 11) Чем отличается маркетинг от коммерческих усилий по сбыту? 12) Вы собираетесь после окончания ВУЗа идти работать в аптеку? Примените к данной ситуации понятия «товар», «обманная сделка», «рынок». 13) Чем отличаются друг от друга два подхода к управлению маркетингом: концепция совершенствования товара и концепция совершенствования производства? Приведите примеры. Date: 2015-11-15; view: 7648; Нарушение авторских прав |