Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция социально-этического маркетинга в фармации





Лекция № 4

Тема: Фармацевтический маркетинг. Процесс управления фармацевтическим маркетингом. Маркетинговые исследования и информация

Развитие теории маркетинга подтверждает, что во всем мире он рассматривается как сложное, многоплановое и динамичное явление, этим объясняется поиск оптимального толкования данного термина (в настоящее время их около 2000). В класси­ческом понимании маркетинг определяется как предпринима­тельская деятельность, целью которой является продвижение товаров и услуг от производителя к покупателю или потребите­лю. Широкий диапазон маркетинга был официально признан Американской ассоциацией маркетинга (АМА) в 1985 г.

Маркетинг — процесс планирования и выполнения за­мыслов, ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг посредством обмена с целью удовле­творения потребностей отдельных лиц или организаций (АМА). Маркетинг — вид деятельности, направленный на удов­летворение нужд и потребностей посредством обмена (Ф. Котлер).

Таблица 1. Формы маркетинга

Фармацевтический маркетинг является частью потреби­тельского маркетинга и маркетинга услуг в сфере оказания фармацевтической помощи.

Фармацевтический маркетинг — процесс реализации фар­мацевтической помощи (деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей в фармацевтической помощи).

Особенности фармацевтического маркетинга определяют­ся спецификой фармацевтической продукции, характером барьеров входа на рынок (лицензирование, сертификация специалистов и др.), составом потребителей (наличие про­межуточных потребителей), формальными и неформальными институтами, взаимоотношениями в каналах товародвижения и др. Особенность фармацевтического маркетинга основывается на специфике лекарственных средств как товаров, разделяющихся на две основные группы по правовому статусу – рецептурного и безрецептурного отпуска. Отсюда особенности таких экономических аспектов, как специфика изучения и прогнозирования спроса населения на лекарства, реклама, качество продукции и инновации в производстве и реализация фармацевтических товаров, формирование фармацевтического рынка с учетом его социальной ориентации, политика налогообложения и ценообразования, кредитно-финансовые механизмы. Понятие «фармацевтический маркетинг» шире, чем понятие «маркетинг лекарственных препаратов», так как предусматривает работу с любыми товарами, услугами, идеями, нацеленными на предоставление фармацевтической помощи.

Несмотря на то, что главная цель маркетинговой деятель­ности — получение прибыли, ее достижение осуществляется путем удовлетворения потребностей покупателя. Одновремен­но должно быть обеспечено сочетание экономической выгоды организации с сохранением суверенитета (интересов) потре­бителя.

В маркетинге используются важные элементы, называемые комплексом маркетинга (marketing mix): product (продукт, товар), price (цена), place (место продаж, сбыт, распределение), promotion (продвижение).

Рис. 1.2. Структура комплекса маркетинга

 

Система маркетинга предусматривает решение таких задач:

• комплексное изучение рынка;

• разработка стратегии маркетинга и ориентация всех подразделений на удовлетворение требований потребителей;

• выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;

• планирование товарного ассортимента и цен;

• разработка мер по наиболее полному удовлетворению существующего спроса;

• прогнозирование потребности в товарах предприятия;

• планирование и осуществление сбыта

• планирование и организация деятельности по продвижению товаров на рынке (реклама, стимулирование сбыта и т.п.)

• разработка мероприятий по усовершенствованию управления и организации производства;

• оценка конкурентоспособности предприятия.

Основным принципом маркетинга является ориентация конечных результатов производства на реальные требования и пожелания потребителей (нацеленность на потребителя, сегментация рынка, адаптивность к требованиям рынка и влияние на него, комплексность всех элементов маркетинга, инновации, планирование, нацеленность на долгосрочную перспективу).

Основными функциями современного маркетинга являются:

1) аналитическая (изучение внешней и внутренней марке­тинговой среды организации — анализ рынка):

• изучение рынка;

• изучение потребителей;

• изучение фирменной структуры;

• изучение товара (товарной структуры);

• анализ внутренней среды предприятия.

2) Производственная:


организация производства новых товаров, разработка новых технологий;

• организация материально-технического снабжения;

• управление качеством и конкурентоспособностью гото­вой продукции.

3) Сбытовая:

организация системы товаропродвижения;

• организация сервиса;

• организация системы формирования спроса и стимули­рования сбыта;

• осуществление целенаправленной товарной политики;

• осуществление целенаправленной ценовой политики.

4) управление и контроль:

организация стратегического и оперативного планиро­вания на предприятии;

• информационное обеспечение управления маркетингом;

• организация системы коммуникаций на предприятии;

• организация контроля маркетинга (обратные связи, си­туационный анализ).

Современные концепции маркетинга. Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потреб­ностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовле­творенности более эффективными и более продуктивны­ми, чем у конкурентов, способами. В настоящее время в большей степени развиваются такие концепции маркетинга, как социально-этичный (этичный) маркетинг, стратегический маркетинг и маркетинг взаимодей­ствия (взаимоотношений).

Концепция социально-этичного маркетинга сложилась вследствие сомнений относительно соответствия концепции чистого маркетинга имеющим место на рынке конфликтам между потребностями покупателя и его долговременным бла­гополучием (например, продавцы средства для похудания на основе растительного сырья морозника умалчивали о кумуля­тивном действии этого растения и его влиянии на сердечно­сосудистую систему; не ко всем лечебным зубным пастам и полосканиям, имеющим в своем составе хлоргексидин, дано предупреждение об ограничении времени их применения и т.д.). Концепция социально-этичного маркетинга требует от организаций в процессе их деятельности соблюдать паритет между собственными выгодами, интересами потребителей и общества. Концепцию стратегического маркетинга (или конкурент­ной рациональности) определяют как процесс принятия мар­кетинговых решений на насыщенном конкурентном рынке. Она предполагает целенаправленные действия организации по поиску устойчивого преимущества перед конкурентами путем удовлетворения нужд потребителей. Базовой предпосылкой теории конкурентной рациональности является наличие раз­личных типов продавцов и покупателей: одни из них пионеры (новаторы), большинство поступают «как все», встречаются и консерваторы. Предпочтения, выбор и удовлетворение покупа­телей зависят от тактики продавцов. Теория конкурентной ра­циональности увязывает маркетинговую концепцию с прави­лом «невидимой руки» А. Смита путем признания того факта, что именно конкуренция формирует ориентацию на потреби­теля. Чем жестче конкуренция между продавцами, тем больше внимания уделяется потребителю, тем лучше он будет обслу­жен. Концепция маркетинга взаимоотношений (взаимодейст­вия) с покупателями заключается в общем стремлении всех сотрудников организации к установлению долгосрочного взаимовыгодного партнерства со своими клиентами. Концеп­ция базируется на утверждении: «Клиента легче удержать, чем приобрести нового». Взаимодействия разрабатываются на не­скольких уровнях: бизнес — бизнес, что соответствует взаимо­отношениям между организациями, и бизнес — конечный по­купатель. Маркетинговые взаимоотношения должны меняться в зависимости от этапа, на котором они находятся, маркетин­говой стратегии организации, вида товара или услуг. При взаимодействии с потребителем проводится анализ его ролей, формирующих предпочтения:


■ инициатор — тот, кто предлагает совершить покупку;

■ авторитет — тот, кто влияет на выбор;

■ лицо, принимающее решение, — тот, кто осуществляет выбор покупки или основных его составляющих;

■ покупатель — тот, кто фактически покупает;

■ пользователь — тот, кто пользуется товаром или услугой.

Виды, субъекты и задачи фармацевтического маркетинга. Обеспечение коммерческого успеха производителя фармацевтической продукции зависит от глубокого и разностороннего изучения форм, типов и видов рынков. Изучение рынков осуществляется с двух позиций: с позиции его особенностей, потребностей и возможностей, с позиции его емкости, степени насыщенности, состояния конкуренции и т.д. Преимущество той или иной позиции приводит или к маркетингу, ориентированному на продукт, или к маркетингу, ориентированному на потребителя.

В практической деятельности предприятий фармацевти­ческого профиля принципы и функции маркетинга реализуют­ся с помощью конкретных организационных структур управ­ления единой системой.

Систематизация предприятий и лиц, работающих в фар­мацевтической отрасли, позволяет выделить субъекты фарма­цевтического маркетинга (рис. 1.3).

 

Рис. 1.3. Основные субъекты фармацевтического маркетинга

 

У каждого из субъектов своя роль. Маркетинговые функ­ции могут делегироваться ими, однако все они должны выпол­няться.

Задачами фармацевтического маркетинга являются:

• исследование, анализ и оценка реальных и потенциаль­ных потребителей лекарственных средств отдельной фирмы или предприятия;

• маркетинговое обеспечение разработки новых лекарс­твенных препаратов;

• анализ, оценка состояния и прогнозирование развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма относительно фармацевтической продукции;

• разработка ценовой политики на лекарственные препараты;

• стимулирование сбыта лекарственных препаратов и дру­гих изделий медицинского назначения;

• коммуникации маркетинга: реклама и информация о ле­карственных препаратах, фирмах, налаживание отношений с врачами, больными, аптечными работниками;

• разработка мероприятий по совершенствованию управ­ления и организации производства лекарственных средств.

Сущность маркетинговой концепции единая, однако со­держит специфические особенности применения в зависимос­ти от сфер деятельности предприятия, изменяющих характер конкретных функций и задач маркетинговых служб.

Управление маркетингом (маркетинговый менеджмент) – это анализ, планирование, воплощение в жизнь и контроль за осуществлением мероприятий, рассчитанных на установление, закрепление и поддержку выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п. Задача управления маркетинга состоит во влиянии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении поставленных перед ней целей. Для управления маркетинговой деятельностью имеют значение четыре группы вопросов:


1) информация;

2) использование элементов маркетинга;

3) организация маркетинговой деятельности;

4) контроль в сфере маркетинга.

Руководители по маркетингу – это должностные лица фирмы, которые занимаются

анализом маркетинговой ситуации, воплощением в жизнь намеченных планов и (или) выполнением контрольных функций.

В процессе управления маркетингом решающее значение имеет планирование.

 

Рис. 2.1. Планирование маркетинговой деятельности предприятия

В управлении современным маркетингом наиболее целесообразно применение системы стратегического пла­нирования. В первую очередь осуществляется анализ пер­спектив предприятия, т. е. выявление отрицательных тен­денций, зон риска, установление наиболее благоприятных путей развития.

Следующий шаг в системе стратегического планирова­ния — анализ конкурентных позиций предприятия, выбор наиболее эффективных стратегий. Необходимо также оп­ределить направления диверсификации деятельности пред­приятия.

План маркетинга (на 1 год, 2-5 лет, свыше5 лет) обычно состоит из разделов:

• описание текущей маркетинговой ситуации;

• обоснование и описание целей фирмы;

• данные о результаттах прогнозирования рынков;

• описание маркетинговых стратегий деятельности фирмы на рынках;

• описание методов реализации маркетинговых мероприятий.

Планирование производства, импорта и сбыта фармацевтической продукции сводится к определению параметров лекарственных средств (функциональных, потребителских, эстетико-гигиенических), которые обеспечивают экономическую результативность деятельности. В рамках маркетинга в целостную систему объединяются исследования в сфере сбыта и распределения лекарственных средств, реклама, организация работ по доведению фармацевтических товаров до потребителя. Важной частью плана является анализ текущего состояния рынка лекарств. Для этого необходимо иметь информацию о зарегистрированных препаратах, формах конкретного препарата, степени его новизны и отличительных особенностях в сравнении с лекарствами-аналогами, о потребительских и функциональных свойствах этого препарата. Необходимо также сопоставить его с продукцией конкурентов, информацией о динамике цен и объемах сбыта данного лекарственного средства.

Концепция социально-этического маркетинга в фармации.

Предприятие должно осуществлять свою деятель­ность в рамках определенной единой концепции в сфере мар­кетинга. Существует пять концепций, которыми предприятия ру­ководствуются, осуществляя свою производственно-коммер­ческую деятельность: концепция совершенствования произ­водства, концепция совершенствования товара, концепция ин­тенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этического маркетинга.

В разные исторические периоды предприятиями отда­валось преимущество тем концепциям, которые отвечали социальным, экономическим и политическим изменениям в обществе.

В последнее время акцент переносится с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и социаль­ную этичность.

 

Рис. 2.2. Сравнение концепций сбыта и маркетинга в управлении производством

Концепция социально-этического маркетинга по смыс­лу в наибольшей степени приемлема для фармацевтичес­кой сферы. К тому же, принципы формирования социально ориентированного рыночного механизма полностью созвуч­ны с концепцией социально-этического маркетинга. Эта кон­цепция отличается от обычной концепции маркетинга тем, что ее цель — обеспечение продолжительного благополучия не только отдельного предприятия, но и общества в целом. В основе концепции социально-этического маркетинга ле­жит сбалансирование трех факторов: покупатели (удовлет­ворение нужд), предприятие (прибыль) и общество (благосо­стояние людей).

Концепция социально-этического маркетинга тесно свя­зана с социальной ориентацией фармацевтического рынка. Маркетинг в фармации представляет собой не столько фун­кцию бизнеса, сколько широкий взгляд на всю сферу произ­водства лекарств и их реализацию. В таком контексте марке­тинг используется для планирования и осуществления много­гранной деятельности по производству, реализации и импорту лекарственных препаратов.

Маркетинговые исследования базируются на глубоком и всестороннем изучении потребностей и спроса фактичес­ких и потенциальных потребителей лекарственных средств, на анализе состояния их производства и предложения, уровня и динамики цен, а также других факторов, которые определя­ют развитие фармацевтического рынка.

Организационная структура маркетинговых служб. Управление маркетингом связано с созданием служб сбо­ра информации, проведением исследований рынка, организа­цией рекламы и других мероприятий по продвижению товара, сбытовых операций.

Маркетинговая служба имеет решающее значение для ус­пешной реализации концепции маркетинга. Для организации маркетинга не существует универсальной схемы. Вместе с тем, маркетинговые структуры в значительной мере зависят от раз­меров предприятия, специфики выпускаемой продукции, а так­же от общей системы управления предприятием. Несмотря на разнообразие, деятельность маркетинговых служб предприятий чаще всего осуществляется по функциям или по товарам.

С целью наибольшего соответствия службы маркетинга конкретным особенностям работы фармацевтических пред­приятий или фирм целесообразно использовать комбиниро­ванные модели маркетинговых структур, в частности, по това­рам и потребителям (сегментам).

В процессе организации служб фармацевтического мар­кетинга выделяются такие основные этапы:

• определение первоочередной цели и задач службы фар­мацевтического маркетинга на данном предприятии;

• разработка Положения о службе маркетинга на пред­приятии;

• обоснование организационной структуры;

• создание службы (группы, отдела, координационного совета и т. п.) маркетинга;

• определение задач отдельных подразделений и функцио­нально-должностных обязанностей работников службы мар­кетинга.

Общая цель службы фармацевтического маркетинга — оптимизация процессов разработки, производства и реали­зации лекарственных средств соответственно требованиям потребителей.

Главными задачами службы фармацевтического марке­тинга являются:

• разработка маркетинговой программы;

• сегментация рынка;

• сбор маркетинговой информации о рынке, структуре, динамике спроса и факторах, его определяющих;

• прогнозирование состояния рынка, динамики его изме­нений;

• анализ конкурентной ситуации и внедрение мероприя­тий по повышению конкурентоспособности разработок фар­мацевтического предприятия с целью расширения внутренне­го рынка и возможностей экспорта;

• формирование ассортимента товара;

• подготовка и рассылка потенциальным заказчикам ин­формационных материалов (рекламных проспектов) о раз­работках фармацевтического предприятия (объединения) и результатах НИОКР;

• участие в работах по организации внешнеэкономичес­ких и научно-технических связей с зарубежными партнерами;

• разработка долгосрочных, среднесрочных и текущих пла­нов маркетинга по каждому виду фармацевтической продукции;

• формирование спроса и стимулирование сбыта фарма­цевтических товаров;

• разработка рекламных кампаний, осуществление дело­вых связей с издательствами, рекламными агентствами, радио, телевидением и др.;

• участие в формировании связей с общественностью и др.

Службы маркетинга (отделы, секторы, группы) созда­ются также оптовыми фармацевтическими фирмами, оп­тово-розничными объединениями. Целью их деятельности является содействие оперативному реагированию на изме­нения внешней среды и принятию управленческих решений на основе анализа результатов маркетинговых исследований и внутренних возможностей организации. Это обеспечивает конкурентные преимущества оптового предприятия на рын­ке. Кроме того, многие фармацевтические оптовые посред­нические предприятия оказывают услуги производителям по проведению маркетинговых исследований, сбору и накоп­лению маркетинговой информации, по продвижению их ле­карственных препаратов и т. п.

Цель, объекты и методы маркетинговых исследований. Используя маркетинг, производитель или оптово-роз­ничное предприятие планирует, что и как выпускать, куда на­правлять товар, какую устанавливать на него цену и др. Для этого необходимо знать своего потенциального покупателя, его возможности, предпочтения, а также иметь данные о на­личии аналогичного товара на рынке, о состоянии спроса на него и т. п. Такую информацию получают в процессе марке­тинговых исследований. Маркетинговые исследования можно назвать комму­никативным каналом, посредством которого устанавливается связь с внешней средой. Маркетинговые исследования являются функцией, ко­торая связывает организацию с потребителями посредством информации. Полученная информация используется для вы­явления и определения возможностей и проблем маркетинга; разработки, уточнения, оценки и контроля исполнения марке­тинговых мероприятий; совершенствования понимания марке­тинга как процесса.

Маркетинговые исследования — это научные иссле­дования, направленные на систематический сбор, отражение и анализ информации относительно потребностей, мнений, мотиваций, отношений, поведения отдельных лиц и орга­низаций (субъектов экономической деятельности, государ­ственных учреждений и т. п.) с целью принятия обоснован­ных маркетинговых решений. Маркетинговые исследования проводятся в трех на­правлениях: исследования макро- и микросреды и внутренней среды предприятия.

Изучение факторов макросреды, их тенденций и вли­яния на деятельность предприятия позволяют определить его стратегию, выделить перспективные направления для работы на рынке.

В рамках маркетинговых исследований микросреды изучают рынок, конкурентов, потребителей, товары, цены, системы товародвижения.

Исследование рынка — наиболее распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Объектами ры­ночного исследования являются тенденции и процессы раз­вития рынка, которые включают анализ изменений экономи­ческих, научно-технических, демографических, экологичес­ких, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика продажи, состояние конкуренции, рыночная конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка явля­ются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, определение ключевых факторов успеха. Осуществляет­ся сегментация рынка, последующий выбор целевых рынков и рыночных ниш.

Исследование потребителей позволяет определить факторы, которыми руководствуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное положение, возраст, пол, образо­вание). Исследуется структура потребления, обеспеченность товарами, тенденции потребительского спроса.

Исследование конкурентов заключается в получении необходимых данных для обеспечения конкурентных преиму­ществ на рынке, а также для того, чтобы найти возможности сотрудничества и кооперации. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучается доля их на рынке, работа с товаром, изменения цен, рекламные кампании. Наряду с этим изучаются материальный, финансовый, трудо­вой потенциал конкурентов, организация управления деятель­ностью. Результатом таких исследований становится выбор путей и возможностей достижения наиболее удобного положе­ния на рынке относительно конкурентов.

Изучение фирменной структуры рынка осуществля­ется с целью получения информации о возможных посредни­ках, а также транспортно-экспедиторских, рекламных, стра­ховых, юридических, финансовых, консультативных и других компаниях и организациях, создающих маркетинговую инф­раструктуру рынка.

Главной целью исследования товаров является оп­ределение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров, присутствующих на рынке, требованиям покупателей, а также анализ их конкурентоспособности.

Исследование системы маркетинговых коммуника­ций позволяет разработать политику паблик рилейшнз (свя­зи с общественностью) и создать благоприятное отношение к предприятию, его товарам; определить методы формиро­вания спроса населения, влияния на поставщиков и посред­ников; повысить эффективность коммуникативных связей, в том числе рекламы.

Методологические основы маркетинга состоят из общенаучных, аналитико-прогностических методов и методи­ческих приемов из различных отраслей знаний (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Система методов исследований в маркетинге

Маркетинговые исследования обычно направлены на изучение объекта исследования, который представляет собой социальную реальность или социальный процесс, а также это конкретные люди, документы и т. п., выступающие как едини­цы наблюдения и анализа.

Предмет исследования — это наиболее значимые с практической и теоретической точки зрения стороны объек­та, которые подлежат непосредственному изучению в процессе прикладного исследования.

В процессе маркетингового исследования выделяется не­сколько основных этапов.

1. Разработка концепции или программы исследования:

• постановка проблемы;

• определение цели и задач;

• определение объекта и предмета исследования;

• определение системы показателей;

• формирование рабочей гипотезы.

2. Сбор и анализ первичных данных:

• разработка рабочего инструмента;

• процесс получения данных;

• обработка и анализ данных.

3. Формулирование выводов и оформление результатов исследования:

• разработка выводов и рекомендаций;

• оформление и презентация результатов исследования (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Этапы маркетинговых исследований

Результаты исследования могут быть представлены в виде короткого изложения сути исследования или полного научно­го отчета, в котором в систематизированном и наглядном виде приводится схема исследований, и содержатся детально обос­нованные выводы и рекомендации.

Результаты маркетинговых исследований используются для принятия обоснованных управленческих решений. Маркетинговые исследования предусматривают их чет­кую организацию. Информационное обеспечение получают с использованием кабинетных и полевых исследований, а так­же различных источников информации (внутренних и вне­шних, собственных и приобретенных и т. д.). Опрос. Под опросом следует понимать выяснение позиций лю­дей или получение от них справок по любому вопросу. Это наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Приблизительно в 90% исследований используется этот метод. Оп­рос может проводиться в устной или письменной форме. Эксперимент — это исследование, при котором должно быть установлено, как изменение одной или нескольких неза­висимых переменных влияет на одну или несколько зависимых переменных. Панель. Сбыт товара постоянно колеблется в результате действия конкурентов и изменений предпочтений потребителей, поэтому необходимую информацию можно получить в резуль­тате неоднократного опроса группы заинтересовавших покупа­телей через равные промежутки времени или путем наблюдения за развитием сбыта в определенной группе магазинов (аптек).

Значение фармацевтической маркетинговой информации. В последнее время, когда фармацевтический рынок ак­тивно заполняется новыми лекарственными средствами, ко­торые поставляются разными, в том числе раньше неизвест­ными производителями и поставщиками, растет количество воспроизведенных препаратов, качество врачебной помощи в значительной мере зависит от объективности и эффектив­ности информации о лекарственных средствах. Общими требованиями к информации, используемой в про­цессе управления, являются:

• объективность (правдивость, адекватность реальной ситуации в маркетинговой среде);

• достаточность;

• оперативность (своевременное ее представление и со­ответствующая обработка);

• информация должна быть систематизирована и удобна для использования руководителями.

Планирование производства и реализация маркетинговых мероприятий опираются на знания о таких со­ставляющих маркетинговой среды:

• рынок товаров и услуг;

• производство товаров и услуг;

• внешняя макросреда, связанная с производством и рын­ком сбыта.

 

Рис. 3.4. Источники и структура маркетинговой информации на предприятии

 

1) Макро- и микроэкономика.

2) Субъекты микроэкономики.

3) Виды фармацевтических товаров, реализуемых через аптечную сеть.

4) Определение потребности в лекарственных средствах.

5) От чего зависит потребность в лекарственных средствах.

6) Виды аптечных учреждений, через которые реализуются товары ап­течного ассортимента.

7) Что называют маркетингом?

8) Основные понятия сферы маркетинга.

9) Управление маркетингом - это управление спросом. Дайте обоснование, перечислите виды спроса, дайте краткую характеристику.

10) Перечислите 5 подходов (концепций) к управлению маркетингом, дайте краткую характеристику.

11) Чем отличается маркетинг от коммерческих усилий по сбыту?

12) Вы собираетесь после окончания ВУЗа идти работать в аптеку? Примените к данной ситуации понятия «товар», «обманная сделка», «рынок».

13) Чем отличаются друг от друга два подхода к управлению маркетин­гом: концепция совершенствования товара и концепция совершен­ствования производства? Приведите примеры.







Date: 2015-11-15; view: 7648; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.049 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию