Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современник





 

Московский театр «Современник» родился из Студии молодых актеров. Он был открыт в 1956 году. Театр сменил несколько адресов в Москве, но в последние три десятилетия он обосновался на Чистых прудах, 19. Здание нынешнего «Современника» – это бывший кинотеатр «Колизей». Он был построен в 1914 году архитектором Р.И. Клейном. В то время во всем мире строились кинотеатры как «храмы» нового вида искусства. И «Колизей» стал одним из таких специально построенных зданий. Он стал одним из лучших кинотеатров той поры. «Колизей» имел, безусловно, довольно оригинальный архитектурный облик: полуротонда с ионическими колоннами врезалась в свод, треугольник фронтона также был удачно вписан в общий план. В 1920‑е годы в зале кинотеатра стали выступать артисты. В то же время сюда перебрался Театр пролеткульта, которым руководил С. Эйзенштейн. В 1930‑е годы здание было достроено, так как для театра в нем не хватало подсобных помещений, да и сцену необходимо было увеличить и надстроить. Но вскоре в «Колизее» вновь стали показывать только фильмы. И лишь в 1967 году, когда здание было передано молодому театру «Современник», начались проектные и строительные работы по переоборудованию здания.

«Современник» был создан в то время, когда общество переживало так называемую оттепель, то есть некоторую либерализацию с некоторой степенью свободы от идеологического давящего контроля. Это время действительно сформировало тип «шестидесятника». Среди «шестидесятников», естественно, были самые разные личности, но в то же время официальных «шестидесятников» объединяло нечто общее. И это общее мы попытаемся описать так: шестидесятник, занимающий в обществе какое‑либо статусное положение (главного режиссера, главного редактора, главного художника и т. д.), должен был уметь соблюдать компромисс: с одной стороны, при наличие цензуры, уметь договориться с властями, но в то же время должен был демонстрировать и защищать свою оппозиционность. Одним из ярких и активных «шестидесятников» был и Олег Николаевич Ефремов, до начала 70‑х годов возглавлявший театр «Современник».

Никакой новый театр немыслим без своего репертуара, ибо именно репертуар, театральная афиша – это лицо театра. Театр «Современник», увлекшийся общественными волнениями хрущовской «оттепели» и брежневских послаблений, конечно же, всегда был чуток к современной драматургии. Шестидесятые годы, действительно, дали ряд выдающихся имен – новых драматургов. И среди них особенно значимо для отечественного театра имя Виктора Розова. Спектаклем по его пьесе «Вечно живые» и открылся театр «Современник», название которого, безусловно, соответствовало намерениям театра этого периода. В «Вечно живых» публика не могла не чувствовать истинный патриотизм и драматурга, и режиссера, и актеров. Театр хотел говорить со своим современником, обращаться к его реальным проблемам, к его живой жизни.

 

Здание кинотеатра «Колизей» на Чистопрудном бульваре (театр «Современник»)

 

Ядро труппы составила группа воспитанников Школы‑студии имени Немировича‑Данченко. Главным режиссером театра стал Олег Ефремов. Молодые актеры с особым энтузиазмом стремились сохранить в театре принцип студийности – задорного, смелого, активного духа, которым наполняли свои спектакли. И этого счастливо удавалось добиваться в первых спектаклях – к «Вечно живым» добавилась новая пьеса Розова «В поисках радости». Розовские пьесы всегда очень долго жили в репертуаре театра. Театр искренне стремится ставить в своих спектаклях моральные проблемы, то есть те, что связаны непосредственно с человеком и его приватными проблемами, его личными нравственными страданиями. Но для «Современника», имеющего репутацию театра‑трибуны, ставящего резко злободневные проблемы, всегда стояла дилемма: или говорить об обществе и личности (и эта линия в репертуаре театра преобладала), или говорить о личности как таковой, которая не всегда является только частью коллектива. Не случайно именно современная пьеса заняла в театре ведущее положение. «Современник» с жадностью ставит «Продолжение легенды» по повести А. Кузнецова, «Два цвета» Зака и И. Кузнецова, «Четвертый» Симонова, «Пять вечеров», «Старшая сестра», «Назначение» Володина, пьесы Зорина и «Голого короля» Шварца с совершенно неподражаемым Евгением Евстигнеевым, В.П.Аксенова «Всегда в продаже» и современных зарубежных драматургов – Хемингуея, Э. де Филиппо, Гибсона, «Сирано де Бержерака» Ростана, где Людмила Гурченко сыграла главную героиню. И вообще, следует сказать, что и режиссерам и актерам было интересно играть в зарубежной драме – она была другая, к тому же брали действительно, очень качественную в литературном отношении западную пьесу. Одним из ярких спектаклей театра был «Оглянись во гневе» Осборна в режиссуре В. Сергачева. Этот спектакль смотрел А. И. Солженицын (отметим, что Солженицын предлагал театру и свою пьесу «Шалашовка», которая не была поставлена по причине идеологической цензуры). «Оглянись во гневе» не был типичен для «Современника» в том смысле, что Осборн решал в своей драме экзистенциальные вопросы бытия человека, его «я», был занят проблемами психологизма, а режиссер в спектакле выделил как главную философию покаяния. Вообще следует сказать, что репертуар театра 60‑х и начала 70‑х годов был удивительно ровным – равно хороши были все спектакли. И все те зрители, что ночи простаивали за билетами, могли совсем не огорчаться, если вместо билетов на один спектакль они получали другие. И вообще билетик или «входной» в «Современник» – это была валюта. В обмен за театральный билет можно было получить буквально все – от посещения хорошего врача до приобретения дефицита.


«Обыкновенная история», поставленная по роману Гончарова – это была первая попытка обращения театра к русской классике. Спектакль начала репетировать Г. Волчек, но завершил его Олег Ефремов. Спектакль получился удачным, актеры играли в нем великолепно – театр за него получил Государственную премию. Но О. Ефремов очень мало ставил в «Современнике» классики. В чем причина? Ответить на этот вопрос однозначно довольно трудно, но все же попытаемся… Олег Ефремов был в театре безусловным авторитетом. Он был мастером. Все его оценки, мнения и взгляды принимались без обсуждений и рассуждений. Ефремов (особенно в первый, начальный период) чрезвычайно ценил в театре коллективность творчества, не любил, когда актер выделял себя из актерского ансамбля, страшно не любил женских слез, излишних рыданий и истерик на сцене. Ефремов всегда подчеркивал свою верность школе Станиславского и его системе, свою верность реализму, правде в искусстве и театру переживания. Именно правдивыми были первые спектакли театра, в частности пьесы Виктора Розова, по отношению к предшествующей традиции советской пьесы. Но мы должны понимать и то, что система Станиславского родилась в определенное время, что ее носители – мхатовские актеры – это были люди высокой русской православной культуры. И, возможно, Ефремов чувствовал, что русская классика требует именно той, уже достаточно утерянной, глубины; той правды жизни, которой он все равно не мог или сказать, или попросту знать, выращенный на диалектике и марксизме‑материализме. Эта своеобразная «боязнь классики» в этот период, наверное, может быть вполне объяснена так – по большому счету. Все‑таки при всей оппозиционности, Ефремов был советским человеком, а это значит, что был воспитан на приоритетах общенациональных, интернациональных. Справедливости ради скажем, что О. Ефремов поставит в «Современнике» «Чайку» с Анастасией Вертинской, Татьяной Лавровой и Олегом Далем – изумительным актером, игравшим в театре довольно мало, но своим участием всегда преображающим спектакль. Олег Ефремов был творческой личностью. Он умел репетировать, он страстно любил работать. На его репетиции в театре сбегались все – закрывался актерский буфет, так как буфетчики мчались на репетицию, приходили электрики, рабочие. Всеми чувствовалась эта счастливая творческая атмосфера, которая была в «Современнике» в начальный период его режиссерской деятельности.


Во всех спектаклях были важны, безусловно, гражданский накал, страстность мысли, всегда важна проблема общество и герой, но при этом многие спектакли несли в себе элементы лиричности. Ученики мхатовской школы, актеры театра и его режиссер добивались конкретности, детального изображения чувств своих героев. Гражданственность, героика, лиризм – вот «три кита», которые держали театр этого периода. Театр говорил о своих идеалах, среди которых первейший – быть правдивым. С другой стороны, Ефремов всегда напоминал о традициях. Но как совместить идеалы нынешние с традицией? Честно все же на этот вопрос ответить было довольно трудно – опять‑таки всем известно отношение в советском обществе к отечественным идеалам дореволюционной поры. В нашем наследии выбиралась только демократическая, революционная линия и тогда получалось, что бомбисты, террористы и цареубийцы – герои. Да, так получалось и в «Современнике», когда он делал подарок советской власти (к 50‑летию) в виде знаменитой трилогии «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики» в авторстве Свободина и Шатрова. Это было выполнение социального заказа, но, с другой стороны, оппозиционер должен был как‑то оправдать свое деяние. Вообще спектакль рассказывал публике избитую советскую «истину» о преемственности идеи революции – от декабристов к большевикам, говорил и о «выстраданности» идеи революции народом. Но в то же время «фига в кармане» состояла в том, что, выводя на сцену Луначарского – образованнейшего человека, Свердлова – заботливейшего отца народа и душку‑Крупскую, театр «имел в виду», что этим своим показом прежнего революционного правительства (культурного, образованного и интеллигентного) делает намек на некультурность и неинтеллигентность нынешнего советского (брежневского) правительства. Вот такая вынужденная арифметика – два пишем, три – в уме! Заметим, что так думали на полном серьезе – об интеллигентности большевиков первого призыва, и думали долго все официальные оппозиционеры, вплоть до конца 80‑х годов.

В 60‑е и 70‑е годы в труппе театра было много превосходных артистов, составивших славу отечественного театра, несмотря на то, что многие из них и покинут театр «Современник». Итак, это были – Н. Дорошина, Е. Евстигнеев, В. Заманский, О. Фомичева, И. Кваша, М. Козаков, Т. Лаврова, В. Сергачев, Н. Климова, О. Табаков, Л. Толмачева, Г Волчек. Чуть позже пришли в театр О.Даль, А. Вертинская, А. Мягков, В. Земляникин, А. Медведева, С. Сазонтьев, А. Вознесенская, А. Суховерко и другие.


Открытие «Современника», конечно же, было выдающимся событием театральной жизни страны. Но ты, дорогой читатель, уже не раз мог заметить, что в жизни любого театра самое яркое и интересное время – это время его рождения. Оно – как детство человека, всегда счастливое, просто потому, что это – детство. За ним следует другой период – созревания и зрелости. Одним из таких удачных зрелых спектаклей были «Провинциальные анекдоты» Александра Вампилова. При читке пьесы присутствовал сам Вампилов. Он скромно сидел в последних рядах и «останавливал» некоторые восторженные актерские оценки типа «нового Гоголя». Пьеса была всей труппой принята на «ура» (за единичным исключением). Спектакль очень долго жил в репертуаре и был любим как актерами, так и публикой. Удачным был спектакль «На дне» Горького – его успех был обусловлен блестящей актерской игрой. Иногда в нем Луку играл знаменитый мхатовский актер Грибов. И спектакль вдруг менялся – в нем становился иным центр тяжести. Все смещалось в сторону грибовского Луки. И так бывает всегда, если на сцену выходит личность и большой талант. Период вызревания никогда не проходит без сломов, срывов, падений. После ухода О.Н. Ефремова из театра, некоторое время им руководил Олег Табаков, а позже – Галина Борисовна Волчек (до сегодняшнего дня). Новые руководители, конечно же, заверили всех, что они будут продолжать ориентацию театра на современность, общественную активность, правдивость. Волчек, как в свое время Ефремов, отдавала дать времени – в «Современнике» ставили «Сталеваров» и «Секретаря парткома» Гельмана («родоначальника» производственной драмы).

Новый период в театре начался, как собственно всюду, с началом «перестройки», к которой главный режиссер театра Галина Волчек чувствовала себя вполне подготовленной. Нужно было «попасть в точку», и она попала. Всеобщее возбуждение, требование «защитить демократию» вылились в постановку фирменного спектакля этой поры – «Крутого маршрута» по книге Евгении Гинзбург. В спектакле есть все «признаки демократии» – антисоветский дух, лагерная тема, скорби ГУЛАГа. Это был период, когда правда о репрессиях и лагерях стала всеобщим достоянием. Это был прорыв в новый период жизни театра. С этим спектаклем они объехали и не раз многие страны мира: США и Финляндию, Израиль и Германию.

В последнее время все театры, кажется, пережили идеологическую болезнь перестройки. Теперь ни от кого не требуют активно напоминать о своей демократичности и своей верности «новой идеологии». В последнее время все активнее рынок наступает на культуру, в том числе и на театр. Все театры стали ставить коммерчески‑выигрышные спектакли. Все театры стали работать на принцип «звезд». Правда, у нас театр «звезд» еще отличен от бродвейского – у нас театры все еще имеют постоянную труппу (реформы у нас не прошли, хотя были предприняты самые решительные попытки). Таким образом, мы имеем постоянные «звездные труппы». «Современник» не стал исключением – он, как и другие, активно ставил модную драматургию. Например, Людмилу Петрушевскую с ее погруженностью в быт и Николая Коляду – признанного «авторитета сквернословия» на современной сцене. Он, как и все, осуществляет коммерчески‑выигрышные проекты. Например, ставит «Пигмалиона». Верный успех, если, конечно, играют в спектакли замечательные актеры, как Елена Яковлева. Не знаю, все ли согласятся со мной, но я считаю, что «Современник» из режиссерского театра (а еще так недавно именно режиссура определяла успех театра) превращается в театр актерский. И популярность ему делают исключительно яркие актеры. А потому нынешний «Современник» активно посещается публикой, имеющей к нему устойчивый интерес. Немаловажное значение имеет и то, что в труппе этого театра много актеров, популярность которых поддерживалась или поддерживается до сих пор кино и телевидением (театр, безусловно, не обделен вниманием СМИ, что уже, как говорят, «половина успеха»). Современниковская труппа – это «звездная труппа». Марина Неелова и Елена Яковлева, Лия Ахеджакова и Тамара Дегтярева, Сергей Гармаш и Валентин Гафт, Нина Дорошина и Михаил Жигалов, Игорь Кваша и Алла Покровская, Людмила Иванова и Елена Козелькова, Авангард Леонтьев и Галина Петрова, Лилия Толмачева и Валерий Хлевинский – именно они работают так, как может работать актер, любящий Его величество театр.

 







Date: 2015-11-15; view: 315; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию