Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тайна кумранских свитков
Весной 1947 года в районе Мертвого моря, в горах Рас‑Фешха, была сделана необычная находка. Два мальчика‑бедуина, отправившиеся на поиски отбившейся от стада козы, заметили узкую расселину в скале. Расселина вела в небольшой грот, а точнее, извилистый коридор, размеры которого составляли приблизительно 8 м в длину, 2 м в ширину и 2,5–3 м в высоту. То, что арабы увидели в пещере, было совершенно нежиданным: здесь, посреди разбросанных черепков и мусора, стояли восемь плотно закрытых крышками глиняных кувшинов. Все они оказались пустыми, кроме одного: в нем находились три кожаных свитка, завернутые в старую полотняную ткань. Внутренняя сторона свитков была исписана какими‑то буквами. Оба бедуина были неграмотны, но сразу поняли, что перед ними – старинные вещи, которые можно выгодно продать. Они забрали с собой кожаные свитки и несколько кувшинов, чтобы показать их торговцам древностями в Вифлееме. Так начался долгий путь таинственных свитков, которым спустя два года суждено было стать настоящей мировой сенсацией. Часть из них попала к главе христиан‑якобитов Мар Афанасиосу Иошуа Самуилу, архиепископу Иерусалима. Поняв, что перед ним – фрагменты текстов Ветхого Завета, сделанные на древнееврейском языке, он предпринял попытку определить возраст этих рукописей. По его просьбе специалисты Американской школы восточных исследований в Иерусалиме Дж. Тревер и У. Броунли провели экспертизу свитков. Фотокопии рукописей были направлены одному из самых крупных специалистов в области исследований Палестины – профессору Уильяму Ф. Олбрайту. Олбрайт не выразил никаких сомнений в подлинности рукописей и определил, что тексты написаны приблизительно за сто лет до нашей эры.
Мировая наука не знала до сих пор ничего подобного. Самая древняя из известных к тому времени древнееврейских рукописей Ветхого Завета – так называемый «Каирский кодекс» – относится к IX веку н. э. Так что находка ветхозаветных текстов, имеющих возраст на тысячу лет старше, стала подлинной научной сенсацией огромного значения. Ученые из Американской школы восточных исследований в Иерусалиме предприняли новые поиски старинных рукописей. В частности, им удалось разыскать те свитки, которые бедуины продали различным торговцам древностями. К месту находки рукописей была направлена специальная археологическая экспедиция, в состав которой вошли специалисты Иорданского департамента древностей, французской Библейской археологической школы в Палестине и Палестинского археологического музея. Тщательно обследовав грот, ученые собрали осколки глиняных сосудов и около 600 фрагментов кожаных свитков с древними письменами. По расчетам археологов, всего в этой пещере когда‑то находилось около 50 сосудов и около 150 свитков. Часть из них, вероятно, была расхищена грабителями еще в древние времена. Близ первой пещеры в течение нескольких последующих лет было обнаружено еще 11 гротов, из которых было извлечено около 15 000 фрагментов ветхозаветных текстов и несколько сот рукописей светского содержания. Конечно, всех интересовал вопрос: что за люди оставили в пещерах эти загадочные свитки? Кому могло прийти в голову жить в этой мертвой пустыне, среди голых, лишенных всякой растительности скал? Неужели в древности здесь были какие‑то поселения? В начале 1950‑х годов археологическая экспедиция во главе с Р. де Во, директором Библейской школы ордена доминиканцев в Иерусалиме, и Д.Л. Хардингом, директором Иорданского департамента древностей, приступила к исследованию расположенного поблизости от загадочных гротов холма Хирбет‑Кумран – по‑арабски «холм щебня». С конца 1951 года археологи вели здесь планомерные раскопки, продолжавшиеся шесть сезонов. Со всей тщательностью здесь были раскопаны остатки целого комплекса помещений, датируемого, судя по многочисленным находкам сирийских, иудейских и римских монет, 125 году до н. э. – 75 году н. э. (близкую дату – от 167 года до н. э. до 233 года н. э. – дал и радиокарбонный анализ свитков). Из 153 найденных при раскопках монет 72 принадлежали ко времени, предшествовавшему правлению царя Ирода Великого (35–4 гг. до н. э.), одна – к эпохе его правления и 80 – к 70‑летнему отрезку времени после его правления. Такое распределение монет указывает на то, что поселение на холме Хирбет‑Кумран было покинуто в начале царствования Ирода Великого и вновь заселено после него. Из письменных источников известно, что на 7‑м году царствования Ирода в Палестине произошло сильное землетрясение. Скорее всего, оно и стало причиной прекращения жизни на поселении. Среди руин Хирбет‑Кумрана археологи обнаружили большую трещину в земле, протянувшуюся на 15 метров и повредившую часть построек, – вероятно, это и есть след той давней катастрофы. При этом земля осела почти на полметра и следы этого обвала хорошо заметны и сегодня. Нетрудно также заметить, что в дальнейшем стены были исправлены и восстановлены. Многие другие следы – обрушившиеся, местами почерневшие от пожара постройки, «трехкрылые» римские наконечники стрел – свидетельствуют о том, что около 67–70 годов, во время первого иудейского восстания против Рима, поселение на холме Хирбет‑Кумран было взято и разрушено римскими воинами. Вероятно, именно в это смутное время жители Кумрана спрятали священные тексты в пещере, заботливо укутав их в полотняную ткань и поместив в глиняные сосуды. Вероятно, они рассчитывали когда‑нибудь вернуться за ними, но никому из них это не удалось – они были убиты, захвачены в плен или рассеяны римлянами. Но кто именно жил в этом уединенном поселении? На этот счет мнения ученых разделились. Часть исследователей встала на сторону гипотезы, согласно которой Кумран являлся местом обитания ессеев, о которых в свое время писал Плиний Старший. Правда, понять, кто такие ессеи, из сообщения Плиния невозможно. Поэтому вокруг гипотезы о ессейском происхождении Кумрана и кумранских свитков развернулась острая дискуссия. По мнению одних ученых, ессеи – члены некоей религиозной секты, которые вели отшельнический образ жизни. Другие исследователи предполагают, что это просто какая‑то особая община иудеев. Третья группа исследователей вообще отрицает существование ессеев. Пролить свет на тайну кумранских свитков могли в первую очередь сами свитки. Для изучения собранного материала – а его количество оказалось огромным – была создана специальная исследовательская группа, в которую вошли специалисты из разных стран. Между тем, когда ученые еще только приступали к разгадке кумранских свитков, два «независимых» исследователя, француз и англичанин, уже поспешили опубликовать свое собственное «сенсационное открытие»: они заявили, что результаты исследования свитков «представляют собой радикальный переворот в истории христианства». Как будто бы следует из кумранских текстов, ессеи знали о том, что некий «учитель праведности» был распят на кресте, тело его затем было снято и предано погребению и что апостолы ожидали воскресения и возвращения на землю своего «учителя». То есть образ, а точнее прообраз, Иисуса Христа якобы уже существовал у ессеев. «Рукописные свитки Мертвого моря – самый большой вызов христианскому учению со времени появления дарвинизма!» – напыщенно заявляли авторы гипотезы. Это необоснованное утверждение, несмотря на горячие протесты и опровержения крупнейших ученых, было тут же подхвачено и растиражировано прессой. Особенно широко эта тема «освещалась» в атеистическом Советском Союзе, где приветствовалась любая глупость, лишь бы она была направлена против христианства. Нет никакого сомнения в том, что иудейские секты существовали еще до возникновения христианства. Но поборники «самого большого вызова христианскому учению» могут в данном случае отдыхать. Кумранские тексты не содержат абсолютно ничего, что могло бы подвергнуть сомнению основные догматы христианства. Община ессеев, как это явствует из найденных в Кумране документов, была глубоко преданна традиционному иудаизму. Некоторые параллели с христианством в ессействе, правда, присутствуют, но они объясняются общими корнями обоих учений, берущих свое начало в Ветхом Завете. «Таким образом, если ессейство содержит ряд элементов, которые оплодотворили ту почву, на которой в дальнейшем родилось христианство, то не менее очевидно и то, что христианство представляет собой нечто совершенно новое, нечто, объяснимое в конечном итоге только личностью Иисуса Христа», – пишет по этому поводу один из крупнейших исследователей кумранской проблемы Ж.Т. Милик. Открытия в Кумране, конечно же, интересны не той чушью, которую нагородили вокруг них «антирелигиозные» пропагандисты. Кумранские манускрипты ценны прежде всего тем, что они обогатили бесценными сведениями не только общую историю и историю религии но и языковедение (наряду с основными древнееврейскими наречиями, в них представлено семь других языков), палеографию – науку о древних рукописях, историю литературы, историю права (некоторые тексты из Кумрана представляют собой контракты на куплю‑продажу). Это обстоятельство и обеспечило кумранским свиткам мировую известность, далеко выходящую за пределы чисто научного интереса. Созданные на протяжении III–I веков до н. э., они являются ценнейшими документами эпохи.
Египет
Date: 2015-11-15; view: 431; Нарушение авторских прав |