Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внутренний Ребенок: ступени личностного роста
Ни о каком Внутреннем Ребенке лет до тридцати я и не думала. Ну во-первых, время было такое: «здесь и сейчас» заслоняло все другие состояния — речь шла о выживании. Во-вторых, психология существовала для нас, обывателей, в виде терминов и популярных тестов, типа «Нарисуй человечка из геометрических фигур». И в-третьих, я тогда была озабочена решением более глобальной проблемы, чем Внутренний Ребенок: я пыталась родить настоящего, а не символического малыша. Когда он наконец появился на свет, со мной стали происходить невероятные, не объяснимые логикой вещи. Ну, например, я до краев наполнилась страхами. Я боялась всего: болезней, потери мужа, войны, пожара, безденежья, голода, боялась инфекций и безумия, одиночества и беспомощности. Но больше всего я боялась потерять ребенка. Свою тревожность я проявляла через повышенный контроль. В результате почти перестала спать, похудела на много килограммов и была близка к нервному срыву. Психика не выдерживала напряжения, и я начала искать виноватого: мужа, который не может обеспечить семью, родственников, которые не помогают, друзей, которые про меня забыли, страну, которая выплачивает смехотворное детское пособие. В этот период меня стали посещать воспоминания. Это было какое-то пограничное состояние между сном и явью — засыпая и просыпаясь, я видела картинки своего детства. Обычно они были очень яркими и теплыми — я вспоминала запахи, звуки, мелкие, ничего не значащие детали.
Водяной кран в глубине сада обшит деревянными досками, снаружи только изогнутая труба, из которой льется вода. Сбоку выпилено отверстие — туда можно сунуть руку и нащупать холодный, металлический вентиль. Он откручивается вначале туго, а потом все легче и легче. Вода вы рывается с шипением, неровной, прерывистой струей. Можно приложиться губами и пить. Самая вкусная вода, которую я когда-либо пробовала! А потом подставить под струю босую ногу — от ступней и все выше, пока не станет очень холодно. И сунуть мокрую ступню в разношенный сандаль и побежать прочь, по своим детским делам...
Вначале я приняла это за нервное расстройство и очень испугалась. Но противиться воспоминаниям не могла: действительность была настолько ужасна, что мои грезы стали единственным спасением и передышкой. Еще я плакала. Не потому, что мужу уже полгода не платили зарплату и порой не хватало денег даже на молоко, — в этой ситуации я предпочитала искать выход, а не жалеть себя. А плакала, когда вспомнила мамин рассказ, как она, одна с грудным ребенком на руках, подкармливала меня болтушкой из муки и воды и оставляла на попечение древней слепой старухи соседки, если уходила на работу. Мне до слез было жалко ту маленькую брошенную девочку. Меня кидало из крайности в крайность: моя взрослая сверхответственность за своего ребенка и семью сменялась детской беспомощностью и болью по поводу того, что было со мною много лет назад. Так прорвался наружу мой Внутренний Ребенок. В то время, более 10 лет назад, я попала на тренинг. Экзотическое занятие для посвященных или больных. Себя я причисляла ко вторым. Это были первые тренинговые программы, привезенные из-за границы, они тяжело воспринимались и принимались, но увлеченность тренеров, их вера в метод делали свое дело. И опять я неожиданно натолкнулась на тему детства. В настоящем было столько трудностей и проблем, а я оплакивала свое прошлое. Как будто прорвало шлюзы, и боль хлынула потоком. Позже, когда я стала специалистом и помогала своим клиентам работать с темой детства, поняла, что эта стадия выплакивания неизбежна — пока она не пройдена, личность не может развиваться дальше. На этом тренинге произошло еще одно открытие — я поняла, чем хочу заниматься. Все было очень неоднозначно, я критически отнеслась ко всему происходящему, оспаривала то, что пытались внушить тренеры, подозревала участников в неискренности. Но то, что тренинг — это очень сильно, я усвоила однозначно. Тренинг способен запустить ме ханизмы самопознания, дать огромный энергетический толчок, открыть новое видение. Ты как будто поднимаешься ввысь и смотришь на свою жизнь и на себя с высоты птичьего полета. И этот отстраненный взгляд является более истинным и объективным, чем то, что ты привык видеть и думать о себе. Я решила, что у меня это получится. Надо только выучиться. Надо только вылечиться. К счастью, я уже понимала, что одно от другого неотделимо, и «спасателем» может стать только тот, кто спасся сам.
Я шью куклу. Не для ребенка, и не забавы ради —я лечу себя. Меня не надо долго уговаривать и доказывать, что это эффективно. Стоило мне только набить старую варежку ватой и перетянуть ниткой «шею», как чувства и воспоминания накрыли меня целиком. Ну конечно, голова— в первую очередь. Я всегда была умненькой девочкой... И голова огромная получилась, и вата почти вся закончилась... Мама рассказывала, что рождалась я ножками и застряла головой... В школе мне наступили на голову — один старшеклассник сбил, а другой бежал следом и наступил, со всего маху. Я выплюнула на пол зуб и пошла домой. А голова болит с тех пор, как родила сына. Мигрень... Умненькая девочка — кто это говорил? Наверное, воспитательница. Я складно говорила и хорошо запоминала стихи... Пришиваю кукле волосы — протыкаю ткань иголкой и приделываю пучки шерстяных ниток. Получается некрасиво... Мама расчесывает меня у зеркала, пытается сделать новую прическу. Разочарованно откладывает расческу— как ни делай, красивее не становится...
Я опять плакала, но уже появилась способность думать. Вместе с этим возникла осторожность по отношению к собственному ребенку: так легко ранить, и так велика цена родительских ошибок. Что будет оплакивать мой сын, когда ему исполнится тридцать лет? Что я могу сделать сегодня, чтобы багаж его детства стал наследством, а не тяжким грузом? Я открыла в себе способность понимать и чувствовать ребенка — и разом исчезли все педагогические проблемы. Ведь если понимаешь «почему», легко решить и «что делать». Я стала доверять своему материнскому чутью больше, чем книгам Спока. Людям, у которых есть соб ственный ребенок, легче дается лечение Внутреннего Ребенка. Через отцовство и материнство они учатся быть Родителем самому себе. Воодушевленная первыми личностными достижениями и учебой в институте, я пришла в детский сад. И меня взяли на должность психолога, хотя документа, подтверждающего это право, у меня еще не было. Вопреки ожиданиям заведующей, я стала заниматься больше родителями, чем детьми. Передо мной, в моем кабинете плакали великовозрастные девочки и признались в своей растерянности выросшие мальчики. А где-то этажом ниже, в группах нервно сосали пальчики, капризничали, устраивали истерики или просто смотрели безучастно в окошко их «последние куклы». На все вопросы «Что мне делать?» я отвечала вопросом: «А как вы думаете, что с ним происходит?» И очень часто люди начинали отвечать: «Когда я был маленьким...» Оказалось, что тропинка к собственному детству не заросла, что детские ощущения, мысли, восприятие остаются в памяти навсегда, и являются не только «прошлым», но и «настоящим». Я сделала первый в своей жизни тренинг — для родителей. В отличие от своих коллег, не обучала, как себя вести с детьми, а заставляла думать и чувствовать. Интуитивно нащупывала методы, от чего-то отказывалась, что-то присваивала, что-то изобретала. Мой собственный Внутренний Ребенок перестал плакать и жаловаться и стал моим советчиком. Я ловила себя на внутренних диалогах, и это уже не пугало, как прежде, а стало, напротив, моментом откровения. Все мои клиенты того периода приходили с похожими проблемами. И все эти проблемы очень быстро выводили нас на детство. Сейчас я понимаю, что мудрость жизни состоит в неслучайности каждой встречи, и каждому клиенту свой психолог, и каждому тренеру свой участник, но тогда меня это удивляло. Почему именно ко мне приходят именно эти люди?!
Ее пробовали лечить антидепрессантами — стало еще хуже. Родные всерьез не принимают, подруги считают, что «с жиру бесится». А ей ужасно плохо, и описать эту «плохость» нелегко. Она сидит напротив и говорит уже второй час. Суть рассказа: «Мне страшно!» Боже, почему она пришла ко мне, со мной же тоже недавно было подобное?! Я спрашиваю: «А какой он — твой страх?» Она начинает описывать сразу же, не задумываясь: «Такая овальная коробочка, коричневого цвета, очень похожа на грецкий орех, с прожилками. И от нее отходит длинная, тонкая ниточка. Там, внутри живет страх». Я предлагаю ей стать своим страхом, превратиться в него. Она ложится на ковер, сворачивается калачиком... Я в шоке— коробочка, прожилки, ниточка, она — в позе эмбриона... Твой страх возник раньше, чем ты появилась на свет. Это внутриутробный страх...
Когда я впервые пришла в институт с предложением вести тренинг «Диалоги с Внутренним Ребенком», никто не понял, о чем идет речь. Были даже предположения, что это тренинг для беременных. Пришлось написать не только подробную программу, но и статью. И на первом же тренинге — аншлаг, 23 человека! Порой меня охватывал ужас, хотелось тихо выйти из зала и не возвращаться. Но все чаще и чаще возникало состояние спокойствия и уверенности, что все происходящее — очень правильно и важно. Сейчас я могу судить о своих ошибках и промахах, недоработках и даже возмущаться своей самонадеянности. Но я ни о чем не жалею, этот этап надо было пройти. Надо было научиться брать на себя ответственность — я научилась быть Взрослой. Пазлы моей профессиональной и личностной картины сложились. Все три роли — Ребенка, Родителя и Взрослого — обрели свои очертания, окрепли и научились вести диалог. Случается, что мой Ребенок начинает капризничать и предъявлять претензии, но все чаще я вижу его деятельным и активным. Он подсовывает мне все новые и новые идеи, и я очень легко поддаюсь на его уговоры. Несколько раз я порывалась закрыть тренинг, передавала программу своим коллегам. Но, как оказалось, в работе с этой темой нет глаголов совершенного вида — можно «идти, расти, делать», но невозможно прийти и поставить точку. Всю жизнь мы находимся в пути, приближаясь к себе настоящему. И то, что было утеряно, возвращается к нам понемножку, крупицами. А наградой становится сам процесс. Психоаналитический термин «Внутренний Ребенок» традиционно связывают с именем Карла Густава Юнга. Помню, как впечатлил меня биографический факт о том, что ученый нашел выход из кризиса в детской игре — постройке города из песка, камней и других подручных материалов. Как этот, уже зрелый человек, отрабатывал «смену» на своей импровизированной стройке, преодолевая сомнения, стыд и веря в ценность происходящего. Когда постройка была закончена, ученый приступил к созданию главного труда своей жизни — учения об архетипах. Одним из них стал архетип «Внутреннего Ребенка», воплощающий в себе жизненные силы, потенциалы, пути и возможности, которые не доступны логическому пониманию. Ученый обратил внимание на то, что в мифах и сказках Ребенку нередко отводится роль спасителя. Точно так же в жизни любого взрослого человека наступает период, когда он вынужден обратиться к собственным детским переживаниями и спасти свое настоящее. Работа с Внутренним Ребенком — это не столько возвращение в прошлое, сколько выстраивание своего будущего. Признать и освободить своего Ребенка — означает признать и раскрыть свою внутреннюю сущность, спонтанность, творческий потенциал. Эта тема прозвучала в исследованиях Эрика Эриксона и Альфреда Адлера, Эрика Берна, Эллиса Миллера, Дональда Уинни-котта. Концепция Ребенка внутри себя является уже общепризнанной и стала частью нашей культуры. За взрослыми признано право играть, творить, ошибаться, проявлять различные чувства. Мы постепенно возвращаемся к естественности и психологическому здоровью. Наша Истинная сущность, или Божественный Ребенок — это то, чем мы на самом деле являемся. Те лучшие качества личности, которые заложены в нас, которые мы получили в наследство от предков, как золотой запас. Наш Божественный Ребенок выразителен и обладает яркой индивидуальностью. Вся жизнь для него — увлекательная игра, а трудности и проблемы —лишь препятствия на пути, которые надо преодолеть. Для этого Ребенок проявляет изобретательность и упорство. Ему просто необходимо получать удовольствие от процесса жизни. Он по-здоровому потворствует себе и искренне рад заботе и любви. Он несет себя, как подарок этому миру, и ощущает свою взаимосвязь со Вселенной. Доверчивость и открытость чувствам делают Ребенка ранимым и уязвимым, но это скорее его сила, чем слабость. Только открытые системы способны выживать и развиваться — это всеобщий закон природы. Если вы захотите увидеть живое воплощение Божественного Ребенка, вам придется очень сильно постараться. Такие дети вызывают не только восхищение окружающих, но и протест, возмущение, желание «воспитать» и подчинить правилам.
В детский сад приехали цирковые артисты. В назначенный час воспитатели привели в зал детей и усадили на стульчики — каждая группа на свой ряд. Одному мальчику было плохо видно, и он постоянно приподнимался. Воспитательница одергивала его и требовала сесть на место. Тогда малыш просто сел на пол возле стены — там он все видел и никому не мешал. Взрослые велели ему вернуться на свой стул. Он опять «переполз» ближе, договорившись с девочкой на первом ряду, что он сядет вместе с ней. Этот маневр остался незамеченным, но ребенок так искренне радовался и громко смеялся над выступлением клоунов, что разгневанная воспитательница схватила его и посадила рядом с собой. Она требовала тишины и спокойствия, но ребенок, поглощенный представлением, просто не мог это сделать. Наконец началось выступление дрессировщика. Он показывал номер с собачками. Одна собака никак не хотела идти на передних лапках, и артист стал постукивать ее палочкой по животу. Собачка сопротивлялась, спотыкалась и падала, и удары становились все сильнее. Мальчик закричал: «Не бейте ее, ей же больно! Она не хочет ходить на передних лапках...» Воспитательница схватила ребенка за руку и с силой вытащила из зала.
Наш Божественный Ребенок не в силах противостоять реалиям жизни. Он слишком совершенен для этого несовершенного мира. И на смену ему приходит Раненый (Стратегический) Ребенок. Но Истинная сущность не исчезает. Она ждет нашего взросления, нашей мудрости и смелости — того времени, когда мы опять позволим ей проявиться. Ложная сущность, или Раненый Ребенок — то, чем мы научились прикрываться. Это наша реакция приспособления, стратегия выживания. Но, когда-то угождая социуму и родителям, мы начали притворяться, и потом так привыкли, что разучились быть естественными. Раненый Ребенок может быть излишне агрессии вен и упрям, а может быть пассивен и равнодушен. Он постоянно ждет подвоха и готов приспособиться к любым условиям — только дайте знать, каким вы хотите меня видеть?! Он верит в то, что недостаточно хорош, и пытается стать лучше всеми силами. Все ради того, чтобы добиться любви. В свою очередь, он готов сам любить только при условии. Раненый Ребенок скрывает, прячет или отрицает свои чувства. Он завистлив, критичен, стыдлив, стремится обвинять и испытывает боль одиночества. Его приучили, что ценен только результат, и он разучился радоваться процессу. В той или иной степени Раненый Ребенок присутствует в каждом из нас и проявляется чаще, чем мы думаем. Иногда он настолько овладевает нашей жизнью, что мы перестаем совершать взрослые поступки и нести ответственность. Или, напротив, превращаем всю свою жизнь в рутинное, серьезное мероприятие, не позволяя себе расслабляться и получать удовольствие — «назло врагам, на радость маме». А начинается все со стремления взрослых подогнать ребенка под какой-нибудь стандарт, который в их представлении является правильным.
В детстве меня всем ставили в пример. Меня любили вое-питатели, учителя, вожатые. Я всегда стремилась быть во всем первой —мои рисунки висели на выставке, я лучше всех пела и читала стихи, раньше, чем сверстники, научилась читать и писать. У меня было много домашних обязанностей, и соседки восхищенно говорили маме, какая у нее растет помощница. А мама вела себя со мной, как со взрослым человеком, — не наказывала, не ругала, но и никогда не хвалила, а тем более не ласкала. Она была занята уходом за младшей сестрой и работой. Так я и росла — серьезной, ответственной, но грустной и усталой девочкой. Уже в детстве я поняла, что жизнь тяжела и радостей в ней мало.
Путь к Божественному Ребенку лежит через исцеление Раненого Ребенка. На это могут уйти годы. Травмы детства оставляют глубокие раны. Они неизбежны, даже если наши родители искренне любили нас и дарили свою заботу и внимание. Но они, в свою очередь, тоже несли в себе своего Раненого Ребенка и не избежно причиняли нам боль. В этом суть нашей жизни: потерять свою истинную сущность в самом начале и потом всю оставшуюся жизнь возвращаться к ней. Но это самое увлекательное путешествие в жизни — путь к самому себе.
Упражнение «Встреча с Внутренним Ребенком» Архетип Внутреннего Ребенка как универсальный образ присутствует в психике любого человека. Исследование его дает возможность реанимировать детские переживания, травмы, которые оказывают свое влияние по сей день. В этом случае участники будут чувствовать при встрече с Внутренним Ребенком боль, жалость, вину, обиду. Если же ребенок станет символом потенциалов, заложенных в человеке, то переживания будут светлыми и радостными. Цель. Исследование образа Внутреннего Ребенка, активизация переживаний, связанных с детством. Организация. Лежа на ковриках. Во время упражнения включите тихую, спокойную музыку. Длительность. 15-20 мин. Ход. «Итак, представь себе свою детскую фотографию, там, где тебе совсем немного лет. Может быть, это реальная фотография, и она где-то хранится в альбоме, и ее достаточно вспомнить. А может быть, такой фотографии в реальности не существует, и она только плод твоего воображения. Представь ее как можно ярче со всеми подробностями. Посмотри на малыша, который изображен на фотографии, на эту маленькую девочку или маленького мальчика. В каком настроении он находится? Что сейчас происходит с ним? Во что одет этот ребенок? В какой позе он находится? Может, рядом с ним сфотографированы какие-то люди — что это за люди, как они относятся к этому ребенку? Посмотри на его личико и постарайся угадать или вспомнить, что он переживает в этот момент, какие мысли бродят в его голове. А теперь представь большое зеркало, там, где ты отражаешься в полный рост. Мысленно подойди к этому зеркалу и посмотри на свое отражение. Рассмотри себя настоящего, взрослого. Какой человек отражается в этом зеркале? Уверенный или не очень? Счастливый или не очень? Любимый или не очень? Смотри на свое отражение до тех пор, пока оно не начнет меняться. Пока напротив себя в зеркале ты не увидишь ту маленькую девочку или того маленького мальчика, которым был много лет назад. А это обязательно произойдет, надо только постараться увидеть в себе ребенка. Те же самые глаза, овал лица, волосы. Тот же нос и уши. Те же самые руки и ноги. Поменялась твоя внешняя оболочка, а внутри ты остался тем же самым. Присядь на корточки и загляни в глаза этому малышу. Вот он стоит перед тобой, тот маленький человечек из твоей прошлой жизни. Вы смотрите в глаза друг другу. Что происходит с ребенком? Как он реагирует на эту встречу? Что он чувствует? Как себя ведет? Что чувствуешь ты сейчас? Чем для тебя явилась эта встреча? Она связана с радостью? Или болью? Или с удивлением? Как хорошо, что эта встреча произошла! У тебя есть возможность сказать своему маленькому ребенку то, что тебе хочется сказать. Сделай это. Улыбнись ему и дай понять, что ты — его будущее взрослое «Я». И ты умеешь утешать маленьких детей. Ты умеешь быть хорошим и мудрым родителем. Ты знаешь ответы на все вопросы. Пообещай этому малышу, что вы никогда не будете расставаться. Может быть, он скажет что-то тебе в ответ. Выслушай эти слова. Может быть, он хочет о чем-то тебя спросить? Найди слова, которые ему сейчас очень нужны, А теперь пришло время расставаться. Скажи своему малышу: «До свидания», веря, что свидание обязательно состоится. Вы прощаетесь, и ребенок уходит в далекое Зазеркалье. Ты видишь, как детское изображение в зеркале исчезает. Ты опять видишь свое привычное отражение. Что приобретено за эти годы? А что потеряно? Чем ты отличаешься от того маленького и доверчивого человека? Что осталось в тебе с детства неизменным?..» После визуализации участники делятся своими переживаниями, мыслями, выводами. Этапы и методы работы с Внутренним Ребенком
Работа с собственным детством —долгий и тяжелый процесс, сопровождающийся сменой воспоминаний, состояний, активизирующий различные переживания. Зачем все это надо и что является показателем успешной работы— без ответов на эти вопросы не стоит приниматься за работу. Скажу сразу, что я не отношу себя к тем психологам, которые идеализируют психотерапевтический процесс и считают, что без профессиональной помощи человек не сможет решить свои проблемы и обречен на душевные терзания. Отнюдь нет. Все мы лечимся жизнью и в жизни, а психотерапия и самопознание под руководством специалиста могут лишь ускорить процесс, сделать его более осознанным и упорядоченным. Но такую же функцию выполняют и книги, беседы с людьми, размышления, наблюдения. Важно намерение. Будете ли вы работать со своим детством самостоятельно или придете на тренинг или консультацию — скорее всего, ваш путь проляжет через основные этапы:
Актуализация детских воспоминаний Я обратила внимание на то, что чаще всего к теме детства обращаются тридцатилетние люди. Если человек далек от психологии, он не читал Фрейда и не занимался психоанализом, зависимость своей нынешней жизни от детства он представляет очень условно. Проблема должна «накрыть» в настоящем. Кризис тридцатилетних обусловлен, в частности, тем, что детские, инфантильные установки и взгляды на жизнь перестают работать, и человек сталкивается с крушением принципов и идеалов. Многие, к примеру, в этом возрасте переживают разрыв в семье и недоумевают: «Почему? Мои родители много лет прожили вместе, почему моя собственная семья рушится?!» Или вдруг оказывается, что выбранная много лет назад профессия начинает вызывать отвращение и протест: «Как же так! Это был такой престижный вуз, я с таким трудом в него поступил!» Собственные дети указывают на несостоятельность педагогических методов своих родителей, которые считают, что «меня так воспитывали и ничего, человеком вырос!» Жизнь начинает показывать неправоту взглядов и требует перестройки. И человек впервые, может быть, задумывается: «А кто сказал, что так — правильно?» Цепочка размышлений неизменно приводит его в детство. Детские воспоминания уже не кажутся сентиментальной чепухой, они наполняются смыслом и содержанием. Сидя на кухне дома или в кругу на тренинге, человек начинает говорить: «Вот, я вспомнил, что у меня в детстве...» На этом этапе важен слушатель и важен процесс проговаривания. Когда мы говорим, мы начинаем думать. Между воспоминанием и действительностью образуется логическая связь. Мы так устроены — нам важно знать ответ на вопрос: «Почему?», как бы ни сопротивлялись этому вопросу представители некоторых психологических школ. Этот вопрос заслуживает уважения — с него начинается процесс познания и ответ на него дает ощущение обусловленности событий нашей жизни. Пойму «Почему?» — смогу понять «Зачем?» и «Что делать?». Этот этап — мотивация на дальнейшую работу. Иногда участники на тренинге говорят: «Я не помню своего детства». Это значит, что информация закрыта и защита очень сильна. Но этот человек зачем-то пришел на тренинг, у него есть догадка или интуитивное чувство, что ему надо открыть для себя тему детства, и именно сейчас. Я верю в силу намерения. И оказывается, что стоит расслабиться и перестать стараться вспомнить, как картинки начинают возникать сами собой. Очень важно создать обстановку безопасности и интереса к происходящему. Мое упражнение по шитью и анализу куколки становится глубинным, серьезным исследованием именно потому, что я отношусь к этой работе с максимальной серьезностью. Это заражает, заставляет людей думать и чувствовать — и каждая деталь, каждый стежок, рубчик, бантик, пуговка становятся деталью личной биографии. Попадания «в десятку» иногда настолько прямолинейны, что пугают.
Во время работы я замечаю, как Оксана шьет голову для куклы: она вырезала ткань по контуру, скроила голову вместе с шеей. Потом сшила, и оказалось, что набить ватой детали просто невозможно — отверстие на шее слишком мало. Тогда она делает следующее: прорезает большую дырку на месте рта и в нее засовывает вату. Чтобы делать это было легче, пропихивает вату спицей. Потом она зашивает дыру и рисует фломастером улыбающийся рот... Позже, во время анализа, девушка расплакалась: основным кошмаром ее детства было насильственное кормление. Вот так куколка рассказывает свою историю.
Процесс рассказывания воспоминаний ценен сам по себе, но редкий специалист удержится от анализа. • Как это повлияло на твою жизнь? • Что ты тогда почувствовал и понял? • Какие выводы были сделаны? • Ты видишь параллели с сегодняшней жизнью? • Чему тебя научил этот случай? «Тогда» и «сейчас» — две темы, идущие параллельно. Воспоминания могут идти спонтанно, тогда возникает вопрос: «Почему именно сейчас это вспомнилось?» Или могут активизироваться на заданную тему. Важные, на мой взгляд, темы я описала в этой книге. Что ждет от собеседника — друга или психолога — говорящий? Прежде всего безоценочности принятия. Один возгласили взгляд: «Да как ты можешь такое рассказывать!», или равнодушие, или пренебрежение — и человек закроется. Вместе с этим могут уйти и воспоминания. Мы потеряем шанс и возможность сделать скачок в личностном росте. А без темы принятия своего детского опыта, как мне кажется, невозможно двигаться дальше — к самопринятию и самоактуализации.
Встреча с Раненым Ребенком Не все воспоминания детства несут в себе боль. Мало того, мы воспринимаем этот период как беззаботный и счастливый. Отрицая боль, отрицаем возможность ее вылечить. Я почти не встречала в своей жизни спокойных, гармоничных и счастливых людей. А если такой человек возникал, то очень скоро понимала, что его состояние — это его достижение, результат длительной работы над собой. Так что тема Раненого Ребенка— априори универсальная. Все мы ранены своим детством—кто больше, кто меньше. И всем есть что лечить. Источником страданий и обид, как это ни прискорбно, являются самые близкие и значимые люди — наши родители. Наверное, это какой-то жизненный закон: кого любим, тому больше всего приносим боли. Этот вывод для многих является чудовищным: «Я очень благодарен своим родителям и не желаю думать, что они в чем-то виноваты!» Очень важно понять, что неизбежные ошибки в воспитании — это не вина, а беда родителей. Они, в свою очередь, тоже были «ранены» своими родителями и к моменту появления собственных детей несли груз боли, обид и комплексов. Другая крайность — возмущение и протест против действий и отношений родителей: «Как они посмели со мной так поступать!» Обе эти реакции неизбежны и предсказуемы — важно иметь смелость их пережить. Я обычно объясняю участникам тренинга, что эта работа не имеет отношения к родителям, она важна для нас самих. Позволить Раненому Ребенку рассказать свою историю и оплакать свои раны, не прерывая и не подвергая сомнению его переживания. Такое позволение обычно хорошо воспринимается людьми — они получают возможность говорить то, что осуждалось их взрослой, рациональной частью. Я заметила, что во время переживания этого этапа в группе наступает некоторый регресс в поведении участников: они становятся очень уязвимы даже вне тренинга.
Утром второго дня многие рассказывали, что провели бессонную ночь. Кто-то проплакал, кто-то дошивал свою куклу, кто-то пересматривал семейные альбомы, а кому-то понадобилась поддержка близких. Татьяна утром забежала в кондитерский магазин и купила пирожное, которое не позволяла себе много лет. А Андрей неожиданно заблудился среди хорошо знакомых мест. Ольга отключила вечером телефон, не желая ни с кем общаться, а Светлана, напротив, стала звонить матери и сестре. В чем все были солидарны — это тяжело.
Раненый Ребенок — это часть уязвленного «Я», важно не только обнаружить его наличие, но и поставить «диагноз». • Что болит и в результате чего? • Как проявляется? • В каком возрасте появилось? • С чем, с какими событиями связано? • Какие чувства вызывает? После такой работы человек начинает понимать, что «болен» не весь он, а только часть его, и появляется надежда на исцеление. Но оно невозможно, пока не прошел этап выплакивания.
Выплакивание Процесс, почти лишенный рационализации. Не надо задавать вопросы, не надо пытаться понять и как-то повлиять на происходящее. Поддержите любые проявления чувств: возмущение, негодование, протест, печаль, слезы, обиду, стыд, жалость к себе. Слезы не безграничны, они иссякнут. Многие, особенно мужчины, воспринимают происходящее как проявление слабости. Если работа по отделению Раненого Ребенка была проведена успешно, то и разрешение на «слабость» будет дано. Человек преодолевает естественный барьер сопротивления и позволяет себе выражение чувств, которые были под запретом. Наградой ему будет облегчение. В условиях тренинга невозможно «отплакать» все в полной мере. Но могу вас заверить: решившись на слезы принародно, участник сможет потом это делать сам, без посторонней помощи и поддержки. Истинная боль не требует зрителя. На тренинге существует два типа методов: «Метод носового платка» и «Метод стакана воды». Первые провоцируют слезы: «Я вижу, что тебе больно, ты имеешь право переживать», вторые, напротив, направлены на рациональное осмысление происходящего: «Давай поговорим о том, что с тобою происходит». На этом этапе работы приемлемы первые. Здесь надо скорее молчать и сопереживать, чем спрашивать. Решиться на такую работу может специалист, который сам прошел этот этап, и вид чужого горя его не пугает.
Формирование Внутреннего Родителя Необходимо открыть в себе внутреннюю, психологическую структура, способную понять и исцелить наши детские раны. Внутренний Родитель — это воплощение мудрости и принятия, тот идеальный родитель, о котором мечтает каждый из нас. Почувствовать его можно в тот момент, когда мы проявляем заботу и любовь по отношению к себе. Напуганные опасностью избаловать и вырастить эгоистов, наши родители были скупы на проявления любви, и мы продолжаем поступать с собою так же. Мучительно ждем, что кто-то другой удовлетворит наши потребности, угадает, сделает именно то, что нам хочется. Не понимая, что все это можем дать себе сами. У Внутреннего Родителя нет единого набора правил — для каждого он разный. Пугливого и осторожного он должен успокоить, возбужденному и злому — объяснить, застенчивого заверить в его уникальности, а грустного убедить, что жизнь не закончилась. Но прежде всего Родитель позволяет Ребенку чувствовать и не испытывать вину за свои переживания. Организация диалога между Ребенком и Родителем — суть этого этапа работы. Родитель пытается выяснить потребности Ребенка и удовлетворить их нужным способом. • Спроси себя, что тебе хочется, и дождись ответа. • Обратись к себе с нежностью и заботой. • Пообещай себе, что желание будет исполнено. Пусть не сразу, но это случится. • Дай себе возможность следовать за своими «хочу». • Дай себе ощущение силы и уверенности. • Подбадривай себя и хвали за результаты. Может создаться впечатление, что Внутренний Родитель потакает нашему эгоизму и лени. Но не стоит забывать, что кроме Родителя и Ребенка есть еще другие структуры психики, и именно они уравновешивают баланс «надо» и «хочу». Найти и вырастить в себе Внутреннего Родителя — значит дать себе шанс повзрослеть. Инфантильные желания сменяются вполне разумными, взрослыми потребностями: создать семью и взять ответственность за своих детей, реализоваться в работе, достигнуть материального благополучия. Человек начинает делать что-то в своей жизни не потому, что «так принято» или «так надо», а потому, что он так хочет. Но это результат, а процесс начинается с малого — установления контакта Родителя с Ребенком.
Очень простое, намой взгляд, задание: в ответ на детское переживание соседа сказать фразу, которая бы утешила ребенка. При этом участник называет возраст, когда это произошло: например, пять лет... И вдруг в ответ получает следующее: «Понимаешь, взрослые так поступили не со зла, у них были основания. Наверное, воспитательница боится, что вы перестанете ее слушаться, — она вынуждена быть строгой. На будущее учти, что существуют правила и их надо выполнять. Дай мне слово, что постараешься вести себя хорошо...» Ничего удивительного: что слышали в детстве, то и произносим сейчас. Своим детям или себе самому, в надежде повлиять на разум. А надо, прежде всего, успокоить и дать поддержку. Для того чтобы это упражнение сделать эффективнее, я даю возможность сыграть двух родителей: авторитарного («правильного») и понимающего. На контрасте начинает что-то получаться.
Искусственно сделанный, отрепетированный Внутренний Родитель начинает медленно, но неизбежно становиться частью нас— он присваивается. И однажды мы замечаем, когда в момент переживания ошибки, вдруг, вместо критики и самоедства, в нас зазвучит голос: «Не унывай! Все нормально — ты имеешь право ошибиться. Да, это неприятно, но плохим человеком от этого ты не стал». Услышим и поверим.
|