Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Минисценарий
Директивы отражают жизненную позицию, построенную на обусловленной ОКейности. Они служат проявлением контрсценарных сообщений. Как и любые другие предписания, директивы могут выполнять в сценарии функцию защиты от более опасных решений, принятых в связи с запретами. Но эта защита – палка о двух концах. Следуя директиве, я считаю, что "Я ОК до тех пор, пока я... совершенен, нравлюсь другим и т.д.". До тех пор, пока я слушаюсь заключенного в директиве контрсценарного указания, я считаю, что мне не нужно слушаться запрета. Бывает, однако, и так, что я не в силах действовать согласно директиве. Мне не удается быть совершенным, нравиться другим и т.д. в той мере, которая бы удовлетворила моего Родителя. А из этого, согласно моим сценарным убеждениям, следует, что я должен слушаться запрета. В результате я начинаю испытывать отрицательные чувства, так как соприкасаюсь с ранним решением, принятым в связи с данным запретом. Проделывая эти шаги, я каждый раз воспроизвожу свой сценарий в миниатюре. Тем самым я подкрепляю его. Тейби Кейлер представил этот процесс в форме модели, которую он назвал минисценарием. Она показана схематически на рис. 16.1. [6] 1. ДИРЕКТИВА (Я+ЕСЛИ) Никаких чувств 2. СТОПОР (Я-Т+) Типичные формы вымогательства: 3. ОБВИНЕНИЕ (Я+Т-) Типичные формы вымогательства: 4. ОТЧАЯНИЕ (Я-Т-) Типичные формы вымогательства: Рис. 16.1. Минисценарий Позиция 1: директива Минисценарий всегда начинается с директивы. Прислушиваясь к контрсценарному сообщению, которое звучит у меня в уме, я выказываю соответствующие данной директиве поведенческие реакции. Они длятся от полсекунды до семи секунд. Выполняя директиву я не испытываю никаких эмоций. Мой Приспосабливающийся ребенок считает, что пока я руководствуюсь директивой, я ОК. Это приводит к двум возможным результатам. Я могу суметь достаточно упорно постараться, поторопиться и т.д., чтобы удовлетворить требования моего Родителя. В этом случае я завершаю директивное поведение. После этого я перехожу либо к несценарному поведению, либо включаюсь в выполнение другой директивы. В другом случае у меня может оказаться недостаточно сил для выполнения директивы. Я не удовлетворяю условиям ОКейности, которые выдвигает мой внутренний Родитель. Лишаясь этой обусловленной защиты, я считаю, что должен слушаться запрета, от которого защищался с помощью выполнения директивы. В модели минисценария это обозначается движением от директивы (позиция 1) к одной из трех других позиций. Об этом говорится, что я прохожу через директиву и перехожу в следующую позицию. Позиция 2: стопор Допустим, в младенчестве я принял компромиссное решение: "Пока я совершенен, для меня ОК быть частью группы". Представим теперь, что я на какой-нибудь вечеринке. Я беседую с окружающими, всякий раз выполняя директиву "Будь Совершенным". В конце концов мне не хватает сил, чтобы делать все на должном уровне. Возможно, у меня начинает заплетаться язык, я путаю слова или говорю нечто, вызывающее смех. В связи с этим я прохожу через директиву "Будь Совершенным" и иду дальше. Внутренне я сужу себя: "Мне не удалось быть совершенным. Значит я не-ОК. Люди вроде меня, у которых ничего не получается, не могут быть частью этой компании". Воспроизводя свое раннее решение не связываться, я вновь испытываю чувство собственной несостоятельности, которое впервые ощутил в детстве, принимая это решение. В терминах минисценария этот запрет, который я слышу переходя от директивы в позицию 2, называется стопором. В зависимости от содержания моего сценария, этот стопор может быть представлен любым из двенадцати запретов. Термин стопор используется также для обозначения самой позиции 2. При переходе из директивы в стопор я меняю жизненную позицию. Я перехожу от директивного "Я ОК, если..." к "Я не-ОК, ты ОК". Воспроизводя это принятое в связи с запретом раннее решение, я испытываю также связанное с ним неприятное детское чувство, – так называемое вымогательское чувство. Какое именно это будет чувство, зависит от конкретного содержания моего сценария. Все вымогательские чувства во второй позиции отражают жизненную позицию Я-Т+. Некоторые примеры таких чувств приведены на рис. 16.1. Позиция 3: обвинение Допустим, в детстве я решил, что за не-ОКейные происшествия удобнее винить других, а не себя. В этом случае я могу быстро перейти в третью позицию минисценария, позицию обвинения. Здесь моей жизненной позицией становится "Я ОК, ты не ОК". Я буду испытывать соответствующие этой обвинительной позиции вымогательские чувства. Например, путая слова во время разговора на вечеринке, я могу раздраженно реагировать на людей, которые меня не поняли. Поначалу Тейби Кейлер назвал эту третью позицию минисценария "мстительным Ребенком". Однако жизненная позиция Я+Т- может быть функционально выражена как из негативного Родителя-Котролера, так и из негативного Приспосабливающегося Ребенка. Поэтому, на наш взгляд, более удачна пересмотренная Кейлером редакция этого названия – Обвинитель. Позиция 4: отчаяние Если мой жизненный опыт в раннем детстве привел меня к выводу, что "Я не-ОК, да и ты тоже", в ходе минисценария я могу перейти в жизненную позицию Я-Т-. В этом случае я оказываюсь в четвертой позиции минисценария – позиции отчаяния. Я могу попасть в нее прямо из позиции 2 или в обход, через позицию 3. В данном случае вымогательские чувства будут отражать мое убеждение, что все в этой жизни тщетно. Я могу испытывать чувство отчаяния, разочарования, беспомощности, безнадежности или безысходности. Если я войду в позицию отчаяния во время разговора на вечеринке, то могу сникнуть и сказать себе: "Да ну, к чему это? По-видимому, я так никогда и не найду общего языка с другими людьми. К тому же они меня все равно не поймут". В первоначальном варианте эта четвертая позиция называлась у Кейлера завершающей развязкой минисценария. Позже он назвал ее позицией отчаяния, так как далеко не у всех людей минисценарий завершает именно она. Для меня может быть привычным проигрывать минисценарий до стопора или обвинения. Если мне повезло с родителями или я разрешил свои сценарные проблемы с помощью терапии, то могу редко опускаться ниже уровня директивы. Перемещения в минисценарии Теория минисценария не предполагает какой-то определенной последовательности шагов при перемещении из одной позиции в другую. Каждый человек имеет свою собственную, типичную для него схему такого перемещения. Например, я могу часто проходить через директиву "Будь Совершенным" и сразу же испытывать раздражение. Я перехожу непосредственно в позицию обвинения. Уделив достаточное время этому сценарию, я обычно на полсекунды перехожу обратно в директивную позицию, после чего возвращаюсь к поведению, не обусловленному сценарием. Для моей супруги типичным может быть проход через директиву "Нравься Другим" в позицию стопора. Здесь она испытывает вымогательское чувство собственной несостоятельности. Изредка она может переходить из второй позиции в четвертую, где испытывает чувства безнадежности и уверенности в том, что ее никто не любит. Попереживав их некоторое время, она возвращается к чувству несостоятельности и, наконец, покидает минисценарий, быстро проходя через директиву "Нравься Другим". Date: 2015-11-15; view: 306; Нарушение авторских прав |