Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Директивы и схемы развития сценария





Выявив главную директиву человека, можно сказать, по какой схеме развивается его сценарий. [2] Соответствия между директивами и схемами развития сценария приведены в следующей таблице.

Главная директива Схема развития сценария
Будь Совершенным/Совершенной Прежде
Нравься Другим После
Будь Сильным/Сильной Никогда
Упорно Пытайся Всегда
Нравься Другим + Упорно Пытайся Почти Первого Типа
Нравься Другим + Будь Совершенным Почти Второго Типа
Нравься Другим + Будь Совершенным Неопределенный

Два типа сценарной схемы "Почти" обнаруживаются у людей, действующих по директиве "Нравься Другим" в сочетании с "Упорно Пытайся" и "Будь Совершенным" соответственно. В неопределенном сценарии человек также будет действовать по директиве "Нравься Другим" плюс "Будь Совершенным", но обе эти директивы будут проявляться гораздо сильнее, чем в сценарии "Почти Второго Типа".

Почему директивное поведение так тесно связано со схемами развития сценария? Дело в том, что директивное поведение как таковое представляет собой развитие сценария в миниатюре. Выполняя директиву, я каждый раз за полсекунды воспроизвожу соответствующую схему развития сценария.

Как сказал об этом Тейби Кейлер, "пять директив представляют собой функциональные проявления не-ОКейных (структурных) контрсценариев".

Предположим, я читаю в классе лекцию о ТА: "ТА, – который начал разрабатываться Эриком Берном, примерно с конца 50-х годов, – представляет собой теорию, точнее, следовало бы сказать, модель, личности; так, по крайней мере, можно определить его в первом приближении". Выдав эту кучу вводных предложений, я обращаю свой взор к потолку, словно надеясь прочесть там совершенное определение. Когда я произносил слова "теория" и "модель", то загнул два пальца, дабы быть удостовериться, что употребил их.

Выполняя эту серию поведенческих проявлений, положенных по директиве "Будь Совершенным", я подчиняюсь внутреннему Родительскому голосу: "Ты можешь оставаться здесь лишь в том случае, если все сделаешь правильно". Внимая этому голосу из своего Приспосабливающегося Ребенка, я полагаю, что не могу закончить предложение, прежде чем не изложу всю суть до конца.

Таким образом, за эти несколько секунд я прожил весь путь развития моего сценария по схеме "Прежде". Тем самым я подкрепил ее.

А теперь давайте проиграем эту сцену еще раз. Повернувшись к классу, я смотрю на студентов и спокойно начинаю говорить: "ТА представляет собой модель личности. Она была разработана Эриком Берном. Первые его исследования по этой теме относятся к концу 50-х годов".

Говоря так, я нахожусь во Взрослом, который не связан никакими директивами. Я прикрутил громкость этого Родительского голоса, предписывающего мне Быть Совершенным. Вместо этого я слушаю пленку, которую поставил сам: "Будь собой, ты и так неплох!"

Понимая директивное поведение, я намеренно избегал вводных предложений. Вместо этого я излагал информацию короткими фразами. Мне не удалось сказать так много, как в первом примере. Но если бы вы находились в классе, то какой из вариантов сочли бы более вразумительным?

Не вовлекаясь в свойственный мне директивный поведенческий стереотип, я также не стал действовать по свойственной мне сценарной схеме "Прежде". Тем самым я ослабил эту схему. И благодаря этому в будущем мне будет еще легче не идти у нее на поводу.

Точно так связаны со сценариями и остальные четыре директивы. Демонстрируя директивное поведение "Нравься Другим", я каждый раз проживаю сценарную схему "После". Родительский голос во мне твердит контрсценарий: "Ты можешь оставаться здесь лишь в том случае, если нравишься другим людям". Приподымая брови и показывая зубы, я в своем Приспосабливающемся Ребенке надеюсь, что достаточно всем понравился. Но я боюсь, что рано или поздно силы нравиться другим иссякнут, и на мою голову падет дамоклов меч.

Чтобы не действовать по директиве "Нравься Другим", я не забываю об обусловленных ею поведенческих проявлениях. Так, вместо того, чтобы поднимать брови, я расслабляю их и поэтому не морщу лоб. Поступая так, я воспроизвожу в уме новое сообщение: "Ты ОК и можешь нравиться себе!" Поскольку моя ОКейность больше не зависит от того, нравлюсь ли я людям, я могу также не опасаться, достаточно ли я понравлюсь им завтра.


Действуя по директиве "Будь Сильным/Сильной", я настроен на следующее контрсценарное сообщение: "Ты ОК лишь тогда, когда скрываешь от людей свои чувства и желания. Не позволяй им увидать, что ты слаб/слаба". Прислушиваясь к этому в своем Приспосабливающемся Ребенке, я послушно подавляю свои внешние проявления. Я сохраняю бесстрастное выражение лица, мало двигаюсь и говорю монотонным голосом.

Демонстрируя этот поведенческий набор "Будь Сильным", я проживаю и усиливаю развитие своего сценария по схеме "Никогда". Возможно, я желаю прикосновений и поглаживаний со стороны окружающих меня людей. Но сохраняя маску бесстрастия, я никак не даю им об этом знать. Подобно Танталу, я не даю себе сделать того шага, который бы позволил мне обрести объект моих желаний.

Если мне надоело подражать Танталу, я сбрасываю маску. Я учусь выражать свои чувства голосом, мимикой и жестами. Я постигаю радость всевозможных форм свободного движения. Освобождаясь от поведенческих стереотипов директивы "Будь Сильным", я освобождаюсь также от сценария "Никогда". Я устанавливаю у себя в голове новую пленку с голосом, который говорит мне: "Давай, покажи, что ты чувствуешь. Не скрывай своих желаний".

Предположим, моя главная директива – "Упорно Пытайся". Когда вы меня о чем-то спрашиваете, я наклоняюсь вперед и свожу брови так, что над переносицей появляются две вертикальные морщины. Я сощуриваю глаза. Рука у меня поднимается к уху, будто я плохо слышу. Я говорю: "А? Что? Не понял". На самом деле со слухом у меня все в порядке. Я следую директиве "Упорно Пытайся". В течение этих нескольких секунд я прислушиваюсь к Родительскому голосу, который говорит мне: "Ты можешь оставаться здесь лишь в том случае, если будешь и дальше упорно пытаться что-то делать". В своем Приспосабливающемся Ребенке я "знаю": чтобы выполнить это указание, я не могу закончить делать то, что я делаю. Если я закончу делать это, то не смогу больше продолжать упорно пытаться это делать.

Пытаясь выполнить что-либо, но не выполняю, я продолжаю действовать по сценарной схеме "Всегда". Возможно, мне не нравится мое нынешнее положение. Я упорно пытаюсь как-то изменить его, но не делаю того, что действительно могло бы изменить его.

Я могу перестать действовать по директиве "Упорно Пытайся" и схеме "Всегда", если буду проигрывать для себя новую пленку: "Ты ОК для того, чтобы взяться за это и сделать!" Каждый раз, когда я чувствую, что у меня появляются две вертикальные морщины над переносицей, я расслабляю брови. Я слушаю, поэтому я слышу, что люди говорят мне. Если они иногда что-то произносят неразборчиво, я говорю им: "Я не расслышал. Повторите, пожалуйста."

В случае неопределенного сценария и двух сценариев "Почти" сценарно-директивные взаимосвязи не совсем ясны. Подумав, несложно выяснить, как контрсценарные лозунги тех или иных директив могут совокупно проявляться в этих схемах развития сценария. (Возможно, у вас возникнет желание подумать об этом самостоятельно и выяснить, что это за совокупные лозунги.) Как бы там ни было, я могу выйти также из этих сценарных схем, если буду предпринимать действия, идущие вразрез с директивными поведенческими стереотипами.

Что касается директивы "Торопись", то она непосредственно не связана с какой-то схемой. "Торопись" – это своего рода одиночка среди директив. По-видимому, чаще всего она действует в качестве усилителя какой-то другой, главной директивы.

*** ВАША ГЛАВНАЯ ДИРЕКТИВА И СХЕМА РАЗВИТИЯ СЦЕНАРИЯ

Вы уже определили, какая схема развития сценария для вас наиболее типична. Вы также выявили свою главную директиву. Связаны ли они друг с другом так, как это было описано выше?

Что, если подобной связи не наблюдается? Описанные выше связи между директивами и сценарными схемами – это обобщения, и вполне возможно, что они к вам действительно неприложимы. Однако в тысячах других изученных случаев их применимость полностью подтвердилась. Если поначалу кажется, что они вам не подходят, имеет смысл пересмотреть первоначальные определения своей главной директивы и сценарной схемы. Судя по нашему опыту, чаще всего это несоответствие объясняется тем, что человек неверно определил свою главную директиву. ***







Date: 2015-11-15; view: 330; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию