Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разминка





Подготовьте задание для участников противоположной группы. Группа готовит ключевые слова (5) по всей теме, другая группа раскрывает понятие и обосновывает актуальность темы (проблемы).

1-я подгруппа:

Задание 1

Составьте рейтинг способностей участкового уполномоченного милиции в порядке возрастания.

Задание 2

Выделите социально - мотивационные качества профессиональной направленности юриста.

Выделите основные виды устремлений профессионала - юриста.

   
   
   

 

Задание 3

Гражданину К., нарушившему общественный порядок, сотрудник патрульно-постовой службы Б. сделал законное замечание. В ответ гражданин К. заявил, что приколет его, при этом сделал рукой движение за спину и с ножом в руке стал наступать. Сотрудник ОВД Б. воспринял поведение посягающего К. как опасное нападение, угрожающее его жизни. Сотрудник ОВД Б. крикнул: «Милиция, не двигаться!» и при этом произвел выстрел вверх из табельного огнестрельного оружия. Однако посягающий К. продолжал приближаться, высказывая угрозы. Руководствуясь ст. 3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст. 45 Конституции России, ст. 37 УК России, ст. 12, п.2 ч.1 ст. 15 и ст. 16 Закона о милиции, сотрудник ОВД Б. с расстояния 1,5-2 м произвел прицельный выстрел, ранив посягающего К. в правую ногу (в бедро).

В этом криминальном конфликте сотрудник ОВД Б. правомерно применил оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего К., а также проявил профессиональное мастерство.

Вопросы:

1. Знание или незнание каких положений (Конституции РФ, Закона о милиции, УК России) было проявлено сотрудником при оценке обстановки и принятии решения на применение оружия?

2. Явилось ли попадание пули в бедро правонарушителя проявлением плохой огневой подготовки или, напротив, хорошей?

3. Какие психологические трудности испытывал сотрудник, и правильно ли он их разрешил?

Задание 4

Вспомните: Что такое «Психологическая включённость личности юриста в деятельность»

· Обоснуйте это понятие

· С помощью каких методик и приёмов можно определить профессионально-психологическую устойчивость (пример)

2-я подгруппа:

Задание 1

Составьте рейтинг способностей инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД в порядке возрастания.

Задание 2

Что относится к понятию «профессиональные знания юриста».

Что относится к понятию «профессиональные умения юриста».

   
   
   

 

Задание 3

Сержант милиции А. Смирнов и рядовой милиции П. Рудаков около полуночи патрулировали на машине в районе молокозавода. Свернув в узкий переулок, они увидели двух мужчин: высокого в светлом плаще и ростом пониже в темной куртке. Высокий мужчина держал руки в карманах, часто оглядывался по сторонам. Милиционерам поведение прохожих показалось подозрительным и, остановив машину, они решили проверить их документы. Рудаков подошел к высокому, а Смирнов - к другому мужчине. В период проверки документов П. Рудаков обнаружил, что у подозреваемого оттопыривается внутренний карман плаща. Он пристукнул по этому месту. Высокий мужчина отпрянул и пробормотал: «Нет там у меня ничего...». Рудаков попросил показать, что у него в кармане. Тот отказался. Тогда милиционер предложил ему проехать в отделение милиции, на что последний также не среагировал. Рудаков взял высокого мужчину за плечо и повел к машине. Смирнов в это время проверял документы у другого мужчины. Недалеко от машины высокий стал сопротивляться, а затем неожиданно выхватил из внутреннего кармана плаща пистолет и произвел два выстрела в упор. Рудаков упал. Высокий мужчина побежал. Пока Смирнов расстегивал куртку, бронежилет и доставал оружие, высокий пропал из виду. Его напарник то^ке хотел убежать, но был остановлен предупредительным выстрелом Смирнова и задержан. Смирнов надел на него наручники и подошел к Рудакову. Рудаков был мертв.

Вопросы:

1. Дайте психологическую характеристику действий Смирнова и Рудакова.

2. Выделите ошибки в тактике поведения патрульной группы в целом и каждого из милиционеров.

Задание 4

Вспомните: Что такое «Психологическая включённость личности юриста в деятельность»

· Докажите актуальность вопроса.

· С помощью каких методов и приёмов можно развивать профессионально-психологическую устойчивость (пример).

Основная литература:

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.- 511с.

2. Социальная психология. / Под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. – М.,2002. – 600с.

3. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. М., Юнити, 2001. – 639с.

4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Право и закон, 1997. -

 

 

Семинар 4. Тема 3. Психология личности юриста (4 часа)

1. Психология обеспечения высокого уровня дисциплинированности работников органа правопорядка.

2. Профилактика профессиональной деформации работников органа правопорядка.

Вопросы:

 

Задание:

В 1782 г. Екатерина II утвердила «Устав благочиния или полицейский». В этом уставе в разделе «Наказ управе благочиния» сформулированы правила добронравия, т.е. нравственные принципы, которыми должна была руководствоваться полиция. Вот основные из этих правил (применительно к действиям чинов полиции):

I. Не чини ближнему, чего сам терпеть не хочешь.

II. Нетокмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро колико можешь.

III. Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении или в добром звании, да удовлетворит по возможности.

IV. В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимущему, напой жаждущего.

V. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему.

VI. Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми ее.

VII. С пути сошедшему указывай путь...

XIII. Правой и равной суд всякому состоянию.

XIV. Дать покровительство невинному и скорбящему.

XV. Воздержание от взяток: ибо они ослепляют глаза и развращают ум и сердце, устам же налагают узду.

Представляется, что сформулированные в уставе принципы поведения работников органов правопорядка не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте правила добронравия, сформулированные в «Уставе благочиния или полицейском». Каково значение этих принципов поведения работников органов правопорядка в современных условиях?

2. В каких действующих нормативно-правовых актах содержатся подобные профессионально-этические принципы поведения сотрудников правоохранительных органов?

3. Продумайте, какова степень связи указанных этических принципов со стилем руководства персоналом органов правопорядка.

Упражнение 7

В зарубежной управленческой литературе иногда публикуется случай из военной службы, заимствованный из книги А. Моля «Социодинамика культуры» (М., 1973), поданный с юмором, но поучительный и обычно представляющийся в несколько измененном виде.

Полковник - майору:

- Завтра в 9.00 состоится солнечное затмение, т.е. явление, которое бывает не каждый день'. Распорядитесь построить личный состав на плацу. Форма одежды повседневная. При наблюдении за этим интересным явлением буду давать пояснения лично я. В случае осадков и плохой видимости наблюдать будет нечего, поэтому направить личный состав в спортивный зал.

Майор - капитану:

- По приказу господина полковника завтра в 9.00 состоится солнечное затмение. В случае дождя на плацу в повседневной форме предполагается плохая видимость. Тогда - проводить исчезновение солнца в спортивном зале. Такое бывает не каждый день.

Капитан - лейтенанту:

- По приказу господина полковника завтра в 9.00 в спортивном зале будем отрабатывать исчезновение солнца. Форма одежды - повседневная. Идти дождю или нет- распорядится господин полковник. Такое бывает не каждый день.

Лейтенант - сержанту:

- Когда в гимнастическом зале пойдет дождь, а такое бывает не каждый день, наш полковник в 9.00 исчезнет в своей повседневной форме. Дневальный:

- Солдаты, завтра должен исчезнуть наш полковник. Такое бывает не каждый день. А жаль!

Задания:

1. Какие психологические закономерности привели, на ваш взгляд, к искажениям информации при ее передаче сверху вниз?

2. Почему искажения носили именно такой характер, который дан в описании? Влияние какие групп психологических факторов сказалось на этом?

 

Основная литература:

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.- 511с.

2. Социальная психология. / Под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. – М.,2002. – 600с.

3. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. М., Юнити, 2001. – 639с.

4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Право и закон, 1997. –

5. Китов А.И. Современная армия и дисциплина. /А.И.Китов. – М.: Воениздат, 1976. – 304с.

Семинар 5. Тема 4. Психология профессиональной пригодности юриста.

- Деятельность и профессиональная пригодность.

- Профессиональная пригодность и личность профессионала.

- Профессионально важные качества.

Вопросы:

1..

Задание:

1..

 

1. В процессе описания результатов психодиагностического обследования на основе показателей диагностических моделей, представленных шкалой станайнов, по разработанной интерпретационной таблице, составляется вербальное заключение по каждому профессионально важному качеству руководителя ОВД (см. табл. 3.3).

Показатели степени выраженности отдельных профессионально важных качеств в ходе интерпретации объединяются в диагностический профиль качеств личности руководителя.

Так, по результатам психологического отбора 826 управленцев определены базовые профили диагностически значимых профессионально важных качеств руководителей четырех категорий профессиональной пригодности (рис. 3.1).

Базовые профили профессионально успешных и неуспешных руководителей получены в результате исследования 56 руководителей ОВД, экспертным путем разделенных на контрастные группы по 20 человек (рис. 3.2). При этом выявлены статистически значимые межгрупповые различия по t-критерию Стьюдента на уровне 0,001, что свидетельствует о высокой дискриминативности и адекватности моделей оценки профессионально важных качеств руководителя на основе применения автоматизированного комплекса психологической диагностики.

2. Интерпретация результатов обследования на интегральном уровне в зависимости от степени выраженности диагностически значимых профессионально важных качеств позволяет выявлять уровень развития психологического потенциала индивида, который при соответствующем отборе управленческих кадров соотносится с должностными требованиями к руководителю ОВД и заключением по результатам психодиагностического изучения.

Оценка психологического потенциала формируется D -моделью и приводится к 4 уровневой шкале (табл. 3.9). При этом диагностические нормы оценки психологического потенциала соотнесены со степенью его выраженности у руководителя ОВД, а также существующими в практике психологического отбора группами профессионально-психологической пригодности.

 

 

 

Основная литература:

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. С-Пб.: Питер Пресс, 1997. – 656с.

3. Социальная психология. / Под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. – М.,2002.

4. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. М., Юнити, 2001.

5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Право и закон, 1997.

Дополнительная литература:

1. Ильин Е.П. Мотивы изучения человека: теории и методы изучения. – Киев, 1998.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998.

3. Лазарев В.В. Социально - психологические аспекты применения права. - Казань, 1982.

4. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1998.

5. Мануйлов Г.М., Новиков В.В. Психологическое управление в кризисном обществе. С-Пб, «Алтея», 1999.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996

7. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И. и др. - М., 1997.

8. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. - М., 1996.

9. Поздняков В.М., Реуцкая И.Е. Проблемы в профессионально-личностном росте руководителей органов внутренних дел и психологическая помощь при их разрешении: Научно-практическое пособие. – М.: ВНИИ МВД России, 2005.

10. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. / Под ред. Марьина М.И.. - М., 2000.

Семинар 6. Тема 4: Психология профессиональной пригодности юриста.

Психология работы с персоналом юридических органов.

1. Организация профессионально - психологической подготовки юриста.

2. Организация морально - психологической подготовки юриста.

Вопросы:

1. Раскройте цели, задачи профессионально - психологической подготовки юриста.

2. В чём заключается приоритетное значение в методике проведения занятий по профессионально - психологической подготовки юриста.

3. Разработайте упражнения, задания, которые могут быть использованы на занятиях.

4. Перечислите и обоснуйте цели, задачи морально - психологической подготовки юриста.

5. В чём заключается методика построения занятий по морально - психологической подготовке.

6. Раскройте ценность метода «Я сам-поведение». Отработайте этот метод на присутствующих в аудитории.

7. Расскажите о составленном примерном тематическом плане занятий для сотрудников правоохранительных органов по морально - психологической подготовке. Какие методы и приёмы будут использованы в Вашем занятии.

Задание:

1. Разработать примерный тематический план занятий для сотрудников правоохранительных органов по морально - психологической подготовке.

 

 

Анкета для кандидатов на службу

 

Ф. И. О. ________________________________________________________________ Дата рождения _________________

 

Инструкция: Вам необходимо дописать все предложения

1. Главным для меня при принятии решения об устройстве на работу в ОВД было ________________________________

________________________________________________________________________________________________________

2. На меня повлияло также _______________________________________________________________________________

3. Мне нужна такая работа, чтобы _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

4. В работе в ОВД меня больше всего интересует ____________________________________________________________

5. Главная трудность, которая меня ожидает в новой работе – это ______________________________________________

6. Кроме того __________________________________________________________________________________________

7. Работа сотрудника ОВД в моем понимании – это:

1 - ______________________________________________________________________________________________

2 - ______________________________________________________________________________________________

3 - ______________________________________________________________________________________________

8. В моей новой работе, по-моему, наиболее важно ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

9. Если бы я не устраивался на работу в ОВД, то я предпочел бы работать (где? кем?)

10. Но там я не имел бы ___________________________________________________________________________________

11. Укажите 5 причин, по которым Вы хотите идти работать в ОВД

1 - ________________________________________________________________________________________________

2 - ________________________________________________________________________________________________

3 - ________________________________________________________________________________________________

4 - ________________________________________________________________________________________________

5 - ________________________________________________________________________________________________

12. Интересы, увлечения __________________________________________________________________________________

13. В наше время, чтобы жить достойно, нужно ежемесячно получать ______________ руб.

 

 

Анкета для кандидатов на службу

 

Ф. И. О. ________________________________________________________________ Дата рождения _________________

 

Инструкция: Вам необходимо дописать все предложения

3. Главным для меня при принятии решения об устройстве на работу в ОВД было ________________________________

________________________________________________________________________________________________________

4. На меня повлияло также _______________________________________________________________________________

3. Мне нужна такая работа, чтобы _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

4. В работе в ОВД меня больше всего интересует ____________________________________________________________

5. Главная трудность, которая меня ожидает в новой работе – это ______________________________________________

6. Кроме того __________________________________________________________________________________________

7. Работа сотрудника ОВД в моем понимании – это:

1 - ______________________________________________________________________________________________

2 - ______________________________________________________________________________________________

3 - ______________________________________________________________________________________________

8. В моей новой работе, по-моему, наиболее важно ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

9. Если бы я не устраивался на работу в ОВД, то я предпочел бы работать (где? кем?)

10. Но там я не имел бы ___________________________________________________________________________________

11. Укажите 5 причин, по которым Вы хотите идти работать в ОВД

1 - ________________________________________________________________________________________________

2 - ________________________________________________________________________________________________

3 - ________________________________________________________________________________________________

4 - ________________________________________________________________________________________________

5 - ________________________________________________________________________________________________

12. Интересы, увлечения __________________________________________________________________________________

13. В наше время, чтобы жить достойно, нужно ежемесячно получать ______________ руб.

 

 

Основная литература:

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.

2. Социальная психология. / Под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. – М.,2002.

3. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. М., Юнити, 2001.

4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Право и закон, 1997.

Дополнительная литература:

1. Ильин Е.П. Мотивы изучения человека: теории и методы изучения. – Киев, 1998.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998.

3. Коновалова В.Е. Правовая психология. Харьков: Основа, 1990.

4. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: Исследования лидерства в современной западной западной общественно-политической мысли. Архангельск: Изд-во ПГУ, 1996.

5. Лазарев В.В. Социально - психологические аспекты применения права. - Казань, 1982.

6. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И. и др. - М., 1997.

7. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. - М., 1996.

8. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. Л: Изд-во ЛГПИ, 1973.

9. Порус В.Н. Обсуждаем статью «Рациональность. Ж. Эпистимология & Философия науки, Т.II, №2. М.: «Канон +», 2004.

10. Проблемы формирования профессиональной культуры будущего специалиста. – Архангельск. 2004.

11. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. / Под ред. Марьина М.И.. - М., 2000.

12. Социально-психологические аспекты повышения компетентности руководителя./Методическое пособие. Москва, 2000.

 

Семинар практический 7. Тема 4:

Психологические основы профотбора в правоохранительные органы и его проблемы.

- Концептуальные основы психологического отбора.

- Вопросы организации психологического отбора.

Упражнение 15

1. Детальная правовая регламентация труда прокурора касается и коммуникативной стороны его деятельности. В законе и подзаконных нормативных документах четко определены некоторые процессуально закрепленные формы и процедуры его взаимодействия с окружающими, в особенности в ситуации публичного общения (например, порядок выступления прокурора в суде, его участия в допросе обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, взаимодействия с судьей, адвокатом и др.).

Вопрос:

Как вы полагаете, какие психологические качества требуются прокурору для эффективного выполнения своих должностных обязанностей в подобных ситуациях помимо мастерства публичного выступления и культуры речи? Что такое «ролевое общение» и является ли хорошее-владение им профессионально важным для прокурора?

2. В соответствии с законом одной из функций прокурора является «координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».

Вопрос:

Как вы считаете, какими психологическими качествами он должен обладать для того, чтобы успешно выполнять данную функцию, а какие психические свойства здесь являются профессионально неблагоприятными?

3. Прокурор в закрытом заседании суда принимает участие в допросе потерпевшей по делу, об изнасиловании, совершенном группой лиц.

Вопрос:

Какими психологическими качествами, по вашему мнению, он должен обладать для того, чтобы получить точные, искренние, подробные показания, выяснить все обстоятельства совершения преступления?

Семинар практический 8. Тема 4:

Психологические основы профотбора в правоохранительные органы и его проблемы.

- Методики, используемые при психологическом отборе.

Упражнение 14

При психологическом обследовании кандидата на службу в районную прокуратуру на должность прокурора по методике СМИЛЛ выражены следующие особенности:

 

 

Время работы испытуемого с методикой составляло 1 час 12 минут.

Задания:

1. Интерпретируйте полученные данные с точки зрения требований, указанных в психограмме профессионально успешного прокурорского работника. Какие показатели свидетельствуют о высокой профессиональной пригодности кандидата, а какие - о низкой?

2. Если бы вы проводили обследование данного лица, то к какой группе профессиональной пригодности причислили бы его? Почему? Обоснуйте свое решение.

Упражнение 14

При психологическом обследовании кандидата на службу в районный отдел внутренних дел на должность следователя по методике СМИЛЛ выражены следующие особенности:

 

 

Время работы испытуемого с методикой составляло 1 час 12 минут.

Задания:

1. Интерпретируйте полученные данные с точки зрения требований, указанных в психограмме профессионально успешного следователя. Какие показатели свидетельствуют о высокой профессиональной пригодности кандидата, а какие - о низкой?

2. Если бы вы проводили обследование данного лица, то к какой группе профессиональной пригодности причислили бы его? Почему? Обоснуйте свое решение.

Упражнение 14

При психологическом обследовании кандидата на службу в судебные органы на должность судебного пристава по методике СМИЛЛ выражены следующие особенности:

 

 

Время работы испытуемого с методикой составляло 1 час 12 минут.

Задания:

1. Интерпретируйте полученные данные с точки зрения требований, указанных в психограмме профессионально успешного работника суда. Какие показатели свидетельствуют о высокой профессиональной пригодности кандидата, а какие - о низкой?

2. Если бы вы проводили обследование данного лица, то к какой группе профессиональной пригодности причислили бы его? Почему? Обоснуйте свое решение.

Упражнение 14

При психологическом обследовании кандидата на службу в районный отдел внутренних дел на должность сотрудника ППСМ по методике СМИЛЛ выражены следующие особенности:

 

 

Время работы испытуемого с методикой составляло 1 час 12 минут.

Задания:

1. Интерпретируйте полученные данные с точки зрения требований, указанных в психограмме профессионально успешного сотрудника ППСМ. Какие показатели свидетельствуют о высокой профессиональной пригодности кандидата, а какие - о низкой?

2. Если бы вы проводили обследование данного лица, то к какой группе профессиональной пригодности причислили бы его? Почему? Обоснуйте свое решение.

Упражнение 14

При психологическом обследовании кандидата на службу в районный отдел внутренних дел на должность сотрудника уголовного розыска по методике СМИЛЛ выражены следующие особенности:

 

 

Время работы испытуемого с методикой составляло 1 час 12 минут.

Задания:

1. Интерпретируйте полученные данные с точки зрения требований, указанных в психограмме профессионально успешного сотрудника УР. Какие показатели свидетельствуют о высокой профессиональной пригодности кандидата, а какие - о низкой?

2. Если бы вы проводили обследование данного лица, то к какой группе профессиональной пригодности причислили бы его? Почему? Обоснуйте свое решение.

Упражнение 14

При психологическом обследовании кандидата на службу в ГИБДД на должность инспектора дорожно-патрульной службы по методике СМИЛЛ выражены следующие особенности:

 

 

Время работы испытуемого с методикой составляло 1 час 12 минут.

Задания:

1. Интерпретируйте полученные данные с точки зрения требований, указанных в психограмме профессионально успешного сотрудника ГИБДД. Какие показатели свидетельствуют о высокой профессиональной пригодности кандидата, а какие - о низкой?

2. Если бы вы проводили обследование данного лица, то к какой группе профессиональной пригодности причислили бы его? Почему? Обоснуйте свое решение.

Семинар 9. Тема 5. Сущность системы управления организацией правоохранительных органов.

 

1. Психология стиля и методов руководства персоналом органов правопорядка.

- Понятие о стиле руководства и определяющих его факторах.

- Характеристика основных методов воздействия руководителя правоохранительного органа на подчиненных.

2. Психология организационных отношений в управлении. Понятие организационных отношений.

- Динамика организационных отношений.

- Психологические аспекты управленческих воздействий и решений. Воздействие комплекса управленческих решений.

Вопросы:

1. Раскройте психологические особенности деятельности руководителей.

2. Свяжите теорию деятельности Леонтьева с влиянием специфических условий труда на особенности личности руководителя правоохранительных органов.

3. Что понимается под стилем руководства и какие авторы занимались этим вопросом.

4. Сравните характеристики стилей руководства.

5. Раскройте понятие организационных отношений.

Задание:

1. Знать лекции.

2. Подготовьте выступление по психологии организационных отношений в управлении.

Основная литература:

1. Богачек И.А. Философия управления. СПб., Наука, 1999.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.

3. Жариков Е.С. Психология управления. М., МЦФЭР, 2002.

4. Социальная психология. / Под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. – М.,2002.

5. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. М., Юнити, 2001.

6. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Право и закон, 1997.

Дополнительная литература:

1. Ильин Е.П. Мотивы изучения человека: теории и методы изучения. – Киев, 1998.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998.

3. Коновалова В.Е. Правовая психология. Харьков: Основа, 1990.

4. Кудряшова Е.В., Ананченко М.Ю. Ценности лидерства и лидерство ценностей: как предмет социально-философского анализа: Монография. - Архангельск: Поморский университет, 2004.

5. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И. и др. - М., 1997.

6. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. - М., 1996.

7. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. Л: Изд-во ЛГПИ, 1973.

8. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. / Под ред. Марьина М.И.. - М., 2000.

9. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел. / Под ред. Марьина М.И.. – ГУК МВД, М., 2003.

10. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. С-Пб.,1999.

11. Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. / Сочинения в 2-х томах, т.1. М., 1998.

12. Социально-психологические аспекты повышения компетентности руководителя./Методическое пособие. Москва, 2000.

13. Яцевич С.П. Социальная психология: Курс лекций. – СПб., ЛНПП «Облик», 2003.

 

Семинар практический 10. Тема 5. Сущность системы управления организацией правоохранительных органов.

 

1. Руководитель и лидер.

2. Психология требовательности руководителя.

- Личностные и системно - управленческие предпосылки требовательности.

- Психологические условия эффективной требовательности.

3. Психология взаимодействия служб и подразделений органа правопорядка.

- Актуальные проблемы.

- Организационно - психологические факторы, отрицательно влияющие на взаимодействие служб и подразделений.

Вопросы:

1. Назовите отличительные черты личности руководителя и лидера по Парыгину Б.Д.

2. Докажите, что наличие лидеров в коллективе влияет на эффективность группы.

3. Свяжите личностные черты руководителя с дисциплиной в коллективе.

4. Перечислите и раскройте организационно - психологические факторы, отрицательно влияющие на взаимодействие служб и подразделений.

Основная литература:

1. Богачек И.А. Философия управления. СПб., Наука, 1999.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.

3. Жариков Е.С. Психология управления. М., МЦФЭР, 2002.

4. Социальная психология. / Под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. – М.,2002.

5. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. М., Юнити, 2001.

6. Кудряшова Е.В., Ананченко М.Ю. Ценности лидерства и лидерство ценностей: как предмет социально-философского анализа: Монография. - Архангельск: Поморский университет, 2004.

7. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Право и закон, 1997.

Дополнительная литература:

1. Коновалова В.Е. Правовая психология. Харьков: Основа, 1990.

2. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: Исследования лидерства в современной западной западной общественно-политической мысли. Архангельск: Изд-во ПГУ, 1996.

3. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И. и др. - М., 1997.

4. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. - М., 1996.

5. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. Л: Изд-во ЛГПИ, 1973.

6. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. / Под ред. Марьина М.И.. - М., 2000.

7. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел. / Под ред. Марьина М.И.. – ГУК МВД, М., 2003.

8. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. С-Пб.,1999.

9. Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. / Сочинения в 2-х томах, т.1. М., 1998.

10. Социально-психологические аспекты повышения компетентности руководителя./Методическое пособие. Москва, 2000.

Семинар практический 11. Тема 5.

Упражнение 17

Опыт действий сил правоохранительных органов в условиях чрезвычайных обстоятельств, особенно при проведении антитеррористических операций, учит: мало что оказывает столь тяжелое деморализующее воздействие на морально-психологическое состояние личного состава, как истерия управления, отсутствие приказов и распоряжений в обстановке неразберихи и нерешаемости задач; бездарные и несоответствующие реальности требования и указания, частая отмена ранее отданных приказов или их обилие, наслаивающее один на другой, еще не выполненный; появление посторонних должностных лиц, претендующих на высокие властные полномочия и вмешивающихся в вертикаль прямого подчинения, плохое материально-техническое и бытовое обеспечение. Все это воспринимается людьми как проявление бездарности начальства, его неспособности решать задачи, как фактор, повышающий опасность действий для каждого. Многократно возрастают тревожность, опасения, досада, неуверенность в успехе. Многие принимают решения не исполнять точно приказы, а действовать самостоятельно, по обстановке (что лишь усиливает общую неорганизованность и несогласованность действий).

Вопрос:

Какие психологически обоснованные меры, по вашему мнению, должны приниматься руководством, чтобы поддерживать высокое морально-психологическое, боевое состояние и работоспособность персонала, привлекаемого для решения задач поддержания правопорядка и законности в условиях чрезвычайных обстоятельств?

Упражнение 1

Ниже приводятся основные явления групповой психологии:

1) направленность группы, ее ориентация на нормопослушное или нормоотклоняю-щееся поведение;

2) цели и мотивы групповой деятельности, групповой кооперации;

3) ценности, интересы, взгляды и стремления членов группы, степень ценностно-ориентационного единства;

4) количественный состав группы, возрастная структура, тенденции к росту или уменьшению численности группы;

5) история группы, особенности ее возникновения, причины и условия формирования, факторы, позитивно или негативно влияющие на ее возникновение и функционирование;

6) групповой опыт и степень сплоченности группы;

7) групповая организация, статусы и роли членов группы;

8) лидер группы, его характеристика, преобладающие методы воздействия на других членов группы;

9) межличностные отношения, дружеские связи и контрасты в группе;

10) степень внутренней конфликтное™ группы;

11) групповое мнение, правила и принципы группового поведения, санкции.

Задание:

Продумайте, каким образом можно выявить эти особенности при визуальном наблюдении за группой? Каковы внешние признаки каждого из явлений групповой психологии, за которыми и надо наблюдать?

Упражнение 2

Известный американский специалист в области человеческого общения Дейл Карнеги (1888-1955) давал такие рекомендации:

а)«На свете есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать.... И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать.

Помните - другого способа нет.

Конечно, вы можете под дулом револьвера заставить человека отдать вам свои часы. Вы можете заставить служащего работать, угрожая ему увольнением в случае его отказа. Вы можете заставить ребенка делать то, что хотите, с помощью кнута и угрозы. Однако эти грубые методы чреваты весьма нежелательными последствиями.

Единственный способ, каким я могу побудить вас что-либо сделать, - это дать вам то, что вы хотите»1;

б) «Каждое лето я езжу... на рыбную ловлю. Я очень люблю землянику со сливками, но обнаружил, что по какой-то странной причине рыба предпочитает червей. Поэтому когда я еду на рыбалку, я не думаю о том, что сам хочу. Я думаю о том, что хочет рыба. Я не насаживаю на крючок в качестве приманки землянику со сливками, а подманиваю рыбу червяком или кузнечиком, говоря: «Не хочешь ли попробовать?»

Почему бы нам не поступать столь же разумно, чтобы привлечь к себе людей?»2

Задания:

1. (Эти рекомендации сформулированы в 30-е годы прошлого века, а как их оценить психологически и, социально с современных позиций?

2. Если вы считаете их толковыми и сохраняющими хотя бы какое-то значение сейчас, то применимы ли они в работе юриста? Когда? В каких случаях? С ограничениями или без?

Упражнение 3

В психологии управления персоналом на основе многочисленных наблюдений выявлены следующие закономерности:

- чем полнее в системе и процессе управления представлены позитивные формальные отношения, тем меньше остается простора для появления негативных неформальных отношений;

- чем полнее в системе и процессе управления представлены позитивные неформальные отношения, тем меньше возможностей для проявления негативных формальных отношений.

Являются справедливыми и обратные суждения.

Задания:

1. Проанализируйте суть представленных закономерностей и сформулируйте четкое собственное понимание соотношения формальных и неформальных отношений в процессе управления персоналом органов правопорядка.

2. Вспомните основные психологические характеристики формальных и неформальных отношений, обратившись к соответствующим главам данного учебного пособия.

3. Сформулируйте основные направления учета указанных закономерностей в процессе организации деятельности и взаимодействия структурных подразделений органов правопорядка.

Упражнение 4

Прочитайте отрывок из рассказа «По мосту» немецкого писателя Генриха Белля.

«История этого дома не давала мне покоя. Я стал задумчив, небрежен в работе. Да, в самом деле небрежен. Я слишком много размышлял. Однажды я даже забыл взять папку «Спорные дела», чем навлек на себя гнев начальника окружного управления. Он вызвал меня к себе, он дрожал от возмущения.

- Грабовски, - сказал он мне, - я слышал, Вы забыли папку «Спорные дела». Служба превыше всего, Грабовски!

Так как я упорно молчал, начальник продолжал еще более строгим голосом:

- Курьер Грабовски, я Вас предупреждаю: растяпам не место во Всегерманском обществе охотничьего собаководства. Мы можем обеспечить себя квалифицированными служащими...

Он грозно посмотрел на меня, но вдруг его взгляд смягчился.

- Может быть, у Вас какие-нибудь личные неприятности? Я тихо сказал:

-Да-,

- Что случилось? - спросил он уже другим тоном. В ответ я только покачал головой.

- Могу ли я Вам помочь? Скажите, чем?

-Дайте мне один свободный день, господин начальник. Больше мне ничего не надо. Он великодушно кивнул.

- И не принимайте этот разнос близко к сердцу. В конце концов забыть папку может каждый. А в остальном мы Вами довольны...

Я ликовал. Сцена эта произошла в среду, и назавтра, в четверг, я был свободен».

Вопросы:

1. Какая часть разговора начальника с подчиненным является характерной для «бюрократической личности»?

2. Каким образом и каким психологическим приемом курьеру Грабовски удалось изменить содержание, характер и тональность монолога начальника окружного управления?

3. Дайте характеристику стиля управленческой деятельности руководителя окружного управления Всегерманского общества охотничьего собаководства.

4. Дайте оценку поведению в этой ситуации курьера Грабовски.

Упражнение 5

Изучите рисунок X. Бидструпа «Стиль руководства». Вопросы:

1. Можно ли считать процесс дрессировки собаки абсолютно безуспешным?

2. Почему стиль руководства, который можно сформулировать следующим образом: «Делай, как я! Учись, глядя на начальника!», оказался малоэффективным?

3. На каком этапе обучения руководитель должен был от «показа» переключиться на «принуждение к выполнению», на необходимость «применить власть»?

4. Дайте психологическую характеристику дрессировщика.

5. В чем проявились «бюрократические» черты личности хозяина собаки?

6. Назовите причины неудачи дрессировки.

Упражнение 6

При исследовании психологических аспектов организационных отношений выявлен ряд факторов, влияющих на степень нормативно-правового регулирования поведения работников:

а) необходимость следовать закону и подзаконным актам;

б) выбор тактических приемов решения служебных задач;

в) важность направления деятельности (например, финансовая деятельность, обеспечение безопасности граждан и сотрудников и т.д.);

г) планирование личного труда и выбор приоритетных задач в конкретный момент времени на закрепленном участке работы;

д) реализация обязанностей, прав и ответственности работников;

е) внедрение передового опыта и нововведений;

ж) совместные действия большого числа работников;

з) применение научно-практических рекомендаций;

и) деятельность в условиях изменения привычных режимов работы (экстремальные ситуации, стихийные бедствия и т.п.);

к) повышение уровня профессиональной и психологической подготовленности;

л) решение стыковых задач в условиях взаимодействия различных структурных подразделений органа внутренних дел;

м) совершенствование организации личного труда, рационализация.

Задания:

Ознакомьтесь с описанными факторами. Выберите из них две группы факторов:

1. Побуждающие к детальному нормированию деятельности работников.

2. Позволяющие предоставить самостоятельность и опереться на самоорганизацию работников.»-

Упражнение 8

Требовательность руководителя и его дисциплинарная практика связаны с пониманием того обстоятельства, что подчиненный может совершать ошибки, но не обязательно за это следует его наказывать. В теории психологии управления персоналом распространено суждение о праве подчиненного на совершение ошибки. В частности, это выражается в следующих мнениях: «Право подчиненного совершить ошибку является одним из важнейших элементов хорошей атмосферы совместной деятельности в учреждении, и оно основывается на том, что пока совершаемые подчиненным ошибки (разумеется, без злого умысла) в вопросах, порученных ему для самостоятельного решения, не переходят «нормальной» границы, непосредственный начальник (не отказываясь даже от резкого, но высказываемого без свидетелей, выговора) обязан перед вышестоящим начальником брать на себя ошибку подчиненного» (Я. Зеленевший).

«Начальник должен вникнуть в то, какой риск ошибки имеется в деятельности подчиненного. Он должен поставить перед собой вопрос: какой процент ошибок в рассматриваемой категории дел может допустить работник, вполне справедливо считающийся хорошим специалистом? Он должен найти на это ответ и сообщить подчиненному, что если процент ошибок, совершенных им при любых обстоятельствах, не превысит установленного предела, то он вообще об этих ошибках не будет говорить с подчиненным, рассматривая это как нормальное явление» (Э. Шлех).

«Рассматривая вопрос передачи заданий, правомочий и ответственности подчиненным, следует иметь в виду, что это должно быть чем-то реальным, а не фиктивным. Очень важным составным элементом этого делегирования обязанностей является право подчиненного на ошибки в определенных пределах» (И. Стайджер).

«Если мы хотим от кого-либо инициативы и творчества, то должны давать этому лицу большее право на ошибку, нежели даем другим. Если мы этого делать не будем, то опасение перед неудачными попытками будет сковывать инициативу» (М. Фейнберг).

Задания:

1. Попробуйте сформировать свою позицию в отношении высказанных суждений о праве подчиненного на ошибку.

2. По какому психологическому критерию (мотив, цель, опыт и др.) можно определить возможный предел таких ошибок подчиненных?

 

Date: 2015-11-15; view: 2868; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию