Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Работы учащихся в технологическом режиме ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Рефлексия — это третья стадия в модели обучения вызов"1- осмысление содержания — рефлексия. Она определяется как «фаза урока, во время которой учащиеся вновь обрат щаются к~только что пройденному на уроке материалу, к смыслу узнанного, подвергают его проверке, пытаются толко-вать его, применять, оспаривать, а также пробуют привлекать новые знания в другие сферы деятельности»^ итадия рефлексии связывается с предметным содержанием и новыми понятиями, которые вводятся на предыдущей стадии урока — стадии осмысления содержания. В учебных материалах проекта РКМЧП представлено множество методов и конкретных приемов, их назначение — помочь ученикам повторить пройденное понятие, понять смысл урока. Большинство ученых-психологов и педагогов, в том числе Ф. Кортахен, отмечают, что наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия. Мы знаем, что письменной рефлексии в школе уделяется недостаточное внимание. Ученые формулируют следующие принципы механизмов письменной рефлексии, которые используются учителем в учебном процессе: ~~ 1. Поощрение исследовательского письма. Важно поощ 2. Поощрение личного авторства учащихся. Изначально 3. Поощрение самого процесса письма^ Знакомство с тек- 1 Популяризация критического мышления: Пособие II / Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. — М., 1997. — С. 14. лей — с целью показать, как трудно даются писателям их творения. 4. Содержание должно быть выше формы. Форма не должна ограничивать желание учащихся передавать свои мысли в письменном виде. Назовем наиболее известные формы письменной рефлексии: —_5|£££как произведение небольшого объема, раскрываю-щее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Эссе призвано обратить учащегося к его собственному опыту во всех его противоречиях. — Бортовой журнал — форма фиксации информации с — Различные виды, дневников: обычный дневник; художе — Письменное интервью — вариант групповой письмен — Стихотворные формы рефлексии (например, синквейн — — Различные варианты портфолио, которые представля *cm.: Загашев И. О. Современный студент в поле информации и коммуникации. — СПб., 1999. — С. 64. — описание методической темы, по которой работает учи — дневник с описанием проведенных экспериментальных — эссе об учениках; — бортовой журнал, в котором зафиксирован проведенный — планы проведенных в школе обучающих и проблемных — исследование, посвященное обзору литературы по мето — формулировка и обоснование будущих целей работы. Процесс создания письменного текста1 В ходе творческого акта по созданию текста (как художественного, так и личностного) автор делает следующее: 1. Инвентаризация. На этом этапе собираем информацию 2. Составление чернового текста. Это облечение своих 3. Правка. «Писание — это переписывание», — говорят 'См.: Graves D. Writing: Teachers and Children at Work. Portsmouth, NH: Heinemann Educational Books, 1982; Murray D. A Writer Teacher Writing. Boston: Houghton Mifflin, 1985. ме опубликованными, подвергаются еще и саморедактированию. 4. Саморедактирование. Теперь, когда произведение при Поскольку многие учащиеся готовят свои произведения к изданию всерьез, как настоящие взрослые авторы, причем используют при этом компьютер, именно здесь уместно рассказать им о принципах форматирования: — Текст должен выглядеть чисто и элегантно. — Используйте пробелы в качестве приема графической — Старайтесь, чтобы графика была простой. — Используйте знакомые читателям форматы и шрифты. — Выделяйте отдельные части текста; комбинируйте — Пользуйтесь подзаголовками для наилучшей подачи — Используйте только высококачественные иллюстрации. — Используйте не больше одного яркого графического
— Используйте полужирные шрифты для заголовков, — Старайтесь удивить читателя, разнообразьте дизайн — Используйте тематическую организацию материала, — Располагайте крупные заголовки наверху страницы. — Старайтесь уместить каждый материал на одной стра — Используйте графически «вырванные» из текста цита — Используйте крупные, четкие фотографии. Они больше — Располагайте фотографии рядом с соответствующим — Изучайте профессионально изданные газеты и журна 5. Обнародование (издание): Это возможность поделиться 5 Развитие критического мышления на уроке 129 личных формах: стендовая публикация, публикация в сборнике, чтение в «писательском кресле». В последнем случае автора сажают в центр (лучше всего — в настоящее кресло), и он зачитывает свое сочинение. Происходит это исключительно по желанию. Очерк на основе интервью Интервью — это возможность задать собеседнику заранее подготовленные вопросы и те, которые возникают в ходе интервью, логически вытекая из ответов интервьюируемого. Интервью можно взять друг у друга (работа в парах прямо на занятии), у родственников или знакомых, но оно может быть и заочным: у политического лидера или звезды экрана. Перед интервью: — задумайтесь о человеке, у которого вам предстоит взять — составьте список вопросов, которые продемонстрируют Люди, как правило, смущаются, когда их слова открыто записываются. Лучше использовать диктофон и изредка делать пометки в блокноте. Ни в коем случае не следует прерывать собеседника, даже если вы давно поняли, что он хочет сказать. Очерк создается методом свободного письма. Итак, у вас есть ответы собеседника, но есть и ваши собственные мысли, эмоции, впечатления, ассоциации. Имеются и факты — например, биография этого человека. В течение 20 минут из всего этого богатства вы творите текст. Учитель тоже пишет свой текст. Он должен показать, как усовершенствовать написанное, т. е. смоделировать процесс правки. Для этого написанный им текст не должен быть совершенен. Можно предложить учащимся следующие вопросы для правки текста: ЗАМЫСЕЛ: Угол зрения. Насколько он нов и интересен? Завязка. Насколько успешно первый абзац завладевает. вниманием читателя? Если завязка неудачна, публикация обречена. Стали бы вы сами читать дальше? Развязка. Насколько законченную форму имеет повествование? Есть ли в развязке перекличка с завязкой? Насколько глубокое впечатление произведет она на читателя? СОДЕРЖАНИЕ: Насколько доказательно отражено в тексте то, что автор действительно разговаривал с героем? Изучил ли автор тему, по которой беседовал с героем? Собрал ли дополнительный материал, статистические данные, имеющие отношение к теме? Хорошо ли информирован автор по данной теме? ДОСТУПНОСТЬ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА: Прямое цитирование. Хорошо ли использована в тексте прямая речь? Насколько она действительно значима и нет ли перебора с цитированием? Придает ли прямая речь жизненную достоверность тексту? Косвенная речь. Употребляется ли косвенная речь для перефразирования информации и для внесения разнообразия в длинные цепочки цитат? Связность. Насколько гладко повествование, не запутывает ли автор читателя внезапными перескоками с одного предмета на другой? Хорошо ли организована и логично ли подана информация? Занимательность. Достиг ли текст желаемой цели — про-информиров^ть и развлечь читателя? Насколько он доступен и Интересен? На этапе правки, после того как учащиеся познакомились с ее принципами, возможна и групповая форма работы. Сотрудничество упрощает и разнообразит процесс. Приложение Рекомендации к этапу правки написанного. Возможные вопросы для собеседования с товарищем: 1. Послушай, какое у меня начало. Чего ты ждешь после 2. Не кажется ли тебе, что в каком-то месте мне нужно 3. Ты не теряешь нить повествования, читая или слушая 4. Есть ли в моем тексте места, где мысль можно выразить 5. Считаешь ли ты, что предложения и абзацы расположе 6. Я не отклоняюсь от темы? 7. Хороша ли у меня концовка? Если нет, то как я могу 8. Соответствует ли мое заглавие тексту? На этапе правки можно использовать лист для парной письменной взаимооценки (рис.- 13). На этапе редактирования учащиеся дорабатывают свои очерки. Если интервью взято у одноклассника, вы обязаны предоставить ему текст на одобрение — так, во всяком случае, происходит в настоящей, взрослой журналистике. Если у героя есть претензии к тексту, этот и предыдущий этапы можно повторять несколько раз. После обнародования очерка (автор сидит в «писательском кресле») можно подарить его герою. Приятно получить в подарок текст, где главным героем являешься ты. Что может получиться в начальной школе:
|