Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работы учащихся в технологическом режиме





Рефлексия — это третья стадия в модели обучения вы­зов"1- осмысление содержания — рефлексия. Она определя­ется как «фаза урока, во время которой учащиеся вновь обрат щаются к~только что пройденному на уроке материалу, к смыслу узнанного, подвергают его проверке, пытаются толко-вать его, применять, оспаривать, а также пробуют привлекать новые знания в другие сферы деятельности»^

итадия рефлексии связывается с предметным содержани­ем и новыми понятиями, которые вводятся на предыдущей стадии урока — стадии осмысления содержания. В учебных материалах проекта РКМЧП представлено множество методов и конкретных приемов, их назначение — помочь ученикам повторить пройденное понятие, понять смысл урока.

Большинство ученых-психологов и педагогов, в том числе Ф. Кортахен, отмечают, что наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия. Мы знаем, что письменной рефлексии в школе уделяется недостаточное вни­мание.

Ученые формулируют следующие принципы механизмов письменной рефлексии, которые используются учителем в учебном процессе: ~~

1. Поощрение исследовательского письма. Важно поощ­
рять учащихся к ведению дневников и написанию различных
отзывов, причем упор делается на умение фиксировать идеи
для последующего размышления и обсуждения, а не для об­
народования в некоей законченной форме.

2. Поощрение личного авторства учащихся. Изначально
важна позиция, заключающаяся в том, что каждый является
экспертом хотя бы в узкой области собственного опыта.

3. Поощрение самого процесса письма^ Знакомство с тек-
стамй, совершенными по форме и написанными талантливы­
ми авторами, не должно привести учащихся к мысли о том,
что сами они не могут создать хороший текст. В этом случае
важным является их знакомство с процессом писательского
творчества — дневниками, записными книжками писате-

1 Популяризация критического мышления: Пособие II / Дж. Стил, К. Ме­редит, Ч. Темпл, С. Уолтер. — М., 1997. — С. 14.


лей — с целью показать, как трудно даются писателям их тво­рения.

4. Содержание должно быть выше формы. Форма не долж­на ограничивать желание учащихся передавать свои мысли в письменном виде.

Назовем наиболее известные формы письменной рефлексии: —_5|£££как произведение небольшого объема, раскрываю-щее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговор­ную речь, склонность к парадоксам. Эссе призвано обратить учащегося к его собственному опыту во всех его противоречиях.

Бортовой журнал — форма фиксации информации с
помощью ключевых слов, графических форм, кратких пред­
ложений и умозаключений, вопросов. В качестве предлагае­
мых учителем частей бортового журнала (их выберут сами
учащиеся.) ^огут быть: ключевые понятия темы, связи, кото­
рые может установить ученик, важные вопросы.

Различные виды, дневников: обычный дневник; художе­
ственный альбом; двухчастный дневник (в одной графе — на­
блюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой — ком­
ментарии) и др. В отличие от эссе и бортового журнала днев­
ник ведется в течение длительного промежутка времени и
позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию,
как отслеживая непосредственный процесс, так и сравнивая
свои действия во времени («отложенная» рефлексия).

Письменное интервью — вариант групповой письмен­
ной рефлексии в форме вопросов и ответов участников груп­
пы..Данный способ позволяет в достаточно короткий проме­
жуток времени провести письменную рефлексию с целью об­
мена мнениями.

Стихотворные формы рефлексии (например, синквейн —
пятистишие). Это способ^ творческой рефлексии, который по­
зволяет в художественной форме оценить изученное понятие,
процесс или явление.

Различные варианты портфолио, которые представля­
ют собой набор работ учащихся, связывающих отдельные ас­
пекты их деятельности в более полную картину (К. Берк)1.
Портфолио может включать оценочные листы, листы наблю­
дений, фрагменты дневников, бортовых журналов, видео­
фрагменты, проекты и планы выступлений. Портфолио нечто
большее, чем просто папка студенческих работ; это спланиро­
ванная заранее индивидуальная подборка достижений уча­
щихся. Можно привести прийер портфолио, составляемых
учителями экспериментальных' школ:

*cm.: Загашев И. О. Современный студент в поле информации и коммуникации. — СПб., 1999. — С. 64.


— описание методической темы, по которой работает учи­
тель;

— дневник с описанием проведенных экспериментальных
уроков с использованием технологий рефлексивного обуче­
ния;

— эссе об учениках;

— бортовой журнал, в котором зафиксирован проведенный
урок с использованием технологии рефлексивного обучения;

— планы проведенных в школе обучающих и проблемных
семинаров по теме опытно-экспериментальной работы;

— исследование, посвященное обзору литературы по мето­
дической теме;

— формулировка и обоснование будущих целей работы.
Написание эссе, дневников, составление портфолио доста­
точно трудная задача.

Процесс создания письменного текста1

В ходе творческого акта по созданию текста (как художе­ственного, так и личностного) автор делает следующее:

1. Инвентаризация. На этом этапе собираем информацию
и собираемся с мыслями, т. е. отсматриваем идеи, которые у
нас уже имеются по предложенной теме. Инвентаризация
может происходить в форме свободного письма (учащиеся
пишут в течение отведенного времени без остановки все, что
приходит в голову, составляя «опись» своих мыслей).

2. Составление чернового текста. Это облечение своих
мыслей в письменную форму: записываются самые первые
наметки, наброски мыслей. Эта работа может также происхо­
дить с помощью приема «свободное письмо». Именно так на
бумаге возникают неожиданные идеи, образы. Отличникам,
привыкшим выдавать только идеальный текст, надо крупны­
ми буквами написать слово «черновик», поскольку на этом
этапе ни в коем случае не следует критически оценивать свой
текст, обращать внимание на форму, правописание и почерк.

3. Правка. «Писание — это переписывание», — говорят
опытные литераторы. Нужно воспитывать в учащихся пони­
мание того, что создание письменного текста — процесс не од­
номоментный, а постепенный, что текст надо «доводить».
Правка происходит на уровне и во имя идей: мы стремимся
стройно и логично изложить свои мысли, привести в соответ­
ствие содержание и форму. На этом этапе по-прежнему не сто­
ит беспокоиться об орфографии, почерке и грамматике, по­
скольку тексты, которым предстоит быть в той или иной фор-

'См.: Graves D. Writing: Teachers and Children at Work. Portsmouth, NH: Heinemann Educational Books, 1982; Murray D. A Writer Teacher Writing. Boston: Houghton Mifflin, 1985.


ме опубликованными, подвергаются еще и саморедактирова­нию.

4. Саморедактирование. Теперь, когда произведение при­
няло окончательную форму, готовим его к публикации. Са­
моредактирование — это шлифовка текста, чтобы произве­
дение читалось гладко от абзаца к абзацу — согласно ав­
торскому замыслу; это умение видеть и исправлять свои
ошибки.

Поскольку многие учащиеся готовят свои произведения к изданию всерьез, как настоящие взрослые авторы, причем используют при этом компьютер, именно здесь уместно рас­сказать им о принципах форматирования:

— Текст должен выглядеть чисто и элегантно.

— Используйте пробелы в качестве приема графической
организации материала.

— Старайтесь, чтобы графика была простой.

— Используйте знакомые читателям форматы и шрифты.

— Выделяйте отдельные части текста; комбинируйте
шрифты.

— Пользуйтесь подзаголовками для наилучшей подачи
информации.

— Используйте только высококачественные иллюстрации.

— Используйте не больше одного яркого графического
приема на страницу.

 

— Используйте полужирные шрифты для заголовков,
обычные — для текста.

— Старайтесь удивить читателя, разнообразьте дизайн
страниц.

— Используйте тематическую организацию материала,
группируйте единые по тематике тексты.

— Располагайте крупные заголовки наверху страницы.

— Старайтесь уместить каждый материал на одной стра­
нице, избегайте перескоков на следующую страницу.

— Используйте графически «вырванные» из текста цита­
ты или текст в рамке, чтобы зрительно разнообразить боль­
шой и графически единый материал.

— Используйте крупные, четкие фотографии. Они больше
привлекают внимание читателей.

— Располагайте фотографии рядом с соответствующим
текстом.

— Изучайте профессионально изданные газеты и журна­
лы — они подскажут вам новые идеи для графической пода­
чи материала. ',

5. Обнародование (издание): Это возможность поделиться
своими мыслями с окружающими и проверить, как они вос­
принимают твой текст. Ни профессионалу, ни дилетанту не
хочется писать «в стол». Однако не всем легко читать свои
творения на публике. Поэтому издание можно провести в раз-

5 Развитие критического мышления на уроке 129


личных формах: стендовая публикация, публикация в сбор­нике, чтение в «писательском кресле».

В последнем случае автора сажают в центр (лучше всего — в настоящее кресло), и он зачитывает свое сочинение. Проис­ходит это исключительно по желанию.

Очерк на основе интервью

Интервью — это возможность задать собеседнику заранее подготовленные вопросы и те, которые возникают в ходе ин­тервью, логически вытекая из ответов интервьюируемого.

Интервью можно взять друг у друга (работа в парах прямо на занятии), у родственников или знакомых, но оно может быть и заочным: у политического лидера или звезды экрана. Перед интервью:

— задумайтесь о человеке, у которого вам предстоит взять
интервью; постарайтесь узнать о нем как можно больше, это
поможет вам сформулировать достойные вопросы;

— составьте список вопросов, которые продемонстрируют
вашу искреннюю заинтересованность и знание предмета: если
предмет вам скучен или вы ничего о нем не знаете, хороший
вопрос не задать.

Люди, как правило, смущаются, когда их слова открыто записываются. Лучше использовать диктофон и изредка де­лать пометки в блокноте. Ни в коем случае не следует преры­вать собеседника, даже если вы давно поняли, что он хочет сказать.

Очерк создается методом свободного письма. Итак, у вас есть ответы собеседника, но есть и ваши собственные мысли, эмоции, впечатления, ассоциации. Имеются и факты — на­пример, биография этого человека. В течение 20 минут из все­го этого богатства вы творите текст. Учитель тоже пишет свой текст.

Он должен показать, как усовершенствовать написанное, т. е. смоделировать процесс правки. Для этого написанный им текст не должен быть совершенен. Можно предложить уча­щимся следующие вопросы для правки текста:

ЗАМЫСЕЛ:

Угол зрения. Насколько он нов и интересен?

Завязка. Насколько успешно первый абзац завладевает. вниманием читателя? Если завязка неудачна, публикация обречена. Стали бы вы сами читать дальше?

Развязка. Насколько законченную форму имеет повество­вание? Есть ли в развязке перекличка с завязкой? Насколько глубокое впечатление произведет она на читателя?

СОДЕРЖАНИЕ:

Насколько доказательно отражено в тексте то, что автор действительно разговаривал с героем?

Изучил ли автор тему, по которой беседовал с героем? Со­брал ли дополнительный материал, статистические данные,


имеющие отношение к теме? Хорошо ли информирован автор по данной теме?

ДОСТУПНОСТЬ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА:

Прямое цитирование. Хорошо ли использована в тексте прямая речь? Насколько она действительно значима и нет ли перебора с цитированием? Придает ли прямая речь жизнен­ную достоверность тексту?

Косвенная речь. Употребляется ли косвенная речь для пе­рефразирования информации и для внесения разнообразия в длинные цепочки цитат?

Связность. Насколько гладко повествование, не запутыва­ет ли автор читателя внезапными перескоками с одного пред­мета на другой? Хорошо ли организована и логично ли пода­на информация?

Занимательность. Достиг ли текст желаемой цели — про-информиров^ть и развлечь читателя? Насколько он доступен и Интересен?

На этапе правки, после того как учащиеся познакомились с ее принципами, возможна и групповая форма работы. Со­трудничество упрощает и разнообразит процесс.

Приложение

Рекомендации к этапу правки написанного. Возможные вопросы для собеседования с товарищем:

1. Послушай, какое у меня начало. Чего ты ждешь после
такого начала? Как можно было бы написать это лучше?

2. Не кажется ли тебе, что в каком-то месте мне нужно
добавить информацию? Есть ли в моем тексте какие-то места,
которые мне стоило бы сделать более конкретными? Какие
именно?

3. Ты не теряешь нить повествования, читая или слушая
мой текст?

4. Есть ли в моем тексте места, где мысль можно выразить
яснее и с меньшим количеством слов? Покажи мне эти места.

5. Считаешь ли ты, что предложения и абзацы расположе­
ны у меня в самом лучшем порядке? А если нет, какие из них
ты бы переставил?

6. Я не отклоняюсь от темы?

7. Хороша ли у меня концовка? Если нет, то как я могу
сделать ее лучше?

8. Соответствует ли мое заглавие тексту?

На этапе правки можно использовать лист для парной письменной взаимооценки (рис.- 13).

На этапе редактирования учащиеся дорабатывают свои очерки. Если интервью взято у одноклассника, вы обязаны предоставить ему текст на одобрение — так, во всяком слу­чае, происходит в настоящей, взрослой журналистике. Если



у героя есть претензии к тексту, этот и предыдущий этапы можно повторять несколько раз.

После обнародования очерка (автор сидит в «писательском кресле») можно подарить его герою. Приятно получить в по­дарок текст, где главным героем являешься ты.

Что может получиться в начальной школе:

Date: 2015-11-15; view: 335; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию