Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глобальные проблемы человечества





Перед человечеством постоянно возникают многочисленные проблемы, требующие безотлагательного решения. 'Дцни из них имеют локальный >;/а-рактер проявления, другие затрагивают-крупные регионы мира.

Развитие современной цивилизации на пороге XXI в. идет под знаком усиления всемирного характера многих важных процессов и явлений. Воз­растание роли мировой политики и международных отношений, взаимосвя­занность и масштабность мировых процессов в экономической, политичес­кой, социальной и культурной жизни, включение в международную жизнь


и общение все больших масс населения Земли — все это свидетельствует о наличии объективных предпосылок для появления в современном мире таких проблем, которые имеют глобальный, планетарный характер. Они затрагивают жизненные интересы всего человечества. В свою очередь, воз­никновение и обострение такого рода проблем способствует усилению интер­национализации многих общественных проблем.

Таким образом, можно отметить, что в общественном сознании все боль­ше фиксируется система качественно новых, тесно взаимосвязанных про­блем, получивших название глобальных. Понятие же о глобальных пробле­мах человечества включается в систему научного знания, входит в энцикло­педии и словари: очевидно, что эти проблемы в той или иной мере сопутство­вали процессу становления и развития цивилизации. И раньше вставали перед человечеством и обострялись на местном уровне продовольственная и энерго-сырьевая проблемы, случались экологические катастрофы, во все вре­мена люди страдали от войн и Конфликтов. Например, гибель поселений викингов в Исландии во время малого ледникового периода ученые связыва­ют с изменением климатических условий. В Азии за 2 тыс. лет до н, э. по­гибла цивилизация Шумер в Нижней Месопотамии, где из-за засоления орошаемых земель стало невозможным земледелие. Трудно поверить, что песчаная ныне Сирия когда-то снабжала Египет лесом, что слонов для своей армии Ганнибал отлавливал в обширных лесах Северной Африки и т. д.

По сравнению с природными процессами, действовавшими на протяже­нии 4,5 млрд лет истории Земли, влияние человека считалось малознача­щим. Человек активно изменяет земную поверхность всего лишь около 40 тыс. лет. Однако его воздействие по мере роста народонаселения и разви­тия техники становилось год от года все ощутимее. Масштабность и острота проблем, которые имелись раньше, не могут идти ни в какое сравнение с явлениями и процессами, характерными для конца XX столетия.

Глобальные проблемы вобрали в себя и традиционные, и качественно новые противоречия социального прогресса, присущие лишь современному этапу производительных сил, всей системе мировых связей. Общечеловечес­кие проблемы вырастают из локальных, национальных проблем, но в то же время требуют для своего решения не разрозненных усилий отдельных стран, а совместных действий мирового сообщества.

Из многообразия глобальных проблем особо выделяются следующие: предотвращение мирового ядерного конфликта и прекращение гонки вооружений; преодоление социально-эко­номической отсталости развивающихся стран; энерго-сырье­вая, демографическая и продовольственная проблемы; охра­на окружающей среды; освоение Мирового океана и мирное освоение космоса; ликвидация опасных болезней.

Отметим черты, присущие глобальным проблемам челове­чества и отличающие их от прочих проблем даже планетарно­го характера:

— глобальные масштабы проявления, выходящие за рам­
ки одного государства и группы стран;

— острота проявления;


 

— комплексный характер: все проблемы тесно переплете­
ны друг с другом;

— общечеловеческая сущность, делающая их понятными
и актуальными для всех стран и народов;

— способность предопределять в тех или иных аспектах
ход дальнейшей истории человечества;

— возможность их решения лишь усилиями всего мирово­
го сообщества, всех с-^ран и этносов.

Работа на этом этапе урока ведется индивидуально.

Стадия рефлексии

Учащимся предлагается обсудить результаты работы на предыдущей стадии и совместно сделать исправления и допол­нения к предположениям, сделанным на стадии вызова; та­ким образом, список проблем дополняется, вносятся коррек­тивы в признаки глобальных проблем.

Затем школьники рассматривают некоторые из подобных проблем в ^эуппах. При этом используется прием «фишбоун».

Учащиеся изучают текст «Гуманистические ценности ев­ропейских цивилизаций и проблемы современного мира»1, в котором описываются проблемы воды, Мирового океана, за­грязнения воды радиоактивными отходами, нефтью и т. д. За­дача учащихся после прочтения текста и обсуждения его со­держания в группе — сформулировать проблему и найти в учебнике факты, подтверждающие остроту ее проявления.

Фишбоун, изображенный на флипчарте, разрезается на 4 части (4 косточки), учащиеся заполняют свою часть (описы­вая проблему, информация о которой содержится в отрывке) и после окончания работы в группе делают презентацию сво­ей части, восстанавливая общую схему «рыбьего скелета».

Школьники при помощи полученной схемы иллюстриру­ют признаки глобальных проблем, их взаимосвязь, комплекс­ный характер и т. д. Последним этапом является формули­ровка определения «глобальные проблемы». Для этого учащи­еся возвращаются к понятийному «колесу», вносят дополне­ния и изменения и записывают в тетради окончательную фор­мулировку определения.

Домашнее задание: прочитать § 3, 4; составить схе­му «фишбоун» по проблемам, отраженным в параграфах; по­думать, есть ли пути решения этих проблем.

Это и станет темой следующего урока.

На втором уроке по данной теме используется стратегия решения проблем, учащиеся объединены в группы по интере­сам (какая проблема показалась наиболее интересной, важ­ной, требующей скорейшего решения). Для организации груп­повой работы используем «Лист для решения проблем».

'Обществознание: Учеб. / Под ред. В. Л. Полякова, Н. И. Элиазберг. — СПб., 1996. — Ч. 3. — С. 457—464.


Date: 2015-11-15; view: 632; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию