Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глобальные проблемы человечестваСтр 1 из 2Следующая ⇒ Перед человечеством постоянно возникают многочисленные проблемы, требующие безотлагательного решения. 'Дцни из них имеют локальный >;/а-рактер проявления, другие затрагивают-крупные регионы мира. Развитие современной цивилизации на пороге XXI в. идет под знаком усиления всемирного характера многих важных процессов и явлений. Возрастание роли мировой политики и международных отношений, взаимосвязанность и масштабность мировых процессов в экономической, политической, социальной и культурной жизни, включение в международную жизнь и общение все больших масс населения Земли — все это свидетельствует о наличии объективных предпосылок для появления в современном мире таких проблем, которые имеют глобальный, планетарный характер. Они затрагивают жизненные интересы всего человечества. В свою очередь, возникновение и обострение такого рода проблем способствует усилению интернационализации многих общественных проблем. Таким образом, можно отметить, что в общественном сознании все больше фиксируется система качественно новых, тесно взаимосвязанных проблем, получивших название глобальных. Понятие же о глобальных проблемах человечества включается в систему научного знания, входит в энциклопедии и словари: очевидно, что эти проблемы в той или иной мере сопутствовали процессу становления и развития цивилизации. И раньше вставали перед человечеством и обострялись на местном уровне продовольственная и энерго-сырьевая проблемы, случались экологические катастрофы, во все времена люди страдали от войн и Конфликтов. Например, гибель поселений викингов в Исландии во время малого ледникового периода ученые связывают с изменением климатических условий. В Азии за 2 тыс. лет до н, э. погибла цивилизация Шумер в Нижней Месопотамии, где из-за засоления орошаемых земель стало невозможным земледелие. Трудно поверить, что песчаная ныне Сирия когда-то снабжала Египет лесом, что слонов для своей армии Ганнибал отлавливал в обширных лесах Северной Африки и т. д. По сравнению с природными процессами, действовавшими на протяжении 4,5 млрд лет истории Земли, влияние человека считалось малозначащим. Человек активно изменяет земную поверхность всего лишь около 40 тыс. лет. Однако его воздействие по мере роста народонаселения и развития техники становилось год от года все ощутимее. Масштабность и острота проблем, которые имелись раньше, не могут идти ни в какое сравнение с явлениями и процессами, характерными для конца XX столетия. Глобальные проблемы вобрали в себя и традиционные, и качественно новые противоречия социального прогресса, присущие лишь современному этапу производительных сил, всей системе мировых связей. Общечеловеческие проблемы вырастают из локальных, национальных проблем, но в то же время требуют для своего решения не разрозненных усилий отдельных стран, а совместных действий мирового сообщества. Из многообразия глобальных проблем особо выделяются следующие: предотвращение мирового ядерного конфликта и прекращение гонки вооружений; преодоление социально-экономической отсталости развивающихся стран; энерго-сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы; охрана окружающей среды; освоение Мирового океана и мирное освоение космоса; ликвидация опасных болезней. Отметим черты, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем даже планетарного характера: — глобальные масштабы проявления, выходящие за рам — острота проявления;
— комплексный характер: все проблемы тесно переплете — общечеловеческая сущность, делающая их понятными — способность предопределять в тех или иных аспектах — возможность их решения лишь усилиями всего мирово Работа на этом этапе урока ведется индивидуально. Стадия рефлексии Учащимся предлагается обсудить результаты работы на предыдущей стадии и совместно сделать исправления и дополнения к предположениям, сделанным на стадии вызова; таким образом, список проблем дополняется, вносятся коррективы в признаки глобальных проблем. Затем школьники рассматривают некоторые из подобных проблем в ^эуппах. При этом используется прием «фишбоун». Учащиеся изучают текст «Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира»1, в котором описываются проблемы воды, Мирового океана, загрязнения воды радиоактивными отходами, нефтью и т. д. Задача учащихся после прочтения текста и обсуждения его содержания в группе — сформулировать проблему и найти в учебнике факты, подтверждающие остроту ее проявления. Фишбоун, изображенный на флипчарте, разрезается на 4 части (4 косточки), учащиеся заполняют свою часть (описывая проблему, информация о которой содержится в отрывке) и после окончания работы в группе делают презентацию своей части, восстанавливая общую схему «рыбьего скелета». Школьники при помощи полученной схемы иллюстрируют признаки глобальных проблем, их взаимосвязь, комплексный характер и т. д. Последним этапом является формулировка определения «глобальные проблемы». Для этого учащиеся возвращаются к понятийному «колесу», вносят дополнения и изменения и записывают в тетради окончательную формулировку определения. Домашнее задание: прочитать § 3, 4; составить схему «фишбоун» по проблемам, отраженным в параграфах; подумать, есть ли пути решения этих проблем. Это и станет темой следующего урока. На втором уроке по данной теме используется стратегия решения проблем, учащиеся объединены в группы по интересам (какая проблема показалась наиболее интересной, важной, требующей скорейшего решения). Для организации групповой работы используем «Лист для решения проблем». 'Обществознание: Учеб. / Под ред. В. Л. Полякова, Н. И. Элиазберг. — СПб., 1996. — Ч. 3. — С. 457—464.
|