Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 5. Организация дискуссийСпор и дискуссия — понятия неравнозначные, хотя механизмы их реализации в некоторых аспектах похожи. Однако нередко дискуссия превращается в спор, в котором каждая сторона во что бы то ни стало стремится одержать победу. Д. X. Вагапова определяет спор как древнейшую форму диалога, в ходе которого каждая из сторон стремится убедить другую в обоснованности своей позиции, точки зрения по обсуждаемому вопросу, когда не существует единого мнения по его решению. Дискуссия^^это способ обсуждения и поиска истины в процессе решения научных или житейских проблем. Главное — достижение взаимопонимания между сторонника-ми противоположных точек зрения на проблему и пути ее решения, поиск компромисса между ними, с тем чтобы совместными усилиями и с разных позиций добиться ее решения1. Дж. Стил и ее коллеги обращают внимание на еще одну проблему, которая может возникнуть по ходу дискуссии. Они отмечают, что грань между дискуссией содержательной и динамичной и дискуссией, выливающейся в бесконечный монолог учителя, в то время как учащиеся сидят и скучают, очень тонка2. Какую роль играет дискуссия в развитии критического мышления? Необходимы ли специальные правила для организации дискуссии на уроке? Какие стратегии организации дискуссии могут быть реализованы в рамках технологии развития критического мышления? М. В. Кларин отмечает, что в современных дидактических поисках учебной дискуссии принадлежит одно из заметных мест. Она диалогична по самой своей сути — и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала. Ее применение помогает развитию критического мышления, приобщению граждан к культуре демократического общества. Чрезвычайно значим «сопутствующий» результат учебной дискуссии — формирование коммуникативной и дискуссионной культуры3. 'См.: Вагапова Д. X. Риторика в'интеллектуальных играх и тренингах. — М., 1998. — С. 411. 2См.: Популяризация критического мышления: Пособие II / Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. — М., 1997. — С. 53. 3См.: Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. — М.; Рига, 1998. —' С. 182. В каком случае дискуссия уместна? Мы считаем, что дискуссия может быть полезной в нескольких случаях: — если учащиеся работают с источниками, в которых из — если обсуждается проблема практического характера, — если в процессе обсуждения проблемы происходит раз Для организации продуктивной дискуссии, способствующей развитию критического мышления, важно помнить об определенных условиях и правилах. Многие исследователи подчеркивают, что в дискуссии специфическим психологическим фактором выступает общение с равноинформированны-ми партнерами — членами группы в отличие от общения с более информированным партнером — преподавателем. Это раскрепощает интеллектуальные возможности учащихся, резко снижая барьеры общения, повышая его продуктивность. Есть мнение. Д. X. Ваганова определяет качества, которые важны для участников продуктивной дискуссии: — заинтересованность; — конструктивность подхода; — умение идти на оправданный компромисс; — стремление к постоянной коррекции точки зрения; — умение признать правильные доводы оппонента; — интеллектуальная терпимость; — умение слушать; — умение «держать позицию»; — умение вовремя уловить изменения в поведении оппо — ассертивность (умение высказать свою точку зрения без — гибкость мышления; — культура речи; — эмпатия (постижение эмоционального состояния друго С одной стороны, четко проведенная результативная дискуссия есть результат сформированности критического мышления среди ее участников; с другой стороны, процесс дискуссии есть процесс его развития. Отметим, что особенностью организации дискуссии в рамках технологии развития критического мышления посредством чтения и письма является размышление над прочитанным текстом. В этой связи Л. Ро-зенблатт и Д. Бляйх отмечают, что важным условием для формирования понимания изучаемого материала является 'См.: Ваганова Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. — М.; 1998. возникновение так называемого «ответного критицизма читателя», или, другими словами, «субъективного критицизма», включая расстановку смысловых ударений и выработку собственной трактовки текста. Когда читатели делятся друг с другом впечатлениями о прочитанном тексте, о проблемах, которые в нем рассматриваются, формируется сообщество, где «интерсубъективность» людей, которые делятся впечатлениями, не только привносит более глубокое понимание самого текста, но и позволяет лучше узнать друг друга1. Мы уже упоминали, что в процессе дискуссии могут возникать такие варианты развития событий, как переход от диалога к спору или угасание активности участников. В этой связи Дж. Т. Диллон определил четыре шага, или приема, которые может использовать учитель, чтобы дискуссия не «буксовала»2. 1. Утверждение. Это способ отреагировать, подтвердить 2. Вопросы. Учащиеся с большим энтузиазмом будут об 3. Сигналы. Поскольку комментарий преподавателя зача 4. Молчание. Когда вопрос задан, важно дать время на Что можно считать позитивным результатом проведенной дискуссии? Конечно, решение проблемы, считает большинство учителей. Действительно, важной характеристикой результативности можно считать достижение школьниками результата, который определяется учителем как эталон. Учебная проблема может быть уже решена в науке, но учащиеся в процессе дискуссии как бы заново ее открывают. _____________________________ i t 'См.: Bleich D. Subjective Criticism. Baltimore: Johns Hopkins, 1975; Rosenblatt L. The Reader, the Text, and the Poem. Carbondale, IL: Southern Illinois University, 1978. 2См.: Dillon J. T. Questioning and Teaching: A Manual of Practice. № 4. Teachers College Press, 1988. Вместе с тем, как отмечает М. В. Кларин, важной дидактической целью организации и проведения дискуссии является развитие коммуникативных умений учащихся1. Групповое обсуждение и решение проблем, отстаивание собственной точки зрения при существовании многообразия мнений формирует, помимо более крепкого и устойчивого знания (Д. Хал-перн отмечает, что дискуссия позволяет слушателям высказывать доводы и «присваивать» их, т. е. считать, что они были выдвинуты ими самими2), также: — умение договариваться в группе при подготовке и вы — умение строить свои доводы с учетом мнений, которые — уважение к участникам дискуссии, к их суждениям. критического мышления важна не только с точки зрения решения содержательных, предметных задач, но и как сам процесс, где школьники отслеживают развитие собственных представлений, способностей к деловому и культурному взаимодействию. В учебной литературе выделяются различные виды и модели дискуссий: проблемные дискуссии, дискуссии в сочетании с игровым моделированием, полемика, дебаты. Технология развития критического мышления предлагает разнообразные стратегии и приемы ведения дискуссии, среди которых мы рассмотрим стратегию дискуссии «совместный поиск» и перекрестной дискуссии. СОВМЕСТНЫЙ ПОИСК3 При изучении любой темы, при работе с любым типом текста необходимо задействовать не только ум, но и чувства учащихся, поскольку действительное присвоение знания без этого невозможно. Как же расширить восприятие текста, с тем чтобы учащиеся взаимодействовали с ним не только на уровне смысла, но и на уровне эмоций, ассоциаций? Опять-таки с помощью вопросов, которые предлагаем условно разделить на три категории: — Что в тексте привлекло ваше особое внимание? Что уди 'См.: Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. — М., 1997. 2См..:ХалпернД. Психология критического мышления. — СПб., 2000. — (Сер, «Мастера психологии»). 3См.: Plecha J. Shared Inquiry. In Charles Temple and Patrick Collins (Edst), Stories and Readers. Norwood, MA: Christopher Gordon, 1992.
— Какие мысли возникли у вас в связи с этим запомнив — Какие чувства, ощущения, ассоциации возникли у вас Очевидно, что такой подход к знакомству с новой информацией может породить множество новых вопросов, иногда не связанных друг с другом логическими связями. В этом случае мы и прибегаем к дискуссии «совместный поиск», описанной в работе Дж. Плеча. Итак, учащиеся продумывают свои вопросы, а затем класс или группа выбирает тот, который и явится отправным для начала дискуссии. Удачным будет наиболее проблемный, который к тому же свяжет прочитанный текст с личным опытом, позволит воспринимать его как пищу для размышлений о себе, своих близких, знакомых. Учитель может, заранее подготовив свои вопросы, также предложить их в общий список, из которых происходит выбор. Желательно, чтобы этот первый (но не единственный) вопрос дискуссии был записан на доске. Важно.^чтобы дискуссия не начиналась сразу. Учащиеся должны подумать и записать свои мысли — таким образом вы сможете вовлечь в работу всех, а не только самых активных. Хорошо, если они придут к неоднозначным, в том числе и полярным, суждениям — они-то и дадут возможность дискутировать. Но сначала учащиеся просто обмениваются мнениями по отправному вопросу. Учитель при этом может задавать наводящие вопросы, которые заставят детей снова и снова возвращаться к тексту, анализировать его. Учитель готовит несколько наводящих вопросов (4—6), которые будут поддерживать ход дискуссии, наталкивать учащихся на размышления, обращать к тексту, помогать сохранить нить разговора. Для данной модели дискуссии не предполагается формулировка единой темы, подразумевается, что в процессе диалога можно затрагивать различные проблемы, которые в нем подняты, изучать авторский контекст, накладывая на него свои представления, переживания и личный опыт. Хорошие вопросы позволяют сделать процесс дискуссии более непринужденным, открытым1. Все наводящие вопросы могут быть разделены на несколько категорий. Вопросы по образной системе текста, его символике: — Что означает приведенный в тексте образ? — Что этот образ значит лично для тебя? — Что этот образ значит для человека вообще? Если на первый вопрос ответ можно найти в тексте, то два 'См.: Темпл Ч., Мередит К., СтилДж. Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета: Пособие III. — М., 1998. остальных вопроса могут потребовать самостоятельных рассуждений. Контрастные вопросы. Дж. Стил и ее коллеги приводят высказывание Леви-Стросса, который говорил, что образы раскрываются, когда мы рассматриваем их по контрасту с другими образами1. Вопросы, оценивающие позицию автора. Далеко не во всем читатель может согласиться с автором текста. Вопросы, оценивающие позицию автора, могут стимулировать высказывание других, отличных от авторских точек зрения. Отвлеченные вопросы. Это вопросы, которые не требуют обязательного обращения к тексту, а предполагают высказывание собственных умозаключений, связанных с нравственными аспектами, с разъяснением абстрактных категорий. Сравнительные вопросы. Если доступны другие источники, связанные с обсуждаемой темой, вполне уместным станет сравнение. Провоцируя учащихся на спор, учитель может связывать и противопоставлять высказывания разных учащихся и просить их прокомментировать. Важно, чтобы не он сам отвечал на вопросы, а учащиеся обменивались мнениями друг с другом. Свои наблюдения учитель может заносить в специальный журнал.
На основании этих записей он может обобщить результаты дискуссии, задать дополнительные вопросы, особенно тем, кто не принимал в ней активного участия. Дж. Стил и ее коллеги подчеркивают, что ведение журнала — свидетельство того, что учитель придает значение высказываниям учащихся. По результатам дискуссии можно предложить учащимся написать небольшое эссе, в котором были бы отражены ее ход и результаты. Это эссе также могло бы стать хорошим средством для дальнейших исследований по изучаемой теме.
|