Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обоснование педагогических мер реабилитации при формировании индивидуальной программы реабилитации
Р азработка педагогических мероприятий ИПР включает обоснованные рекомендации по уровню, месту, формам обучения (дошкольного, общего и профессионального), мероприятиям, обеспечивающим освоение образовательных программ на оптимальном уровне, включая педагогическую коррекцию, сопровождающие мероприятия психологической, социальной, медицинской реабилитации, необходимые учебные пособия и технические средства обучения, учебное оборудование. Рекомендации по уровню образования определяются возрастом инвалида, его возможностями и социальными факторами: - дошкольный возраст (1-7 лет) - дошкольное образование; - школьный возраст (7-18 лет) – общее образование. Рамки школьного возраста могут быть изменены: нижние могут быть повышены в основном по социальным причинам (семья считает, что рано отдавать ребенка в школу - он еще не готов…), верхние до 21-23 лет – при трудностях с освоением учебных программ, при продолжении обучения в школе в производственных классах или в постшкольных отделениях; - подростковый (с 15 до 18 лет) – первичное профессиональное образование – при желании инвалида и необходимости получения профессии в этом возрасте; - взрослый возраст (с 18 до 60 лет) – профессиональное образование, переподготовка и переквалификация. Тип и вид рекомендуемого учебного заведения для обучения ребенка определяется бюро МСЭ на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации (комиссии), которая принимает решение о направлении ребенка в то или иное учебно-воспитательное учреждение на основании комплексного обследования и согласования с родителями (опекунами). Рекомендации по направлению инвалида на профессиональное обучение формирует бюро МСЭ на основании профподбора и профориентационных рекомендаций. Основной алгоритм определения вида учебного заведения представлен выше при анализе ограничений способности к обучению. Форма обучения (очная, интернатная, заочная, очно-заочная, дистанционная, индивидуальная, надомная и т.д.) определяется исходя из пожеланий инвалида и его семьи (опекунов), а также с учетом степени ограничения способности к обучению и социальных факторов: - очная - при наличии нарушений, не препятствующих ежедневному посещению учебного заведения и при наличии учебных заведений соответствующего уровня и профиля в доступном для ежедневного посещения месте; - интернатная: а) при отсутствии учебных заведений соответствующего уровня и профиля в доступном для ежедневного посещения месте; б) при наличии нарушений, препятствующих ежедневному посещению учебного заведения; - заочная: а) при отсутствии учебных заведений соответствующего уровня и профиля в доступном для ежедневного посещения месте; б) при наличии нарушений, препятствующих ежедневному посещению учебного заведения; в) по желанию инвалида; -очно-заочная: а) при наличии нарушений, препятствующих ежедневному посещению учебного заведения; б) по желанию инвалида; - дистанционная: а) при отсутствии учебных заведений соответствующего уровня и профиля в доступном для ежедневного посещения месте; б) при наличии нарушений, препятствующих ежедневному посещению учебного заведения; в) по желанию инвалида; - индивидуальная надомная - при наличии нарушений, препятствующих посещению учебного заведения. Мероприятия, обеспечивающие освоение образовательных программ на оптимальном уровне, включают педагогическую коррекцию, сопровождающие мероприятия психологической, социальной, медицинской реабилитации, необходимые учебные пособия и технические средства обучения, учебное оборудование. Педагогическая коррекция включает консультации ребенка, родителей и индивидуальные занятия с инвалидом (ребенком или взрослым) специальных педагогов: - при нарушении интеллектуальных функций - олигофренопедагога; - при нарушении зрительных функций – тифлопедагога; - при нарушении слуховых функций – сурдопедагога; - при нарушениях речи – логопеда. Сопровождающие мероприятия психологической реабилитации включают консультации ребенка и родителей, взрослого инвалида, индивидуальные и групповые занятия: - разработку индивидуальных программ психологического сопровождения учащихся в учебном заведении; - психологическую диагностику; - психологический патронаж, - психологическую помощь в форме психотерапии, психокоррекции, консультаций и тренингов в групповой и индивидуальной форме; - обучение учащихся самопознанию, самопрезентации, методам социального и делового общения, психологической саморегуляции и самореализации; - психологическую помощь семье для создания благоприятного климата и адекватного отношения родственников к обучению инвалида. Сопровождающие мероприятиясоциальной реабилитациивключают: - координацию и контроль работы всех сопровождающих служб; - разработку индивидуальных программ социального сопровождения учащихся в учебном заведении; - социальную диагностику; - осуществление социального патронажа; - посредническая функция между обучающимися и учебным заведением, а также учреждениями государственной службы реабилитации в реализации личных и профессиональных планов; - консультирование инвалидов по вопросам социальной защиты, льгот и гарантий, содействие реализации их прав; - социальное обучение (социально-бытовым и социально-средовым навыкам); - социокультурные и спортивно-оздоровительные мероприятия; - содействие рациональному трудоустройству выпускников в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией. Сопровождающие мероприятия медицинской реабилитациивключают: - разработку индивидуальных программ медицинского сопровождения учащихся в учебном заведении; - обучение инвалидов и их родителей осуществлению мер медицинской реабилитации в домашних условиях, - медико-консультативную и профилактическую работу, санитарно-гигиеническое и медицинское просвещение; - контроль состояния здоровья обучающихся инвалидов, медицинский патронаж, установка допустимых учебно-производственных нагрузок и режима обучения; - экстренную медицинскую помощь; - рекомендации по организации питания, в том числе диетического; - лечебно-оздоровительные мероприятия. Для использования в процессе обучения инвалидам могут быть рекомендованы следующие адаптированные учебные материалы, пособияи дополнительная помощь: - для инвалидов с нарушениями слуха: сурдоперевод (в процессе профессионального образования), использование учебных видеофильмов с бегущей строкой, текстовым сопровождением, запись лекций на бумажном или электронном носителе; - для инвалидов с нарушениями зрения: учебные пособия и материалы в альтернативных форматах: озвучивание, Брайль, увеличение шрифта в электронном и печатном виде, аудиозапись. Для использования в процессе обучения могут быть рекомендованы следующие технические средства обучения, учебное оборудование: - вспомогательные технические средства обучения (например, специализированные рабочие столы, опоры для сидения и изменения положения тела), - доступность помещений (мостики, пандусы, спуски, звукоречевая среда, зрительная среда, т.д.), - безопасность труда и приспособление учебных рабочих мест на производственном обучении, - оборудование учебной, рекреационной и жилой среды для различных категорий инвалидов; - -индивидуальные рекомендации по оборудованию рабочих мест и жилища обучающихся. Рекомендуется обеспечение следующими техническими средствами для обучения инвалидов различных категорий в соответствии с их специфическими нуждами и потребностями [Требования к организации учебного процесса инвалидов в специализированных учреждениях среднего профессионального образования инвалидов в зависимости от вида инвалидизирующей патологии. // Сборник документов по комплексной реабилитации в реабилитационных учреждениях системы социальной защиты населения России. М., 2000, с.40-102)]. Для инвалидов с двигательными нарушениями нижних конечностей - терминальные столы (закрепляемые и не закрепляемые), вращающиеся письменные столы (парты), специальные чертежные и рисовальные столы; функциональные кресла, кресла и сиденья со специальным механизмом, помогающим вставать с кресла или садиться в кресло, специальная мебель для сидения. Системы модулирования сидений. Спинки, подушки для спины и мягкие прокладки для спины. Подлокотники для кресел. Подставки для ног. Перила и поручни. Учебное место инвалида с поражением верхних конечностей включает вспомогательные средства для захватывания (удержания), держатели с захватом и приспособления, средства, прикладываемые к изделиям и продукции, приспособления для перекладывания бумаги, держатели рукописи, опоры предплечья, прикладываемые к пишущим машинкам или компьютерам, альтернативные мышки и клавиатуры. Специальное программное обеспечение для вводных и выходных модификаций компьютера. Специальные ручки, карандаши, кисточки, циркули для черчения и линейки, специальные устройства для письма, рисования и черчения. Вспомогательные средства для чтения (устройство для переворачивания листов, подставки для книг и держатели книг). Фиксированные ручки. Системы фиксированных расположений предметов (магниты, прокладки, фиксаторы), приспособления для чтения, письма, манипулирования, специальные приспособления для работы одной рукой. Учебные столы (закрепляемые). Открыватели/ закрыватели дверей, окон, замков. Держатели с захватом. Технические средства при обучении инвалидов вследствие патологии органа зрения. При выраженных нарушениях зрения: приспособление для слепых к плоскопечатным машинкам, системы «говорящая книга», «цифровая книга», «говорящий экран», приспособления для чтения и письма по Брайлю, цифровые читающие машины, блоки ввода, в том числе для распознавания речи, дисплеи тактильные, расширители полей зрения, видеосистемы с увеличенным изображением, электрооптические средства, принтеры и флотеры больших знаков или шрифта по Брайлю, звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура. При умеренных нарушениях зрения: оптические средства коррекции, электрооптические средства, принтеры и флотеры больших знаков, расширители полей зрения. Компьютерные технологии: говорящий экран, большеформатный экран, увеличивающий экран, крупный шрифт, печать на Брайле, альтернативные мышки и клавиатуры, распознавание голоса, компьютеры с синтезатором голоса, компьютеры, оборудованные системой Брайля. При выраженных нарушениях слуха: средства коммуникации - компьютеры, пишущие машинки, многоцелевое программное обеспечение; телевизионная и видеоаппаратура с текстовым вводом, с синтезатором голоса, с приставками связи, усилитель голоса лектора, видеозапись лекций. При умеренных нарушениях слуха: средства коммуникации: компьютеры, пишущие машинки, многоцелевое программное обеспечение; телевизионная и видеоаппаратура с текстовым вводом, с приставками связи, системы передачи информации (звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура); телефоны с множеством вводов, с усилителями, с приставками, средства связи «лицом к лицу». Звукоусиливающая аппаратура коллективного использования, индивидуальные слуховые средства (заушные, вставляемые в ухо, нательные), компьютеры с программным обеспечение для развития слуха, речи, усилители к воспроизводящим аппаратам, голосовым телефонам. Речевые тренажеры. Для инвалидов с патологией внутренних органов могут быть рекомендованы: столы с регулируемыми высотой и углом наклона поверхности, стулья (кресла) с регулируемой высотой сидения и положения спинки.
|