Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раскройте социально-психологические закономерности и эффекты организационного поведения персонала





В основу организационного поведения положено использование социально-психологических методов управления. Социально-психологические методы - это методы управления, базирующиеся на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими процессами, протекающими в коллективе, для оказания воздействия на них в интересах достижения поставленных перед организацией целей.

Социальное воздействие осуществляется путем:

- целенаправленного формирования персонала организации;

- морального стимулирования работников;

- использования методов управления индивидуальным поведением;

- осуществления коллективной деятельности работников и использования их социальной активности.

Психологическое воздействие базируется на:

- использовании методов психологического побуждения (мотивации);

- учете индивидуальных особенностей работников (темперамент, характер, способности, направленность личности, потребности человека);

- психологических аспектах деятельности человека (внимание, эмоции, воля, речь, умения и навыки).

Поэтому при изучении организационного поведения используются такие методы, как опросы (интервью, анкетирование, тестирование), сбор фиксированной информации (изучение документов), наблюдения и эксперименты. Интервью могут проводиться “лицом к лицу”, по телефону, с использованием компьютеров. Разработано большое количество стандартизированных опросников (анкет). Например, с их помощью измеряется удовлетворенность трудом, организационный климат. При исследовании организационного поведения широко используется метод структурированного наблюдения. Например, при наблюдении организационной среды выделяются следующие элементы: помещение, обстановка и оборудование, оформление, освещение и цвет, внешний облик членов организации. Основу исследований в этой области составляют лабораторные и естественные эксперименты.

Исследование - это процесс сбора и интерпретации данных, которые подтверждают или опровергают теоретические построения. Исследование - это непрерывный процесс, благодаря которому идет постоянное расширение знаний о поведении человека в процессе труда.

Научным фундаментом дисциплины “организационное поведение” является то, что:

* сбор данных осуществляется систематически, контролируется их надежность и достоверность;

* предлагаемые объяснения фактов тщательно проверяются;

* в качестве закономерностей, которые могут быть использованы на практике, рассматриваются только неоднократно подтвержденные устойчивые связи и отношения.

49. Раскройте сущность понятия «лидерство», охарактеризуйте разновидности и основные теории лидерства.

Понятие рук-ль и лидер отражают разл.стороны упр-ния группой:

* формальную, т.е.связанную с офиц.должностями и властью и

* неформальную, связанную с соц.-псих. механизмами и авторитетом, основанных на неформ отн-ниях.

3 осн.подхода к пониманию сути лидерства (рук-ва)

1. подход с позиции личных качеств,

2. поведенческий подход(манеры поведения с подчиненными),

3. ситуационный подход. Рук-ль – человек, который одновременно явл лидером и эф-но управляет своими подчиненными. Его цель – влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную орг-ции.

Лидер­ство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидер – член группы, за которым все остальные признают право принимать решения в важных для группы ситуациях. Осн.ф-циями лидера явл.: орг-ция совместной деят-ти и регулирование межличностных отн-ний. Осн. причины появления лидеров совпадают с причинами возн-ния неформ.орг-ций, т.е. вся проблема коренится в недостатках формального рук-ля. Но лидер вовсе не обяз-но явл неформальным. Понятие рук-ль и лидер отражают разл.стороны упр-ния группой: * формальную, т.е.связанную с офиц.должностями и властью и * неформальную, связанную с соц.-псих. механизмами и авторитетом, основанных на неформ отн-ниях.

3 осн.теории лидерства (рук-ва)

1. подход с позиции личных качеств – концентрирует внимание на врожденных качествах лидера, как обладателя конкр.набора опр.качеств и псих.черт.считалось, что, располагая данным набором, человек может стать лидером в любой группе. Однако быстро выяснилось, что составление подобного перечня неразрешимая задача. Разные исследователи составляли перечни, вкл-щие до 80 таких качеств, как дружелюбность общительность, инициативность и т.д. Выполненное в 40-х гг. составление во всех 4 наиболее авторит. перечня дало совпадение черт для 5% качеств. В рез-те к 50-м гг. теории были отвергнуты,

2. поведенческий подход. Согласно этому подходу эф-ть опр-ся не личными качествами рук-ля, а скорее его манерой поведения по отн-нию к подчиненным. ПП создал основу для классификации стилей рук-ва или стилей поведения. Эффективность определяется не личными качествами рук-ля, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Автократичное управление – лидер в управлении авторитарен, он обладает достаточной властью, чтобы навязать свою волю исполнителям. Дуглас Макгрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного рук-ля по отношению к работникам теорией «Х». Согласно теории «Х»: люди изначально не любят трудиться, у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, больше всего люди хотят защищенности, чтобы заставить людей трудится, необходимо использовать принуждение. На основе этих суждений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, почти не дает свободы в принятии решений. Когда же автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа. Демократичный рук-ль – теория «Y»: труд – процесс естественный, если условия благоприятные, то люди будут не только брать на себя ответственность, но и стремиться к ней; если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль; приобщение является функцией вознаграждения. Благодаря этим предположениям, демократичный рук-ль предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребность в принадлежности, высокой цели, самовыражении. Организации, где доминирует демократичный стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Рук-ль старается сделать обязанности подчиненных более привлекательными. Рук-во, сосредоточенное на работе и человеке. Адаптивное рук-во. Сегодня становится ясно, что наиболее адекватным стилем рук-ва является адаптивное рук-во – стиль, ориентированный на реальность.

3. ситуационный подход. Как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы рук-ва – в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что рук-ль – лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения, однако более поздние исследования показали, что в эффективности рук-ва решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у рук-ля информацию. Выделяет несколько способов повышения эффективности рук-ва: например, переформирование групп, чтобы добиться психологической совместимости с личностью рук-ля, перепроектирование задачи или модификация должностных полномочий.

Лидерство — это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.

Современный лидер обязательно стратег.

Лидерство связано с той частью управления организацией, которое происходит в области управления персоналом, формирования воли менеджеров, стратегии, реализации намеченного и сохранения достигнутого.

Различают следующие виды лидерства:

— Лидерство на основе власти, силы (должности). Присутствуют: отношения неравенства, давление на подчиненных, ориентация на достижение целей лидерства.

Преобладание принудительной власти над властью авторитета. Проблема наличия последователей.

— Поведенческая концепция лидерства. Лидерское поведение — это действия по координации работы группы (распределение обязанностей, мотивация, критика).

— Лидерство на основе техники групповой работы. Лидером признается тот, у кого есть программа для всей группы, кто знает как и достичь результата при минимальных затратах ресурсов. Наиболее эффективно действующий член группы становится лидером.

— Лидерство как влияние. Лидер — тот, кто оказывает наиболее важное влияние на других. Это лидерство благодаря межличностному влиянию или коммуникациям.

— Лидерство через убеждение. Лидерство за счет влияния на людей убеждением.

— Лидерство как достижение согласия. Лидер достигает повиновения, уважения и лояльности сотрудников путем достижения между ними согласия; максимальное сотрудничество при минимальных противоречиях.

— Лидерство как центр всей деятельности группы. Лидер всегда является ядром группы. Неформальное лидерство не признается.

Основные качества лидера:

— владение интеллектом и знаниями;

— впечатляющая внешность;

— честность;

— обладание здравым смыслом (лидер не должен быть догматиком);

— инициативность в высшей степени;

— высокая степень уверенности в себе;

— высокая работоспособность.

Качества лидера должны соответствовать следующим характеристикам:

— должны сочетаться с характером деятельности;

— должны сочетаться с конкретными задачами, которые реализуют подчиненные

— должны сочетаться со средой, внешними условиями, в которых работает руководитель;

— должны сочетаться с внутренней средой организации, с персоналом.

Стиль лидера — манера поведения руководителя к подчиненным. Различают несколько манер:

— Автократический стиль (личной власти). Основан на принуждении, угрозе, страхе, жесткой регламентации правил поведения сотрудников, персонала. Основан на том, что человек ленивый, его надо погонять (концепция Х).

— Демократический стиль. Опирается на концепцию У, т.е. человек — существо сознательное, любит работать. Характерна децентрализация полномочий, активное участие всех в принятии управленческих решений, широкая свобода действий при выполнении заданий, открытость и доверие.

— Либеральный стиль (попустительский). Максимальная свобода исполнителей, их самоконтроль, минимальное участие руководителя в деятельности исполнителя.

Различают еще также следующие виды стилей:

— эксплуататорско-авторитарный стиль (направлен на работу);

— благосклонно-автократический;

— консультационно-демократический (полное доверие к подчиненным) и др.

 

 

50. Раскроите сущность понятия «власть», охарактеризуйте источники и основные формы власти.

Власть — это возможность или способность влиять на по­ведение других. Власть необ-ма для эффект-ти орг-ции, потому что рук-ли зависят от людей, над которыми у них нет прямой власть или есть, но очень слабая. Воля обладателя власти выражается в виде его решения, т.е. приказов, распоряжений, команд. Этим решениям раб-ники подчиняются не их личных симпатий, а по обяз-тям. Отн-ния власти явл формальными.

Формы власти:

* власть, основанная на принуждении. Менеджер может оказывать влияние на других, если он конт­ролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено;

* власть, основанная на вознаграждении. Менеджер имеет власть над другим человеком, если этот чело­век верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом;

* экспертная власть — осущ-ся, когда ме­неджер воспринимается как носитель спец-ных и полезных знаний;

* эталонная власть (власть примера). Хар-­ки или св-ва менеджера настолько привлекатель­ны для исполнителя, что он хочет быть таким же;

* законная власть — основывается на праве челове­ка руководить другими в силу соот-щего по­ложения в организации. Применительно к упр-нию, лидер­ство — это способность оказывать влияние на отд. личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.Осн. причины появления лидеров совпадают с причинами возн-ния неформ.орг-ций, т.е. вся проблема коренится в недостатках формального рук-ля. Но лидер вовсе не обяз-но явл неформальным.

Date: 2015-11-15; view: 721; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию