Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I. РазминкаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Общий вид циклограммы занятий представ-
1. Самомассаж. Начинается с мышц лица: тыльными сторонами ладоней, как бы умываясь, разгладить мышцы лба, щек, подбородка, затем провести самомассаж рук от кистей, идя по предплечью на плечи и в подмышечную впадину. Потом следует провести самомассаж груди, живота - круговыми движениями по часовой стрелке, спины в области почек и, наконец, стоп, голеней и бедер, заканчивая массаж в области паховых лимфоузлов (не наоборот, чтобы не вызвать отеков!). 2. Дыхательные упражнения. Выполняются стоя, лежа либо сидя «по-портновски» со скрещенными ногами: а) брюшное дыхание: с выдохом втянуть брюшную стенку, затем медленно сделать вдох через нос, освобождая диафрагму, брюшная стенка на вдохе выпячивается вперед и нижние части легких заполняются воздухом; на выдохе вновь брюшная стенка втягивается внутрь, изгоняя воздух из легких через нос. При брюшном дыхании наполняются только нижние доли легких, поэтому волнообразное движение производится животом, в то время как грудь остается неподвижной. Формула психорегуляции: «Мой внутренний взор на солнечном сплетении, при брюшном дыхании массируются все внутренние органы, улучшается кровоснабжение и функции органов пищеварения, понижается кровяное давление, облетается работа сердечной мышцы»; б) среднее дыхание: после выдоха сделать медленный вдох через нос, расширяя ребра, на выдохе-сжать ребра, изгоняя воздух через нос. Наполняются средние доли легких. Живот и плечи неподвижны. Формула психорегуляции: «Мое внимание на грудной клетке, улучшается кровоснабжение и функции печени, желчного пузыря, желудка, селезенки и почек, облегчается работа сердечной мышцы»; в) верхнее дыхание: после выдоха медленно сделать вдох через нос, поднимая ключицы и плечи и наполняя воздухом верхние доли легких, на выдохе медленно опустить плечи и изгонять воздух из легких через нос. Живот и грудь неподвижны. Формула психорегуляции: «Мое внимание на верхушках легких, улучша- ется кровоснабжение и вентиляция их»; г) полное дыхание: после выдоха сделать медленный вдох через нос, считая до семи, соединяя нижнее, среднее и верхнее дыхание в волнообразное движение: сначала втягивать живот, потом ребра, опустить плечи, воздух выпустить через нос, между вдохом и выдохом можно сделать кратковременную задержку. Формула психорегуляции: «Мое внимание на себе, успокаивается нервная система, нормализуется кровяное давление, успокаивается ритм сердцебиения, стимулируется пищеварение, вентилируются see доли легких, повышается обеспечение организма и тканей кислородом. Я чувствую спокойствие и уверенность в себе». Упражнения и методические указания по выполнению психофизической гимнастики даны в табл.2. Таблица 2
В заключение проводится аутогенная тренировка по типу релаксации. Методика аутогенной тренировки (АТ) [5] АТ - основной (ключевой) метод психической саморегуляции. Обучение АТ вначале проводит специалист (врач-психотерапевт или педагог-психолог). Занятия АТ начинаются в одно и то же время, обучение проводится в помещении, где есть мягкие кресла (желательно с подлокотниками) и условия для затемнения и тишины. В последующем, когда лица, занимавшиеся АТ, уже овладели ею, они не столь притязательны к тишине и удобствам. Более того, у них возникает желание проводить АТ в любых условиях, чтобы тренировать себя ко всякого рода невзгодам. Если вначале обучающийся АТ легко отвлекается при наличии каких-то внешних раздражителей (шумов, посторонних звуков) и ему хочется занять удобное положение для расслабления (лежачее), то в последующем за счет тренировки процессов внутреннего торможения он не реагирует на отвлекающие сигналы и может расслабляться в любых «походных» условиях. Рассмотрим предпочтительные позиции для обучения АТ. 1- я позиция - сидя в позе «кучера на дрожках». Занимающийся сидит на обычном стуле, его спина слегка согнута, голова опущена, руки лежат без упора на бедрах, кисти свободно свисают, ноги расставлены. 2- я позиция - полулежа. Занимающийся сидит свободно в кресле с подлокотниками, что позволяет ему, откинувшись на спинку кресла, положив руки на подлокотники и свободно расставив ноги, максимально расслабиться. 3- я позиция - лежа на спине со слегка приподнятой головой, расположенной на низкой подушке или без нее, с чуть согнутыми в локтевых суставах руками, ладонями вниз, свободно лежащими вдоль туловища. Первоначально с занимающимися проводится беседа, в которой кратко и доступно излагаются сведения о влиянии самовнушения на организм, о вегетативном и анимальном отделах нервной системы и способах саморегуляции. Полезно продемонстрировать опыт с иде- омоторным феноменом, проверив возможности занимающихся в плане представления, реализации целевых самовнушений, помехоустойчивости. Подготовительными упражнениями при овладении АТ является также обучение полному дыханию, способствующему успокоению, сосредоточению, а также «имаготренировке». Занятия АТ могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Индивидуальные занятия важны, и врач, детально опрашивая обучающегося, следит за динамикой овладения АТ, не упуская значимых моментов, связанных с личностными переживаниями. При индивидуальных занятиях легче отрабатываются определенные элементы АТ, которые тут же могут быть закреплены индивидуальными рекомендациями для последующего конкретного применения. В то же время нельзя противопоставлять индивидуальные занятия групповым, которые очень важны для повышения взаимного положительного индуцирования обучающихся. Обычно в группе выделяются лидеры, у которых освоение идет быстрее, чем у других. Последние стремятся догнать лидеров, которые к тому же не являются помощниками психотерапевта. В целом группа не должна превышать 12-15 человек, ибо будет психологически «необозрима» и затруднит управление групповой динамикой. Возможны «открытая» и «закрытая» группы. В последнем случае все одновременно начинают и заканчивают курс обучения, при открытом характере группы возможно включение новичков для занятий АТ. По составу группа может быть разнополой. Включение в группу в «равном титре» первосигнальных и второсигнальных лиц способствует естественному взаимодействию между ними и так называемой гомофотерности группы, сплоченности, ибо эти лица, противоположные по восприятию учебных программ АТ, дополняют друг друга. Первосигнальным лицам со склонностью к образному мышлению и хорошей психосоматической переключаемостью легко удаются начальные упражнения по вызыванию ощущения тепла и расслабления, а их эмоционапьная неустойчивость уравновешивается целенаправленностью второсигнальных. Последние успешнее «работают» на финише и, убедившись на примере первосигнальных в возможностях АТ, научаются самопрограммированию своих реакций и большей мотивированности самовнушений. Основное упражнение выполняется следующим образом. Выбрав удобную из трех вышеописанных поз, обучающийся, сосредоточившись на какой-то приятной успокаивающей картине, содержащей, например, спокойную зелено-голубую гамму цветов природы, соответствующей самоин- струкцией старается вызвать у себя состояние полного спокойствия. Устанавливая спокойный ритм дыхания, мысленно про себя произносит: «Я спокоен... я совершенно спокоен...», причем местоимение «я» или фраза «я совершенно» произносится на вдохе, а на несколько удлиненном выдохе следует слово «спокоен». После каждой фразы, делая небольшую паузу в пять-семь секунд, для того чтобы совершить один дыхательный цикл, надо постараться вызвать ощущение физического успокоения. На вдохе-«мое тело...», на удлиненном выдохе- «совершенно спокойное, отдыхает...». Упражняясь в течение трех-пяти минут ежедневно, утром, днем и вечером, используя просоночное, предсонное и послеобеденное состояние, обучающийся примерно за десять дней овладевает начальным этапом в вызывании «формулы спокойствия и отдыха», которая в целом выглядит следующим образом: «...Я спокоен, я совершенно спокоен. Я отдыхаю... Отдыхает каждый мускул, каждый нерв... Мышцы приятно расслаблены... Посторонние звуки перестали отвлекать меня... Перестали тревожить и беспокоить... Я внимателен и сосредоточен на мысленно произносимых словах...». Обучающиеся про себя произносят фразы в утвердительном наклонении в первом лице единственного числа, стараясь не употреблять отрицательную частицу «не». Следующее упражнение направлено на вызывание ощущения расслабления и тепла в правой руке. Вызывать ощущение тяжести в руках, которое советует Шультц, не рекомендуется в силу нежелательных психолингвистических свойств слова «тяжесть», которому в подавляющем большинстве случаев испытуемые приписывали неприятные ощущения (прилагательные типа: неуемная, неприятная, давящая и т.п.). Исключение составляют вариант АТ для улучшения ночного сна и приводимый далее вариант «волевого самовоздействия» (по В.Б.Горскому). Итак, начальная формула выглядит следующим образом: «Я хочу, чтобы правая рука моя расслабилась и потеплела... моя правая рука приятно расслабляется. Расслабляется правая кисть, правое предплечье и плечо. От плеча и до кончиков пальцев вся моя правая рука приятно расслаблена... Рука теплеет, словно погружается в теплую воду... Расширяются сосуды правой руки и по расширенным сосудам свободно и спокойно струится приятное тепло. Расслабляются нервные и сосудистые спазмы, если таковые были. Через всю мою правую руку струится приятное тепло. Вся правая рука моя расслабилась и потеплела. В кончиках пальцев правой кисти уже пульсирует приятное тепло...» Проделав то же самое с левой рукой, обучающийся может переходить на последующих занятиях к реализации расслабления и тепла сразу в обеих ногах. Если имеются жалобы на боли или неприятные ощущения в различных органах, то проводится соответствующая органотренировка. Так, при неприятных ощущениях со стороны желудочно-кишечного тракта вызывается тепло в области солнечного сплетения: «Солнечное сплетение излучает приятное тепло, прогревает мои внутренние органы, усиленно кровоснабжает и оздоравливает их». При сердечно-сосудистых расстройствах требуется разучивание следующей формулы: «Я чувствую тепло в левой половине грудной клетки. Тепло с левой руки распространяется на область сердца... Расширяются сосуды, питающие мышцу сердца. Это полезно... Исчезают нервные и сосудистые спазмы... Улучшается приток крови, богатой кислородом и питанием, к мышце сердца, улучшается обмен веществ в сердечной мышце. Мое сердце работает ровно и спокойно. Оно всегда, в любых условиях, даже в нервно-напряженных, слушается само- приказа и работает ровно, безболезненно, спокойно и ритмично». Заключительные фазы обучения посвящаются формулам мотивированного самовнушения и технике выхода из расслабления. Формулы «лицевой психогимнастики» отрабатываются следующим образом: «Мое внимание сосредоточено на мышцах моего лица... Разглаживаются складочки лба... Каждая морщинка расправляется и исчезает... Веки теплые, расслабленные... Мышцы крыльев носа, рта и подбородка расслаблены... Язык расслаблен и вял (словно произношу букву «ы»). Жевательные мышцы моего лица расслаблены. Мышцы шеи и затылка не напряжены... Все лицо расслабилось и потеплело, лишь лоб прохладен. Словно свежий ветерок овевает кожу лба... Огромное голубое небо перед внутренним взором и я, словно птица, парящая в небе... Вместо напряженности, бывшей ранее в теле, научаюсь ощущать чувство невесомости и расслабления... На лице выражение спокойствия, здоровья и полнейшей безмятежности». В качестве домашнего задания даются упражнения на выработку перед внутренним взором представления картин природы или приятных переживаний на темы: «Светлая солнечная поляна», «Гладь озера», «Приятное свидание», «Приятная новость», «Праздник» и т.д. В самоотчетах описываются такие картины после АТ на тему: «Я лечу в море... Надо мной голубое небо и две чайки...»: И.: «Спокойное голубое море... Я плыву, ощущаю приятную прохладу волн»; К.: «Спортлагерь, водохранилище, лес, палатки, красота»; В.: «Вижу знакомые красивые места и людей, ранее встречавшихся в этих местах»; П.: «Небольшое озеро на лесной поляне... Трава неестественно зеленая». Заключительная часть аутогенной тренировки «Выход» сопровождается формулой мотивированного самовнушения и представлением взбадривания: «Постепенно расслабление заканчивается. Меняется пейзаж. Словно из-за тучи появляется солнце. Луч бодрости пронизывает меня. Новый ритм активности наполняет организм, словно подхлестывает нервную систему. Заканчиваются занятия. После занятия голова будет ясная, светлая. Улучшилась моя память, внимание, отдохнула нервная система. Хорошее самочувствие сохранится надолго. И никакие тревоги дня не смогут вывести меня из состояния высокой работоспособности, уверенности в себе, в своем здоровье...». Здесь формула мотивированных самовнушений может быть расширена и индивидуализирована в зависимости от мотивов и задач, которые обучающийся преследует. Формула выхода из АТ: следует заключительный счет от пяти до одного. «При счете «один» легко и просто откроются глаза и голова будет ясной, светлой, отдохнувшей. Итак, 5 - расслабление начинает проходить и исчезать, прохлада в области лба будит бодрость ощущений, 4 - хочется подвигать кончиками пальцев рук и ног, расслабленность исчезает, 3 - легко удается подвигать руками и ногами, сжать руки в кулаки, ощутить энергию, упругость, силу в мышцах отдохнувшего организма, 2 - ясная светлая голова, веки легкие, состояние бодрствования охватывает целиком и полностью, 1 - открываю глаза, я бодр, активен, работоспособен и здоров...» После занятий АТ отмечается повышение настроения, общего тонуса, субъективное улучшение настроения и самочувствия. Например: «Почти всегда после АТ ощущаю улучшение настроения, спокойствие, бодрость» (И-н); «Состояние после аутотренинга как после освежающего сна» (А-н); «Если утром болела голова или был не в духе - проходит» (К-в); «Обычно бодрость следует за сеансом АТ, как после купания в прохладной воде» (К-н); «После аутотренировки снимаются неприятные ощущения в голове» (К-ко). С помощью психической саморегуляции можно вызвать безразличие или отвращение к алкоголю и курению. Развернутая формула аутотренинга при борьбе с курением выглядит следующим образом: «...Я спокоен, окружающие звуки, шумы, разговоры, шорохи не волнуют, не тревожат меня. Внутренним взором слежу за снятием напряжения с мышц правой руки. Правая рука приятно расслабляется, теплеет, согревается. Расширились сосуды правой кисти, по расширенным сосудам струится здоровая артериальная кровь, насыщенная кислородом, и левая рука, подобно правой, расслабляется, теплеет, согревается. Тепло и расслабление ощущаю в ногах, стопы теплые, и снизу вверх тепло распространяется по туловищу. Солнечное сплетение в подложечной области моего живота излучает тепло, прогревает мои внутренние органы, которые оздоравливаются за счет притока крови по расширенным сосудам. Мое сердце работает ровно, безболезненно. Дыхание ровное, спокойное. Мое внимание теперь на мышцах моего лица. Разглаживаются складки лба, каждая морщинка расправля ется и исчезает, веки расслабленные, теплые по контрасту с прохладой во лбу, а лоб овевает свежий ветерок. Голова моя после занятия самовнушением станет ясной и чистой, как прозрачный прохладный горный ручей, здоровой и работоспособной. Улучшится память, внимание, собранность. Я больше не курю. Я безразличен к виду, запаху и «вкусу» табака. Пропадает желание курить. Ни папиросы, ни сигареты не доставляют мне уже прежнего удовольствия. Мне неприятно курить. Курение даже вызывает отвращение. Мне неприятно воспоминание о курении и друзьях-курильщиках. Каждая затяжка сопровождается кашлем, слюнотечением и даже рвотой, спазмами и болями в животе. Действие папирос стало ядовитым. Мне теперь легко бросить курить. Ведь я владею собой. В занятиях аутотренингом укрепится моя воля в борьбе с курением. Брошу курить обязательно. Буду хорошо спать ночами. А утром всегда голова будет ясная, здоровая, не нуждающаяся в одурманивании куревом. Улучшаются функции всех моих внутренних органов. С каждым днем чувствую себя все лучше во всех отношениях. Теперь я живу здоровой полноценной жизнью. Я бодр, активен, работоспособен и здоров!». Методика волевого самовоздействия' Упрощенно суть волевого самовоздействия заключается в том, что формулы самовнушения или образы произвольного воображения оказывают более значимое и более выраженное влияние на реальные обстоятельства. Естественно возникающие ролевые игры детей 3- 5 лет содержат элементы этого. Вымысел детей во время игры может быть значимей действительной реальности. Данная методика разработана специально для детского и подросткового возраста. Основой методики самовнушения можно считать педагогическое внушение с содержанием «могу управлять собой». А поскольку подростки проявляют повышенную внушаемость, то реализация этого внушения приводит к появлению способности целенаправленного самовнушения. В значительной степени педагогическое внушение должно действовать как косвенное, т.е. внушение через выполнение специальных тренировочных упражнений, организацию тренировочных занятий и пр. А известно, что косвенное внушение подчас оказывается более действенным, чем прямое (В.М.Бехтерев). Существенным элементом методики является подчеркнутое акцентирование волевого характера всех тренировочных упражнений произвольного самовнушения. От этого и название предлагаемого варианта - волевое самовнушение. И именно через подчеркнутое проведение тренировки произвольного самовнушения как волевой тренировки удается вызвать у подростков интерес и достаточно длительное и сильное желание (без чего успех был бы невозможен) заниматься самовнушением. Известно, что подростки естественно проявляют повышенный интерес к самовоспитанию воли и наоборот негативно реагируют на любое воздействие, воспринимаемое ими как посягательство на их независимость. Акцентирование волевого характера тренировочных упражнений в самом внушении достигается следующим методическим приемом. Перед выполнением упражнения в произвольном самовнушении предлагается предварительное, возможно, более отчетливое выполнение его в воображении. Например, перед выполнением упражнения «расслабленность и тяжесть» предлагается в воображении представить следующее: «Приму удобную позу, произнесу слова... ТЕЛО ОЧЕНЬ РАССЛАБЛЕННОЕ... НЕПОДВИЖНОЕ... ТЯЖЕЛОЕ... и очень быстро тело станет наливаться тяжестью, станет очень расслабленным и очень тяжелым...» Затем реально предлагается принять правильную позу и произносить слова самовнушения. Аналогично и перед более сложным самовнушением - перевоплощением личности в желаемый образ на заданное время. Предварительно в воображении предлагается представить: «Произнесу слова самовнушения... ПУСТЬ НА ДВЕ МИНУТЫ ПРОИЗОЙДЕТ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ЛИЧНОСТИ (в предварительно заданный образ)... и в течение двух минут на самом деле буду считать себя... через две минуты само собой произойдет обратное перевоплощение... вспомню себя...» И затем также предлагается на самом деле принять необходимую позу, вызвать глубокое расслабление и произнести слова самовнушения. Роль педагога или психолога в первых попытках выполнения упражнений самовнушения будет заключаться в том, что он «подсказывает» содержание воображаемого самовнушения, а при настоящей попытке выполнения, произнося необходимые слова, помогает реализации самовоздействия самовнушением. В случае реализации (в первых попытках с помощью педагога) формулы самовнушения «ПУСТЬ ПРОИЗОЙДЕТ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ» происходит изменение психического состояния, позволяющее отождествлять его с явлением перевоплощения личности в состоянии гипнотического сна. Так, представляется заслуживающим интереса самовнушенный сон со сновидениями желаемого содержания и самовнушен- ное перевоплощение личности в желаемый образ на заданное время, используемые как средство, включаемое в процесс воспитания волевых качеств. Один из наиболее действенных факторов, оказывающих значительное воспитательное воздействие, - организация положительного опыта правильного поведения с проявлением желаемых качеств личности. Но поскольку возможно программировать в содержание сновидений желаемую ситуацию и желаемое поведение в этой ситуации и это содержание переживать в состоянии самовнушенного сна как настоящую реальность, а лишь потом при пробуждении воспринимать как сон, то можно предположить, что программа сновидений может оказывать воспитательное воздействие. Школьникам, например, предлагается перевоплощаться на заданное время в более способных учащихся. Педагогическая проверка этих учащихся (с использованием метода экспертных оценок) позволяет считать данные психической саморегуляции желательным дополнением к известным средствам саморегуляции, поскольку через использование самовнушенного перевоплощения можно достичь резкого улучшения качества учебных навыков. Аналогичный эффект получен и в дополнительных экспериментальных пробах при обучении рисованию и игре на музыкальном инструменте в специальных школах. Использование данной методики возможно также для воспитания волевых свойств лично- спги педагога. С этой целью ему предлагается перевоплощение в какого-либо известного педагога, обладающего желаемыми свойствами и находящегося в определенных для их проявления обстоятельствах. Проведено более ста экспериментальных проб. Во всех случаях отмечено видимое положительное изменение поведения соответственно заданному образу. Медитация Исторически сложилось так, что в противоположность активному отношению к внешнему миру веками существует иная тенденция, культивируемая на Востоке (йога, индуизм, таоизм, дзен-буддизм), которая требует обращения больше к «внутреннему» миру и пассивно-на- блюдательного отношения кдействительности. Медитация и является классическим способом развития спокойного сосредоточения, являющегося в конечном счете средством восстановления и координации психических и физических функций, создания ясности мышления, снятия умственно-эмоционального напряжения и т.п. Медитацию иногда отождествляют с аутогенной тренировкой. Последняя есть более поздний вариант медитации, отличающийся большой активностью, волевой напряженностью процедуры. Например, одним из этапов овладения аутотренингом обязательно является этап «произвольного включения» с насильным возвращением в основной поток сосредоточения. Если в аутогенной тренировке требуется усилие воли для борьбы с неустойчивой модуляцией мыслей и ощущений, то в медитации, как свидетельствует индийский ученый Чоудху- ри «радикальный подход начинается с решения ни о чем не думать, не делать никаких усилий: надо полностью расслабиться и позволить уму и телу выйти из все время меняющегося потока мыслей и ощущений, наблюдать даже натиск этого потока. Метафорически можно сказать: наблюдайте полет своих мыслей, ощущений и желаний по умственному небосводу, как стаю птиц. Пусть они летят свободно, вы только наблюдайте. Не позволяйте птицам унести вас в небо». Последним моментом психологические приемы сосредоточения (например, трансцендентальная медитация) существенно отличаются от мистических состояний транса или сатори. Не случаен выбор позы сосредоточения в медитации. Как правило, это поза в положении сидя со скрещенными ногами, ибо расслабление должно быть не такое, как в лежачем положении с элементами дремоты, теплоты и тяжести в теле, а сбалансированное с чувством легкости и боевой готовности. Вот почему, несмотря на внешнюю пассивность, медитация нередко используется спортсменами, наряду, конечно, с активными вариантами аутогенной психорегулирующей и психомышечной тренировки. Впрочем, можно проводить медитацию, сидя на обычном легком стуле. Не надо стремиться к какому-то определенному состоянию сознания -транса, пустоты или сна. Медитация - не сон; медитация отличается даже от обычной мыслительной деятельности, которая увлекает человека в мир абстракций и фантазий. Медитация - это не грезы. Скорее - это состояние расслабленной сосредоточенности, в котором остается лишь отрешенное наблюдение за всем происходящим. Иногда неожиданно могут появиться чувства, желания, тревоги, сумбурная путаница мыслей. Рецепт один - спокойно относиться ко всему, что появляется на «мысленной сцене». Таоистская медитация дает рекомендации «поместить мысли в центре тела, тогда сознание сдвигается в солнечное сплетение». Простейший способ - медитация с дыханием. Дышать надо через нос. Вдохнув сколько хочется, следует опустить диафрагму. Не надо втягивать воздух, надо позволить ему войти в нос. Затем, вдохнув, мысленно выдохнуть на счет «два» и так далее до 10, сдвигая внимание от 1 до 10 сверху вниз с солнечного сплетения до органов малого таза. Существуют различные способы сосредоточения: от более конкретных - «увидеть голубую вазу саму по себе вне связи с другими вещами», до абстрактных полувопросов-размыш- лений - «как я себя чувствую в данный момент во всех точках одновременно?» или вопросов- отчуждений - «кто это думает?». Один опытный учитель указал на пользу создания «оптимального рабочего состояния» и постоянной готовности к школьным психотрав- мам при «медитации на поляне». Он представлял, что выходит из своей комнаты, идет по городу, выходит из школы и возвращается обратно. Когда он был в оптимальном эмоциональном тонусе, то видел яркие цветы, детей, иногда же поляна была пустая и серая. Прежде чем заниматься психорегуляцией, учащиеся хотя и владели методами саморегуляции, не знали, когда и какой из них применить, ввиду неправильной самооценки своих эмоциональных состояний, особенно в период напряженной учебной и профессиональной деятельности (экзамены, контрольные работы, зачеты). Один из студентов педагогического института отметил психодиагностическое значение медитации «на горе». После неудачной сдачи зачетов он не мог выйти из состояния реактивной депрессии. Пробовал сосредоточиться «на горе». «Шел» какими-то нелюдимыми тропинками, через мрачный лес. По совету психолога он делал упражнение по десять раз в день и к вечеру второго дня с удивлением отметил, что «просветлел» и вышел из апатии, когда «взобрался на гору к освещенному дворцу». В последующем он часто прибегал к этому приему в учебной и профессиональной деятельности. Не рекомендуется медитировать на символах и узорах, стимулирующих опасные отрицательные эмоции, таких как змея, скорпион. Однако возможно применение тренирующей медитации, когда сам испытуемый активно сосредотачивается именно на отрицательных образах, что ведет к затуханию отрицательных эмоций и их нейтрализации. Вообще советуем начинать медитацию со звуковых или зрительных раздражителей. Звуковые стимуляторы медитации называются мантрами («ом», «аум»), зрительные раздражители - это сосредоточение на узорах. Гете дает пример того, что можно ощутить при медитации на узоре, когда Фауст рассматривает устройство макрокосмоса. В поэме «Ступени» у Валентина Сидорова находим такое психолого-поэтическое описание медитации: «А мысль рождается на стыке двух вселенных, двум космосам она принадлежит. И макрокосмос, как и микрокосмос, участвует в рождении ее. Вот почему твоя подвижна мысль и так крылата, и легко обьемлет и мир во вне, и внутренний твой мир... Учитесь время как бы замедлять (молчанье, медитация, безмолвье), энергия космическая в вас тогда сгущается...» Как свидетельствует известный американский психолог Найдиффер, в США начало распространения трансцендентальной медитации относится к 1960 году, когда знаменитая в то время рок-группа «Битлз» возвратилась из Индии и стала пропагандировать учение Кришна- йоги. Показания к применению медитации обусловлены объективными данными, полученными после применения этой процедуры: снижением артериального давления, замедлением частоты дыхания и сердечных сокращений, повышением альфа-активности биотоков мозга, снижением потребления кровью кислорода. Эти сдвиги говорят о целесообразности использования трансцендентальной медитации для снятия стрессорных состояний и утомления людей. Кроме благоприятных для снятия утомления физиологических сдвигов, трансцендентальная медитация помогает и психологически, снижая перед экзаменами избыточную тревожность учащихся, способствует быстрому и четкому расслаблению мышц, регулируя частое сердцебиение, вегетативно-сосудистые проявления, неконтролируемые страхи. Применение медитации помогает пассивно-созерцательному отношению к этому и переводу негативных эмоций в нейтральные или даже положительные. Возможно применение медитации и в некоторых более активных видах деятельности человека. Это называется двигательной медитацией. Ею широко пользуются в восточных видах спортивных единоборств - каратэ, айкидо, чай- чи и др. Дается установка и в фехтовании: «не позволяйте уму «останавливаться» на поднятом оружии, забудьте, что вы делаете, и бейте врага, не удерживайте ум на том, кто стоит перед вами, все это из пустоты, но остерегайтесь, чтобы ваш ум связался с самой пустотой». На примере медитативного стихотворения типа «хокку» поясняется ненужность напряженного мудрствования в период схватки: «Луна не собирается отбрасывать свою тень, и пруд не думает отражать луну: как ясны воды Хиросава» (перевод С.Спиноделя) или: «Некоторые думают, что битье - это бить, тот, кто бьет, и кого бьют - оба они не более, чем сон, что не имеет реальности». Вспомним подобное у Пастернака: «Но по- раженье от победы ты сам не должен отличать». Концентрация внимания, достигаемая в медитации, полезна в деле восстановления психобиоэнергетики организма и применима там, где требуется повышенная выносливость и работоспособность. Некоторые замечают, что медитация пасси- фицирует личность и способствует уходу в себя. Это не лишено основания, если медитация применяется только сама по себе. Ее надо сочетать с комплексом вышеприведенных активных методов психорегуляции и психофизической культуры. Медитативная графика' Терапия для себя Мы привыкли лечиться у другого человека, по преимуществу у врача. Те кто изверились в медицине, особенно в случае психосоматических заболеваний, обращаются к целителям, а некоторые прямиком к колдуну. Хотя колдовство - самый древний вид медицины, сегодня это - атавизм. Самолечение правильно осуждается врачами на том основании, что больной не понимает действие лекарств, правила их применения и может себе навредить. Но врачи приветствуют самооздоровление путем нелекарственных методов с помощью гигиены и улучшения образа жизни, направленного на уменьшение эмоционального стресса и других причин, вызывающих болезнь. Рассмотрим пути самооздоров- ления не лекарственными, а психическими методами, в частности, прием медитативной графики, который каждый без труда может применить к себе. Как понимать болезнь Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия человека, болезнь - нечто противоположное здоровью. Болезнь можно определить как физическое, психическое или социальное неблагополучие человека. Мы считаем болезнью преимущественно физическое неблагополучие, а себя больным, если у нас что-то болит, например, голова, желудок или бок. Но мало кто свое состояние ревности или навязчивой обидчивости склонен квалифицировать как болезнь. Но ведь это тоже психическое и социальное неблагополучие, предболезнь. Болезнью являются также и дисфункции, когда органы и целые системы организма не выполняют своих задач или выполняют их плохо. В этом случае организм плохо управляем. Например, если в норме артериальное давление должно повышаться перед усилием или борьбой, то в случае гипертонической болезни оно повышается и в спокойном состоянии. Желчь должна поступать в тонкую кишку для растворения жиров, а вместо этого сфинктер закрывается и желчь, накапливаясь в пузыре, давит, создавая симтомы тяжести и боли в правом боку; это хорошо знают люди у которых дискинезия желчных путей или желчно-каменная болезнь. В случае ревности поведение неадекватно, когда любимый человек становится предметом агрессии и гнева от мелькнувшей в голове ревнивой мысли. Следовательно, болезнью является неправильное поведение органов и функциональных систем организма. Как понимать исцеление Исцеление предполагает устранение симптомов болезни. Вынув занозу, я выздоравливаю, не дожидаясь, пока организм сам с помощью гноя не выведет ее. После большого жара простуда проходит и я в одно утро просыпаюсь счастливый и свежий. Симптом - защитное поведение организма, который хочет исцелиться. Жар или воспаление, рвота или понос, слабость, в результате которых больной впадает в сонливое состояние, боль или зуд, жажда или отвращение к пище, отеки, прилив крови к тканям - суть действий организма, направленных на самоисцеление. Жар при простуде облетает выздоровление, ускоряя нормализацию биохимии тела. Хотя это не всегда помогает, так как шаблонные реакции организма не всегда удачны. Например, понос и рвота, с помощью которых организм пытается удалить яды, выделяемые микробом холеры, в конечном счете убивают организм путем его обезвоживания. В случае перелома кости обязательно срастутся неправильно. Ревность, вызывая агрессию, увеличивает болезнь. Отелло или граф Арбенин, утолив свою ревность удушением и отравлением объектов любви, не стали более благополучными. В случае психосоматических заболеваний действие симптомов, как правило, не ведет к исцелению. От того, что на обиду выделяется кислый сок в пустой желудок или тревога подавляет перистальтику кишок, или сжимает желчный сфинктер, или ревнивец пытается скрыть свою ревность, подавить ее, болезнь только обостряется. Если все пустить на самотек, ничего хорошего не будет. В этом случае больной сам сознательно должен помочь организму справиться с неблагополучием. При самолечении требуется понять суть симптомов. Если Вы занозились, то симптомы неблагополучия, кроме воспаления и нагноения, включают в себя и саму занозу, которая должна быть удалена. Если у Вас при обиде или чувстве вины, при страхе или иной эмоции сжимается желчный проток или выделяется кислый желудочный сок, то ваша дискинезия желчных путей или язвенная болезнь содержит в своих симптомах не только боль в правом боку, образование камней или боль в желудке, изъязвление слизистой, но и эмоции, которые как раз и включены в болезненный механизм, и состав ив ляют этиологию и патогенез болезни. Не все составляющие симптома осознаются. Эмоции, активизирующие патогенную реакцию, человеком как раз и не осознаются. Мы осознаем только те эмоции, которые порождают сознательную реакцию. Если же эмоция конвертирована в соматическую реакцию, как в приведенных примерах, человек эти эмоции не осознает. Проблема малой излечимости психосоматических заболеваний состоит в том, что именно та эмоция, которая ответственна за патогенную реакцию, как раз и не осознается. Источник психосоматической болезни скрыт от сознания! Задача лечения состоит в том, чтобы бессознательное сделать осознанным. Если больной знает, что его язвенные реакции обусловлены или обидой, или страхом неудачи, или иной эмоцией, то его внимание будет сосредоточено не на том, чтобы соблюдать диету или принимать лекарства, облегчающие состояние слизистой желудка, а на том, как справиться с эмоциями, вызывающими болезненную реакцию. Решению этой задачи помогает метод медитативной графики, с которым необходимо не только ознакомиться, но следует научиться применять его для своего оздоровления. Цель занятия Овладеть методом медитативной графики (МГ) на уровне, достаточном для запоминания и воспроизведения мыслей и переживаний в процессе медитации над листом МГ. Смысл медитативной графики Метод МГ состоит в сопровождении своих переживаний и мыслей рисованием, позволяющим лучше воспроизводить в последующих сеансах медитации эти переживания и мысли. Эффективность психотерапии и самооздоров- ления зависит от способностей человека воспроизводить и отчетливо представлять свои мысли и переживания. МГ в этом случае - наилучшее средство овладения своими мыслями и переживаниями. Если вы медитируете над своей эмоцией, то постепенно постигаете ее внутреннюю структуру и угашаете ее эмоциональный заряд. Если вы медитируете над симптомом, который причиняет беспокойство, то сможете установить эмоциональную составляющую. Управление мыслью Человек управляет мышлением и памятью с помощью речи и любой системы знаков, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению. Цифры и слова в записной книжке позволяют нам управлять своей памятью. Слово позволяет вспомнить и воспроизвести прошлое. МГ - это особый способ записи для себя наших мыслей и переживаний. В отличие от обычного письма, которое предназначено для передачи сообщения другим, здесь знаки и их комбинации, рисунки служат средством сообщения для себя. Поскольку обычный язык и его слова общи и не отражают единичного, то преимущество МГ - языка для себя, состоит в том, что он выражает единичное, индивидуальное, а именно наши мысли и чувства. Во время графической медитации происходит объективирование мыслей и чувств в образах рисунков, в символах, в знаках вследствие сосредоточения внимания на них в процессе рисования. Этим МГ усиливает внимание, сдерживает блуждание мысли и чувств и способствует их точному воспроизведению в нужное время. Описание своих эмоций облегчает отделение их от нашего Я, которое является источником психической энергии. Это происходит вследствие пристального сосредоточения внимания не на объектах чувства, а на умственных и иных действиях, с помощью которых осуществляется переживание. Например, Вы обиделись. Пока Вы сосредоточены на обидчике и на его обидном поведении, Ваши эмоции в виде гнева усиливаются и ищут выхода во внешних или внутренних агрессивных действиях. Если Вы дали себе задание зарисовать свою обиду, то поневоле придется отвлечься от обидчика и сосредоточиться на умственных и иных действиях, с помощью которых происходит переживание обиды. При этом от Вашей обиды энергия отнимается и направляется на действия рисования. Энергия освобождается в движениях пальцев, в зрении и в сосредоточении на том, что Вы делаете в этот момент. Медитация освобождает душу от «грязной энергии» плохих эмоций, очищает ее. Когда Вы сосредоточились на симптоме, то впоследствии при рассматривании своего рисунка можете выявить неожиданно для себя, с какой эмоцией этот симптом связан. Управление психической энергией Медитация изменяет энергетический потенциал психических структур, отвечающих за определенное поведение. Готовность к определенному поведению связывает психическую энергию в силе намерения. Готовность содержит в себе потенциальную психическую энергию. В поведении же эта энергия освобождается. Ее по аналогии можно назвать кинетической энергией. Поскольку эмоции - продукт умственного поведения, то в работе чувств освобождается психическая энергия, связанная в них. Слабость или разбитость, которую мы чувствуем после сильных переживаний, убедительно свидетельствуют о том, что мы потеряли много тонкой психической энергии. Когда мы «записываем» мысли и чувства на листе для медитативной графики, то в образах знаков и рисунков связывается психическая энергия; можно условно считать, что образы знаков и рисунков «насыщаются» энергией и последующее сосредоточение на них вызывает определенные состояния, которые были при рисовании. При восприятии и представлении этих рисунков энергия освобождается и мы снова повторяем свои переживания. МГ - это новый язык для общения с самим собой Каждый из нас различает чувства, возникающие при созерцании подлинника произведения живописи от переживаний восприятия копии. При восприятии подлинника энергия чувств, связанная в работе художника активизирует по аналогии энергетику наблюдателя картины. У христианина созерцание иконы извлекает чувства, аналогичные тем, которые испытывал иконописец, так как оба сходны в чувствованиях и верованиях и принадлежат к одной культуре. Нечто похожее происходит и в медитативной графике. В МГ художник и созерцатель - один и тот же человек: это - Вы. Когда Вы закрепляете мысль графическим движением и воспроизводите ее при созерцании графики, выполненной Вами, то мысль становится более управляемой, чем тогда, когда Вы просто пытались бы вспомнить прошлые мысли и чувства без вспомогательных средств. Графические движения и образы становятся «якорями», к которым прикрепляется текучая и неустойчивая мысль. Обычная речь и слова тоже упорядочивают туман мыслей. Но речь предназначена по преимуществу для общения с другими, а не с самим собою. Возможности обычного языка катастрофически недостаточны для выражения особенностей индивидуальных мыслей и чувств. Муки творчества любого поэта свидетельствуют об этом. Сущность психотерапии Психотерапия использует нашу память для исцеления путем угашения психического заряда, связанного с определенной эмоцией. Механизм угашения давно понят и используется в психотерапии. Угашение можно рассматривать как отнятие психической энергии от данной структуры, переход ее в другую. Если мы в состоянии покоя, безопасности и благополучия вспоминаем наши неприятности, то возможен двоякий исход: 1) происходит исцеление, то есть угашение плохих эмоций, связанных с данной ситуацией; 2) а если же эмоции слишком сильны и человек не может прийти в состояние мира и покоя, то эти эмоции повторно переживаются, повторно воспроизводятся и закрепляются. Повторные переживания становятся подкреплениями эмоций, которые, став хроническими, образуют комплекс. Посмотрим на последствия этих исходов. В первом случае происходит оздоровление в результате десенсибилизации * Во втором ' Десенсибилизацией психологи называют снижение чувствительности к образам травмирующих объектов. случае, возникает обратный патогенный процесс, а именно, усиление эмоции, фиксация ее, превращение в навязчивость и ухудшение душевного состояния. Человек становится сверхчувствительным к некоторым ситуациям или воздействиям. Поэтому важно, в силу возможности двоякого исхода, правильно применять угашение. Предметом угашения должны стать эмоции не очень сильные. Психотерапевт в этом случае просит пациента назвать основные травмирующие ситуации и записать каждую на отдельную карточку. Здесь пациент обучается способности осознания своих проблем и приобретает первые навыки интроспекции. Потом он предлагает ему расположить карточки в порядке возрастания эмоциогенного значения ситуаций, записанных на карточках. Затем начинает работать с легкими ситуациями, постепенно переходя к более травмирующим. При этом он внимательно следит за тем, чтобы не навредить пациенту, предложив ему возвратиться памятью в прошлое к очень болезненной ситуации. То же самое можно сделать и без психотерапевта. Используя МГ, Вы можете тоже упорядочить легкие и тяжелые переживания и начинать медитацию на легких переживаниях. Психотерапевт обычно погружает пациента в состояние покоя, чтобы на этом фоне воспроизводить его болезненные эмоции, которые в результате этого теряют эмоциональный заряд, т.е. происходит их угашение. Аналогичное происходит и в психотерапевтической группе, когда на фоне эмоциональной поддержки руководителя группы и участников терапевтического сеанса пациент рассказывает о своих эмоциях и с удивлением замечает, что после рассказа эти эмоции его уже не трогают. Как видите, процедура достаточно сложна, чтобы человек мог ее самостоятельно, без помощи других применить к самому себе. Время как целитель В жизни подобные целительные ситуации могут складываться сами по себе, случайно, в общении. Когда Вы рассказываете о своих несчастьях другому и если в результате общения с этим человеком наступает успокоение, то происходит угашение эмоций. Но это дело случая. Общение может иметь и патогенное воздействие. Если Ваш собеседник окажется сам закомплексован тем же, что и Вы, то от общения с ним произойдет не исцеление, а обострение Вашего состояния, что чаше всего и бывает. Это происходит потому, что в общении человек возвращается к травмирующей ситуации, ее образы получают новое подкрепление повторным переживанием. Поэтому большинство людей избегают говорить о своих неприятностях с другими. В качестве исключения может быть общение с опытным психотерапевтом, в результате которого пациент получает облегчение. Если же нет психолога, больной уединяется. Уединение приводит к интроверсии, в которой человек ухудшает свое состояние, в одиночестве постоянно возвращаясь мыслями к травмирующей ситуации, каждый раз переживая ее все больше и больше. Те, которые заметили, что от мыслей о неприятностях им становится хуже, начинают бояться думать о своих болях и тем самым полностью блокируют для себя всякую возможность исцеления. Им остаются последние средства или приобретение сильных впечатлений от игры, риска или от хобби. Но чаще всего их прибежищем бывает алкоголь или транквилизаторы. Когда говорят: «Время - великий целитель», то забывают о том, что время может быть и великим убийцей. Одним оно помогает, других убивает. Исцеление временем происходит только тогда, когда целительные ситуации угашения случайно или преднамеренно повторяются достаточно часто. Однако свободное время побуждает к воспоминаниям, которые легко становятся патогенными. Поэтому многие боятся свободного времени и заполняют его чем угодно. Патогенно мыслящий человек не в состоянии пребывать в состоянии блаженного недеяния даже минуту. Ему в голову приходят воспоминания, которые причиняют страдание. Саногенное и патогенное значение воспоминаний Когда мы обижены, то легко и невольно вспоминаем все прошлые обиды. Эти воспоминания сочетаются с повторным переживанием боли и тем самым способствуют подкреплению этой эмоции. В результате обидчивость резко возрастает. То же может происходить и с другими эмоциями: стыдом, чувством вины, завистью. В результате возрастания чувствительности происходит или общая астенизация, или вырабатывается черта личности, в основе которой лежит эмоция, например, обидчивость. Стыд, повторяясь, создает комплекс неполноценности. Гнев вырабатывает раздражительность. Таково патогенное значение воспоминаний. Но дело может обстоять и иначе. Если воспоминания прошлых травм происходят на фоне хорошего настроения и чувства благополучия, которое не нарушается этими воспоминаниями, то происходит исцеление. Эмоции теряют свою энергию и не могут полностью взять на себя управление душевной жизнью, как это происходит в предыдущем случае. В данном случае воспоминания приобретают целительный характер, то есть становятся саногенным фактором. Но не все это понимают, поэтому используют время хорошего настроения лишь для радости жизни, не желая использовать его для повышения уровня своего здоровья. Только медитативная графика делает хорошее настроение и процесс воспоминаний управляемым и направленным на исцеление. МГ делает возможным целесообразно и преднамеренно пользоваться своим индивидуальным временем в пользу исцеления. Итак, хорошее настроение, а не время, является лучшим целителем. Если Вы находитесь в благодушном настроении, спокойны и в этот момент невольно или преднамеренно возвращаетесь к оскорблению или обиде, и это Вас в этот момент не трогает, то естественно происходит угашение энергии плохих эмоций. Если же это воспоминание снова приводит Вас в состояние переживания оскорбления или обиды, то такое воспроизведение является патогенным, вредным. Мы должны использовать наше хорошее настроение для оздоровления, а не просто наслаждаться им. Именно МГ дает эту возможность. МГ как средство катарзиса Еще в античности было обнаружено, что сильные переживания, которые происходят в театре от игры артистов, производят облегчение эмоциональной напряженности. Но ведь эмоциональное напряжение может разрешиться не только в театре, но и в беседе и даже в ссоре и драке. Ненаучное представление о ка- тарзисе основано на предположении о том, что определенные действия или ситуации позволяют «выпустить» напряжение, подобно тому, как состояние облегчается от вытекания гноя из нарыва. Отсюда и пошел этот термин и стал применяться в психотерапии. Подлинный механизм катарзиса состоит не в осовобождении, а в уга- шении эмоции путем повторения ситуации. Медитативная графика в сочетании с сано- генным мышлением производит целительный эффект, так как позволяет воспроизводить неприятные эмоции в состоянии благополучия и покоя и тем самым самостоятельно, без психотерапевта, угашать эмоции. Это становится возможным благодаря тому, что медитация и рисование сами по себе приводят человека в состояние благополучия и одновременно позволяют точно воспроизводить наши неприятные эмоции на этом фоне покоя. Состояние благополучия способствует угашению психического заряда плохой эмоции. МГ самый удобный и дешевый метод само- оздоровления. Поскольку Вы можете этим заниматься в любое свободное время и где угодно, то Вам не нужно тратить деньги и время на посещение сеансов групповой терапии или делать визиты к психоаналитику. Изложим далее практическую сторону использования МГ. Главные инструменты медитативной графики Любое дело предполагает изготовление инструментов, с помощью которых оно совершается. Медитативная графика предполагает использование инструментов, которые вырабатывает каждый для себя. Лист белой чистой бумаги является для Вас медитативным полем, на котором Вы сначала рисуете и записываете свои переживания и мысли, а в последствии «читаете их», внима тельно разглядывая лист. Чем внимательнее и с большим сосредоточением Вы рисуете на этом листе, тем лучше запоминаете свои мысли, и, соответственно, он лучше работает на воспроизведение Ваших мыслей. Эти листы выступают как умственные орудия для запоминания. В Вашем репертуаре должны быть такие средства как лист благополучия, листы эмоций, листы желаний и листы духовной закалки. Названия листов сами говорят за себя. Как используются листы МГ? Предположим, что Вы уже изготовили листы МГ. Психотерапевтический эффект возникает в результате строго определенной последовательности операций с листами МГ и медитацией над ними. Запомните хорошенько эту последовательность! Шаг 1: Вы созерцаете лист благополучия, вспоминая «записанные» ситуации до возникновения состояния мира и покоя. Шаг 2: в состоянии покоя рассматриваете лист, скажем, обиды и размышляете над нею в соответствии с рекомендациями пособия по обиде, данного в руководстве по саногенному мышлению. После того, как эта эмоция перестает Вас трогать, начинаете ее проигрывать в разных ситуациях. Шаг 3: начинаете работу над листом духовной закалки по схеме «меня обидеть невозможно!» или «мне не может быть стыдно» и т.д. Это сочетание состояния благополучия с повторным восприятием своей неприятной эмоции, способствует ее угашению.
Подготовительная фаза работы с медитативной графикой Прежде всего нужно хорошо изучить этот материал. Не ограничивайтесь только прочтением. При чтении часто возникает ложное чувство понятности, которое Вас покидает, когда нужно использовать определенное знание. Однако в начале любого дела необходимо изготовить нужные для него инструменты. Изготовление листов МГ Нужно заранее разработать лист благополучия, листы эмоций и листы желаний. Не спешите, наберитесь терпения и не жалейте времени на работу. Имейте в виду, что сама работа является исцелением. 1. Лист благополучия. Лист чистой, плотной бумаги. Поставьте в середине его точку или другой знак, который Вы склонны интерпретировать как символ Покоя и Мира. Например, нуль, окружность пифагорейцы рассматривали как бесконечность. Бесконечное же не связано с эмоциями или беспокойством. Можете использовать любой иной символ, какой Вам покажется подходящим. Попытайтесь сосредоточиться на нем. Вы погружаетесь в прошлое и, двигаясь по ленте времени, отсылаете себя к ситуации, когда были спокойны, Вам ничего не хотелось и Вы ни к чему не стремились. Вас туда может отослать партнер. Вы можете это сделать, слушая магнитофонную запись собственной речи, в которой Вы отсылаете себя в прошлое. Естественно, эту запись придется сделать раньше. Использование магнитофонной записи Это может быть магнитофонная запись речи профессора Ю.М.Орлова или Вашей собственной речи, в которой Вы оказываетесь партнером самого себя. Воздействие записи на умственное поведение сильнее, чем влияние собственной мысли в голове. Поскольку мы свой голос слышим искаженно, то эффект того, что с Вами говорит кто-то другой, гарантирован. Сила воздействия обусловлена также и тем, что начиная с детства мы привыкли выполнять требования голоса другого человека, а также хотим, чтобы нами кто-то занимался и заботился о нас. Приведем пример магнитофонной записи: «Вам хорошо и спокойно. Вы сейчас начинаете создавать стимул мира и покоя. Я отсылаю Вас к тому времени в Вашей жизни, когда Вам было хорошо и спокойно. Расслабляемся. Над Вами голубое небо. Вы спокойны, спокойны, безмятежны. Вы никого не касаетесь и Вас никто не касается. Вам никто сейчас не нужен и до Вас нет никому дела. Вы находитесь в этой ситуации мира и покоя...» Требования к представляемой ситуации мира и покоя: а) она должна быть по возможности реалистична, хотя может и выдумываться на основе прошлого приятного опыта. Например, на реальной поляне в парке Вашего микрорайона Вы строите замок из сказок Андерсена, которые Вам в детстве читала мама и Вы были счастливы; б) Вы не были охвачены желанием или предвкушением удовольствия или ожиданием неудовольствия; в) Ваше состояние в данный момент не зависит от других, они Вас не касаются и Вы их не касаетесь. Не нужно бороться с всплывающими образами других, нужно просто сосредоточиться на том, что ясно представляется в данный момент, и они сами уйдут из поля Вашего сознания. Сосредоточенно и уверенно повторяйте: «Я благополучен. Мне ничего не надо и мне ничего не хочется. Уверен, что существующие опасности и угрозы не касаются меня и моих близких. Они проходят мимо меня. Я никого не касаюсь, и они меня не касаются. Нахожусь в центре, и все другое вне меня. Я пребываю в покое и мире, ничто не может вывести меня из этого состояния здесь и теперь! Я смотрю на этот белый лист бумаги, зарисую или запишу это состояние так, как у меня получится и как вижу эту картину умственным взором. Она не может быть ни хорошей, ни плохой, ни правильной, ни неправильной». Эти слова Вы можете наговорить на пленку магнитофона. Если же Вы не желаете пользоваться аппаратурой, все это можете проговаривать про себя. Не старайтесь запоминать точно текст. Говорите так, как само проговаривается в уме. После того как вам удалось достичь некоторого состояния мира и покоя, приступайте к сосредоточенному рисованию. Главное, чтобы при этом Вы отчетливее выражали образы в движениях карандаша, как это делают пятилетние дети. Стремитесь к тому, чтобы каждый образ или группы образов получили графическое представление в виде символа, образа, значка, буквы, слова, рисунка. Результат будет хороший, если Вы, обозревая лист и глядя на символ, рисунок, придуманное слово, представите свои душевные состояния. Не разочаровывайтесь, если не заметите немедленного эффекта. Постепенно эти символы приобретут способность влиять на Ваше состояние. Главное, не Date: 2015-11-15; view: 356; Нарушение авторских прав |