Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Наиболее распространённый сюжет





Тема «Отцов и детей» после Смутного времени приобретает особую важность. Сюжет о молодом человеке, который вопреки воле родителей пытается найти свой самостоятельный путь в жизни, восходит к библейской притче о блудном сыне. Ко времени создания «Повести о Горе-Злосчастии» представление о свободном выборе человека, его личной судьбе, отдельной от жизненного уклада его семьи, рода, сословия еще не сформировалось. Подобное поведение казалось автору не только греховным, но и опасным.

Представления об индивидуальной судьбе героя в "Повести о Горе-Злочастии"

Главный вопрос для автора – жизненные принципы, которых следует придерживаться молодому поколению. Поэтому герой постоянно выслушивает поучения от родителей и добрых людей.

Родительские наставления касаются самых разных сторон жизни, часть из них восходит к библейским заповедям (не укради, не лжесвидетельствуй), часть касается поведения в обществе (в пирах не садись на место большое). Родительские наставления учат молодца, как сохранить общественное и имущественное положение, которое он получил при рождении (потеря дорогой, соответствующей сословию одежды) и от позора для семьи. Молодой человек имеет возможность выбирать круг своих знакомств (и с мудрыми, и с разумными, и с друзьями надежными). Советы родителей носят охранительный характер.

Наставления от добрых людейимеют совершенно другой характер. Молодцу приходится восстанавливать свой социальный статус, поэтому сидящие на пиру советуют ему «покориться» «другу и недругу», «поклониться» «стару и молоду».

Примечательно, что жизненные поиски молодца не всегда неудачны: он сумел заработать деньги, присмотрел себе невесту. Но страх краха тяготеет над ним. Научаемый горем, молодец сам пропивает всё нажитое. Согласно поучениям горя, единственная гарантия стабильности – нищета. Сам герой, в конце концов, приходит к такому выводу.

Некоторые исследователи видят в Горе-Злосчастии воплощение индивидуальной судьбы человека, порвавшего связи с семьей и родом. Герои того времени еще не оказались авторам самостоятельными и способными сами преодолевать жизненные трудности. Так, «двойник» есть и в «Повести о Савве Грудицыне» (бес).



«Повесть о Горе-Злосчастии» имеет характер притчи. Поэтому у каждого образа есть свое скрытое значение. Возвращение блудного сына в дома отца – покаяние грешника и обращение его к Богу (герой в финале уходит в монастырь).

 

36. Новый герой в «Повести о Савве Грудцыне»

Бытовая повесть 17 века. В основу ее положена канва религиозного «чуда» - рассказ об исцелении отрока от иконы Казанской Божией Матери. Вместе с тем основные сюжетные моменты этого рассказа – проступок героя (заключение договора с бесом), его наказание (болезнь), и исцеление – здесь оказываются разделены значительным временем. Повествуя о простом религиозном назидании, автор заботился о занимательности (приключения «блудного сына»). Присутствуют оттенки волшебной сказки – подобно сказочному персонажу, герой здесь трижды сражается с польскими «исполинами», бес выполняет типичные функции «волшебного помощника»; как и положено в сказке, о герое быстро становится известно самому царю.

Автор внимателен к историческим деталям (Савва Грудцын – реально существовавший купец, сражавшийся во время Смуты под Смоленском).

Занимательность составляет так же интрига, мастерски составленная автором. Савва словно бы упорно не хочет изобличать своего «брата» - он не только послушно, не слагая буквы в слова, пишет под его диктовку требуемое писание, но и не замечает и мн. др. зловещих признаков нечистой силы (напр., бес явл-ся в характерном пустынном месте, за городом; внезапное появление золотого города, не находящегося во владения Москвы; появление темнообразных крылатых юношей). Интересным для читателя оказывается также история о соблазнении, несчастной любви, грехопадении и пьянстве. Однако, заключив договор с бесом, Савва быстро обо всем этом забывает и погружается в воинские подвиги и путешествия. Остроумный герой делает карьеру на «государевой службе». Автор ко всему происходящему относится отрицательно. Довольно непредсказуем конец: казалось бы, автор уже не вернет юношу к праведной жизни, но «выздоровление» становится возможным только благодаря вмешательству религиозного начала. Автор возвращается в рамки религиозного чуда, и раскаявшийся Савва заканчивает свои дни, как и положено «блудному сыну» в монастыре.

Савва Грудцын – «русский доктор Фауст».

 

 

37. «Повесть о Фроле Скобееве». Реалистические тенденции, язык повести, характер героя.

"История о российском дворянине Фроле Скобееве" рассказывает о похождениях плута и ябедника. Герой ее, бедный дворянин, очень удачно устраивает свое материальное благополучие, женившись обманом на дочери богатого стольника Нардина-Нащокина - Аннушке. У Фрола и Аннушки нет никакой оглядки на традицию, нет малейших признаков душевной трагедии. Фрол подкупает мамку Аннушки и благодаря этому в девичьем уборе попадает к Аннушке на вечеринку, во время которой, при помощи той же мамки, уединяется с девкой и, пользуясь ее неопытностью, соблазняет ее. Этот поступок приносит ему материальную выгоду: Аннушка, отпуская Фрола, дарит ему несколько червонцев. Окрыленный удачей, Фрол думает жениться на Аннушке, которую как раз в это время родители вызывают из их новгородской вотчины в Москву для сватания. Он спешит туда с твердым намерением добиться своего. Вновь через няньку он завязывает отношения с Аннушкой, от которой получает 20 р. За Аннушкой должна была быть прислана карета, чтобы везти ее в гости к тетке в монастырь. Он обманом раздобывает у своего покровителя, стольника Ловчикова, карету, спаивает кучера и увозит Аннушку к себе и женится на ней.



По распоряжению царя сделана была публикация о пропаже дочери Нардина-Нащокина и велено было похитителю вернуть ее под страхом казни. Фрол просит заступничества Ловчикова, угрожая его в противном случае впутать в свое дело (содействие в преступлении). Ловчиков выручает Фрола, для чего устраивает ему в своем присутствии встречу с отцом Аннушки. Со смелостью авантюриста Фрол объявляет Нардину-Нащокину о похищении его дочери и просит прощения. От жалобы на похитителя царю Скобеева спасает то же Ловчиков, рекомендующий Нащокину предварительно посоветоваться с женой. Постепенно родительское сердце смягчается, и Нащокин не только не жалуется царю на Фрола, но и просит царя отпустить вину своему зятю.

Фрол умело пользуется жалостью родителей к дочери, заставляет ее притвориться смертельно больной, когда слуга Нащокина отправляется навестить ее. Плуту Фролу неизменно сопутствует удача. Он не только выходит сухим из воды, но еще и преуспевает. Родители Аннушки снабжают молодоженов обильным провиантом, чтобы "вор", "собака" Скобеев не заморил голодом их дочь. И зажил плут роскошно.

Жизнь свою мошенник и пройдоха Фрол заканчивает, как достойный во всех отношениях человек, о прошлом которого никто не знает или не вспоминает. Богатство и женитьба на Аннушке обеспечивает ему почет и уважение. Знатные родители примиряются в конце концов с зятем. В лице Фрола торжествует житейский практицизм. Сам автор повести не осуждает Фрола.

Фрол - сочетание наглости, цинизма, авантюризма, угодливо-рассчитанной деликатности. В доме своего тестя он безропотно и покорно выслушивает его оскорбления и смиренно отвечает на обидные клички. Характеры родителей Аннушки колеблются между чувством гнева за дочь и жалостью к ней, и в конце концов примиряющихся с ней. Показаны очень живо и правдоподобно.

Повесть любопытна своим реализмом и психологизмом. Персонажи типичные. Поступки мотивируются не вмешательством посторонней силы (дьявола), а свободными действиями самих персонажей. Интересна повесть и своим живым юмором. Тонко и умело передано снисходительно-пренебрежительное отношение родовитого стольника к своему горе-зятю, хорошо показано постепенное смягчение оскорбленного отца и нарастание в нем заботы о судьбе молодых супругов.

Язык повести обнаруживает коренное отличие от традиционного языка литературы. Приближен к языку светских повестей петровской эпохи, обильно использует современный канцеляро-приказной жаргон. В повесть попали модные иностранные слова, вроде "публикация", "реестр", "квартира", "персона", "банкеты", а также вычурные выражения, как "возыметь любление", "обязательная любовь" и т.д.

Действие повести в одном из списков приурочивается к 1680 г. "Повесть" представляет собой типичный образчик жанра плутовской новеллы. В последней четверти XVIII в. "Повесть" подверглась литературной обработке под пером Новикова.

Краткое содержание:

Жил в Новгородском уезде бедный дворянин Фрол Скобеев. В том же уезде была вотчина стольника Нардина-Нащокина. Там жила дочь стольника, Аннушка. Задумал Фрол «возыметь любовь» с Аннушкой. Познакомился он с приказчиком этой вотчины, пошёл к нему в гости. В это время пришла к ним мамка, которая постоянно была при Аннушке. Фрол подарил мамке два рубля, а за что — не сказал.

Наступили Святки, и Аннушка пригласила к себе на вечеринку дворянских дочерей со всей округи. Ее мамка приехала и к Фролу, чтобы позвать на вечеринку его сестру. Сестра же, по наущению Фрола, объявила мамке, что приедет на вечеринку вместе со своей подружккой. Когда она стала собираться в гости, Фрол попросил, чтобы она дала и ему девичий наряд. Сестра испугалась, но не посмела ослушаться брата.

На вечеринке никто не узнал Фрола в девичьем уборе, даже мамка. Тогда Фрол Скобеев подарил мамке пять рублей и признался во всём… Она пообещала помогать ему.

Мамка предложила девицам новую игру — в свадьбу. Аннушка была невестой, а Фрол Скобеев (которого все принимали за девицу) — женихом. «Молодых» проводили в спальню. Там Фрол Скобеев открылся Аннушке и лишил её невинности. Потом девицы вошли к ним, но ни о чём не узнали. Аннушка потихоньку упрекнула свою мамку, но та отвергла все обвинения, заявила, что ни о чём не ведала, и даже предложила убить Фрола за такую «пакость». Но Аннушке было жалко Фрола. Наутро она отпустила всех девиц, а Фрола с сестрой оставила у себя на три дня. Она дала ему денег, и Фрол стал жить гораздо богаче, чем прежде.

Отец Аннушки, Нардин-Нащокин, повелел дочери ехать в Москву, ибо там за неё сватались хорошие женихи. Узнав об отъезде Аннушки, Фрол Скобеев решил ехать ей вослед и во что бы то ни стало жениться на девице.

Фрол остановился в Москве неподалеку от двора Нардина-Нащокина. В церкви он встретил мамку Аннушки. Мамка рассказала девице о приезде Фрола Скобеева. Обрадовалась Аннушка и послала Фролу денег.

У стольника была сестра-монахиня. Когда брат приехал к ней в монастырь, монахиня начала просить, чтобы ей дали повидаться с племянницей. Нардин-Нащокин обещал отпустить дочь съездить в монастырь. Монахиня сказала, что пришлёт за Аннушкой карету.

Собравшись ехать в гости, отец предупредил Аннушку, что в любое время может прибыть карета от сестры-монахини. Пусть, дескать, Аннушка садится в карету и едет в монастырь. Услышав об этом, девушка сразу же послала мамку к Фролу Скобееву, чтобы он достал где-нибудь карету и приехал к ней.

Фрол жил только тем, что ходил по приказным делам. Бедность не позволяла ему иметь карету. Но у него возник план. Фрол пошёл к стольнику Ловчикову и попросил карету на время «для смотрения невесты». Ловчиков выполнил его просьбу. Тогда Фрол напоил кучера допьяна, сам оделся в лакейское платье, сел на козлы и поехал к Аннушке. Мамка же, завидя Фрола Скобеева, объявила, что приехали за Аннушкой из монастыря. Девушка собралась и поехала на квартиру к Фролу Скобееву. Отец вернулся домой и не застал дочери, но был совершенно спокоен, зная, что она в монастыре. А Фрол тем временем женился на Аннушке.

Карету же с пьяным кучером Фрол привёз на двор к Ловчикову. Пытался Ловчиков расспрашивать кучера о том, где была карета и что произошло, но бедняга ничего не помнил.

Через некоторое время Нардин-Нащокин поехал в обитель к сестре и спросил у неё, где же Аннушка. Монахиня с удивлением отвечала, что кареты не присылала и племянницы не видела. Отец стал горевать о пропавшей дочери. Наутро он поехал к государю, доложил о случившемся. Государь повелел разыскивать стольничью дочь. Он приказал объявиться похитителю Аннушки. А ежели вор не объявится сам, но будет найден, то его казнят.

Тогда Фрол Скобеев пошёл к стольнику Ловчикову, рассказал о своём поступке и просил о помощи. Ловчиков было отказался, но Фрол пригрозил, что обвинит его в пособничестве: кто карету-то давал? Ловчиков дал Фролу совет: броситься при всех в ноги Нардину-Нащокину. А он, Ловчиков, будет при этом за Фрола заступаться.

На следующий день все стольники после обедни в Успенском соборе вышли побеседовать на Ивановскую площадь. Нардин-Нащокин вспоминал об исчезновении дочери. И в это время Скобеев вышел перед всеми и пал в ноги Нардину-Нащокину. Стольник поднял его, и Фрол объявил ему о своей женитьбе на Аннушке. Потрясённый стольник стал угрожать, что пожалуется на Фрола царю. Но Ловчиков немного успокоил Нардина-Нащокина, и тот поехал домой.

Сперва плакали стольник с женой о судьбе дочери, а потом послали слугу узнать, как ей живётся. Проведав об этом, Фрол Скобеев повелел молодой жене притвориться больной. Пришедшему слуге Фрол объяснил, что Аннушка больна от отцовского гнева. Стольник, услышав такую весть, пожалел дочь и решил хотя бы заочно благословить её. Он послал молодым икону.

Слуга взял икону и отнёс её к Фролу. А Фрол перед его приходом велел Анне сесть за стол. Слуге своего тестя он объяснил, что Аннушка выздоровела от родительского благословения. Слуга обо всём рассказал господину. После этого стольник поехал к царю, сообщил, что дочь нашлась, и попросил простить Скобеева. Государь согласился.

Потом Нардин-Нащокин послал Скобееву всяких запасов, и тот стал жить богато. А через некоторое время стольник пригласил зятя с дочерью к себе. Родители сперва побранили Аннушку, но потом посадили её и Фрола за стол. Смилостивившись, Нардин- Нащокин подарил Фролу две свои вотчины, да ещё потом и денег дал.

Через несколько лет стольник умер. Наследником своим он сделал Фрола Скобеева И Фрол прожил жизнь свою «в великой славе и богатстве».

 

 

38. Сатира против судопроизводства («Повесть о Ерше Ершовиче» или «Повесть о Шемякином суде»)








Date: 2015-11-15; view: 333; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию