Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 20: Правомерное поведение и правонарушение





В результате освоения данной темы обучающийся должен:

знать:

- понятие и виды правового поведения;

- понятие и социальную значимость правомерного поведения;

- виды правомерного поведения;

- понятие и социальную вредность правонарушения;

- состав правонарушения;

- виды правонарушений;

уметь:

- выделять признаки правомерного поведения;

- выделять признаки правонарушения;

- определять элементы состава правонарушения;

- отличать правонарушение от объективно-противоправного деяния и казуса;

владеть:

- навыками анализа государственно-правовых явлений в области правомерного поведения и правонарушений;

- навыками работы с нормативными правовыми актами;

- методикой определения степени общественной опасности отдельных противоправных деяний;

- методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений;

- навыками оперирования основными понятиями и категориями по данной теме.

В рамках данной темы необходимо знать определения следующих понятий: правовое поведение; правомерное поведение; правонарушение; объективно-противоправное деяние; казус; состав правонарушения; объект правонарушения; субъект правонарушения; объективная сторона правонарушения; субъективная сторона правонарушения; вина; мотив; цель; преступление; проступок.

Вопросы, подлежащие изучению:

1. Правовое поведение: понятие и виды.

2. Понятие, признаки и виды правомерного поведения.

3. Понятие и признаки правонарушения.

4. Соотношение понятий «правонарушение» и «объективно-противоправное деяние».

5. Состав правонарушения.

6. Казус: понятие общая характеристика.

7. Виды правонарушений.

 

Методические рекомендации по изучению вопросов темы:

В рамках первого вопроса требуется охарактеризовать поведение как важнейшую социальную характеристику личности, позволяющую определить ее отношение к социальной действительности. Следует дать определение понятия «правовое поведение» и проанализировать его признаки (социальную значимость; сознательно-волевой характер; субъект оценки – государство), а также кратко охарактеризовать его разновидности (правомерное поведение и противоправное поведение).

В рамках второго вопроса необходимо определить понятие «правомерное поведение», проанализировать его социально-юридическую природу. Далее следует охарактеризовать виды правомерного поведения, выделяемые по следующим основаниям: по степени социальной полезности (необходимое правомерное поведение; желательное правомерное поведение, социально допустимое правомерное поведение); по социальной эффективности (социально активное правомерное поведение, пассивное правомерное поведение); по характеру мотивации: (традиционное, конформистское, законобоязненное); по связи с волей субъекта (юридический акт, юридический поступок); по формам реализации права (исполнение, соблюдение, использование, применение).

В рамках третьего вопроса необходимо рассмотреть правонарушение как форму противоправного поведения. Для этого следует определить понятие «правонарушение» и охарактеризовать его ключевые признаки: фактический характер, противоправность, общественную опасность, виновность, деликтоспособность лица, наказуемость.

В рамках четвертого вопроса требуется определить понятие «объективно-противоправное деяние» и сравнить его признаки с признаками правонарушения. На основании данного анализа следует сделать вывод о соотношении данных понятий.

В рамках пятого вопроса требуется определить понятие «состав правонарушения» и охарактеризовать его значимость для практической юридической деятельности. Следует перечислить и подробно охарактеризовать структурные элементы состава правонарушения: объект (общий, родовой, непосредственный); объективную сторону (противоправное деяние (действие или бездействие), общественно-опасные последствия, причинная связь между противоправным деянием и общественно-опасными последствиями), кроме того: время, место, способ, орудие и т.д.; субъект (лицо, достигшее установленного законодательством возраста, отдающее отчет в своих действиях и способное руководить ими); субъективную сторону (вина, мотив, цель). Говоря об объективной и субъективной сторонах правонарушения, необходимо четко выделить обязательные и факультативные их элементы.

В рамках шестого вопроса следует дать определение понятия «казус», охарактеризовать казус как специфическое юридическое явление, привести примеры юридических казусов.

В рамках седьмого вопроса требуется осуществить подразделение правонарушений на виды, исходя из степени их общественной опасности, на: преступления и проступки. Следует определить понятия «преступление» и «проступок» и провести их сравнительный анализ. В заключении необходимо охарактеризовать виды проступков (административно-правовые, гражданско-правовые, дисциплинарные).

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое правовое поведение?

2. Назовите виды правомерного поведения.

3. Что такое правонарушение?

4. Как соотносятся понятия «правонарушение» и «объективно-противоправное деяние»?

5. Что такое состав правонарушения?

6. Перечислите элементы состава правонарушения.

7. Назовите обязательные элементы объективной стороны правонарушения.

8. Что такое вина?

9. Назовите критерии классификаций правонарушений.

10. Что такое казус?

Литература по теме:

 

Аманацкий Ю. В. Правомерное поведение личности сотрудника органов внутренних дел. (Общая характеристика) // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. СПб., 19 декабря 2002 г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2003.

Безруков А. В. Проблемы мотивации правомерного поведения // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. СПб., 19 декабря 2002 г. / Под общ. ред. В. П. Сальникова, Р. А. Ромашова. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2003.

Быков В. П., Бачинин В. А. Философия права и преступления // Правоведение. 2000. № 3.

Галузин А.Ф. Правонарушения как основная угроза правовой и социальной безопасности. Самара, 2007.

Григорьев В.Н., Зинченко И.А., Победкин А.В. О современных воззрениях на презумпцию невиновности // Вопросы правоведения. 2012. № 3.

Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. Социологические и юридически аспекты. Л., 1983.

Иванов А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. М., 2004.

Изотов С.М. Правопорядок как общий объект преступления (К истории вопроса о понятии объекта преступления) // История государства и права. 2010. № 18.

Ковалев С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. 2009. № 13.

Константинов П.Ю, Соловьева А.К., Стуканов А.П. Взаимосвязь административных правонарушений и преступлений: проблемы теории и практики // Правоведение. 2005. № 3.

Коробов А.Е., Хохлов Е.Б. Правонарушение как основание юридической ответственности // Правоведение. 2009. № 3.

Кудрявцев В.Н. Закон. Поступок. Ответственность. М., 1986.

Кудрявцев В.Н. Социальны деформации. М., 1992.

Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985.

Нерсесянц В. А. Неосторожная вина: проблемы и решения // Государство и право. 2000. № 4.

Никифоров А. С. Юридическое лицо как субъект преступления // Государство и право. 2000. № 8.

Поцелуев Е.Л. Виды правонарушений в современной учебной литературе по теории права: критический анализ // Правоведение. 2004. № 5.

Проблемы теории правонарушений. Воронеж, 1990.

Рассолов М.М. Теория государства и права: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». М., 2013.

Ромашов Р. А. Взаимодействие государственных и негосударственных структур в сфере профилактики преступности и декриминализации общественных отношений // Юриспруденция ХХ1 века: горизонты развития: Очерки / Под ред. Р. А. Ромашова, Н. С. Нижник. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006.

Тихомиров Ю.А. Поведение в обществе и право // Журнал Российского права. 2011. № 2.

Федотов А.В. Виды причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями // Журнал российского права. 2001. № 2.

Хужин А.М. О субъекте невиновного поведения в праве // Закон и право. 2011. № 11.

 

 

Date: 2015-11-15; view: 443; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию