Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход урока. I. Организационно – психологический этап





I. Организационно – психологический этап

Ожидаемый результат: создание благоприятной эмоциональной обстановки, «погружение» учащихся в атмосферу урока.

Деятельность учителя: - создает доброжелательную атмосферу в классе, объясняет основные задачи урока.

Деятельность учащихся: настраиваются на работу, внутренне организуются.

II. Ориентировочно – мотивационный этап

Ожидаемые результаты: активизация ранее полученных знаний, умений и навыков, познавательного интереса учащихся.

Деятельность учителя: проверка домашнего задания.

Учитель проводит проверочную работу (2 варианта).

Вариант 1

Задача 1.

При выпаривании 10%-го раствора сульфата натрия массой 500 г получили раствор массой 200 г. Какова массовая доля соли (%) в полученном растворе?

Задача 2.

Вычислить молярную концентрацию раствора серной кислоты, если массовая доля H2SO4 в этом растворе 12%. Плотность раствора 1,08 г/см3 при 200С?

Вариант 2

Задача 1.

К 10%-му раствору сахара массой 250 г прилили воду объемом 150 см3. Какова массовая доля сахара в новом растворе?

Задача 2.

Молярная концентрация раствора едкого кали (КОН) равна 3,8 моль/дм3. Вычислить массовую долю(%) КОН в этом растворе.

 

Деятельность учащихся: учащиеся выполняют задания проверочной работы.

 

III. Операционно – познавательный этап

Ожидаемые результаты: приобретение учащимися знаний и умений в рамках изучаемой темы.

Деятельность учителя: организует работу с учебником, демонстрирует опыт; излагает новый материал; вовлекает учащихся в активное обсуждение ранее изученного материала.

1. Работа учащихся с учебником (стр. 154), заполнение таблицы в процессе беседы с учащимися.

Электролиты Неэлектролиты
Вещества с ионной и сильнополярной ковалентной связью: соли – NaCl, KNO3, CuSO4 и др. щелочи – NaOH, KOH, Ba(OH)2 и др. кислоты – HCl, H2SO4, HNO3 и др. Вещества с неполярной или слабополярной ковалентной связью: кислород, винный спирт, глюкоза, сахар, парафин и другие органические вещества

Вывод: электролитическая диссоциация – это распад электролита на ионы при растворении в воде или расплавлении.

2. С использованием настенной таблицы «Механизм диссоциации веществ с иным типом связи» учитель объясняет сущность процесса на примере диссоциации соли NaCl: NaCl = Na+ + Cl-

Следующая задача – выяснить, как происходит диссоциация полярных ковалентных соединений. На схеме диссоциации хлороводорода (настенная таблица) рассматриваем сущность процесса: гидратация молекул в момент соприкосновения газа с водой, образование гидратированных ионов H3O+ и Cl • (H2O)4

Знакомим со строением иона гидроксония (стр. 155 учебника) поясняем донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе гидроксония. Учащиеся составляют уравнения диссоциации хлороводорода:

HCl + H2O = H3O+ + Cl

Отмечаем, что хлорид-ион в растворе также гидротирован.

Учащиеся рассматривают рис. 60 стр. 155 учебника и составляют уравнение диссоциации азотной кислоты: HNO3 + H2O = H3O+ + NO3-

Вспоминаем понятия катион, анион.

3. Учитель показывает записанные за доской уравнения диссоциации:

а) NaOH = Na+ + OH-

Ba(OH)2 = Ba2+ + 2OH-

б) KCl = K+ + Cl-

Na2SO4 = 2Na+ + SO4-

в) HCl = H+ + Cl-

H2SO4 = H+ + HSO4-

HSO4- = H+ + SO42-

___________________________________________________

H2SO4 = 2H+ + SO42-

Обращаем внимание учащихся на то, что в зависимости от природы веществ, т.е. от прочности связи между ионами, зависящий от их зарядов и радиусов, равновесие при диссоциации устанавливается по-разному. Например, что можно сказать о сравнительном числе ионов гидроксония в растворах соляной и уксусной кислот одинаковой концентрации на основании опытов?

Демонстрируем опыты: а) испытание 0,5%-х растворов соляной и уксусной кислот индикатором метиловым оранжевым; б) проверка электрической проводимости данных растворов.

Учащиеся приходят к выводу: в растворе соляной кислоты ионов больше, чем нераспавшихся молекул, а в растворе уксусной кислоты – наоборот. Учитель дает понятие о степени диссоциации, разъясняет смысл формул: = , где N = n ∙ NA, отсюда = = на конкретном примере.

Допустим (HCl) = 0,78 или 78%. Тогда при растворении каждых 100 молекул хлороводорода соотношение частиц при химическом равновесии будет таким:

 

HCl ⇄ H+ + Cl -

78 78 78

молекул ионов ионов

продиссоцировало

22

молекулы

осталось

Всего в данном растворе будет 178 частиц (ионов и молекул).

Вывод: если близка к 1, то электролит сильный, если близка к 0, то электролит слабый. Учащиеся называют примеры сильных и слабых электролитов.

Деятельность учащихся: усваивают новый материал, составляют уравнения диссоциации и анализируют их.

 

IV. Контрольно – коррекционный этап

Ожидаемые результаты: учащиеся выполняют задания, способствующие обобщению изученного материала.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная

Оборудование: кодоскоп, экран (компьютер, мультимедийный проектор).

Деятельность учителя: на экране демонстрируются задания, которые обсуждают и выполняют учащиеся.

Проецируем на экран основные положения теории электролитической диссоциации, а учащиеся получают листы-конспекты с текстом на слайде. Учитель комментирует, а учащиеся делают записи в тетрадь.

 

Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД) сформировал в 1887 году шведский ученый Сванте Аррениус.

1. Молекулы электролитов при растворении в воде или расплавлении распадаются на ионы.

Процесс распада молекул электролитов на ионы в водном растворе или расплаве называется электролитической диссоциацией или ионизацией.

Ионы – это атомы или группы атомов, имеющие положительный или отрицательный заряд. Ионы могут быть простые (Na+, Mg2+, S2-, Cl-); сложные (SO42-, NH4+, SO32-).

2. В растворе или расплаве электролитов ионы движутся хаотически. При пропускании через раствор или расплав электрического тока положительно заряженные ионы движутся к отрицательно заряженному электроду (катоду), а отрицательно заряженные ионы к положительно заряженному электроду (аноду).

Поэтому положительные ионы называют катионами, а отрицательные ионы – анионами.

К катионам относятся: ион водорода H+; ион аммония NH4+; ионы металлов Na+, K+, Ca2+, Al3+.

К анионам относятся: гидроксид-ион ОН- ; анионы кислотных остатков: Cl - ; S2-; NO3-; SO42-; PO43-.

4. Диссоциация многих электролитов – процесс обратимый. Это означает, что одновременно идут два противоположных процесса: распад молекул на ионы (ионизация или диссоциация) и соединение ионов в молекулы (ассоциация или моляризация).

Например: ионизация (диссоциация)

HNO2 H+ + NO2-

ассоциация (моляризация)

Деятельность учащихся: записывают в тетради предложенные знания, участвуют в обсуждении.

Date: 2015-11-15; view: 451; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию