Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ход урока. I. Организационно – психологический этап ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
I. Организационно – психологический этап Ожидаемый результат: создание благоприятной эмоциональной обстановки, «погружение» учащихся в атмосферу урока. Деятельность учителя: - создает доброжелательную атмосферу в классе, объясняет основные задачи урока. Деятельность учащихся: настраиваются на работу, внутренне организуются. II. Ориентировочно – мотивационный этап Ожидаемые результаты: активизация ранее полученных знаний, умений и навыков, познавательного интереса учащихся. Деятельность учителя: проверка домашнего задания. Учитель проводит проверочную работу (2 варианта). Вариант 1 Задача 1. При выпаривании 10%-го раствора сульфата натрия массой 500 г получили раствор массой 200 г. Какова массовая доля соли (%) в полученном растворе? Задача 2. Вычислить молярную концентрацию раствора серной кислоты, если массовая доля H2SO4 в этом растворе 12%. Плотность раствора 1,08 г/см3 при 200С? Вариант 2 Задача 1. К 10%-му раствору сахара массой 250 г прилили воду объемом 150 см3. Какова массовая доля сахара в новом растворе? Задача 2. Молярная концентрация раствора едкого кали (КОН) равна 3,8 моль/дм3. Вычислить массовую долю(%) КОН в этом растворе.
Деятельность учащихся: учащиеся выполняют задания проверочной работы.
III. Операционно – познавательный этап Ожидаемые результаты: приобретение учащимися знаний и умений в рамках изучаемой темы. Деятельность учителя: организует работу с учебником, демонстрирует опыт; излагает новый материал; вовлекает учащихся в активное обсуждение ранее изученного материала. 1. Работа учащихся с учебником (стр. 154), заполнение таблицы в процессе беседы с учащимися.
Вывод: электролитическая диссоциация – это распад электролита на ионы при растворении в воде или расплавлении. 2. С использованием настенной таблицы «Механизм диссоциации веществ с иным типом связи» учитель объясняет сущность процесса на примере диссоциации соли NaCl: NaCl = Na+ + Cl- Следующая задача – выяснить, как происходит диссоциация полярных ковалентных соединений. На схеме диссоциации хлороводорода (настенная таблица) рассматриваем сущность процесса: гидратация молекул в момент соприкосновения газа с водой, образование гидратированных ионов H3O+ и Cl– • (H2O)4 Знакомим со строением иона гидроксония (стр. 155 учебника) поясняем донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе гидроксония. Учащиеся составляют уравнения диссоциации хлороводорода: HCl + H2O = H3O+ + Cl– Отмечаем, что хлорид-ион в растворе также гидротирован. Учащиеся рассматривают рис. 60 стр. 155 учебника и составляют уравнение диссоциации азотной кислоты: HNO3 + H2O = H3O+ + NO3- Вспоминаем понятия катион, анион. 3. Учитель показывает записанные за доской уравнения диссоциации: а) NaOH = Na+ + OH- Ba(OH)2 = Ba2+ + 2OH- б) KCl = K+ + Cl- Na2SO4 = 2Na+ + SO4- в) HCl = H+ + Cl- H2SO4 = H+ + HSO4- HSO4- = H+ + SO42- ___________________________________________________ H2SO4 = 2H+ + SO42- Обращаем внимание учащихся на то, что в зависимости от природы веществ, т.е. от прочности связи между ионами, зависящий от их зарядов и радиусов, равновесие при диссоциации устанавливается по-разному. Например, что можно сказать о сравнительном числе ионов гидроксония в растворах соляной и уксусной кислот одинаковой концентрации на основании опытов? Демонстрируем опыты: а) испытание 0,5%-х растворов соляной и уксусной кислот индикатором метиловым оранжевым; б) проверка электрической проводимости данных растворов. Учащиеся приходят к выводу: в растворе соляной кислоты ионов больше, чем нераспавшихся молекул, а в растворе уксусной кислоты – наоборот. Учитель дает понятие о степени диссоциации, разъясняет смысл формул: = , где N = n ∙ NA, отсюда = = на конкретном примере. Допустим (HCl) = 0,78 или 78%. Тогда при растворении каждых 100 молекул хлороводорода соотношение частиц при химическом равновесии будет таким:
HCl ⇄ H+ + Cl - 78 78 78 молекул ионов ионов продиссоцировало 22 молекулы осталось Всего в данном растворе будет 178 частиц (ионов и молекул). Вывод: если близка к 1, то электролит сильный, если близка к 0, то электролит слабый. Учащиеся называют примеры сильных и слабых электролитов. Деятельность учащихся: усваивают новый материал, составляют уравнения диссоциации и анализируют их.
IV. Контрольно – коррекционный этап Ожидаемые результаты: учащиеся выполняют задания, способствующие обобщению изученного материала. Форма работы: индивидуальная, фронтальная Оборудование: кодоскоп, экран (компьютер, мультимедийный проектор). Деятельность учителя: на экране демонстрируются задания, которые обсуждают и выполняют учащиеся. Проецируем на экран основные положения теории электролитической диссоциации, а учащиеся получают листы-конспекты с текстом на слайде. Учитель комментирует, а учащиеся делают записи в тетрадь.
Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД) сформировал в 1887 году шведский ученый Сванте Аррениус. 1. Молекулы электролитов при растворении в воде или расплавлении распадаются на ионы. Процесс распада молекул электролитов на ионы в водном растворе или расплаве называется электролитической диссоциацией или ионизацией. Ионы – это атомы или группы атомов, имеющие положительный или отрицательный заряд. Ионы могут быть простые (Na+, Mg2+, S2-, Cl-); сложные (SO42-, NH4+, SO32-). 2. В растворе или расплаве электролитов ионы движутся хаотически. При пропускании через раствор или расплав электрического тока положительно заряженные ионы движутся к отрицательно заряженному электроду (катоду), а отрицательно заряженные ионы к положительно заряженному электроду (аноду). Поэтому положительные ионы называют катионами, а отрицательные ионы – анионами. К катионам относятся: ион водорода H+; ион аммония NH4+; ионы металлов Na+, K+, Ca2+, Al3+. К анионам относятся: гидроксид-ион ОН- ; анионы кислотных остатков: Cl - ; S2-; NO3-; SO42-; PO43-. 4. Диссоциация многих электролитов – процесс обратимый. Это означает, что одновременно идут два противоположных процесса: распад молекул на ионы (ионизация или диссоциация) и соединение ионов в молекулы (ассоциация или моляризация). Например: ионизация (диссоциация) HNO2 H+ + NO2- ассоциация (моляризация) Деятельность учащихся: записывают в тетради предложенные знания, участвуют в обсуждении. Date: 2015-11-15; view: 490; Нарушение авторских прав |