Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семья как воспитательный коллектив. Принципы воспитания детей в семье

В «Кодексе Республики Беларусь о браке и семье» (ст. 59) сказано: «Семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления».

Семья – первичная ячейка многогранных человеческих отношений – хозяйственных, нравственных, духовно-психологических, эстетических. В педагогической литературе семья рассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями и каждый этап в ее развитии связан с выполнением следующих функций:1) хозяйственно-экономическая, предусматривающая ведение общего хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, заботу о нетрудоспособных членах семьи;

2) репродуктивная, связанная с рождением и выращиванием детей;

3) воспитательная, направленная на создание условий для личностного формирования и развития детей, передачу им социального опыта, нравственных норм и ценностей, создание здорового нравственно- психологического климата и стиля благоприятных семейных отношений, оказание морально-психологической поддержки каждому члену семьи;

4) коммуникативная, организующая внутрисемейное общение, взаимосвязи с другими людьми, семьями и социальными группами;

5) рекреативная, направленная на организацию досуга и развлекательной деятельности, создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи.

Существует несколько вариантов классификации семей, обусловленных разными критериями:

1) по количеству детей – бездетные, однодетные, малодетные, многодетные;

2) по составу – однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные (прародители, родители, дети живут под одной крышей);

3) по структуре–полные и неполные;
4) по характеру взаимоотношений – благополучные и неблагополучные. Современная семья характеризуется рядом кризисных черт. Во-первых,

на семейное воспитание негативно влияет расслоение общества на богатых и бедных. Нередко материальный достаток родителей приводит к формированию у детей пренебрежения к материальным и духовным ценностям, потребительской направленности личности, эгоизма, тунеядства.

Во-вторых, сокращение рождаемости ведет к уменьшению количественного состава семьи. В однодетной семье ребенок часто испытывает трудности в общении с другими детьми, не может обогатить себя опытом коллективных взаимоотношений.

В-третьих, рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивают количество неполных семей. А в полных семьях отец зачастую утратил роль экономического главы семьи. В таких семьях дети лишены общения с одним из родителей, чаще всего с отцом. Чтобы удовлетворить эту потребность, подростки ищут ему замену в лице лидера уличной группировки, приобретают опыт негативного поведения.

В-четвертых, низкий материальный достаток и низкий культурный уровень многих семей, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают детскую безнадзорность и беспризорность, проблему так называемых социальных сирот.

В целом кризис современной семьи выражается в том, что семья все хуже выполняет свою воспитательную функцию. Его основная причина – утрата традиционных семейных ценностей, падение морали в обществе.

Принципы воспитания в семье (по А. С. Макаренко).

1. Родители на глазах у детей должны жить полной, радостной, общественно-полезной, гражданской жизнью (это основа подлинного родительского авторитета).

В «Книге для родителей» А.С. Макаренко называет самочувствие родителей одним из основных методов воспитания в семье. Будьте веселыми или гневными, но не будьте серенькими, – призывает педагог родителей. Надо, чтобы родители были довольны жизнью. Мать, воспитывающая 2–3 детей дома, делает большое государственное дело. Но пусть она найдет себе приложение и в общественной жизни. Родители не должны становиться прислугой своих детей. Надо жить жизнью человеческой, гражданской.


2. Семья – это непременно коллектив. Один ребенок в семье – более трудный объект воспитания, чем несколько детей. При этом семья — не просто коллектив, но коллектив трудовой. Посильные трудовые поручения (общие и персональные) должны даваться детям с самого раннего возраста (с 2-х лет). В совместном труде крепнет чувство солидарности, которое является источником нравственности личности. Семья должна воспитывать социальный опыт, упражнять человека в разнообразных солидарных действиях, в преодолении препятствий. В семье нельзя допускать забывчивого отношения к мелочам. Съеденный сыном кусок пирога, приготовленный для отца, нельзя оставлять без внимания.

3. Близость родителей и детей должна иметь предел. В глазах ребенка родители должны быть чем-то выше. Должны иметь место некоторая неофициальная дистанция, почтительность. Недопустимы слишком откровенные разговоры о половых вопросах. Необходима черта деликатности и молчаливого доверия в семье. Нужно также, чтобы иногда правота родителей проходила без доказательств. Если ребенку все доказывать, он вырастет циником.

4. Соблюдение меры, «золотой середины» воспитания активности и «тормозов» у детей. С первого года нужно так воспитывать, чтобы ребенок мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться, и в то же время чтобы у него постепенно образовывались «тормоза» для вредных желаний. Например, карманные деньги давать детям нужно, но они не должны тратить их бесконтрольно.

5. С 3–4 лет нужно воспитывать чувство ориентировки («свой» или «чужой»). Ребенок должен уметь разбираться в окружающей обстановке, например, кому можно доверять, а кому нет.

6. Не оберегать ребенка от зла, а учить сопротивляться ему.

7 Ребенка не любят «для себя», им не хвастаются. Ребенок, воспитанный «напоказ», рискует вырасти избалованным эгоистом.

8. Несомненно вредным является специальное половое просвещение детей и подростков. Необходимо воспитание интимного уважения к вопросам пола, деликатности. В «Книге для родителей читаем: «Никакие разговоры о «половом» вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом.Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую стороны любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным».

Очень ценным является опыт семейного воспитания педагогов- новаторов Никитиных. Во-первых, они разработали систему закаливания и здорового питания детей. Во-вторых, систему развивающих занятий. В их системе можно выделить три основных принципа: богатая для разнообразной деятельности обстановка, большая свобода детей в занятиях и играх, искренняя заинтересованность родителей во всех делах. В доме оборудована комната-мастерская, где можно клеить, резать, пилить, забивать гвозди, вообще проявлять себя в разных видах творчества. Есть домашняя швейная мастерская, где дети получают деньги в зависимости от своей «квалификации» и расписываются в ведомости и т. д.

В хорошей семье, оказывающей благотворное влияние на детей, господствует дух сотрудничества, трудолюбия, взаимопомощи, доверия друг к другу, взаимного уважения; это содействует формированию человека прямого, открытого, всегда готового прийти на помощь другому.

Воспитательный потенциал семьи увеличивает связь школы с семьей, которая осуществляется через коллективные и индивидуальные формы совместной работы. Психолог и педагог П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.

Сухомлинский В.А. в книге «Разговор с молодым директором школы» пишет: «Многолетний анализ процесса воспитания во многих школах нашей страны, обобщенный на занятиях школы педагогической культуры, привел нас к выводу, что педагогические убеждения, взгляды родителей – это результат целенаправленной работы педагогического коллектива и актива родителей».



<== предыдущая | следующая ==>
Вопрос 28. Стадии налоговой ответственности | Дифференциальная диагностика отклонений в развитии





Date: 2015-11-14; view: 604; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию