| Йирасек
| Божович
| Эльконин
| Венгер
| Гуткина
|
Определение школьной готовности и школьной зрелости
| Под школьной зрелостью мы понимаем
- достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении.
- управляемая сосредоточенная работа в относительно больших группах.
-Первоклассник должен быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.
| Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
| выделяет в качестве основных критериев готовности к школе, во-первых, сформированность игровой деятельности, и во-вторых, зачатки учебных новообразований:
-умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
-умение ориентироваться на заданную систему требований;
-умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
-умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу
| Автор считает, что внутренняя позиция школьника, то есть стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила, является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно.
| По Н. И. Гуткиной центральным новообразованием в психике ребенка, которое существенно определяет успешность обучения в начальной школе, является ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ
|
Компоненты
|
Психический (Интеллектуальный)
| дифференцированное восприятие, направленная концентрация внимания, аналитическое мышление, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, интерес к занятиям, в которых результат может быть достигнут только усилием, интерес к новым знаниям, овладение на слух разговорной речью и способность понимания и применения символов вообще, развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
|
| Наличие основных представлений о природных и социальных явлениях, развитие формы наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, высокий уровень доступных обобщений.
| - произвольность внимания
-сенсомоторика
-умение работать по образцу
- умение пользоваться правилом для решения задач
- развитие процесса обобщения
- развитие логического мышления
|
| Умственное развитие включает в себя степень сформированности 5 типов познавательных действий: 3 типов перцептивных и 2 мыслительных (интеллектуальных действий).
Перцептивные действия:
- идентификация – предполагает формирование образа внешних свойств предмета и складывается на основе практических действий с предметами, в процессе которых ребенок «примеривает» их друг к другу, учитывая соответствие и несоответствие их формы, величины, цвета. В дальнейшем происходит переход от реального примеривания к примериванию с участием образов, установлению идентичности или неидентичности двух объектов, один из которых выступает в качестве образца в плане восприятия и далее – установлению идентичности свойств объекта представляемому образцу - эталону.
- отнесение к эталону – это использование образца-эталона для выявления характеристики свойств предметов, отклоняющихся от этого образца, т.е. близких к нему, но несовпадающих с ним.
- перцептивное моделирование – это действие представляет собой соотнесение свойства обследуемого предмета не самим эталоном, а с их группой, построение его «эталонной модели». Перцептивное моделирование делает восприятие расчлененным и аналитическим.
Мыслительные (интеллектуальные) действия:
- действия образного мышления – предполагают прежде всего дифференциацию плана представлений от плана реальной действительности, возможность замещать реальные объекты представлениями о них и относить результаты оперирования представлениями у самой действительности. Таким образом, действия наглядно-образного мышления могут охарактеризованы как действия по построению и применению схематизированных образов, отображающих связи и отношения реальных вещей.
- действия логического мышления - более сложный этап развития мыслительных процессов характеризующихся интериоризованными интеллектуальными операциями, обладающими свойством обратимости и дающими возможность одновременного учета и координации нескольких точек зрения на объект. Ребенок постепенно приходит к успешному решению задач, требующих образованию логических классов и сериационных рядов, понимая взаимозависимости изменения разных параметров объекта. Адекватное использование знаковых систем в логическом мышлении предполагает не только сам факт замещения, но также выполнение действий со знаками в соответствии с фиксированными правилами.
|
Личностный
| В эмоциональной сфере — достижение сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости.
|
|
|
| - сформированность внутренней позиции школьника
|
Мотивационный
| Учебная мотивация - желания именно учиться, а не играть и не соревноваться.
| Мотивы учения:
- широкие социальные мотивы учения (связанные с потребностью ребенку в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желаниями ученика занять определенное место в обществе;
- мотивы. Связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребности в интеллектуальной активности и овладении новыми ЗУМ. Это все определяет внутреннюю позицию школьника.
| ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ:
сформированность определенного уровня произвольной регуляции поведения и деятельности
Мотивационная готовность (наличие познавательной активности, желание занять новую позицию с позицию школьника)
| - развитие познавательной мотивации
|
|
Физический
| Органические факторы: генетические, развития, здоровья.
|
|
| Высокий уровень зрительно-моторной координации.
| - развитие речи и фонематического слуха
|
социальный
| В социальной сфере — потребность ребенка общаться с другими детьми и умение подчиняться интересам и обычаям детских групп, способность выполнять социальную роль школьника в ситуации школьного обучения.
|
| Коммуникативная готовность (развитие умения вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми посредством учебной деятельности)
|
|
Источник
| Йозеф Шванцара «Диагностика психического развития», Прага, 1978.
| Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога»
| А.Г. Шмелев «Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов», 1996.
| Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе
| А.Г. Шмелев «Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов», 1996.
|