Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая готовность





 

  Йирасек Божович Эльконин Венгер Гуткина
Определение школьной готовности и школьной зрелости Под школьной зрелостью мы понимаем - достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обу­чении. - управляемая сосредоточенная работа в относительно больших группах. -Первоклассник должен быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отно­шениях. Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. выделяет в качестве основных критериев готовности к школе, во-первых, сформированность игровой деятельности, и во-вторых, зачатки учебных новообразований: -умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; -умение ориентироваться на заданную систему требований; -умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; -умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу   Автор считает, что внутренняя позиция школьника, то есть стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила, является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно. По Н. И. Гуткиной центральным новообразованием в психике ребенка, которое существенно определяет успешность обучения в начальной школе, является ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ
Компоненты
Психический (Интеллектуальный) дифференцированное восприятие, направленная концентрация внимания, аналитическое мышление, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, интерес к занятиям, в которых результат может быть достигнут только усилием, интерес к новым знаниям, овладение на слух разговорной речью и способность понимания и применения символов вообще, развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.   Наличие основных представлений о природных и социальных явлениях, развитие формы наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, высокий уровень доступных обобщений. - произвольность внимания -сенсомоторика -умение работать по образцу - умение пользоваться правилом для решения задач - развитие процесса обобщения - развитие логического мышления  
  Умственное развитие включает в себя степень сформированности 5 типов познавательных действий: 3 типов перцептивных и 2 мыслительных (интеллектуальных действий). Перцептивные действия: - идентификация – предполагает формирование образа внешних свойств предмета и складывается на основе практических действий с предметами, в процессе которых ребенок «примеривает» их друг к другу, учитывая соответствие и несоответствие их формы, величины, цвета. В дальнейшем происходит переход от реального примеривания к примериванию с участием образов, установлению идентичности или неидентичности двух объектов, один из которых выступает в качестве образца в плане восприятия и далее – установлению идентичности свойств объекта представляемому образцу - эталону. - отнесение к эталону – это использование образца-эталона для выявления характеристики свойств предметов, отклоняющихся от этого образца, т.е. близких к нему, но несовпадающих с ним. - перцептивное моделирование – это действие представляет собой соотнесение свойства обследуемого предмета не самим эталоном, а с их группой, построение его «эталонной модели». Перцептивное моделирование делает восприятие расчлененным и аналитическим. Мыслительные (интеллектуальные) действия: - действия образного мышления – предполагают прежде всего дифференциацию плана представлений от плана реальной действительности, возможность замещать реальные объекты представлениями о них и относить результаты оперирования представлениями у самой действительности. Таким образом, действия наглядно-образного мышления могут охарактеризованы как действия по построению и применению схематизированных образов, отображающих связи и отношения реальных вещей. - действия логического мышления - более сложный этап развития мыслительных процессов характеризующихся интериоризованными интеллектуальными операциями, обладающими свойством обратимости и дающими возможность одновременного учета и координации нескольких точек зрения на объект. Ребенок постепенно приходит к успешному решению задач, требующих образованию логических классов и сериационных рядов, понимая взаимозависимости изменения разных параметров объекта. Адекватное использование знаковых систем в логическом мышлении предполагает не только сам факт замещения, но также выполнение действий со знаками в соответствии с фиксированными правилами.
Личностный В эмоциональной сфере — достижение сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости.         - сформированность внутренней позиции школьника
Мотивационный Учебная мотивация - желания именно учиться, а не играть и не соревноваться. Мотивы учения: - широкие социальные мотивы учения (связанные с потребностью ребенку в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желаниями ученика занять определенное место в обществе; - мотивы. Связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребности в интеллектуальной активности и овладении новыми ЗУМ. Это все определяет внутреннюю позицию школьника. ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ: сформированность определенного уровня произвольной регуляции поведения и деятельности Мотивационная готовность (наличие познавательной активности, желание занять новую позицию с позицию школьника) - развитие познавательной мотивации  
 
Физический Органические факторы: генетические, развития, здоровья.     Высокий уровень зрительно-моторной координации. - развитие речи и фонематического слуха
социальный В социальной сфере — потребность ребенка общаться с другими детьми и умение подчиняться интересам и обычаям детских групп, способность выполнять социальную роль школьника в ситуации школьного обучения.   Коммуникативная готовность (развитие умения вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми посредством учебной деятельности)  
Источник Йозеф Шванцара «Диагностика психического развития», Прага, 1978. Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога» А.Г. Шмелев «Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов», 1996. Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе А.Г. Шмелев «Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов», 1996.

 








Date: 2015-11-14; view: 314; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию