Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура идеологии белорусского государства и ее компоненты. 6 page





Во второй половине XX века по основным параметрам советское общество превратилось в индустриальное и фактически стояло на пороге перехода в постиндустриальную стадию своего развития. К данному выводу еще ранее пришел создатель теории постиндустриального общества Д. Белл. Это положение он подтвердил и после распада Советского Союза. По его словам, к индустриальному типу относятся страны, расположенные на берегах Атлантики: Западная Европа, Соединенные Штаты и далее – Советский Союз и Япония. Труд здесь представляет собой взаимодействие с искусственной природой: соединение людей с машинами, организация ритмичной работы с высочайшей координацией.

Форма собственности, на что особо обращает внимание Д. Белл, не является отличительным признаком индустриального общества; прилагательное «индустриальное» указывает не на характер производственных отношений, а на технико-технологическую основу производства в индустриальном обществе. В этом смысле, подчеркивает, Д. Белл, возможно существование как социалистических, так и капиталистических постиндустриальных обществ, а Советский Союз и Соединенные Штаты, хотя и разделены осевым принципом собственности, являются индустриальными державами.

Сказанное относится и к Беларуси: в советский период республика прошла индустриальную стадию своего развития и к началу 90-х годов XX века белорусское общество по всем критериям стало в высокой степени модернистским.

Так, в политической сфере в основном осуществился процесс становления национальной белорусской государственности с разветвленной системой политических институтов, деятельность которых основывается на принимаемых в установленном порядке законах; сформировалась модернистски ориентированная национальная интеллигенция; происходило постоянное расширение сознательного участия граждан в политической жизни.

В экономической сфере производство – как в промышленном, так и в аграрном секторах – основывалось на индустриальных технологиях; была создана практически отсутствующая в досоветский период «третичная» сфера экономики – сфера услуг, включающая в себя широкую сеть учреждений здравоохранения, образования, культуры, туризма, спорта, отдыха, бытового обслуживания населения; успешно развертывался процесс формирования «четвертичной», или информационно, сферы экономики: исследования белорусских ученых в области гуманитарных наук, физики, математики, химии, биологии, микроэлектроники и информатики, рационального использования природных ресурсов получили мировое признание.

В социальной сфере были полностью преодолены существовавшие ранее элементы сословности, общественные отношения строились главным образом на целенаправленных связях между индивидами, на профессиональных и относительно слабых рыночных критериях; сохранялись и традиционно высокий уровень коллективизма, солидарности и взаимопомощи, нематериальные мотивации трудовой деятельности.

В духовной сфере были достигнуты достаточно высокая степень дифференциации ценностных ориентаций различных категорий граждан; практически всеобщая грамотность населения и постоянно повышающийся уровень его образованности; постоянно возрастающий уровень секуляризации общественного сознания и становления идейного многообразия; относительно высокий уровень развития средств массовой информации и коммуникации.

Приведенные положения подводят к выводу, что поиск стратегии общественного развития Беларуси должен был связываться не с идеей модернизации, предназначенной для стран, не обладающих опытом индустриального развития, и не с идеей формирования общества свободной рыночной конкуренции. Первое направление есть наше прошлое и пока еще настоящее, второе – прошлое индустриально развитых западных стран.

Будущее же нашей страны, как и западной цивилизации, находится на пути формирования общества постиндустриального типа. Только ориентированная на движение к постиндустриальному обществу стратегия развития может обеспечить дальнейший прогресс Беларуси. Данная стратегическая установка находится в русле того направления, в каком на самом деле эволюционировала наша страна в составе СССР и эволюционирует западный мир. Других альтернатив общественного развития, – если вести речь о прогрессивном развитии, – в современном мире не существует.

Стратегия постиндустриальной модернизации предполагает ориентацию на принципиально иные, нежели при индустриальной модернизации, параметры общества. Она предполагает также и иную постановку задач по ее реализации на той или иной стадии этого процесса. Постиндустриальное общество на стадии своей зрелости предполагает практически полное вытеснение физического труда из производственного процесса и замену его трудом интеллектуальным. Это и есть главный признак общества постиндустриального типа. Очевидно, что общества в указанном смысле пока нет нигде в мире.

Белорусская экономическая модель

На начало второго десятилетия 21 века социально-экономическое ядро белорусской экономики составляет государственный сектор, в котором сосредоточены крупные индустриальные предприятия, а также предприятия иных сфер экономики, построенные и функционирующие в соответствии с индустриальной логикой хозяйственной жизни. На протяжении уже второго десятилетия это является тем решающим фактором, который определяет устойчивость национальной экономики и конкурентоспособность ее субъектов на мировых рынках. С особой очевидностью выгоды преобладания государственной собственности проявились в условиях глобального финансово-экономического кризиса, обеспечив хотя и минимальный, но рост экономики.

Наряду с этим, сохраненные в госсобственности активы (более 140 млрд. долларов рыночной стоимости) позволяют Беларуси иметь реальное экономическое обеспечение политического суверенитета страны.

Одним из основных преимуществ сложившейся белорусской модели стала способность молниеносно принимать и реализовывать обязательные для всей страны решения. Это позволило Беларуси даже в условиях острейшего дефицита собственных природных ресурсов и беспрецедентного давления из вне первой из стран СНГ выйти на дореформенный уровень развития по подавляющему большинству параметров и к настоящему времени заметно превзойти его. Со второй половины 1996 года белорусская экономика росла, временами очень высокими темпами, на уровне 11% в год. А в среднем увеличение ВВП составило около 7-8% в год. Это один из наилучших показателей в Европе. И что важно, он основан на росте реального сектора. Последний стал основой белорусского экономического пространства, дальнейшее функционирование которого связано с сохранением и развитием крупной экспортно-ориентированной промышленности.

Ее сохранение в 90-годы прошлого века предопределило уникальность политики экономического реформирования в Беларуси, основанного как раз на предотвращении деиндустриализации страны, на сохранении крупного экспортного производства за счет отказа от шоковой терапии и относительно медленных темпов рыночных реформ. Беларусь адаптировалась к рынку не через малые предприятия и шоковую терапию, а через адаптацию крупных заводов к реформируемым внешним рынкам. Политика властей была направлена на мобилизацию всех внутренних ресурсов страны в интересах сохранения крупного промышленного производства и на защиту государством интересов своих крупных производителей на внешних рынках.

Ни одна другая страна бывшего СССР не знала модели рыночных преобразований, отталкивающихся от примата защиты крупных производителей. Во всех странах бывшего соцлагеря в ходе реформ было закрыто большинство крупных промышленных предприятий, а высвободившаяся рабочая сила была востребована в других секторах хозяйства, образовавшихся в ходе массовой, малой приватизации. Часть избыточной рабочей силы отправилась на заработки за пределы своих стран.

Для Беларуси такой вариант развития был невозможен: слишком велики были бы социальные издержки от массового закрытия крупных предприятий. Особенно это касалось Восточной Беларуси. Избежать социального взрыва в этом регионе в случае закрытия крупных заводов было практически невозможно. Другими словами, реформирование крупного промышленного комплекса Беларуси не могло быть осуществлено по стандартной схеме постсоветского реформирования: закрыть крупные заводы, оставить в основном сырьевой экспорт, осуществив массовую, малую и среднюю приватизацию этих отраслей.

Напротив, в Беларуси произошло фактическое объединение управления всеми крупными предприятиями в единую систему с директивным централизованным управлением. Промышленные гиганты составили своего рода громадный концерн. Централизация управления экономикой позволяла быстро и продуктивно реагировать на возникающие вызовы и перемещать ресурсы от успешных предприятий и отраслей в менее успешные, но необходимые для выживания всего промышленного комплекса.

В итоге на начало 21 века Беларусь превратилась в государство-корпорацию, отстаивающего интересы в первую очередь крупного производства. С доминирующим государственным сектором и высоким уровнем централизации экономики стала, по сути, одним из первых в мире государств-ТНК, использующим те способы, которые делают ТНК все более могущественными субъектами мирового хозяйствования.]в-ТНК, использующим те способы, которые делают ТНК все более могущественными субъектами мирового хозяйствования"в

Ведущие белорусские государственные предприятия успешно умножают свои активы за рубежом, открывая торговые дома и сборочные производства в десятках стран, разведывая и добывая нефть. Белорусские активы интернационализируются, снижая риски от функционирования в рамках одного географического пространства, ограниченного государственными границами. На территории Беларуси остаются в первую очередь производство технологий и высококвалифицированное ядро трудовых коллективов, мощности, достаточные для производства крупных партий продукции, быстрого освоения новых рынков и сохранения на своей территории всего технологического цикла предприятия. Среди примеров создания транснациональной производственно-инвестиционной модели экономических связей – организация Минским тракторным заводом предприятий по сборке тракторов в России, Украине, Польше, Египте, Пакистане и других странах. Аналогичная деятельность осуществляется по созданию совместных предприятий МАЗом в Украине, Китае, Вьетнаме, Аргентине, БелАЗом – в Китае. В последние годы началась организация на венесуэльской территории сборочных производств МАЗ, МТЗ, БелАЗ, проектирование и строительство жилищных районов.

Все это как нельзя лучше вписывается в логику современной мировой экономики. Ведь сегодня очевидной является ориентация не на рыночно-капиталистическую дезинтеграцию экономики, а на реализацию интеграционного эффекта крупных и сверхкрупных вертикально интегрированных бизнес-систем, построенных по принципу западных ТНК.

Особое значение в такой ситуации приобретают внешние рынки, диверсификация которых является ключевой установкой для дальнейшего развития отечественного экономического пространства. Вплоть до отхода от внутрироссийских цен на энергоресурсы, торговля с Россией составляла больше половины белорусского товарооборота. Однако с началом быстрого роста цен на российские углеводороды, несмотря на попытки нейтрализовать этот рост различными способами, начал значительно расти дефицит в торговле Беларуси с Россией. РБ стала наращивать свой экспорт в те страны, с которыми удается выйти на профицитную торговлю, прежде всего в государства Евросоюза (особенно в Нидерланды и Великобританию). В настоящее время белорусский экспорт в ЕС примерно равен экспорту в Россию и даже немного превышает его.

Среди новых стран, на рынки которых Беларусь пытается выйти в рамках диверсификации направлений сбыта, ключевыми являются Венесуэла, Китай, Иран, арабские страны Персидского залива. РБ заключила с ними соглашения о масштабном военно-техническом сотрудничестве, что дало возможность и гражданским белорусским предприятиям получить доступ к крупным, опекаемым государством на высшем уровне проектам в этих государствах.

Беларусь одной из первых стран Европы сумела установить стратегические партнерские отношения с Китаем. Результатом стало заключение с КНР соглашения о валютном свопе почти в 3 млрд. долларов, кредите на 5,7 млрд. долларов и возможных дополнительных инвестициях еще на 10 млрд. долларов в ближайшие годы. Беларусь представила Китаю для финансирования более 30 проектов в IT-сфере, энергетике, строительной индустрии. Общая концепция партнерства с Китаем – превращение Беларуси в своего рода парк высоких технологий в Восточной Европе.

В Венесуэле Беларусь обязалась создать совместную систему ПВО и обучить венесуэльцев работать с нею. Белорусские специалисты и военные советники привлечены для создания в Боливарианской республике системы радиоэлектронной борьбы национальных вооруженных сил. В ответ Венесуэла дала Беларуси возможность добывать нефть в долине р. Ориноко с перспективой ежегодной добычи в размере 4 – 10 тонн. Венесуэла начала закупки больших объемов белорусского калия и калийных удобрений. В строительной сфере заключены соглашения о возведении в штате Венесуэлы Арагуа жилого квартала на 5 тыс. квартир. Белорусские специалисты также привлекаются для строительства агрогородков.

В Иране Беларусь получила для разработки месторождение нефти Джофеир, а также предложение создать нефтеперерабатывающий завод, подземное газохранилище и ряд других объектов. Наряду с этим, подписаны соглашения о вложении иранских инвестиций свыше миллиарда долларов в строительство в Беларуси ряда крупных гостиниц. Один из последних проектов – крупнейший в Восточной Европе транспортно-логистический центр в Минской СЭЗ, инвестиции в который составляют 1,5 млрд. долларов.

Все выше обозначенное позволяет говорить, что Беларусь трансформируется в страну, которая ведет активную внешнюю экономическую экспансию.

Необходимо также отметить, что на сегодняшний день практически завершено создание собственных товаропроводящих сетей белорусских крупных предприятий. Это стало своего рода социальной революцией в основном секторе белорусской экономики – промышленности. Сети создавались зачастую на ровном месте, без опыта работы в дальних странах. В результате крупные промышленные предприятия Беларуси укрепили свою самостоятельность в качестве субъектов мирового рынка, что стало важнейшим фактором повышения их капитализации. Если в 2000 году за рубежом действовало 145 объектов товаропроводящей сети, то на начало 2008 года их уже было 249. Рост отечественных сборочных производств за рубежом знаменует собой интеграцию Беларуси в глобальный рынок не в качестве его объекта, а в качестве субъекта.

Внешнеполитические условия реализации стратегической цели развития Беларуси

Под внешней политикой государства понимается деятельность той или иной страны на международной арене, направленная на осуществление взаимодействия с другими субъектами международных отношений: иностранными государствами, союзами государств и международными организациями.

Подходы к социально-экономическому развитию государства, основывающиеся на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социально-ориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны.

Правовая основа идеологии белорусского государства – Конституция Республики Беларусь в статье 18 провозглашает соответствие принципов внешней политики государства общепринятым международным нормам: равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств.

Внешняя политика неразрывно связана с нуждами внутреннего развития: открытая экономика, международная безопасность, гарантии суверенитета, признание и уважение другими государствами прав и интересов граждан Беларуси и белорусского государства – внешнеполитические признаки сильной и процветающей Беларуси.

Современная геополитическая ситуация характеризуется переходом от биполярного мира (США – СССР) к многополюсной системе и задача Беларуси с максимальной выгодой для себя использовать период формирования новых политических и экономических блоков, налаживая стабильные отношения на принципах взаимовыгодного партнёрства и невмешательства во внутренние дела с формирующимися центрами силы (Россия, Китай, арабский восток, Евросоюз, Латинская Америка, США).

Республика Беларусь учитывает и реалии глобализации – процесса выхода народов на общемировые потребности и интересы в социально-экономической, политической и культурной сферах. Благодаря развитию технологий, средств связи и транспорта пространство и расстояния неуклонно «сокращаются», национальные экономики, информационные пространства национальные культуры взаимодействуют, проникают друг в друга, стремятся к доминированию в регионах, а иногда и в мире. В этих условиях чрезвычайно важно, какие принципы возобладают в новом мироустройстве: «разделяй и властвуй», «войны всех против всех» или «мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества».

В существующих геополитических условиях одним из гарантов защиты суверенитета и интересов государства на международной арене являются вооружённые силы и военная доктрина.

Приоритетными задачами Военной доктрины Республики Беларусь являются защита государственного суверенитета и политической независимости, обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности границ государства.

Среди характерных черт военной доктрины Беларуси можно выделить:

- Беларусь не выдвигает никаких территориальных претензий к другим государствам и не признает таких претензий со стороны других государств;

- уважает политическую независимость и государственный суверенитет других стран и признает их право решать вопросы обеспечения национальной безопасности в соответствии со своими интересами без нанесения ущерба безопасности других государств;

- выступает за решение всех межгосударственных противоречий исключительно путем переговоров на взаимоприемлемой основе, осуждая войну как средства реализации политики и придерживается принципа неприменения первыми оружия;

- содействует сбалансированному сокращению вооружения на европейском континенте в рамках обязательств, определенных международными соглашениями и договорами;

- уделяет приоритетное значение формированию единого оборонного пространства с Российской Федерацией;

- принимает активное участие в укреплении системы коллективной безопасности в рамках СНГ и повышении роли других международных организаций по обеспечению безопасности в Европе и мире;

- исключает одностороннее сокращение вооружения в ущерб военной безопасности государства, допуская его только с учетом своих экономических возможностей и объективной целесообразности для обеспечения необходимого уровня обороноспособности Республики Беларусь.

Беларусь является полноправным членом мирового сообщества: установлены дипломатические связи со 153 государствами; является членом более 50 международных организаций и 11 европейских региональных; активно проводит идею интеграции на постсоветском пространстве, мирного и равноправного сотрудничества государств.

Геополитическое положение Беларуси объективно обусловило многовекторный характер внешней политики. В связи с этим можно выделить некоторые приоритеты внешней политики:

- развитие отношений с Российской Федерацией. Центральное место России как главного стратегического союзника и партнера Беларуси, главная цель – создать условия для повышения уровня жизни как белорусов, так и россиян;

- развитие отношений со странами – членами Содружества Независимых Государств и ЕврАзЭс (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан), формирование зоны свободной торговли;

- сотрудничество с Европейским Союзом и НАТО: противодействие попыткам внешнеполитического давления и установление партнёрских взаимоотношений, в том числе и в рамках программ Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и программы сотрудничества со странами НАТО «Партнёрство – ради мира», экономическое сотрудничество;

- развитие добрососедских взаимоотношений с Польшей, Литвой, Латвией и Украиной;

- формирование дружественных отношений с США на основе общепринятых принципов международного права;

- развитие отношений с государствами Азии (особенно с Китаем), Африки и Латинской Америки, которые представляют значительный интерес как рынки сбыта белорусской продукции и богатейшие источники сырья и энергоресурсов.

Во внешнеполитической сфере страна решает следующие задачи:

- создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для развития экономического, политического и духовного потенциала общества, повышения уровня благосостояния граждан;

- интеграция в мировое экономическое, информационное, политическое, образовательное пространство;

- участие в международном сотрудничестве в сфере защиты прав человека, прав и интересов граждан Беларуси за рубежом;

- участие в международном сотрудничестве в сфере охраны природы и преодолении последствий экологических катастроф, в том числе и последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

- содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;

- содействие построению демократического миропорядка, при котором устраняются угрозы ядерной войны и силового вмешательства во внутренние дела государств в обход международного права и санкций соответствующих международных организаций.

 

Date: 2015-11-14; view: 268; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию