Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология





Задание для самостоятельной работы № 1. Подготовить сообщения (презентацию).

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Раздел 1. Введение в социологию. Становление и основные этапы развития
Тема 1.1. Введение в социологию. Становление и основные этапы развития социологии. Современная социология. Виды работ: сообщения, презентации, опрос. Вопросы для подготовки к опросу: 1. Объект, предмет, уровни социологии; каковы функции, цели и задачи науки; специфика с учетом соотношения с другими социальными и гуманитарными науками; 2. Основные этапы развития социологии, ее современное состояние и перспективы. Содержание презентаций и сообщений: 1. Западная социология/ О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс и Ф. Энгельс/. 2. Русская социология. Анархизм М. Бакунина, П. Кропоткина. Народники. Психологическое направление. Легальный марксизм. М.М. Ковалевский. Позитивизм П. Сорокина. 3. Современная западная социология /XX век/: неопозитивизм, структурно-функциональный анализ, теория социального конфликта, феноменологическая социология и символический интеракционизм, теория действия/ обмена/ Дж. Хоманса и др. 4. Социология начала XXI века: обзор социологических журналов.   Для успешного выполнения задания необходимо: изучить электронные источники информации; изучить основную и дополнительную литературу(см. Список основной и дополнительной литературы); обратиться к самостоятельно подобранным источникам информации.
Раздел 2. Общество.
Тема 2.1. Общество. Социальные институты. Виды работ: сообщения, презентации, опрос. Вопросы для подготовки к опросу: 1. Системный подход к оценке общества; структура общества; основные признаки, типы и виды социальных институтов, используя знания по истории отечества, экономических дисциплин. 2. Общество как социальная реальность и целостная саморегулирующаяся система, социальные институты как каналы воспроизводства общественных отношений. Содержание презентаций и сообщений: 1.Дисфункция социального института. 2. Две формы социального института. Простой и сложный институт. 3. Семья как простой социальный институт. Характеристика семьи с точки зрения социологии семьи. 4. Государство как сложный социальный институт.   Для успешного выполнения задания необходимо: изучить электронные источники информации; изучить основную и дополнительную литературу(см. Список основной и дополнительной литературы); обратиться к самостоятельно подобранным источникам информации.
Тема 2.2. Социальные организации. Виды работ: сообщения, презентации, опрос. Вопросы для подготовки к опросу: 1. Социальные организации: понятие. 2. Государство как разновидность социальной организации. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Признаки, структура, функции государства. 3. Социальные организации: типология. Концептуальная схема социальной организации по А.И. Пригожину. 4. Аспекты изучения социальной организации в социологии. 5. Мировая система и процессы глобализации. Содержание презентаций и сообщений: 1. Государственная власть в России. Некоторые проблемы реформирования государственного устройства в современной России. 2. Отличительные признаки правового государства и гражданского общества. 3. Место XX века во всемирно-историческом процессе. Глобализация мировых процессов. 4. Общепланетарная цивилизация начала XXI века. 5. Российские СМИ о глобальных проблемах человечества. Для успешного выполнения задания необходимо: изучить электронные источники информации; изучить основную и дополнительную литературу(см. Список основной и дополнительной литературы); обратиться к самостоятельно подобранным источникам информации .
Тема 2.3. Социальные группы и общности. Виды работ: сообщения, презентации, опрос. Вопросы для подготовки к опросу: 1. Критерии социальной общности и группы, а также их разновидностей. 2. Понятия «малая социальная группа» и «коллектив»; своеобразие семьи как простого социального института и как малой социальной группы, организации как социальной группы. Содержание презентаций и сообщений:   1. Общность – ассоциация, массовидная общность, этническая общность. 2. Квазигруппы (аудитория, толпа, социальный круг). 3. Группы референтные, членские, формальные и неформальные, первичные и вторичные. 4. Семья как малая социальная группа. 5. Трудовой коллектив. 6. Бюрократия. 7. Молодежь как социально-демографическая категория. Особенности российских молодежных субкультур (футбольных фанатов, байкеров, рейверов, диггеров и пр.)   Для успешного выполнения задания необходимо: изучить электронные источники информации; изучить основную и дополнительную литературу(см. Список основной и дополнительной литературы); обратиться к самостоятельно подобранным источникам информации.
Тема 2.4. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Социальный статус. Виды работ: сообщения, презентации, опрос. Вопросы для подготовки к опросу: 1. Социальное неравенство, стратификация. 2. Социальная мобильность.Смысл базовых характеристик общества (гетерогенность, неравенство, стратификация и др.). 3.Критерии стратификации современной России. Содержание презентаций и сообщений: 1. Исторические типы стратификации (касты, сословия, община, раса, этнос и др.) 2. Элита: понятие, типы, параметры изучения. Современная российская элита (политическая, научная, культурная, бизнес-элита и пр.) 3. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа (социология семьи). 4. Мобильность молодого специалиста. 5. Социальный статус. Статус, его элементы, виды. 6. Ролевой набор. 7. Статусный диапазон, символ. 8. Статусная идентификация. 9. Статусное видение мира.     Для успешного выполнения задания необходимо: изучить электронные источники информации; изучить основную и дополнительную литературу(см. Список основной и дополнительной литературы); обратиться к самостоятельно подобранным источникам информации.
Тема 2.5. Социология пола и гендерных отношений Виды работ: сообщения, презентации, опрос. Вопросы для подготовки к опросу: 1.Социология пола и гендерных отношений. 2.Гендер и гендерный анализ, социальный феминизм, различие гендерных исследований и феминизма, гендерные данные в истории культуры, России и современном обществе. Содержание презентаций и сообщений:   1. Гендерные исследования на Западе 2. Гендерные исследования в России. 3. Мужчина и женщина в обществе, культуре. 4. Гендерный анализ и его применение к изучению роли женщин. 5. Социальная феминология. Феминизм. История феминизма. «Русский» феминизм. Социальная дескриминация женщин в России как предмет социологического анализа.   Для успешного выполнения задания необходимо: изучить электронные источники информации; изучить основную и дополнительную литературу(см. Список основной и дополнительной литературы); обратиться к самостоятельно подобранным источникам информации.
Тема 2.6. Личность как социальный тип. Виды работ: сообщения, презентации, опрос. Вопросы для подготовки к опросу: 1. Сущность понятия «индивид», «человек», «личность» и их социологическая специфика. 2.Социальная типология личности, трактовка личности в истории социологии, стадии социализации; характеристика личности как субъект социологического действия и социологического взаимодействия. Содержание презентаций и сообщений: 1. Концепции личности в социологии. 2. Социализация как процесс формирования личности, освоения социальных ролей и культурных норм. 3. Стадии социализации. 4. Образование как социальный институт. Государственный стандарт образования в РФ. Концепция модернизации российского образования. Пути реформирования высшей школы. 5. Свобода и ответственность личности. 6. Социальный контроль как механизм поддержания общественного порядка. Социальный контроль и социальное поведение. 7. Самоконтроль. 8. Отклоняющееся поведение (девиантное, делинквентное).   Для успешного выполнения задания необходимо: изучить электронные источники информации; изучить основную и дополнительную литературу(см. Список основной и дополнительной литературы); обратиться к самостоятельно подобранным источникам информации.
Тема 2.7. Культура как фактор социальных изменений. Виды работ: сообщения, презентации, опрос. Вопросы для подготовки к опросу: 1. Сущность культуры, ее структуру, виды, типы в социологическом ракурсе. 2. Функции и структура культуры. 3. Культура. Цивилизация. 4. Российская культура в социологическом смысле. Содержание презентаций и сообщений: 1. Специфика российской ментальности. 2. Взаимодействие культуры и экономики. 3. Человек в системе культуры. 4. Культура социальных общностей и групп. 5. Социология свободного времени. 6. Современная социокультурная ситуация в России.   Для успешного выполнения задания необходимо: изучить электронные источники информации; изучить основную и дополнительную литературу(см. Список основной и дополнительной литературы); обратиться к самостоятельно подобранным источникам информации.
Тема 2.8. Социальные изменения. Концепции социального прогресса. Виды работ: сообщения, презентации, опрос. Вопросы для подготовки к опросу: 1. Содержание категорий «социальные изменения», «социальный прогресс (регресс). 2. Социальные изменения: понятие, виды. 3. Концепции социальных изменений в социологии. 4. Структура и механизмы социальных изменений. 5.Цивилизационный код отдельный стран, регионов; сущность, виды модернизации, ее специфики в РФ; этапы, механизмы и формы социальных изменений. Содержание презентаций и сообщений: 1. Концепции социального развития Н.Я. Данилевского, П. Сорокина, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби и других. 2. Цивилизация. Современные цивилизации. 3. Место России в мировом сообществе цивилизаций. Цивилизационный подход в науке. 4. Модернизация /органическая и неорганическая/. Своеобразие российской модернизации. 5. Социальные изменения и социальная стабильность в России начала XXI века. 6. Социальная политика: региональный уровень.   Для успешного выполнения задания необходимо: изучить электронные источники информации; изучить основную и дополнительную литературу(см. Список основной и дополнительной литературы); обратиться к самостоятельно подобранным источникам информации.
Раздел 3. Методы социологического исследования.
Тема 3.1 Методы социологического исследования. Практикум. Виды работ: сообщения, презентации, опрос. Вопросы для подготовки к опросу: 1.Вопросы прикладной социологии и ее разделы. 2.Социологическое исследование и его структура. Виды социологического исследования. Основные принципы подготовки и проведения социологического исследования. Содержание презентаций и сообщений: 1. Социологическое исследование как источник социального познания. 2. Выборка. 3. Опрос. 4. Интервьюирование. 5. Тестирование. 6. Анализ документов/ контент – анализ/. 7. Анализ и обобщение результатов исследования. Отчет. Для успешного выполнения задания необходимо: изучить электронные источники информации; изучить основную и дополнительную литературу(см. Список основной и дополнительной литературы); обратиться к самостоятельно подобранным источникам информации.
Тема 3.2.Социология культуры. Психосоциология менталитета. Виды работ: сообщения, презентации, опрос. Вопросы для подготовки к опросу: 1. Содержание духовных ценностей современной цивилизации. 2. Роль СМИ в их распространении. 3.Менталитет, психосоциология, сущность ментальных процессов деятельности и каково влияние на менталитет людей духовно-нравственных, политических и экономических отношений. Содержание презентаций и сообщений: 1.Культура в социологической традиции. Социальные закономерности развития и культуры, формы их проявления в человеческой деятельности – предмет социологии культуры. 2. Основные компоненты культуры: идеи, представления, культурные нормы и ценностности, образцы поведения, символы, мифы, ритуалы, традиции. 3. Моно– и полистилистическая культура. 4. Жизненный мир. Повседневность. 5. Этапы развития культуры. 6. Типы социокультурной регуляции (традиционный, индустриальный). 7. Духовный мир личности. 8. Духовные ценности современной цивилизации. Роль СМИ в распространении духовных ценностей. 9. Менталитет. Психосоциология менталитета. Взаимодействие социальных и ментальных процессов. Социальное и ментальное поведение. Влияние экономики, духовно-нравственных отношений и политики на менталитет людей. 10. Российская цивилизация. Российская ментальность. Для успешного выполнения задания необходимо: изучить электронные источники информации; изучить основную и дополнительную литературу(см. Список основной и дополнительной литературы); обратиться к самостоятельно подобранным источникам информации.

 




2.Подготовить реферат к зачету (см. пункт 4.Тематика рефератов)







Date: 2015-11-14; view: 365; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию