Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Судебная власть и органы особой компетенции, идеологические процессы
Судебная власть занимает особое место в структуре разделения властей. Важнейшим признаком судебной власти является ее независимость. Деятельность судебной власти признана обеспечить на практике принцип верховенства права. Судебная власть осуществляется всей системой судов в совокупности. В Республике Беларусь как в демократическом государстве судебная власть основана на принципах независимости судов (несменяемость судей, независимое финансирование и др.), коллегиальности при рассмотрении большинства дел, профессионализме и независимости судей, гласности при рассмотрении большей части дел, равноправии и состязательности сторон и праве на обжалование. Вместе с тем решение по судебному делу является актом государственного принуждения и требует подчинения. Поэтому к функциям судебной власти относятся также наказание за нарушение государственных предписаний, рассмотрение споров и конфликтов. Судебная система представляет собой совокупность всех судов государства. Судебная система Республики Беларусь изложена в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь». Судебная система Республики Беларусь – это совокупность взаимодействующих между собой судебных учреждений Беларуси, осуществляющих правосудие и иные функции в пределах своей компетенции. Правосудие - это деятельность судов по рассмотрению конфликтов, споров, по применению наказания к виновным лицам. Система судов в Республике Беларусь строится на принципах территориальности и специализации. Специализация судов зависит от их предметной направленности - юрисдикции. Судебная система Республики Беларусь включает суды общей юрисдикции (рассматривают гражданские, уголовные и административные дела) и специальные суды. Систему общих судов составляют: Верховный Суд Республики Беларусь, областные суды, городские суды, районные (городские) суды. В систему общих судов входят также военные суды, возглавляемые Военной Коллегией Верховного Суда. Специальными судами в Республике Беларусь являются Конституционный Суд, Высший Хозяйственный Суд и возглавляемая им система судов (хозяйственные суды областей, Хозяйственный Суд г. Минска, а также специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и иные). Запрещается образование чрезвычайных судов. Принцип территориальности позволяет реализовать право на обжалование судебных решений в вышестоящую судебную инстанцию. Существует два варианта обжалования судебных решений: кассация и апелляция. Кассационный порядок обжалования означает, что вышестоящий суд вправе отменить решение нижестоящего суда, если усматриваются недостатки в процессе, и отправить дело на повторное рассмотрение. Апелляционный суд заново рассматривает все дело с привлечением сторон и свидетелей (США, Франция, Индия, Италия, Германия). Для Республики Беларусь характерен кассационный порядок обжалования. В ходе рассмотрения конкретных дел суды могут прийти к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции. В данном случае они принимают решение в соответствии с Конституцией и ставят вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Деятельность Конституционного Суда в Республике Беларусь определяется Конституцией (ст. 116) и Законом «О Конституционном Суде в Республике Беларусь» от 30 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями). Нормы этического характера для судей Конституционного Суда установлены Кодексом чести судьи. Конституционный Суд состоит из 12 судей, являющихся высококвалифицированными специалистами в области права (6 судей назначает Президент, 6 – Совет Республики). Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Заседание Суда является правомочным в случае присутствия не менее 8 судей. В полномочия Конституционного Суда входит следить за законностью в Республике Беларусь, а именно давать заключения: - о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; - о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам; - о соответствии Постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам; - о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам. Любые акты государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции, либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Конституционный Суд ежегодно готовит послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране. К числу органов особой компетенции в Республике Беларусь относятся Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов, Комитет государственного контроля, Национальный банк, Прокуратура. Комитет государственного контроля образуется Президентом и следит за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, надлежащим исполнением законодательства в данной сфере. Прокуратура (от лат. procure – забочусь, обеспечиваю) – система органов, осуществляющих прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в стране. Деятельность прокуратуры направлена на усиление законности и правопорядка. Во главе органов прокуратуры в Республике Беларусь стоит Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики, и возглавляемые им прокуроры областей, городов, районов, военных прокуратур, транспортных и т.д. Обеспечению законности и правопорядка в стране способствует независимость органов прокуратуры от местных органов власти, их самостоятельность в выполнении своих полномочий. 38. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне Реформирование местного самоуправления – процесс сложный, вторгающийся в основы политической системы общества, в функционирование всех без исключения ее составляющих частей. Оно требует существенного пересмотра функций и полномочий по уровням и направлениям власти как по вертикали, так и по горизонтали. Было бы целесообразным законодательно определить наиболее общие принципы наделения органов местного самоуправления как наиболее приближенных к рядовым гражданам, основному объекту идеологического воздействия, отдельными государственными полномочиями, последовательно придерживаться такого требования в практической деятельности. Речь идет о внедрении в практику государственного строительства и управления хорошо известного и поддерживаемого населением принципа субсидиарности, согласно которому нет смысла оставлять за вышестоящей инстанцией тех полномочий и обязанностей, с которыми успешно справится нижестоящий орган. Добавим, что в нынешней практике это имеет огромное значение, учитывая то, что многие центральные органы взвалили на себя массу вопросов, которые могут быть оперативнее и лучше решены на уровне районов, городов, трудовых коллективов, органами местного самоуправления, самими гражданами. Естественно, что делегирование части полномочий не может быть обвальным, произвольным и стихийным. Оно должно сопровождаться мощной разъяснительной работой, осуществляться лишь на основе общих принципов, соответствующих Конституции и законам Республики Беларусь; производиться в интересах социально-экономического развития местной территории и государства в целом, с учетом организационных, материально-технических возможностей и готовности нижестоящего органа в полном объеме выполнять сложные задачи. Реальный процесс широкого вовлечения граждан через местное управление в решение государственных и местных дел посредством передачи ряда функций вышестоящих органов на местный уровень возможен лишь при условии, если власть будет максимально приближена к народу, а деятельность органов местного самоуправления подчинена удовлетворению потребностей населения, людей независимо от их политических взглядов, вероисповедания, рода занятий, отношения к собственности. Надо при этом избегать ненужной конфронтации и неоправданного противостояния. Реформа местного самоуправления не может быть политизированной. Она должна обеспечить снижение имеющейся еще социальной напряженности, дать возможность гражданам получать достоверную и исчерпывающую информацию о деятельности местных органов, стать основой развития гражданского общества, главным опорным пунктом согласия и консолидации всех здоровых сил общества. Успех ее в значительной степени будет зависеть от того, насколько удастся углубить политическую идею местного самоуправления как составную часть и необходимый элемент концепции эффективного государства. Решение местных вопросов зависит не только от государства, но и от уровня политической, значимой управленческой активности местного населения, его заинтересованности в делах своей территории и государства в целом. Безусловно, одним из наиболее влиятельных факторов обеспечения этого процесса призвана стать осуществляемая на местном уровне идеология государства, которая должна войти в стройную систему работы с населением. Жители городов и сельских населенных пунктов в настоящее время еще недостаточно четко, а порой и упрощенно представляют себе систему власти, полномочия, обязанности и возможности всех ее уровней, способы ее формирования. В результате они, с одной стороны, часто предъявляют завышенные требования к органам местного самоуправления, а с другой – слабо знают свои права по отношению к этим органам и, естественно, не используют их. В плане повышения политической культуры населения очень важным становится ведение разъяснительной работы, значительная роль в которой отводится службам системы общественно-политической информации и средствам массовой информации. Отсюда и в системе идеологической, пропагандистской работы важная роль должна быть отведена вопросам правовой и самоуправленческой грамотности местного населения. В нынешних условиях возрастает потребность в усилении информационно-политического обеспечения важнейших экономических, социальных и политических задач. Это объективно необходимо, так как идеология выполняет роль мощной движущей силы не тогда, когда она действует лишь сама по себе, а тогда, когда она становится руководством к действию, входит в политическое сознание людей, отражая их интересы и социальное бытие, выступает в качестве побудительных мотивов политического действия. Следует полнее учитывать то, что в систему местного самоуправления человек должен входить не только как производитель материальных ценностей, но и как личность, не только как объект воздействия, но и как проявляющий общественную активность субъект управления. Именно идеологические средства и возможности в силах повысить роль и обеспечить высокий уровень глубоко осознанного отношения каждого отдельного человека к целям и задачам всего сообщества. Люди должны сознательно приобщаться к ценностям народовластия, через самоуправленческие навыки сформировать в себе чувство гражданской ответственности. Человек должен лично научиться исходя из интересов и потребностей общества и государства давать решительный отпор тем, кто посягает на собственность сообщества, негативным проявлениям, произволу, нарушениям законности и правопорядка. Он должен выработать четкую жизненную позицию и соответственно ей обеспечить свою деятельность. Приучая людей к ответственности за ведение общих дел, местное самоуправление призвано решать и важную идеологическую задачу по формированию у них высокой политической культуры и качеств нового типа личности, активной, инициативной, способной самостоятельно решать свои проблемы, не уповая только на государство. Личности, в большей степени приверженной ценностям свободы и демократии. Воспитание идеологическими средствами управленческой и самоуправленческой активности – это не стихийный процесс. Он предполагает организованную систему объективных и субъективных факторов внешнего воздействия на личность, систему не только вовлечения, но и создания условий, выработки потребности и умения человека активно участвовать в самоуправлении. Эта проблема должна стать одной из ключевых в программе государственной поддержки местного самоуправления, объектом серьезной идеологической работы. Здесь требуется хорошо продуманная, научно обоснованная система эффективных мер. Это, по сути дела, не только самостоятельное направление государственной и общественной деятельности, но и специфическая идеологическая задача. Было бы целесообразно разработать и принять специальную программу, определяющую роль и место в этом процессе средств массовой информации, а также структур системы идеологической работы местных исполкомов и трудовых коллективов. Идеологическими и пропагандистскими средствами весьма важно помочь местному самоуправлению на практике в процессе своего реформирования пройти длительный путь постепенных приспособлений: исторических традиций к требованиям современного общества; преимущественно автономного выполнения задач к их обсуждению и решению в более широких рамках; к растущему правовому регулированию со стороны государственного законодательства; выбранного управления к действующей на профессиональной основе общественной службе. При этом важно избегать того негативного явления, когда значительная потеря навыков и потребностей в общественных началах деятельности, имеющая ныне место в обществе, создала определенную пропасть между гражданами и органами власти, когда в расчет стала браться лишь административно-техническая сторона дела, утратили свои позиции общественные начала в управлении. Именно глубокое идеологическое обеспечение реформы местного самоуправления позволит провести этот процесс в условиях осмотрительности, взвешенности, сохранения преемственности в восприятии и использовании положительного опыта и недопущения политической дестабилизации в стране. Идеологическое обеспечение местного самоуправления в Республике Беларусь – одна из насущнейших задач успешного становления, развития и совершенствования деятельности этой сферы, потребность динамических позитивных преобразований в обществе и государстве, важнейшее условие демократических преобразований в стране. В то же время в ходе идеологических и организационно-практических мероприятий нельзя бросаться в крайности, когда местное самоуправление безудержно восхваляется, возводится в сверхидею и понацею реформ и в итоге сводится к очередной моде. Местное самоуправление не должно ограничиваться понятием модного словосочетания, имеющего судьбу шлягера. Это веление жизни, закономерно необходимое явление не только пропагандистско-популистского характера, а вытекающее из концепции и потребностей эффективного государства. Вполне очевидно, что отсутствие в настоящее время четкой стратегии реформирования местного самоуправления – это серьезный пробел и в системе идеологии Республики Беларусь. Это один из существенных факторов, сдерживающих не только социально-экономическое развитие региональных и местных сообществ, но и интеграцию страны в рамках Союза с Россией, в систему мирового сообщества. Эта работа будет успешной и результативной, если будет вестись в направлении более полного использования отечественного и зарубежного опыта, широкого обсуждения программных документов гражданами Республики Беларусь, комплексного, системного обеспечения ее идеологической составляющей. Если к этой работе будут привлечены не только государственные органы, но и широкий круг политологов, историков, экономистов, социологов, юристов, специалистов а области управления и идеологии. При этом потребуется серьезная подготовительная, реформационная и разъяснительная работа. Это диктуется, прежде всего, тем, что идеолого-пропагандистская система на местном уровне в стране работает еще с серьезными пробуксовками, при низкой эффективности. Не на полную мощь используются потенциальные возможности местных идеологических служб, которые нередко в силу недостаточной ориентированности выполняют несвойственные им функции. В условиях Беларуси требуются принципиально новый подход к организации пропагандистской работы, более высокий уровень пропагандистского мастерства идеологических кадров в сочетании с глубоким знанием ими жизни, местных проблем, умением доходить до ума и сердца человека. Важно, чтобы те, кто должен проводить пропагандистскую работу, были глубоко компетентными и искренними в своих убеждениях. Надо, чтобы имеющаяся в стране система идеологической и пропагандистской работы была слаженной, системной, инициативной, наступательной, четко управлялась. Особого внимания ее организация требует в трудовых коллективах промышленных предприятий, строительства, хозяйств агропромышленного комплекса, в учебных заведениях, среди учащейся молодежи, а также по месту жительства населения. Многолетняя практика показала, что вести идеологическую и воспитательную работу в трудовом коллективе легче и проще. Но наилучший результат ее обеспечивается по месту жительства населения. В этом ответ на вопрос, почему с большей результативностью идеологические мероприятия проводятся на селе. Срабатывает то, что в условиях сельскохозяйственных предприятияй территориальные структуры, где проживает работающее население, и производственные единицы практически совпадают, экономические и социальные проблемы территории в таком случае решаются комплексно и более гласно. Это в условиях сельских административно-производственных единиц снимает многие проблемы в процессе организации идейно-воспитательной работы. Именно на уровне трудового коллектива и по месту жительства населения должен быть центр нашей идеологической пропагандистской работы. Каждый гражданин здесь должен быть хорошо информирован о государственной политике, делах своей территории, ощущать себя неотъемлемой, полноправной частицей коллектива и общества, сознательно, заинтересовано, со знанием дела, по убеждению выполнять свои гражданские и профессиональные обязанности. На местном уровне необходимо особенно тщательное отслеживание процессов идеологического становления и политической ориентации граждан. Как и в обществе в целом, в коллективах людей необходимы идеи, ценности, выверенные нормы, стандарты, которые смогли бы объединить граждан, явились бы устойчивой платформой, надежной базой согласованных действий во имя достижения общих стратегических целей. Здесь идеология должна приобрести форму доступных всем норм, ориентиров, установок, лозунгов и конкретных решений. Местный уровень – это как раз та благодатная почва, где должны произрасти семена, составляющие традиционные для каждого белоруса ценности, окрепнуть и получить конкретное утверждение стержень нашей идеологии – национальная идея, идея белорусской независимой государственности, идея высокой гражданственности, патриотизма, верности своему народу и государству. Острием и вершиной такой национальной идеи может и должна стать борьба общества и каждого отдельного гражданина за авторитетную в мире, сильную процветающую Беларусь, за ее достойное место в мире, за укрепление в сознании людей веры в себя, в надежное будущее не только свое, но и последующих поколений, устойчивое осознание людьми идеи патриотизма, гражданственности, гордости за принадлежность к своему государству, за его славную историю и традиции. Идеология государства должна быть сориентирована на формирование качеств человека-гражданина, готового эффективно трудиться не только для своего благополучия, но и во имя усиления потенциальной мощи и процветания своего Отечества. Укрепление духа нации, развитие государства, удовлетворение материальных и духовных потребностей и интересов граждан, воспитание чувства гордости за свою страну – все это надо решать в комплексе, подчинить единой национальной идее. Важной ближайшей и перспективной задачей является необходимость поднятия имиджа Беларуси и белоруса на тот уровень, который они имели в недалеком прошлом. Чтобы отвечать этим задачам и требованиям, система идеологической работы применительно к местному самоуправлению должна строиться на базе настоятельной целесообразности более полного учета в политике и управлении особенностей менталитета белорусского народа, таких его качеств, как: соборность; стремление жить и в известной степени быть растворенным в коллективе; хорошее понимание себе подобных и стремление в любую минуту прийти им на помощь; приверженность идее равенства людей; наличие желания самостоятельно распоряжаться своей судьбой и в то же время отсутствие ярко выраженного стремления властвовать над другими; общечеловеческий славянский дух; чуткость к мнению других и способность прислушиваться к своему внутреннему голосу; духовная независимость при мягкости и податливости характера и др. Человек, его политический и интеллектуальный облик, его патриотизм, жизненная позиция и социальная активность, его способность к творчеству и высокоответственное отношение к труду должны быть главным объектом и главной целью идеологической работы как системы, формирующей осознанный выбор этим человеком своего места и роли в обществе, его позитивное поведение и активное участие в политическом процессе. Date: 2015-11-14; view: 697; Нарушение авторских прав |