Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль конфессиональных организаций (церкви) в поддержании авторитета идеалов и ценностей белорусского народа, в формировании у верующих гражданских качеств, чувства патриотизма
Немаловажную роль в формировании идеологии белорусского государства играет рели- гия. Более того, многие идеи, ценности, установки религии отражаются в идеологии бе- лорусского государства. Духовная жизнь общества многообразна. Она находит своё выражение в литературе, искусстве, науке и религии. Религия оказывает значительное влияние на умы и сознание многих людей, формирует их отношение к действительности, мобилизует на совершение определённых поступков. Религия – это форма духовного осмысления мира и человечес- кого бытия. Становится наиболее востребованной в периоды социально-политических не- урядиц и потрясений. Именно в это время люди обращаются к религии, находя в ней утешение и убежище. Это и произошло в начале 90-х гг. прошлого века с основной массой жителей Беларуси. Данный период в истории Беларуси получил название религиозного ренессанса. В республике развернули деятельность разного рода религиозные организа- ции, как традиционные для белорусов, так и совершенно новые, радикально изменились взаимоотношения церкви и государства. Сегодня среди людей растёт убеждение, что опо- ру морального поведения, культурных традиций, возрождения общества необходимо ис- кать в религиозных учениях. Повышение внимания к религии связано и со сложностями современной социальной жизни. Проблемы в экономике, чувство потерянности в мире, неуверенность в завтрашнем дне, материальные и иные трудности приводят людей в цер- ковь. Только 3% населения республики считают, что религия вредна, так как она разъеди- няет людей на религиозные, нередко враждующие между собой, группы. Религиозная ситуация в современной Беларуси определяется следующими факторами: 1) геополитическим положением Беларуси на стыке западной и восточной цивилизаций, где не только взаимодействуют, но и сталкиваются интересы различных политических и религиозных доктрин; 2) буферным положением Беларуси между Россией и Европой, вследствие чего большин- ство населения традиционно связывают католицизм с Западом, а православие с Россией. В сегодняшних условиях, когда идёт выбор мировоззренческих приоритетов страны, это осложняет межконфессиональные отношения, а также вызывает рост интереса различных политических сил к религиозным вопросам; 3) ростом религиозных организаций, в том числе и нетрадиционных для Беларуси. В современном мире существуют различные модели взаимоотношений государства и цер- кви. В некоторых странах (в основном странах мусульманского мира) церковь доминирует над государственными структурами, направляет их деятельность, задаёт направленность развития всего общества. Граждане в таких государствах живут не по правовым, консти- туционным нормам, а на основе норм религиозных (к примеру, по шариату живут Саудов- ская Аравия, ОАЭ и др.). Другая модель взаимоотношений государства и церкви предпо- лагает сотрудничество этих институтов, вне зависимости от того провозглашён ли в об- ществе принцип их отделения друг от друга (Франция, США, Беларусь) или признаётся равенство церкви и государства (Германия, Австрия).
Деятельность светского государства, регулирующая отношения между различными кон- фессиями, между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества носит название конфессиональной политики. Конфессиональная по- литика белорусского государства направлена на поддержание традиций толерантности в межконфессиональных отношениях, в отношениях между различными религиозными организациями. Это находит своё выражение в законодательстве. Но при этом надо учи- тывать, что православие было и остаётся ведущим вероисповеданием в республике. Правовым отражением новой политики суверенной Беларуси в отношении церкви стала Конституция Республики Беларусь (ст.16; ст.31), а также Закон «О свободе вероисповеда- ний и религиозных организациях, принятый в 1992 г., дополненный в 1995 и 2002 гг. Дан- ные правовые документы утвердили белорусский религиозный плюрализм и одновремен- но упорядочили деятельность религиозных организаций, начиная от регистрации до при- остановления деятельности и ликвидации религиозной организации в случае нарушения белорусского законодательства. Религиозными организациями в Республике Беларусь являются религиозные общины, мо- настыри, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также рели- гиозные объединения с их управлениями и центрами. Наиболее распространённым видом религиозных организаций в Беларуси являются религиозные общины. Они образуются гражданами в целях совместного исповедания веры и удовлетворения своих религиозных потребностей и действуют на добровольных началах в соответствии со своими уставами. Белорусское государство на сегодняшний день обеспечивает юридическое равенство раз- личных конфессий перед законом. Оно не вмешивается в дела церкви, не финансирует её, но при этом контролирует деятельность всех религиозных организаций, не допускает распространение малоизвестных и зачастую опасных культов, нарушающих права граж- дан, разрушающих личность, подрывающих физическое и психическое здоровье граждан. Вместе с тем официально зарегистрированные религиозные организации имеют право участвовать в общественной жизни, обладают правом использовать государственные СМИ, а также создавать свои собственные для распространения своих учений, взглядов, проповедей. Так, к примеру, по республиканскому радио регулярно по субботам и воскре- сеньям передаются выступления православных и католических священнослужителей. Национальная система образования в Беларуси носит светский характер, она не преследу- ет цели формирования того или иного отношения к религии. В учреждениях образования не допускается создание и деятельность религиозных организаций. В Республике Беларусь создан и функционирует республиканский орган государственного управления по делам религий. Он образуется Президентом Республики Беларусь для осу- ществления контроля за исполнением законодательства о свободе совести, вероисповеда- ния и религиозных организациях. Речь идёт об Уполномоченном по делам религий и нацио- нальностей, который подчиняется Правительству Республики Беларусь. Чтобы понять суть религиозной политики белорусского государства на современном этапе и сложившуюся в стране конфессиональную ситуацию, следует обратиться к религиозной истории Беларуси. В X-XI вв. на белорусских землях начало распространяться греко-ви- зантийское (православное) христианство, которое в скором времени стало наиболее традиционной религией основной массы местного населения. Распространение на терри- тории Беларуси римско-католического вероисповедания было начато после подписания в 1385 году Кревской династической унии. В соответствии с её условиями великий князь Ягайло (Владислав II) стал католиком в обмен на трон Польши и согласился распростра- нять католицизм в ВКЛ. К XVI веку католическая церковь приобрела статус государствен- ной. Её духовенство оказывало большое влияние на светскую власть. Католические при- ходы концентрировались в основном в западной части Беларуси. Противостояние православного населения насаждению католицизма способствовало соз- данию ещё одного направления в христианстве – униатства. Униатская (греко-католи- ческая) церковь была образована в 1596 г. на основе Брестской церковной унии. В XVII - XVIII вв. это была самая многочисленная конфессия, а ареал её распространения охваты- вал не только Беларусь, но и значительную часть современных Литвы, Украины, Польши, России. С присоединением Беларуси к России положение униатской церкви изменилось. В 1839 году она была запрещена. В результате этого 1,5 млн. униатов вернулись в право- славие, более 500 тыс. – перешли в католичество. Только в н. XX в., после издания указа о веротерпимости (1905 г.) униатам было разрешено исповедовать свою религию. Начиная с XVI в. на белорусских землях стал распространяться протестантизм в форме таких его направлений, как лютеранство и кальвинизм. Протестанты стали отрицать церковь как связующее звено между богом и человеком, поклонение иконам, распятию, мощам святых, некоторые христианские таинства. В современной Беларуси порядка 50% граждан в той или иной мере являются людьми верующими, но при этом они принадлежат к различным конфессиональным объедине- ниям. Всего таких конфессий, официально зарегистрированных Министерством юстиции Республики Беларусь, насчитывается 25. Православная церковь на сегодняшний день объединяет 80% верующих, 1315 общин, 11 епархий, 25 монастырей, 13 братств, 8 сест- ринств, имеет 1100 храмов. В религиозных организациях работает более 1264 священни- ков. Подготовку новых священников осуществляет 5 духовных учебных заведений. Все 11 епархий входят в состав основанного в 1990 г. Белорусского экзархата Русской Правос- лавной церкви. Возглавляет церковь Митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Беларуси Филарет (К.В.Вахромеев). Белорусская римско-католическая церковь (костёл) в начале 90-х гг. XX в. отделилась от Польского костёла. На сегодняшний день она объединяет 5 епархий, в которые входят 433 общины, 9 миссий, 8 монастырей и высшие духовные семинарии в Гродно и Пинске. Обслуживают католические приходы порядка 350 священников, значительное число кото- рых являются гражданами Польши, приглашённых руководством Белорусского костёла для отправления культа в различных приходах Беларуси. Протестанты. В последние годы в Беларуси увеличилось количество протестантских общин. Большинство этих общин (ок. 50%) составляют христиане веры евангельской, около 40% - баптисты. Легализована деятельность ранее запрещённых иеговистов, пяти- десятников. В начале 90-х годов на территории Беларуси возобновила свою деятельность униатская церковь, насчитывающая сегодня порядка 13 общин, сосредоточенных главным образом в Минске. Кроме униатских, в Беларуси имеются также мусульманские и иудейские общины. В последнее время в Беларуси появились также общины и группы новых для Беларуси конфессий, т.е. нетрадиционные культы, деятельность которых вызывает определённую тревогу государства и общественности. Более 30 таких неокультов действуют нелегально, под видом общественных, лечебно-оздоровительных, просветительских, спортивных школ, клубов, центров, поскольку признаны деструктивными (опасными для жизни и здоровья человека). В большинстве неокультов поклоняются живому богу в лице руково- дителей сект, которые называют себя мессиями, пророками, спасителями человечества и т.д., активно занимаются активной миссионерской деятельностью, их учение и обряды проникнуты мистикой, хотя могут использоваться и элементы традиционных религий. Руководители сект призывают верующих порвать связи с семьёй и обществом, проповеду- ют строгий режим повседневной жизни своих членов: в питании – вегетарианство и голо- дание; в служении богу – многочасовые изнурительные молитвы, ограничение сна, штрафы и наказания для провинившихся, тотальный контроль над каждым сектантом. Все неокульты, действующие сегодня на территории Беларуси, можно условно разделить на четыре большие группы: псевдохристианские (такие секты имеют некоторое сходство с христианством, используют его отдельные символы и догмы, делают упор на скорый конец света и страшный суд). Среди таких сект следует назвать: Ассоциация Св. Духа за объединение мирового христианства; Дети Бога (Семья, Семья любви); Богороднический центр (Вселенская церковь Божьей матери Преображающейся Якова Береславского); Цер- ковь последнего Завета отца Виссариона и др.; неоориенталистские (секты восточного типа, заимствовавшие идеи индуизма, буддизма и др. восточных религий). Среди таких сект особо опасны: Лига духовного возрождения Санатана Дхарма; Группа дзен-буддис- тов; Единственная религия; и др.; оккультно-мистические: используют восточную медитацию, систему физических упражнений для перехода к «просветлённому состоя- нию». Среди таких сект: Великое белое братство «Юсмалос»; Аум Сенрикё; Сайентологи- ческая церковь и др.; сатанисты – это особая группа неокультов, считающих, что в каж- дом человеке заключён Сатана – лучшее могущественное начало, которое нужно познать и выявить в себе. Сатанизм разрешает совершать любые грехи. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что новые религии – это чужеродное явление для нашего общества, подобные культы могут внедрить в сознание белорусов идеалы, противоречащие основам его культуры и духовного бытия. Именно поэтому наше государство выполняет работу по недопущению распространения таких неокультов. В целом в Республике Беларусь созданы предпосылки полноценного осуществления каж- дой личностью свободы совести и религиозного 23. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально-государственной идеологии Слово «конституция» (от латинского – конституцион) означает установление, строение. Конституция - основной закон государства, закрепляет организацию государственной власти и определяет ее взаимоотношения с обществом и гражданами. Конституция считается правовой основой идеологии государства. Это вытекает из того, что конституционными актами решаются следующие вопросы:1)определяется система государственной власти (характер и функции государственных органов, их взаимодействие, компетенция и т.д.). 2) Конституция определяет права, свободы и обязанности граждан. Конституция выполняет юридические, политические, и идеологические функции (св-ва). Юридические св-ва: Конституция является основным законом государства, на ее основе формируется вся система текущего законодательства. Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам(важнейшая юридическая функция). Следующая важнейшая юридическая функция Конституция - ее стабильность, устойчивость. 24. Республика – форма организации государственной власти (форма правления) в Беларуси. Приверженность белорусов традициям республиканизма. Date: 2015-11-14; view: 1417; Нарушение авторских прав |