Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философское учение Платона





Самым знаменитым учеником Сократа был Платон (All —347 гг. до н.э.). Он воспринял еще разрозненные, опирающиеся на интуицию идеалистические воззрения своего учителя и на их основе разработал и рационально обосновал систему объективного идеализма. Платон указывал, что зрение, слух и осязание нас часто обманывают, поэтому мир чувственно воспринимаемых вещей является кажущимся и нереальным. Кроме того, прежде чем человек создает, например, статую или чашу, он их мыслит, имеет образ будущего предмета. Наконец, все явления и предметы материального мира преходящи, они возникают, изменяются и гибнут. По этой причине они не могут быть подлинно сущими и должны иметь какую-то порождающую их постоянную основу. Этой основой, субстанцией являются вечные, неподвижные и неизменные идеи. Именно мир идей и есть действительное бытие. Материальный же мир, согласно Платону, — это лишь «тень», и он произволен от царства идей. Воспринимаемые нами реальные вещи выступают как соединение вечной идеи (подлинного бытия) с пассивной и бесформенной материей (небытием). Например, все существующие в мире столы — это отблески вечной и неизменной идеи стола, а все качества вещей и явлений видимого мира, характеризуемые как прекрасные, есть отражение «прекрасного самого по себе».18Платон даже употреблял существительные, отражающие общие свойства предметов и существующие отдельно от них в мире идей: столу соответствует «стольность», чашке — «чашность», а лошади — «лошадность».

Идеи, по Платону, — это сущность и причина воспринимаемых вещей, они представляют собой совершенную степень того, к чему стремятся отдельные предметы. Идея красоты совершенна, предметы же лишь относительно красивы. Более того, «царство идей» состоит лишь из благих сущностей. Зло появляется в нашем «мире теней» фактически как результат испорченности копий, когда они не соответствуют оригиналам из мира идей. Пребывающие в «занебесной области», вне времени и пространства, идеи (по гречески «эйдосы») имеют неодинаковую ценность. Выше всего стоит идея блага, увенчивающая пирамиду из истины и справедливости, гармонии и соразмерности, добра и красоты, а также других эйдосов. Идеи соподчиняются между собой, например, эйдосы кошки как таковой и собаки как таковой входят в более общую идею четвероногого, а та, в свою очередь, - в идею животного и т.д. Платон аллегорически сравнивал философов, верящих в объективность и первичность предметов окружающего мира, с людьми, которые с рождения находятся в пещере и видят при слабом, пробивающемся через щели свете лишь тени вещей, а не сами вещи. Эти тени они и считают настоящим миром, не верят рассказам побывавшего за пределами пещеры человека (Платон имел в виду философа-идеалиста) о Солнце и реальных предметах, смеются над его призывами увидеть мир очами разума.

Идеализм Платона имеет основание в том, что мир не является хаотичным, а представляет собой совокупность взаимосвязанных систем, похожих явлений и процессов, которые к тому же воспроизводят друг друга как бы по заранее готовым образцам (что наиболее заметно в живой природе). Подметив этот факт, основоположник идеализма пришел к выводу о том, что подобными образцами служат первичные и независимые от материи идеи. Кроме того, Платон абсолютизировал значение идей, отрицая, что они есть результат отражения человеком предметов, явлений и процессов объективного мира, а потому содержатся только у него в сознании. Платон признавал Бога — создателя всего сущего. Вначале он выступает как творец идей (по гречески «футургос»), затем действует как демиург (ремесленник), имея перед собой идеи как заданные образцы и равняясь на них при создании предметов. Идеи соединяются с материей как целесообразные причины вещей, поэтому разумно и все устройство космоса, похожего на живой организм.

Исходным в гносеологии Платона является положение о том, что знания о единичном быть не может и исследовать возможно только идеи. Знание не есть ни ощущение, ни правильное мнение, поэтому понятия не происходят из данных опыта. Считают, например, что к идее равного мы приходим, наблюдая равные предметы. На это Платон возражает, говоря, что в природе нет ничего абсолютно равного. Все одинаковое лишь кажется нам таковым. Но почему нам мнится именно это? Следовательно, «мы непременно должны знать равное само по себе еще до того, как впервые увидим равные предметы»19. Таким образом, чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как несущественное, оно дает знание лишь о кажущемся бытии. Чувственной ступени постижения вещей предшествует рациональное познание, проникающее в мир идей. Платон разработал теорию воспоминания, согласно которой бессмертная душа содержит знания в самой себе и вспоминает идеи, с которыми она встречалась в то время, когда еще не соединилась с телом и свободно существовала в царстве идей. Припоминанию способствует созерцание вещей, которые, являясь отражением идей в материи, напоминают об идеях как по сходству с ними, так и по контрасту. Так, к идее красоты нас приводят по сходству красивые вещи, по контрасту — безобразные.


Платон усовершенствовал субъективную диалектику Сократа, понимая ее уже не только как диалог с оппонентом, но и как способ постижения сути вещей рассуждающим субъектом. Диалектика в мышлении — это как бы разговор человека со своей душой, в ходе которого он разрешает возникающие противоречия, поскольку душа «припоминает» все новые и новые идеи. Платон поддерживал учение Пифагора о переселении душ и выдвинул ряд аргументов в пользу их бессмертия. Например, поскольку души были, по его мнению, сотворены один раз, то если бы они были смертны, все давно бы уже прекратили свое существование (закон «сохранения душ»). Хотя, согласно Платону, во Вселенной все закономерно и неизбежно повторяется в течение так называемого «мирового года» (10000 лет), в отношении человека он воздержался от полного детерминизма. По его мнению, Бог не ответственен за творимое человеком зло, и характер жизни людей — это плод их свободного выбора.

Большое внимание Платон уделял социально-философским проблемам. Все современные ему формы государственного устройства он осуждал. По его убеждению, демократия построена на «безумии большинства» и стремлении к иллюзорному равенству. «Жажда свободы» при ней оборачивается тем, что наглость там почитается просвещенностью, а бесстыдство — мужеством, отец боится детей, старшие — младших, мужчины — женщин и т.д. При тирании, олигархии (власти богатых) и тимократии (власти военных) тоже нет справед ливости, и здесь правят не те, кто этого заслуживает. По мнению Платона, справедливость заключается в том, чтобы каждому заниматься своим делом и не вмешиваться в обязанности других. В этой связи мыслитель высказал верную догадку о роли разделения труда при возникновении государства, однако сделал неправильный вывод о том, что поскольку люди от природы лучше предназначены к выполнению какой-либо одной трудовой операции, то им и следует заниматься ею всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое. Поэтому симпатии Платона были на стороне аристократической республики.

Платон разработал и концепцию идеального государства, в котором природное неравенство людей должно было полностью соответствовать их социальному неравенству. Такое государство представляет собой сообщество трех закрытых (то есть не смешивающихся) социальных групп или сословий. Правителями в этом государстве являются философы; стратеги-воины стоят на страже безопасности государства, производители же всех благ (земледельцы и ремесленники) обеспечивают жизненные потребности. У первых преобладает разумная часть души, вторыми руководят воля и благородные страсти, а у третьих в умеренных пределах господствуют чувственность и влечения. При этом всем трем сословиям присуща одна главная добродетель — мера.


Высшей целью деятельности всех граждан идеального государства должно являться добро, но заключается оно не в личном счастье, а в достижении целей совершенного общества (Высшего Блага). Спроектированное Платоном государство представляет собой тоталитарную утопию, ибо все отношения в нем строго регламентированы. Упразднены частная собственность и семья, а для блага государства применяются насилие и ложь. Например, людям должно быть внушено, что они не равны по той причине, что якобы боги при их творении подмешивают в одних золото, в других — серебро, в третьих — медь. Автор теории идеального государства надеялся, что помочь осуществить задуманное сможет правитель, обладающий философской натурой. Однако попытки мыслителя в ходе своих трех поездок в Сиракузы на остров Сицилия к тиранам Дионисиям убедить их осуществить на практике идеи Платона закончились для него печально — он едва не был продан в рабство.

Платон довел до логического завершения идею Сократа, заявившего о существования объективной и всеобщей основы человеческой души (общих понятий), но не ответившего на вопрос о ее природе. У Платона субстанцией уже всего сущего стали реально пребывающие в «занебесной области» идеи. Основоположник идеализма сделал упор не на материальную основу мира (из чего состоят вещи?), а на движущее, формообразующее и целеполагающее начало бытия (почему предметы именно такие?). Через призму объективного идеализма Платон рассмотрел вопросы гносеологии и социальной философии, обратил внимание на диалектический характер познания и проблему наилучшего устройства общества. Мыслитель создал в Афинах философскую школу Академию, названную так потому, что она находилась в роще, посвященной греческому герою Академу. Учение Платона стало важнейшим источником для всех последующих объективно-идеалистических философских систем.







Date: 2015-11-14; view: 838; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию