Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические аспекты концепции космического воспитанияЦелостность системы М. Монтессори и, в частности, концепции космического воспитания особенно рельефно выявляется при соотнесении ее основных философских и психологических аспектов. Можно утверждать, что каждое мировоззренческое положение в системе М.Монтессори подкреплено и связано с закономерностями развития детской психики. По ее убеждению ребенок рождается не "хорошим" не "плохим". Его задача определена и она в том, чтобы, выполняя внутреннюю директиву, интегрироваться в космический план, а само космическое воспитание предполагает устранение препятствий и создание условий для исполнения "внутреннего приказа"(159.169)(1). Выполнение растущим малышом заданной программы напрямую зависит от ряда факторов. Так, если ребенок не получит навыков общения с себе подобными и не освоит правил социального поведения, он не сможет правильно идентифицировать себя и будет обречен на изоляцию и, возможно, на гибель. Для этого малыш наделен двумя потребностями - в вербальном общении и навыках социального поведения. Без их реализации он не сможет занять достойное место в космическом плане. Потребность в вербальном общении предполагает, что ребенок не только овладевает устной речью, но и приобретает навыки общения, в том числе аргументированного отстаивания своего мнения. Это умение определяет степень свободы субъекта для познания мира, уточнения своей позиции и реакции других людей на его слова и идеи. С помощью вербального общения осуществляется взаимосвязь и взаимозависимость в социальной жизни, что является одной из задач космического воспитания. Потребность в навыках социального поведения предполагает, что для социализации ребенка и занятия им определенного места он должен научиться строить свои отношения с другими членами общества. Реализация этой потребности позволяет ребенку строить свои отношения, не теряя собственного достоинства. Фактически это подготовка ребенка к воплощению такой идеи космического воспитания, как объединение усилий для построения мира, где конфликты разрешаются цивилизованным образом. В концепции эта потребность, как и первая опредмечивает идею взаимозависимости и взаимосвязи и практически определяет такую составляющую категории порядка, как дисциплина, под которой Монтес-сори понимает "владение собой как внутреннюю способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других". В свою очередь именно порядок определяет ту гармонию в Универсуме, которую педагог называет "космическим планом". Космическая субъектность индивидуума может быть развернута благодаря другой паре потребностей - в свободе передвижения и выбора занятий. Только их удовлетворение помогает ребенку самостоятельно научиться определять степень своей свободы, контролировать себя и выработать отношение к свободе как к внутренней потребности делать наилучший выбор, а не как к вседозволенности и анархии. Вслед за Ж. Пиаже М. Монтессори считает, что развитие интеллекта и движение находятся во взаимосвязи. Многочисленные эксперименты современных американских психологов показали, что группа детей с младенчества активно исследовавшая окружающую среду развивалась интеллектуально лучше контрольной группы, помещенной в манеж и ограниченной в свободе передвижения и активного исследования. Современная медицина установила, что движение способствует развитию нервных клеток, отсутствующих в головном мозге новорожденного, а у взрослого человека отвечающих за интеллектуальную деятельность. Интеллект же является основой личности и без него невозможно полноценное развитие ее субъектности. Обосновывая потребность в свободном выборе занятий. Мария Монтессори утверждает, что ни один взрослый "не может знать, чем сейчас нужно заниматься ребенку" (193. 89). Взрослый может только обеспечить поле выбора и ввести понятные ребенку ограничения. Это исключает насилие над ребенком и манипулирование им, создавая благоприятные условия для проявления личностных особенностей. Свобода выбора является одним из значимых аспектов осуществления свободной работы - важнейшей формы организации образовательного процесса в рамках концепции космического воспитания. Реализация охарактеризованных потребностей позволяет обеспечить свободу как "естественно развивающуюся внутреннюю способность выбирать наилучшее для себя и других". Свобода же является необходимым качеством "космического субъекта".
|