Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды психологического времени





Изучение психологических аспектов восприятия и переживания времени ведется чуть ли не с первых дней существования науки психологии. Уже в начале XX века психологи довольно подробно изучили временные свойства ощущений и образов восприятия (так называемое «чувство времени»), С середины XX века исследовательские интересы сместились на изучение более «глобальных» временных аспектов психики, например, стали активно исследовать «психологическое время» личности и ее отдельных подструктур.

Автор, рискуя навлечь на себя немилость коллег-психологов, выделил три основных вида психологического времени: восприятие,представление и концепция времени (табл. 10), Разумеется, выделенные виды ни в коей мере не являются строгой научной систематизацией. Виды времени и их описания, представленные в таблице, предназначены скорее для того, чтобы охватить наиболее известные феномены «психологического времени», изучаемые современной психологией, в удобной для всех изучающих ТМ форме.


Виды психологического времени

Таблица 10

Восприятие |ремаии Представление о времени Концепция времени
Психофизиологическое время, непосредственное ощущение («чувство») потока времени, способность ощущать («чувствовать") и точно оценивать времени*? отрезки. 1) Связано с физиологией, с интенсивностью работы различных функциональных систем организма, в первую очередь с активацией нервной системы, обменом веществ и т. п. Чем выше интенсивность работы ФС, тем «быстрее* время. 2) Связано с функциональным состоянием организма в целом (усталость - подъем сил, болезнь - здоровье и др.). Если функциональное состояние «плохое», время «замедляется». 3) Связано с эмоциональным состоянием (стени-ческое - астеническое). Стенические эмоции активизируют организм и «ускоряют» время. 4) Связано с уровнем мотивации, степенью актуализации потребностей. Если потребности удовлетворены и мотивация снижена - время «замедляется». Психофизиологическое время является важным индикатором работосгюсобности. Адекватное восприятие времени указывает на оптимальную работоспособность. Если время «ускоряется», это свидетельствует о мобилизации сил, готовности к борьбе, работе в экстремальных ситуациях. Если время «замедляется», это свидетельство плохой работоспособности, повышенной возможности совершить ошибку Психологическое «оперативное» время, связанное с конкретным видом деятельности. Это особенности временной перспективы человека, субъективное соотношение прошлого, настоящего и будущего в конкретных жизненных ситуациях. Это не ощущение времени, а его сознательная, рациональная оценка (интерпретация). 1) Связано с комплексом познавательных особенностей человека, с так называемыми «когнитивными стилями» (например, «аналитики - синтетики»). 2) Связано с возрастными особенностями (например, память стариков и детей при оценке «настоящего» схожа). 3) Связано с половыми особенностями (например, среднее время реакции у мужчин меньше). 4) Связано с особенностями личности и психологическими проблемами (например, при оценке времени ситуации интроверты ориентируются на собственное переживание, экстраверты - на часы). 5) Формируется в деятельности и формирует деятельность. Точность и способ оценки временных интервалов, связанных с ситуациями профессиональной деятельности, зависят от опыта и квалификации. В то же время эффективные когнитивные навыки оценки времени сотрудника могут формировать более результативную модель деятельности. Таким образом, комплекс навыков и способностей человека, участвующий в оценке (а также планировании, анализе и т. п.) временных интервалов, «привязанных» к конкретным ситуациям деятельности, является важным индикатором способа (стиля) работы Личностное время, внутренний частично осознаваемый, частично состоящий из бессознательных установок «проект» времени жизни, своего рода внутренняя персональная философия времени. Включает в себя ряд когнитивных и поведенческих структур (схем) достаточно высокого уровня сложности: 1) концепцию «событий - обыденности» и причинных связей между событиями (Что есть рутинное время обыденности, а что есть время ярких, необычных событий?); 2) рефлексивную способность к построению трансспек-тивы {способность прослеживать развитие явлений и событий в прошлом-настоящем-будущем); 3) бессознательный сценарий судьбы (например, по Э. Берну - способы структурирования времени и заданный «финал» жизни); 4) сознательный проект жизни, включая цели и сроки их достижения (не только рациональное целеполагание и планирование своего далекого будущего, но и мечты); 5) персональную стратегию овладения временем своей жизни (например, «активное достижение цели - пассивное ожидание, когда все произойдет само по себе»). Общей особенностью сложных психических структур, в комплексе составляющих личностное время, является тесная связь когнитивных и поведенческих компонентов. Личностное время по сути своей есть особая временная регуляция поведения личности в течение жизни, основанная на устойчивых когнитивных схемах (знаниях, установках и т. п.). Личностное время доступно для наблюдения прежде всего как поведенческие стратегии личности (стиль жизни), определяющие ее успешность, результативность жизни в цепом

Глава 1 Природа времени

Вообще-то говоря, по каждому виду психологического времени, вынесенному в отдельные пункты данной таблицы, написано довольно много серьезных книг и научных статей. Подробное рассмотрение каждого из пунктов таблицы заняло слишком бы много времени.

Например, такая сторона личностного времени, как внутренняя концепция «событий — обыденности», весьма подробно рассматривается в экзистенциальной философии и в экзистенциально-ориентированной психологии и психотерапии. «Событие» — личностно значимая для человека «часть мира», имеющая собственные уникальные пространственно-временные характеристики. Причем границы и особенности динамики пространственно-временных характеристик события зависят в первую очередь от характера индивидуального переживания и понимания происходящего. Очевидно, что проживание внутрисобытийного времени и последующее его понимание будут сильно различаться у разных людей, даже если они объективно находились в одной и той же ситуации.

Обобщить временные характеристики «событий» и построить формальную модель «событийного времени» невозможно, но можно «постичь» временные характеристики чужого события, «соприкоснуться» с ним посредством качественно выстроенной коммуникации. Качественно выстроенная коммуникация («подлинный диалог») эмпатий-но вовлекает нас в переживание события, делает его соучастником, и тогда нам становится доступным понимание временных характеристик события («так, как если бы на месте этого человека был я»). «События» составляют историю личности и определяют содержание и временные характеристики его судьбы в целом.

«Обыденность», которая противопоставляется «событиям», вообще не наделяется временными характеристиками. По своей сущности обыденность является отрезком жизни, в котором событий не происходит. Обыденность — это период ожидания событий (во время которого мы испытываем разного рода экзистенциальные эмоции — скуку, тревогу, тоску и т. п.) или создания их посредством своей активности. Этот от-резокжизни может быть измерен часами, но с субъективной точки зрения он является авременным, «пустым», «неподвижным». Недаром в экзистенциальной философии обыденность любят сравнивать со сном или смертью, когда человек «как бы не существует».

О Вспомните каких-либо ярких представителей своей профессии, с ко-• торыми вы лично знакомы. У кого из них более точное представление о времени в процессе работы: у молодых или пожилых; у начинающих или у имеющих большой трудовой стаж; у мужчин или у женщин?


1,14. Временная перспектива и временная трансспестива

Какие еще личностные особенности, характерные именно для вашей профессиональной деятельности, имеют большое значение для точного представления времени в различных трудовых ситуациях?

Что именно в вашей работе является «событием» (неважно, хорошим или плохим)? А что в вашей работе является «обыденностью»? Каким образом вы можете превратить «обыденность» в «события»?

Date: 2015-11-14; view: 2364; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию