Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Каждый народ, каждое государство гордится своей традиционной художественной народной культурой





Каждый народ, каждое государство гордится своей традиционной художественной народной культурой. Ни в одной культуре мира простое ремесло соломоплетения и аппликации не достигло таких вершин, как в Беларуси, ни в одной стране работы из соломки не несут в себе столько внутренних национальных традиций и черт, как в работах белорусских мастеров. Аппликация соломкой и соломоплетение – яркое самобытное явление белорусской культуры.

С давних времён народные мастера Беларуси использовали в качестве поделочного материала соломку злаковых культур. В талантливых руках мастера она превращается в удивительные вещи, украшает их золотистой мозаикой узора. Богатство оттенков цвета соломки, а также фантазия и творчество мастера дают возможность превратить обыкновенную соломку в удивительные образы растительного и животного мира, составлять белорусские орнаменты.

 

 

Издавна люди применяли солому для изделий прочных и легких вещей: мебели, сумок, кошельков, шляп и игрушек. Однако не только в минувшие времена, но и сейчас человек с удовольствием использует соломку для изделия различных красивых вещей, сувениров.

Труд с соломкой таит в себе большие воспитательные возможности. У детей воспитывается чувство цвета, пропорций, глазомер, тренируется рука, вырабатываются качества, необходимые не только для художественной деятельности, но и для человека любой профессии.

В году много обрядов и праздников посвящалось хлебу, гаданиям на урожай, благодарениям земли: это и рождественские традиции, и "жаворонки" - зазывание весны с использованием соломенных птичек.

Масленичные обряды невозможны без соломенной атрибутики. В числе осенних праздников наиболее значимы спожинки, где тема снопа и колоса звучит ярче всего.

 

В процессе работы с соломкой проявляется красота труда учеников, которая выявляется во-первых, в высоком качестве выполненных вещей. Это качество имеет в виду вместе с надежностью изделия, его эстетичный вид, притягательность. Ученики глубже познают технологию обработки соломки, свойства материала, расширяют свой кругозор.

Цель занятий кружка – научить детей объемному соломоплетению, развивать их творческие способности, воспитывать высокую культуру труда,.

Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими.

Учебная работа может выполняться по готовому узору-изделию. При его использовании кружковцы изучают технологические процессы обработки соломы и соломоплетения.

На другом этапе выполняется творческая работа, которая предусматривает развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом выполнении.

В теоретической части занятий руководитель кружка систематично объясняет особенности красивых и целесообразных форм изделий и способы их обработки, знакомит учеников с элементами технической эстетики.

На вводных занятиях необходимо знакомить кружковцев с общими правилами безопасности труда, а на следующих занятиях – объяснять правила безопасности выполнения каждой технологической операции.

Цель программы:

Развитие творческой личности посредством приобщения учащихся к народному декоративно-прикладному творчеству, его истории и традициям.

Задачи

Образовательные:

· познакомить с историей соломоплетения;

· дать основные знания в направлении соломоплетения;

· обучать ремеслу соломоплетения;

· знакомить учащихся с трудами белорусских мастеров.

Развивающие:

· развивать творческий потенциал, индивидуальные способности, инициативу учащихся;

· формировать мировоззрение учащихся, чувства пространства и гармонии.

Воспитательные:

· воспитывать уважение к истории родной страны;

· приобщать к коллективному сотворчеству в процессе работы;

· воспитывать потребность совершенствования в декоративно-прикладной деятельности на основе высоких духовно-нравственных позиций;

· воспитывать творческую личность;

· приобщать к культуре своего народа.

 

Данная программа рассчитана на 216 часов (6 часов в неделю на протяжении всего учебного года).

Беседы по теоретическим вопросам должны занимать не более 12 -15 минут на каждых четырехчасовых занятиях.

 

План работы кружка

«Чудо-соломка»

 

Тема занятия   Часы
  «Возьми простую соломку»   6ч.
  ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.     3 ч.
  Материал. Правила пользования ножницами, иголками. Заготовка соломки.   3 ч.
  «Виды и способы плетения из соломы. Плоские плетенки»   18 ч.
  Прямое плетение. «Шахматка», «Паркетка».   3 ч.
  Плетение плоских плетенок: «косичка» из 3-ех соломин, плоская плетенка из 4-ех соломин, «зубатка» из 4-ех соломин.   6 ч.
  Плетенка «рогожка» из 5-ти соломин.   3ч.
  Зубчатая плетенка «рогожка» из 6-ти соломин.   3 ч.
  Зубчатая плетенка «елочка» из 6-ти соломин.   3 ч.
  «Плетение объемных плетенок»   9 ч.
  Плетёнка «цепочка».   3 ч.
  Плетёнка «квадрат»   6 ч.
  «Витые плетенки»   12ч.
  Витая плетенка из 4-ех соломин (из 5-ти, 6-ти соломин).   6ч.
  Приемы расширения и сужения витой плетенки.   6ч.
  «Обереги»    
  Соломенный «паук».    
  Оберег «веник».    
  Оберег «домовой»    
  Оберег «ангел»    
       
  «Сплети сам»    
  Плетение «колокольчики».   12 ч.
  Плетение «калач».   10 ч.
  Плетение «цветов».   6 ч.
  Плетение «венок».   4 ч.
  Выполнение декоративной салфетки подставки.   6ч.
  «Соломенная скульптура»    
  «Творческое наследие». Аппликация соломкой как вид декоративно-прикладного творчества.   24ч.
  Плетение «кукла Беларусь».   6ч.
  Плетение «аиста».   6 ч.
  Плетение «лошадки».   6ч.
  Декоративное оформление скульптуры.   3ч.
  Итоговое занятие.   3ч.
  Итого:    

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

 

История развития декоративно-прикладного искусства в Беларуси.

Программа и задачи курса.

Организация занятий, правила и традиции кружка.

 

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ.

 

Виды инструментов и материалов, подготовка их к работе; правила безопасного труда при работе с колющими и режущими предметами. Подготовка соломы к работе: вырезание междоузлий, сортировка, выравнивание соломы в ленту. Виды соломы, подготовка соломы к работе: заготовка, нарезка, сортировка и хранение. Способы обработки соломы.

 

 

Итого: 144ч

2.ПЛОСКОЕ ПЛЕТЕНИЕ.

1. Виды прямого плетения, применение его в соломенных изделиях. Технология изготовления прямого плетения «шахматка», «паркетик».

Подготовка соломы к работе. Изготовление основы декоративной салфетки-подставки, подставки для карандашей..Виды и свойства плоских плетёнок. Технология изготовления плоских плетёнок, способы продления соломы, применение.Подготовка соломы к работе. Изготовление плоских плетёнок «косичка» из 3-х соломин, «зубатка» из 4-х соломин, «рогожка» из 5-ти соломин, зубчатая плетенка «рогожка» из 6-ти соломин, зубчатая плетенка. «елочка» из 6-ти соломин. Изготовление рамки для панно. Обработка края декоративной салфетки подставки под горячее, подставки для карандашей.

 

3.Объемные плетёнки.

Объемные плетенки могут служить как шнурами, так и деталями для сборки изделий из соломки и декоративными дополнениями к ним. В процессе плетения в зависимости от желаемой формы изделия можно использовать каркасы из различных материалов: соломы, проволоки, палочек, прутьев.

4. Витые плетенки.

Тaкие плетенки имеют несколько рaзновидностей, их вид зaвисит от количествa соломин. Чем больше соломин, тем чaще витки нa плетенке и тем онa прочнее. Витые плетенки плaстичны, они легко гнутся и обрaзуют рaзличные узоры. Изготaвливaют их нa кaркaсе; если в кaчестве кaркaсa использовaть проволоку, плетенке можно придaть необходимую форму.

 

5.Обереги.

Именно из соломы стали делать первые обереги. Паук с паутиной символизировали создателя и его творение –Вселенную.

Домовой — символ изобилия в доме, на ней располагались предметы домашнего обихода, чтобы она защищала от невзгод и бедности. Веничек также своеобразный символ солнца. А солнечный оберег — символ здоровья, благополучия, красоты. Если декоративный веничек делался из растений, он мог стать оберегом от нечистой силы. Если в него добавлялись стебли чеснока или пшеничные колосья, то он становился талисманом удачи и любви.

Оберег ангел призван охранять своего хозяина от любой опасности, приманивать для него удачу и отгонять злых духов.

 

6.Сплети сам.

Различные плетеные сувениры из соломы колокольчики, цветы, венок, калач и тд., могут стать отличным дополнением интерьера.

 

7.Соломенная скульптура.

Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники.

 

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы объединения по интересам за год. Рекомендации по самостоятельной работе. Награждение лучших кружковцев.

Прогноз результативности:

К концу учебного года обучающийся должен

знать:

основные понятия, термины и базовые формы соломоплетения;

инструкции по работе с соломой;

как организовать рабочее место и в какой последовательности организовать свою работу;

уметь:

владеть элементарными приемами техники соломоплетения;

подготовить свое рабочее место;

различать инструменты и принадлежности;

владеть иглой, ниткой, соломой;

создавать композиции с изделиями, выполненными в технике соломоплетения;

применять на практике инструкции по работе с соломой.

 

Методическое обеспечение программы.

Реализация данной программы направлена на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии обучающихся, удовлетворения их индивидуальных возможностей, потребностей, интереса, раскрытия личностного потенциала каждого.

Формы обучения.

Основными формой обучения является индивидуально-групповая. Педагог дополнительного образования обучает детей разновозрастного состава, различного уровня подготовленности, поочередно работая с каждым и предлагая им практические задания.

При групповых формах занятие проходит как со своей группой, но возможно разделение на 2 или 3 группы в составе объединения по интересам, где каждая группа получает определенное задание. Такие формы используются в работе, требующей длительного процесса реализации, т. е при выполнении групповой работы, где каждая группа выполняет лишь часть общего задания.

Дифференцированно-групповая форма обучения объединяет обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности и практических умений и навыков.

Методы обучения.

-словесный (сообщение, информация, беседа, изложение, анализ текста);

-наглядный(показ готовых образцов, фото и видеоматериалов, наблюдение);

-практический(упражнение, творческая и практическая работа);

-объяснительно-иллюстративный: обучающиеся получают знания на занятиях во время беседы, диалога, инструктажа, обсуждения, через мультимедийные пособия,интернет;

-репродуктивный: применение изученного применяется на основе образца(или правила), практическая работа выполняется по инструкциям;

-метод проблемного обучения: педагог предлагает различные подходы к изготовлению изделия, показывает способ решения поставленной конкретной задачи.

Формы подведения итогов работы:

-открытое занятие, итоговое занятие, конкурс, выставка, самостоятельная работа, создание Портфолио.

-методы контроля: наблюдение, опрос, беседа, анализ результатов практической работы, диагноститка, самоанализ.

 

Литература

 

Шкут Н.Н. Белорусские художественные промыслы (изделия из соломки и лозы). Минск: наука и техника,1985.

 

Белорусский сувенир. – Минск: Беларусь, 1978.

 

Лобачевская О.А., Кузнецова Н.М. Возьми простую соломку. - Минск: Полымя, 1988.

 

Сахута Я.М., Говар В.А. Художественные промыслы Белоруссии. - Минск: Наука и техника, 1988

 

Давыдова С.А. Школа плетения из соломки в г. Можайске Московской губ. – В кн.: Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. Т.1.- Москва, 1892.

Лобачевская О.А. Плетение из соломки. Москва: Культура и традиции, 2000.

Беларуская міфалогія / Уклад. У.А.Васілевіч. Мн.: Універсітэцкае, 2002. – 208с.

Беларусы – прамысловыя і рамесныя заняткі: энцыклапедыя. Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 1995.

Дехтяренко, В.Н. Инкрустация соломкой / Н.В. Починова. Мн.: Полымя, 1988. – 61с.

Кузнецова, Н.М., Возьми простую соломку / Н.М. Кузнецова, О.А. Лобачевская. Мн.: Полымя, 1988. – 142с. Лобачевская, О.А. Плетение из соломки /О.А. Лобачевская. М.: Культура и традиция, 2000. – 207с.

Лозка, А.Ю. Беларускі народны каляндар / А.Ю. Лозка. Мн.: Полымя, 2002. – 240с.

Народныя мастацкія рамёствы Беларусі / Уклад. Я.М. Сахута. Мн.: Беларусь, 2001. – 168с.

Репина, Т.А., Художественные изделия из соломки / Т.А.Репина. Мн.: Беларусь, 2006. – 288с.

Шамак, А.А., Міфалогія беларусаў / А.А. Шамак. Мн.: БДПУ, 2005. – 187с.

 

Программа кружка «Канзаши»

Date: 2015-11-14; view: 636; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию