Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная записка. Каждый народ, каждое государство гордится своей традиционной художественной народной культуройСтр 1 из 2Следующая ⇒ Каждый народ, каждое государство гордится своей традиционной художественной народной культурой. Ни в одной культуре мира простое ремесло соломоплетения и аппликации не достигло таких вершин, как в Беларуси, ни в одной стране работы из соломки не несут в себе столько внутренних национальных традиций и черт, как в работах белорусских мастеров. Аппликация соломкой и соломоплетение – яркое самобытное явление белорусской культуры. С давних времён народные мастера Беларуси использовали в качестве поделочного материала соломку злаковых культур. В талантливых руках мастера она превращается в удивительные вещи, украшает их золотистой мозаикой узора. Богатство оттенков цвета соломки, а также фантазия и творчество мастера дают возможность превратить обыкновенную соломку в удивительные образы растительного и животного мира, составлять белорусские орнаменты.
Издавна люди применяли солому для изделий прочных и легких вещей: мебели, сумок, кошельков, шляп и игрушек. Однако не только в минувшие времена, но и сейчас человек с удовольствием использует соломку для изделия различных красивых вещей, сувениров. Труд с соломкой таит в себе большие воспитательные возможности. У детей воспитывается чувство цвета, пропорций, глазомер, тренируется рука, вырабатываются качества, необходимые не только для художественной деятельности, но и для человека любой профессии. В году много обрядов и праздников посвящалось хлебу, гаданиям на урожай, благодарениям земли: это и рождественские традиции, и "жаворонки" - зазывание весны с использованием соломенных птичек. Масленичные обряды невозможны без соломенной атрибутики. В числе осенних праздников наиболее значимы спожинки, где тема снопа и колоса звучит ярче всего.
В процессе работы с соломкой проявляется красота труда учеников, которая выявляется во-первых, в высоком качестве выполненных вещей. Это качество имеет в виду вместе с надежностью изделия, его эстетичный вид, притягательность. Ученики глубже познают технологию обработки соломки, свойства материала, расширяют свой кругозор. Цель занятий кружка – научить детей объемному соломоплетению, развивать их творческие способности, воспитывать высокую культуру труда,. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому узору-изделию. При его использовании кружковцы изучают технологические процессы обработки соломы и соломоплетения. На другом этапе выполняется творческая работа, которая предусматривает развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом выполнении. В теоретической части занятий руководитель кружка систематично объясняет особенности красивых и целесообразных форм изделий и способы их обработки, знакомит учеников с элементами технической эстетики. На вводных занятиях необходимо знакомить кружковцев с общими правилами безопасности труда, а на следующих занятиях – объяснять правила безопасности выполнения каждой технологической операции. Цель программы: Развитие творческой личности посредством приобщения учащихся к народному декоративно-прикладному творчеству, его истории и традициям. Задачи Образовательные: · познакомить с историей соломоплетения; · дать основные знания в направлении соломоплетения; · обучать ремеслу соломоплетения; · знакомить учащихся с трудами белорусских мастеров. Развивающие: · развивать творческий потенциал, индивидуальные способности, инициативу учащихся; · формировать мировоззрение учащихся, чувства пространства и гармонии. Воспитательные: · воспитывать уважение к истории родной страны; · приобщать к коллективному сотворчеству в процессе работы; · воспитывать потребность совершенствования в декоративно-прикладной деятельности на основе высоких духовно-нравственных позиций; · воспитывать творческую личность; · приобщать к культуре своего народа.
Данная программа рассчитана на 216 часов (6 часов в неделю на протяжении всего учебного года). Беседы по теоретическим вопросам должны занимать не более 12 -15 минут на каждых четырехчасовых занятиях.
План работы кружка «Чудо-соломка»
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
История развития декоративно-прикладного искусства в Беларуси. Программа и задачи курса. Организация занятий, правила и традиции кружка.
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ.
Виды инструментов и материалов, подготовка их к работе; правила безопасного труда при работе с колющими и режущими предметами. Подготовка соломы к работе: вырезание междоузлий, сортировка, выравнивание соломы в ленту. Виды соломы, подготовка соломы к работе: заготовка, нарезка, сортировка и хранение. Способы обработки соломы.
Итого: 144ч 2.ПЛОСКОЕ ПЛЕТЕНИЕ. 1. Виды прямого плетения, применение его в соломенных изделиях. Технология изготовления прямого плетения «шахматка», «паркетик». Подготовка соломы к работе. Изготовление основы декоративной салфетки-подставки, подставки для карандашей..Виды и свойства плоских плетёнок. Технология изготовления плоских плетёнок, способы продления соломы, применение.Подготовка соломы к работе. Изготовление плоских плетёнок «косичка» из 3-х соломин, «зубатка» из 4-х соломин, «рогожка» из 5-ти соломин, зубчатая плетенка «рогожка» из 6-ти соломин, зубчатая плетенка. «елочка» из 6-ти соломин. Изготовление рамки для панно. Обработка края декоративной салфетки подставки под горячее, подставки для карандашей.
3.Объемные плетёнки. Объемные плетенки могут служить как шнурами, так и деталями для сборки изделий из соломки и декоративными дополнениями к ним. В процессе плетения в зависимости от желаемой формы изделия можно использовать каркасы из различных материалов: соломы, проволоки, палочек, прутьев. 4. Витые плетенки. Тaкие плетенки имеют несколько рaзновидностей, их вид зaвисит от количествa соломин. Чем больше соломин, тем чaще витки нa плетенке и тем онa прочнее. Витые плетенки плaстичны, они легко гнутся и обрaзуют рaзличные узоры. Изготaвливaют их нa кaркaсе; если в кaчестве кaркaсa использовaть проволоку, плетенке можно придaть необходимую форму.
5.Обереги. Именно из соломы стали делать первые обереги. Паук с паутиной символизировали создателя и его творение –Вселенную. Домовой — символ изобилия в доме, на ней располагались предметы домашнего обихода, чтобы она защищала от невзгод и бедности. Веничек также своеобразный символ солнца. А солнечный оберег — символ здоровья, благополучия, красоты. Если декоративный веничек делался из растений, он мог стать оберегом от нечистой силы. Если в него добавлялись стебли чеснока или пшеничные колосья, то он становился талисманом удачи и любви. Оберег ангел призван охранять своего хозяина от любой опасности, приманивать для него удачу и отгонять злых духов.
6.Сплети сам. Различные плетеные сувениры из соломы колокольчики, цветы, венок, калач и тд., могут стать отличным дополнением интерьера.
7.Соломенная скульптура. Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи. Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения по интересам за год. Рекомендации по самостоятельной работе. Награждение лучших кружковцев. Прогноз результативности: К концу учебного года обучающийся должен знать: основные понятия, термины и базовые формы соломоплетения; инструкции по работе с соломой; как организовать рабочее место и в какой последовательности организовать свою работу; уметь: владеть элементарными приемами техники соломоплетения; подготовить свое рабочее место; различать инструменты и принадлежности; владеть иглой, ниткой, соломой; создавать композиции с изделиями, выполненными в технике соломоплетения; применять на практике инструкции по работе с соломой.
Методическое обеспечение программы. Реализация данной программы направлена на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии обучающихся, удовлетворения их индивидуальных возможностей, потребностей, интереса, раскрытия личностного потенциала каждого. Формы обучения. Основными формой обучения является индивидуально-групповая. Педагог дополнительного образования обучает детей разновозрастного состава, различного уровня подготовленности, поочередно работая с каждым и предлагая им практические задания. При групповых формах занятие проходит как со своей группой, но возможно разделение на 2 или 3 группы в составе объединения по интересам, где каждая группа получает определенное задание. Такие формы используются в работе, требующей длительного процесса реализации, т. е при выполнении групповой работы, где каждая группа выполняет лишь часть общего задания. Дифференцированно-групповая форма обучения объединяет обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности и практических умений и навыков. Методы обучения. -словесный (сообщение, информация, беседа, изложение, анализ текста); -наглядный(показ готовых образцов, фото и видеоматериалов, наблюдение); -практический(упражнение, творческая и практическая работа); -объяснительно-иллюстративный: обучающиеся получают знания на занятиях во время беседы, диалога, инструктажа, обсуждения, через мультимедийные пособия,интернет; -репродуктивный: применение изученного применяется на основе образца(или правила), практическая работа выполняется по инструкциям; -метод проблемного обучения: педагог предлагает различные подходы к изготовлению изделия, показывает способ решения поставленной конкретной задачи. Формы подведения итогов работы: -открытое занятие, итоговое занятие, конкурс, выставка, самостоятельная работа, создание Портфолио. -методы контроля: наблюдение, опрос, беседа, анализ результатов практической работы, диагноститка, самоанализ.
Литература
Шкут Н.Н. Белорусские художественные промыслы (изделия из соломки и лозы). Минск: наука и техника,1985.
Белорусский сувенир. – Минск: Беларусь, 1978.
Лобачевская О.А., Кузнецова Н.М. Возьми простую соломку. - Минск: Полымя, 1988.
Сахута Я.М., Говар В.А. Художественные промыслы Белоруссии. - Минск: Наука и техника, 1988
Давыдова С.А. Школа плетения из соломки в г. Можайске Московской губ. – В кн.: Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. Т.1.- Москва, 1892. Лобачевская О.А. Плетение из соломки. Москва: Культура и традиции, 2000. Беларуская міфалогія / Уклад. У.А.Васілевіч. Мн.: Універсітэцкае, 2002. – 208с. Беларусы – прамысловыя і рамесныя заняткі: энцыклапедыя. Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 1995. Дехтяренко, В.Н. Инкрустация соломкой / Н.В. Починова. Мн.: Полымя, 1988. – 61с. Кузнецова, Н.М., Возьми простую соломку / Н.М. Кузнецова, О.А. Лобачевская. Мн.: Полымя, 1988. – 142с. Лобачевская, О.А. Плетение из соломки /О.А. Лобачевская. М.: Культура и традиция, 2000. – 207с. Лозка, А.Ю. Беларускі народны каляндар / А.Ю. Лозка. Мн.: Полымя, 2002. – 240с. Народныя мастацкія рамёствы Беларусі / Уклад. Я.М. Сахута. Мн.: Беларусь, 2001. – 168с. Репина, Т.А., Художественные изделия из соломки / Т.А.Репина. Мн.: Беларусь, 2006. – 288с. Шамак, А.А., Міфалогія беларусаў / А.А. Шамак. Мн.: БДПУ, 2005. – 187с.
Программа кружка «Канзаши»
|