Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава III. Медицина и образование в волости§1. Медицина. Во второй половине XIX века в уезде не было четкой структуры медицинских учреждений и в виду этого в1867 году в казанской уездной земской управе было выдвинуто предложение земского врача Демидова о разделении Казанского уезда на три медицинских участка и на десять фельдшерских участков. Столбищенская волость вместе с Отраднинской и Воскресенской, за исключением сел Царицына, Чебаксы и деревень Аков и Константиновки составляли 1 фельдшерский пункт с фельдшерским пунктом в с. Столбище. Фельдшером был Алексей Николаев. Данный фельдшерский участок входил в состав 1-го медицинского участка. До 1872 года в уезде был один врач, который был обязан в определенные дни являться на фельдшерские пункты для приема больных, и было, двенадцать фельдшеров, одиннадцать из которых находились в фельдшерских пунктах уезда, приемных покоях и один состоял при враче. На основании постановления VIII очередного Уездного земского собрания с 1872 года был добавлен второй врач и один фельдшер. Таким образом, Казанский уезд был разделен на два медицинских участка. В первый участок входили следующие волости: Воскресенская, Столбищенская, Кощаковская, Собакинская, Каймарская, Кулаевская, Ковалинская иЧепчуговская. Во второй участок входили: Студено–Ключищенская, Алатская, Арская, Мульминская, Больше-Менгерская, Больше-Атнинская, Кармашская, Ново-Камитская, Мамсинская и Балтасинсккая. В конце 1873 года на основании постановления IX очередного Уездного земского собрания медицинская часть была преобразована, устроены лечебницы, вместо приемных покоев, с фельдшерами при них. Общее число фельдшеров сократилось с13 до 10 человек. В 1874 году личный состав медицинской части в первом участке состоял из: врача, окончившего в Казанском университете курсы со степенью лекаря Леонида Петровича фон-Шлихтинга (в данной должности с 1872 года), пяти фельдшеров (в Пестрецах, Чепчугах, Ключах, Седьмиозерной пустыни и при враче) и одной акушерки. Наблюдалось такое явление как отсутствие больных в волостях или отдельных селах. Из той местности, которая сильно удалена от лечебницы порой не было больных. Так в ё873 – 1874гг. из с. Столбищ был убран фельдшерский пункт, но открылась лечебница в с. Пестрецах. Таким образом, можно рассмотреть следующую ситуацию. Когда приемный покой находился в с. Столбище то из Столбищ были больные, но таковых не было из отдаленных районов (Пестрецы), но когда открылась лечебница в с. Пестрецах, а приемный покой был закрыт, то больных из Пестрецов было 1340 человек (1873 -74гг.), а из Столбищ ни одного. В виду этого на съезде врачей было высказано мнение, что желательно, чтобы было увеличено число лечебниц, так чтобы не оставалось ни одной местности, которая не могла бы пользоваться услугами врачей. В 1873 – 74гг. в течение июня(1874г.) было привито в Столбищенской волости телячьей оспы 14 детям. В 1878 году Вячеслав сообщает, что «в Столбищах имеется одна лечебница». Не смотря на все это заболеваемость, не уменьшалась в силу ряда причин (сопротивление прививанию, у русских семей частым явлением была потеря зрения у женщин, вероятно потому, что в избе было много дыма, который грел избу). §2. Образование. До реформы 1864 года в России система образования представляла собой примерно такую структуру: низшее образование, общедоступное, давалось церковно-приходскими школами; следующими шли гимназии и духовные училища; высшим учебным заведением являлся университет, который был во главе учебного округа. В Столбищенской волости с 1840 года имелись две церковно-приходские школы в селах Столбище и Большие Кабаны. В них преподавали церковные служащие. Учащиеся изучали закон Божий, письмо и хоровое пение. Разделение на классы отсутствовало. 14 июля 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Оно предоставляло право открывать начальные школы, как общественным учреждениям, так и частным лицам, но лишь с разрешением властей. Учредители брали на себя заботу о материальном обеспечении школ, а руководство учебной частью передавалось уездным и губернским училищным советам. Уездный училищный совет состоял из двух представителей от уездного земского собрания и по одному от местных ведомств, которые избирали председателя совета. Губернский училищный совет состоял из губернатора, архиерея, директора училищ данной губернии и двух представителей от губернского земского собрания. Председателем совета был архиерей. В программу начальных училищ входило преподавание чтения, письма, четырех правил арифметики, закона Божьего и церковного пения. Таким образом создавалось четыре вида начальных школ: учрежденные частными лицами, министерством народного просвещения (министерские), земские и церковно-приходские.
*школа переведена из д. Сапуголь. **Сумма на 1874 год, в 1884 г. Она составляла 70 руб. в год. В XIX веке так же были школы в: с. Никольском (с 1872г.), д. Пиголи (откр. 2 нояб. 1892г.), д. Усады (с 1891г.). Казанская уездная земская управа дает такую характеристику некоторым учителям: из Столбищенской школы законоучитель Оглоблин «обязанности по приходу», учитель Е.И. Чернышев «весьма удовлетворительно выполняет свои обязанности»; из села Большие Кабаны законоучитель Красновидов «достаточно удовлетворительно исполняет обязанности», учительница Ольга Листова «весьма удовлетворительно исполняет свои обязанности»; из села Тарлаши учитель Иван Элпидин «Усерден, опытен, знающ – отлично исполняет свои обязанности»; из села Ковали учитель Николай Ключев «удовлетворительно исполняет свои обязанности». Таким образом, лучшим уровнем образования отличалась тарлашинская земская школа. Первоначально в училищах учились лишь мальчики, но в документах 1866 года имелась графа «девочки», возможно, что девочек не пускали родители.
|