Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Профсоюз как субъект трудового права ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Для выражения и защиты своих интересов работники объединяются в профсоюзы. Конституция РФ предусматривает «право создавать профсоюзы для защиты своих интересов»[8]. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Согласно Конвенции Международной организации труда № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации, вступать в такие организации для выражения и защиты своих интересов. Таким же правом эта Конвенция МОТ наделяет и предпринимателей. Права профсоюзов в России впервые были признаны законодательно и закреплены в первом КЗоТ 1918 г. Во втором КЗоТ РСФСР 1922 г. была уже самостоятельная глава о правах профсоюзов, и советский законодатель эти права непрерывно расширял. В третьем КЗоТ 1971 г. права профсоюзов были предусмотрены гл. XV, содержащей 11 статей (ст. 225—235). Кроме норм данной главы в КЗоТ были и другие статьи, также предусматривавшие права профсоюзных комитетов на производстве (ст. 22, 35, 46, 51, 52, 54, 57, 61 и др.). Правовой статус профсоюзов теперь определяется Кодексом и соответствующим Федеральным законом[9]. Данный Закон устанавливает правовые основы организации и деятельности профсоюзов, содержит нормы, обязывающие органы государственной власти и управления, работодателей, должностных лиц администрации производства содействовать деятельности профсоюзов. Закон предоставил профсоюзам ряд социально-трудовых прав на всех уровнях их деятельности, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, и закрепляет гарантии этих прав. Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Его основными функциями (направлениями деятельности) являются представительская (на всех уровнях организации) и защитная — по защите и повышению социально-трудовых прав и интересов трудящихся. Профсоюзы возникли впервые в мире в середине XIX в. в Англии, как наиболее тогда промышленно развитой стране, с защитной их функцией для отстаивания профессиональных интересов работников. Статья 11 Закона РФ о профсоюзах закрепляет их право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, а также на участие в нормотворчестве, при котором они проявляют обе свои функции. Представительская функция означает, что все проекты законодательных актов, затрагивающие социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами вместе с общероссийскими профсоюзами и их объединениями (ассоциациями), а проекты нормативных правовых актов рассматриваются и принимаются органами законодательной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать и с предложениями о принятии законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Защитная функция профсоюзов — это целенаправленная правовая деятельность (на правовой основе) по защите социально-трудовых прав работника на всех этапах правового регулирования труда: при создании норм трудового права, применении важнейших норм администрацией, профилактике трудовых правонарушений, профсоюзном контроле за соблюдением трудового законодательства, восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей. Закон РФ о профсоюзах состоит из 32 статей, объединенных в 6 глав. Он устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности. Данный Закон регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами[10]. Надо отметить, что хотя Закон о профсоюзах вступил в силу с 20 января 1996 г., но гл. XV КЗоТ РФ не была приведена в соответствие с ним вплоть до 2002 г. (когда КЗоТ утратил силу). Так, в ст. 226 КЗоТ говорилось о правах профсоюзов, которые у них давно отобраны (о праве на законодательную инициативу, на управление государственным социальным страхованием и на надзор за трудовым законодательством). Новый Трудовой кодекс РФ также не предоставляет эти права профсоюзам. Представительская функция профсоюзов отражена в разделе II о социальном партнерстве во всех его главах. При этом профсоюз осуществляет также и защитную функцию — в настоящее время главную функцию российских профсоюзов. Профсоюзы у нас строятся по производственно-территориальному принципу, могут создавать свои объединения по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику (шахтер, химик и т. д.). Их объединения и органы делятся на общероссийские объединения (ассоциации), межрегиональные объединения (ассоциации), региональные (республик, краев, областей, городов) объединения (ассоциации). Все профсоюзы пользуются равными правами и равно осуществляют свою представительскую и защитную функции. Как массовая общественная организация профсоюзы входят в политическую систему российского общества. В советское время они были единой общесоюзной членской организацией, ныне представлены несколькими десятками общероссийских профсоюзов, каждый со своим Уставом, в котором закреплены задачи и функции профсоюза. Наиболее крупные из них - это федерация Независимых профсоюзов России (ФНПР), Соц-проф и Единение. В последние годы «упала роль профсоюзов как законных представителей работников и защитников их трудовых прав. Исходя из этого нужно изменить отношение государства к ним, представить право более активного участия в законодательной деятельности, наделить техническую и правовую инспекции профсоюзов правом принимать решения о привлечении к юридической ответственности должностных лиц, допустивших нарушение трудового законодательства»[11]. С этим трудно не согласиться, поскольку такие права у профсоюзов и не следовало отбирать и тем самым ослаблять их главную защитную функцию. Все права профсоюзов можно классифицировать по сфере их деятельности и по объему компетенции в правах. По объему компетенции в правах различают: а) права самостоятельного характера: участвуют в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройству; участвуют в коллективных переговорах, заключают коллективные договоры и соглашения от имени работников; представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях правового регулирования труда; осуществляют общественный контроль за исполнением трудового законодательства, правил охраны труда; обладают правом требовать наказания (вплоть до увольнения) должностных лиц администрации, нарушающих трудовое законодательство, коллективные договоры, соглашения, права профсоюзов; б) права совместного характера: участвуют в распределении жилья, построенного производством, в решении вопросов о занесении на доску почета и в книгу почета (там, где они существуют), решают индивидуальные неисковые споры совместно с администрацией; в) согласительные права профкома по применению администрацией ряда норм трудового законодательства; По сфере деятельности различают следующие права: представительства работников для осуществления своей защитной функции; на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности; на защиту права на труд, в том числе по обеспечению занятости, защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и увольнений; на социальную защиту трудящихся (обеспечение высокого уровня условий труда, охрана труда, его оплата и т. д.); профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников; на участие в социально-партнерских отношениях и рассмотрении коллективных трудовых споров, включая объявление забастовки; на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями. Трудовое законодательство предусматривает не только права профсоюзов, но и различные материальные и юридические гарантии этих прав и их деятельности и дополнительные специальные гарантии защиты права на труд выборных профсоюзных работников. Гарантии прав и деятельности профсоюзов заключаются в следующем: гарантируются признание, неприкосновенность и защита права собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами; не допускается ограничение их независимой финансовой деятельности; право учреждать банки, фонды солидарности, страховые и другие в соответствии с их уставами; все работодатели обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности; предприятия и организации обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу; предприятия, учреждения, организации с численностью свыше 100 работников обязаны предоставлять соответствующему выборному профсоюзному органу бесплатно необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. здания, помещения, сооружения, сады и парки для ведения культурной, оздоровительной и спортивной работы, детские базы, лагеря, находящиеся на балансе предприятия, учреждения, организации могут передать согласно коллективному договору профкому данной организации в бесплатное пользование, а хозяйственное их содержание (ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и оборудование) производится за счет предприятия, учреждения, организации, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. В связи с изменениями в обществе правовой статус российских профсоюзов также меняется. Так, государство вернуло себе от профсоюзов право управлять государственным социальным страхованием (оставив им право на участие в этом), а также право надзора, сохранив за ними право общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. В то же время профсоюзы получили и ряд новых прав. Например на участие в разрешении коллективных трудовых споров, в коллективных переговорах и на заключение социально-партнерских соглашений, право на участие в проведении мер по обеспечению занятости и др. Профсоюзы как субъекты трудового права не подлежат регистрации. Они имеют право представлять своих членов, участвовать установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов. Таким образом, они являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда — при создании норм трудового права, их применении, контроле за соблюдением трудового законодательства, охраны труда, а также в разрешении коллективных трудовых споров как представители работников.
Заключение
Совершенно очевидно, что действовавший до 2002 года КЗоТ не соответствовал по большинству регулируемых им положений сложившейся в стране ситуации. Формально установленный уровень целого ряда гарантий в сфере труда не получал реального подтверждения. КЗоТ был рассчитан на регулирование труда не просто на государственных предприятиях, но на больших предприятиях. Новое трудовое законодательство отражает специфику использования труда в условиях малого и среднего бизнеса. Это отвечает потребностям и самой направленности рыночных реформ, проводимых в Российской Федерации. Вместе с тем, было бы преждевременно «захваливать» вступивший в силу Трудовой Кодекс. Его еще предстоит апробировать временем. Но даже сегодня можно заметить, что ряд несогласованностей в трудовом законодательстве сохраняются. Регулирование некоторых трудовых отношений между субъектами предусматривается локальными нормативными актами (принимаемыми на уровне конкретной организации). Это одна из особенностей трудового права. Уходя от чрезмерного вмешательства в регулирование трудовых отношений, государство сегодня нередко оставляет работников практически один на один с работодателем. Не отлажены до конца механизмы правовой реализации принципов, заложенных в основу законодательства. Не все гарантии в сфере труда получают подтверждение на практике. Таким образом, стоявшая вчера задача создания нового трудового законодательства теперь трансформировалась в задачу его оптимизации на базе комплексного подхода, с использованием методов других отраслей права (бюджетного, налогового и др.). Но это уже задача последующих научных поисков. Литература
1. Конституция Российской Федерации 1993 года. 2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М., 2002. 3. Федеральный Закон от 17.07.99 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1999. № 29. – Ст.3702. 4. Федеральный Закон от 12.01.96 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Российская газета. – 1996, 20 января. 5. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. Учебник / М.: Юристъ, 2001. 6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 г. – М.: «Юридическая литература», 2001. 7. Достигнут ли баланс интересов работников и работодателей? / К оценке принятого Трудового кодекса РФ // Росс. экон. журнал. – 2002. № 2. – С.48-60. 8. Кодекс законов о труде Российской Федерации.- М.: ИНФРА-НОРМА, 1996. 9. Нуртдинова А.Ф. Реформа трудового законодательства: основные направления // Российская юстиция, 1996. №2. 10. Российское трудовое право. В 3-х томах. Т.1 / Под ред. Хохлова Е.Б. – СПб, 1996. 11. Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. – М., 1999. 12. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: Проспект, 2002. 13. Трудовое право. Учебник // Под ред. проф. Смирнова О.В.- М.: Проспект, 2001. [1] Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: Проспект, 2002.- С.43.
[2] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. – Ст 20. [3] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. – Ст 63. [4] Конституция Российской Федерации 1993 г. – Ст. 37. [5] Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: Проспект, 2002.- С.46.
[6] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. – Ст 22.
[7] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. – Ст 11. [8] Конституция Российской Федерации 1993 г. – Ст. 30. [9] Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». // СЗ РФ. - 1996. № 3. - Ст. 148. [10] Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. - 1996. № 3. - Ст. 1. [11] Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 г. М.: «Юридическая литература», 2001. С. 50. Date: 2015-11-14; view: 515; Нарушение авторских прав |