Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профсоюз как субъект трудового права





 

Для выражения и защиты своих интересов работники объе­диняются в профсоюзы.

Конституция РФ предусматривает «право созда­вать профсоюзы для защиты своих интересов»[8]. Свобода деятель­ности общественных объединений гарантируется. Согласно Кон­венции Международной организации труда № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» трудя­щиеся имеют право создавать по своему выбору организации, вступать в такие организации для выражения и защиты своих интересов. Таким же правом эта Конвенция МОТ наделяет и предпринимателей.

Права профсоюзов в России впервые были признаны зако­нодательно и закреплены в первом КЗоТ 1918 г. Во втором КЗоТ РСФСР 1922 г. была уже самостоятельная глава о правах проф­союзов, и советский законодатель эти права непрерывно расши­рял. В третьем КЗоТ 1971 г. права профсоюзов были предусмот­рены гл. XV, содержащей 11 статей (ст. 225—235). Кроме норм данной главы в КЗоТ были и другие статьи, также предусматри­вавшие права профсоюзных комитетов на производстве (ст. 22, 35, 46, 51, 52, 54, 57, 61 и др.).

Правовой статус профсоюзов теперь определяется Кодексом и соответствующим Федеральным законом[9]. Данный Закон устанавливает правовые основы организации и деятельности профсоюзов, содержит нормы, обя­зывающие органы государственной власти и управления, рабо­тодателей, должностных лиц администрации производства со­действовать деятельности профсоюзов.

Закон предоставил профсоюзам ряд социально-трудовых прав на всех уровнях их деятельности, на­чиная с производства и кончая федеральным уровнем, и закреп­ляет гарантии этих прав.

Профсоюз — это добровольное общественное объединение граж­дан, связанных общими производственными, профессиональны­ми интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и инте­ресов.

Его основными функциями (направлениями деятельности) являются представительская (на всех уровнях орга­низации) и защитная — по защите и повышению социально-тру­довых прав и интересов трудящихся. Профсоюзы возникли впер­вые в мире в середине XIX в. в Англии, как наиболее тогда промышленно развитой стране, с защитной их функцией для отстаивания профессиональных интересов работников.

Статья 11 Закона РФ о профсоюзах закрепляет их право на пред­ставительство и защиту социально-трудовых прав и интересов ра­ботников, а также на участие в нормотворчестве, при котором они проявляют обе свои функции.

Представительская функция означает, что все проекты законодательных актов, затрагивающие социально-трудовые права работников, рассматрива­ются федеральными органами вместе с общероссийскими профсою­зами и их объединениями (ассоциациями), а проекты нормативных правовых актов рассматриваются и принимаются органами законо­дательной власти, органами местного самоуправления с учетом мне­ния соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать и с предложениями о принятии законов и иных нормативных пра­вовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Защитная функция профсоюзовэто целенаправленная пра­вовая деятельность (на правовой основе) по защите социально-трудовых прав работника на всех этапах правового регулиро­вания труда: при создании норм трудового права, применении важнейших норм администрацией, профилактике трудовых пра­вонарушений, профсоюзном контроле за соблюдением трудово­го законодательства, восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей.

Закон РФ о профсоюзах состоит из 32 статей, объединенных в 6 глав. Он устанавливает правовые основы создания профсою­зов, их права и гарантии деятельности.

Данный Закон регулирует отношения профсоюзов с органа­ми государственной власти, местного самоуправления, работода­телями, их объединениями, другими общественными объедине­ниями, юридическими лицами и гражданами[10].

Надо отметить, что хотя Закон о профсоюзах вступил в силу с 20 января 1996 г., но гл. XV КЗоТ РФ не была приведена в со­ответствие с ним вплоть до 2002 г. (когда КЗоТ утратил силу). Так, в ст. 226 КЗоТ говорилось о правах профсоюзов, которые у них давно отобраны (о праве на законодательную инициативу, на управление государственным социальным страхованием и на надзор за трудовым законодательством).

Новый Трудовой кодекс РФ также не предоставляет эти пра­ва профсоюзам. Представительская функция профсоюзов отра­жена в разделе II о социальном партнерстве во всех его главах. При этом профсоюз осуществляет также и защитную функ­цию — в настоящее время главную функцию российских проф­союзов.


Профсоюзы у нас строятся по производственно-территориаль­ному принципу, могут создавать свои объединения по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профес­сиональную специфику (шахтер, химик и т. д.). Их объединения и органы делятся на общероссийские объединения (ассоциации), межрегиональные объединения (ассоциации), региональные (рес­публик, краев, областей, городов) объединения (ассоциации).

Все профсоюзы пользуются равными правами и равно осуществля­ют свою представительскую и защитную функции.

Как массовая общественная организация профсоюзы входят в политическую систему российского общества. В советское время они были единой общесоюзной членской организацией, ныне представлены несколькими десятками общероссийских профсоюзов, каждый со своим Уставом, в котором закреплены задачи и функции профсоюза. Наиболее крупные из них - это федерация Независимых профсоюзов России (ФНПР), Соц-проф и Единение.

В послед­ние годы «упала роль профсоюзов как законных представителей работников и защитников их трудовых прав. Исходя из этого нужно изменить отношение государства к ним, представить пра­во более активного участия в законодательной деятельности, на­делить техническую и правовую инспекции профсоюзов правом принимать решения о привлечении к юридической ответствен­ности должностных лиц, допустивших нарушение трудового за­конодательства»[11]. С этим трудно не согласиться, поскольку такие права у профсоюзов и не следовало отбирать и тем самым ос­лаблять их главную защитную функцию.

Все права профсоюзов можно классифицировать по сфере их деятельности и по объему компетенции в правах.

По объему компетенции в правах различают:

а) права самостоятельного характера:

участвуют в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройству;

участвуют в коллективных переговорах, заключают кол­лективные договоры и соглашения от имени работников;

представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях правового регулирования труда;

осуществляют общественный контроль за исполнением трудового законодательства, правил охраны труда;

обладают правом требовать наказания (вплоть до уволь­нения) должностных лиц администрации, нарушающих трудовое законодательство, коллективные договоры, соглашения, права профсоюзов;

б) права совместного характера:

участвуют в распределении жилья, построенного произ­водством, в решении вопросов о занесении на доску почета и в книгу почета (там, где они существуют), решают индивиду­альные неисковые споры совместно с администрацией;

в) согласительные права профкома по применению админист­рацией ряда норм трудового законодательства;

По сфере деятельности различают следующие права:

представительства работников для осуществления своей защитной функции;

на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности;

на защиту права на труд, в том числе по обеспечению за­нятости, защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и увольнений;

на социальную защиту трудящихся (обеспечение высоко­го уровня условий труда, охрана труда, его оплата и т. д.);

профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников;


на участие в социально-партнерских отношениях и рас­смотрении коллективных трудовых споров, включая объявление забастовки;

на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

Трудовое законодательство предусматривает не только права профсоюзов, но и различные материальные и юридические га­рантии этих прав и их деятельности и дополнительные специ­альные гарантии защиты права на труд выборных профсоюзных работников.

Гарантии прав и деятельности профсоюзов заключаются в сле­дующем:

гарантируются признание, неприкосновенность и защита права собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами;

не допускается ограничение их независимой финансовой деятельности;

право учреждать банки, фонды солидарности, страховые и другие в соответствии с их уставами;

все работодатели обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности;

предприятия и организации обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физ­культурную работу;

предприятия, учреждения, организации с численностью свыше 100 работников обязаны предоставлять соответствующему выборному профсоюзному органу бесплатно необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.

здания, помещения, сооружения, сады и парки для веде­ния культурной, оздоровительной и спортивной работы, детские базы, лагеря, находящиеся на балансе предприятия, учреждения, организации могут передать согласно коллективному договору профкому данной организации в бесплатное пользование, а хо­зяйственное их содержание (ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и оборудование) производится за счет предпри­ятия, учреждения, организации, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

В связи с изменениями в обществе правовой статус россий­ских профсоюзов также меняется. Так, государство вернуло себе от профсоюзов право управлять государственным социальным страхованием (оставив им право на участие в этом), а также пра­во надзора, сохранив за ними право общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. В то же время профсоюзы получили и ряд новых прав. Например на уча­стие в разрешении коллективных трудовых споров, в коллектив­ных переговорах и на заключение социально-партнерских согла­шений, право на участие в проведении мер по обеспечению заня­тости и др.

Профсоюзы как субъекты трудового права не подлежат регистрации. Они имеют право представлять своих членов, участвовать установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов. Таким образом, они являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда — при создании норм трудового права, их применении, контроле за соблюдением трудо­вого законодательства, охраны труда, а также в разрешении кол­лективных трудовых споров как представители работников.


 

Заключение

 

Совершенно очевидно, что действовавший до 2002 года КЗоТ не соответствовал по большинству регулируемых им положений сложившейся в стране ситуации. Формально установленный уровень целого ряда гарантий в сфере труда не получал реального подтверждения. КЗоТ был рассчитан на регулирование труда не просто на государственных предприятиях, но на больших предприятиях.

Новое трудовое законодательство отражает специфику использования труда в условиях малого и среднего бизнеса. Это отвечает потребностям и самой направленности рыночных реформ, проводимых в Российской Федерации.

Вместе с тем, было бы преждевременно «захваливать» вступивший в силу Трудовой Кодекс. Его еще предстоит апробировать временем. Но даже сегодня можно заметить, что ряд несогласованностей в трудовом законодательстве сохраняются. Регулирование некоторых трудовых отношений между субъектами предусматривается локальными нормативными актами (принимаемыми на уровне конкретной организации). Это одна из особенностей трудового права.

Уходя от чрезмерного вмешательства в регулирование трудовых отношений, государство сегодня нередко оставляет работников практически один на один с работодателем. Не отлажены до конца механизмы правовой реализации принципов, заложенных в основу законодательства. Не все гарантии в сфере труда получают подтверждение на практике.

Таким образом, стоявшая вчера задача создания нового трудового законодательства теперь трансформировалась в задачу его оптимизации на базе комплексного подхода, с использованием методов других отраслей права (бюджетного, налогового и др.).

Но это уже задача последующих научных поисков.

Литература

 

1. Конституция Российской Федерации 1993 года.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М., 2002.

3. Федеральный Закон от 17.07.99 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1999. № 29. – Ст.3702.

4. Федеральный Закон от 12.01.96 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Российская газета. – 1996, 20 января.

5. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. Учебник / М.: Юристъ, 2001.

6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 г. – М.: «Юридическая литература», 2001.

7. Достигнут ли баланс интересов работников и работодателей? / К оценке принятого Трудового кодекса РФ // Росс. экон. журнал. – 2002. № 2. – С.48-60.

8. Кодекс законов о труде Российской Федерации.- М.: ИНФРА-НОРМА, 1996.

9. Нуртдинова А.Ф. Реформа трудового законодательства: основные направления // Российская юстиция, 1996. №2.

10. Российское трудовое право. В 3-х томах. Т.1 / Под ред. Хохлова Е.Б. – СПб, 1996.

11. Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. – М., 1999.

12. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: Проспект, 2002.

13. Трудовое право. Учебник // Под ред. проф. Смирнова О.В.- М.: Проспект, 2001.


[1] Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: Проспект, 2002.- С.43.

 

[2] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. – Ст 20.

[3] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. – Ст 63.

[4] Конституция Российской Федерации 1993 г. – Ст. 37.

[5] Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: Проспект, 2002.- С.46.

 

[6] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. – Ст 22.

 

[7] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. – Ст 11.

[8] Конституция Российской Федерации 1993 г. – Ст. 30.

[9] Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональ­ных союзах, их правах и гарантиях деятельности». // СЗ РФ. - 1996. № 3. - Ст. 148.

[10] Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональ­ных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. - 1996. № 3. - Ст. 1.

[11] Доклад о деятельности уполно­моченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 г. М.: «Юридическая литература», 2001. С. 50.







Date: 2015-11-14; view: 515; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию