Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Курсовая работа

на тему:

«Особенности эмоционального отношения старшего дошкольника к родителям в зависимости от стиля семейного воспитания»

Выполнила:

Студентка 3 курса ОЗО

(«П и П»1-4)

Белкина Е. А.

Проверила:

Мальцева Н. В.

 

Оглавление

 

 

Введение..........................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы изучения семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия старшего дошкольника......8

1.1особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….....8

1.2классификациястилей семейного воспитания...........................................11

1.3влияние стилей семейного воспитания на отношение ребенка к родителям…………………………………………………...........................22

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старших дошкольников................................................................................................27

2.1 Программа эмпирического исследования............................................27

2.2 Описание и анализ результатов эмпирического исследования.............30

2.3 Исследование взаимосвязи показателей семейных отношений и особенностей эмоционального благополучия в семьях старших дошкольников..............................................................................................39

Заключение...................................................................................................43

Список литературы.........................................................................................47

Приложение....................................................................................................51

 

Введение

 

Актуальность изучения проблемы семейных взаимоотношений обусловлена важностью в изучении взаимосвязи уровня эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста и взаимоотношений в современных семьях.

Современные тенденции социально-экономического развития страны, оказывают непосредственное влияние на выбор стиля воспитания, принятия ребенка и себя как родителя. В настоящее время многие семьи сталкиваются с проблемой поиска норм и правил родительских отношений, что обусловлено потерей традиционной системы ценностей воспитания, отсутствием практических рекомендаций по воспитанию детей с учетом профессиональной деятельности родителей, трансформацией морального облика современного родителя и т.д.

Однако незыблемым остается принцип необходимости максимального удовлетворения психических потребностей ребенка с помощью благоприятной семейной обстановки. Психологически положительное взаимодействие в семье обеспечивает ребенку гармоничную социализацию и психофизиологическое развитие, путем формирования эмоционально-волевой и ценностно-смысловой сферы, морально-нравственного облика. При этом дошкольный возраст является наиболее чувствительным периодом для формирования названных компонентов личности ребенка.

Изучением детско-родительских отношений в отечественной психологии занимались такие ученые, как Божович Л.И., Варга А.Я., Выготский Л.С., Костенко М. А., Лунякова Л.Г., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие.

 

Опираясь на вышеизложенное, целью исследования является теоретическое и эмпирическое изучение взаимосвязи семейных взаимоотношений с особенностями эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

Задачи исследования:

1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

2. Провести анализ семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников;

3. Выявить особенности эмоционального благополучия личности старших дошкольников;

4. Выявить взаимосвязь семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

Объект исследования: дети 5 – 6 лет в количестве 30 человек, их родители (матери и отцы) в количестве 60 человек.

Предмет исследования: семейные взаимоотношения, эмоциональное поведение, эмоциональное принятие и эмоциональное отношение старшего дошкольника к семье.

Гипотеза исследования: особенности эмоционального благополучия личности старшего дошкольника взаимосвязаны с типами семейных взаимоотношений.

В исследовании использованыметоды математической статистики: корреляционный анализ Спирмена.

Методики:

1. Методика «PARI» предназначена для изучения типов эмоционального отношения родителей к ребенку. (Е.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптирована Т.В. Нещерет);

2. Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия Захарова Е.И.;

3. Методика «Родительское сочинение»;

4. Методика «Рисунок семьи», позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к семье: эмоциональное благополучие, эмоциональная нестабильность, эмоциональное неблагополучие (В. Хьюлс, Л. Корман, А.И. Захаров);

5. Методика «Метаморфозы», позволяет выявить тип эмоционального поведения ребенка: условно нормативный, защитный и демонстративный тип (Ж. Руайер, адаптирована Н.Семаго).

Теоретическая значимость исследования выражается обобщением вопросов взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

Практическая значимостьработы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы специалистами психолого-педагогической службы при разработке рекомендаций для родителей по эффективному и научно обоснованному построению отношений с ребенком.


Глава 1. Теоретические основы изучения семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия старшего дошкольника

 

 

1.1 Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций

 

 

Изучению проблемы семейных отношений в отечественной и зарубежной литературе посвященное множество работ различных подходов.

Среди отечественных исследований необходимо отметить исследования авторов Ю.И. Алешина, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковская. Согласно названным исследователям семья является своего рода индикатором изменений в социально-экономических отношениях и общественной жизни, являясь ячейкой общества семья определяет уровень здоровья и благополучия, как отдельной нации, так и человечества в целом.

В рамках изучения проблемы семейных отношений, прежде всего, изучается такие характеристики семьи как стабильность, гармоничность, устойчивость.

Владение знаниями о специфике построения и развития семейных отношений обеспечивает правильный подбор и использование способов профилактики и терапии дисгармонии в семье, проблем психофизиологического здоровья членов семьи, асоциальных явлений [2, C.88].

Однако, наиболее значимыми внутри семьи являются именно детско-родительские отношения, что не перестает являться объектом внимания как теоретиков, так и практиков психологической науки [38, c.88].

Существует несколько подходов к изучению детско-родительских отношений в рамках разных направлений в психологии.

В частности необходимо отметить вклад психоанализа как направления, в лоне которого наибольшее значение уделяется специфике детско-родительских отношений на этапе младенчества и раннего возраста. В данном направлении основным акцентом исследований являются доминирующие физиологические над психологическими потребностями развития ребенка. Данное утверждение встречается в работах авторов 3.Холл, А. Фрейд, К. Хорни. По их мнению отсутствие удовлетворения названных потребностей приводит к разного рода психическим расстройствам, выраженных в дезадаптации, наличии противоречий, конфликтности личности.

Эриксоном с учетом положений психоанализа сформулировано утверждение о доминирующей ценности продуктивного проживания каждого жизненного этапа, успехом которого является отсутствие конфликтов в психосексуальной и психосоциальной сферах личности.

Э. Фроммом сформулированы базовые потребности ребенка: в безопасности, в продуктивном взаимодействии детей и родителей, ценности контакта ребенка с матерью в первые часы жизни.

В рамках бихевиористского направления Карен Хорни, Джон Уотсон и Б.Ф. Скиннер уделяли наибольшее внимание формированию способов и стереотипов поведения ребенка, в частности таких личностных черт как дисциплинированность, ответственность.

Чтобы модифицировать поведенческие реакции ребенка, надо научиться анализировать поведение в терминах стимулы, последствия, подкрепления, опереться на обусловленное проявление любви к ребенку [43, c.77].

В рамках гуманистической модели семейного воспитания А. Адлером сформулирован тезис о приоритете социального аспекта развития, о доминировании социального общения как наиболее сильного в процессе формирования личности ребенка [15, c.89].

В аспекте практических разработок профилактики и коррекции семейных отношений необходимо отметить вклад Миниярова В.М., который описывает специфику моделей вербального общения родителя и ребенка, что, по его мнению, является гарантом демократического характера взаимоотношений на основе честности и доверия [35, c.59-60].

По утверждению Майер И.П., для родителя необходимо придерживаться стратегии лидерства, а не доминирования в воспитании ребенка. Главной задачей родителя, по мнению автора является научить и обеспечить условия для обретения автономности и самостоятельности как главных конструктов личности ребенка. Что по мнению автора является гарантией успешного прохождения социализации и адаптации к современным условиям жизни [31, c.65].

Аспекты гуманизма в отечественной теоретической практике отражены в трудах М.М. Бахтиной, Л.А. Петровской, А.У. Хараша, Г.А. Ковалева, О.Е. Смирновой. Названные исследователи уделяют большое внимание важности построения диалогического общения как основы детско-родительских отношений.

 

 

1.2 Классификация стилей семейного воспитания

 

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:

- характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;

-мотивы воспитания и родительства;

-степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;

-удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;

-стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;

-способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;

-социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;

-степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания [32, c.77].

Интегративные показатели детско-родительских отношений:

-родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;

-тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;

-образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником [32, c.84].

Роль образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка.

Родительские установки являются наиболее изученными аспектами детско-родительских отношений. Под которыми понимается система эмоционального отношения к ребенку, его восприятие родителем и способов поведения с ним [41, c.98].

 

Пезешкиан Н. выделяет [41, c.77] такие как: поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение.

Е.А. Савина и Е.О. Смирнова под родительским отношением подразумевают систему чувств по отношению к ребенку, стереотипов поведения, особенностей восприятия личности ребенка. Авторы формулируют следующие типы родительского отношения к ребенку в семье: [46, c.80].

«Принятие» отражает положительное эмоциональное отношение к ребенку – родителю воспринимает ребенка таким, какой он есть, проявляя уважение к индивидуальности ребенка, проявляет симпатию, одобряет его.

«Отвержение». При данном типе родительского отношения родитель воспринимает своего ребенка в целом как плохого, неприспособленного, и неудачливого. Такой родитель уверен, что ребенок не достигнет успеха по причине отсутствия необходимых способностей. У родителя отсутствует доверие и уважение к ребенку.

«Социальная желательность» - представляет собой общественно желательный образ родительского отношения. С точки зрения поведения родитель проявляет заинтересованность в делах и планах ребенка, проявляя стремление во всем помочь ребенку, проникается сочувствием.

«Симбиоз»– стиль родительского воспитания, который подразумевает наличие межличностной дистанции с ребенком. Родитель ощущая себя с ребенком единым целым, удовлетворяет все потребности ребенка, защищая его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель находится в постоянном тревожном состоянии, так как ему ребенок представляется маленьким и беззащитным.

«Гиперсоциализация»является формой контроля за поведением ребенка. В родительском отношении данного типа проявляется просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины.

«Инфантилизация». В данном стиле родительского воспитания проявляется стремление сделать ребенка более инфантилизированным, приписывая ребенку разного рода несостоятельность. В данной ситуации родитель представляет ребенка как более младшего по сравнению со своим реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется для родителя как приспособленный, неуспешный, уязвимый для дурного влияния со стороны других детей [46, c.109-110].

Родительские позиции непосредственно влияют на поведение ребенка в семье. Так позиция отвержения способствует формированию агрессивности, непослушания, сварливости, лживости, склонности к воровству и асоциальному поведению. Такого рода родительская позиция препятствует гармоничному эмоциональному развитию детей, порождая эмоциональную злость и агрессивность.

Опираясь на приведенные данные, можно сделать вывод о том, что контроль со стороны родителей в адекватной степени обуславливает совокупность с одной стороны эмоционального приятия ребенка и с другой стороны высокого объема требований, их четкость, понятностью и справедливостью в предъявлении ребенку.

Такого рода стиль воспитания обеспечивает высокий уровень адаптированности к условиям школьной среды и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.

 

1.3 Психологическая характеристика личности старшего дошкольника

 

Дошкольный возраст является большим и ответственным периодом психического развития ребенка. Согласно современным исследованиям, в период дошкольного детства у ребенка происходит стремительное развитие всех психических функций, происходит формирование сложных видов деятельности, в частности, таких как игра и общение, таким образом, формируется общий фундамент познавательных способностей. В системе личности закладывается иерархия мотивов и потребностей, самооценка, появляются навыки волевой регуляции своего поведения. Ребенок усваивает стандарты общественного поведения. В связи с чем деформация структуры и последовательности перечисленных механизмов развития дошкольника может самым негативным образом сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

Дошкольный возраст, как отмечает Коломинский Я.Л., представляет собой начальный этап развития ребенка как субъекта познавательной и практической деятельности. Поэтому данный период можно считать наиболее важным в формировании социального аспекта психики и нравственного поведения [22, c.88].

В течении старшего дошкольного возраста закладываются основы будущей личности: начинает формироваться структура мотивов; появляются новые социальные потребности, а именно в уважении и признании взрослого, желание быть как взрослый, в признании среди сверстников. Так старшие дошкольники активно проявляют интерес к коллективным формам учебной деятельности, так и к игре. Формируется потребность регулировать своё поведение в соответствии с принятыми правилами и морально-нормативными стандартами.

Таким образом, у ребенка формируется основа произвольного поведения в обществе, умея поступать не как хочется, а как «надо» [20, c.91].

В старшем дошкольном периоде теряется наивность и непосредственность детей, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной такого рода изменений является процесс дифференцирования в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

Так важнейшим достижением старшего дошкольного возраста можно считать появление осознания своего общественного «Я», формирование внутренней социальной позиции.

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности [46, c.95].

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях образ реального «Я», но и образ того, кем нужно быть для окружающих, то есть образ идеального «Я». Таким образом, эмоциональный благополучием считается совпадение реального и идеального «Я».

Самоуважение, ощущение своей ценности и положительное отношение к себе являются компонентами положительной самооценки. Компонентами отрицательной самооценки являются неприятие себя, отрицание себя, выраженное негативное отношение к особенностям своей личности.

Старший дошкольный возраст является началом формирования рефлексии, то есть способности проводить анализ своей деятельности, умение сравнивать свои представления, эмоции и действия с оценкой внешнего окружения, в связи с чем, приобретается реалистичность самооценки детей, приближаясь к объективной.

Согласно В.С. Мухиной, наличие позитивных взаимоотношений со родителями и близкими являются условием гармоничного развития личности. Положительное отношение родителей к ребенку является жизненно необходимым для развития любого ребенка. В данном случае заслужить похвалу и одобрение со стороны родителей выступает мощнейшим рычагом в воспитательном процессе. Таким образом, оценка поведения ребенка родителями и близким окружением является наиболее важным фактором формирования, как эмоциональной сферы, так и в целом личности ребенка. Суть этого механизма заключается в следующем: похвала, вызывая гордость, проявляется как фактор, формирующий самоуважение. Потребность признания является наиболее значимой потребностью человека. Данная потребность основывается на желании получения высокой оценки своих достижений, что обеспечивает одобрение со стороны общественности, что в конечном счете всестороннее развивает [37, c.46].

Л.И. Божович определяет формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка в дошкольный период как амбивалентный и двойственный процесс [3, c.86].

Потребность в общении развивается у ребенка на протяжении всей жизни. При этом каждому этапу свойственен разный уровень потребности в общении со сверстниками. Согласно исследованиям Разумовой А.В. происходят следующие изменения: значительно увеличиваются количество и частота контактов дошкольников со сверстниками, что связано с потребностью разделения своих переживаний. В то же время ослабевает потребность продуктивного сотрудничества со сверстниками. Хотя сильной остается потребность к совместному творчеству и «проигрыванию» конфликтов [45, c.88].

В старшем дошкольном возрасте потребность быть понятым сверстниками возрастает. Общение старших дошкольников становится более эмоциональным, чем со взрослыми [45, c.90].

Потребности и мотивы игрового взаимодействия детей в старшем дошкольном возрасте сходны с ценностными ориентациями. Согласно Е.Г. Силяевой детьми старшего дошкольного возраста высоко оценивается схожесть интересов, умения сверстников эффективно взаимодействовать в партнерских отношениях. При этом важным мотивом объединения детей в игровой деятельности может выступать страх одиночества или желание управлять совместной деятельностью [44, c.59].

1.4 Особенности эмоционального благополучия ребенка

 

 

Согласно исследованиям Варга А.Я. понятие «эмоциональное благополучие» определяется как эмоционально-положительные переживания ребенка устойчивого характера, основу чего составляет потребность в удовлетворении наиболее насущных потребностей возраста психологического и физиологического характера [5, c.66].

Основу понятия «эмоциональное благополучие» составляют понятия «гармония» или «баланс», в частности в эмоциональном и интеллектуальном отношении, между телесным и психическим благополучием [29, c.60].

В структуре эмоционального благополучия выделяют следующие компоненты:

1) эмоции удовольствия или неудовольствия;

2) переживание успеха или неуспеха в деятельности;

3) наличие чувства комфорта и безопасности;

4) переживание комфорта от присутствия или взаимодействия с другими людьми;

5) переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Перечисленные эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными, однако, не могут отсутствовать.

Исследования проблемы эмоционального благополучия ребенка начали существовать в том числе в классическом направлении психологии. Так в частности Д. Винникотт выделяет важность критической оценки ребенком качества материнской заботы в самый ранний период жизни ребенка. Поэтому так важно наличие любви матери, что характеризует утверждение автора: «кормление без любви является деструктивным». Личность матери является «идеальной средой» для ребенка по причине наличия особого интуитивного чутья потребностей ребенка, что позволяет максимально удовлетворять потребности, минимизирует негативные эмоции ребенка [6, c.77].

В частности исследователем В.В. Лебединским сформулированы такие функции эмоциональной регуляции как тоническая и регулятивная, данные функции выполняет мать.

Поэтому у детей, которые воспитаны в условиях депривации, тоническая функция закрепляется как на взрослом, так и на другом ребенке, механизмом обеспечения является аутостимуляция. Данное состояние характеризуется как стеническое состояние, при котором присутствует уверенность в себе и мотивация к деятельности, что, в конечном счете, выступает состоянием эмоционального комфорта [26, c. 40].

Согласно автору М.И. Лисиной, потребность в общении выступает как самостоятельная потребность, появляющаяся с момента рождения при взаимодействии со взрослым. Таким образом, с помощью проявления своего эмоционального отношения, взрослым формируется детская потребность эмоционального взаимодействия. Поэтому состояние эмоциональной депривации ребенка приводит к задержке и разного рода деформациям развития личности в целом.

В связи с чем, так велика роль эмоционального общения в профилактике последствий депривации, таких как госпитализм заключается в развитии общения и деятельности, но и в поддержании эмоционально-положительного состояния ребенка [28, c.88].

Значение материнской заботы в достижении эмоционального комфорта ребенка исследуются относительно подросткового возраста, где деструктивное и негативное общение между матерью и ребенком изучается как причина отсутствия эмоционального благополучия ребенка. В рамках данных исследований изучаются в основном стили детско-родительских отношений.

Таким образом, на основе проведенного теоретического исследования можно сделать выводы о том, что эмоциональное благополучие не находится в зависимости от экономических, социальных условий жизни ребенка, от его психофизиологических особенностей, а лишь от степени близости и положительности отношений матери и ребенка.

Спецификой старшего дошкольного возраста является наличие преобразования нейтрального окрашенного эмоционального отношения к окружающим, происходит построение системы первичных взглядов и суждений, сделанных ребенком на основе оценивания.

При этом особенно важно в данном возрасте общение со взрослым, как фактор, определяющий вектор формирования эмоциональной сферы и личности ребенка. Эффективное и эмоционально положительное взаимодействие и общение со взрослым является гарантией эмоционального благополучия ребенка.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старших дошкольников

 

 

2.1 Программа эмпирического исследования

 

 

Целью исследования является эмпирическое изучение взаимосвязи семейных взаимоотношений с особенностями эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

Задачи:

1) провести анализ семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников;

2) выявить особенности эмоционального благополучия личности старших дошкольников;

3) выявить взаимосвязь семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

Объект исследования: воспитанники Центра развития ребенка «Улыбка» г. Соликамск в количестве 30 человек, в возрасте 5 – 6 лет, их матери и отцы в количестве 60 человек.

Предмет исследования: семейные взаимоотношения, эмоциональное поведение, эмоциональное принятие и эмоциональное отношение старшего дошкольника к семье.

Гипотеза исследования: существует ли взаимосвязь между особенностями эмоционального благополучия личности старшего дошкольника и типом семейных взаимоотношений.

В исследовании использованыметоды математической статистики: корреляционный анализ Спирмена.

 

В данном исследовании использованы следующие психодиагностические методики.

Методика «PARI» предназначена для изучения типов эмоционального отношения родителей к ребенку. (Е.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптирована Т.В. Нещерет). Эта методика позволяет выявить отношение родителей к ребенку.

Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия Захарова Е.И. Данная методика позволяет выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде.

Методика «Родительское сочинение»

Данная методика позволяет выявить аспекты детско-родительского взаимодействия.

Методика «Рисунок семьи» позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к семье: эмоциональное благополучие, эмоциональная нестабильность, эмоциональное неблагополучие (В. Хьюлс, Л. Корман, А.И. Захаров). Данная методика позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к семье согласно типам эмоционального отношения ребенка.

Методика «Метаморфозы», позволяет выявить тип эмоционального поведения ребенка: условно нормативный, защитный и демонстративный тип (Ж. Руайер, адаптирована Н. Семаго). Методика позволяет определить тип эмоционального поведения ребенка к родителям.

2.2 Описание и анализ результатов эмпирического исследования

 

 

В рамках исследования проведена диагностика типов эмоционального отношения к дошкольнику в семьях с помощью методики PARI.

Результаты исследования типов эмоционального отношения родителей к ребенку представлены в приложении 6 и наглядно изображены на рисунке 1. Согласно которым отмечается, что у большинства родителей (70,6%) с ребенком оптимальный эмоциональный контакт. У 15,7% испытуемых выявлена излишняя концентрация на ребенке в виде чрезмерной заботы, подавления воли ребенка, подавления агрессивности, вмешательства в личное пространство ребенка, стремлением ускорения развития ребенка.

Рис. 1. Типы эмоционального отношения родителей к ребенку

 

Среди остальных семей (13,7%) выявлена излишняя эмоциональная дистанция, проявляемая как строгость и раздражительность родителей, избегание общения с ребенком.

С помощьюОпросника детско-родительского эмоционального взаимодействия Захарова Е.И. и методики «Родительское сочинение» проведено исследование характера эмоциональных отношений в семье и типа родительского воспитания в семье дошкольников. Результаты исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения показателей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия

Характеристика взаимодействия Среднее значение
1. Способность воспринимать состояние 3,3
2. Понимание причин состояния 2,6
3. Эмпатия 2,1
4. Чувства родителей в ситуации взаимодействия 3,0
5. Безусловное принятие 2,5
6. Принятие себя в качестве родителя 3,6
7. Преобладающий эмоциональный фон 3,0
8. Стремление к телесному контакту 3,2
9. Оказание эмоциональной поддержки 3,2
10. Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия 2,2
11. Умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка 2,4

 

Таким образом, выявлено, что эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия испытуемых имеет следующие характеристики. В полном объеме дети получают эмоциональное отношение по таким параметрам как принятие себя в качестве родителя, преобладание эмоционального фона воспитания, стремление к телесному контакту, оказание эмоциональной поддержки, умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка. Однако в результате исследования выявлен дефицит способности воспринимать состояние ребенка, понимания причин такого состояния, эмпатии, чувства родителей в ситуации взаимодействия, безусловного принятия, ориентации на состояние ребенка при взаимодействии.

Результаты исследования типов родительского воспитания представлены на рисунке 2.

Рис.2. Типы взаимодействия родителя и ребенка

 

По результатам исследования типов родительского воспитания отмечается, что у большинства родителей преобладает такой тип воспитания как «родитель-диктатор» – 48%.

Этот стиль воспитания характеризуется чрезмерным вниманием, контролем и гиперопекой ребенка. Все заслуги ребенка родитель приписывает себе, при этом, считая, что самостоятельно его ребенок просто не выживет.

Зачастую такое поведение родителя обусловлено прошлыми проблемами в деторождении или реальными проблемами со здоровьем ребенка, что естественно формирует у родителя страх утраты ребенка, и как следствие, гиперопеку и чрезмерное ограничение ребенка.

В 26% семей выявлен стиль воспитания «ребенок - диктатор». В данном случае родитель во всем уступает ребенку, что является отчасти следствием манипулятивного поведения со стороны ребенка, что провоцирует также чувство вины родителя. Такого рода ситуации возникают при наличии астенических черт у родителя, либо ситуация копирования стиля родительского воспитания в своей семье.

В такого рода семьях дети не обременены ответственностью, смело отказывают своим родителям, зная, что их всё равно простят. Такой стиль воспитания формирует гипертимный или неустойчивый тип характера.

Наличие у 16% семей «дистантного» типа воспитания, говорит о наличии такой ситуации в семьях, когда ребенок бывает зачастую «забытым». Слишком большое количество времени ребенок проводит в окружении людей, заменяющих родителей или просто в одиночестве. Применение данного типа свидетельствует о наличии у родителя слабости и неразвитости черт характера, что зачастую обусловлено слабостью эмоционально-волевой сферы.

Необходимо отметить, что наличие отвержения ребенка, также может быть следствием негативных стереотипов, выражающихся в отношении к полу ребенка, то есть идентификация ребенка как носителя нежелательных черт.

«Гармоничный» тип воспитания выявлен у 10% родителей. Преобладание такого типа говорит о наличии баланса между ценностью ребенка для родителя и уважением к себе. Такого рода стиль воспитания является наиболее гармоничным для полноценного формирования личности ребенка на основе уважения к нему и гармоничного и продуктивного общения, также построенного на принципах уважения, сотрудничества, партнерства.

Таким образом, по результатам исследования типов родительского воспитания отмечается, что у большинства родителей преобладает такой тип воспитания как «родитель-диктатор», следующими, наиболее выраженными типами являются «ребенок-диктатор», «дистантный», «гармоничный».

Диагностика особенностей эмоционального благополучия личности старшего дошкольника позволила выявить особенности эмоционального отношения ребенка к семье.По результатам диагностики проективной методики «Рисунок семьи» было оценено эмоциональное отношение ребенка к семье (рис.3).

Рис. 3. Типы эмоционального отношения детей к родителям

 

Тип эмоционального отношения ребенка «эмоциональное благополучие» выявлен у 43,1% детей. Что проявляется в безусловном принятии родителя, стремлением быть похожим на него, стремлении к сотрудничеству и дружбе с родителем. У 27,5% детей выявлено эмоционально нестабильное отношение к родителям. Что свидетельствует о высокой степени зависимости поведения ребенка от эмоциональных проявлений родителя. У 29,4% выявлено эмоциональное неблагополучие, характеризуемое в ряде случаев как отсутствие идентификации себя с членами своей семьи, отсутствие ощущения безопасности, понимания и сопереживания в своей семье, что в итоге детерминирует агрессивное поведение ребенка.

Далее проведено исследование структуры круга значимого общения детей, с помощью показателя «кого поселит ребенок вместе с собой». Использованы параметры - эмоциональное непринятие и близость (рис. 4).

Рис. 4. Типы эмоционального принятия ребенком своих родителей

Выявлено, что 62,7% детей испытывают принятие своих родителей, эмоциональную близость с ними.

37,3% детей не принимают родителей, считая, что им лучше быть в стороне от них.

Далее проведено исследование особенностей эмоционального поведения личности старшего дошкольника в семье с помощью проективной методики «Метаморфозы», которая дает возможность диагностировать одно из трех типов эмоционального поведения: условно нормативный, демонстративный или защитный тип (рис.4).

Рис. 4. Типы эмоционального поведения дошкольника в семье

С помощью исследования выявлено, что у 45,1%детей преобладает условно нормативный тип поведения, характеризуемый с одной стороны послушностью и управляемостью ребенка, с другой стороны умением отстаивать свои интересы.

У 29,4% детей выявлено преобладание демонстративного типа поведения, характеризуемый чрезмерной потребностью ребенка во внимании родителей, при этом низким уровнем уважения к родителям и неуправляемостью.

У 25,5 % детей преобладает защитный тип, основанный на потребности защиты путем уединения от родителей и отсутствием доверия к ним.

 

 

2.3 Исследование взаимосвязи показателей семейных отношений и особенностей эмоционального благополучия в семьях старших дошкольников

 

 

Выявление взаимосвязи родительского отношения и особенностей эмоционального благополучия, которое включает эмоциональное отношение, эмоциональное принятие и эмоциональное поведение ребенка, было осуществлено с помощью корреляционного анализа Спирмена.

С помощью исследования определены достоверные при р<0,05 взаимосвязи типов воспитания с эмоциональным отношением родителей к детям (приложение 7).

Эмоциональная нестабильность ребенка проявляется при типе воспитания «родитель-диктатор» (0,878) и «дистанционном» типе воспитания (0,811).

Эмоциональное неблагополучие имеет положительную взаимосвязь с излишней концентрацией на ребенке (0,754) и конфликтным типом воспитания (0,707), что по всей вероятности лишает ребенка уверенности в себе.

Также эмоциональное неприятие ребенком своих родителей положительно коррелирует с излишней дистанцией (0,666).

Отрицательные взаимосвязи выявлены между защитным типом эмоционального поведения ребенка и эмпатией (-0,514), что может свидетельствовать о пользе положительного отношения к ребенку на пути устранения необходимости ребенка к применению оборонительно-защитной позиции при общении. Чем в большей степени родители проявляют безусловное положительное отношения ребенка, его принятие таким, какой он есть, безоценочное отношение к ребенку, тем в меньшей степени у ребенка проявляется необходимость «закрываться», проявлять агрессивное защитно-оборонительное эмоциональное отношение к родителям.

Отрицательная взаимосвязь показателей между стремлением к телесному контакту и эмоциональной нестабильностью (-0,497), может свидетельствовать об эффективности телесного контакта с родителем, в частности, чем чаще происходят объятия, рукопожатия, тем эффективнее происходит стабилизация эмоционального фона ребенка.

Отрицательная взаимосвязь показателей между принятием себя в качестве родителя и эмоциональным неприятием ребенком родителя (-0,374) означает важность эмоционального состояния, самооценки и самоопределения самого родителя. Чем гармоничнее родитель принимает себя в качестве родителя, чем выше его уверенность в своих силах и своем авторитете, тем легче ребенку таким же образом гармонично воспринимать личность своего родителя, его стиль воспитания.

Отрицательная взаимосвязь показателей между ориентацией родителя на состояние ребенка при построении взаимодействия и демонстративным типом эмоционального поведения (-0,355) говорит о том, что соблюдение таких условий взаимодействия как стремление чутко и тонко улавливать и дифференцировать эмоциональное состояние ребенка, стремление налаживания сотрудничества, учет индивидуальных особенностей ребенка обеспечивает естественное эмоциональное поведение ребенка, отсутствие необходимости вести себя искусственно, согласно требованиям, отсутствие излишне эмоциональных и агрессивных реакций ребенка, отсутствие тенденции ребенка и скрытности и подмене своих настоящих эмоций. Что, в свою очередь, является характеристиками эмоционального благополучия ребенка.

Таким образом, с помощью анализа взаимосвязи показателей семейных отношений и особенностей эмоционального благополучия в семьях старших дошкольников выявлено, что эмоциональное благополучие ребенка наиболее проявляется при оптимальном эмоциональном контакте со стороны родителей. Выделенные параметры эмоционального благополучия, а именно эмоциональное поведение ребенка в семье, эмоциональное отношение ребенка в семье и эмоциональное принятие родителей, имеют взаимосвязи с типами семейного воспитания и эмоциональным отношением родителей к своим детям. При оптимальном эмоциональном контакте между родителями и ребенком наблюдается эмоциональное благополучие, а при излишней концентрации на ребенке – эмоциональное неблагополучие.

 

Заключение

 

В ходе исследования достигнута поставленная цель – проведено теоретическое и эмпирическое изучение взаимосвязи семейных взаимоотношений с особенностями эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

Изучение теоретических основ семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия старшего дошкольника позволяет сделать следующие выводы.

Дошкольный возраст, будучи периодом активного познания ребенком окружающего мира является одним из наиболее важных периодов формирования эмоционально-волевой и ценностных сфер личности ребенка. Основу, которых составляют отношения в семье, прежде всего, с матерью. Семья является своего рода призмой, через которую ребенок смотрит на мир, оценивая его и вырабатывая стратегии поведения.

Эмоциональное благополучие является совокупностью устойчивых эмоциональных состояний ребенка. Поэтому ответственность за наличие или отсутствие эмоционального благополучия ребенка несут, прежде всего, родители.

Стиль воспитания является комплексным понятием, включающим в себя, прежде всего, такие характеристики, как принятие или непринятие ребенка, эмоционально-оценочное отношение и способы проявления заботы. На базе такой трактовки разными исследователями определены стили воспитания.

В ходе эмпирического исследования особенностей семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старших дошкольников, определено, что у большинства родителей преобладает тип воспитания как «родитель-диктатор», следующими, наиболее выраженными типами являются «ребенок-диктатор», «дистантный» и «гармоничный» стили воспитания.

Исследование эмоциональной сферы детей выявило, что эмоциональное благополучие присутствует у 43,1% дошкольников, у 27,5% детей - нестабильное отношение к родителям, у 29,4% детей - эмоциональное неблагополучие. Эмоциональная близость со своими родителями выявлено у 62,7% дошкольников, у 37,3% детей выявлено непринятие своих родителей. Типами эмоционального реагирования являются условно нормативный тип у 45,1%, демонстративный тип - 29,4% детей, защитный тип – 25,5%. В целом данная картина характеризует наличие проблем в большей части исследуемых семей.

Исследование значимых взаимосвязей показателей исследования выявили взаимосвязь семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия ребенка дошкольника.

Преобладание демонстративного типа поведения ребенка обусловлено отсутствием чуткого отношения родителей к эмоциям ребенка, причинам их появления, отсутствием доверия ребенка к родителям, что выражается во всевозможных протестах. Защитный тип поведения у ребенка является следствием высокого уровня требований родителей, строгой регламентацией поведения ребенка, агрессивным и конфликтным поведением родителей.

Эмоциональное благополучие ребенка напрямую зависит от наличия принятия родителем себя как родителя, отсутствием необоснованных страхов, отсутствием критичного и оценочного отношения к ребенку, что в совокупности составляет отношение безусловного принятия ребенка.

Таким образом, гипотезу исследования, основанную на утверждении о том, что существует взаимосвязь между особенностями эмоционального благополучия личности старшего дошкольника и типом семейных отношений можно считать доказанной, так как данные взаимосвязи выявлены.

Список литературы

 

1.Айнсворт М. Привязанность за порогом младенчества.- Новосибирск, 2008.

2.Бадулина Е.В. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников. - М., 2007.

3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1998.

4.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 2009.

5.Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб., 2002.

6.Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери.- М., 1999.

7.Выготский Л.С. Детская психология. – М., 1999.

8.Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2002.

9.Гордон Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеринбург., 2010.

10.Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи.- М., 2008.

11.Дементьева А.С. Воспитательный потенциал современной семьи: монография. - М., 2010.

12.Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. – СПб., 2008.

13. Детский практический психолог. Программы и методические материалы / Под ред. С.В. Шаграевой, О.В. Козловой. М. 2007.

14.Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. – 2005. - №4.

15.Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин А.С. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2001.

16.Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств ребенка. - М., 1998.

17.Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 2010.

18.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. – М., 2010.

19.Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. – 2007.- №1

20.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М., 2007.

21.Ковалев С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. - М., 2004.

22.Коломинский Я.Л Психология взаимоотношений в малых группах - М., 2005.

23.Кошелева А.Д Роль семьи в становлении эмоционального отношения ребенка к миру // Детский сад от А до Я. - 2006. - №4.

24.Кулакова Е. Изучение эмоционального сочувствия дошкольника в семье // Обруч. – 2008. - №5

25. Кучерова Е.В Эмоциональное благополучие детей как показатель их психологического здоровья// А.В.Запорожец и современная наука о детях. - М., 2007.

26.Лебединский В.В., Никольская О.С., Баянская Е.Р, Либлина М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. - М., 2000.

27.Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М., 2008.

28.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 1999.

29.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие.-М, 2004.

30.Любина Г. Как воспитать ребенка удачника? //Дошкольное воспитание. 1998. №1.

31.Майер А.А. Развитие эмоциональной сферы как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста / А.А. Майер // Психолог в детском саду. – 2001, № 1

32. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 2000.

33.Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 2000.

34. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М., 2009.

35. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. – 2008.

36.Мудрость воспитания: Кн. для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - М., 2006.

37.Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

38. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- 3-е изд. - М., 2001.

39. Олифирович Н.И, Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.А. Психология семейных кризисов. – СПб. 2007.

40.Островская Л.Ф. Педагогические знания - родителям: (Материалы семинаров для родителей). Пособия для воспитателя д/у. - М., 2005.

41.Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М., 1998.

42.Психология. / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2000.

43.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000.

44.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования./ Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2006.

45.Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета- 2009., №1.

46.Родители и дети: психология взаимоотношений / Под редакцией Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. – М., 2004.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Разработка индивидуальных комплексов направленного действия | ВВЕДЕНИЕ. Глава 1. Методы принятия управленческих решений: теоретический аспект

Date: 2015-11-14; view: 1213; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию