Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика проведения исследования
Методологической базой данного исследования явились положения системного подхода к феномену родительства (Р.В.Овчарова, Г.Г.Филиппова и др.); концепции личности как активного субъекта жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др.); основные положения современной теории семьи (А.И.Антонов, С.И.Голод, В.Н.Дружинин, К.Роджерс, В.Сатир, Л.Б.Шнейдер и др.). Выборка исследования. В проведенном нами исследовании приняли участие женщины, наблюдающиеся в связи с беременностью в женских консультациях г. Гродно, отобранные методом случайной выборки, и их мужья. Общее количество принявших участие в исследовании – 51 семья: · Экспериментальную группу (ЭГ) составили 22 семьи, где родители злоупотребляют алкоголем. 12 семей ожидают ребенка впервые, 10 – второго или третьего ребенка. · Контрольную группу (КГ) составили 29 полных благополучных семей, состоящие в официальном браке. Из 58 человек выборки 23 человека ожидают первого ребенка, 35 человек уже имеют опыт родительства и ожидают второго или более ребенка. Исследование проводилось в несколько этапов: 1. Поисковый этап, в процессе которого осуществлялся теоретический анализ литературы, определялись концептуальные подходы к разработке проблемы, разрабатывалась программа исследования, уточнялись конкретные методики исследования. 2. Опытно-экспериментальный этап, в ходе которого было проведено эмпирическое исследование, включающее ряд методик количественного анализа изучаемой проблемы. 3. Обобщающий этап, в течение которого было завершено эмпирическое исследование, произведена математическая обработка, описание и анализ полученных данных, уточнены теоретические выводы. В исследовании в связи со спецификой поставленной цели и задач мы посчитали целесообразным использование следующих методов: 1. Беседа с будущими родителями. В исследовании специфики трудностей, с которыми сталкивается женщина на этапе принятия роли матери, в процессе беседы беременным женщинам предлагалось ответить на два вопроса: 1) какие ситуации своей жизни, связанные с беременностью, сейчас вы бы назвали трудными? 2) что вызывает беспокойство, заставляет переживать, волноваться вас в период ожидания ребенка? Женщины отвечали на эти вопросы на первой половине беременности (до 4-х месяцев) и в интервале между 7-ым и 9-ым месяцами беременности. Мужчинам (отцам будущих детей) также было предложено ответить на два вопроса: 1) какие ситуации, связанные с беременностью жены, в своей жизни сейчас вы бы назвали трудными? 2) что вызывает беспокойство, заставляет переживать, волноваться вас в период ожидания ребенка? Полученные ответы были проанализированы методом контент-анализа. 2. Психодиагностичекие методики. 1) при опросе женщин: · Методика «Тест отношений беременной» - для выявления отношения к себе женщины как к беременной, ее отношения к системе «мать - ребенок» и ее отношения к отношениям к ней окружающих (Приложение 1); 2) при опросе и женщин, и мужчин: · модифицированный вариант методики «20 утверждений самоотношения» М.Куна и Т. Мак-Партленда – для выявления субъективного семантического пространства представлений о себе как о матери (об отце) (автор – Р.В.Манеров) (Приложение 2); · методика «Представления о своем ребенке» (автор – Р.В.Манеров) (Приложение 3); Рассмотрим более подробно использованные в исследовании психодиагностические методики. Методика «Тест отношений беременной». Состояние беременной женщины, особенно в критические периоды развития органов и систем плода, может существенно влиять на его развитие в целом, на особенности формирующихся психических функций будущего ребенка, а значит, и определять во многом его постнатальное развитие и здоровье. В процессе изучения особенностей протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины И. А. Аршавский, основываясь на учении А. А. Ухтомского о доминанте, предложил понятие гестационной доминанты (лат. gestatio — беременность, dominans — господствующий). Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций организма беременной женщины на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Это происходит путем формирования под влиянием факторов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее влияние на другие нервные центры. Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты. Они соответственно определяются биологическими или психическими изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вынашивание и рождение ребенка. Психологический компонент гестационной доминанты представляет особый интерес для психологов, однако в настоящее время исследован он значительно хуже физиологического. Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся при возникновении беременности и формирующих у беременной женшины поведенческие стереотипы, направленные на сохранение гестаиии и на создание условий для развития будущего ребенка. Особенности ПКГД проявляются в отношениях женшины к своей беременности, к ее будущему ребенку. Было выделено 5 типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный. Концептуальной основной создания данного теста послужила теория психологии отношений В. Н. Мясищева, позволяющей рассматривать беременность через призму единства организма и личности. Поскольку личность, по В. Н. Мясищеву, есть динамическая система отношений, тест содержит три блока утверждений, отражающих: A. Отношение женщины к себе беременной Б. Отношения женщины в формирующейся системе «мать-дитя» B. Отношения беременной женщины к отношениям к ней окружающих В каждом блоке есть три раздела, в которых шкалируются различные понятия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов ПКГД. Испытуемой предлагается выбрать один из них, наиболее соответствующий ее состоянию. Блок А (отношение женщины к себе беременной) представлен следующими разделами: I. Отношение к беременности. II. Отношение к образу жизни во время беременности. III. Отношение во время беременности к предстоящим родам. Блок Б (отношения женщины в формирующейся в течение девяти месяцев беременности системе «мать—дитя») представлен следующими разделами: I. Отношение к себе, как к матери. II. Отношение к своему ребенку. III. Отношение к вскармливанию ребенка грудью. Блок В (отношения беременной женщины к отношениям к ней окружающих) представлен следующими разделами: I. Отношение ко мне беременной мужа. II. Отношение ко мне беременной родственников и близких. III. Отношение ко мне беременной посторонних людей. Тест позволяет не только определить тип ПКГД по преобладанию выбранных утверждений, но и произвести качественный анализ, выявить те отношения, которые нуждаются в коррекции. Тест позволяет выявлять нервно-психические нарушения у беременных женщин на ранних этапах их развития, связывать их с особенностями семейных отношений и ориентировать врачей и психологов на оказание соответствующей помощи. Своевременно и адекватно оказанная помощь не только улучшает ситуацию в семье, течение беременности и родов, но и является профилактикой гипогалактии — недостатка грудного молока (от греч. hypo — снижение, galactos — молоко), послеродовых невротических и психических расстройств. Изменения результатов тестирования, проведенного до начала семейной психотерапии и по ее завершении, можно использовать для оценки эффективности данной работы. Модифицированный вариант методики «20 утверждений самоотношения» Р.В.Манерова. Методика предназначена для выявления представлений мужчины (женщины) о себе как отце (матери). Для однократного обследования одного человека имелся специальный бланк с 10 однотипными незаконченными предложениями. Все предложения начинаются со слов «Как отец (мать) я...». При обработке использовался контент-анализа, который позволил определить содержание представления мужчины и женщины о себе как об отце (матери). Методика «Представления о своем ребенке» Р.В.Манерова. Методика предназначена для выявления смысла своего будущего ребенка для женщины (мужчины). Для обследования одного человека имеется специальный бланк с десятью однотипными незаконченными предложениями. Все предложения начинаются со слов «Для меня ребенок — это...». Для обработки полученных данных использовались методы качественной (обобщения, группировка, сравнительный анализ) и количественной (методы математической статистики) обработки данных.
Date: 2015-11-14; view: 974; Нарушение авторских прав |