Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повышение роли восточных цивилизаций в мировом развитии. Проблемы взаимоотношения Севера и Юга





Миграционное давление "Юга" на "Север"

Оценивая перспективы миграционного перераспределения населения мира в наступившем столетии, нельзя не видеть его больших отличий от двух предыдущих периодов эры современных миграций: второй половины XIX - первой половины XX века и второй половине XX века.

Население Европы (включая Россию), откуда шел основной поток мигрантов в первый из этих периодов, не достигало 300 миллионов человек в середине XIX и не превышало 550 миллионов человек в середине XX века. По отношению к этому населению 60 миллионов эмигрантов были весьма заметной величиной - около 15% европейского населения 1900 года. Основные миграционные потоки из Европы направлялись на очень слабо заселенные земли, но даже и в этом случае не удавалось избежать конфликтов с местным населением, которое, как правило, преодолевалось силой. Тем не менее, в этот период, благодаря заокеанской эмиграции из Европы, были созданы новые современные экономически развитые государства, и в целом экономический и социальный итог этой эмиграции был, скорее, положительным.

К началу XXI века население "Юга" - главного поставщика эмигрантов на "Север" - превысило 5 миллиардов человек. По сравнению с этим населением, те же 60 миллионов эмигрантов за несколько десятилетий - ничтожная величина, хотя это все же, в среднем, 2 миллиона человек в год - для принимающих стран не так уж мало. Но эти ежегодные 2 миллиона иммигрантов прибывают из стран Третьего мира, население которого все еще остается маломобильным. А ведь так будет не всегда. Модернизационные процессы неизбежно повышают мобильность населения развивающихся обществ, что, в сочетании с продолжающимся ростом его численности и углублением экономического и социального неравенства между богатым "Севером" и бедным "Югом", неизбежно приведет к взрывоподобному росту числа желающих эмигрировать с "Юга" на "Север".

Даже если предположить ситуацию, симметричную европейской ситуации столетней давности, - ежегодную эмиграцию в страны "Севера" 0,1% населения "Юга" (примерно столько ежегодно выезжало из Европы в конце XIX-начале XX в., хотя в пиковые годы доля эмигрантов достигала 0,5% ее населения), то эти страны должны будут принимать 6-7 миллионов человек в год. А действительное число желающих уехать из перенаселенных и сотрясаемых социальными конфликтами бедных стран может оказаться и большим. Можно почти не сомневаться, что при таком развитии событий в наступившем столетии ограниченная миграционная емкость государств "Севера", даже если их круг несколько расширится за счет некоторых "переходных" стран, окажется намного меньшей, чем соответствующие потребности "Юга".

Развитые страны-реципиенты привыкли думать, что именно они контролируют миграционные потоки. Так, по-видимому, думают и российские власти, полагающие, что все ключи находятся в их руках: как они решат, так и будет, спорить можно лишь о том, какое решение оптимально с точки зрения внутренних интересов России. Эта логика соответствует тому этапу миграционного взаимодействия "Юга" и "Севера", который уже закончился. На том этапе главный "мотор", приводивший в движение миграционные потоки, действительно находился в странах-реципиентах. Но коль скоро такие потоки сложились, они приобрели свои собственные движущие силы и, нарастая, все меньше считаются с волей стран-реципиентов и все больше отражают ситуацию в странах-поставщиках мигрантов. Когда легальные миграционные каналы, предоставляемые странами-реципиентами, оказываются слишком узкими, возникают нелегальные каналы, что и происходит на наших глазах. По некоторым оценкам, конечно, весьма приблизительным, в середине 1990-х годов число нелегальных мигрантов в США приближалось к 5 миллионам, в Европе - к 3 миллионам. Проблема незаконной миграции все явственнее выходит на первый план, включается в число проблем, в наибольшей степени занимающих политиков и общественное мнение в странах-реципиентах. За всем этим как раз и стоит миграционное давление "Юга" на "Север", которое несомненно будет быстро нарастать и контролировать которое будет с каждым годом сложнее. Какое-то время будет с переменным успехом идти соревнование "брони" и "снаряда", будут совершенствоваться как способы миграционного контроля, так и способы нелегального проникновения в обход этого контроля, дальнейшее же развитие событий предсказать трудно. Ясно одно: в XXI веке коллизия между миграционным давлением "Юга" на "Север", с одной стороны, и ограничительными мерами "Севера", с другой, неизбежно обострится. Сейчас невозможно предвидеть все возможные варианты разрешения этого противоречия. Нынешние прогнозы мирового населения, разрабатываемые ООН и независимыми исследователями, обычно не отводят миграциям "Юг" - "Север" большой роли в межрегиональном перераспределении населения, но это отражает, скорее, позицию стран "Севера", нежели реальную ситуацию, которая может сложиться в мире в тот или иной момент будущего.

Демографическое давление "Юга" на "Север" способно принять самые разные формы, при определенных критических обстоятельствах может соединиться с военно-политическим давлением, привести к крупномасштабной перекройке политической карты мира и т. п. На фоне такого рода угроз рутинная экономическая миграция, позволяющая "выпускать пар" из перегретого котла "Юга", укреплять мосты между "Севером" и "Югом" и не доводить дело до взрыва, выглядит все же менее опасным решением. Но считать его абсолютно безопасным тоже нет оснований. Поэтому размышления о стратегической перспективе "Севера", а значит и любой входящей в него страны, привлекательной для мигрантов, требуют весьма внимательного изучения всего глобального миграционного контекста и выработки решений, может быть, очень нетривиальных. Ограничительный миграционный контроль, отделяющий законных иммигрантов от незаконных, скорее всего, надолго станет важнейшим элементом миграционной политики таких стран. Но отказаться от приема законных иммигрантов, может быть, и довольно многочисленных, развитые страны не смогут, а для такой страны, как Россия, это было бы и вовсе неразумно. Поэтому главным звеном, истинным ядром миграционной политики стран-реципиентов должен быть все-таки не полицейский контроль. Им должна стать система очень серьезных мер по ускоренной всесторонней интеграции законных иммигрантов и их детей в принимающие общества. Выработать такую систему мер, создать необходимые для этого институты, обеспечить их соответствующими ресурсами намного сложнее, чем ужесточить пограничный контроль или повсеместную проверку документов. На это придется потратиться - по крайней мере, тем, кто хочет с наименьшими потерями встретить и этот вызов XXI века.

 

 

БИЛЕТ №22.

Date: 2015-11-14; view: 297; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию