Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примечания. 1. ↑ Термин русские или русские люди («рустии людие» у мниха Иакова) как самоназвание народа появился позднее ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
1. ↑ Термин русские или русские люди («рустии людие» у мниха Иакова) как самоназвание народа появился позднее, в XI веке 2. ↑ Древнейшие упоминания отмечены в русско-византийских договорах (ПВЛ) и «Русской правде» 3. ↑ Н. Тихомиров. Русское летописание. — М., 1979. — с. 22-48.: критика норманизма 4. ↑ Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М.,изд-во АН СССР, 1950, с.106. 5. ↑ Этимологический словарь М. Фасмера (слово Русь); Е. А., Петрухин В. Я., НАЗВАНИЕ «РУСЬ» В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (IX—X вв.): Вопросы истории — № 8 — 1989 6. ↑ «Синеус» и «Трувор», возможно, являются не именами реальных людей, а хвалебными эпитетами, которые автор ПВЛ не смог перевести. 7. ↑ "В лѣто 6420. Посла Олегъ мужи свои … от рода рускаго — Карлы, Инегелдъ, Фарлофъ, Веремудъ, Рулавъ, Гуды, Руалдъ, Карнъ, Фрелавъ, Рюаръ, Актеву, Труанъ, Лидуль, Фостъ, Стемиръ, иже послани от Олга, великаго князя рускаго… 8. ↑ Славяне и скандинавы (Сборник) 9. ↑ «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-петербургской императорской и Королевской шведской академий наук», Глава 8. 10. ↑ Предисловие к Великопольской хронике 11. ↑ Д. И. Иловайский, Начало Руси. (Разыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю) М. 2006, ISBN 5-17-034145-8, ISBN 5-271-13162-9 12. ↑ Н. Тихомиров. Русское летописание. — М., 1979. — с. 22-48. 13. ↑ Кузьмин А. Г. «Варяги» и «Русь» на Балтийском море. Из «Вопросы истории», 1970, № 10. 14. ↑ Matla-Kozlowska M. The Sources of Annales Magdeburgenses Brevissimi in the Context of 'Foreign' Entries in Polish and Czech Annals 15. ↑ Видукинд Корвейский, «Деяния саксов», 3.54 16. ↑ Удельный вес керамики южнобалтийского облика (фельдбергской и фрезендорфской), среди других керамических типов и прежде всего «в древнейших горизонтах культурного слоя» многих памятников Северо-Западной Руси (Старой Ладоги, Изборска, Рюрикова городища, Новгорода, Луки, Городка на Ловати, Городка под Лугой, неукрепленных поселений — селища Золотое Колено, Новые Дубовики, сопки на Средней Мсте, Белоозера и других). Так, на посаде Пскова она составляет более 81 % (Белецкий С. В. Культурная стратиграфия Пскова (археологические данные к проблеме происхождения города) // КСИА. Вып. 160. М., 1980. С. 7-8) 17. ↑ в Городке на Ловати около 30 % Горюнова В. М. О западных связях «Городка» на Ловати (по керамическим материалам) // Проблемы археологии и этнографии. Вып. 1. Л., 1977. С. 53, примеч. 2; ее же. О раннекруговой керамике на Северо-Западе Руси // Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья. Л., 1982. С. 42) 18. ↑ В Городке под Лугой ее выявлено 50 % из всей достоверно славянской (Лебедев Г. С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977. С. 119) (и эта посуда не является привозной, а производилась на месте, о чем говорит как объем ее присутствия, так и характер сырья, шедшего на ее изготовление (Смирнова Г. П. О трех группах новгородской керамики X — начала XI в. // КСИА. Вып. 139. М., 1974. С. 20 19. ↑ В целом для времени X—XI вв. в Пскове, Изборске, Новгороде, Старой Ладоге, Великих Луках отложения, насыщенные южнобалтийскими формами, представлены, по оценке С. В. Белецкого, «мощным слоем» (Белецкий С. В. Биконические сосуды Труворова городища // СА. 1976. № 3. С. 328—329). 20. ↑ В. В. Седов о краниологическом материале северной Руси высказался следующим образом: «Ближайшие аналогии раннесредневековым черепам новгородцев обнаруживаются среди краниологических серий, происходящих из славянских могильников Нижней Вислы и Одера. Таковы, в частности, славянские черепа из могильников Мекленбурга, принадлежащих ободритам». К тому же типу, добавляет ученый, относятся и черепа из курганов Ярославского и Костромского Поволжья, активно осваиваемого новгородцами. Вместе с тем он, давая оценку популярной в науке гипотезе о заселении Приильменья славянами из Поднепровья, отмечает, что «каких-либо исторических и археологических данных, свидетельствующих о такой миграции, в нашем распоряжении нет». Более того, подчеркивает Седов, по краниологическим материалам связь славян новгородских и славян поднепровских «невероятна». Антропологические исследования, проведенные в 1977 г. Ю. Д. Беневоленской и Г. М. Давыдовой среди населения Псковского обозерья, отличающегося стабильностью (малое число уезжающих из деревень) и достаточно большой обособленностью, показали, что оно относится к западнобалтийскому типу, который «наиболее распространен у населения южного побережья Балтийского моря и островов Шлезвиг-Гольштейн до Советской Прибалтики…» (Алексеев В. П. Происхождение народов Восточной Европы (краниологическое исследование). М., 1969. С. 207—208; Алексеева Т. И. Славяне и германцы в свете антропологических данных // ВИ. 1974. № 3. С. 66; Седов В. В. К палеоантропологии восточных славян // Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. М., 1977. С. 154; его же. Восточные славяне в VI—XIII вв. С. 8, 66; Беневоленская Ю. Д., Давыдова Г. М. Русское население Псковского обозерья // Полевые исследования Института этнографии. 1977. М., 1979. С. 187—188). 21. ↑ Н. М. Петровский, проанализировав новгородские памятники, указал на наличие в них бесспорно западнославянских особенностей. Д. К. Зеленин, в свою очередь, обратил внимание на балтославянские элементы в говорах и этнографии новгородцев. Исходя из этих фактов, оба исследователя пришли к выводу, что близость в языке и чертах народного быта новгородцев и балтийских славян можно объяснить лишь фактом переселения последних на озеро Ильмень. И это переселение, по мнению Зеленина, произошло так рано, что до летописца XI в. «дошли лишь глухие предания об этом» (Петровский Н. М. Указ. соч. С. 356—389; Зеленин Д. К. О происхождении северновеликоруссов Великого Новгорода // Доклады и сообщения Института языкознания АН СССР. М., 1954, № 6. С. 49-95) 22. ↑ С. П. Обнорский отметил западнославянское воздействие на язык Русской Правды, объясняя это тем, что в Новгороде были живы традиции былых связей со своими сородичами. В середине 1980-х гг. А. А. Зализняк, основываясь на данных берестяных грамот, запечатлевших разговорный язык новгородцев XI—XV вв., заключил, что древненовгородский диалект отличен от юго-западнорусских диалектов, но близок к западнославянскому, особенно севернолехитскому. Академик В. Л. Янин недавно особо подчеркнул, что «поиски аналогов особенностям древнего новгородского диалекта привели к пониманию того, что импульс передвижения основной массы славян на земли русского Северо-Запада исходил с южного побережья Балтики, откуда славяне были потеснены немецкой экспансией». Эти наблюдения, обращает внимание ученый, «совпали с выводами, полученными разными исследователями на материале курганных древностей, антропологии, истории древнерусских денежно-весовых систем и т. д.» (Обнорский С. П. Русская Правда как памятник русского литературного языка // Его же. Избранные работы по русскому языку. М., 1960. С. 143—144; Зализняк А. А. Наблюдения… С. 151; Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1977—1983 гг.). С. 217—218; Янин В. Л. 70 лет Новгородской археологии. Итоги и перспективы // Ладога и истоки российской государственности и культуры. С. 80). 23. ↑ Трубачёв О. Н. К истокам Руси 24. ↑ Вернадский Г. В. Глава VII. Скандинавы и русский каганат (737—839 гг.) // История России — 1943 Т. 1: «Древняя Русь». 25. ↑ [1] Галкина Е. С. Тайны Русского каганата. «Вече», 2002. 26. ↑ 12 М. Ю. Брайчевский. «Русские» названия порогов у Константина Багрянородного 27. ↑ М. Я. Сюзюмов К вопросу о происхождении слова Pως, Pωσια, РОССИЯ // Вестник древней истории, 1940. № 2 28. ↑ Автор схолий к сочинению Аристотеля «О небе» неизвестен. Его часто путают с ритором конца IV века Фемистием, который написал схолии к другим сочинениям Аристотеля. Не исключено, что аноним жил в IX—X вв, так как использовал этноним арабы (вместо сарацины), крайне редко использовавшийся греками в IV—VII вв. 29. ↑ Гипербореями античные авторы обычно называли мифические или утопические народы севера. В. В. Латышев цитирует этот отрывок по собранию сочинений Аристотеля, изданному Берлинской академией наук в 1836 г. В. Латышев. «Известия…» // Вестник Древней истории, 1947, № 2, стр. 332. 30. ↑ Известно о существовании в Северном Причерноморье племени неясного этнического происхождения с созвучным названием, росомонов. Также см. североиранскую гипотезу выше. Точка зрения совр. историков на этноним русь отражена в учебном пособии для вузов под ред. Е. А. Мельниковой, «Древняя Русь в свете зарубежных источников», -М., 1999, стр. 11, ISBN-5-88439-088-2 31. ↑ Цукерман К. «Два этапа формирования Древнерусского государства» 32. ↑ Датировка набега 813 годом неправильна, так как привязана к эдикту императора Михаила. Данный эдикт о замужестве вдов за иностранных христиан был выпущен императором Феофилом, и набег мавров имел место около 828 года. 33. ↑ Life of St. Athanasia of Aegina 34. ↑ Вторая гомилия патриарха Фотия на нашествие росов 35. ↑ Окружное послание Фотия, Патриарха Константинопольского, к Восточным Архиерейским Престолам 36. ↑ Продолжатель Феофана. Царствование Романа I. 37. ↑ Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. Книга IV. Михаил III 38. ↑ 12 Константин Багрянородный. Об управлении империей. 39. ↑ Бертинские анналы. Год 839.— Анналы Сен-Бертенского монастыря 40. ↑ Лиутпранд Кремонский, Книга воздаяния («Антаподосис»), кн.5, XV 41. ↑ Написана в двух редакциях: около 847 года и до 886 года, текст о русах есть в обеих. 42. ↑ Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. М. 1986; 43. ↑ А. Я. Гаркави, Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. Из книги «История царей» Абу-Джафара Мухаммеда ибн-Джарира ибн-Язида ат-Табари. СПб. 1870. 44. ↑ Ибн-Фадлан. «Записка» о путешествии на Волгу 45. ↑ Фрагмент Ибн-Даста (Ибн-Руста) о русах по Гаркави; 46. ↑ Слово лудзгана восстанавливается как ладожане или урмане (норманы). 47. ↑ Аль-Масуди, «Россыпи золота», гл. XVII 48. ↑ Ибн Мискавейх. Набег русов на Бердаа в 944—45 году. 49. ↑ Биографические заметки о Абу Зайде ал-Балхи 50. ↑ Из «Книги путей и государств» Абуль-Касима Мухаммеда, известного под прозванием Ибн-Хаукаля 51. ↑ «Книга о пределах мира от востока к западу» (Худуд ал-Алам). § 44. Рассказ о стране русов и её городах. 52. ↑ Коковцев П. К., «Еврейско-хазарская переписка в X веке». Отрывок из письма неизвестного хазарского еврея X века. 53. ↑ Коковцев П. К., «Еврейско-хазарская переписка в X веке». Пространная редакция ответного письма хазарского царя Иосифа. 54. ↑ А. Н. Кирпичников, Ладога и Ладожская земля VIII—XIII вв. 55. ↑ Статья об археологии ярославских могильников 56. ↑ Могильник Плакун, сжигание в ладье по типу В2 (Бирка), датируется 1-й половиной IX века. Гнездовские захоронения по типу В1 (Бирка) датируются X веком. Лебедев Г. С. Шведские погребения в ладье VII—XI веков: Скандинавский сборник XIX. — Таллин: «Ээсти Раамат», 1974 57. ↑ Г. С. Лебедев. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л.: Изд. Ленинградского университета, 1985. Гл. 2.1 58. ↑ В. Н. Седых, Северо-запад России в эпоху викингов по нумизматическим данным: доклад на 5-й ежегодной научной конференции в Петербурге: «Санкт-Петербург и страны Западной Европы» (23-25 апреля 2003 г.) 59. ↑ Лепная керамика изготавливается в семье исключительно для семейных нужд и не идёт на продажу, поэтому распространение в Северной Руси южнобалтийской лепной керамики свидетельствует о массовых переселениях жителей Южной Балтии. Источники сообщают о переселении на Русь в IX веке только варягов-руси. 60. ↑ глава «Летописные варяги — выходцы с берегов Южной Балтики» в книге В. В. Фомин: «Варяги и Варяжская Русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М., «Русская панорама», 2005 61. ↑ В. Я. Конецкий: «Центр и периферия Приильменья: особенности социально-политического развития» 62. ↑ А. В. Плохов: «Связи между Скандинавией и Поволховьем по керамическим материалам» из сборника «Современность и археология: Международные чтения, посвящённые 25-летию Староладожской археологической экспедиции» СПб., 1997. С 85-87. 63. ↑ Rurikid Dynasty DNA Project. Ссылки · Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Название «Русь» в этнокультурной истории Древнерусского государства (IX—X вв.) // Вопросы истории. 1989. № 8. С. 24-38. · Подборка публикаций Работы норманистов · Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. Работы антинорманистов · Кузьмин А. Г. Два вида русов в юго-восточной Прибалтике · Его же. Варяги и Русь · Его же. Сведения иностранных источников о руси и ругах · Седов В. В. Древнерусская народность. Русы · Фомин В. В. Южнобалтийское происхождение варяжской руси · Его же. Варяги и варяжский вопрос в судьбе России
Date: 2015-11-14; view: 321; Нарушение авторских прав |