Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Полевые материалы
Как вести переговоры1 Противоконфликтные методики уже давно начали использоваться на межличностном, межгрупповом уровнях в семейных и трудовых отношениях. Но в организационных и политических конфликтах у нас абсолютно преобладают усилия, часто огромные, но исходящие из здравого смысла, жизненного опыта, интуиции тех, кто пытается предупредить, остановить или преодолеть конфликт. Между тем в противоконфликтных методиках содержится значительный ресурс дееспособности субъектов, заинтересованных в мирном прекращении конфликта. Особенно это относится к использованию переговорной технологии. Упрощенное и краткое описание ее дается ниже. 1 Когда начинался конфликт вокруг Чечни, депутат Государственной Думы В.Н Лысенко попросил меня подготовить методические рекомендации по ведению многосторонних переговоров с участием депутатов, представителей Администрации Президента, чеченских лидеров (местных и московских) Представители нескольких организаций — государственных и общественных — начали было двигаться по этой методике, но участники со стороны президентской Администрации были отозваны, и переговоры потеряли смысл. 1. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ С точки зрения успеха переговоров нетехнологичны следующие действия и ситуации. 1.1. Предлагаются результаты переговоров до самих переговоров, что ос 1.2. Не соблюдается равновесие сторон, когда многообразие участников с 1.3. Размываются субъекты переговоров, отчего возникает проблема слож 1.4. Пренебрежение процедурной составляющей переговоров, правилами их 2. ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ 2.1. В начале следует решить задачу формирования самого механизма пе 2.2. Рискованно переступать через стадии переговоров, стремясь к главной 2.3. Естественное желание сторон вести поначалу переговоры по модели 2.4. Компромисс - не единственный способ достижения положительного 2.5. Необходимо стремиться к юридизации переговоров, т. е. документаль 2.6. В процессе переговоров следует избегать политических, идеологичес 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПЕРЕГОВОРОВ 3.1. Полноценные переговоры предполагают участие в них следующих субъектов. 3.1.1. Конфликтующие стороны: вовлеченные в конфликт (физически или 3.1.2. Посредники (представители относительно нейтральных правительств, 3.1.3. Медиаторы: специалисты по методике проведения переговоров (технологи). Субъекты могут создавать также группы экспертов по конкретным вопросам. 3.2. Конфликтующие стороны. Определение субъектов от конфликтующих 3.2.1. Разовое уполномочивание глав и членов делегации соответствующей 3.2.2. Поэтапное уполномочивание участников переговоров населением, 3.2.3. Многоканальные переговоры (по принципу "кто с кем сможет") с пос 3.3. Посредники. Являются неконфликтующей стороной переговоров, при Посредники выбираются или приглашаются вовлеченными в конфликт сторонами. По поручению последних посредники могут получить статус гаранта выполнения или наблюдателя за выполнением договоренностей. 3.4. Медиаторы. Выступают независимым наемным коллективным субъек 4. СТАДИИ ПЕРЕГОВОРОВ Стадирование переговорного процесса сильно варьирует в зависимости от ситуации, но в общем виде предполагает следующую последовательность. 4.1. Согласование механизма переговоров (субъекты, технология, органи 4.2. Подготовка сторонами первых позиций: набора вариантов и аргументов 4.3. Совместный поиск зон наименьших расхождений и наибольшего согла 4.4. Расширение зон согласия, формулирование и оформление первых до 4.5. Оценка успеха трудностей и неудач в реализации договоренностей, воз Разработка механизма поддержания совместных решений. 5. МЕТОДИКА ПЕРЕГОВОРОВ При всей непредсказуемости хода переговорного процесса медиаторы чаще всего помогают: 5.1. Освоить определенные правила продуктивного взаимодействия как внутри каждой делегации, так и между ними: - провести ролевое распределение участников; - сформировать благоприятный психологический климат; - осуществить взаимообмен образами друг друга и т. д. 5.2. Активизировать коллективное мышление в поисках решений: - отделить позицию от интереса. Примечание. Предметом переговоров должны стать даже очевидные действия (гуманитарная помощь населению, захоронение погибших и т. д.), с тем чтобы переговорный процесс набрал свой позитив: навыки соглашений, начало сближения сторон, личное знакомство и т. д.; - оценить силовой баланс конфликтующих сил; - построить сценарий вероятного хода событий по принципу "что будет, - разложить трудную проблему на части такой размерности, которая легче Существует большое разнообразие конкретных методов, процедур и подходов в упорядочивании переговоров, и применение их весьма ситуативно. 6. ОЖИДАЕМЫЕ ТРУДНОСТИ 6.1. В ходе переговоров и даже по отношению к ним весьма вероятно деле 6.2. В отличие от межличных конфликтов в массовых конфликтах участники РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖГРУППОВОГО КОНФЛИКТА (анализ случая на цементном заводе) МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ "АНАЛИЗА СЛУЧАЯ" Вероятно, сегодня у нас нет развитых методик и образцов проведения "анализа случая". В общем виде "анализ случая" можно определить как углубленное выборочное описание какой-либо проблемы на одном, отдельном, но представительном объекте. При этом предмет анализа, его взаимосвязи с объектом изучаются с особой подробностью и тщательностью. Использование "анализа случая" ставит перед консультантом ряд трудностей. Первая из них - репрезентативность. Речь идет о том, насколько данный объект (организация) показателен для нашей практики. Иначе говоря, речь идет о способности данного объекта представлять изучаемый класс объектов, о возможности отнесения результатов анализа к проблеме в целом. Эти способность и возможность явно или неявно обычно ставятся под сомнение. Принято даже противопоставлять "анализ случая" представительным методам исследования (статистика, анкетирование и т. п. массовые методы). Привычное сопоставление малой и генеральной совокупностей здесь переходит в прямое сопоставление совокупностей единичной и генеральной, причем минуя "малое звено". Столь резкое удлинение расстояния между совокупностями действительно слишком уж утончает связь между ними. Но ее можно укре- пить. Для этого надо соблюсти некоторые требования, особенно к начальной стадии "анализа случая". Прежде всего - определить типологические особенности взятого случая. Имеется в виду установить его отнесенность к соответствующему классу объектов. Это возможно через нахождение у них значимых общих признаков, достаточных для идентификации. При этом следует отметить и уникальные особенности случая, те его частные признаки, которые не являются типичными для генеральной совокупности, но не противостоят ей и допустимы с точки зрения влияния на результат. Для преодоления "барьера репрезентативности" важно также выделение предмета анализа: он должен быть тот же, что и применительно к генеральной совокупности. Это же относится и к постановке проблемы. И предмет исследования, и проблема его не могут быть занижены, упрощены за счет возможностей методов. Их соответствие макромасштабу можно обеспечить определением параметров анализа, т. е. оцениваемых признаков и связей. Соблюдение всех названных требований не снимает окончательно противоречия между специфическим и универсальным в "анализе случая", но дает некоторые средства его разрешения в конкретных исследованиях. Для методики "анализа случая" характерно весьма ограниченное использование точных количественных методов. Здесь нередко приходится иметь дело не со статистическими категориями, а с малыми группами - контактными (бригада), полуконтактными (руководители цехов и подразделений). При этом теряет смысл проведение, например, анкетирования и вообще тиражируемых исследовательских документов. Даже интервьюирование здесь не нуждается в формализации, да ее практически и трудно соблюсти без ущерба для содержательности получаемой информации. Консультант здесь выходит на прямое общение с респондентами, проводит с ними обсуждения, прослеживает их действия, даже участвует в некоторых событиях, скажем, в роли ассистента, если это не "возмутит поле". Подобный способ поведения можно обозначить как "близкое наблюдение" (промежуточная форма метода наблюдения - между формализованным и включенным). Главное преимущество "анализа случая" - в его большой и разнообразной информативности. Его диагностические и инновационные способности дают возможность приходить к конкретным рекомендациям по решению выявленных проблем, причем делать это в соответствии со спецификой данного объекта. Оборотная сторона такой эффективности - трудности обобщения, отделения уникального от универсального. О путях совмещения обеих сторон и говорилось выше. Данная работа представляет собой анализ случая внедрения автоматизированной системы управления технологическим процессом на одном из типичных цементных заводов. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ Технология производства. Схема технологического процесса на предприятии такова: в карьере (около 3 км от завода) добывается основное сырье (глина и мел), которое по трубопроводам и в вагонах отправляется в сырьевое отделение, где происходит I передел - помол и смешивание; приготовленная таким образом сырьевая смесь, называемая шламом, поступает во вращающиеся печи обжига, где в сочетании с различными добавками шлам претерпевает основной -II передел, в результате которого образуется клинкер, по химическому составу уже представляющий собой цемент; далее наступает III передел - помол клинкера с добавками, откуда выходят уже различные марки цемента, которые различаются составом добавок и тонкостью помола; каждая марка цемента загружается в свое хранилище - гигантскую круглую башню; наконец, отдел сбыта и транспортный цех направляют продукцию потребителям. На предприятии доминирует общинная культура с низкой конфликтностью. В случае же возникновения конфликта размежевание сторон идет иногда не столько по формально-организационным признакам, сколько по "клановым", позиционным группам: местные - приезжие, производственники - рыночники и т. д. Еще одно очень важное проявление элементов общинное™ в оргкультуре данного завода выразилось в высокой интегральности его социальных процессов, взаимосвязи локальных и общих явлений: скажем, если одна из групп работников оценивала свой опыт работы с новой техникой отрицательно, то и другие подразделения быстро "заражались" таким отношением; коллектив в каждом своем участке реагировал как целое. В этом типе оргкультуры сравнительно неразвита достижительная мотивация, а значит, налицо высокая удовлетворенность существующими содержанием и условиями труда. Таким образом, в коллективе развита ориентация на стабильность, устойчивость социальной и трудовой среды, закрепилась известная инерционность ее. А отсюда - несклонность к нововведениям, стремление уклониться от них или же преобразовать их в привычные формы. Несмотря на сравнительно большой (для непрерывного производства) и сложноструктурированный персонал завода, ряд профессиональных групп занимает в технологическом и производственном процессах особо важное положение, хотя по своему составу они немногочисленны. Из групп, охваченных автоматизацией, ключевое положение занимают бригады, работающие на обжиге сырья, помоле клинкера, и отдел сбыта. Социальные проблемы, вызванные автоматизацией труда, у них существенно различны. Причиной конфликта явился процесс следующего технического нововведения: внедрение автоматизации управления технологическими и трудовыми процессами на трех указанных участках производства. Основная проблема. Основное противоречие в изменениях, осуществляемых в ходе исследуемого процесса, составляют различия между технико-технологической рациональностью предлагаемых проектировщиками решений, с одной стороны, и социальной ценностью различных параметров содержания и условий труда - с другой. Хотя противоречия между рациональным и ценностным имеют, можно сказать, универсальное значение, в данном случае решение частных проявлений названной проблемы означает поиск конкретных форм взаимоадаптации автоматизированной системы и трудового поведения затрагиваемых ею работников. Автоматизация потребовала либо изменения функций одних работников, либо сделала ненужными другие группы, что вызвало жесткое и бурное сопротивление всего персонала. Корни так понимаемой проблемы лежат не только в объективных различиях технического и человеческого факторов производства, но и в несовпадении субъективных ориентации участников данного нововведения: разработчиков и проектировщиков, с одной стороны, и разных групп персонала - с другой. Поэтому взаимоадаптация здесь означала одновременно и поиск межпрофессионального консенсуса. Общей задачей консультирования была отработка вариантов социологического обеспечения внедрения автоматизированной системы управления. Таким обеспечением считались разные формы взаимоадаптации: - социальная оценка технических решений как в предварительном порядке, так - поиск (совместно с разработчиками и проектировщиками) альтернативных - подготовка персонала к переходу на новые функции и режимы труда; - регулирование отношений в сфере организации труда. МЕТОДИКА РАБОТЫ Из сказанного следует, что основным методом диагностики было т. н. уча также с разработчиками и проектировщиками новшества, обсуждение с ними ' различных вариантов решений. Наряду с названным основным способом получения информации использовались также следующие: - развивающее интервью по единой схеме с работниками и с авторами проек - хронометраж затрат времени; - анализ документов (проектных, административных, кадровых и др.). Для структурирования полученной информации были выбраны два ряда показателей, описывающих техническую и социальную компоненты исследуемого процесса. В первый ряд попали: - цели автоматизации (определялись экспертно через интервью с разработ - технические средства автоматизации (запроектированные и используемые Ко второму ряду были отнесены следующие социальные параметры: - восприятие нововведения включенным в него персоналом (удовлетворен - степень технологической зависимости работника, т. е. соотношение объемов - сложность трудовых функций (стабильность-неопределенность технологи - социальный статус, т. е. престиж и влияние (выявляется через самооценку - санитарно-гигиенические условия (температура, шум, запыленность - уста В некоторых случаях учитывались дополнительные параметры: изменения в отношениях, в персональном составе и др. Date: 2015-11-14; view: 282; Нарушение авторских прав |