Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ состояния и перспективы роста грузопотоков в системе развития транзитного потенциала транспортной инфраструктуры Республики Казахстан





Высокие темпы роста экономики Казахстана доказывают эффективность построения и реализации собственной модели развития, основанной на долгосрочном планировании. Развитие единого экономического пространства страны во многом зависит от степени развития транспортной инфраструктуры каждого региона. В этой связи особенно актуальной является необходимость сбалансированного развития транспортной системы регионов и усиления взаимодействия центральных и местных исполнительных органов в вопросах государственного регулирования транспортной деятельности при сохранении тенденции к децентрализации. Казахстан должен стать частью мировой транспортно-коммуникационной системы, что потребует от нас опережающего развития всей транспортной инфраструктуры страны. Необходимо создать сеть современных магистралей, позволяющих осуществлять континентальный и трансконтинентальный транзит в направлениях Север-Юг и Запад-Восток, было отмечено Н.А. Назарбаевым в Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года [1].

Национальная стратегия "Казахстан-2030" в качестве одного из долгосрочных приоритетов развития предусматривает обеспечение конкурентоспособности отечественного ТКК на мировом рынке и увеличение торговых потоков через территорию страны. Поэтому формированию трансконтинентальных транзитных коридоров на территории Республики Казахстан уделяется особое внимание [1].

Транзитные перевозки органично вписываются в геополитические интересы любого государства. С одной стороны, они содействуют интеграционным процессам, с другой - они стимулируют развитие национальной экономики путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест.

Расположение Республики Казахстан в центр Евразийского континента предопределяет его геополитическую роль транзитного моста между Европой и динамично развивающими странами Азии.

По территории Казахстана проходят сформированные на основе существующей в республике транспортной инфраструктуры четыре международных транспортных коридора.

Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ): Западная Европа - Китай, Корейский полуостров и Япония через Россию и Казахстан (на участке Достык-Актогай-Саяк- Моинты-Астана- Петропавловск (Пресногорьковская);



Южный коридор ТАЖМ: Юго-Восточная Европа - Китай и Юго-Восточная Азия через Турцию, Иран, страны Центральной Азии и Казахстан (на участке Достык - Актогай - Алматы - Шу - Арысь - Сарыагач);

ТРАСЕКА: Восточная Европа-Центральная Азия через Черное море, Кавказ и Каспийское море (на участке Достык-Алматы-Актау);

Север-Юг: Северная Европа-Страны Персидского залива через Россию и Иран с участием Казахстана на участках: морской порт Актау - регионы Урала России и Актау-Атырау. Кроме направлений, участвующих в формировании основных трансконтинентальных маршрутов, необходимо отметить Центральный коридор ТАЖМ, имеющий важное значение для региональных транзитных перевозок по направлению Сарыагач-Арысь- Кандагач-Озинки.

Транспортные коридоры позволяют значительно сократить расстояние в сообщении Восток-Запад и сроки доставки грузов. Мощный рост экономики Китая, в частности его западных регионов, уже сегодня вызывает необходимость в доставке на мировые рынки различного спектра товаров. Вместе с тем, по оценкам специалистов, уровень развития транзита в Казахстане не соответствует потенциалу отрасли и республики в целом. Так, например, в 2003 году объем внешней торговли Китая со странами ЕС составил 115 млн. тонн, при этом объем транзитных перевозок по территории Республики Казахстан в данном направлении составил около 3 млн. тонн.

Использование потенциальных транзитных возможностей коридоров по основным видам транспорта указано в таблице 1.

 

Таблица 1.1 – Транзитные коридоры по основным видам транспорта

Вид транспорта Объем транзита в 2005 году Потенциальные возможности Использование потенциала
Железнодорож- ный, млн. тонн 8,895 30,0 30 %
Автомобильный, млн. тонн 0,350 3,0 12 %
Воздушный, млн. самолето- километров 84,7 342,5 25 %
Морской, млн. тонн 0,150 2,5 6 %

 

Географически сеть транспортных коридоров ориентирована на удовлетворение промышленных и хозяйственных нужд. Требуется ее дальнейшая оптимизация и частичная переориентация с учетом перспектив территориального развития, размещения производительных сил и расселения населения. Удобное геополитические расположение Казахстана в самом центре Евразии дают железнодорожному транспорту все шансы получить наилучшие выгоды так как использования транзитно-транспортного потенциала страны обеспечивает кратчайший путь, соединяющий Европу и Азию по суше.

Тем более соседство Республики Казахстан с такими странами как Россия, Китай, Иран, страны Центральной Азии и Кавказа обладающими огромными рынками сбыта, требуют опережающего развития отечественной транспортной инфраструктуры.

 

 

Рисунок 1.1 – Внешнеторговые обороты



 

Известно, что именно внешнеторговые отношения являются генератором транспортных потоков. Внешнеторговый же оборот Республики Казахстан, по данным Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан без учета неорганизованной торговли, в январе-декабре 2007г. по сравнению с январем-декабрем 2006 года увеличился на 30%, в том числе экспорт – на 24,8%, импорт (с учетом расходов на транспортировку и страхование) – увеличился на 38,3%.

Основными потребителями казахстанской продукции являются Италия (16,3%), Швейцария (15,7%), Китай (11,8%), Российская Федерация (9,8%), Франция (8,3%), Нидерланды (5,2%), Иран (5,1%), Великобритания (2,4%), Украина (2,3%), Израиль (2,2%), Турция (2,0%).

Доля стран СНГ в общем объеме экспорта за анализируемый период составила 16,7% (в январе-декабре 2006г. – 14,6%).

В общем объеме импорта инвестиционные товары в январе-декабре 2007 года составили 45,4% (в январе-декабре 2006г. - 46,5%).

В январе-декабре 2007г. на страны СНГ приходилось 44,6% всех импортных поставок (в январе-декабре 2006г. - 46,7%). Основными поставщиками импортной продукции являются Российская Федерация (35,5% от общего объема импорта), Китай (10,7%), Германия (7,9%), США (5,0%), Украина (4,7%), Япония (4,2%), Италия (3,5%), Турция (2,9%), Великобритания (2,3%), Франция (2,2%).

В январе-декабре 2007г. внешнеторговый оборот со странами СНГ по сравнению с январем-декабрем 2006г. увеличился на 35,6%, в том числе экспорт – увеличился на 42,9%, импорт – увеличился на 32%.

Доля государств СНГ в общем товарообороте составила 28% (в январе-декабре 2006г. – 26,9%).

Анализ данных Агентства Республики Казахстан по статистике свидетельствует о том, что доходы от перевозок грузов, багажа, грузобагажа, в международном сообщении за 2007 год равны 56% от общего объема дохода от работы транспорта по видам сообщения [2].

Юридическими лицами (перевозчиками) других государств за 2007 год перевезено грузов, багажа, грузобагажа, 120736,96 тыс. тонн, из них доля транзита составляет 94%. Доля транзитных перевозок в страны СНГ занимает 99% от общего объема транзитных грузоперевозок (см. таблицу 1).

Данные агентства статистики говорят о том, что трансконтинентальные международные грузоперевозки на направлении Азия-Европа пока выполняются традиционно морским транспортом /2/.

Так как, основными магистральными видами транспорта на территории Республики Казахстан, выполняющими международные транзитные перевозки являются железнодорожный и морской, мы можем наблюдать увеличение объемов перевозок грузов на этих видах транспорта по сравнению с 2006 годом. Так, на морском транспорте количество перевезенных грузов за 2007 год на 652,1 тыс. тонн больше в сравнении с 2006 годом. На железнодорожном транспорте – на 13655,7 тыс. тонн больше чем в 2006 году. Эти цифры свидетельствуют о возрастании транзитной привлекательности магистральных линий Республики Казахстан и о необходимости развития транспортной инфраструктуры, в частности системы ТЛЦ, в соответствии с мировыми стандартами /2/.

Данные цифры свидетельствуют о необходимости развития транзитных перевозок. 5% транзита приходится только на перевозки внутри СНГ. Основной объем грузоперевозок приходится на каменный уголь -34%, затем идут нефтяные грузы -12%, руды -17%, строительные грузы -13% /2/.

Анализ грузопотоков в межгосударственном сообщении через стыковые пункты показывает, что основной международный транзитный поток грузов проходит через стыковые пункты коридоров Север-Юг, Северный Трансазиатской железнодорожной магистрали Тобол, Пресногорьковская, Достык, Кулунда. Самый маленький объем транзитного грузопотока приходится на стыковой пункт Южного коридора Трансазиатской железнодорожной магистрали Ченгельды.

 

 

Рисунок 1.2 – Международная торговля-генератор транспортных грузопотоков

 

Зарождению новых грузопотоков между Китаем и Европой способствуют:

- увеличит транзитный грузопоток из Китая через территорию Казахстана;

- перспективы развития транспортного коридора «N.E.W.-corridor» в направлении США – КНР;

- реализация новой автотранспортной инициативы проекта «NELTI».

В «Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года» подчеркивается, что благоприятные условия для развития маршрута транспортировки грузов через морской порт Актау создает устойчивое коммерческое положение, занятое ОАЭ по транзиту различных товаров с мировых рынков в центрально-азиатский регион и Россию. Частичной переориентации грузопотоков из восточного Китая на данный маршрут способствует ряд факторов, в частности:

- наличие во всех портах следования (Дубаи – Бандар-Аббас – Бандар-Анзали – Актау) режима свободных экономических зон, способствующих значительной минимизации существующих издержек;

- успешный опыт последних лет в использовании маршрута Бандар-Аббас – Бандар-Анзали – Актау по устойчивой перевозке электробытовой техники, товаров народного потребления, колесной техники, грузов в контейнерах;

- заинтересованность в доставке различных грузов ряда крупнейших компаний Китая, осуществляющих разработку нефтяных месторождений Западного Казахстана.

 

 

 

Рисунок 1.3 – Прогноз роста грузопотоков по направлению Китай – Европа и транзита через Казахстан

 

Прогноз роста транзитных грузопотоков только по направлению Китай –Европа через территорию Республики Казахстан в результате осуществления «Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года» представлен на рисунке 2 и увеличение составит 5,5 % по сравнению 2006 годом.

Интеграционные процессы технологического аспекта взаимодействия участников экономической деятельности (ЭД) ярко проявляются в работе транспортно - логистических центров (ТЛЦ). Перевозки с участием ТЛЦ отличаются большой слаженностью, зачастую даже синхронностью работы участников транспортного процесса на всем пути продвижение грузопотоков.

Другой особенностью ТЛЦ является самостоятельность, разноведомственная подчиненность всех хозяйствующих субъектов – участников ТЛЦ. Участниками транспортно-логистических центров выступают самостоятельные предприятия, выполняющие те или иные логистические функции: транспортные фирмы, оптовые торговые посредники, товарные биржи, банки, страховые компании; транспортно-складские комплексы, грузовые терминалы, телекоммуникационные системы, информационно-компьютерные центры и т.д /3/.

Таким образом, владелец груза, желающий осуществить его доставку по маршруту обращаясь в ТЛЦ должен рассчитывать, согласно договору, на полное логистическое обслуживание этой перевозки.






Date: 2015-11-14; view: 1594; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию