Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Валютное регулирование в Российской Федерации (финансово-правовой аспект)





 

Коренные изменения, произошедшие в системе экономических отношений, связанные с распадом СССР и последовавшим за ним образованием Российской Федерации как суверенного государства, обусловили и изменение всей системы валютных отношений. Переход к капиталистическому строительству, основанному на рыночной экономике, потребовал от Российской Федерации отказа от существовавшей ранее системы государственной валютной монополии, в соответствии с которой право на осуществление всех международных расчетов в иностранной валюте, а также проведение операций с иностранной валютой и иными валютными ценностями внутри страны признавалось исключительно за государством. В период существования в нашей стране административно-командной системы управления, валютная монополия была наиболее подходящей и единственно возможной системой регулирования валютных отношений. В таких условиях считалось, что монополия позволяет сконцентрировать все валютные ресурсы страны «с целью обеспечить наиболее рациональное их использование для строительства коммунистического общества в СССР»[252].

Совершенно очевидно, что валютная монополия не совместима с рыночными отношениями, «построение» которых стало основной целью государственной политики на первоначальном этапе становления Российской Федерации как независимого государства.

Важной вехой в развитии валютных отношений явилось присоединение нашей страны к Статьям соглашения Международного Валютного Фонда, в связи с чем Российская Федерация приняла на себя ряд обязательств по поддержанию национального валютного режима. Так, на основании раздела 2 Статей соглашения в рамках международной валютно-финансовой системы, имеющей форму, преобладавшую на 1 января 1976 года, валютный режим может включать:

i) поддержание государством-членом стоимости своей валюты в специальных правах заимствования или, по выбору государства-члена, в другом эталоне стоимости, кроме золота[253],

ii) режим сотрудничества, в рамках которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств-членов,

iii) иные формы валютного режима по выбору государства-члена.

Таким образом, присоединение Российской Федерации к Статьям соглашения потребовало отказа от установления золотого содержания рубля как основы определения курса национальной валюты[254].

В настоящее время национальную валютную систему Российской Федерации можно отнести к рыночному типу с либеральной направленностью. Такую систему, в частности, характеризуют:

· отсутствие государственной валютной монополии с ее администра­тивно-командными методами управления валютной сферой;

· плюрализм прав и действий субъектов валютных отношений, имеющих возможность самостоятельно вести валютные дела сообразно своим ресурсам и возможностям;

· функционирование в стране рынка национальной и иностранных валют;

· формирование валютного курса национальной денежной единицы под влиянием спроса и предложения;

· отход от полной изоляции валютного механизма от международного денеж­ного обращения, когда национальная валюта может функциониро­вать исключительно во внутреннем платежном обороте;

· наличие инфраструктуры коммерческих банков, обслуживающей внешнеэкономическую деятельность;

· приспособление валютного законодательства к правилам и обычаям цивилизованного мира;

· ориентация валютной политики на содействие интеграции национальной экономики в мировую[255].

Основу валютной политики Российской Федерации составляет валютное регулирование, которое может быть определено как «совокупность целенаправленных действий государства по защите, изменению или прекращению существующих валютных отношений и созданию новых путем применения к ним адекватных финансово-правовых мер»[256]. Валютное регулирование также может быть рассмотрено как совокупность правовых норм, составляющих финансово-правовой институт, входящий в подотрасль права денежного обращения, с помощью которых регулируются общественные отношения в области валютной деятельности государства.

Как и всякое иное направление государственного правового регулирования общественных отношений, валютное регулирование должно основываться на определенных правовых принципах. В соответствии со ст. 4 Закона о валютном регулировании к таким принципам в Российской Федерации относятся:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Ключевым нормативным актом в сфере валютного регулирования является уже упоминавшийся нами Закон о валютном регулировании и валютном контроле. Между тем основной массив нормативно-правовых актов, на основе которых происходит валютное регулирование в Российской Федерации, составляют подзаконные акты органов валютного регулирования (о таких актах нами уже говорилось выше). Таким образом, в настоящее время валютное регулирование происходит на основе нормативных правовых актов различной юридической силы. Необходимо признать, что сегодняшнее валютное законодательство достаточно плохо систематизировано и носит отрывочный характер. Это же характерно и для всей системы регулирования порядка денежного обращения в Российской Федерации в целом.

Валютное регулирование в Российской Федерации осуществляется соответствующими органами. Так, п. 1 ст. 5 Закона о валютном регулировании предусмотрел, что к органам валютного регулирования в Российской Федерации относятся Банк России и Правительство Российской Федерации. Данные органы в целях реализации своих функций по валютному регулированию и валютному контролю наделены правом издавать в пределах своей компетенции акты, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Так, Банк России устанавливает:

1) порядок организации биржевых торгов иностранной валютой[257];

2) единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям[258];

3) порядок совершения валютных операций по сделкам между уполномоченными банками[259];

4) устанавливать для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (п. 2 ст. 11 Закона о валютном регулировании);

5) порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, в том числе специальных счетов[260];

6) порядок перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов. Банк России может предусматривать только ограничение суммы перевода[261];

7) может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами[262].

В п. 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании установлено, что Правительство РФ утверждает правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации[263].

Нормативное регулирование валютных отношений, осуществляемое вышеуказанными органами, должно быть направлено на достижение основной цели валютного регулирования – проведение эффективной денежно-кредитной политики, способствующей развитию национальной экономики и международ­ного экономического сотрудничества, посредством обеспечения устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка. Таким образом, валютное регулирование государства должно быть направлено на то, чтобы на основе правовых методов добиться экономической стабильности.

Нам представляется, что в условиях разбалансировки экономических отношений, вызванных международным финансовым кризисом, достижение вышеозначенной цели должно стать приоритетным направлением финансовой политики нашего государства. Между тем добиться экономической стабильности невозможно в отсутствие крепкой, конвертируемой национальной валюты. Таким образом, на наш взгляд, достижение полной конвертируемости рубля в настоящее время должно стать приоритетной задачей валютного регулирования в нашей стране.

Сейчас российский рубль относится к ограниченно конвертируемым валютам, что связано с наличием соответствующей системы валютных ограничений. Между тем высшим руководством нашего государства не раз высказывалась идея о необходимости достижения полной обратимости рубля. Так, еще в 2003 году Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию[264] была поставлена такая задача. При этом предполагалось, что конвертируемость рубля будет как внутренней, так и внешней. Но если внутренней конвертируемости мы добились, то о её внешнем проявлении говорить пока не приходится.

Следует отметить, что Президент еще не раз возвращался к этой проблеме. Так, например, в Послании Федеральному Собранию от 10 мая 2006 года[265] предполагалось полностью отменить оставшиеся валютные ограничения и сделать рубль свободно конвертируемым уже к 1 июля 2006 года. Между тем, как мы видим, эта проблема до сих пор не решена.

Как бы то ни было, достижение полной обратимости рубля является одним из главных вызовов, стоящих перед нашим государством в начале XXI века.

Однако, как это ни прискорбно признавать, российский рубль на протяжении всей истории своего существования иначе как «деревянным» не называли. Представляется, что такое нелестное название отечественная валюта носила именно из-за своей плохой обратимости. Между тем и наша история имеет удачные примеры решения данной проблемы. Один из немногих периодов времени, когда рубль представлял собой реальную ценность, связан с именем С.Ю. Витте. Проведенная им реформа денежного обращения, результатом которой стало введение системы золотого монометаллизма, укрепила рубль, сделав его по-настоящему конвертируемым[266]. Это создало благоприятные условия для привлечения иностранного капитала, следствием чего стал небывалый экономический подъем в начале XX века.

Как отмечал выдающийся австрийский философ К. Поппер, исследование проблемных ситуаций должно неизбежно вести к их историческому исследованию[267]. Представляется, что это же в полной мере относится и к поставленной нами проблеме – обращение к опыту реформ С.Ю. Витте в условиях затянувшегося мирового финансового кризиса имеет неоценимое значение, поскольку предпринимаемые до сих пор антикризисные меры показали свою неэффективность, что доказывается постоянным снижением золотовалютных резервов, ростом инфляции и нарастающей девальвацией рубля. В сложившихся обстоятельствах нам представляется весьма актуальным рассмотреть вопрос о возможности введения золотовалютного обращения.

Следует отметить, что идея перехода на систему золотого стандарта в последнее время стала все чаще находить своих сторонников в общественных, политических и научных кругах. Как отмечает профессор Н.М. Артёмов, переход на систему золотого стандарта позволил бы «в одночасье сделать рубль свободно конвертируемым, поскольку его золотая обеспеченность автоматически снимала бы все существующие на сегодняшний день ограничения. Кроме того, подобный шаг позволит укрепить доверие к российской валюте за рубежом, ведь лучшего гаранта, чем золото, трудно найти»[268].

В то же время противники введения золотого стандарта утверждают, что подобный шаг не позволит государству проводить активную денежную политику. Связано это с тем, что общий объем денежной массы в обороте при золотом стандарте ограничен объемом золота, которым обладает государство. Между тем ограничение объема денежной массы ведет к снижению темпов инфляции и, как следствие, к стабилизации курса национальной валюты. Таким образом, все зависит от того, чему отдается приоритет – росту или стабильности – на отдельно взятом этапе исторического развития.

Еще одним аргументом против золотого обеспечения денег служит тот факт, что исторически ни одно государство не смогло на определенно долгий срок обеспечить свою валюту золотым содержанием. Как считает профессор Сонин, «если бы правительство могло заставить фирмы и граждан поверить в какие-то целевые показатели денежной базы или уровня инфляции, результат был бы тот же, что и при «золотом стандарте». Вопрос о денежной политике — это вопрос о доверии к правительству»[269]. Между тем опыт реформ Витте показывает, что эффективность денежной политики не ограничивается исключительно вопросом общественного доверия, выказываемого ей. Переход на систему золотого монометаллизма в начале XX века осуществлялся под огнем критики, раздававшейся со всех сторон. Как вспоминал сам С.Ю. Витте, «против этой реформы была почти вся мыслящая Россия: во-первых, по невежеству в этом деле, во-вторых, по привычке, и, в-третьих, по личному, хотя и мнимому, интересу некоторых классов населения»[270]. Тем не менее золотой стандарт доказал свою жизнеспособность. Таким образом, вопрос о денежной политике – это не столько вопрос о доверии правительству, сколько вопрос о её реальной эффективности. Из этого следует, что на данный момент возможность перехода на золотой стандарт не может быть однозначно отвергнута.

Приходится признать, что в соответствии с существующим вектором развития международных валютных отношений возврат к системе золотого стандарта представляется маловероятным, а между тем в условиях мирового финансового кризиса реально назрела необходимость изменения общемировой валютной системы, которая более не отвечает велениям времени.

Размышляя о кризисных состояниях науки, Т. Кун отметил, что «в периоды осознания кризисов … ученые обращаются к философскому анализу как средству для раскрытия загадок в их области»[271]. На наш взгляд, все вышесказанное в полной мере применимо и к кризисным ситуациям в экономике. Таким образом, кризис должен быть осознан, не просто как временный экономический спад, а как переходный этап к новой системе мировых финансовых отношений, и так же, как кризис в науке ведет к смене парадигм, мировой финансовый кризис должен привести к пересмотру всей сложившейся системы экономических отношений.

На наш взгляд, основная проблема ныне существующей системы заключается в том, что она фактически покоится на одной единственной мировой валюте – долларе США, а это, в свою очередь, привело к тому, что кризис в отдельно взятой стране перерос в общемировой. В связи с этим все чаще стала обсуждаться идея перехода на систему региональных резервных валют, которая позволила бы постепенно уйти от монополии доллара и, как следствие, снизить его влияние на международный валютный ранок. Предполагается, что на роль региональных резервных валют будут претендовать евро – для стран Западной и Восточной Европы, йена или юань – для стран Азии и, возможно, бразильский реал для стран Латинской Америки. Как мы видим, при такой системе российскому рублю будет довольно сложно закрепиться в качестве мировой валюты. Между тем в настоящее время перед нами стоит более насущная задача – сделать рубль полностью конвертируемым, ведь без такого свойства наша валюта вряд ли сможет рассчитывать на статус мировой.

Главным условием конвертируемости рубля является наличие устойчивого спроса на него на международных валютных рынках. Между тем с сожалением приходится констатировать, что в настоящее время такая потребность очень мала. Фактически единственным направлением внешнеэкономической деятельности, в которой применяются рублевые расчеты, являются внешнеторговые операции с государствами–участниками Союза Независимых Государств. В связи с этим, на наш взгляд, российский рубль должен следовать по пути евро, то есть стать региональной валютой для СНГ.

Необходимо признать, что территория стран бывшего Союза ССР является единственным местом, где рубль может закрепиться в качестве региональной резервной валюты. Такой ареал хождения нашей валюты обусловлен исторически, ведь на протяжении нескольких столетий рубль являлся законным и единственным платежным средством на территории этих стран. Между тем с распадом Советского Союза это естественное преимущество рублем было утрачено.

Отказ от рубля как основной валюты расчетов в странах СНГ не произошел одномоментно – этот процесс занял довольно продолжительное время. Здесь нужно сказать, что в первые годы своего существования большинство новообразованных суверенных государств в качестве законного средства платежа на своих территориях продолжали использовать рубли.

Так, в соответствии с Соглашением стран СНГ от 09 октября 1992 года «О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства»[272] рубль признавался единым законным платежным средством на территории стран–участниц соглашения. Кроме того, Сторонами было объявлено о недопустимости введения ограничений на обращение рубля, а также о принятии на себя ответственности за поддержание устойчивости рубля и обязанности по координировании своей бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики. Стороны согласились применять на своих территориях курс рубля, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации в порядке, определяемом их национальными (центральными) банками.

Идея о создании единой рублевой зоны была развита в Соглашении от 07 сентября 1993 года «О практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа»[273]. В соответствии с данным соглашением правительства и центральные банки Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Узбекистан, Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Таджикистан, в связи с прекращением обращения на территории Российской Федерации денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961–1992 годов вновь выразили стремление иметь общую денежную систему с использованием рубля – валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства на своих территориях. Создание рублевой зоны нового типа должно было основываться на принципе согласованности основных параметров экономической политики государств–участников Соглашения, унификации основных принципов финансового законодательства, а также методов денежно-кредитного регулирования.

В соответствии со ст. 2 данного Соглашения первым шагом к созданию рублевой зоны нового типа должно было стать обеспечение стабильности функционирования существующих денежных систем Сторон с использованием в наличном обращении их денежных единиц. Между тем было предусмотрено, что в случае необходимости государства–участники могут вводить в течении переходного периода собственные денежные знаки. Предполагалось, что введение в обращение своих денежных знаков могло быть осуществлено лишь в качестве временной меры и должно было быть согласовано с другими государствами-участниками. Однако, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.

Между тем уже в Договоре от 24 сентября 1993 года «О создании экономического союза»[274] рубль более не фигурирует в качестве единого платежного средства. Этим Договором, так же как и предыдущим Соглашением, предусматривалось согласование политики, проводимой Сторонами в области денежно-кредитных, валютных и финансовых отношений. Однако в ст. 15 Договора прямо предусматривалось, что Договаривающиеся Стороны используют в своих валютно-кредитных и финансовых отношениях мультивалютную систему, охватывающую национальные валюты, функционирующие в отдельных государствах.

Предусматривалось, что новая валютная система, основанная на использовании национальных валют, будет формироваться поэтапно через создание платежного союза. Основным же принципом создания такого союза стал принцип взаимного признания национальных валют и осуществления их официальных котировок. Таким образом, мы приходим к выводу, что уже на данном этапе российский рубль фактически утратил возможность стать основой валютной системы СНГ.

Фундамент нового платежного союза был заложен Соглашением от 21 октября 1994 года «О создании платежного союза государств–участников Содружества Независимых Государств»[275]. Платежный союз стал строиться на основе признания национального валютного суверенитета и роли центральных (национальных) банков как эмиссионных центров и органов денежно-кредитного и валютного регулирования на территории каждой из Сторон. Соглашением от 21 октября 1994 года предусматривалось, что в качестве валюты платежа участники платежной системы по их выбору могут использовать национальные валюты Сторон или другие валюты. Следует отметить, что в настоящее время большинство расчетов между государствами–участниками СНГ приходится на свободно конвертируемую валюту, в большей степени на доллары США. Рублевые же расчеты составляют примерно 15% всех расчетов между названными странами[276].

Помимо этого, необходимо сказать и об ином союзном образовании, в рамках которого ставился вопрос о введении российского рубля в качестве основной валюты – Союзном государстве России–Белоруссии. Так, в ходе переговоров о создании Союзного государства Россией и Белоруссией были достигнуты важные договоренности и в валютной сфере. В частности, Договор от 08 декабря 1999 года «О создании Союзного государства»[277] предусматривает, что единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика, а также создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка относится к исключительному ведению Союзного государства.

Так, в соответствии со ст. 13 Договора предусматривается, что Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту), денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром, а введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежной единицы, не допускается. До введения единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра на территории государств - участников продолжают хождение их национальные денежные единицы.

Предполагалось, что введение единой денежной единицы должно проходить поэтапно с одновременным созданием единого эмиссионного центра, основной функцией которого является защита и обеспечение устойчивости единой денежной единицы, которую он осуществляет, взаимодействуя с другими органами Союзного государства и государственными органами государств–участников.

На основании Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений договора о создании Союзного государства от 08 декабря 1999 года[278] валютная интеграция на основе введения единой денежной единицы должна была проходить в два этапа. На первом этапе, завершение которого было запланировано на I квартале 2000 года, должно было быть подписано межгосударственное соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра. Результатом второго этапа валютной интеграции должно было стать введение единой денежной единицы, эмиссия которой осуществлялась бы исключительно единым эмиссионным центром. Работы по реализации второго этапа должны были быть завершены уже к концу 2005 года.

Стоит отметить, что работы по первому этапу валютной интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь, пусть и с некоторым запозданием, но все же были завершены, в результате чего 30 ноября 2000 года было подписано Соглашение «О введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства»[279]. В соответствии с данным Соглашением введение единой денежной единицы должно было осуществляться на основе унификации законодательств Российской Федерации и Республики Белоруссия, а также согласованных двусторонних и односторонних практических действий в области экономической, финансовой, денежно - кредитной и валютной политики.

В соответствии со ст. 4 вышеуказанного Соглашения введение денежной единицы Союзного государства в качестве законного платежного средства означало:

– использование единой денежной единицы в налично-денежных и безналичных расчетах на территории Союзного государства;

– функционирование единого валютного рынка со свободным взаимным доступом на него резидентов Российской Федерации и Республики Белоруссия;

– обеспечение устойчивости курса единой денежной единицы на внутреннем валютном рынке Союзного государства по отношению к иностранным валютам;

– создание единых золотовалютных резервов и других высоколиквидных банковских активов, предназначенных для целей обеспечения устойчивости единой денежной единицы;

– использование Сторонами согласованной системы расчетов;

– проведение единой политики в отношении международных финансовых и нефинансовых организаций и сотрудничества с центральными банками третьих стран, а также согласованной политики на всех международных переговорах, затрагивающих интересы Сторон, включая вопросы вступления во Всемирную торговую организацию;

– осуществление лицензирования и надзора за деятельностью кредитных организаций на основе Соглашения между Центральным банком РФ и Национальным банком Республики Белоруссия, предусматривающего единые правила и процедуры в этой сфере.

Предполагалось, что роль единой денежной единицы Союзного государства с 1 января 2005 года будет выполнять российский рубль, а уже с 1 января 2008 года на основе соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия должна была быть введена единая денежная единица Союзного государства. Однако, как мы видим, ни того, ни другого так и не произошло.

Следует отметить, что вопрос о дальнейшем объединении валютных систем России и Белоруссии нуждается в тщательной проработке. Те темпы, с которыми в настоящее время ведется объединение валютных систем названных государств, не позволяют сделать конкретных выводов о сроках окончательного формирования единой валютной системы.

Как уже отмечалось, российский рубль может стать свободно конвертируемым лишь при условии наличия устойчивого спроса на него на валютных рынках. В связи с этим, на наш взгляд, Российская Федерация должна стремиться перевести расчеты по своим внешнеэкономическим контрактам со свободно конвертируемой валюты на российские рубли. В первую очередь это касается расчетов, осуществляемых со странами, входящими в СНГ, поскольку среди валют данного региона российский рубль является наиболее устойчивым, а следовательно, пользуется известным доверием правительств названных государств. Кроме того, Россия должна использовать рублевые расчеты за поставки углеводородов, осуществляемой ею в третьи страны. Между тем такие попытки, бесспорно, встретят сопротивление стран-импортеров и в первую очередь государств Западной и Восточной Европы–участников еврозоны. Предполагается, что на первоначальном этапе можно говорить лишь о начале применения российского рубля в качестве валюты расчетов. Между тем уже сам факт осуществления расчетов в российских рублях по внешнеторговым контрактам будет означать довольно много. На наш взгляд, единственное, что мешает осуществлению данного плана, – отсутствие твердой политической воли.

В то же время необходимо отметить, что попытки перейти к бездолларовой системе расчетов в Российской Федерацией уже предпринимались. Так, совсем недавно в Санкт-Петербурге была открыта Международная товарно-сырьевая биржа, которая осуществляет торговлю сырьем на российские рубли[280]. Однако следует отметить, что пока торги Санкт-Петербургской Международной товарной биржи не получили своего международного распространения, в связи с чем приходится признать, что статус международной она носит пока лишь номинально.

Следует признать, что такое стремление Российской Федерации соответствует общемировым тенденция. Так, на протяжении всего 2009 года появлялись сообщения о ведении сепаратных переговоров стран–экспортеров нефти по поводу отказа от доллара в качестве валюты расчета по международным операциям, связанным с поставкой нефти и нефтепродуктов[281]. Здесь необходимо отметить, что в настоящее время большинство нефтяных сделок в мире заключается в долларах, что приносит немалую выгоду США, поскольку странам-импортерам приходится скупать американскую валюту для осуществления расчётов с поставщиками. Между тем подрыв доверия к американской валюте, вызванный мировым финансовым кризисом, ставит вопрос о целесообразности использования доллара в качестве валюты расчетов по внешнеторговым контрактам.

В связи с этим наибольший интерес представляет собой направление двустороннего сотрудничества России и КНР по осуществлению двусторонних расчетов в национальных денежных единицах указанных стран. Так, с 2003 года в экспериментальном порядке в отдельных приграничных зонах Дальнего Востока началось осуществление расчетов в национальных единицах России и Китая[282]. При этом в период с 1 января 2003 года по 1 сентября 2004 года обороты по корреспондентским счетам[283] между российскими и китайскими банками в национальной валюте РФ составили 1,4 млрд рублей, а в национальной валюте Китая – 17,4 млн юаней[284]. В настоящее время российский рубль используется для осуществления взаимных расчетов гораздо активнее (примерно в 99% случаев[285]), чем юань. Основная проблема, мешающая двустороннему сотрудничеству в указанной сфере, заключается в том, что китайский юань является неконвертируемой валютой, в связи с чем большая часть расчетов между нашими странами осуществляется в долларах США.

Еще одним условием конвертируемости рубля, на наш взгляд, является минимизация системы валютных ограничений, действующих в Российской Федерации. Следует отметить, что российское законодательство не раскрывает данного понятия, между тем валютные ограничения могут быть определены как «законодательно установленные меры запретительного характера, направлен­ные на лимитирование и регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями»[286]. Основной целью введения системы валютных ограничений является защита национальной валюты от внешних колебаний, а также препятствование «уходу» капитала за рубеж.

Важное правило, касающееся установления системы валютных ограничений в Российской Федерации, содержится в п. 2 ст. 5 Закона о валютном регулировании, в соответствии с которым в случае, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. Таким образом, меры валютных ограничений должны быть прямо указаны в законе.

Как уже было отмечено, валютные ограничения в первую очередь направлены на регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и валютными ценностями. Однако, как и в случае с валютными ограничениями, действующее законодательство не содержит понятия валютных операций. Не давая прямого определения валютных операций, законодатель в п. 9 ст. 1 Закон о валютном регулировании лишь перечисляет то, что к ним относится. Так, в соответствии с указанными положениями под валютными операциями понимаются:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

По общему правилу, валютные операции между резидентами запрещены. Между тем Закон о валютном регулировании содержит ряд исключений из этого правила[287].

Что касается валютных операций нерезидентов, то Закон о валютном регулировании предусматривает, что такие лица вправе осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках без ограничений (п. 1 ст. 10). Кроме того, нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством РФ и законодательством РФ о рынке ценных бумаг.

К валютным ограничениям может быть отнесено предусмотренное ст. 13 Закона о валютном регулировании правило, согласно которому нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

 

Также к валютным ограничениям следует отнести предусмотренное п. 1 ст. 11 Закона о валютном регулировании правило, согласно которому купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки. В дополнение к этому правилу предусмотрено еще одно, согласно которому Банк России устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (п. 2 ст. 11 Закона о валютном регулировании), которое также является мерой валютного ограничения.

 

Правила, касающиеся открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, также являются валютными ограничениями. Так, п. 1 ст. 12 Закона о валютном регулировании предусматривает, что резиденты открывают счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) без каких бы то ни было ограничений. Между тем действующим законодательством на резидентов возлагается обязанность по уведомлению налоговых органов по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, что может рассматриваться как мера валютного ограничения[288].

 

К валютным ограничениям относятся и правила, касающиеся вывоза иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме. Так, физическим лицам запрещается единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и (или) валюту Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. Исключением из данного правила служит вывоз иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию. Таким образом, физические лица имеют право единовременно вывозить указанные объекты в сумме, не превышающей 10 000 долларов США, при этом представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации не требуется. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации не подлежит декларированию таможенному органу. В случае единовременного вывоза из Российской Федерации физическими лицами дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, вывозимые дорожные чеки подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации[289].

 

К валютным ограничениям может быть отнесено содержащееся в ст. 19 Закона о валютном регулировании требование о репатриации резидентами иностранной валюты при осуществлении ими внешнеторговой деятельности. Репатриация, в частности, предусматривает:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Помимо этого, Закон о валютном регулировании предусматривает право Банка России на установление единых правил оформления в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами, что также является мерой валютного ограничения.

Так, в соответствии с п. 3.1 Инструкции Банка России № 117-И порядок оформления паспорта сделки распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России:

– за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту) (далее – контракт), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом;

– при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации от нерезидентов по кредитному договору.

В п. 3.2 вышеуказанной Инструкции предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых паспорт сделки не оформляется. Так, оформление паспорта сделки не требуется при осуществлении валютных операций по контракту или кредитному договору, заключенному:

– между нерезидентами и физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;

– между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;

– между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о валютном регулировании. В настоящее время к таким органам относятся Служба внешней разведки Российской Федерации, Минобороны России, ФСБ России, МИД России и Федеральное казначейство[290];

– между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных изменений и дополнений.

Помимо всего прочего, паспорт сделки является основным документом валютного контроля, который представляет собой одно из направлений финансового контроля. Валютный контроль заключается в проверке соблюдения резидентами и нерезидентами Российской Федерации валютного законодательства в ходе осуществления ими валютных операций.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами и агентами валютного контроля. В свою очередь, к органам валютного контроля относятся:

1) Правительство Российской Федерации, полномочия которого по проведению валютного контроля закреплены в ст. 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

2) Центральный банк Российской Федерации [291].

3) Федеральная служба финансово-бюджетного регулирования – данная служба, на основании Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 года № 278[292], является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Она, в частности, осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений, а также организует проведение проверок по валютным операциям, связанным с соблюдением правил учета и отчетности по ним[293].

Органы валютного контроля необходимо отличать от агентов валютного контроля, которыми на основании п. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании признаются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»[294], а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

В частности, таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу[295], а налоговые – контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами[296].

В сфере валютного контроля органы и агенты валютного контроля, а также их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса[297].

Помимо этого, органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования[298].

 

На основании п. 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов необходимые документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Агенты валютного контроля и их должностные лица также обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования[299].

 

Стоит отметить, что основная проблема валютного регулирования – переход к полной конвертируемости рубля, должна решаться в условиях постепенной отмены системы валютных ограничений, с тем чтобы добиться валютного режима, свободного от таких ограничений, либо при котором будет существовать лишь минимальный набор мер запретительного характера.

Необходимо признать, что курс на либерализацию валютного режима, о котором заявляли высшие руководители нашей страны, не является декларативным – в рамках этого направления предпринимаются конкретные шаги, свидетельствующие о стремлении создать внутренний валютный рынок, свободный от валютных ограничений. Важным этапом на пути либерализации валютного режима в России стало принятие Федерального закона от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле», пришедшего на смену Закону РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1, носившего аналогичное название[300]. Новый закон предусмотрел постепенную отмену существовавших валютных ограничений. Так, с 1 января 2007 года утратили силу положения Закона о валютном регулировании, касающиеся специальных счетов, была отменена обязанность резидентов и нерезидентов по резервированию, отменена обязанность по предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, а также отменен ряд иных валютных ограничений.

Отдельно следует сказать об отмене обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке России. Такая обязательная продажа, являясь мерой валютного ограничения, направлена на изъятие части валютной выручки у резидентов по их внешнеторговым сделкам. В соответствии с правилами, действовавшими до 1 января 2007 года, Банк России имел право устанавливать норматив обязательной продажи валютной выручки, который не мог превышать 30 процентов полученной суммы. В рамках указанных границ норматив продажи сначала был установлен в 25 процентов[301], а затем в 10 процентов[302] суммы валютной выручки. В соответствии с Указанием Банка России от 29 марта 2006 года № 1676-У[303] сумма обязательной продажи валютной выручки устанавливалась в ноль процентов. В настоящее же время, как уже говорилось, соответствующая статья Закона о валютном регулировании, предусматривавшая обязательную продажу части валютной выручки, полностью утратила силу. На данном примере мы проследили тенденцию, которая явно свидетельствует о постепенной либерализации валютного режима в Российской Федерации. Следует особо отметить, что отмена валютных ограничений ни коим образом не сказалась на курсе российского рубля.

Подводя итог всему вышесказанному, еще раз подчеркнем, что в настоящее время приоритетной задачей валютного регулирования в Российской Федерации должно стать создание условий, обеспечивающих переход на полную, как внутреннюю, так и внешнюю, конвертируемость рубля. При этом такой переход должен сопровождаться постепенной отменой существующей системы валютных ограничений, переходом на расчеты по внешнеторговым контрактам Российской Федерации в национальной валюте, а также укреплением позиций рубля как расчетной валюты в СНГ, с тем чтобы в перспективе закрепиться здесь в качестве региональной резервной валюты.

 

Таким образом, все вышеперечисленное позволило нам сделать следующие выводы:

 

1) Денежная эмиссия должна рассматриваться как самостоятельное направление финансовой деятельности государства, заключающееся в планомерном выпуске в обращение и изъятии из обращения денежных средств, осуществление которого возложено на Центральный банк Российской Федерации.

2) В настоящее время в Российской Федерации сформировалась целая система мер ограничительного характера, направленных на лимитирование обращения национальной валюты в наличной форме. В связи с этим возможно говорить о валютных ограничениях в широком смысле как о мерах запретительного характера, имеющих объектом своего сдерживающего воздействия обращение национальной и иностранной валюты.

3) С юридической точки зрения, деятельность коммерческих кредитных организаций по выпуску в обращение денежных средств не может признаваться эмиссионной. Анализ норм Конституции РФ, Определений Конституционного Суда РФ, а также сущности денежно-эмиссионной деятельности позволяют отнести ее к исключительной функции государственной власти.

4) В настоящее время валютное регулирование в Российской Федерации должно быть направлено на достижение полной конвертируемости рубля. Решение поставленной задачи необходимо сопровождать историческим исследованием, связанным с обращением к опыту денежной реформы С.Ю. Витте, расширением сферы расчетов российскими рублями по внешнеторговым контрактам, а также дальнейшей либерализацией существующего валютного режима.

 

 

Заключение

 

Деньги и денежное обращение являются центральными категориями финансового права, важность которых неоднократно подчеркивалась ведущими представителями науки. Так, например, профессор Е.Ю. Грачёва указывает на то, что деньги представляют собой наиболее дефицитный ресурс развития[304]. Между тем невозможно научиться правильно применять столь ценный ресурс без должного теоретического исследования.

В ходе исследования было установлено, что государство посредством правового регулирования определяет, какие знаки являются законным платежным средством на его территории, закрепляет наименование национальной денежной единицы, определяет виды денежных знаков, устанавливает их платежную силу, обозначает ее в количестве национальных денежных единиц, которые в данном случае выполняют функцию счетной единицы, устанавливает внутреннее строение денежной единицы, а также устанавливает иные важнейшие элементы денежной единицы страны. Исключительное право государства на введение законного платежного средства на всей территории страны, а также на организацию денежного обращения по своей сути представляет денежную регалию.

Как указывает Э.Д. Соколова, «возникновение и осуществление финансовой деятельности обусловлены наличием товарно- денежного обращения (курсив мой. – А.С.) в стране»[305]. В связи с этим в работе проведен анализ понятия «денежное обращение». Данное понятие также было соотнесено с другой близкой ему категорией – «денежная система». Было установлено, что денежная система возникает в процессе правового регулирования, направленного на планомерную организацию денежного обращения.

Центральным положением диссертационного исследования является вывод о том, что финансово-правовые нормы, регулирующие порядок организации денежного обращения, группируются в рамках финансового права в самостоятельную подотрасль. Право денежного обращения, выступая в качестве подотрасли финансового права, вбирает в себя нормы, регулирующие обращение как национальной валюты РФ, так и иностранной валюты. Таким образом, в рамках данной подотрасли происходит объединение двух финансово-правовых институтов: института денежного обращения и валютного регулирования. Мы считаем, что вопросы валютного регулирования и денежного обращения должны рассматриваться совместно, без отрыва друг от друга, поскольку только такой подход позволит оптимальным образом изучить проблемы денежного обращения (что, в частности, и было реализовано в настоящем исследовании).

Предмет права денежного обращения составляют общественные отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства, направленной на планомерную организацию процесса движения денежных средств в наличной и безналичной форме, выраженных в национальной или иностранной валюте. Методом права денежного обращения выступает метод властных предписаний.

Систему права денежного обращения образуют Общая и Особенная части. В Общую часть входят нормы, определяющие основные понятия и принципы построения денежной системы, правовые формы и методы регулирования отношений, связанных с обращением национальной и иностранной валюты, правила определения валютных курсов, нормы, определяющие правовой статус субъектов права денежного обращения, а также ряд иных норм.

Особенную часть права денежного обращения образуют институты денежного обращения в собственном смысле слова и институт валютного регулирования.

Таким образом, право денежного обращения, выступая в качестве подотрасли финансового права, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства, направленной на планомерную организацию процесса движения денежных средств в наличной и безналичной форме, выраженных в национальной или иностранной валюте.

Автор делает вывод о том, что в учебном курсе рассмотрение подотрасли «право денежного обращения» должно предшествовать изучению других подотраслей и институтов Особенной части финансового права, обеспечивая тем самым логичное и последовательное расположение материала в его системе.

В работе также анализируется понятие и сущность денежно-эмиссионной деятельности. Важно отметить, что при рассмотрении данного вопроса мы не ограничились исключительно вопросами эмиссии наличных денег, но также остановили свой взгляд и на проблемах безналичной денежной эмиссии.

Говоря об эмиссии, следует отметить, что она представляет собой направление государственной финансовой деятельности, относится к исключительной функции государственной власти и носит публично-правовой характер. Такой подход, основанный на анализе действующего законодательства, в большей степени учитывает особенности денежной эмиссии как правовой категории. Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что деятельность коммерческих банков по выпуску в обращение денежных средств, с юридической точки, зрения не может быть признана эмиссионной, поскольку она не носит государственно-правового характера, нарушая тем самым принцип единства эмиссионной деятельности. Денежная эмиссия есть единая, вбирающая в себя как наличную, так и безналичную составляющие, функция государственной власти. Деятельность же коммерческих банков по выпуску в обращение безналичных денежных средств санкционируется, регулируется и контролируется со стороны государства, выступающего в лице Центрального банка Российской Федерации.

Анализ особенностей правового регулирования институтов, входящих в систему права денежного обращения, позволяет нам прийти к выводу о возможности выделения «валютных ограничений» в широком смысле этого слова, включающих:

1. валютные ограничения в узком, традиционном понимании, которые направлены в первую очередь на регламентацию валютных операций резидентов и нерезидентов (например, требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков, правила, касающиеся открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, правила оформления в уполномоченных банках паспорта сделки и другие правила);

2. ограничения, направленные на лимитирование и регламентацию операций в валюте РФ (требование об обязательности хранения свободных денежные средств в банках, установление предельного размера расчетов наличными деньгами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установление лимитов остатка наличных денег в кассе и другие).

Между тем не следует забывать, что установление указанных видов валютных ограничений преследует разные цели. Так, в первом случае валютные ограничения направлены на защиту денежной системы посредством обеспечения стабильности национальной денежной единицы от колебаний международной валютной системы, а во втором – на противодействие легализации денежных средств, полученных преступных путем, а также снижение издержек государства, связанных с организацией наличного денежного обращения.

В диссертации также была поднята одна из наиболее насущных проблем, стоящих перед нашим государством на современном этапе развития, проблема конвертируемости рубля. Достичь полной обратимости рубля возможно лишь при оптимальном сочетании мер экономического и правового характера. Бесспорно, российский рубль сможет стать полностью конвертируемым только тогда, когда на него появится устойчивый спрос на международном валютном рынке, а это произойдет лишь в условиях продолжающегося экономического роста, который позволит нашей стране занять ведущее место среди экономик промышленно развитых стран. Между тем меры правового характера, которые мы связываем с постепенной отменой мер валютных ограничений, должны способствовать достижению такой цели. Не стоит забывать и о собственном удачном опыте реформирования системы денежного обращения, которое привело к достижению полной конвертируемости рубля – в частности, мы говорим о денежной реформе С.Ю. Витте, проведенной на рубеже XIX – XX века. Опыт денежной реформы С.Ю. Витте ценен тем, что он был произведен в условиях российской действительности, многие проблемы которой остались неизменными еще с тех пор. Важно также отметить, что С.Ю. Витте осуществил свою реформу в основном с использованием мер правового характера, а это особенно важно для науки финансового права, которая, полагаясь на соответствующий опыт, должна выработать рекомендации по совершенствованию системы правового регулирования денежного обращения. Полагаем, что настоящее диссертационное исследование также внесло определенный вклад в решение данной задачи.

Необходимо признать, что перспективы конвертируемости российского рубля довольно туманны. Бесспорно, шаги в этом направлении предпринимаются – достигнута внутренняя конвертируемость рубля, рублевые расчеты применяются по многим направлениям внешнеэкономической деятельности нашего государства (в частности, при расчетах со странами СНГ и Китаем), однако все это пока не может обеспечить спрос на российский рубль на валютном рынке. Важно понимать, что нерешенность данной проблемы создает реальную угрозу экономической стабильности России.

Вполне вероятно развитие событий, при котором Российская Федерация введет на своей территории общую с другими странами валюту. Это может быть российский рубль, либо, что более вероятно, новая валюта, введенная в рамках одной из международных организаций, в которой участвует Россия – например, СНГ, ЕвразАзЭс или в рамках Союзного государства Россия-Беларусь. Однако вопрос о создании подобного валютного союза будет требовать решения сопутствующих ему задач – достижение сопоставимости экономических показателей стран–участниц союза, обеспечение их экономической стабильности с тем, чтобы они смогли совместными усилиями гарантировать устойчивость общей валюты. Вместе с тем подобные рассуждения пока не выходят за рамки гипотетических предположений – предстоит пройти еще очень долгий путь, прежде чем российская валюта станет по-настоящему конвертируемой. Правильность же выбранного направления покажет только время.

Заключая наше исследование, мы выражаем надежду на то, что настоящая диссертационная работа будет способствовать дальнейшему развитию дискуссии относительно проблем финансово-правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации.

 

 

Библиография

Date: 2015-11-14; view: 490; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию