Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование и становление профессиональной идентичности студентов-психологов в процессе обучения





Формирование профессиональной идентичности – это очень сложный процесс, который не всегда и не у всех осознается до конца. По этому поводу, Е.А. Климов пишет, что формирование идентичности у современного профессионала часто носит слабо осознанный характер, так как многие трудовые операции унифицированы в результате применения сходных технических средств деятельности в разных профессиях. Это замедляет формирование целостного представления человека о своей роли в профессиональном процессе, без которого невозможно осознование своего места в профессиональной среде и достижение уровня профессионального мастерства [9].

Формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации. Профессионализация – это процесс становления профессионала. Этот процесс включает выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей, освоение правил и норм профессии, формирование и осознание себя как профессионала, o6oбщение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии. В целом профессионализация это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала является одним из аспектов развития личности [10].

Как отмечает О.В. Гавриченко, изучение профессиональной идентичности, как высшего пика самосознания в развитии личности профессионала позволяет выделить условия формирования позитивной идентичности, которая становится условием успешности и эффективности профессионального развития [2].

Отечественный исследователь Н.С Пряжников строит следующую иерархию в уровнях профессиональной идентичности [14]:

1. На первом уровне у студента происходит осознание дальней и ближней профессиональных целей. Его захватывает чувство новизны, чего- то неведомого. С другой стороны, это пугающее, неуютное чувство. Это объясняется тем, что у студента ещё нет специфической профессиональной цели, на которой он мог бы сфокусироваться. Он хочет самоутвердиться в психологии, Им движет стремление понять свое дело, овладеть им в полном объеме. Он находится в поиске и освоении эффективных, общепринятых, «модных» на этот момент методов работы. Тут студент больше ориентируется на нормативно- заданные и надежные способы работы. Освоить все трудовые функции, при этом его профессиональный опыт равен нулю. Старается определить структуры профессиональных отношений и поиск своего места в них. соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "хочу"; характеристика самого студента - мечтающий. Можно сделать вывод о том, что профессиональная идентичность на этом уровне не выражена.

2. На второй стадии происходит усвоение основных знаний, требований профессии к человеку, студент стремится осознать свои возможности. Основное состояние студента на этой стадии - недостаток уверенности в себе, в своих силах, нехватка знаний о результатах психологической работы. некоторые авторы описывают неизбежные и постоянные ощущения “неприкаянности” начинающего психолога на этой стадии. Студент находится в состоянии постоянного ожидания катастрофы, боится сказать фразу, которая, якобы, может вывести клиента из себя. На этом этапе у студентов ещё нет ясного видения того, что представляет собой процесс консультирования. Отмечается зависимость, неуверенность и непонимание своего места в психологическом процессе у начинающего практиковать студента. Многие описывают смесь неуверенности, зависимости, ужаса, страха и возбуждения студента во время приёма первого клиента. Он уже имеет представление о выполнении данной деятельности, осуществление которой проходит по образцу. Будущий психолог старается установить профессиональных контактов, войти в профессиональное сообщество. Возникает некоторое «разочарование» в общепринятых формах и методах психологической работы, так как он осознает что эти методы не всегда позволяют решить проблемы клиента или они не приемлемы данного психолога. Студент относится к своей профессии как знающий человек, но характеристика самого субъекта деятельности – осведомленный. Профидентичность выраженная, пассивная.

3. На этом уровне психолог стремится практически реализовать выбранные профессиональных цели, самостоятельное и осознанное выполнение деятельности. Требуется признание сложности, ответственности и весомости работы психолога. На этой стадии для студента имеет очень большое значение возможность экспериментировать, делать ошибки, разрешать возникающие проблемы. У него появляются попытки сделать что то по своему, он хочет «импровизировать» в своем труде, вкладывает что-то от себя лично, формируется индивидуальный стиль деятельности. У него формируется определенный круг профессиональных контактов, человек оценивает свою профессию как "могу". Он характеризует самого субъекта деятельности — умелый. Профессиональная идентичность - активная.

4. На этом уровне происходит полная адаптация к своей работе. Психолог, дошедший до этого уровня, приобретает необходимые навыки и успешно их применяет. Свободно выполняются профессиональная деятельности, не опасаясь за неправильно принятые решения. Психолог хочет удостовериться в своем профессионализме, поэтому он ставят для себя сложных профессиональные задачи. Стремится к профессиональному совершенствованию, мастерству и творчеству (профессиональный опыт стремиться к бесконечности). Он ощущает значимость профессиональных контактов. Клиенты, сотрудники считаются с его мнением. В это время у него увеличивается число клиентов. Психолог на этом этапе уже осознает свою профессиональную неповторимость. Желание передавать свой опыт другим, делиться им (профессиональное общение стремиться к совершенству) соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "делаю'': характеристика самого субъекта деятельности – творческий. Профессиональная идентичность устойчивая.

Формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации параллельно с процессами профессионального самоопределения, становлением профессиональной идентичности в условиях выполнения профессиональной деятельности.

Процесс профессионального становления личности индивидуален, своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить определенные особенности и закономерности. Профессиональное становление личности позволяет человеку в наибольшей степени реализовать себя.

В связи с расширением спектра психологических услуг предстает задача совершенствования целевого представления о специалисте-психологе как продукте подготовки профессионального психологического учебного заведения. Во время учебы студент-психолог должен не только получить необходимое количество информации, но и осознать ее ценность, придать ей личностный смысл. Поэтому совершенствование живого процесса формирования профессионала в вузе и прежде всего процесса профессионального самоопределения, становление профессиональной идентичности является доминирующим направлением вузовской подготовки [9].

Ю.П. Поваренков говорит о развитии профессиональной идентичности студентов педагогического университета. Студент первокурсник до определенного момента является носителем школьной идентичности. Психологически это проявляется в том, что первокурсник еще не до конца может осознать себя студентом, ему еще неуютно и непривычна роль студента. Школьная идентичность постепенно отступает, этому способствует общение с старшекурсниками, усвоение требований преподавателей вуза и другие факторы. К концу второго курса у студентов начинает накапливаться «критическая масса» опыта студенческой жизни, это позволяет в полной мере ощутить себя студентом. Становление студенческой идентичности приходит на третий курс обучения в вузе. На четвертом курсе под влиянием практики, направленности на «послевузовскую жизнь» у студентов начинает складываться профессиональная идентичность. Учебные дисциплины начинают оцениваться с профессиональной точки зрения, студент рассуждает о том, пригодятся ли ему эти предметы в будущем. Происходит окончательное принятие решения: свяжет ли он свою судьбу с профессией психолога. К концу обучения формирование профессиональной идентичности не заканчивается, поэтому очень часто выпускники не верят в свои силы и не считают себя профессионалами. Переживается состояние не готовности к профессиональной деятельности, часто у студентов-выпускников отмечается заниженная профессиональная самооценка. По мнению Ю.П. Поваренков, профессиональную идентичность можно считать завершенной на 3-4 году самостоятельной профессиональной деятельности [13].

В период вузовкой подготовки, как указывает К. А. Абульханова-Славская, показателем соответствия необходимости потребностям личности может служить ее удовлетворенность. Удовлетворенность связана не только с получением какого- либо результата, но и с осознанием того, что он достигнут своими силами, путем преодоления трудностей. Удовлетворенность сопоставляется с представлениями о своих возможностях и требований к своей деятельности перед личностью будущего психолога стоит проблема «соответствия или несоответствия профессиональным требованиям, нормам, которую он решает в комплексе с другими проблемами» [1, С. 135]. Личность не удовлетворяется легкой деятельностью, поэтому она определяет, каких усилий заслуживает данная деятельность, а не только соотношением с ожидаемым результатом [1].

Формирование направления к становлению высококвалифицированного специалиста начинается с взаимодействия с наставником. Для успешного формирования студента-психолога как профессионала наставник должен обладать талантливым и творческим мироощущением, ему необходимо строить общение на основе сотрудничества и партнерства, быть творцом своего дела. Так же важным средством для формирования творческой личности психолога является возможность настоящей самостоятельной профессиональной деятельности. Р. Мэй говорит, что хорошего психолога от менее способного отличает не только его профессиональная подготовка. Он ссылается на З. Фрейда и утверждает, что важна “прирожденная способность проникать в душу человека и, в первую очередь, в подсознательные уровни собственной души и учиться на практике”. Умение “учиться на практике” означает способность отказаться от тенденции руководствоваться в своей работе более или менее устойчивыми стереотипами [12].

Получая высшее профессиональное образование, студенты осваивают ценностные представления, характерные для данной профессии, овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для успешного начала карьеры и осуществления профессиональной деятельности. Самостоятельная, реальная профессиональная деятельность человека с принятием всех ритуалов и ценностей определяется в качестве главной детерминанты становлении его профессиональной идентичности [16].

Становление творческой личности высококвалифицированного специалиста можно считать законченным, если она обрела профессиональную идентичность и определенное количество теоретических знаний и практических навыков, необходимых для самостоятельного достижения профессиональных целей. Достижение профессиональной идентичности выпускников вуза должно проявляться в осознании собственной профессиональной самоэфективности, убежденности в возможность реализовать свой потенциал в своей профессиональной деятельности [5].

Таким образом, профессиональная идентичность формируется в процессе профессионального обучения и профессионального становления личности, обретения профессионально значимых качеств необходимых для успешной профессиональной деятельности.

А.П. Рожкова отмечает, что студент-психолог должен обладать следующими профессионально важными качествами для успешного развития своей профессиональной идентичности: это чувство ответственности, эмпатии, креативность, эмоциональная устойчивость, умение слушать, высокий интеллект [15].

Ответственность складывается как необходимость держать ответ перед обществом и самим собой за результат профессиональных действий, готовность осознавать, принимать и исправлять свои ошибки.

Эмпатия со стороны психолога – одно из необходимых условий для самораскрытия и самоактуализации клиента, дающее ему ощущение защищенности и безусловного принятия. Эмпатия способствует более полному пониманию клиента через его вербальное и невербальное поведение.

Интеллект необходим для того, чтобы иметь возможность общаться с людьми, разными по уровню образования, способам мышления и мировосприятия, для решения возникающих в процессе работы с клиентом проблем.

Креативность способствует быстрому, адекватному и эффективному выходу из нестандартных ситуаций, поиску решений в ситуации неопределенности или недостатка информации, продуцированию нескольких вариантов решения проблемы и выбору оптимального.

Эмоциональная устойчивость имеет значение в работе психолога, так как его работа практически перманентно связана с неблагоприятной эмотивной обстановкой. В таких условиях необходим контроль за поддержанием эффективной деятельности.

Толерантность позволяет относиться к проблемам клиента как к чужим и не брать на себя чрезмерную эмоциональную нагрузку за его судьбу.

Умение слушать способствует адекватному восприятию смысла сообщения клиента и дает возможность эффективно действовать [15].

Таким образом, формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации. На третьем-четвертом курсе обучения начинает складываться профессиональная идентичность. Этот процесс своеобразен и индивидуален, завершается этот процесс к 3-4 году самостоятельной профессиональной деятельности. Студент- психолог должен обладать профессионально важными качествами для успешного развития профессиональной идентичности.


Date: 2015-11-14; view: 1874; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию