Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет исследования - педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Цель исследования - построение целостного научного представления о педагогических парадигмах, определяющих единство объективных оснований, сущности, специфики, структуры и особенностей функционирования современной методологии и теории социально-культурной деятельности. Задачи исследования. Историко-педагогическое изучение теории социально-культурной деятельности как самостоятельного объекта научного исследования закономерно приводит к необходимости решения, как минимум, следующих задач: •выявление специфики предметного поля теории социально-культурной деятельности, особенностей функционирования теории социально-культурной деятельности как самостоятельной отрасли педагогической науки; •определение общих закономерностей генезиса парадигм социального воспитания и, в частности, динамики парадигм социально-культурной деятельности (смена, конкуренция парадигм и др.); •изучение взаимосвязей парадигмального, методологического и теоретического уровней концептуализации, функционирующих в теории социально-культурной деятельности; выявление специфики методологии теории социально-культурной деятельности, ее структурно-типологических особенностей; •разработка периодизации становления и развития теории социальнокультурной деятельности, в основе которой лежит идея смены научных парадигм социокультурного воспитания; • историко-типологический анализ основных педагогических парадигм, определявших генезис теории социально-культурной деятельности как самостоятельной научной дисциплины - парадигма частной инициативы, парадигма целенаправленного социального воздействия, парадигма социальной активности личности в социально-культурной сфере. •выявление сущности видоизменения методологического контекста социального воспитания в рамках феноменологической парадигмы социально-культурной деятельности. Гипотезой исследования является предположение о том, что генезис научного знания о воспитательных процессах в социокультурной сфере подчиняется общим законам генезиса науки, важнейшим из которых является представление о ее парадигмальной обусловленности. Основная гипотеза конкретизируется в следующих предположениях: - современная социокультурная ситуация может быть охарактеризована как ситуация становления новой парадигмы социально-культурной деятельности, что находит отражение в механизмах объяснения педагогической практики на уровне методологии и теории; - в динамике научного знания о закономерностях социально-культурного воспитания могут быть выделены общие объяснительные схемы - парадигмы, имеющие общенаучное происхождение, и конкретизированные в специальной научной теории. Функционирование специализированных педагогических парадигм обеспечивается специально-научной методологии социально-культурной деятельности; - закономерности функционирования теории социально-культурной деятельности отличаются от закономерностей реализации социально-культурной деятельности в практике. Генезис теории социально-культурной деятельности осуществлялся не только по линии накопления фактов (кумулятивно-эволюционный подход), но и по линии кардинальной смены теоретико-методологических ориентиров (научно-революционный подход) развития науки. Осмысление основных закономерностей генезиса теории социально-культурной деятельности будет способствовать разрешению противоречий между недостаточной разработанностью специально-научной методологии, слабой научной рефлексией видоизменений методологического контекста социокультурных исследований и возрастающими потребностями практики в инновационных технологиях социокультурного развития личности. Методологической базой исследования является феноменологическое представление об общих закономерностях развития научного знания, которое конкретизируется применительно к сфере педагогической теории и практики. Исходной для нашего анализа является теория смены научных парадигм (Т. Кун), в современной трактовке которой преодолеваются крайности постпозитивистской методологии и имеется возможность ее экстраполяции на широкий спектр научных исследований социально-культурных, духовно-ценностных особенностей российской культуры. Результаты этих исследований получают развитие через диалогически созвучное преломление в контексте гуманистической психологии и педагогики. Методы исследования. Цель и задачи исследования определили выбор совокупности методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга. Основными в исследовании явились теоретические методы -историографический, сравнительно-сопоставительный, моделирования, абстрагирования, конкретизации. Указанные методы соответствуют потребности в целостном, взаимосвязанном анализе научных парадигм, методологии и теории. Такой подход позволяет выделить линии встроенности теории социально-культурной деятельности в систему общенаучных и частнонаучных (педагогических) воззрений на социальное и культурное развитие личности, реализацию ее духовно-творческой, социальной активности. При этом имеется возможность отграничить теорию социально-культурной деятельности от ряда близких к ней по педагогическойнаправленности теорий (социальная педагогика, этнопедагогика и др.), уточнив ее предметное поле и специфику «снятия» ею компонентов общенаучного знания. Научная новизна и теоретическая значимость работы определяется новизной проблематики и методологическим ракурсом, с позиций которого проведено исследование - основное внимание сосредоточено не на анализе готовых структур научного знания, а на раскрытии закономерностей развития теории социально-культурной деятельности, т.е., по существу, на изучении движения научного знания. Такая позиция допускает правомерность представления о том, что наука, в том числе и гуманитарная, не развивается по пути наращивания знания (в теории Т. Куна накопление знаний допускается лишь на стадии нормальной науки). Поэтому научная новизна работы проявляется в отказе от традиционного, кумулятивистского взгляда на теорию социально-культурной деятельности и рассмотрение ее с позиций цикличности развития научного знания (допарадигмальный период, парадигма, нормальная наука, аномалии, научная революция и др. стадии развития науки). При этом: Ф 1. Впервые в отечественной педагогике научному анализу подвергнута теория социально-культурной деятельности в совокупности ее педагогических парадигм, методологии и теоретических концептов. 2. Исследованы сущностные характеристики теории социально-культурной деятельности (научный статус, родовидовая структура, особенности предметной области и др.), определяющие специфику ее функционирования как самостоятельной отрасли педагогической науки. 3. Впервые раскрыты содержание и структура специальной методологии теории социально-культурной деятельности. 4. Разработана периодизация генезиса теории социально-культурной деятельности, в основе которой лежит идея смены парадигм социокультурного воспитания. 5. Исследовано историко-философское и социально-педагогическое содержание парадигм (преобладающие общенаучные парадигмы; идеалы общественного устройства; подходы к пониманию воспитательного значения социально-культурной среды; педагогические цели; образцы педагогических • технологий в сфере досуга), определявших генезис теории социально-культурной деятельности - парадигма частной инициативы, парадигма целенаправленного социального воздействия, парадигма социальной активности личности в социально-культурной сфере. 6. Выявлены тенденции видоизменения методологического контекста современных социокультурных теорий, затрагивающие: общеметодологическую, философско-мировоззренческую ориентацию исследований социально-культурной деятельности; особенности выбора приоритетных методов теоретического исследования; специфику теоретического самоопределения исследователей. Теоретически значимой является сама постановка вопроса об Ф углубленном теоретико-методологическом анализе парадигмальных оснований педагогической теории, ибо изменения парадигмального контекста педагогики социально-культурной деятельности менее заметны, чем, скажем, изменения экономического или же социально-политического контекстов. Однако, именно эти основополагающие, кардинальные изменения в парадигмальных основаниях современного педагогического знания определяют её современный облик и ориентиры дальнейшего развития. На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Теория социально-культурной деятельности - это система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и технологиях (социальных, культурных, психолого-педагогических и др.) развития личности в условиях социально-педагогической, образовательной, художественно-творческой, досуговой других видах деятельности. Теория социально-культурной деятельности является самостоятельной, целостной, сложноорганизованной отраслью ф педагогической науки. Эта теория отвечает требованиям единства истории, предметного поля науки, методологической общности ученых, институциональной организации; имеет специфический объект - культурно обусловленные аспекты деятельности личности, социальных общностей, оптимизация духовного развития различных социальных групп, выделяемых по возрастному, тендерному, региональному, этническому, религиозному, экономическому, политическому и иным признакам; предмет теории социально-культурной деятельности - педагогический процесс развития социокультурной активности личности и общностей в социально-педагогической, образовательной, художественно-творческой, досуговой Ф Других видах деятельности. При этом рассматривается их социальнокультурная обусловленность, выявляется их воздействие на потребности, интересы и ценностные ориентации личности и социальных групп. В наиболее развернутом виде методика этой деятельности характеризуется как совокупность просветительных, развивающих, рекреационных и валеологических и иных методов, которая постоянно пополняется и обогащается за счет как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере культуры и образования. 2. Позитивная динамика теории социально-культурной деятельности как науки определяется наличием в ее структуре специализированных педагогических парадигм и специальной методологии, обеспечивающих ценностно-смысловое единство методов педагогического исследования. Формирование педагогических парадигм, методологии и теории социально-культурной деятельности происходит под влиянием интеллектуальной философско-педагогической традиции; социально-культурного контекста, в котором развивается воспитательная деятельность в сфере досуга и осмысляющая ее наука; преобладающих ценностных ориентаций исследователей. 3. Историко-типологический анализ социально-культурной теории позволил выделить следующие образцы ее педагогических парадигм: • Парадигма гражданской инициативы (характерная для этапа предпосылочного знания); • Парадигма социального воздействия (просветления "затемненного" сознания масс, реализации социального заказа); • Парадигма социальной активности личности в социально-культурной сфере (формирование либеральной, феноменологической ориентации исследований) 4. Основными общенаучными методологическими парадигмами XX века, которые оказывали и продолжают оказывать определяющее воздействие на теорию социально-культурной деятельности, являются позитивизм, неокантианство и феноменология. Изучение процесса диффузии философских парадигм в теорию социально-культурной деятельности показало, что все воздействия философско-методологического свойства предельно опосредованы, тонки, не прямолинейны. Педагогическая парадигма, а вслед за ней и научная теория социокультурного воспитания, наследует ядро нравственно-философского императива в том виде, в каком он сложился в философских теориях. Однако в теории социокультурного воспитания общефилософские идеи получают специально-научное осмысление, конкретизируются на уровне специальной методологии. Анализ исторического развития отечественной теории социально-культурной деятельности показал, что по мере изменения социокультурной ситуации в стране изменялись стандарты научного изложения педагогического знания, способы видения реальности в науке, стили мышления, которые формируются в контексте культуры. Происходило парадигмальное самоопределение теории социально-культурной деятельности, характеризующееся включением различных социокультурных факторов в процесс генерации собственно научного знания и формированием наиболее общих исследовательских программ. 5. Анализ современной динамики теории социально-культурной деятельности показывает, что весьма ощутимым качественным изменениям подвергаются все ее принципы, целевая направленность, технологии. Видоизменения методологического контекста определяются преодолением позитивистской направленности научных исследований, формированием их феноменологической ориентации, выступающей продолжательницей традиций неокантианского подхода к изучению социальных и личностных феноменов. Это находит отражение в структуре специально-научной методологии: Ф «на ценностно-целевом уровне, формируется ориентация исследователей на ценности либерализма, детерминирующие процесс познания в социально-культурной сфере - теоретически осмысляется социальный мир в его сугубо человеческом бытии, в соотнесении с представлениями, идеями, целями и мотивами практически действующих социальных индивидов; • на инструментально-теоретическом уровне складывается система специфических познавательных средств (особый понятийный аппарат, система принципов, аксиом и др.) предназначенных для феноменологического анализа взаимодействий на микроуровне и концептуализации субъективных факторов объективных социальных процессов; • на технологическом уровне научно-исследовательской деятельности, актуализированы специфические средства объяснения и интерпретации результатов поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в социально-культурной сфере, позволяющие преодолеть крайности позитивистского анализа социально-культурных явлений -концептуальный философско-педагогический анализ; анализ аксиологических структур, определяющих особенности реализации социальной активности личности в сфере досуга; целостно синтезирующие процедуры; синергетическое моделирование явлений и процессов социокультурной педагогики и т.д. 6. С позиций синергетического подхода, которые является одним из способов реализации феноменологической парадигмы в прикладном педагогическом исследовании, социально-культурная деятельность может быть понята как особый вид педагогической деятельности, в процессе • которой ценности культуры сущностно обусловливают формирование качественно новых общественных отношений (в динамике духовноценностных оппозиций личность-общество, социальная группа-общество, социальная группа - социальная группа и др.). Социально-культурная деятельность - это совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты внедрены: - в процессе преподавания ряда учебных дисциплин в Рязанском заочном институте Московского государственного университета культуры и искусств, в частности «Теория и история социально-культурной деятельности», «Методы и технологии социально-культурной работы», «Культурно-воспитательная работа с детьми и подростками», спецкурсы «Введение в научное исследование социально-культурной деятельности», «Социально-культурная анимация». - научно-исследовательскую работу Рязанского заочного института Московского государственного университета культуры, Рязанского областного училища культуры, Рязанского областного научно-методического центра народного творчества, учреждений повышения квалификации кадров Управления культуры администрации Рязанской области. Собранный и проанализированный в диссертации материал по истории и философско-методологическому генезису парадигм теории социально-культурной деятельности, сделанные выводы могут выступить методологической основой конкретных педагогических исследований как в области теории, так и, на уровне разработки технологии (методики) социально-культурной деятельности. Фактический материал может быть использован при чтении курсов лекций и спецкурсов по истории и теории социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств, средних специальных учебных заведениях, в исследовательской работе научных центров, институтов и учреждений. Значимость исследования состоит в том, что данные материалы могут быть использованы государственными и общественными структурами для определения стратегии инновационного развития социально-культурной деятельности, обновления технологий социально-культурной работы. Апробация работы. Результаты исследования внедрялись в педагогическую практику на всех этапах научного поиска. В этих целях, по инициативе автора в программы учебных курсов и спецкурсов по истории и теории социально-культурной деятельности были введены специальные лекции по теме работы, а также существенно обновлена фактологическая база читаемых курсов. Основные положения исследования положены автором в основу двух монографий - «Социально-культурная деятельность: Парадигмы, методология, теория» и «Генезис теории социально-культурной деятельности». Материалы диссертационного исследования в 1989-2000 гг. неоднократно докладывались и обсуждались на методологических семинарах профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, на расширенном заседании кафедры социально-культурной деятельностиМГУКИ, на научных и научно-практических конференциях, симпозиумах: «Проблемы методологии и методики социологической деятельности в культуре и системе повышения квалификации кадров»: Всесоюз. науч.-практич. конференция (Алма-Ата, 1990); «Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки»: Всерос. респуб. науч. конференция. (Кемерово, 1990); «Проблемы совершенствования профессиональной подготовки кадров и их закрепление в условиях перестройки культурно-просветительной работы»: Межвуз. науч. конференция (Тамбов, 1990); «Искусство и эмоции»: Международ, науч. Симпозиум / Международ, ассоциация по эмпирической эстетике. Сов. отд-ние; Пермский гос. ин-т культуры (Пермь, 1991); «Современные проблемы режиссуры массовых праздников и праздничная культура народов Восточной Сибири»: II региональная конференция (Улан-Удэ, 1991); «Культура. Творчество. Человек»: Всерос. респуб. науч. конференция (Самара, 1991); «Культура на пороге третьего тысячелетия»: Международный семинар (Спб, 1994); «Педагогический процесс в вузах культуры и искусства в условиях становления рынка»: науч.-методич. конференция (Барнаул, 1994); «Педагогические технологии в высшей школе»: Вторые рязанские педагогические чтения (Рязань, 1995); «Подготовка кадров в вузе культуры: проблемы совершенствования в условиях заочного обучения» (Рязань, 1995); «Общепедагогическиепроблемы образовательного процесса в высшей школе»: межвузовской конференция (Рязань, 1996); «Исторические, социально-экономические и педагогические проблемы культуры»: научно-практическая конференция (Рязань, 1998); Зимний методологический семинар, организованный Московским общественным научным фондом, фондом Макартуров и Фондом Форда (Зеленоград, 1999). Основные положения диссертационного исследования отражены в 26 публикациях (общим объемом 58,3 п.л.) в форме монографий, учебных пособий, статей, тезисов докладов, учебно-методических публикаций и др. Структура диссертации включает введение, пять глав, заключение, список литературы и именной указатель. Заключение диссертации по теме "Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности", Ярошенко, Николай Николаевич Выводы к 5 главе; 1. Анализ современной динамики теории социально-культурной деятельности показывает, что весьма ощутимым качественным изменениям подвергаются все ее принципы, целевая направленность, технологии, что свидетельствует о процессе ее сущностного видоизменения на уровне парадигмы и конкретизирующей ее методологии. В теории современной социально-культурной деятельности все отчетливее складывается особый феноменологический дискурс, формируется установка исследователей на изучение феноменов духовно-творческой активности, ценностногосамоопределения личности, социальной активности человека на разных возрастных этапах, в различных ситуациях социальной, досуговой, творческой, образовательной деятельности. Динамические тенденции видоизменения методологического контекста современных социокультурных теорий определяются преодолением позитивистской направленности научных исследований, формированием их феноменологической ориентации, выступающей продолжательницей традиций неокантианского подхода к изучению социальных и личностных феноменов. 2. Феноменологический дискурс определяет видоизменения методологии социально-культурной деятельности, которые по-разному проявляются в структуре специальной методологии: на ценностно-целевом уровне, формируется ориентация исследователей на ценности либерализма, детерминирующие процесс познания в социально-культурной сфере теоретически осмысляется социальный мир в его сугубо человеческом бытии, в соотнесении с представлениями, идеями, целями и мотивами практически действующих социальных индивидов; на инструментально-теоретическом уровне складывается система специфических познавательных средств (особый понятийный аппарат, система принципов, аксиом и др.) предназначенных для феноменологического анализа взаимодействий на микроуровне и концептуализации субъективных факторов объективных социальных процессов; Q на технологическом уровне научно-исследовательской деятельности, актуализированы специфические средства объяснения и интерпретации результатов поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в социально-культурной сфере, позволяющие преодолеть крайности позитивистского анализа социально-культурных явлений - концептуальный философско-педагогический анализ; анализ аксиологических структур, определяющих особенности реализации социальной активности личности в сфере досуга; целостно синтезирующие процедуры; синергетическое моделирование явлений и процессов социокультурной педагогики и т.д. 3. С позиций синергетического подхода, которые является одним из способов реализации феноменологической парадигмы в прикладном педагогическом исследовании, социально-культурная деятельность может быть понята, как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры сущностно обусловливают формирование качественно новых общественных отношений (в динамике духовно-ценностных оппозиций личность-общество, социальная группа-общество, социальная группа - социальная группа и др.). Социально-культурная деятельность - это совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регул яти в социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы. Другими словами, социальная активность, социальное взаимодействие, развернутые в предметном поле культуры в феноменологическом контексте могут быть поняты как способы объективации потребности общества в самоорганизации и самосохранении. Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Ярошенко, Николай Николаевич, 2000 год 1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности: Пробл. методологии, теории и исслед. реальной личности. Избр. тр. М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 224 с. 2. Аверьянов А.И. Психолого-педагогические условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков: Дис. канд. пед. наук. М., 1994 - 162 с. 3. Агафонова В.В. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации личности предпринимателя: Дис. канд. пед. наук. СПб.,1995- 183 с. 4. Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития. М.: ИВА, 1996. - 477 с. 5. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Фирма "Топикал", 1994. - 607 с. 6. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989. - 335 с. 7. Азаров Ю.П. Теоретические проблемы мастерства воспитателя современной общеобразовательной школы: Дис..д-ра пед. наук. М., 1973.-361 с. 8. Акимова Л.А. Теории социализации и их роль в изменении моделей связи семьи, школы, общественности // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сб. статей. М.: МГУК, 1995. -С. 36-47. 9. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности / Ред. кол. Т.Г. Киселева (отв. ред.), Б.Г. Мосалев, Ю.А. Стрельцов: Сб. статей. -М.: МГУК, 1995.- 121 с. 10. П.Алемасов В.А. Организационно-педагогические условия совершенствования общественного самоуправления в современном клубе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. С.Петербург, 1991 - 15 с. 11. Аллахвердян А.г., Мошкова Ю.Г., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998. - 312 с. 12. Ан С.А. Светский и религиозный подходы к общему образованию в русской философско-педагогической мысли (конца XIX начала XX в.)/ Алтайск. краевой ин-т повышения квалификации работников образования.- Барнаул: АКИПКРО, 1993.- 131 с. 13. М.Анашкина Г.И. Формирование профессиональной направленности студентов вузов культуры средствами культурно-просветительной работы: Дис. канд. пед. наук. Л., 1983. - 250 с. 14. Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России // Вестник московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. - № 4.-С. 6-17. 15. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы: Избр. психол. тр. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. -412 с. - (Психологи Отечества). 16. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева. М.: Academa, 2000. -173 с. 17. Андреева И.Н. Философия и история образования: Учеб. пособие. М.: Моск. гор. пед. о-во, 1999. - 190 с. 18. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: (Новая расширенная редакция). Учеб. пособие. М.: Нар. Акад. культуры и общечелов. ценностей, 1993. - 352 с. 19. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики: В поддержку актуальной науки. М., 1999. - 132 с. 20. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. М.: Издательская группа "Прогресс" - "Политика", 1992.-608 с. 21. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. -М.: ИФРАН, 1999. 203 с. 22. Аршинов В.И., Казаков Н.Д. Синергетика как модель междисциплинарного синтеза // Математика, естествознание и культура. М.: ИНИОН, 1983. - С. 44-63. 23. Атаянц Ж.Г. Клубные объединения высшей школы как фактор социализации студентов: На опыте ун-тов США: Дис.. канд. пед. наук. М., 1994 - 196 с. 24. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования: Взгляд из России // Вопросы философии. М., 1998. - № 2. - С. 3-17. 25. Ахиезер А.С. От культурологического к социокультурному анализу инноваций в обществе // Вестник Московского университета. Сер. 12, Полит, науки. 1996. - № 2. - С. 22-34. 26. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры / МГИК. М., 1994.- 120 с. 27. Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастерства / МГИК. М., 1991. - 53 с. 28. Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля: Дис...д-ра пед. наук. М., 1997. -360 с. 29. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: Учеб. пособие / МГИК. М., 1992. -102 с. 30. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учеб. пособие / МГИК. М., 1992. - 160 с. 31. Балуев Б.П. Споры о судьбах России: Н.Я.Данилевский и его книга "Россия и Европа". М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 279 с. 32. Барулин B.C. Социальная философия: Для вузов. 2-е изд., доп. - М.: ФАИР-Пресс, Гранд, 1999. - 560 с. 33. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. С.-Петербург: Изд-во РХГИ, 1997. - 464 с. 34. Батищев Г.С. Диалектический характер творческого отношения человека к миру: Автореф. дис. д-ра филос.наук / АН СССР. Ин-т философии. М., 1989. - 52 с. 35. Батищев Г.С. Философско-аксиологические идеи в концепции человека C.JI. Рубинштейна // Философские науки. М., 1989. - N 7. - С.27-36. 36. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /Сост. С.Г.Бочаров; Примеч.С.С.Аверенцева и С.Г.Бочарова.- 2-е изд. М.: Искусство, 1986.-445 с. 37. Бельдей В.А. Современные парадигмы субъективности: Дис. канд. филос. наук. Спб., 1996. - 175 с. 38. Бердяев Н.А Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955 г. М.: Наука, 1990. -224 с. 39. Бердяев Н.А. Духовные основы русской революции: Опыты 1917-1918 гг. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманитар, ин-та, 1999. - 431 с. - (Из архива рус. эмиграции). 40. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.- 383 с. -(Б-ка этической мысли). 41. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990. -220 с. 42. Бескова И.А. Творческое мышление как эпистемологическая проблема: Автореф. дис. док. филос. наук. М., 1993. - 37 с. 43. Беспятова Н.К. Историко-педагогические проблемы становления и развития молодежных объединений клубного типа в 1920-1930 годы: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Ин-т развития личности Рос. акад. образования. 1993.- 18 с. 44. Бессонов Б.Н. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации.// Филос. науки. М., 1988.- N 1. - С.26--28. 45. Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура: (Идея культуры в работах М.М. Бахтина) // Одиссей, 1989: Человек в истории. М., 1989. - С.21-59. 46. Библер B.C. О гражданском обществе и общественном договоре // На гранях логики культуры. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.-С. 348-370. 47. Библер B.C. От науконаучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с. 48. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания важнейших течений в мировой педагогике: Автореф. дис. д-ра пед. наук: (Первая половина двадцатого века)/ Моск. гос. лингв, ун-т.- 1994.- 48 с. 49. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по пед. антропологии и философии образования. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1994,- 111с. 50. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1994.- 46 с. 51. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. М.,1996. - С. 3-8. 52. Блонский П.П. Задачи и методы народной школы// Вестник воспитания. -1916. № 1. - С. 1 - 36. (Избр. пед. и психологические соч. в 2-х т. - М., 1979. - T.I. - С. 39-85.) 53. Блонский П.П. Курс педагогики (Введение в воспитание ребенка). М., 1916.-286 с. 54. Бобров М.Я. Законы исторической социологии и методы их исследования. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1999. - 190 с. 55. Богданов А.А. Познание с исторической точки зрения: Избр. психол. тр. / Сост., вступ. ст. О.Г.Носкова. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 475 с. - (Психологи Отечества). 56. Богоугодинова Р.З. Региональная система профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы в современных условиях: Дис. д-ра филос. наук. Казань, 1996. - 282 с. 57. Богуславский М.В. Медынский Евгений Николаевич // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - С. 557. 58. Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX в. // Педагогика. М., 1996. - № 3. - С. 72-75. 59. Божович Л.И., Славина Л.С. Советская психология воспитания за 50 лет // Вопросы психологии. -1967. N 5. - С.51-70. 60. Бойко В.В. Социально-культурная деятельность Русской православной церкви в современном российском обществе, 1988-1997 гг.: Дис. канд. филос. наук. М., 1997. - 111 с. 61. Борисов С.В. Целеполагание воспитательной деятельности: Методологический аспект: Дис. канд. филос. наук. -М., 1993. 172 с. 62. Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. М.,1991. 63. Брусов С.В. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность: Перспективы развития и проблемы регулирования: Сб. науч. трудов. -Свердловск: УрО АН СССР, 1991. С. 55 - 61. 64. Буданов В.Г. Эпоха бифукаций и синергетика в образовании // Московский синергетический форум: Тезисы. М., 1996. - С. 43-54. 65. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. -М., 1983.-230 с. 66. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216 67. Булгаков С.Н. Христианский социализм: Споры о судьбах России. -Новосибирск: Наука. Сиб. от-ние. 350 с. 68. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: Структуры систем знания: Пособие для студентов вузов. М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. - 304 с. 69. Бурханов Р.А. Практическая философия Иммануила Канта. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневартов. пед. ин-та, 1998. 191 с. 70. Бутенко Т.В. Взаимодействие семей и неправительственных организаций по оказанию помощи в процессе социально-культурной адаптации ребенка с ограниченными возможностями: Дис.. канд. пед. наук. М., 1994 - 147 с. 71. Бэрон С.Х. Г.В. Плеханов основоположник русского марксизма / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во РНБ, 1999. - 494 с. 72. Василенко И.В. Социокультурная мобильность как философская проблема: Дис. канд. филос. наук. Волгоград, 1996. -153 с. 73. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для пед. вузов. 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 440 с. 74. Васюков B.JI. Формальная феноменология. М.: Наука, 1999. - 223 с. 75. Вахитов Р.Р. Философский анализ становления классической науки: Дис. канд. филос. наук. Уфа, 1996. - 184 с. 76. Вахтеров В.П. Внешкольное образование народа. М., тип. т-ва И.Д. Сытина, 1896. - 380 с. 77. Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование. -М.: Т-во И.Д. Сытина, 1917.-208 с. 78. Вахтеров В.П. Запросы народа к образованию в школе. // Обществознание в школе. 1997 - № 2 - С.62 - 64 - (Архив) 79. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / Вст. ст. С.Ф. Егорова. М.: Педагогика. - 1987.- 400 с. 80. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. 2-е изд. - М., 1916.-591 с. 81. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 239 с. 82. Введенский А.И. О Канте действительном и воображаемом // Вопросы философии и психологии. 1894. - Кн. 25. - С. 621-660. 83. Введенский А.И. Об экспериментальной дидактике А.П. Нечаева. -Спб., 1902. 43 с. 84. Введенский А.И. Учение Канта о смене душевных явлений // Вопросы философии и психологии. 1895. - Кн. 29. - С. 430-477. 85. Вдовенко Т.В. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы. СПб: СПбГУП, 1999. - 164 с. 86. Вендровская Р.Б. Общественно-педагогическое движение в СССР (1917-1991 гг.) / Рос. акад. образования, Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании.- М.: ИТПиМИО РАО, 1993.- 45 с. 87. Вендровская Р.Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты/ Междунар. пед. акад.- М.: Б.и., 1993.- 82 с. 88. Вентцель К.Н. Обучение детей нравственности // Педагогический листок. 1901. - Кн.5. - С.551-562; Кн.6. - С.684-693; Кн.7. -С.818-830; Кн.8. - С.937-953. 89. Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания // Вестник воспитания. -1896. № 2. - С. 1-47. 90. Воробьева М.З. Логико-философский анализ концепции теоретической социологии П.А. Сорокина: (Замысел, воплощение, судьба): Дис. канд. филос. наук. М., 1997. - 174 с. 91. Воронин А.П. Проблема социальной революции в философии П. Сорокина: Дис. канд. филос. наук. М., 1996. - 155 с. 92. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М., 1956. -250 с. 93. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. -534с. - (Психология: Классич. тр.). 94. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980. - 447 с. 95. Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия космос кочевника, земледельца и горца. - М.: Ин-т ДИ-ДИК, 1999. - 367 с. 96. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991.- 272 с. 97. Генкин Д.М. Социально-педагогические основы массового праздника: Дис. д-ра пед. наук. Л.: ЛГИК, 1981. - 359 с. 98. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. -448 с. 99. Гинецинский В.И. Педагогическое знание как методологическая и теоретическая проблема: Дис. д-ра пед. наук. Д., 1988. - 332 с. 100. Гмурман В.Е. Методологические и теоретические проблемы педагогики в их взаимосвязях: Доклад д-ра пед. наук. М., 1981. - 46 л. 101. Горячева Е.И. Идея самоорганизации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике: Дис. канд. пед. наук. М., 1996.-208 с. 102. Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие. М.: Мысль, 1984. - 268 с. 103. Грани научного творчества / Ред. А.С. Майданов. М.: ИФРАН, 1999. - 284 с. 104. Грибанов Н.И. Философские основания науки как феномен предпосылочного знания: Дис. канд. филос. наук. Самара, 1996. - 263 с. 105. Громакова Е.И. Синергетика и изменение форм научной рациональности: Дис. канд. филос. наук. М., 1997. - 136 с. 106. Гуляев А.А. Проблема духовности в русской религиозной философии: Дис. канд. филос. наук. Пермь, 1997. - 148 с. 107. Гуманистические идеи, социально-педагогические эксперименты, бюрократические извращения в развитии отечественной школы: Межвуз. сб. науч. тр/ Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. -СПб.: Образование, 1993.- 159 с. 108. Гуревич П.С. Философия человека: Ч. 1. М.: ИФРАН, 1999. -221с. 109. Гусева Н.В. Философский анализ образования как явления культуры / Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 1992.- 41 с. 110. Гуссерль Э. Феноменология / Перевод, предисловие и примечания В.И. Молчанова // Логос. М.: 1991. - № 1. - С. 12 - 21. 111. Гуткин О.В. Философские основания исследования развития культуры: Методологический аспект: Дис.. канд. филос. наук. -Саратов, 1997. 131 с. 112. Демков М.И. Курс педагогики для учительских институтов, высших женских курсов и педагогических классов женских гимназий. -М., 1917. -4.1.-354 е.; М., 1918. 4.2. - 366 с. 113. Денисов Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты. Краснодар: Сов. Кубань, 1999. - 255с. 114. Добронравова И.С. Синергетика: Становление нелинейного мышления. Киев: Лыбедь, 1990. - 152 с. 115. Долженко О.П. Очерки по философии образования. М.: Промо-Медиа, 1995. - 240 с. 116. Доронкина Е.Г. Проблема осознания сущности досуга Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сборник статей / Науч. ред. Т.Г. Киселева, Ю.А. Стрельцов. М., МГУК, 1996.-С. 5-14. 117. Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом: Учебное пособие. М.: МГУКиИ, 1999. -109 с. 118. Евин И.А. Проблема самоорганизации в искусстве: Дис. канд. филос. наук. М., 1992. - 144 с. 119. Евин И.А. Синергетика искусства. М., 1994. - 171 с. 120. Евтеева Г.А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени: Дис. д-ра пед. наук. -JL, 1980. 434 с. 121. Егоров А.Г. Особенности социокультурной трансформации знания: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1997. - 40 с. 122. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: Историко-педагогический очерк. М.: Педагогика, 1987. - 152 с. 123. Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1982. -160 с. 124. Жарков А.Д. Организационно-методические основы культурно-просветительной деятельности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Д., 1990.-41 с. 125. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1989. - 237 с. 126. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. М.: МГУК, 1998.-248 с. 127. Жаркова JI.C., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: Теория, практика и методика научных исследований. -М.: МГУК, 1994.- 111 с. 128. Жилин Ю. К эволюции понятия гражданское общество // Политический процесс и его противоречия. М.: Изд. «Весь мир», 1997.-С. 88-98. 129. Жукоцкий В.Д. Маркс после Маркса: Материалы по истории и философии марксизма в России. Нижневартовск: Приобье, 1999. - 184 с. 130. Закс А.Я. Институт методов внешкольной работы // // Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова, при участии М.С. Эпштейна. Т. 3. - М.: Работник просвещения, 1929. - С. 315-318. 131. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса: Ст. и докл. 90-х гг. -- М.: Наука, 1999. -- 351 с. 132. Здравомыслова Е.А. Парадигмы западной социологии общественных движений. Спб.: Наука, 1993. - 172 с. 133. Зеленецкий М.Н. Культурно-просветительная работа: Содержание и методика: Учебное пособие по курсу «Основы культпросветработы для студентов биб. ф-тов заочного отделения. JL: ЛГИК, 1960.-206 с. 134. Зеленецкий М.Н. Основы культурного строительства: Учебно-методическое псообие для слушателей курсов повышения квалификации / ЛГИК им. Н.К. Крупской Л, 1964. - 106 с. 135. Зеленецкий М.Н. Предмет и метод клубного дела: Учебное пособие по курсу «Клубное дело» для студентов заочного отделения ф-та КПР. Л.: ЛГИК, 1964. - 63 с. 136. Зеленко В.А, Институт внешкольного образования, организованный Внешкольным отделом Комитета Народн. Просвещ. коммун. Сев. Обл. 20 декабря 1918 г. его задачи и программы // Внешкольное образование. - П., 1919. - № 2-3. - С. 9-19. - № 4-5. - С. 12-22. 137. Зеленко В.А. Народный дом: Новый труд о народных домах, составленный сотрудником Литовского Народного дома С.В, Паниной) // Вестник культуры и Свободы. П., 1918. - № 3-4. - С. 12-22. 138. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. М.: ACT, Рос-тов н/Д.: Феникс, 1999. - Т. 1. - 544 е.; Т. 2. - 540 с. 139. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. // Педагогика -1997 № 2 - С.73 -89 -(Русское зарубежье: образование и культура) 140. Зоткин А.О. Философские основания педагогической деятельности: Дис. канд. филос. наук. Томск, 1997. - 159 с. 141. Из истории педагогической мысли России (1941-1985 гг.): В 4 кн. / Рос. акад. образования, Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании; Под общ. ред. М.И. Кондакова. М.: Изд-во ИТПиМИО РАО, 1993 - Кн.1,217 е.; Кн.2,227 с. 142. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении / Сост., предисл., библиогр. А. Г. Новохатько. М.: Росспэн, 1997. - 464 с. - (Философы России XX века). 143. Ильенков Э.В.: личность и творчество / Отв. ред. В.А. Лекторский. М.: Языки рус. культуры, 1999. - 269 е.: ил. - (Язык. Семиотика. Культура). 144. Ильенковские чтения, 18-19 февр. 1997 г.: Тез. выступлений. -М.: Мир кн., 1997. 142 с. 145. Ильин В.В. Классика неклассика - неоклассика: Три эпохи в развитии науки // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 7. Философия. - М., 1993. -№2.-С. 12-34. 146. Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). -М.: Рус. кн., 1999. 606 с. 147. Ильин И.А. Собрание сочинений: Письма. Мемуары (1939-1954) / Сост., коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Рус. кн., 1999. - 507 с. 148. Исаенко В.П. Детские объединения в клубах. М.: Сов. Россия, 1987.- 118 с. 149. Исторический опыт социальной работы в России. М.: Б.и, 1994.- 255 с. 150. Ищенко Е.Н. Понимание в научном познании: Дис. канд. филос. наук. Воронеж, 1995. - 191 с. 151. Калинина T.JI. Теория самоорганизации как отрасль науки: Философско-методологический анализ: Дис. канд. филос. наук. -Казань, 1995. -148 с. 152. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения = Anthropologic in pragmatischer Hinsicht / Иммануил Кант. СПб.: Наука, 1999. - 471 с. - (Слово о сущем). 153. Кант И. Критика чистого разума / Иммануил Кант; Пер. с нем. Н. О. Лосского. Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 648 с. - (Выдающиеся мыслители). 154. Кант И. О педагогике/ Пер. с нем. М., 1907. - 94 с. 155. Кант И. О характере как образе мыслей // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С.231-234. 156. Кантор И.М. Педагогическая лексикография и лексикология. -М.: Просвещение, 1968. 200 с. 157. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы. М.: Просвещение, 1980. - 158 с. 158. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 336 с. 159. Каптерев П.Ф. Из истории души. Очерки по истории ума. Спб., 1890.-255 с. 160. Каптерев П.Ф. Избр. педагогические соч. М., 1982. -704 с. 161. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Спб., 1909. - 540 е.; 2-е изд. -Пг., 1915.-746 с. 162. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. Спб., 1897. - 146 е.; Спб., 1914. -211 с. 163. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц. Спб., 1877. - 663 е.; 1914.3-е изд.-489 с. 164. Карамышев A.JL Педагогика и культурология: Проблемы взаимосвязи // Современные проблемы культурологического образования: Сб. статей / Науч. ред. Т.Г. Киселева. М.: МГИК, 1993. -С. 47-52. 165. Карамышев A.JI. Педагогическая и культурно-просветительная деятельность И.Н. Ульянова и педагогов ульяновцев в дореволюционной России: Дис. д-ра пед. наук. М.:, 1981. - 450 с. 166. Карапетян И.К. Развитие знаний о предмете педагогики как науки (1920-годы): Автореф. дис.. канд. пед. наук / Рос. акад. образования, Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании. М., 1994,- 18 с. 167. Карл Маркс и современная философия: Сб. материалов науч. конф. к 180-летию со дня рождения К. Маркса / Отв. ред. Н.И. Лапин. -М.: ИФ РАН, 1999. 380 с. 168. Келебай Е.Б. Научный текст как объект философско-методологического исследования: Дис.. канд. филос. наук. М., 1995.-151 с. 169. Киселева Т.Г. Женщина и семья в послеоктябрьский период: опыт исторического анализа: Лекция / Моск. гос. ун-т культуры. М.: МГУК, 1995. - 37 с. 170. Киселева Т.Г. Культурология и социальная педагогика: Линии сопряжения // Современные проблемы культурологического образования: Сб. статей / Науч. ред. Т.Г. Киселева. М.: МГИК, 1993. -С. 20-25. 171. Киселева Т.Г. Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий. Кн. 1. 1994. - 105 с. 172. Киселева Т.Г. Реалии и перспективы теории и практики культурно-досуговой деятельности // Проблемы подготовки специалистов в вузах культуры: Сб. науч. тр./МГИК. М., 1990. - С. 23 -37. 173. Киселева Т.Г. Социальная активность женщин в российском обществе как предмет социопедагогического исследования: Дисс.. док. пед. наук. М.: МГУК, 1996. - 528 с. 174. Киселева Т.Г. Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Культура и революция: историческая хроника первых послеоктябрьских десятилетий: Курс лекций для студентов гуманитарных вузов. М.: МГУК, 1998.-203 с. 175. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. М.: МГИК, 1992. 176. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Межведомственные кулыурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР. М., 1991. -С.З. 177. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУК, 1995. -136 с. 178. Клейберг Ю.А. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере досуга: Дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1995. - 430 с. 179. Климонтович Н.Ю. Без формул о синергетике. Минск: Высшая школа, 1986. - 223 с. 180. Юпоско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 г.г.): теоретико-методологический и исторический аспекты: Учебное пособие. М.: МГУК, 1997. - 134 с. 181. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. М., 1997. - № 3. - С. 72. 182. Кобзарь В.И. Структура формальнологического знания: Дис. д-ра филос. наук. Спб, 1995. - 262 с. 183. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях; Т. Шанин. Методология двойной рефлексивности. М.: Логос, 1999.- 380 с. 184. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теорет. вопр. -М.:Социум, 1999.- 351 с. 185. Козловский В.П. Культурный смысл: Генезис и функции. Киев.: Наук, думка, 1989. - 128 с. 186. Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология. М.: Просвещение, 1969. - 311 с. 187. Комплексная программа подготовки специалистов по реабилитации инвалидов в системе вузов культуры и искусства: Ч. 1. / Науч. ред. Т.Г. Киселева. М.: МГУК, 1999. - 96 с. 188. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб.пособие. М.: Аспект-Пресс, 1997.- 667с. 189. Конович А.А. Театрализация в празднично-обрядовой культуре: (Педагогический аспект): Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1991 -40 с. 190. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе / Отв. Ред. А.А. Печенкин. М.: Наука, 1994. - 239 с. 191. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы / Рос. акад. образования, Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании. М.: ИТПиМИО, 1993.- 135 с. 192. Корнилов К.Н. Естественно-научные предпосылки психологии. -М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. 496 с. 193. Кортунов В.В. Пролегомены к методологии верификации иррациональных систем. М.: Изд. центр науч. и учеб. программ, 1999. - 42 с. - (Актуал. исслед.). 194. Коршунова Н.Л. Методологические условия однозначности терминов в педагогическом исследовании: Дис. канд. пед. наук. М., 1990.-205 с. 195. Косулина Л.Г., Ляшенко Л.М. История России. 4.II. Рассвет и закат Российской империи (XIX- нач. XX в/)/ М.: О-во "Знание России" 1994. - 239 с. 196. Кошкарова Н.И. Бытие человека в культуре: (на материалах американской культурной антропологии): Дис. канд. филос. наук. -Уфа, 1996.-120 с. 197. Кравченко А.Г. Политико-просветительная работа в РСФСР // Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова, при участии М.С. Эпштейна. Т. 3. - М.: Работник просвещения, 1929. - С. 333 - 342. 198. Красильников Ю.Д. Основы теории культурно-просветительной работы: Учебное пособие. М.: МГИК, 1982. - 80 с. 199. Кротова Ю.Н. Становление и развитие педагогики досуга в США и Великобритании: Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1994 - 457 с. 200. Крупская Н.К. и совершенствование духовной культуры советского общества: Сб. научн. тр. МГУК. М., 1988. - 128 с. 201. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: тт.1 11 т. - М., 1957 -1963. 202. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: тт.1 6 т. - М., 1978 -1980. 203. Крюков В.В. Диалектическая методология и релятивистская модель реальности: Дис.. д-ра филос. наук. Новосибирск, 1995. -310 с. 204. Кудрина E.JI. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства: Дис..д-ра пед. наук. М., 1999.-377 с. 205. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений и худож.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов / В. С. Кузин. 3. изд., перераб. и доп. - М.: Агар, 1998. - 334 с. 206. Кузнецова Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования: Дис.. д-ра филос. наук. М., 1990. - 345 с. 207. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998. - 461 с. 208. Культурно-просветительная деятельность Н.К. Крупской: Сб. статей к 100-летию со дня рождения Н.К. Крупской 1869-1969. Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1969. - 170 с. 209. Культурно-просветительная работа в РСФСР за годы Советской власти (1917-1932 гг.): Библиографический указатель литературы. Выпуск 1. В 4-х частях.-М.: МГИК, 1989.-Ч. 1, 109 с.; Ч. 2., 131 е.; Ч. 3, 142 с.;Ч. 4, 158 с. 210. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. И.З. Налетова; Общ. ред. и послесловие С.Р. Микулинского и JI.A. Марковой. М.: "Прогресс", 1975. - 288 с. 211. Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. М., 1978. 212. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-3-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1972.- 575 с. 213. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. - 350 е.: ил. - (Памятники психол. мысли). 214. Лощатова С.М. Взаимодействие науки и культуры: Философский анализ: Дис.. канд. филос. наук. -М., 1996. -184 с. 215. Лукашевич В.К. Научный метод: Структура, обоснование, развитие: Дис. д-ра филос. наук в форме научного доклада. Минск, 1992.-42 с. 216. Луначарский А.В. О воспитании и образовании / Под ред. A.M. Арсеньева, Н.К. Гончарова, И.А.Каирова, М.А. Прокофьева, В.А. Разумного. М.: Педагогика, 1976. - 640 с. 217. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1992. - 52 с. 218. Магомедов Н.М. Неизвестная школа: Учеб. пособие / Гос. ком. Рос. Федерации по высш. шк., Самар.гос.ун-т, Каф. педагогики и психологии.- Самара: Самар.ун-т, 1993.- 233 с. 219. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Собр. соч.: В 8 т. М.: Педагогика, 1983.- Т.1- С.267-330. 220. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. М.: Просвещение, 1964. 115с. 221. Мамардашвили М.К. Наука и культура.// Методологические проблемы историко-научных исследований. М.: Наука, 1982. - С. 3858. 222. Мамардашвили М.К. О философии // Вопросы философии. М., 1991.-№5.-С. 3-25. 223. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Спб., 1998. - 45 с. 224. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба: Учеб. пособие для студентов ин-тов культуры. М.: Просвещение, 1988. - 158 с. 225. Мацукевич О.Ю. Взаимодействие семьи и социально-педагогического комплекса в процессе ценностного самоопределения подростков: Дис. канд. пед. наук / МГИК. М., 1992. - 250 с. 226. Медынский Е., Лапшов И. Систематический указатель книг и статей по внешкольному образованию. М.: Наука, 1916. - VIII, 229 е.; 2-е изд. - М.: Наука, 1917. - 230 с. 227. Медынский Е.Н. Внешкольное образование в РСФСР. Статистический обзор по данным Центрального Статистического Отдела Наркомпроса. Изд. 2-е, перераб. и знач. дополн. - М.: Красная Новь, 1923.- 104 с. 228. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Наука, 1916. -327 с. 229. Медынский Е.Н. Методы внешкольной просветительной работы. 2 изд. - М.: Наука, 1918. - 171 с. 230. Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования: Лекции читанные на пед. факультете Уральского ун-та в 1919-1922 гг.: в 2 т. М.; Л.; Госиздат, 1925. Т. 1. -138 е.; Т. 2 - 167 с. 231. Медынский Е.Н.: Библиографический указатель / АПН СССР; НИИ общей педагогики; Гос. научная педагогическая б-ка им. К.Д. Ушинского. М., 1988. - 48 с. 232. Методологические основы научного познания / под ред. П.В. Попова. М.: Высшая школа, 1972. - 270 с. 233. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3-х т. -М.: Изд. группа "Прогресс Культура": Ред. газ. "Труд", 1994 -Т.2,ч.2.: Вера. Творчество. Образование. - 1994.- 491 с. 234. Михайлова М.В. Общественные педагогические и просветительные организации дореволюционной России: (Середина XIX начало XX в.)/ Рос. акад. образования, Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании.- М.: ИТПМИО РАО, 1993.- 163 с. 235. Михайлычев Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики: Дис. д-ра пед. наук. Бухара, 1991.-401 с. 236. Моздокова Ю.С. Социально-культурная реабилитация инвалидов и их семей в процессе досуговой деятельности: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1996.-232с. 237. Моисеев Н.Н. Современный рационализм и мировоззренческие парадигмы. М.: Изд. МНЭМУ, 1993. - 24 с. 238. Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос.- 1992.-№1(3).-С. 39-63. 239. Молчанов В.И. Феноменология // Современная западная философия: Словарь /Сост. Малахов B.C., Филатов В.П. М.: Политиздат, 1991. - С. 318-323. 240. Мосалев Б.Г. Досуг: Методология и методика социологических исследований: Учеб. пособие. М.:МГУК, 1995. - 96с. 241. Мосалев Б.Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостного осмысления: Автореф. дис. д-ра культурологии. М., 1999. - 46 с. 242. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие.- Пенза: ИПК и ПРО, 1994. Ч. 1. - 1994.- 171 с. 243. Муравьев Ю.А. Концептуальный аппарат теории культуры: Эпистемологический анализ: Дис.. д-ра филос. наук. М., 1995. -302 с. 244. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой науки: Синергетика социального прогресса. М.: Книжник, 1995. - 163 с. 245. Наторп П. Развитие народа и развитие личности / Пер. с нем. А. Пальчика. Спб.: Изд-во газ. "Школа и жизнь",1912. -144 с. 246. Наторп П. Социальная педагогика: Теория воспитания воли на основе общности / Пер. с нем. А.А. Громбаха с 3-го доп. нем. издания.- Спб., тип. О. Богданова, 1911. 360 с. 247. Наторп П. Философия как основа педагогики / Пер. с нем. Г.Г. Шпетта. М.: Изд. Н.Н. Клочкова, 1910. - 107 с. 248. Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии / Отв. ред. В.В. Новиков, А.Ф. Шикун. Ярославль, Тверь: Лилия ЛТД, 1999. - Т. 1. 607 е.; Т. 2. 623 с. 249. Никитин В.М. Системообразующая связь как фактор целостности педагогического процесса: Теоретический аспект: Дис.. д-ра пед. наук. Чебоксары, 1996. - 414 с. 250. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. М.: МГУК, 1998. - 65 с. 251. Никитина Г.Я. О концепции перехода высшей школы на государственные образовательные стандарты: На примере вузов искусств и культуры // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сб. статей. М.: МГУК, 1995. - С. 92-97. 252. Никифорова О.В. Ценностная детерминация творческого педагогического труда в условиях перехода к новой образовательной парадигме: Автореф. дис. канд. психолог, наук. Томск, 1997. - 22 с. 253. Николаева Л.С. Теория и практика пролеткульта, 1917-1932 гг.: Дис.. канд. ист. наук. -М., 1997. -222 с. 254. Никольская А.А. Общий обзор литературы по детской и педагогической психологии в дореволюционной России (с начала 20 в. до Октябрьской революции) // Вопросы психологии. 1974. - № 3. - С. 156-167. 255. Никольская А.А. Основные направления развития русской педагогической психологии дореволюционного периода // История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М., 1990. - С. 173-188. 256. Новикова Л.И. К методологии гуманитарного познания.// М.М. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992.- С.97-109. 257. Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию / Отв. ред. В.В. Костюшев. ~ М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999. ~ 172 с. 258. Огурцов А.П. Парадигма // Филос. энц. словарь 2-е изд. - М.: Сов. энц., 1989.-С. 460-461. 259. Орлов С.В. Теория развития и современная наука: (к конкретно-всеобщей концепции развития): Дис.. д-ра филос. наук. Спб., 1992. - 365 с. 260. Осипов В.И. Теория познания Э. Маха: Монография. -Архангельск: Изд-во Помор, гос. ун-та им. М.В. Ломоносова, 1999. -175 с. 261. Очередные вопросы политпросветработы: итоги I конференции окончивших институт в 1925-1926 году / Под ред. В.А. Зеленко. М. -Л.: Изд-во "Долой неграмотность", 1927. - 79 с. 262. Панарин А.С. Процессы модернизации и менталитет // Вопросы философии. М, 1994. - № 1. - С. 33-38. 263. Паршиков Н.А. Системный подход к основным видам деятельности в вузах культуры и искусства: Монография. М.: МГУКИ, 1999.-209 с. 264. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 265. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова, при участии М.С. Эпштейна. М.: Работник просвещения, 1927. - Т. 1. -1158 е.; Т. 2. - 1929. - 634 е.; Т. 3. - 1929. - 894 с. 266. Педагогическое наследие русского зарубежья: 20-е годы: Кн. для учителя. / Сост. и авт.вступ.ст. П.В. Алексеев.- М.: Просвещение, 1993.- 288 с. 267. Пинт А.О. Высокое призвание: Очерки культурно-просветительной педагогики. М., 1973. - 192 с. 268. Писанко В.А. Объективные и субъективные факторы гуманизации культурно-досуговой деятельности: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997 - 298 с. 269. Поддубный Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем: Онтологич. и гносеолог. аспекты. Ростов н/Д.; Белгород: Изд-во БГУ, 1999. - 351 с. 270. Подойницына И.И. Общество открытых классов: Очерки о моделях соц. структуры / Отв. ред. А.О. Бороноев. Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1999. - 175 с. 271. Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания: Дис. д-ра пед. наук. Ульяновск, 1993. - 398 с. 272. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М.: Наука, 1983. 273. Порус В. Н. Кун (Kuhn) Томас Сэмюэл // Современная западная философия: Словарь / Составители: Малахов B.C., Филатов В.П. М.: Политиздат, 1991.-С. 146-147. 274. Порус В.Н. Эпистемология: некоторые тенденции // Вопросы философии. М., 1997. - № 2 - С. 93 - 111. 275. Пронин В.В. Интегральная духовность как преодоление кризиса культурной идентичности молодежи: Дис. канд. культурологических наук. Нижний Новгород, 1997. - 162 с. 276. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1994. -96 с. 277. Психология и новые идеалы научности: (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. М., 1993. - №5. - С. 3 - 43. 278. Пуляев В. Т. Наука в поступательном развитии общества: российские реалии и проблемы //Социально-гуманитарные знания. -М., 1999.-№2.-С. 29-45. 279. Развитие научных и гуманистических оснований философии: Итоги и перспективы / Под ред. академ. И.Д. Фролова // Вопр. философии. 1992.- № Ю.- С. 87-102. 280. Разумный В.А. Драматизм бытия: в поисках смысла: Опыт социальной педагогики. М.: Прометей, 1993.- 294 с. 281. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. - 416 с. - (Мастера психологии). 282. Рейзенкинд Т.И. Взаимодействие искусств в подготовке педагогических кадров к художественно-просветительной деятельности: Дис..д-рапед. наук. -М., 1998. 539 с. 283. Родина Н.Ф. Некоторые вопросы развития библиографической информации по культурно-просветительной работе и самодеятельному творчеству // Научная информация и культура: Труды. Т.22. М.: Книжная палата, 1987. - С. 124 - 130. 284. Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н. Date: 2015-11-14; view: 668; Нарушение авторских прав |