Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа с литературой. Изучение и обобщение материалов практики





 

С самого начала диссертант должен быть ориентирован на творческое изучение источников и их глубокое осмысление. Он должен предварительно ознакомиться с книгой, затем приступить к её полезному чтению. Работая над литературными источниками, диссертант должен конспектировать, выписывать основные мысли, наиболее характерные места для будущего проблемного сочинения.

Прежде чем приступить к чтению монографии, нужно с ней ознакомиться. Для этого следует прочитать введение (предисловие), аннотацию автора (если она имеется). В них раскрывается основное содержание книги, её цели, определяются границы исследования. Нужно просмотреть и оглавление работы, раскрывающие ее содержание. Это облегчит процесс нахождения ответа на интересующий вопрос. Необходимо обратить внимание на год издания монографии, а иногда даже дату подписания её в печать, имея в виду возможные изменения в законодательстве, не освещенные автором. Можно также составить план прочитанного, т.е. дать перечень тех вопросов, рассмотрению которых посвящена читаемая работа.

При конспектировании необходимо быть очень внимательным к первоисточнику. При этом, целесообразно указывать записи в конспекте всех выходных данных, а так же общего количества страниц книги или статьи в журнале. Не следует полагаться на те ссылки, которые имеются в монографии или в статье. В них возможны опечатки и неточности. Они могут не совпадать по контексту, иметь в этих трудах другое смысловое значение. В любом случае следует сверить используемую цитату с первоисточником, уяснить её содержание, а нагрузку соотнести с содержанием своего текста, затем уже использовать в тексте.

При конспектировании следует тщательно отбирать и осмысливать необходимый для написания дипломного сочинения материал, ориентируясь на намеченные в плане разделы. В конспекте полезно намечать, в какой части диплома будет использован тот или иной фактический материал или положение, развиваемое в прочитанной работе.

При изучении литературы рекомендуется обращаться к различным словарям, энциклопедиям в целях выяснения списка специальных слов и терминов. Нельзя оставлять без внимания непонятные слова и выражения, неизвестные имена.

Существует два вида записей при конспектировании: цитаты и заметки.

Цитата - это дословная выдержка из какого-либо текста сочинения, приводимая для подтверждения излагаемой мысли. Цитата подкрепляет мысли автора-дипломника, дает им большую силу и убедительность. Она должна быть по возможности краткой и точной.

Выписывать цитату следует на отдельный листок бумаги, используя одну сторону. Это позволяет в процессе написания дипломной работы вставить цитату в нужное место без повторного переписывания.

Заметки, или свободное цитирование. Этот вид работы преследует две цели: во-первых, кратко изложить мысли автора книги, а, во-вторых, высказать свое отношение. В этом случае студент может разделить чистый лист бумага пополам, в левой половине дословно или своими словами изложить точку зрения и вывод автора книги или статьи с указанием соответствующих страниц, а в правой - высказать свое отношение.

Не следует цитировать пусть и отдельно выраженные, но не оригинальные, не самостоятельные высказывания, повторяющие расхожие или неоспоримые истины.

Конспект - сжатый пересказ мыслей автора. При конспектировании, прежде всего, следует обдумать и уяснить прочитанное, а потом лишь записывать. Подборка, обобщение, анализ материалов правоприменительной практики необходимы для укрепления своего теоретического исследования, а также для подтверждения выводов автора какими-либо конкретными примерами. Таким образом, теоретические рассуждения диссертанта приобретают свою практическую значимость, выявляют его способность ориентироваться в реальной жизни правовой нормы.

Наконец, возможны как результат магистерской диссертации продуманные, взвешенные практические рекомендации по повышению качества юридической деятельности, предложения по совершенствованию действующего законодательства. В магистерской диссертации очень важно сочетать использование как опубликованной, так и местной практики. Ценным источником являются заключения и иные акты Конституционного Суда РФ, руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, опубликованные определения судебных коллегий, обзоры практики следствия, прокурорского надзора, нотариальных контор. Преимущества использования материалов местной судебной практики состоят в большем учете специфики нашего региона, наглядности материала и возможностях его более точного анализа по ходу написания дипломной работы.


Весьма ценным источником теоретических суждений и выводов являются материалы собственных конкретно-социологических исследований, которые могут заключаться в опросах, анкетировании и беседах-интервью как работников правоприменительных органов, так и других групп населения по вопросам, представляющим научный интерес дипломника.

 

Характер, объем изучения и обобщения материалов практики определяется темой и направленностью магистерской диссертации, её структурой и планом. Все это должно быть согласовано в ходе работы с научным руководителем.

Не следует забывать, что эффективное использование данных юридической практики возможно лишь при условии правильного периода, за который проводится изучение, и количества изучаемых дел (материалов). Для регистрации и последующей группировки информации рекомендуется использование карточек, анкет и таблиц, составляемых с помощью научного руководителя и в соответствии с планом изучения практики. Ссылка в тексте на источник сведений решений конкретного документа какого-либо органа или должностного лица строго обязательна. Использование статистических данных также должно быть подтверждено.

Отдельно следует остановиться на использовании магистерских диссертаций прошлых лет по мере их накопления, особенно тех, которые рекомендованы ГАК к внедрению в учебный процесс или в практику. При соблюдении условий критического, самостоятельного подхода к проблемам исследованным в них, выработки собственного пути решения и учета изменившейся обстановки, нового в законодательстве и правоприменительной практике такое обращение к работам прошлых лет может принести только пользу. Естественно, что должны пресекаться малейшие попытки плагиата и некритического заимствования каких-либо положений и выводов.

 

8. Планирование, структура, объем и атрибуты магистерской диссертации.

 

Подобно другим этапам работы над магистерской диссертацией составление её плана не единичный акт, а довольно длительный процесс, переплетающийся с другими этапами работы. Еще в ходе выбора темы диссертант должен задумываться над составляющими её содержание основными вопросами, по этому поводу он должен посоветоваться с научным руководителем. Обсуждение темы магистерской диссертации на заседании кафедры может натолкнуть на новые вопросы или побудить к новой постановке прежних. После утверждения темы вырисовываются очертания плана, которые в процессе работы над источниками конкретизируются и становятся более четкими. Все мысли диссертанта по поводу плана сочинения необходимо фиксировать на бумаге, стремясь к определенности формулировок. Надо постоянно держать своего научного руководителя в курсе своей работы над планом. Чтобы не перепутать различные варианты плана, их следует нумеровать или ставить дату составления. Наличие плана обеспечит целенаправленный отбор источников и литературы и во многом облегчит работу с ними. В этом случае, делая выписки, диссертант заранее может различить, в какое место будущей магистерской диссертации ляжет собранный материал, и может вовремя заметить, какого материала ему недостает.


Окончательный вариант плана составляется после проработки основных источников. Чем подробнее он будет, тем легче писать сочинение. План утверждается научным руководителем и после этого становится обязательным документом. Изменение плана возможно только с согласия руководителя. При этом следует придерживаться правила, в соответствии с которым приоритет всегда следует отдавать исследовательской стороне дела, а не варианту плана, утвержденному научным руководителем.

Приступая к магистерской диссертации, диссертант вместе с научным руководителем определяет сроки завершения основных её этапов: составление библиографии, завершение работы над источниками и литературой, сбор эмпирического материала, представление руководителю отдельных глав и работы в целом. Эти сроки должны учитывать возможность переделки первых вариантов глав и возможно всей работы, а также время, необходимое для перепечатки. Научный руководитель, ознакомившись с предложениями диссертанта и состоянием его работы, устанавливает точные календарные сроки представления ему каждой главы, первого варианта сочинения в целом и окончательного варианта.

В начале первого семестра последнего года обучения (приблизительно во второй половине ноября) кафедра проводит специальное заседание совместно с диссертантами и их научными руководителями, на котором заслушивает их сообщения о ходе работы и, исходя из этой информации, устанавливает точные сроки защиты каждого дипломного сочинения. Этот график защиты является обязательным для диссертанта и его научного руководителя. Работу не представленную в срок, кафедра имеет право снять с защиты.

Магистерская диссертация в законченном виде должна содержать в указанной последовательности следующие структурные части: титульный лист, оглавление, введение, основной текст (главы, параграфы, пункты), заключение, список использованных источников и материалов практики, приложения (например, текст использованных анкет, опросников, таблиц, диаграмм и т.п.).

Оглавление - это перечень разделов, подразделов дипломной работы, составленный в определенной последовательности с указанием номеров страниц.

Во введении должны содержаться размышления автора об актуальности исследования, новизне отдельных его частей или оригинальности подходов к объяснению того или иного явления правовой действительности, позицию по отношению к конкретным вопросам законодательства, правоприменительной деятельности. Во введении дается оценка современного состояния решаемой научной проблемы, основание и исходные данные для написания диплома, обоснование его цели, научно-практической значимости сделанных выводов, связь с научным направлением работы соответствующей кафедры. Рекомендуемый объем этого раздела, как правило, составляет 3-4 страницы. Введение должно содержать:

1. Актуальность темы магистерской диссертации. Указание на основных авторов из числа ученых, исследовавших основные проблемы по теме магистерской диссертации.


2. Объект и предмет исследования.

3. Обоснование цели работы и её задач.

4. Перечисление методов научного исследования, примененных в работе.

5. Эмпирическую базу исследования.

6. Теоретическое и практическое значение, реализация результатов исследования.

Актуальность темы магистерской диссертации.

Магистерская диссертация представляет творческое исследование проблемных вопросов юриспруденции на современном этапе развития действующего отечественного законодательства. Тема работы отражает ту или иную проблему и, следовательно, должна быть актуальной с точки зрения "полезности" её исследования на уровне магистерской диссертации. Во введении должны быть указаны авторы, исследовавшие правовые и иные проблемы по теме работы. Это вызвано, прежде всего, тем, что в научном мире определяется приоритет ученых в той или иной области, что предполагает наличие знаний об этом у диссертанта, готовящего дипломную работу по этой проблематике.

Объект и предмет исследования.

Обоснование цели работы и её задач. Цель как конечный результат любой, в том числе и научной деятельности, предполагает получение определенных результатов. Они могут выражаться в решении научной проблемы, обосновании конкретных предложений по совершенствованию законодательства, восполнению правового пробела и т.п. Задачи следует рассматривать как средства достижения оставленной цели магистерской диссертации.

Методы научного исследования, применяемые в работе, имеют открытый перечень. Как правило, рекомендуется использовать исторический метод, состоящий в исследовании возникновения и развития того или иного правового института по теме работы. Метод материалистической диалектики помогает рассматривать правовые явления в их сложной взаимосвязи, обосновываясь реальной действительностью, используя такие категории, как "причина и следствие", "форма и содержание", "явление и сущность" и т.д. Метод сравнительно-правового исследования предоставляет возможность сопоставлять смежные либо различные отраслевые дисциплины, уяснить общее и особенное, связанное с темой работы. Эмпирический метод включает обобщение и изучение практики применения законодательства в масштабах Российской Федерации, региона или местной практики. Следственная и судебная практика необходима для опровержения или подтверждения теоретических выводов, анализируемых автором магистерской диссертации. Кроме перечисленных, можно применять статистический, математический и некоторые другие методы научного знания.

Обобщение практики, указанное во введении, позволяет уяснить глубину исследования работы, умение её автора анализировать эмпирический материал.

Наиболее типичной ошибкой неправильного оформления введения магистерской диссертации является описание содержания работы (сколько в ней глав и параграфов, что содержится в каждом из них). Разумеется, незачем такую информацию помещать в вводной части дипломной работы, так как у любого читающего её есть возможность ознакомиться с оглавлением и самим текстом работы непосредственно.

Основную часть магистерской диссертации составляют две-четыре главы, в свою очередь разбитые на параграфы. Каждая глава должна освещать самостоятельный вопрос поставленной проблемы, параграф - отдельную часть этого вопроса. При написании основных глав следует обратить внимание на сохранение логической связи между разделами и последовательность перехода от одной части к другой.

Как правило, первая глава посвящается исследованию исторического аспекта становления и развития того или иного института; понятийному аппарату и анализу различных позиций теоретиков-юристов; международному законодательству и т.п.

Вторая глава, посвящается анализу действующего отечественного законодательства, а третья - проблемам правоприменительной деятельности и законодательного процесса.

Содержание и объем основной части зависит от многих предпосылок, относящихся к объективным данным состояния разработанности избранной темы, а также субъективных факторов: способностей и навыков к научной работе автора. Основная часть определяет умение студента качественно, всесторонне, убедительно и без механических повторений известных положений раскрыть основные проблемы исследуемой темы; четко обобщать материал судебной практики, способность доказательно и кратко излагать свою позицию по любому изученному вопросу. В то же время необходимо помнить, что применять сокращение слов в тексте ради краткости изложения возможно лишь в общепринятых случаях с обязательными при необходимости разъяснением в сносках. Недопустимы сокращения типа: "деятельность", "прения" и пр.

Тактично следует применять и цитаты. Без цитирования источников и литературы, как известно, не обходится ни одно юридическое сочинение. Особенно это важно, когда речь идет о принципиальных положениях, где необходимы точные формулировки. Однако необходимо помнить, что обычное цитирование и употребление слишком длинных цитат оставляет слишком мало места для собственных мыслей автора. Там, где это возможно без нарушения целостности изложения, можно приводить цитату в собственном изложении или сократить её, соблюдая необходимые правила. Неприятное впечатление производит употребление двух и более цитат без ссылки на автора.

Каждая глава и каждый параграф работы должны заканчиваться краткими выводами. Причем выводы предыдущего раздела должны подводить читателя к главному содержанию последующего, чтобы укрепить связь их между собой и обеспечить единство всей работы.

Средний объем основной части магистерской диссертации должен составлять 100-120 страниц машинописного текста. Конкретно вопрос об объеме решается диссертантом вместе с научным руководителем, а в отдельных случаях (когда объем существенно отличается от общепринятого) - кафедрой.

Положения, выносимые на защиту обычно формулируются заключении как общие выводы по магистерской диссертации, предложения о путях и методах решения спорных в науке и практике проблем, предложения законодателю, практические рекомендации, относящиеся к возможности внедрения каких-либо разработанных выпускником положений в практическую деятельность государственных органов и общественных объединений, должностных лиц и граждан. Заключение занимает по объему обычно 3-4 страницы машинописного текста.

Список использованных источников и материалов практики помещается непосредственно после основного текста магистерской диссертации. Он состоит из четырех частей:

- в первой помещаются законодательные и ведомственные акты;

- во второй - книги и монографии, которые были использованы в процессе работы и приводились как в сносках, так и в самом тексте;

- в третьей - статьи. Этот список строится по алфавиту – фамилии авторов или названия работы (если автор не указан);

- в четвертой части - диссертации и авторефераты, использованные в магистерской диссертации; четвертую часть составляет перечень указанных в тексте выпускной квалификационной работы материалов практики правоприменительных органов в порядке расположения в основном тексте.

Приложения к основному тексту должны быть составлены в соответствии с техническими стандартами, аккуратно и компактно присоединены к работе и пронумерованы в порядке использования их в основном тексте. В виде приложений студент может предложить проекты формуляров и бланков для использования в правоприменительной деятельности, а также проекты других юридических документов.

 







Date: 2015-11-14; view: 343; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию