Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 2. Современное состояние развлекательного вещания на российском телевидении. Жанровая система и тенденции развития





1.1. Современное состояние развлекательного вещания на российском телевидении.

 

Развлекательная составляющая российского электронного вещания занимает лидирующие позиции по зрительским симпатиям, а также по внедрению новых жанров и форматов. «Рекреативная функция гипертрофированно разрослась за счет активного и повсеместного внедрения в программную политику каналов и компаний магистрального тренда, ориентированного на игровую интерпретацию реальности»[64].

Одной из главных особенностей состояния современного развлекательного телевидения – конвергенция развлекательной и информационной составляющей в СМИ, позволяющая создать большую ориентацию на зрителя, сделать подачу информации более доступной, при этом используя новые формы и жанры телевизионного продукта. Всё это входит в понятие инфотейнмент, которое в полной мере можно использовать в отношении отечественного ТВ.

Еще в 70-е годы XX века в Соединенных Штатах Америки было проведено социологическое исследование, результатом которого стала констатация факта усталости общества от «серьезной информации». Примерно в то же время было зафиксировано падение рейтингов информационно-аналитических телепередач.

В 80-х годах в журналистике понятие инфотейнмента полностью сформировалось. «Этот термин возник в результате аббревиатурного объединения двух слов: информация (information) и развлечение (entertainment) и выражает стремление продюсеров подавать новости в форме развлекательных передач или с оттенком развлекательности»[65]. Этот синтез носит самый разнообразный характер, соотношение двух его составляющих варьируется довольно сильно.

При сопоставлении развлекательных и информационных программ можно заметить, что в последних главенствующим принципом является оперативность и актуальность, а у развлечения нет подобной зависимости от временных рамок. Поэтому в рамках инфотейнмента зрителю предоставляется не полная картина происходящих событий, а лишь выборочные, интересные для широких масс детали и факты, происходит изображение действительность в развлекательно-юмористическом ключе.



Современные отечественные телепередачи, использующие приемы инфотейнмент, - «Другие новости», «Программа максимум», до недавнего времени «Прожекторперисхилтон» и другие.

Сегодня этот процесс настолько проник в систему СМИ, что можно говорить о инфотейнменте как об одной из форм развлекательного телевидения. При этом релаксирующая составляющая в информационно-аналитических программах проявляется не только на уровне подачи информации, но и на содержательном уровне содержания.

Таким способом проявляется гедонистическая функция электронных СМИ, которая основывается на том, что «своей доступностью, синкретизмом и магнетичной привлекательностью они исключительно упрощают восприятие аудитории не только новостей, но и любой другой информации – экономической, культурной, спортивной, аграрной и т.д.»[66].

Более того, инфотейнмент «представляет собой не просто эффективную форму воздействия. Он еще и является манифестацией определенного стиля, отношения к окружающему миру и к людям. Мир начинает «потребляться» целенаправленно, превращаясь в эффектное зрелище»[67]. Поэтому при изучении этого феномена необходимо обратить внимание и на его культурное значение, связь с массовой культурой, которая заключается в использовании стереотипов массового сознания, заменяющих оригинальные образы, стирание границ между массами и элитами (то есть ориентация на представителей всех слоев общества), придание явлениям множественности их возможных смыслов, интертекстуальность (вторичное использование культурных единиц).

В инфотейнменте большое значение имеют личностные характеристики журналиста или ведущего. «Степень свободы самовыражения здесь достаточно высока. Главное, что необходимо, — не переврать факты и не навредить. Реорганизовывать же реальность можно, оставаясь в рамках профессии. Например, в духе infotainment отрабатывать мифы»[68].

Инфотейнмент, являясь попыткой с помощью развлечения создать новый вид подачи информации, который смог бы преодолеть разрыв между аудиторией и журналистом, несомненно, включает в себя игровое начало.

«Из всех свойств игры, выделяемых различными исследователями, для журналистики, как нам кажется, особо важны 1) развивающий характер игры; 2) ее гедонистическая природа. Причем, играя, человек может испытать два различных «удовольствия»: удовлетворение от самого процесса игры и триумф победы»[69]. Это еще раз подчеркивает неразрывную связь развлекательного сектора телевидения и игры как вида человеческой деятельности, причем «инфотейнмент базируется на традициях интеллектуальной «игры», когда с помощью специальных приемов зритель незаметно втягивается в эвристический процесс»[70].

Инфотейнмент построен на особенностях массовой культуры, клиповом мышлении. «Сделать деловую журналистику зрелищной удалось за счет монтажных приемов, которые раньше использовались только в рекламных роликах и музыкальных клипах. В каждом кадре — действие. Каждая серия начиналась и заканчивалась игровыми стендапами, связанными между собой сквозным приемом»[71].



Однако данные тенденции развития развлекательного телевидения могут иметь и негативные последствия: развлечение построено на положительных и отрицательных эмоциях, такое восприятие может отвлечь внимание человека от освещаемых проблем. «Развлечение не может не вступать в противоречие с обыденностью – чтобы утвердить себя в качестве новой телевизионной реальности, используются все формы эпатажа, от словесного до визуального, аудитория изначально воспринимается упрощённо, зритель наделяется достаточно низким культурным уровнем.

Это, в свою очередь, побуждает журналистов в новостных передачах прибегать к постоянному использованию юмора, клиповой манере подачи информации, упрощению речи, обыгрыванию стереотипов, использованию простых, порой примитивных, символов, образов, обращению к простым эмоциям и физиологическим потребностям»[72].

Кроме того, развлекательная функция также может совмещаться с культурно-просветительской и образовательной функциями, что выражается таких явлениях сегодняшнего отечественного телевидения, как «сайенстейнмент» и «эдьютейнмент».

Сайенстейнмент представляет собой подачу научных фактов в развлекательной форме – science (“наука”) и entertainment (“развлечение”). В таких развлекательно-познавательных программах, как «Галилео» (является российским вариантом немецкой программы «Galileo» канала ProSieben) и многих зарубежных аналогах («Разрушители легенд», «Мозголомы») образовательная составляющая сочетается со зрелищем, шоу. Научно-развлекательное изложение различных вопросов предлагается как альтернатива научно-популярному, поэтому упор делается на эмоциональный визуальный ряд, а не на логическое вербальное объяснение.

Тем самым расширяется аудитория телепередачи – она предназначается, скорее, для семейного просмотра. Хотя зачастую такие программы позиционируют себя как научно-образовательный контент, основной функцией все равно остается рекреация. Как утверждает генеральный директор СТС Вячеслав Муругов, «любая доносимая информация служит платформой для развлечения. Если наш зритель смотрит, допустим, "Галилео", информацию он, безусловно, получает, но это побочное следствие, а на деле он остается на канале не из-за информации, а чтобы развлечься»[73].

Схожими чертами обладает эдьютейнмент, представляющий собой сочетание в медиаконтенте образовательной составляющей и развлечения -

education («образование») и entertainment (развлечение). Однако важным отличием от сайенстейнмент является главенство образовательной и просветительской функции над развлекательной. Эдьютейнмент является попыткой выполнить просветительскую и культурную функцию телевидения, использовать его возможности как социального института. Развлекательная составляющая является лишь вспомогательным элементом для достижения этой цели.

Развитие эдьютейнмента на отечественном телевидении проходит довольно хаотично – он присутствует и на специализированных каналах («Россия-К», «Россия-2»), и на информационных («Россия-24»), представлен разными телевизионными жанрами и жанровыми формами. Лекции в телеформате (проект «Academia») являются самым простым и оттого популярным способом проявления эдьютейнмента. Однако проводятся попытки создать новые формы его существования на телевидении, например программа телеканала «Россия-2» «Наука 2.0», в которой присутствуют элементы информационной журналистики, а также ток-шоу и интервью.

Одним из жанров эдьютейнмента считают докудраму, находящуюся на стыке документального и игрового кино, причем документальность является в фильме доминирующим элементом, элементом содержательным, а не формальным. «Возникшая на ВВС в начале 60-х годов как реконструкция исторических и сложных социальных событий докудрама вошла в систему жанров западных СМИ. Российская документалистика наследует эти традиции, активно развивая биографическую тематику»[74].

Качественное улучшение развлекательного телевидения связано со способностью данного сектора выполнять другие функции помимо рекреативной, что позволит разрушить стереотипы о низкой ценности телевизионного развлечения, ведь «практически все телевизионные развлекательные программы содержат в себе что-то, что может научить ценностям»[75].

«Представляется, что в качестве позитивного сценария использования рекреативных функций СМИ в первую очередь следует рассматривать не коммерческую целесообразность, а гуманистические ценности»[76].

Таким образом, общемировые тенденции на рынке современного телевидения оказывают влияние и на развитие отечественного ТВ. Одной из них является сращивание ТВ с другими сегментами индустрии развлечений – производством сериалов, кинематографом; снижение доли журналистских материалов в программных стратегиях при росте доли гибридных жанров – инфотейнмента, эдьютейнмента, докудрамы, а также нежурналистских форматов – реалити-шоу, юмористических программ, музыкальных концертов и т. д.»[77]

Отдельно стоит упомянуть о таком значимой сфере для современного развлекательного телевидения, как спорт. Во всем мире спортивные соревнования имеют огромный успех у зрителей, одни из самых рейтинговых трансляций – это Олимпиада. «Церемонию открытия Олимпийских игр в Лондоне наблюдало около 4 млрд. человек»[78]. А матч Супербоула (финал профессиональной лиги американского футбола в США) в 2012 году посмотрело рекордное число зрителей: 111,3 миллионов. «В тот вечер был побит рекорд, установленный игрой 2010 года, а трансляция встречи стала самой популярной телеви­зионной программой за всю историю»[79].
Объясняется это тем, что телевизионный спорт сочетает в себе элементы трех основных видов программных областей на телевидении — новостей, развлечения и рекламы, являясь одновременно информационным поводом, ярким зрелищем и площадкой для размещения рекламы.

Сегодня на телевидении параллельно развивается спортивное развлекательное шоу. Также существует схожее понятие – спортейнмент –

sport («спорт») и entertainment (развлечение). Он включает в себя все основные элементы спортивной трансляции кроме одного значимого – действие проходит по заранее написанному сценарию. Одним из примеров спортейнмента является рестлинг.

«Рестлинг — синтетическая культурная форма, где соединены “ударные” ходы из различных жанров массовой культуры»[80]. Он представляет собой шоу с участием «бойцов», состоящее из нескольких боев, объединенных сюжетной линией. Именно телевидение вернуло интерес к этому массовому развлечению. В Соединенных Штатах рестлинг представляет собой целую медиаиндустирию с огромным финансовым оборотом, в России же до сих пор является экзотикой. На отечественном телевидении еще в 90-х выходило несколько зарубежных рестлинг-шоу – «WCW Nitro» на ТНТ «WWF Smackdown!» на СТС.

На отечественном телевидении большее распространение получило другой тип спортивного шоу, где результат заранее не известен, а главным движущим интересом для зрителей является азарт. Видеоряд (технические особенности телевидения подходят для наиболее полного показа спортивных событий) и драматизм происходящего имеют особую важность. «Спортивное шоу испытывает давление художественных телевизионных жанров. В речи комментаторов, интервью атлетов, передачах о спорте обыгрываются ходы из драмы, триллера, комедии положений; в рассказах о чужой и своей жизни при конструировании нарративов ощущается большая склонность к формульной драматизации»[81]. Такие программы, как «Большие гонки», «Жестокие игры» несут в себе элементы игры как развлекательного шоу

Элементы спортейнмента, в свою очередь, проникли в трансляции спортивных соревнований – игровые заставки, клипы и промо-ролики с участием спортсменов, образы которых активно тиражируют СМИ. Спорт на современном телевидении все больше «персонифицируется».

Одним из трендов развлекательного телевидения сегодня можно назвать широкую распространенность реалити-шоу, в самых разных его проявлениях. Этот жанр позитивно повлиял на экономическое положение каналов, стал эффективным инструментом взаимодействия с массовой аудиторией и неотъемлемой частью массовой культуры.

Гипотетической задачей так называемого «реального телевидения» изначально является обеспечение «межкультурной коммуникации, т.е. процесса взаимного обмена ценностями, ценностными установками, происходящего в ходе межкультурного взаимодействия между субъектами, в качестве которых выступают индивиды, социальные группы, общности, культуры, цивилизации»[82]. Но чаще всего современные реалити-шоу эти задачи не выполняют, а лишь транслируют в общество искаженные образы поведения и нравственности, пренебрегая возможностями телевидения как социального института. «Всякая вещь, теряющая свою сущность, подобна человеку, потерявшему свою тень: она погружается в хаос и теряется в нем[83]», – отмечает Ж.Бодрийяр.

Однако реалити-составляющая давно вышла за рамки конкретного жанра. Элементы «реалити» присутствуют во многих жанрах и форматах, потому что имеют спрос у телезрителей. Иногда даже происходит замена на «псевдо-реалити», например, в судебном шоу, полностью построенном на имитации реального судебного процесса. Зачастую грань между реальностью и вымыслом стирается. «Внетелевизионный мир уже существует только в обработке ТВ-реальности, которая воспринимается как единственно настоящая»[84], – отмечает Д.Дондурей.

Увеличение числа развлекательных программ может происходить как экстенсивными, так и интенсивными методами, то есть может увеличиваться процент подобных программ на отдельно взятом канале, но и могут появляться новые каналы, ориентированные только на развлечение. И если в США таких, как правило, кабельных, каналов достаточное количество, то в России такого разнообразия нет.

Значимой тенденцией развития отечественного телевидения в целом и его развлекательного сектора в частности является постепенный переход к так называемому «нишевому» телевидению. Появляется все больше тематических каналов, в том числе развлекательных.

Их развитие формирует более выгодные условия по сравнению с нетематическими для рекламодателей. «Специализированные каналы постепенно отвоевывают у федеральных не только зрителей, но и рекламодателей. И это не только российская тенденция. Адресность рекламы в общенациональных телесетях заметно ниже, чем на нишевых каналах с их нацеленностью на тот или иной конкретный зрительский сегмент»[85]. Еще одним плюсом является финансовая доступность (ограничение по времени привело к очередному росту цен на рекламу на федеральных ТВ и отсекло некоторых традиционных рекламодателей), возможность широкого рекламирования алкоголя и табачных изделий, а также ориентированность на конкретный сегмент потребителей.

«Высокая таргетированность аудитории - главное преимущество, которым обоснованно гордятся апологеты тематического телевидения. Ведь именно невысокий процент целевого попадания - это главная претензия, которую сегодня предъявляют федеральным эфирным каналам эксперты рекламного рынка»[86].

Также переход к нишевым каналам обусловлен современным состоянием телевидения и изменениями предпочтений аудитории, все большей ее фрагментации. «К сожалению, приходит то время, в котором нет места каналу для всех. Невозможно удовлетворить запросы всего населения. Мы видим, с какой скоростью развиваются тематические каналы. И вот такой канал викторин, отдельно выделенный, на любой платформе — кабель, интернет, тарелка — он просто убьет все остальное, если человек хочет смотреть именно это… Чем шире поле выбора (а оно будет только расти), тем строже становится понятие бренда. И это, к сожалению, влияет на сетку каналов, они выхолащиваются, становятся проще. Размытие аудитории может обойтись дороже, финансово выгоднее может оказаться создание отдельного канала "Галилео" — и у нас в холдинге в планах всегда висит такая тема. Это лучше, чем размазывать его по эфиру. Это не прихоть, время — оно само диктует и отражается в сетках каналов»[87], - констатирует генеральный директор СТС Вячеслав Муругов.

Показательно, что на «Первом развлекательном» за последние несколько лет закрылись некоторые значимые программы: «Истории в деталях», «Инфомания» (жанр инфотейнмента), «Самый умный» (одна из телеигр-долгожителей). При этом с 1 января 2013 года канал официально сузил свою аудиторию с «6-54 лет» на «10-45 лет»[88], пытаясь тем самым четче обозначить свою нишу в телевещании.

Изменились и запросы отдельных социальных групп, особенно молодежи, для которой привычный телевизионный формат становиться не интересен из-за невысокого уровня производимого контента и слабая ориентированность на их интересы. Кроме того, с развитием технологий распространения медиаконтента исчезла необходимость в длительном поиске нужного телевизионного продукта.

В то же время, на сегодняшний день на отечественном телевидении сложилась такая ситуация, что на нишевое телевидение может перейти целое тематическое направление – музыкальное, уступая свое место развлечению. «Музыкальный материал в силу глобальной диверсификации музыки больше не способен работать на массовую аудиторию – он уходит в нишевые каналы, собранные по жанровому признаку. Для эфирных каналов, особенно нацеленных на молодежную аудиторию, все большее значение приобретает развлекательный контент»[89].

Некогда популярные музыкальные каналы – «Муз-ТВ» и «MTV Россия» - не смогли конкурировать с каналами общей направленности, поэтому стали уменьшать процент музыкального контента и увеличивать процент развлекательного. Постепенно оба телеканала изжили себя для российского телевидения. «Музыка давно уже стала уделом нишевых тематических каналов, и это закономерно - диверсификация происходит во всех областях жизни, в том числе и в музыке, и уже невозможно объединить все направления и жанры в рамках одного канала, особенно эфирного, который работает на массовую аудиторию»[90].

На чистоте, на которой вещал «Муз-ТВ», 16 сентября 2012 года появился новый развлекательный канал «Ю», значительную часть его контента составляют бывшие программы «Муз-ТВ» (канал теперь транслируется на спутниковой частоте) немузыкальной направленности.

Перезапуск «MTV Россия» намечен на 1 октября 2013 года только в спутниковом и кабельном формате. Оба канала вновь будут иметь музыкальную тематику. Место «MTV Россия» занял развлекательный канал «Пятница!» Президент холдинга «Проф-Медиа ТВ» Николай Картозия указал причину этих изменений: «конкуренция с интернетом в развлекательно-музыкальном жанре такова, что зрительское смотрение падает катастрофически. Именно у музыкальных клипов падает. И поэтому MTV как музыкальный телеканал, к сожалению, уже неэффективен»[91].

На данный момент нишевые каналы в полней мере закрепились на спутниковом и кабельном телевидении, но для дальнейшего развития нишевым каналам необходимо использовать и другие платформы – Интернет, мобильные устройства и интерактив. Кроме того, с переходом российского телевидения на цифровое вещание, а значит, с появлением возможности распространять сигнал телекомпании на всей территории страны перед многими ныне существующие нишевые каналы откроются новые перспективы в охвате аудитории, а значит, они станут более интересны для рекламодателей. Развлекательный контент вызывает большой интерес у аудитории, что сулит коммерческий успех нишевым развлекательным каналам, а при равном охвате территории на первое место выйдет именно качество контента. Таким образом, цифровое вещание может способствовать как количественному, так и качественному развитию развлекательного сектора, но пока об это трудно судить.

Развлекательный сектор российского телевещания можно назвать главенствующим по месту в эфире и зрительскому интересу. Радикальная смена направленности развития культуры в сторону развлекательности, а также повсеместное внедрение радио, телевидения и Интернета, позволяющее говорить практически о глобальной её «развлекализации», не всегда принимается благосклонно.

Известный журналист и общественный деятель В. Познер отмечает, что «Острота, критическая нотка, серьезные ток-шоу постепенно ушли, вместо них появились чрезвычайно высокого уровня развлекательные программы. Этот уклон в сторону развлечения сохраняется по сей день»[92].

Значение рекреативной функции возросло из-за повсеместного использования развлекательного контента, в котором зачастую представлена игровая интерпретация реальности, поэтому «возникают крайние запутанные смешения реальной и фиктивной реальности, которые, однако, рефлексируются как развлечение, предстают в виде эпизодического опыта и остаются без последствий»[93].

Другой негативной чертой современного развлекательного телевидения является его обращение к низменным инстинктам, которое может способствовать духовному оскудению и воспитанию агрессии и неправильного отношения ко многим социальным ценностям. Кроме того «развлекательное телевидение подменяет реальность игрой, создает и распространяет мифы и псевдоценности, которые оказывают деструктивное воздействие на ценностное сознание молодёжи. Телевизионные герои предлагают негативные модели для подражания»[94]. Эти вопросы пока еще остро стоят на повестке дня.

 

2.2. Жанровая система развлекательного телевидения

 

Телевидение на определенном этапе своего развития заняло лидирующую позицию в иерархии средств массовой информации, органично вписываясь в современную систему СМИ. Кроме того, в последнее время отчетливо «раскрывается игровая природа телевидения не только как самого массового и суггестивного медиа, но и как оригинального способа интерпретации реальности, отвечающего определенным социально-психологическим потребностям зрителей»[95]. Поэтому развлекательный сектор телевидения, получивший развитие в последние два десятка лет, имеет огромное влияние на все сферы жизни общества. Развлечение на телевидении существует в разных форматах и жанрах.

Исследователь отечественной тележурналистики А.А. Князев определяет жанр, как «исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий набором относительно устойчивых признаков[96]». Классификация по типологии или по конкретным характеристикам лежит в основе понятия «жанр», но она, как и любая классификация довольно условна. Поэтому для зрительского восприятия «большую роль играет форма «заявленного жанра», определяемая коммерческим названием экранного продукта или анонсом. Заявленный жанр может повысить кассовый зрительский успех через влияние на адресность и психологическую установку»[97].

Изучение жанровой системы важно для понимания состояния и тенденций развития всего телевидения в целом и его развлекательного сектора в частности. «Системы жанров — и это относится именно к журналистике - могут служить своеобразным индикатором эпохи»[98].

Номенклатура функциональной составляющей системы электронных СМИ под влиянием объективных факторов на определенном этапе своего развития включила в себя экономическую и рекреативную функции, что «способствовало трансформации контента как с содержательной, так и формообразующей стороны, привело к конвергенции традиционных жанров, появлению новых и расширению прежней типологической триады (информационные, аналитические, художественно-публицистические) с присоединением к ней сегмента развлекательного (игрового) телевидения»[99].

Необходимо учитывать, что значимым свойством типологической системы жанров является эволюционная способность, способность меняться во времени – происходит возникновение новых жанров, исчезновение старых жанров, происходит конвергенция жанров. «Налицо ассимиляция старых, известных и активно используемых телевизионных жанров, а также появление новых, ранее неизвестных. В первую очередь это касается таких явлений как трансформация новостных программ (появление парановостных и квазиинформационных передач, массовое следование инфотейменту и шоктейменту), а также активное развитие такого новейшего феномена телевизионной практики как реалити-шоу»[100]. Кроме того, необходимо также определить такие развлекательные жанры, как ток-шоу, телевикторина (телеигра), собственно шоу, инфотира.

Первое реалити-шоу на телевидение появилось только в самом конце 20 века – 16 сентября 1999 года. Это был скандально известный «Большой брат», выходивший на голландском телеканале Vеronica. Смысл проекта заключался в наблюдении за жизнью обычных людей, помещенных в стеклянный дом, в реальном времени, происходил постепенный отсев участников, которые боролись за довольно крупный денежный приз. «Люди всегда любили подглядывать, поэтому неудивительно, что телевизионный жанр, позволивший делать это легально, завоевал популярность у зрителя, а обычные люди, занятые на телеэкране житейскими заботами, стали самым рентабельным зрелищем в мире»[101].

Существует несколько вариантов воплощения реалити-шоу на телевидении, основанных на разных подходах к изображению «реальной» действительности. Реалити-шоу могут представлять из себя:

1) Игровые шоу, где герои находятся в замкнутом помещении (или ограниченных условиях – остров, военная часть и т.п.) и, выполняя определенные задания, проходя испытания, соревнуются с другими участниками проекта. Программы подобного рода строятся на эксплуатации человеческих эмоций и инстинктов. На отечественном телевидении можно выделить такие игровые реалити-шоу, как «Последний герой», «Дом-2», «Кто не хочет стать миллионером», «Голод» и другие.

2) Программы, основанные на самореализации («Фабрика звезд», «Кандидат», «Супермодель»), причем участники могут не находится в изоляции («Битва экстрасенсов»). В данных передачах меньшая социальная подоплека, ставка делается не на умение общаться, а на способности героев, не на реалистичность, а на развлекательную составляющую.

3) Третью группу можно обозначить как документальные или хроникальные реалити-шоу – так называемое docusoap (документальное «мыло»), где происходит наблюдение за будничным течением жизни героя без вмешательства в нее («Блондинка в шоколаде», «Звезда в шоке»); передачи с использованием скрытой камеры или любительской съемки («Сам себе режиссер», «Розыгрыш», «Голые и смешные»); программы, герои которых (зачастую это знаменитости) оказываются в совершенно незнакомой для себя ситуации или ипостаси («Один день» с Кириллом Набутовым», «Звезды меняют профессию», «Танцы на льду», «Цирк со звездами»). Главное отличием этих программ является слабое вмешательство в развитие событий организаторов, которые в большинстве случаев делают лишь первоначальную установку.

Многие из рассмотренных программ не являются реалити-шоу в жанровом понимании, так что можно говорить о «реалити» составляющей развлекательного телевидения как одном из особенностей современного его состояния. Кроме того, «реалити-шоу представляет собой продукт синергетического восприятия мира, но в основе своей является частью журналистского процесса»[102].

Феномен популярности реалити-шоу заключен в самой сущности этого жанра. С одной стороны, они специализируются на частной жизни людей. «Ситуация, в которой оказывается человек индивидуализированного общества, влияет и на продукт, который предлагает нам медиасреда. Когда социальное оказывается неважным, множатся программы, которые делают предметом своего интереса частные проблемы»[103]. Отсюда высокие рейтинги реалити-шоу как на западном, так и на отечественном телевидении.

При этом в реалити-шоу упор всегда делается на «реалистичность», что следует из самого названия жанра. Однако чаще всего перед телезрителем кроме смоделированной ситуации (изолированная квартира или экзотическая страна) предстает и подгонка участников под определенные стереотипные тиражи или заданные роли. «На «сделанность» указывает стиль режиссуры (явная фигура режиссера, постоянное формулирование новых условий), задания, комментарии-титры или голос за кадром (где расставляются акценты, даются интерпретации происходящего), цензура, выбор камеры (моменты из потока жизни, ракурсы, нарезка) и т.п»[104].

С другой стороны, реалити-шоу могут выступать в роли своего рода визуализированных обучающих инструкций. «Когда жизнь становится «биографическим решением системных противоречий», когда человек понимает, что лишь ему принимать решения и он сам в ответе за свои поступки, он нуждается в подсказках, которые бы показали ему, к чему приведет тот или иной его шаг именно в частной жизни»[105]. Так что нельзя сводить популярность реалити-шоу лишь к склонности некоторых людей к скрытому желанию подглядывать за другими.

Реалити-шоу, представляя собой сжатую, схематичную, очищенную модель действительности, предлагают телезрителю многочисленные ситуации, а также образцы поведения, предлагают различные варианты действий в данной обстановке. Они охватывают практически все сферы жизни человека, обладая при этом обширными ресурсами для создания социальных ориентиров. Хотя ориентиры эти могут иметь как позитивную, так и негативную окраску. Таким образом, в жанре реалити-шоу сочетается развлекательная составляющая (направленность на зрелищность, релаксацию, отдых, наполненность азартом и мощная игровая составляющая) и социально-ориентирующая.

Следующим значительным развлекательным жанром является ток-шоу. Оно возникло в США в 60-х годах прошлого столетия, его родоначальником является известный американский журналист Фил Донахью, который первый начал использовать зрителей в студии как полноправных участников дискуссии, полноправных участников программы.

«Ток–шоу — разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, от англ. talk–show — заимствованный в связи с возможностью прямого эфира западный жанр, адресованный «не всем, но каждому»[106]. Основными чертами ток-шоу являются: «Во-первых, ведущий программы (причем, не просто журналист-репортер, интервьюер, комментатор и т. д., но именно шоумен). Во-вторых, человек или проблема, которые положены в основу обсуждения-зрелища. В-третьих, люди в студии, так называемые «внутренние зрители», которые не только наблюдают происходящее, но и активно участвуют в нем. И, наконец, в-четвертых, естественно, миллионы глядящих происходящее на своих домашних телеприемниках»[107].

Главной задачей ток-шоу является активизирование восприятие содержания, заключенного в программе с помощью диспута и высказывания своих точек зрения представителями различных социальных и культурных групп. «Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, а также концентрируется вокруг личности ведущего»[108].

В настоящее время ток-шоу довольно распространенный жанр на отечественном телевидении. Причем полностью развлекательными данные программы назвать нельзя. «Элементы ток–шоу могут иметь даже информационные программы и почти всегда — информационно–аналитические, что является характерной особенностью отечественного телевидения. Жанр ток–шоу скорее развлекательный, чем информационный, и при отсутствии мониторинга аудитории чреват скукой и потерей адресности»[109].

В связи с переплетением в этом жанре развлекательных и социально-политических черт необходимо вновь обратиться к истории развития ток-шоу на отечественном телевидении, но рассмотреть с точки зрения их жанрового своеобразия. Во времена Перестройки в эфир выходили программы, которые несли в себе черты, свойственные ток-шоу – это «12 этаж» Сагалаева, «Взгляд» и другие.

В ток-шоу тех лет был виден серьезный политический подтекст, оппозиционное положение авторов, ориентированность на вызов общественного резонанса. Те передачи были в большей степени аналитическими, чем развлекательными, больше «ток», чем «шоу». Однако в них присутствовала доля играизации и драматические элементы.

Несомненная развлекательность данного жанра не является его единственным способом воздействия на человеческое общество в целом и на каждого индивида в частности. Ценность современных ток-шоу заключается еще и в том, что они «консолидируют различные страты и ячейки общества в единое целое, находя сходство в жизненных позициях, утверждая приемлемые для всех моральные ценности и помогая найти универсальное решение общих проблем»[110]. Происходит моделирование общей или конкретной проблемной ситуации, проецирование ее на определенного героя программы и поиск возможных действий. Эта особенность роднит ток-шоу с некоторыми реалити-шоу.

Классификация ток-шоу основывается во многом на необычайной тематической широте этого жанра. Можно выделить женские («Я сама», «Без комплексов»), социально-бытовые («Пусть говорят», «Моя семья», «Принцип домино»), общественно-политические («Судите сами», «К барьеру», «Дуэль»), специализированные (музыкальные) и другие.

Возможно, самым зрелищным и интересным для зрителя жанром развлекательного телевидения является телеигра (ранее телевикторина). В полной степени в телеиграх проявляются такая черта развлекательных программ, как азартность. «Зрелищность жанра поддерживается высоко профессиональной режиссурой, незаурядностью личности ведущего, неизвестностью исхода и интерактивным режимом — зритель может задать вопрос и даже выиграть этап (раунд) игры; телеигра предоставляет возможность нетривиальных путей интеракции»[111].

Первыми развлекательными программами, достигшими огромного успеха и популярности на отечественном телевидении, были «Клуб веселых и находчивых» и «Что? Где? Когда?», по жанру являвшиеся телеиграми. Популярность этого жанра всегда была высока, ведь он привнес на телевидение непринужденность, неожиданность, непредугаданность. «Телеэкран — единственная площадка, утверждающая различные виды ин­теллектуального спорта. В этом разгадка»[112].

Широкое производство телевикторин началось лишь в конце 80-х годов, когда на телевидении появляются такие игры, как «Брэйн-ринг» и «Счастливый случай». После этого телепередачи подобного рода становятся неотъемлемыми компонентами сетки вещания. Сегодня на отечественном телевидении игры – как снятые по лицензии, так и оригинальные, - весьма распространены. К ним можно отнести «Кто хочет стать миллионером», «Умники и Умницы», «Сто к одному», «Десять миллионов» и множество других. Высокие рейтинги подтверждают неугасающий интерес аудитории.

С.Н. Акинфиев выделяет следующие причины популярности телеигр: «Первой причиной можно назвать «народность», доступность для всех, вторая связана с возможностью человека объективно оценить свои знания. Третьей причиной является желание каждого человека постоянно самосовершенствоваться, четвёртая, меркантильная, основана на естественном для каждого человека желании выиграть, пятая связана с эффектом соучастия, и, наконец, последней причиной привлекательности телеигр можно назвать сам феномен игры, с её непредсказуемостью, эффектом неожиданности и поворотами сюжета, всегда носящими спортивный характер»[113].

Последняя причина особо важна, так значение игры жизни человека является одной из главных причин популярности не только телеигры как жанра, но и всего развлекательного сектора телевидения и культуры в целом.

«Игра в чистом виде - это искусственно сконструированная модель, имитирующая те или иные стороны реальной деятельности, обеспечивающей выживание человека. Игра как модель имеет целый ряд принципиальных особенностей, утратив которые деятельность перестает быть игрой»[114]. Еще в прошлом веке известный голландский философ Й. Хейзинга в своей книге «Homo ludens» вывел понятие «человека играющего», по его мнению, «игра старше культуры, ибо понятие культуры, сколь неудовлетворительно его ни описывали бы, в любом случае предполагает человеческое сообщество, тогда как животные вовсе не дожидались появления человека, чтобы он научил их играть»[115].

Игра также имеет важную особенность, которая отличает ее от других видов человеческой деятельности, - доставление удовольствия от самого процесса игры, независимо от конечного результата. Игра, которая не осознается самими играющими как значимое, серьезное действие, способствует при этом их развитию.

Игра может рассматриваться с позиции зрителя и с позиции игроков, а «благодаря средствам массовой информации зрительская зона игры теряет былые жесткие границы в физическом пространстве, становится теоретически безграничной. Этот качественный скачок превращает транслируемую по телевидению игру в новое качество: в игровое теле-шоу, в зрелище»[116].

Игровые отношения могут реализовываться «в двух аспектах, один из которых – игра как таковая, а второй – игроизация»[117]. Причем первый из них дает право рассматривать телеигры как определенный вид телевизионного развлечения и досуга, а игроизация представляет собой проникновение разных элементов игры в различные сферы человеческой деятельности, в том числе и в журналистику.

«Игра как журналистский жанр есть развлечение аудитории через вовлечение ее в наблюдение за упрощенно-соревновательными моделями жизненных (в том числе и общественно-значимых) ситуаций, моделей, в которых примитизированы как мотивы, так и ход и следствия человеческих поступков»[118]. Таким образом, игра как один из важнейших элементов телевизионного развлечения в последнее время все больше и больше интегрируется в непосредственно журналистскую деятельность.

В целом же телевизионные игры реализуются как развлекательный жанр не только из-за особых правил и повсеместного тяготения людей к игроизации. Важными их элементами являются и различные технические средства (использование различных световых и аудиовизуальных приспособлений), вспомогательные технические средства, средства коммуникации (общение с участниками игр и зрителями), творческие средства (ориентация ведущих на импровизацию) и т.д. Также важна культурно-просветительская функция интеллектуальных телеигр – они помогают не только проверить участникам и зрителям свою эрудицию, но и получит информацию по интересующим их темам.

Еще один жанр отечественного телевидения, который в обывательском сознании приравнивается к любой развлекательной передача, - шоу. Может показаться, что эти передачи недостаточно связаны с собственно журналистикой, однако, В.Л. Цвик считает, что журналистика может быть как «средством выражения и формирования общественного мнения, инструментом опосредованного общения (средство коммуникации)»[119], так и «в ряде случаев – способом эстетического осмысления реальной действительности»[120].

Если говорить о функциональном аспекте, то зачастую программы в жанре шоу выполняют лишь рекреативную функцию, хотя настолько скудное наполнение свойственно, в большей степени, передачам низкого уровня. Хотя шоу может реализоваться через культурно-просветительскую функцию, оно, тем не менее, является жанром, в котором проявляются такие черты развлекательных программ, как направленность на получение удовольствия и эстетического наслаждения, эскапизм, а также широкое использование юмора

С.Н. Акинфиев предлагает 4-частную классификацию шоу-программ:

1) Скетч-шоу (от английского «sketch», буквально — эскиз, набросок, зарисовка). Подобные передачи представляют собой набор коротких комедийных сценок продолжительностью в несколько минут, сыгранных определенной труппой актеров. В основе практически любого скетча лежит так называемый «гэг» - это комедийный прием, который строится на очевидной нелепости. Подобный юмор обычно не несет смысловую нагрузку, а рассчитан на визуальное восприятие.

Жанр пришел в Россию из-за рубежа – скетч-шоу популярны в Великобритании («Воздушный цирк Монти Пайтона», «Маленькая Британия» и т.д.). В России основоположниками в 90-х годах стали такие проекты, как «Джентльмен-шоу», «ОСП-Студия», «Оба-на», «Осторожно, модерн», «Маски-шоу», «Городок». В наши дни скетч-шоу имеют особенную популярность, многие развлекательные каналы имеют собственные программы такого рода («Наша Russia», «Шесть кадров», «Одна за всех»).

2) Собственно юмористические программы, основу которых составляют выступления юмористов, исполняющих миниатюры («Аншлаг», «Смехопанорама», «КВН», «Кривое Зеркало»). В последнее время они утратили свои позиции, так как молодежная часть аудитории потеряла интерес к подобным передачам, исключение составляет КВН.

3) Поспособствовало этому появление на российском телевидении следующего жанра шоу-передач – stand-up, - первопроходцем в котором стал Comedy Club. Уникальность stand-up юмора состоит в том, что участники шоу могут выступать в совершенно любом формате, они могут свободно общаться с публикой на актуальные темы, интересно шутить, иногда задирать сидящих в зале гостей. Популярность Comedy Club, бренд которого разросся до самого влиятельного в российском шоу-бизнесе, предрешила выход других программ в жанре stand-up (ранее - «Убойная лига», «Смех без правил», сейчас – «Comedy Баттл»). На наш взгляд, выделение жанра stand-up в современных условиях отечественного телевидения в отдельный подвид шоу необоснован из-за слабой развитости и распространенности, а также малого количества отличий от юмористических шоу

4) Последняя группа представлена собственно шоу-программами, состоящими преимущественно из набора эстрадных, музыкальных, цирковых и подобного рода номеров, независимо от периодичности выхода в эфир.

Кроме того, на наш взгляд, необходимо выделить такой промежуточный развлекательный жанр, как спортивное шоу, которое находится на стыке собственно шоу и телеигры. С шоу его роднит выполнение только рекреативной функции и получение эстетического наслаждения, но при этом присутствуют черты телеигры – собственно игроизация процесса (спорт является одной из форм игры) и азарт.

С самого появления телевидения трансляции спортивных состязаний занимали большую часть эфирного времени. Современные спортивные шоу (яркий пример – «Большие гонки») отошли от спорта как такового и вобрали в себя элементы других развлекательных передач. К этому жанру можно и отнести трансляции так называемых «Матчей всех звезд» (особенно популярны в баскетболе и хоккее), которые являются смешением спорта и шоу.

Также в последнее время все большую популярность набирает находящийся на стыке шоу, ток-шоу и реалити-шоу жанр судебного шоу – программы, проходящие в формате телесуда, где якобы рассматриваются уголовные и административные дела. Первым представителем судебного шоу была программа «Суд идет», выходившая на «НТВ» в 1997 году с В. Ворошиловым в роли ведущего. Главным отличием от современных представителей жанра («Федеральный судья», «Суд присяжных») состояло в том, что герои программы не были актерами, к тому же их претензии, не носившие уголовного характера, были реальны.

Еще один новый жанр развлекательных программ – инфотира – соединение информации, аналитики и юмора. Программы формата «Прожекторперисхилтон» (Первый канал) и «Девчата» (Россия-1) вызвали большой интерес у телезрителей.

Как пишет исследователь Чобанян К.В., «инфотира – это своего рода гибрид между информацией и сатирой (отсюда «скрещенное» название). Передача, ставшая революционной и положившая начало этому жанру, – «The Daily Show», особенно после прихода в программу в 1999 году ведущего Джона Стюарта. Сейчас эта программа называется “The Daily Show with Jon Stewart” и выходит на кабельном канале Comedy Central»[121]. Программа презентуется как «фальшивые новости», материалом для нее становятся события минувшего дня или недели, комментарии известных политиков и др.

«Основные черты этого жанра – необыкновенно разговорный язык. В инфотире присутствуют элементы аналитического жанра и жанра features – глубокое исследование темы, интервью, отсутствие временных штампов. Одно из основных правил журналистики – объективность, отсутствие комментария и оценки – полностью ломается в жанре инфотиры. Комментарий является одним из основных элементов жанра, причем комментарий сатирический, нередко с использованием жестов, мимики, доходящей до абсурда графики».[122]

Такая тенденция смешения жанровых элементов имеет много плюсов: «демонстративная работа «на зрителя», ориентация телевидения на передачу информации в как можно более интересном виде, возможность отработать новые формы телевизионных программ, многократно увеличенный доход от программ, «возможность говорить, используя инструменты мейнстримовского воздействия на самую широкую аудиторию телевидения и кинематографа, умение разговаривать с многомиллионной аудиторией на важные темы»[123], умение формировать мировоззренческие ценности и системы представлений через понятные и с удовольствием воспринимаемые образы и т.д»[124].

Однако этот процесс может вызвать и негативные последствия, ведь развлечение, по своей сути, противоположно аналитике. Эмоциональная сторона противопоставляется рациональной, что приводит к неправильному восприятию информации и неспособности ее анализировать. Часто юмористическая, эпатажная подача упрощает саму информацию, снижает ее культурный уровень. Ведь зачастую юмор проникает в аналитику, а не наоборот («Другие новости»).

Появление такого жанра, как инфотира, еще раз подчеркивает растущий уровень взаимопроникаемости информационно-аналитического и развлекательного сектора телевидения как одну одной из главных современных тенденций развития системы электронных СМИ.

Представителем нового для российского телевидения жанра – «late night show» - является шоу «Первого канала» «Вечерний Ургант». Он представляет собой беседу с гостями в студии на актуальные темы с элементами импровизации, юмора и сатиры. «Вечерний Ургант» несет чисто развлекательный характер, хотя в американской практике существуют и общественно-политические «late night show». Существенное отличие от ток-шоу состоит в главенствующем положении ведущего, выступающего в роли и актера, и комика, и журналиста-интревьюера. Данный жанр весьма персонифицирован, полностью зависит от личности ведущего, каждое шоу имеет авторский характер.

Хотя на российском телевидении были примеры схожих телепрограмм, например, «Добрый вечер с Игорем Угольниковым», именно «Вечерний Ургант» можно считать первым «late night show» в России, так как он наиболее точно соблюдает каноны этого западного телевизионного жанра.

Современный этап развития отечественного телевидения связан с окончательным установлением главенства развлекательного сектора, подчинению телевидения философии развлечения. Можно говорить «о тотальной для современных российских медиа установке на развлечение, которая проникла сегодня во все сферы телевизионной вселенной»[125].

На сегодняшний день сформировалась довольно гибкая жанровая система отечественного развлекательного телевидения, которая готова к возможным изменениям в своей структуре – появлению новых жанров и исчезновению старых. Кроме того, все заметнее становится конвергенция многих жанровых форм – проникновение развлекательной составляющей в другие сферы телевидения, что ознаменовало собой развитие такого явления, как инфотейнмент и схожих с ним эдьюкейнмента, сайенстейнмента, а также спортейнмента. Другими значительными тенденциями развлекательного телевидения являются повышение важности «реального» телевидения, усиление фрагментации аудитории и, как следствие, развитие нишевого телевидения и конкретно развлекательных каналов.

 

 

ГЛАВА 3. Сравнительный анализ массовых и нишевых каналов на российском телевидении на примере «Первого канала» и телеканала "Перец"

3.1 Развлекательная составляющая массовых и нишевых телеканалов

На сегодняшний момент развлекательная функция является доминантной на российском телевидении, причем зачастую происходит конвергенция с другими функциями. В современных условиях все большей фрагментации аудитории и дифференциации каналов происходит «активное развитие специализированного – нишевого, тематического ТВ, опирающегося на бизнесмодель платного доступа к каналам/программам с возрастающей долей интерактивности, прежде всего в формировании зрителями собственных программных стратегий, индивидуализированной социально-политической и развлекательной «повестки дня»[126]. В связи с этим важным подходом к классификации современного ТВ является деление «по целевой аудитории: на массовое и нишевое»[127].

Сопоставление массовых и нишевых каналов в контексте выполнения ими развлекательной функции поможет понять сегодняшнее состояния, уровень качества развлекательного контента и тенденции развития развлекательной составляющей на отечественном телевидении.

Необходимым условием для сравнительного анализа является выработка точного определения понятий «массовый телеканал» и «нишевый телеканал» для их точного разделения. В научно-исследовательской литературе нет единого мнения о том, что можно считать нишевым каналом, до сих пор не определенны четкие границы этих типов. «Что такое «ниша», и какая целевая аудитория уже может считаться «массовой»? Эти вопросы требуют достижения некого индустриального консенсуса, они не могут единолично решаться исследовательской компанией или иным отдельным участником рынка. Только после выработки четких и общепринятых критериев «нишевости» можно правильно организовать исследование такого объекта»[128].

Сегодня можно встретить множество различных вариаций определения такого канала – «нишевый», «тематический», «специализированный» или «канал специального интереса».

Также происходит подмена понятий или пересечение объема эти понятий, поэтому многие классификации некорректны. Иногда «нишевый» канал противопоставляется «федеральному» («организация, осуществляющая эфирное телевещание на территориях более пяти субъектов»[129]), что также неверно, ведь в понятие «нишевый» не входит территория распространения сигнала канала.

Другим примером является противопоставление «нишевое телевидение» - «эфирное телевидение», хотя нишевый канал необязательно должен быть спутниковым или кабельным. Заблуждение некоторые телезрителей заключается в том, что они считают «нишевый канал» обязательно платным.

Понятия же «тематический канал» и «специализированный канал» не полностью характеризуют это телевизионное явление. Нишевый канал не ограничивается тематикой или стилистикой программной сетки, кроме этого он ориентируется на запросы конкретной зрительской аудитории, пытается найти свою аудиторную «нишу», представителей которой, интересует определенный контент. Тематический, стилистический и аудиторный аспекты в равной степени важны для «нишевого канала», однако именно аудитория является главным ориентиром.

Таким образом, «нишевый телеканал – это тип телевизионного канала, который в своей программной политике ориентируется на интересы определенной аудиторной «ниши», соблюдая тематику, стилистику, систему телевизионных жанров и форматов производимого контента в соответствии с интересами, предпочтениями, жизненной позицией представителей этой «ниши». Для определения канала, как нишевого, нужно учитывать все выше перечисленные аспекты. Направленность нишевого канала может быть разной, в том числе развлекательной.

«Нишевое телевидение» или «нишевое вещание» - сходные понятия, характеризующие современные тенденции усиления фрагментации аудитории и ответной реакции телеканалов на эти процессы.

В свою очередь, «массовый канал – тип телевизионного канала, создающий контент разной тематики, стилистики, использующий все возможные телевизионные жанры и форматы для привлечения представителей всех аудиторных «ниш».

История взаимоотношений массового и нишевого телевещания довольно продолжительна. Телевидение, как одно из средств массовой информации, изначально является наиболее массовым из СМИ. Оно охватывает слои населения, оставшиеся за границами влияния других СМИ, что объясняется его спецификой телевидения, являющегося одновременно средством создания, передачи и восприятия информации. Поэтому изначально оно ориентировалось только на массового зрителя. Однако даже в советский период существовали предпосылки дальнейшей специализации телевидения.

В статье «Человек, которого нет», вышедшей в 1965 году, историк С. А. Муратов кроме критики ориентированности телевидения на «среднего зрителя» также высказывает свое мнение о будущих изменениях телевидения: «Современные телепрограммы как бы совмещают в себе профили всех существующих издательств, объеди­ненных на бaзе фантастической ти­пографии в эфире. И до тех пор, пока все передачи будут адресова­ны всем телезрителям, до тех пор, пока основным критерием не станет разнообразие интересов и уровней аудитории, телевидение останется уравнением с 40 миллио­нами неизвестных. И попадание его передач будет носить случайный характер»[130]. А также о возможной фрагментации телеаудитории как важном условии его качественного развития: «Очевидно, каждый участок веща­ния должен иметь свою собствен­ную аудиторию, так сказать, своих «постоянных подписчиков». Но что­бы обеспечить себе подписчиков, вероятно, в чем-то придется ме­нять и самый характер вещания»[131].

В другой статье – «Кино как разновидность телевидения», вышедшей 1 апреля того же года, - Муругов упоминает и технические предпосылки закрепления «процесса дифференциации и «и создания специализированных программ, рассчитанных на самые различные вкусы и уровни подготовки. Все это не может не привести к тому, что со временем телезритель будет иметь такое же право свободного выбора, каким располагает сегодня читатель. Телезритель получит возможность сам себе создавать программу»[132]. Идеи, лежащие в основе, в том числе и интерактивного телевидения, были актуальны и в то время.

Таким образом, уже в советское время высказывалось мнение о постепенном разделении интересов аудитории и необходимости перехода к большей специализации телевещания, однако даже после смены политического строя и исчезновения тотального контроля над телевидением каналы предоставляли продукт для массового зрителя, руководствуясь теперь уже коммерческой выгодой.

Это объясняется и тем, что каналы, не имеющие мощную финансовую, техническую базу, пытаются выделиться на общем фоне не только за счет качества контента, но и его специализированности, на первый план выходит концептуальность и лицо канала, происходит поиск определенного сектора аудитории и переориентировка на интересы представителей этого сектора.

Нишевые каналы появились в России еще в середине 90-х годов. «Одной из первых ласточек стал канал Муз-ТВ, начавший вещание в сентябре 1995-го. Это был российский ответ на американский MTV. Другой "птичкой" стала "Культура", созданная в 1997 году в рамках Всероссийской государственной телерадиокомпании в качестве вентиляционной отдушины для интеллигенции»[133].

Из значимых нишевых каналов необходимо выделить «первый развлекательный» канал СТС, телеканал «Домашний», военно-патриотический канал "Звезда", с некоторыми оговорками – новостной «Россия-24». Наряду с бесплатными эфирными каналами появилось спутниковое и кабельное нишевое вещание – в 1996 году один из успешнейших операторов спутникового вещания «НТВ Плюс» запустил нишевый спутниковый канал «Наше кино». Заметное большинство из них имеют развлекательное направление.
Телеаудитория постепенно перестала быть однородной. Выделение «среднего» зрителя сейчас практически невозможно, коллективная традиция восприятия культурных ценностей трансформировалась в индивидуальную. Что сказывается и на рейтингах массовых каналов. «Универсальные каналы «для всех» не собирают уже прежние объемы аудитории. И хитов в прежнем понимании, то есть телепрограмм, собирающих действительно массовые аудитории, включающие зрителей разного пола и возраста, социального статуса, практически не осталось. Телевизионных форматов, которые могли бы собрать сегодня такие аудитории, в прошедшем сезоне не появилось. Вряд ли это вообще возможно в условиях фрагментации и углубляющихся различий в телевизионных предпочтениях»[134].

«Первый канал» - один из самых популярных массовых федеральных каналов России. Последние годы он стабильно находится среди лидеров по количеству зрителей. «Первый канал» выпускает большое количество программ разной направленности – информационной, информационно-аналитической, документальной, художественной и развлекательной.

Телеканал «Перец» появился после ребрендинга канала «ДТВ» в 2011 году. В 2012 вошел в десятку самых удачных российских брендов-стартапов по российской версии журнала Forbes[135]. С подачи генерального директора Дмитрия Троицкого «Перец» стал «нишевым».

«Проанализировав, кто из конкурентов что делает, Троицкий решил: выделяться надо за счет специализации, но такой, которая интересна самой широкой аудитории. Он задумал сделать несерьезный канал для взрослых — с юмористическими сериалами, провокационными шоу, скетчами, пародиями и прочими приколами… телеканал получился преимущественно мужским, и базовую идею проекта сейчас формулирует так: «Для нас важно быть хулиганом, который нравится женщинам[136]». При этом сохраняется общая развлекательная направленность.

Таким образом, телеканал «Перец» является развлекательным нишевым каналом, а «Первый канал» - массовым каналом, но с большой долей развлекательного контента. История их появления и дальнейшей деятельности очень показательна в контексте развития российского развлекательного телевещания.

«Первый канал» является преемником Первой программы ЦТ СССР, выходившей в эфир, начиная с 50-х годов прошлого века. После развала СССР на смену центральному телевидению пришло Телевидение «Останкино» и существовавший до 1995 года 1-й Канал Останкино. С 1995 года на это волне стал вещать канал ОРТ («Общественное российское телевидение»).

Начиная с 90-х годов, «Первый канал» (имевший разные названия) считается каналом хорошо развитым развлекательным сектором. В разное время на канале вышли программы, имевшие впоследствии огромную популярность. Создатели передач использовали как оригинальные задумки («МузОБОЗ», «Угадай мелодию», «Умники и умницы», «Колесо истории», «Брейн-ринг», «Звездный час», «Счастливый случай»), так использовали зарубежные проекты («Поле чудес», «Слабое звено», «Последний герой», «Русская рулетка», «Фабрика звезд»). Доля развлекательных передач постоянно росла.

В сентябре 2000 года Борис Березовский продал свою долю акций «ОРТ» - 49 %. Это событие ознаменовало собой постепенный переход от частной формы владения телеканалами к государственной (и конец переходного этапа в истории российского периода развлекательного телевидения Россия). На данный момент 25%[137] акций «Первого канала» принадлежат Национальной Медиа Группе, а 75% - государству, что во многом определяет программную политику канала.

Также значимым событием в истории «Первого канала» стал ребрендинг в 2002 году, в результате которого он получил свое сегодняшнее название. Закрылось много развлекательных передач («Угадай мелодию», «Джентельмен-шоу», «Маски», «Планета КВН», «Каламбур» и другие), однако их место заняли другие проекты («Кто хочет стать миллионером?», «Слабое звено», «Шутка за шуткой», «Народ против», «Путешествия натуралиста», «Дог-шоу», «Русская рулетка», «Фабрика звёзд»).

 

Генеральный продюсер «Первого канала» Константин Эрнст еще в начале 2000-х ясно дал понять, что канал выступает против развлекательных программ, основанных на низменных чувствах, а также отметил упор на социально-ориентирующую направленность в телеиграх и реалити-шоу. «В таких шоу, как "Слабое звено", нет негатива, они помогают выполнять важнейшую задачу современного телевидения - помочь аудитории, сиречь народу, адаптироваться к изменившемуся времени и к изменившейся системе ценностей… Программа "Последний герой" вовсе не про жизнь группы людей на островах Карибского моря, это проект про общество, в котором мы живем»[138].

За время существования канала в эфир вышло огромное количество знаковых для российского телевидения развлекательных проектов – телеигр («Кто хочет стать миллионером», «Слабое звено», «Поле чудес»), реалити-шоу («Последний герой», «Фабрика звезд») и т.д. Ключевые изменения канала совпали с изменениями телевидения России в частности, «Первый канал» уже много лет является одним из ведущих отечественных каналов, развиваясь в разных направлениях – развлекательном, информационно-аналитическом и других. Концепция канала – ориентация на массового зрителя со значительной долей развлекательного контента высокого качества. «Первый канал» позиционируется как главный канал страны.

История телеканала «Перец» намного короче, однако также отражает основные тенденции развития развлекательного телевидения.

Канал начал вещание 7 июня 1999 года под названием «Дарьял ТВ» (6 часов в сутки). Изначально он подразумевался как канал просветительской направленности с правовым уклоном, что для того времени было рискованным решением. Генеральный продюсер телеканала, известный писатель Аркадий Александрович Вайнер «охарактеризовал телеканал как добрый. Как телеканал, который, согласно классику, сеет "разумное, доброе, вечное"[139]. Уже тогда в «Дарьял-ТВ» проглядывались элементы нишевого канала – концептуальность, попытка выделиться на общем фоне, однако развлекательная направленность отсутствовала.

Через два года канал был продан шведской компании Modern Times Group, в результате сменилось название – оно было изменено на «ДТВ» - логотип, оформление и концепция. Новое молодежное развлекательное телевидение вывший владелец А. Вайнер назвал «телевидением для жеребцов»[140], в которое превратился нравственный канал.

Неудача «Дарьял-ТВ» продемонстрировала несостоятельность для России телеканала просветительской направленности, атрофированность и неактуальность этой функции на телевидение в то время. Кроме этого техническая база и качества контента не выдерживала конкуренции с другими каналами. Ситуация изменилась с приходом новых владельцев и сменой концепции. «В сетке появились хорошие, качественные фильмы, интересные программы, межпрограммное оформление — в общем, все то, что так явно «хромало» у «Дарьяла»[141].

В течение следующих нескольких лет канал не смог развить успех из-за проблем с прохождением лицензирования, связанных со скрытой рекламой алкоголя и погашением долгов прошлых владельцев. Более того, «ДТВ» пришлось дважды выставить на конкурс, однако эфир все же был сохранен.

В 2003 году канал (теперь к названию «DTV» прибавилось «Viasat») в поисках аудитории еще раз сменил концепция – теперь она представляла собой «Семь тематических каналов в одном». «Каждый день недели имеет свою собственную тематику, с учетом которой и подбираются программы, документальные сериалы и художественные фильмы. То есть, один раз в неделю телезритель может бесплатно смотреть выбранный им тематический канал, который, что называется, в «чистом виде» существует только в платных пакетах»[142].

Канал, по сути являвшийся 7 нишевыми каналами в одном, значительно увеличил свою аудиторию – «среднесуточная доля ДТВ-Viasat по России возросла примерно в 4 раза, а общий охват аудитории – до 20.5%»[143]. Успех канала подчеркивал растущий интерес аудитории к дифференцированному контенту, возможности выбирать интересующую его информацию. Конечно, канал не мог создавать такое количество программ собственными силами, поэтому контент закупался, хотя самой популярной передачей был проект собственного производства - кукольное шоу «Звездная семейка». «По итогам первой рабочей недели нового года (10-16 января 2005 г.), эта программа заняла первое место в ТОП 10 телеканала с долей 3.5%»[144].

Однако «DTV-Viasat» не смог удержать свои позиции, так как не в силах был осилить сразу семь программных сеток разного тематического, стилистического и жанрового наполнения.

В 2008 году канал был куплен холдингом «СТС Медиа, который приобрел еще один эфирный телеканал – последним до этого момента был нишевый канал «Домашний», ориентированный на женскую аудиторию среднего возраста и старше. «Такая сделка позволила бы "СТС Медиа" консолидировать развлекательный сегмент на ТВ, говорилось в презента








Date: 2015-11-14; view: 1738; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.05 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию