Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проектирование архитектуры системы
Этап проектирования архитектуры системы состоит из следующих работ: разработка модели потоков данных системы, проектирование подсистемы классификации, разработка информационной модели, проектирование диалога (интерфейса пользователя), проектирование средств автоматизации управления бизнес-процессами, проектирование средств обеспечения надежности, проектирование типовых программных компонентов, проектирование архитектуры ПО. На основании анализа функциональной модели системы, описания типового объекта и требований пользователей разработана типовая модель потоков данных, которая описывает процессы обработки данных от их ввода в систему до передачи конечным пользователям (рис. 3.3). Модель отображает внешние сущности (источники и приемники данных), хранилища данных (таблицы БД), функции обработки данных и множество связей между ними, описывающих потоки получения, передачи, чтения и записи данных. Служебные классификаторы автоматизированных рабочих мест (АРМов) пользователей системы, задач, и таблиц БД обеспечивают администрирование и управление системой. Классификаторы объектов и бизнес-функций осуществляют идентификацию объектов управления и их параметров, а также идентификацию алгоритмов пользовательских бизнес-функций. Хранилища данных, используемые на уровне оперативного управления, подразделяются на две группы: отображающие «состояние» предприятия в фиксированные моменты времени и отображающие «движение» материальных, финансовых и управляющих потоков предприятия. «Состояние» предприятия отображают следующие хранилища: остатки хлебопродуктов (х/п), МТС, ОС, НМА в разрезе объектов учета, подразделений и материально-ответственных лиц; остатки финансовых средств на расчетных счетах и в кассе; показатели качества х/п при хранении. «Движение» (выполнение бизнес-процессов предприятия) отображают хранилища первичных документов системы: приказы на отпуск; накладные по движению х/п; показатели качества при движении х/п; банковские документы; кассовые ордера; накладные МТС, ОС, НМА; контракты; счета-фактуры.. Информационная структура хранилищ, отображающих «состояние» и «движение», должна обеспечивать количественный, качественный, суммовой (многовалютный), На уровне бухгалтерского учета используются хранилища: бухгалтерские проводки и остатки на бухгалтерских счетах. Их структура должна обеспечивать подсистемам бухгалтерского учета моделирование суммового, количественного, партионного учета в разрезе счетов бухгалтерского учета, подразделений, партий, цен, клиентов, контрактов. Необходимо реализовать возможности: раздельного (по времени или по пользователям) формирования проводок с «двойной аналитикой» (по аналитике ДЕБЕТОВОГО или КРЕДИТОВОГО счета); одновременного формирования проводок по балансовым, забалансовым, управленческим и налоговым счетам; работы по российскому плану счетов и международным стандартам. На уровне налогового учета используются хранилища: главная книга (отображает остатки и сводные обороты по бухгалтерским счетам по месяцам) и книга покупок/продаж. Структуры этих хранилищ должна обеспечивать формирование внешней (налоговой) отчетности предприятия. На основании анализа информационных потоков и схем документооборота многих зерноперерабатывающих предприятий разных регионов страны проведена классификация основных понятий предметной области, объектов учёта и управления, идентифицированы их параметры для зерноперерабатывающих предприятий. На основании проведённой классификации разработаны словарная подсистема и подсистема классификации типовой системы управления [101]. Словари – это справочные таблицы базы данных, описывающие базовые понятия предметной области системы, на которых основываются стандартные алгоритмы обработки данных и, следовательно, эти таблицы недоступны для модификации пользователями. Разработаны и поставляются заказчикам вместе с системой следующие словари: документов; типов базовых единиц измерения; типов клиентов; типов и видов сырья и продукции; видов комбикормов; типов фондов; типов адресов хранения; типов подразделений; рангов должностей сотрудников; типов операций; типов пунктов погрузки/разгрузки; типов транспорта; видов тары; видов оплаты; типов расчетов за доставку; видов помолов. Примеры словарей системы приведены в приложении 1. Подсистема классификации описывает многомерное пространство состояний системы управления типового объекта. Фрагмент информационной модели (диаграмма «сущность-связь») подсистемы классификации представлен на рис. 3.4. Разработаны классификаторы следующих объектов учета и управления: клиентов (предприятий, сотрудников, частных лиц, регионов); подразделений (участков) предприятия; продукции (работ, услуг); партий (сырья, продукции, МТС, товаров, услуг, налогов и т.д.); фондов (целевых назначений партий); составных партий (рецептов, комплектов); единиц измерения; счетов бухгалтерского учета; транспортных средств; видов доставки; видов оплаты; типов цен. Разработаны следующие классификаторы параметров объектов учета, которые могут меняться во времени: банковских реквизитов; должностей сотрудников; пунктов погрузки/разгрузки; курсов валют; коэффициентов; цен по партиям; базисных кондиций (показателей качества) зерна; тарифов на перевозку грузов бортовыми автомобилями; тарифов на перевозку грузов самосвалами и тракторами. Построитель типовых операций (классификатор алгоритмов пользовательских бизнес-функций) осуществляет построение алгоритмов пользовательских бизнес-функций, их трансляцию, централизованное хранение и обслуживание в рамках системы. На основании синтеза типовой модели потоков данных объекта и подсистемы классификации разработана универсальная информационная модель системы управления для объектов данного класса [101]. Она объединяет модели материальных, финансовых и управляющих потоков и состояний объекта, описывающих динамику и статику структурных элементов объекта автоматизации. Представить в работе полную информационную модель системы не представляется возможным из-за ее размерности. Фрагмент информационной модели (модель данных, основанная на ключах) подсистемы Проектирование интерфейса пользователя (диалога в системе «человек – ЭВМ») основывается на изучении деятельности пользователя. Задача проектировщика – определить концептуальный образ системы, соответствующий задачам и типу пользователей, затем сконструировать ее так, чтобы образ системы привел пользователя к воспроизведению такой модели, которая соответствует концептуальной модели системы у проектировщика. Организация диалогового режима предполагает шесть основных типов взаимодействия, включающих: режим форматированного ввода посредством заполнения форм, машинный запрос, выбор из меню, командные языки, формальные языки запросов и ограниченный, естественный язык. Первые три диалоговых режима управляются главным образом ЭВМ, в то время как три последних – пользователем. Сформулируем основные принципы проектирования диалога [96, 119, 120]: совместимость, согласованность, память, структура, обратная связь, рабочая нагрузка, индивидуализация. Принцип совместимости предполагает минимизацию необходимого количества взаимосвязанных элементов информации, рассматриваемых как единое целое. Применительно к проектированию интерфейса «человек –компьютер» это означает, что он должен быть совместим с возможностями восприятия человека, его памяти, принятия решений и коммуникации. Принцип согласованности означает, что и ввод информации от пользователя, и вывод из ЭВМ должны быть согласованы в рамках всей информационной системы. Принцип согласованности предполагает, что предыдущий опыт работы с аналогичными вычислительными системами должен облегчить изучение новых систем.
Принцип памяти означает важность минимизации объема информации, который пользователь должен хранить в своей памяти, особенно в том случае, когда одновременно существует несколько информационных потоков. Предполагается, что верхний предел объема информации, которая может быть воспроизведена человеком вскоре после ее запоминания, лежит между пятью и девятью (7 + 2) условными элементами информации, причем их число зависит от степени сложности, последовательности представления, времени, отведенного для запоминания, и количества сопутствующих информационных процессов. Принцип структуры направлен на создание интерфейса с внутренне согласованной структурой, отвечающей представлениям пользователя, содействует его обучению, сокращая до минимума искажения в представлении о системе. Представление о внутренней организации системы формирует у пользователя основу понимания происходящих процессов и обусловливает его решения и действия. Принцип обратной связи предусматривает обеспечение положительной обратной связи (реакции системы) в результате выполнения действий, инициируемых пользователем. Отсутствие реакции системы не является соответствующей обратной связью. Информационное сообщение от ЭВМ, связанное с реакцией на запрос пользователя, обнаружением ошибок в его действиях, пропуском им необходимых частей вводимых данных и изменениями состояния системы, вызванными его действиями, должно поступать к пользователю без существенных временных задержек. При возникновении задержек, превосходящих 15 сек., система должна освобождать пользователя от необходимости ожидания ее реакции с тем, чтобы он мог заниматься другими операциями. Желательно наличие сообщения, указывающего ожидаемое время обработки. Время реакции системы от 5 до 15 сек. слишком велико для диалогового режима, поскольку при этом от пользователя требуется сохранять информацию о задании в кратковременной памяти. Интервал, превосходящий 2 сек., может создавать трудности тем пользователям, которые работают с высокой концентрацией внимания. Реакция (выводимый на экран символ или звуковой сигнал) на нажатие клавиши должна быть почти немедленной, т.е. меньше, чем 2 сек. Принцип рабочей нагрузки требует поддержания рабочей нагрузки пользователя в разумных пределах. Скорость обработки информации и ее объем, сложность принимаемых решений - основные факторы рабочей нагрузки. Нагрузка пользователя существенно зависит от того, как спроектированы форматы отображения. Вывод слишком большого объема информации на экран приводит к путанице и перегрузке, что увеличивает вероятность возникновения ошибок. Экран должен содержать только ту информацию, которая необходима пользователю. Пользователи должны иметь возможность временно или постоянно удалять с экрана дисплея ненужные элементы информации, а также при необходимости просматривать всю страницу, над которой они работают. Принцип индивидуализации означает учет индивидуальных различий между пользователями посредством автоматической адаптации и подстройки интерфейса под пользователя. Существует два возможных подхода к проблеме учета индивидуальных различий: гибкий и адаптивный интерфейс. Первый позволяет пользователю изменять и приспосабливать интерфейс соответственно своим потребностям или же допускает различные варианты взаимодействия. Адаптивные интерфейсы автоматически приспосабливаются к пользователю и могут изменяться с течением времени. В соответствии с перечисленными принципами разработан интерфейс системы управления для зерноперерабатывающих предприятий. Методы адаптации интерфейса к индивидуальным особенностям пользователей рассмотрены в 5 главе работы. Разработке методов автоматизации управления бизнес-процессами зерноперерабатывающих предприятий посвящена 4 глава. Вопросы проектирования средств обеспечения надежности системы рассмотрены в следующем разделе. На основании разработанных модели потоков данных и информационной модели системы осуществляется синтез архитектуры ПО – агрегирование системы. При объединении отдельных функций управления в программные модули необходимо стремиться к высокой «прочности» и слабому «сцеплению» модулей. Прочность и сцепление модулей являются, соответственно, мерами их внутренних и внешних связей. В зависимости от назначения модулей необходимо стремиться либо к их функциональной прочности (объединению взаимосвязанных функций управления), либо к информационной прочности (объединению функций, выполняемых на ограниченном подмножестве информационного пространства системы). Структура программного обеспечения разработанной системы управления с указанием объемов исходных текстов модулей системы приведена в таблице 3.1. В таблице серым цветом выделены модули системы, спроектированные автором настоящего исследования. Вопросы проектирования программного обеспечения с использованием типовых программных компонентов рассмотрены в 5 главе работы. Таблица 3.1. Структура ПО АИС КХП и объемы исходных текстов модулей
Date: 2015-11-14; view: 626; Нарушение авторских прав |