Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предметный указатель. Агапа 81[84]см. также Таинство Причащения⇐ ПредыдущаяСтр 119 из 119
Агапа 81 [84] см. также Таинство Причащения Агнец 96, 108, 109 – пасхальный 75 Агрипния 251 Азимон 93 см. также Артос; Опреснок; Хлеб Аколуф 173 см. также Церковнослужитель Алавастр с Миром см. Сосуд для Святого Мира Алтарник 172, 173 см. также Церковнослужитель Анафора 73, 81, 102, 103, 105 см. также Евхаристический канон; Молитва Евхаристическая; Таинство Причащения Апостол, Апостольские послания, Книга Деяний Апостольских 7, 71, 98, 149, 169, 170 Апостольские постановления 82, 84 Апостольское Правило 63, 176, 182, 197, 202 Артос 93 см. также Азимон; Опреснок; Хлеб Архидьякон 174, 205, 206 Архиепископ 176, 177, 178 Архиерей 174, 176, 179, 180, 181, 183, 184–186, 188–196, 198208, 221, 228 Архимандрит 175, 176, 179, 193, 201, 203–207 Афигомон 75 Баптистерий 17, 20, 41, 44 Благодарение – над вином 74 – над Чашей 77, 79 – над хлебом 74, 76, 79 – после совершения Евхаристии 79 – праздника 74 Блюдо с зернами пшеницы 255, 260 Брак, браковенчание, бракосочетание см. Таинство Брака Венчание 71, 217–227, 230, 231, 234, 235, 239, 241 см. также Таинство Брака Вечеря – еврейская, пасхальная 74, 78, 81 – Господня 81 Вещество Таинства 40, 93, 259 Видимая (внешняя) сторона Таинства – Елеосвящения 246 – Покаяния 116 – Священства 166 Вино 43, 54, 67, 68, 72, 74, 76, 77, 80, 83, 91, 93, 94, 96, 97, 123, 138, 172, 213, 220, 230, 237, 238, 255, 259, 264 Вода 13–16, 19–21, 25, 33, 40–45, 56, 60, 72, 74, 77, 80, 94, 109, 130, 172, 186, 195, 213, 237, 254, 259, 260 – богоявленская (крещенская) 40, 72, 259 Восприемник (крестный, крестная мать, крестный отец) 18, 21, 22–24, 30, 35, 36, 39, 41, 58, 59, 61, 222, 226 Второе Крещение 115 см. также Таинство Покаяния Галлел 75 Гордость, гордыня 34, 35, 39, 95, 134–137, 140, 149, 150, 152, 158, 227 Грех 8, 13–17, 21, 27, 38, 45, 60, 63, 67, 76–78, 90, 100, 104, 105, 107, 115–132, 134, 136, 139, 141–145, 147, 148, 149, 151154, 156–160, 240, 246–248, 256, 265, 268 – истинный 125 – мнимый 125 – против ближнего 130, 149, 159 – против Бога 149 – против самого себя 149 Дьякон 18, 56, 80, 82, 83, 91, 92, 98‑102, 105–111, 166, 167, 169, 172, 173, 174, 175, 178–182, 187–194, 197, 200, 202, 205, 206, 208, 223, 224, 232, 250, 265 Евхаристический канон 71, 102 см. также Анафора; Молитва Евхаристическая Евхаристическое собрание 80, 81 см. также Таинство Причащения Евхаристия см. Таинство Причащения Елей 8, 17, 25, 42, 43, 44, 49, 53, 54, 56, 60, 72, 245–247, 249, 250, 252, 253, 255–259, 261, 263–265 см. также Масло Елеопомазание 245, 252, 253, 256, 257 см. также Таинство Елеосвящения Елеосвящение см. Таинство Елеосвящения Епископ 10, 16, 18, 26, 52, 54, 63, 82, 83, 119, 166, 167, 170, 171, 174, 176, 177, 179, 182, 186, 187, 196–205, 207, 208, 216, 220, 250 – большого города и прилегающей области (митрополит) 177 – викарный (хорепископ) 177 – первоначальствующий (экзарх) 177 – старший (архиепископ) 177 Епитимья 86, 118–120, 128, 130, 157 Жертва – Голгофская (Крестная) 32, 70, 73, 89, 107 – Евхаристическая 70, 103 – просительная 70, 71 – умилостивительная 70, 71 – хвалебно‑благодарственная 70 Игумен 176, 201, 205–207, 253 Иерарх (священноначальник) 176, 201, 203 Иерей 39, 156, 174, 175, 176, 192, 194–196, 264–266 Иеродьякон 174 Иеромонах 175, 176 Иподьякон 173, 178–180, 182, 183, 185–191, 193, 204 Исповедание – верности («сочетание») Христу 25 – грехов 116, 118, 119, 126, 127 – Символа Веры 25 Исповедник 116, 117, 120–126, 131, 154–157 Исповедь 23, 29, 96, 117–119, 121–125, 131, 133, 145, 148, 151, 153–158, 258 см. также Таинство Покаяния – общая 120, 122 – публичная 119, 120 – тайная 120 Кагада 75 Канонарх см. Певец Катастих церковный 16 Катехизис 13, 49, 67, 115, 165, 211, 245 Катехумен, катихумен см. Оглашенный Кафедра 181, 189, 190, 201, 205, 206 Кисточка – для освященного елея 43 – для Святого Мира 43 Клир 82, 165, 171, 172, 173, 182, 189, 191, 195, 197 Клирик 83, 84, 181, 185, 190, 202, 250, 254 см. также Церковнослужитель Крест – Голгофский 28, 68, 70, 169 – требный 41, 112, 117, 133, 153, 156, 157 Крестильный ящик 41 Крестильня (крестильная комната) см. Крещальня Крестная Жертва см. Жертва Голгофская Крещальная формула 63 Крещальня, крестильня (крестильная комната) 33, 41, 52 Крещение – младенцев 17 – через обливание 17, 18 – через окропление 17 Купель 22, 23, 25, 39, 41, 44, 45, 57, 59, 61 Левит 14, 168 Лектор см. Псаломщик Литургия – верных 84, 96, 119, 185, 231 – Климентова 84 – крещальная 71 – оглашенных 71, 96, 119, 231 – Преждеосвященных Даров 86, 87–89, 91, 96, 187, 188, 191 – святителя Василия Великого 84–86, 96, 187, 191 – святителя Иоанна Златоуста 76, 84, 85, 87, 96, 112, 187, 191 – святого апостола Иакова, брата Господня по плоти 84‑86 – святого апостола и евангелиста Марка 85 Лохань 186, 187 Масло 8, 43, 54, 89, 247, 253, 259 – оливковое 56, 255 см. также Елей Маслопомазание см. Таинство Елеосвящения Маслособорование см. Таинство Елеосвящения Мироварение, приготовление Мира 49, 54–56, 197 – место приготовления Святого Мира 55 Миропомазание см. Таинство Миропомазания Миро Святое 8, 43, 49, 51, 52–60, 128, 175, 197 – элементы Святого Мира 52, 54 Митрополит 56, 176, 177, 178, 199 Мишна 74, 79 Молебное пение 262, 264 Молитва – заамвонная 72, 102, 111, 192, 196 – Евхаристическая 73, 100,104 см. также Анафора; Евхаристический канон – эпиклезиса 105 Молитвомаслие см. Таинство Елеосвящения Наместник 177 Невидимая (внутренняя) сторона Таинства – Елеосвящения 246 – Покаяния 117 – Священства 166 Новокрещенный 16, 21, 25, 33, 49, 52, 53, 59, 60 Обливание см. Крещение через обливание Обручение 59, 213, 217, 218, 220, 221, 230, 231, 233 Оглашение 15, 25, 28, 32, 34, 45, 63, 231 Оглашенный, катехумен (катихумен) 15, 16, 25, 26, 35, 36, 71, 96, 99, 119, 185, 197, 231 Омывание Святого Мира 57, 59, 60 Опреснок 75, 93 см. также Артос; Азимон; Хлеб Освящение – антиминса 72, 175 – Святых Даров 82, 179, 188, 192 – елея (масла) 25, 43, 72, 250, 252, 253, 258, 261 – Мира 55, 56, 175, 197 – храма 72 – воды 16, 20, 21, 25, 33, 40, 42, 43, 72 Отречение от сатаны 22, 25 Отценачальник см. Патриарх Патриарх (отценачальник) 6, 56, 57, 99, 176, 177, 178, 198–205 Певец, певчий, канонарх 173, 180, 182, 184, 208 Первоиерарх 57, 202 Печаль 27, 119, 126, 134, 143, 144–146, 149, 160 Покаяние см. Таинство Покаяния Помазание – Святым Миром 8, 43, 49, 52, 58, 59 см. также Таинство Миропомазания – Елеем 8, 43, 44, 53, 72, 246, 250, 252, 253, 255, 257, 264268 см. также Таинство Елеосвящения Пономарь 173 Пост евхаристический 89 Пострижение власов 57, 60, 61, 184 Преложение Святых Даров 49, 72, 102, 107, 196 Преломление (хлеба) 78, 81, 82 см. также Таинство Причащения Пресвитер 17, 52, 63, 82–84, 120, 169, 170, 174, 175, 179–182, 187, 194, 195, 197, 202, 204, 206, 245, 247, 250, 251, 265 Признаки Таинства – богоучрежденность 7 – невидимая благодать 5, 7, 10 – видимый образ (последование) его совершения 7 см. также Чин (чинопоследование) Призывание 81 см. также Таинство Причащения Приношение 81, 88, 100 см. также Таинство Причащения Причастие (Причащение) см. Таинство Причащения Причт 172 Прообраз – Крещения 14 – новозаветного священства 168 Проскомидия 72, 93, 94, 96, 252 Просфора – Агничная 94 – Богородичная 81 – богослужебная, служебная 72, 93, 252 – малая 93 – простая 72 Протодьякон 174, 184, 186, 189, 193–195, 201–203, 205–208 Протоиерей 175, 176, 193, 196, 201, 203–207 Протопресвитер 175, 201, 203, 206, 207 Псаломщик, лектор, чтец 18, 98, 173, 178–180, 182–186, 265 Пшеница 255, 259, 260, 264 Разрешение грехов 116, 118 Руковозложение 51, 178, 179, 180, 182 см. также Хиротесия Рукоумывало 187 Рукоположение 8, 165, 166–168, 170, 176, 178, 179–181, 187189, 191, 197, 199, 200, 203–205, 223 см. также Таинство Священства; Хиротония Святитель 176, 184, 253 Святые Дары, Святые Тайны 30, 49, 53, 67, 69, 71, 80–84, 90–92, 95–97, 102, 105–107, 109, 111, 119, 133, 158, 179, 188, 190192, 217, 219, 220, 226, 252, 258 – запасные 92 – Преждеосвященные 86–89, 91, 96, 187, 188, 191, 22 °Cвященник 166, 168, 169, 172, 174, 175, 176, 178, 179, 187, 191, 193, 194, 196, 197, 199, 200, 208 Священноначальник см. Иерарх Священнослужитель 8, 18, 33, 42, 56, 58, 83, 91, 102, 109, 116, 151, 165–167, 169, 171–173, 174, 175, 176, 183, 189, 191, 203, 204, 207, 208, 250, 255, 262, 268 Священный сан 63, 166, 168, 182 см. также Чин (священнослужения) – епископа 176, 177 – иерея, пресвитера 175 Священство см. Таинство Священства Символ – исцеления 43 – послушания и жертвы 60 – праведности 17 – примирения Бога с человеком 43 – разрушения и смерти 40 – света и радости 43 – чистоты 17, 4 °Cимволика – воды 40 – елея 42 Синаксис 81 см. также Таинство Причащения Сионская горница 73, 76 Смирение 24, 92, 95, 126, 137, 186, 241 Соборование см. Таинство Елеосвящения Собор священников (пресвитеров) 245, 254 Совершитель Таинства 10, 268 Солило 75, 77 Сосуд – для освящения елея 43, 252, 255, 264 – для Святого Мира (алавастр с Миром) 43, 56, 57 Сотериология 69 Спасение 5, 6, 31, 37, 40, 42, 43, 69, 116, 117, 123, 126, 127, 138, 143, 154, 156, 157, 195, 241, 268 Сребролюбие 129, 134, 140, 141, 145, 146, 149 Ставленник 166, 167, 175, 189, 190, 192–194, 198, 199 Страсть 134, 135, 136, 138–149, 153, 158, 216, 217, 264 Стручец, стручцы 255, 256, 265 Субдьякон 173 Схиархимандрит 176 Схииеродьякон 174 Схииеромонах 175 Схиигумен 176 Таинства Православной Церкви – необязательные 9 – неповторяемые 9 – обязательные 9 – повторяемые 9 Таинство – Брака (Брак, браковенчание, бракосочетание) 6, 8, 9, 23, 32, 42, 138, 153, 165, 186, 211, 212–232, 234, 235, 237–242 см. также Венчание – Елеосвящения (Елеосвящение, Маслопомазание, Маслособорование, Молитвомаслие, Святой елей, Соборование) 6, 8, 9, 72, 227, 245, 246–252, 254–260, 262–265, 268 см. также Елеопомазание; Помазание елеем – Крещения (Крещение) 6–9, 13, 14–21, 23, 25–30, 3242, 44, 45, 49, 51–53, 60–64, 67, 71, 79, 80, 115, 117, 119, 157, 181, 222, 226, 231, 259 – Миропомазания (Миропомазание) 6, 8, 9, 19, 20, 32, 49, 50–54, 56–61, 63, 64, 72, 91 см. также Помазание Святым Миром – Покаяния (Покаяние) 6–9, 13–15, 61, 64, 69, 109, 115, 116–122, 126–129, 131–133, 143, 144, 148, 150, 156, 158, 219, 240, 247, 263, 268 см. также Второе Крещение; Исповедь – Причащения (Евхаристия, Причастие, Причащение) 6 9, 14, 29, 30, 32, 33, 42, 49, 67, 68–70, 72, 73, 76, 78–84, 90–96, 102, 104, 105, 110–112, 115, 118, 131, 133, 151, 158, 172, 190–192, 196, 199, 204, 217, 219, 220, 225, 231, 258 см. также Агапа; Анафора; Евхаристическое собрание; Преломление (хлеба); Призывание; Приношение; Синаксис; Трапеза Господня; Тайная Вечеря – Священства 6, 8, 9, 72, 116, 165, 166, 167, 172, 174, 176, 178 см. также Рукоположение; Хиротония Тайная Вечеря 74, 76, 77, 82, 97, 103, 104 см. также Таинство Причащения Тайносовершительная формула Таинства 8, 58, 106, 156 Трапеза Господня 81 см. также Таинство Причащения Тщеславие 134, 135, 139, 140, 142, 145, 152, 158, 215 Уныние 134, 144–146, 149, 158, 160, 256 Установительные слова Таинства Причащения 104, 105 Харосэт 75 Хиротесия 175, 178, 179, 182, 205, 207 см. также Руковозложение Хиротония 8, 178, 179–181, 187–189, 192–194, 198–201 см. также Рукоположение; Таинство Священства Хлеб 67, 68, 70, 71, 74–83, 93, 97, 105, 106, 109, 196 см. также Азимон; Артос; Опреснок Хорепископ см. Епископ викарный Храм – Иерусалимский 6, 28, 54 – крещальный 20 Церковнослужитель 94, 165, 172, 173, 175, 180 см. также Клирик; Аколуф; Алтарник Четыредесятница 86, 88 Чин (чинопоследование) – благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения 239 – Брака, Браковенчания, Венчания 215–221, 231, 239, 241 – возношения панагии 81 – Евхаристии 79, 80, 96, 97 – Елеосвящения (Соборования) 246, 247, 250, 251, 255, 257, 258, 260, 262‑264 – исповедания веры 200 – Исповеди (Покаяния) 116, 118, 119, 122, 131, 133, 154, 155 – Крещения 16–18, 20, 22, 24, 26, 28, 40, 41 – Литургии 72, 74, 79, 84–86, 96, 103, 217 – Мироварения 56 – Миропомазания 20, 52, 53, 59 – награждения набедренником, палицей, митрой 208 – обручения 217, 220 – о второбрачных 239 – оглашения 28, 32, 34, 45 – освящения воды 42 – посвящения во священника 193 – поставления в чтеца и певца 182, 183 – присоединения к Церкви (Православию), принятия в Православную Церковь 61‑64 – Причащения 92, 96, 258 – руковозложения 180 – рукоположения 179, 180 Чин (священнослужения) – архидьякона 205, 206 – архимандрита 205, 206 – дьяконский 175, 180 – епископский 180 – игумена 205, 206 – монашеский 174‑176 – Патриарха 177 – протодьякона 205, 206 – протоиерея, протопресвитера 205‑207 – священнический, священный (чин священства) 175, 178, 180, 195, 196 Чин (церковнослужения) – иподьякона 178 – чтеца(лектора)173,178 Чревоугодие 134, 138, 140, 145, 146, 149, 152, 158 Чтец см. Псаломщик Экзарх см. Епископ первоначальствующий
[1]Св. Дионисий Ареопагит был обращен в христианство апостолом Павлом во время его миссионерского путешествия в Афины.
[2]Иоанн XI Векк – константинопольский патриарх во времена императора Михаила Палеолога.
[3]Мужи апостольские – современники апостолов и их непосредственные ученики; раннехристианские писатели I–II вв., представлявшие христианскую традицию в ее самой ранней послеапостольской форме (св. Варнава, св. Климент Римский, св. Игнатий, св. Поликарп, Папий Иеропольский и др.).
[4]* Церковный брак может повторяться до трех раз и только с соблюдением определенных условий.
[5]Катехизис – книга, в которой излагаются основы Православной веры (обычно в вопросно‑ответной форме).
[6]Ана́фема – соборно провозглашаемое отлучение христианина от общения с верными и от Святых Таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения – прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол.
[7]Митрополит Фотий, грек из Морей, был поставлен в Константинополе для всей Руси (т. е. для юго‑западной («киевской») и северо‑восточной («московской») ее частей) 2 сентября 1408 г. В апреле 1410 г., в самый день Пасхи, новый митрополит достиг Москвы. Скончался 1 июля 1431 г.
[8]Квинт Септи́мий Флоренс Тертуллиан (ок. 155–245) – родился в Карфагене, в семье центуриона. Один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, автор около 40 богословских трактатов.
[9]Выражения на церковнославянском языке, даваемые в кавычках, входят подзаголовками в то чинопоследование Таинства Крещения, которое зафиксировано в Требнике (богослужебной книге, предназначенной для совершения Таинств и треб).
[10]Сочетаться Христу – вступить с Ним в духовный союз.
[11]О возможности этого смотрите в главе «О совершителе Крещения».
[12]Возглас – слова священнослужителя, произносимые в начале всякой церковной службы, после ектений (молитвословий, произносимых диаконом или священником на богослужении и содержащих ряд прошений, после каждого из которых хор поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи») и в другие моменты службы.
[13]Великая ектенья названа так из‑за самого большого количества прошений, в ней произносимых, а также из‑за ее значимости.
[14]Елей (др. – греч. элайон – оливковое масло) – церковнославянское название оливкового масла, которое было двух сортов: высшего («прованское») и низшего («деревянное»). Позже елеем в православном церковном обиходе стали называть и другие растительные масла.
[15]Осенение – благословление кого– или чего‑либо рукой священника, изображающей в воздухе крест (крестное знамение).
[16]Пятидесятница – один из двунадесятых праздников, совершаемый в седьмое воскресенье после Пасхи, и называемый еще «День Святой Троицы», «Схождение Святого Духа на апостолов». Пятидесятница является днем рождения Христовой Церкви, так как в этот день апостолами было крещено около 3000 человек – первых последователей воскресшего Христа. Личная Пятидесятница – получение конкретным человеком дара Святого Духа, подаваемого в Таинстве Миропомазания.
[17] Шмеман А. А. Таинство Миропомазания. «Церковный вестник». 1951. С 23.
[18]Туне – даром, без платы.
[19]Так, в 1671 и 1681 гг. для мироварения использовалось 53 компонента, в 1691 г. – 55, а в 1894 г. – 50. В настоящее время в состав Мира входит в среднем 40 компонентов.
[20]Происхождение некоторых перечисленных (и не перечисленных) составляющих святого Мира сегодня неизвестно. Тем не менее чин мироварения, совершаемый в Русской Православной Церкви, подразумевает использование максимально приближенного к древним образцам состава компонентов.
[21]Синодальный период в истории Русской Церкви начался в 1721 году с момента упразднения Патриаршества при Петре I и передачи прав управления Синоду, во главе которого стоял назначаемый светской властью обер‑прокурор. Закончился в 1917 году восстановлением Патриаршества.
[22]Трикирий – трехсвечник.
[23]Часы (1‑й, 3‑й, 6‑й, 9‑й) – части суточного богослужения Православной Церкви.
[24]Великий вход – часть Литургии, когда священнослужители переносят Потир и дискос с заготовленными для совершения Таинства Евхаристии хлебом и вином с жертвенника на Престол.
[25]Цит. по: Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви. Православное Богоявленское Братство, М., 1995. С. 65.
[26]Все перечисленные в главе «Присоединение к Православию» секты и еретические сообщества имеют свое «вероучение», отличное от Православного. Употребление по отношению к некоторым из них условного определения «древние» значит лишь то, что свое начало они ведут с эпохи Вселенских Соборов. В основе их заблуждений лежат неправильные толкования богословских вопросов (Христологические и Тринитарные споры и др.), разрешенных Вселенскими Соборами. Более поздние (молокане, духоборы и т. д.) и современные секты характеризуются различными еретическими «мнениями», отличными от канонических, а многие – и жесткой иерархической структурой (тоталитарные секты).
[27]Мартин Лютер (1483–1546) – вождь и идеолог Реформации в Германки, приведшей к появлению немецкого протестантизма (лютеранства). Перевел Библию на немецкий язык. Лейтмотив протестантизма – спасение только верой.
[28]Сотериология – учение о Спасении.
[29]Проскомидия (греч. принесение) – первая часть Божественной литургии, на которой приготавливается хлеб (пшеничный дрожжевой) и вино (красное, виноградное, разбавляемое водой) для совершения Таинства Евхаристии. Проскомидия совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения «часов». Для проскомидии используются пять служебных просфор (из первой вырезается Агнец; из второй – частица в память Богородицы; из третьей – девять частиц соответственно в память Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, равноапостольных и в память составителя Литургии – Иоанна Златоуста или Василия Великого; из четвертой просфоры вынимаются частицы в память живых; из пятой – в память умерших) и неограниченное число простых просфор, из которых вынимаются частицы за живых и усопших, указанных в записках, поданных верующими для поминовения.
[30]Заамвонная молитва читается священником в конце Литургии. При этом священник стоит лицом к алтарю за амвоном (если смотреть со стороны алтаря). Заамвонная молитва в составе Литургии известна с VIII в. В ней в сокращенном виде содержатся прошения всех ектений (о Церкви, священниках, мирянах и др.), которые читались во время Божественной литургии.
[31]Анафора (греч. анаферо – возношение) – главная часть Литургии, во время которой совершается преложение Святых Даров. Называется еще Евхаристическим каноном, Евхаристической молитвой. Начинается возгласом «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами».
[32]Архимандрит Киприан. Евхаристия. Париж. Ymca‑press. 1947.
[33]Мишна – первая письменная регистрация устного закона еврейского народа.
[34]Солило – солонка; чаша с соленой водой либо с приправой.
[35]Опреснок – пресный, бесквасный хлеб.
[36]В праздник Пасхи и Пятидесятницы пели Галлел, называвшийся малым или египетским и считавшийся особенно содержательным, так как он прославлял исход из Египта.
[37]Чинопоследование Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста.
[38]Чинопоследование Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста.
[39]Мозарабы – название, данное арабами христианам Испании, оказавшимся после завоевания этой страны под их властью. Мозарабы подразделялись на два класса. Одни, сдавшиеся без всякого сопротивления после битвы при Хересе, оставались собственниками своих земель, платя за них налог в казну. Другие, пытавшиеся сопротивляться, покинули свои поселения или оставались в них в качестве рабов.
[40]Литургией Преждеосвященных Даров называется священнодействие, во время которого не совершается проскомидия и преложение Святых Даров. Для Причащения Святых Таин используются Дары, освященные прежде – на Литургии святых Василия Великого или Иоанна Златоустого. Современная практика совершения этой Литургии предусматривает служение ее в среду и пятницу седмиц Великого Поста, а также в некоторые другие его дни.
[41]Святая Четыредесятница – Великий Пост.
[42]В древней Церкви верующие могли причащаться за каждой Литургией или, по меньшей мере, четыре раза в неделю: в воскресенье, среду, пятницу и субботу.
[43]До отпадения Западной Церкви от полноты Соборного единства Патриархи Западной (Римской) части империи носили титул «Папа».
[44]В него входят канон покаянный ко Господу, канон молебный к Богородице, канон Ангелу‑Хранителю и Последование ко Святому Причащению.
[45]Преждеосвященные Дары представляют собой предварительно раздробленные частицы Агнца (Святого Хлеба), пропитанные Кровью Христовой (под видом вина). В день Причастия Святые Дары кладут в Чашу и доливают в нее простое вино, не освященное в Таинстве. Поэтому младенцев, которых причащают только под одним видом – Крови, причастить на Литургии Преждеосвященных Даров невозможно.
[46]Часть сведений о Причащении больных содержится в главе, посвященной Таинству Покаяния.
[47]Заупокойная ектенья читается только в оговоренные Уставом дни.
[48]Причастен – стих, который поется во время Причащения священнослужителей.
[49]Такой Отпуст произносится в воскресный день при служении Литургии святителя Иоанна Златоуста.
[50]Настольная книга священнослужителя. Свято‑Успенская Почаевская Лавра. 2005. С. 244.
[51]Это, конечно, почти невозможное для современного мирянина делание – вставать на службу, которая совершается только в монастырях в полночь (если он только не находится в обители, в паломничестве). Но в дореволюционной России оно не являлось чем‑то из ряда вон выходящим.
[52]Зимология слова страсть (от славянского глагола страдать) показывает, что конечный результат всякой страсти, развившейся в человеке, – это страдание.
[53]Все рекомендации носят самый общий характер и не могут претендовать на то, чтобы их использование стало руководством в борьбе против страстей. Тяжелейшее аскетическое делание, предпринимаемое с целью избавления от страстей, может осуществляться только под руководством опытного духовника‑наставника.
[54]Созерцание и размышление. М., 1988. С. 342.
[55]Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев. М., 1882. С. 36.
[56]С. Феофан Затворник. Толкование посланий апостола Павла. Послание к Ефесеям. М., 1998. С. 359.
[57]Добротолюбие. Париж. Ymca‑press. 1988. Т. 2. С. 17.
[58]То есть те тропари, которые являются составной частью «Молитв на сон грядущим».
[59]Инфернальный (от лат. инферналис – подземный) – принадлежащий к преисподней, адский.
[60]Новая скрижаль. СПб. 1899. С. 262.
[61] Схима (от среднегреч. схэма – монашеское облачение, букв, наружный вид, форма) – обет соблюдать особо строгие аскетические правила жизни, даваемый некоторыми православными монахами. Речь здесь идет о великой схиме, которая в отличие от малой схимы (обычных монашеских обетов) подразумевает выполнение более суровыи монашеских правил. При принятии великой схимы монаху снова изменяют имя. Великосхимники в монастырях живут обычно отдельно от другой братии.
[62]Выражение – На «Слава, и ныне» – означает, что после произнесения славословия: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь» начинается чтение последнего тропаря.
[63] Немощная – слабые.
[64] Оскудевающая – недостающее.
[65] Проручествует – производит в чин священства, посвящает, рукополагает, совершает.
[66]Настольная книга священнослужителя. Свято‑Успенская Почаевская Лавра. 2005. С. 331.
[67] Честностию Твоею – достоинством.
[68] В начале – во главе.
[69] Образ – пример.
[70]Череда – очередность служения треб приходскими священниками.
[71]Икономия (греч. устроение дома, дел) – в христианстве принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы. Принцип икономии имеет определенные границы; он не альтернативен каноническому праву. По большому счету, этот принцип заключается в неприменении Канона или дисциплинарного правила там, где его настойчивое применение может вызвать соблазн и новый грех.
[72]По обычаю кольцо жениха должно быть золотым, а невесты – серебряным. Но кольца могут быть изготовлены и из одного металла – золота или серебра – и иметь украшения из драгоценных камней.
[73]Для лучшего понимания смысла апостольского и Евангельского чтений они даются по‑русски.
[74]Термин елеопомазание, употребляемый для обозначения священнодействия, совершаемого на всех полиелейныж службах (помазание верующих освященным елеем), не имеет непосредственного отношения к Таинству Елеопомазания.
[75]См. Настольная книга священнослужителя. Свято‑Успенская Почаевская Лавра. 2005. С. 316; 324.
[76]Венедикт (Алентов), иеромонах. К истории православного богослужения. Сергиев Посад. 1917. С. 10. Цит. по: Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви. М. 1995.
[77]Литургисать – совершать Литургию.
[78]Стихиры на «Господи, воззвах» – часть чинопоследования вечерни, состоящая из песнопений (стихир), перед которыми канонарх распевает выбранные из псалмов стихи. Начинается это пение такими словами: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя». Стихиры же «на стиховне» поются в конце вечерни
[79]Крестопоклонная седмица – начинается в третье воскресенье («неделю») Великого поста. Накануне, в субботу на всенощном бдении выносится Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остается на аналое в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. При этом хор поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», а все присутствующие в храме совершают троекратное поклонение.
[80]Страстная седмица предшествует Пасхе. Это дни, когда Христос был предан иудейским первосвященникам, осужден на казнь и распят.
[81]«Обычное начало» – читаемая после начального возгласа священника, краткого славословия и призывания Святого Духа – «Царю Небесный…» – совокупность молитв: 1. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (трижды); 2. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков, аминь»; 3. «Пресвятая Троице, помилуй нас…»; 4. «Господи помилуй» (трижды); 5. «Слава, и ныне» (так сокращенно обозначается повторяемое здесь славословие «обычного начала»); 6. «Отче наш…».
[82]Обстояние отжени – беду отгони.
[83]Потреби – истреби.
[84]Цифра, выделенная курсивом, означает, что на данной странице дается объяснение термина.
Date: 2015-11-14; view: 290; Нарушение авторских прав |