Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИМЕЧАНИЯ. Глава IV 6 page





Только в исключительных случаях конкретная обстановка регистрации сделки находила отражение, в составленных по жесткой схеме документах. Текст из Нузи рисует трогательную картину: ''Мой отец [имярек] был болен, и, лежа в постели и держа мою руку, мой отец сказал мне: ''Эти мои старшие сыновья взяли жен, а ты не взял жену, поэтому я даю тебе девушку‑рабыню [имярек] в качестве жены'' [88]. Группа нововавилонских документов рассказывает о необычной ситуации, возникшей во время осады Ниппура, где родители продавали своих детей лицам, способным их содержать.

Судебная процедура, очевидно, на табличках не регистрировалась: шумерский текст из Ниппура, описывающий суд по делу об убийстве и последующую затем казнь, вполне возможно, представляет лишь литературное упражнение на заданную тему [90]. Все, что мы знаем о подобных случаях, ‑ это старовавилонские сообщения о рабе, который был задушен, и о ребенке, которого похитили.

В документе из Мари сообщается об убийстве с политической целью, о том, как было найдено изуродованное тело младенца; рассказывается несколько случаев убийства торговцев на Западе, о политическом преступнике, казненном в Алалахе, и о государственной измене при Навуходоносоре II. О воровстве и грабеже упоминания очень редки и относятся к более позднему времени [91].

В Месопотамии обнаружены письменные договоры, заключавшиеся правителями или городами, в которых говорится о прекращении военных действий. В ранние периоды такие документы встречались редко. Шумерская ''Стела Коршунов'', которая сообщает о новых границах, установленных победителем Эаннатумом из Лагаша и правителем Уммы, была исключением. Написанный на староэламском языке договор, в котором упоминается Нарам‑Суэн Аккадский, разобрать невозможно [92]. Однако в текстах из Мари имеются указания па существование международных договоров ‑ один из них был найден в древних слоях при раскопках в Алалахе [93]. Из нескольких мирных договоров, заключенных между Ассирией и Вавилонией в период их длительных конфликтов, сохранился только один, и то лишь во фрагментах. Это договор между Шамши‑Ададом V (823‑811 гг. до н. э.) и Мардук‑закир‑шуми I (854‑819 гг. до н. э.). Краткое содержание подобных Договоров имеется в ''Синхронистической истории''. Ассирийские договоры с западными правителями встречаются дважды ‑ между Ашшур‑нерари V (754‑745 гг. до н. э.) и арамейским правителем Сирии Мати'илу, также между Асархаддоном и царем Тира. Большинство договоров, написанных по‑аккадски, поступили из хеттской столицы и относятся к гораздо более древнему периоду, чем упомянутые выше тексты. Самым знаменитым было соглашение, Найденное в Богазкёйе, ‑ договор между Хаттусилисом III и фараоном Рамсесом II. Он дошел до нас в хеттском варианте, в плохо сохранившейся аккадской копии, и в египетской версии, высеченной на стенах зданий, построенных Рамсесом II. Договоры между хеттскими царями и их вассалами тщательно, в установленной форме перечисляют все обязательства вассалов, а также помощь, на которую они могут рассчитывать со стороны своего хеттского господина. Заканчиваются эти договоры торжественным обращением к богам обоих народов, которых призывают быть свидетелями. В концовках содержатся проклятия и благословения, цель которых ‑ подкрепить необходимость соблюдения соглашений.

Документы, которые показывают, каким образом ассирийские цари обеспечивали себе преданность чужеземных вассалов, свидетельствуют о том, что в основе этой примитивной практики лежали обряды. В тексте Ашшурнерари V описаны символические действия, наглядно иллюстрирующие судьбу каждого, кто нарушит договор: ''...эта голова не является [отрубленной] головой барана, но головой Мати'илу... Если Мати'илу нарушит эти соглашения, его голова должна быть отрублена так же, как была отрублена голова этого барана'' [94]. Эти слова точно соответствуют магическим правилам, способствующим причинению зла. Правила эти подробно описаны в ряде религиозных текстов. Остается спорным, заиствовали ли ассирийцы варварские обычаи у своих соседей, чтобы воздействовать на них и убедить в серьезности последствий, если эти соглашения не будут соблюдаться. Возможно, эта практика иллюстрирует изменение в культурном уровне, происшедшее со времени хеттских договоров с отраженной в них верой в божественные санкции по сравнению с эпохой последних ассирийских царей с их магическими действиями. Последние упоминаются и в арамейском договоре Мати'илу с его вассалами, записанном на стеле; их можно сравнить с примитивными обычаями, засвидетельствованными в Мари и упоминаемыми в Ветхом завете [95]. Клятва верности, навязанная Асархаддоном индийским вождям, чтобы заручиться их преданностью по отношению к его сыну и преемнику Ашшурбанапалу, сопровождалась таким же магическим ритуалом. Неизвестно, была ли клятва верности, принесенная высшими ассирийскими должностными лицами, также подкреплена ритуальными действиями, однако это весьма вероятно. О подобном способе обеспечивать лояльность должностных лиц мы узнаем из царской корреспонденции, найденной в Ниневии: сохранились фрагменты, содержащие ту часть клятвы, в которой на должностных лиц возлагается обязанность сообщать царю все, о чем слышали или видели [96].

Своеобразной формой соглашения, заключенного между ассирийским царем и его подданными, следует считать хартии свободных городов. Известна только одна подобная хартия, та, в которой Саргон подтвердил особое право обитателей Ашшура не платить налоги, право, которое отменил его предшественник; несомненно, это было сделано в ответ на услуги, оказанные Саргону в его борьбе за трон [97].

Как правило, царь считал, что издаваемое им эдикты определяют функции должностных лиц и обязанности подданных. Эдикты, касающиеся должностных лиц и их обязанностей, часто встречаются в хеттских документах. В Месопотамии их находят только в Ассирии и окружавших ее землях [98]. Среди текстов этого типа среднеассирийское собрание царских эдиктов, в которых девять царей послеамарнского периода пытались весьма детально установить обязанности лиц, отвечающих за царский гарем, представляет наибольший интерес. Еще один документ подобного рода из Нузи определяет обязанности градоправителя [100]. Вавилонские декреты представлены уникальным документом, изданным предпоследним царем династии Хаммурапи Амми‑цадуком [101].

Этот декрет отменяет часть долгов и направлен на то, чтобы облегчить положение известных слоев населения. Упоминания о подобных актах (seisachtheia), проведенных царями того периода, встречаются в текстах и даже в датировочных формулах. Однако эта табличка ‑ единственная дошедшая из текстов, которые, вероятно, были в то время широко распространены. Ее содержание чрезвычайно важно для изучения экономической и социальной жизни старовавилонского периода, ибо довольно точно определяет масштаб царской реформы и степень допустимых отклонений, давая также уникальную возможность понять экономическую структуру общества [102]

В средне‑ и нововавилонский периоды царские пожалования обычно записывались на овальных или столпообразных пограничных камнях ‑ kudurru [103]. Обнаружено свыше восьмидесяти подобных памятников, относящихся к периоду от Кадашмана‑Эллиля I (ок. 1380 г. до н. э.) до брата Ашшурбанапала Шамаш‑шум‑укина (668‑648 гг. до н. э.). Из них можно точно датировать только тринадцать; несколько более поздних kudurru не содержат записей о пожалованиях. Чтобы объявить о царском подарке, камни устанавливали на границах полей и обширных владений, пожалованных царем частным гражданам. В исключительных случаях так же оповещали о дарах храмам; копии таких kudurru на глиняных табличках хранили в самих храмах. Существенную часть надписи составляли рисунки, вырезанные на камнях. На них символически изображались главные божества пантеона, иногда с пояснительными надписями. В тексте изображения обозначались самыми разными словами ‑ ''боги'', ''знамена'', ''оружие'', ''изображение'' и даже ''место'', поскольку их часто помещали на особых возвышениях, напоминающих троны богов. Функция их не вызывает сомнений: они охраняли памятник. Той же цели служили, очевидно, и вырезанные на kudurru рельефы: изображение царя ‑ одного или вместе с человеком, которому он жалует землю, или получателя, поклоняющегося божеству. Сохранность памятникам также обеспечивали проклятия и благословения, высеченные на kudurru. Они препятствовали удалению или уничтожению надписи, ибо только она подтверждала подлинность царского дара.

Период создания этих памятников документирован очень слабо, поэтому язык надписей, отраженная в них юридическая и социальная деятельность, упоминания имен царей, официальных и других лиц, дают нам ценную информацию. Украшающие эти памятники изображения представляют для историков месопотамского искусства большой интерес.

Среди царских декретов следует также упомянуть чрезвычайно важный свод законов Хаммурапи, высеченный на украшенной рисунками стеле. Как показывают фрагменты, обнаруженные в Сузах, существовало по крайней мере три такие стелы [104]. Они были доставлены в Сузы в качестве трофеев, добытых в результате успешного набега эламитов на Вавилон.

ПРИМЕЧАНИЯ. Глава V

1 Об иероглифических системах письма из Библа см.: Dunand M. Biblia gram‑mata. Beyrouth, 1945; о редкой системе из Урарту см.: Goetze A. Kleinasien 2. Mьnchen, 1957, с. 194, примеч. 1. Обо всех других системах соседних цивилизаций ср.: Gelb I. J. A Study of Writing 2. Chicago, 1963, но указателю. О надписях на глине, сделанных загадочными знаками, см.: Eilers W. ‑ Analecta Orientalia. 12, 1935. О редких примерах искусственно архаизированных надписей см.: Meissner В. Ein assyrisches Lehrbuch der Palйographie. ‑ AfO. 4, 1927, с. 71‑73; Landsberger В. ‑ MSL. 3, с. 10. Родственный текст имеется в до сих пор еще не опубликованном фрагменте из Калаха.

2 См.: Oppenheim A. Leo. On an Operational Device in Mesopotamian Bureaucracy. ‑ JNES. 18, 1959, с. 121‑128. Этот текст происходит из Нузи и относится к началу второй половины II тысячелетия до н. э. К еще более ранним источникам принадлежат сходные приспособления для учета ‑ глиняные жетоны, заключенные в шарообразный глиняный футляр, ‑ которые были найдены в таких местах, как Чога Миш (см.: Delougaz Р. Р., Kantor Hйlиne l. ‑ Fifth International Congress of Iranian Art and Archaeology, c. 27), Сузы (Amiet P. Il y a 5000 ans, les Elamites inventaient l'йcriture. ‑ Arehaeologia. 12, September‑October 1966, с. 20 и сл.; он же. Elam. Auvers‑sur‑Oise, 1966, с. 66, 70) и Варка (XXI. Vorlдufiger Bericht... Uruk‑Warka. В., 1965, с. 31 и сл.). Эти находки обычно связываются с глиняными табличками, на которых записаны только цифры; см.: Delougaz P. Р., Kantor Hйlиne J. Chogha Mish (=OIC. 23). Chicago, 1976, eh. 5. Следует отметить, что текст из Нузи, возможно, не настолько уникален, как я предполагал в момент его публикации, ‑ М. Сивил сообщил мне, что ему известны упоминания о похожей практике в шумерских текстах. См. также: Eissfeld O. Der Beutel des Lebendigen. В., 1960. Отметим, что описание коммерческой деятельности в Тире у Иезекииля, гл. XXVII, по‑видимому, не упоминает записывания расчетов, называя ряд технических терминов.

3 См.: Oppenheim A. Leo. Mesopotamian Mythology II. ‑ Orientalia. N. s. 17, 1948, с. 44.

4 См.: Коер Leo. Das himmlische Buch in Antike und Christentum. Bonn, 1952.

5 О шумерских судебниках см.: Steele F. R. The Code of Lipit‑Ischtar. ‑ AJA. 52, 1948, с. 425‑450; Finkelstein ]. J. The Laws of Ur‑Nammu. ‑ JCS. 22, 1968‑1969, с. 66‑82; Civil M. New Sumerian Law Fragments. ‑ Studies in Honour of Benno Landsberger on His 75th Birthday (=AS. 16, 1965), с. 1‑12; Gurney 0. H., Kramer S. N. Two Fragments of Sumerian Laws. ‑ Там же, с. 13‑19.

6 Кроме кодекса Хаммурапи (см. примеч. 28 к гл. III) см.: Goetze A. The Laws of Eshnunna. New Haven, 1956; Yaron Д. The Laws of Eshnunna. Jerusalem, 1969. О средпеассирийском периоде см.: Driver G. В., Weidner E. F. Das Alter der mittelassyrischen Gesetztexte (mit 4 Tafeln). ‑ AfO. 12, 1937, с. 46‑54 (обе последние работы есть во французском переводе ‑ см.: Cardascia G. Les lois assyriennes. P., 1969). О нововавилонской кодификации законов см.: Driver G. R., Miles ]. С. The Babylonian Laws. Oxford, 1955, с. 324‑347; Szlechter E. Les lois nйo‑babyloniennes. ‑ Bйvue Internationale des Droits de l'Antiquitй, 3e sйrie. Vol. 18, 1971, с. 43‑107; vol. 19, 1972, с. 43‑126; Petshow H. Das neu babylonische Gesetzesfragment. ‑ Zeitschrift der Savigny‑Stiftung fьr Rechtsgeschichte. Rom. Abt. 76, 1959, с. 37‑96. То, что Драйвер и Майлс в своей книге называют законами (см.: The Assyrian Laws, с. 1‑3, 376‑379), на деле суть правила, определяющие функции и обязанности царского чиновника в каруме Каниша; см.: Larsen M. T. The Old Assyrian City‑State and Its Colonies. Copenhagen, 1976, с. 283 и сл.

7 См.: Friedrich J. Die hethitischen Gesetze. Leiden, 1959, и добавочные материалы в: AfO. 21, 1966, с. 1‑12. Новый английский перевод см.: Goetze А. ‑ ANET 2, с. 188‑196.

8 О египетских сборниках законов см.: Heick H. W. Zur Verwaltung des mittleren und neuen Reiches. Leiden, Kцln, 1958, с. 30; Edgerton W. E. ‑ JNES. 6, 1947, с. 154, примеч. 5.

9 Ср.: Junker H. Die Gцtterlehre von Memphis. В., 1940; Erichsen W., Scott S. Fragmente memphitischer Theologie in demotischer Schrift. Wiesbaden, 1954.

10 Относительно ''Книг войн Яхве'' см.: Числа XXI, 14.

11 В разряд погребальных надписей включается группа небольших конусо‑, образных предметов, призывающих благословить того, кто приведет в порядок могильный памятник; см.: Szlechter E. Inscription funйraire babylonienne conservйe au Musйe Fitzwilliam а Cambridge. ‑ CRAIB. 1965, с. 429‑440. Из погребений в Сузах происходят немногочисленные глиняные таблички с записью коротких аккадских молитв, произносимых от имени усопшего. Эти материалы опубликованы Эбелингом; см.: Ebeling E. Tod und Leben. Vol. I. В., Lpz., 1931, с. 19‑22.

12 Ср.: Gadd С. I. ‑ AnSt. 8, 1958, с. 46‑57.

13 См.: Edwards I. E. S. Oracular Amuletic Decrees in the Late New Kingdom. L., 1960.

14 О текстах проклятий см.: Posener G. Princes et pays d'Asie et de Nubie. Brussels, 1940.

15 См.: Zimmern H. ‑ BBR. 25 iii 5.

16 Об алфавите подобного типа см. примеч. 33 к гл. I.

17 См.: Diakonoff l. M. The Origin of the Old Persian Writing System and the Ancient Epigraphic and Annalistic Traditions. ‑ W. B. Henning Memorial Volume. L‑, 1968, с. 98‑124. Об эламской системе клинописного письма см.: Cameron G. G. Persepolis Treasury Tablets. Chicago, 1948, eh. IX.

18 Лишь в редких случаях наблюдается использование фонетических указателей в комбинации со значком PI (читаемым как wa‑, wi‑, wu‑), условное разделение начальных групп, которые трудно воспроизвести в существующей системе письма, и весьма ограниченное использование удвоения для различения звонких и глухих согласных.

19 О библиотечных ярлыках см.: Craig I. А. ‑ ААТ, табл. l; KAV 130. О таких же ярлыках из Богаакёйя см.: Gьterbock И. G. ‑ MDOG. 72, 1933, с. 38. Отметим также MRS 9, с. 2, примеч. 3. О колофонах см. их первое систематизированное издание: Hunger H. Babylonische und assyrische Kolophone (== AOAT. 2). Neukirchen‑Vluyn, 1968; добавочные материалы см.: Borger Я. ‑ WO. 5, 1970, с. 165‑171.

20 Ср. ссылку на Ф. Р. Крауса в статье Э. Лароша (Laroche E. ‑ АгОг. 17/2, 1949, с. 14, примеч. 2). Более поздние публикации каталогов см.: Lambert W. G. ‑ JCS. 11, 1957, с. 11 и сл.; он же. A Catalogue of Texts and Authors. ‑ JGS. 16, 1962, с. 59‑77; о шумерских текстах подобиого типа см.: Kramer S. N. New Literary Catalogue from Ur. ‑ RA. 55, 1961, с. 169‑176; Bernhardt I., Kramer S..N. Gцtterhymnen und Kult‑Gesдnge der Sumerer auf zwei Keilschrift‑Katalogen in der Hil‑precht Sammlung. ‑ WZJ. 6, 1956‑1957, с. 389‑395. См. также: Hallo W. ‑ JAOS. 83, 1963, с. 167‑187. Каталоги из Богазкёйя см.: Laroche E. ‑ АгОг. 17/2, 1949, с. 14‑23. Каталоги, в которых содержатся начала ''серии'', здесь не упоминаются.

21 Об арамейских приписках см. каталог Ваттиони (Vattioni F. ‑ Augustinia‑num. 10, 1970. с. 493‑532). Дополнительные материалы см.: Millard A. Some Aramaic Epigraphs. ‑ Iraq. 34, 1967, с. 134‑137 (в основном надписи из Нимруда); Jakob‑Rost Liane, Freydank H. Spдtbabylonische Rechtsurkunden aus Babylon mit aramдischen Bcischril'len. ‑ Forschungen und Berichte. 14, 1972, с. 7‑35 (вавилоп‑ские надписи).

22 О таких штампах см.: Schroeder О. Gesetzte assyrische Zicgelstempcl. ‑ ZA. 34, 1922, с. 157‑161...

23 См. MDP 23, № 242; 24, № 373.

24 См.: Wiseman D. J. Assyrian Writing‑Boards. ‑ Iraq. 17, 1955, с. 3‑13.

25 Арамейский клипописпый текст на глине (TCL 6 58) см.: Gordon С. И. The Aramaic Incantation ill Cuneiform. ‑ AfO. 12, 1937‑1939, с. 105‑117; Landsberger R. ‑ Там же, с. 247‑257. Ссылку на арамейский документ (kanпku annоtu Armпlti) см.: Saggs H. W. F. ‑ Iraq. 17, 1955, с. 130. № 13: 3.

26 О шумерских школах см. цримеч. 19 к гл. VI.

27 Отрывок в ABL 334 звучит так: ''Царь, господин мой, пусть прочтет... таблички, и я помещу в нее (в библиотеку) все, что приятно царю; все, что неприятно царю, я удалю из нее; таблички, о которых я сказал, заслуживают того, чтобы храниться вечно''. Ясно, что в отрывке идет речь о библиотеке Ашшурбана‑пала. Забота царя о содержимом его библиотеки иллюстрируется в знаменитом письме СТ 22 1, в котором царь велит своим агентам искать таблички определенного рода.

28 Ср.: Weidner E. F. Die Bibliothek Tiglatpilesers I. ‑ AfO. 16, 1952, с. 197‑ 215. За последнее время не появлялось никаких исследований о месопотамских библиотеках. См.: Milkau F. Geschichte der Bibliotheken im Alten Orient. Lpz., 1935; Schawe J. Uor alte Vorderoricnt. ‑ Handbuch der Bibliothekswissenschaft. Ed. F. Milkau, G. Leyh. Vol. 3, 1955, с. 1‑50; Weitemeyer M. Archive and Library Technique in Ancient Mesopotamia. ‑ Libri. 6, 1956, с. 217‑238.

29 Они опубликованы в основном в серии MSL. 13 vols. Rome, 1937 ‑, а также в AfO. 18, 1957, с. 81‑86, 328‑341; JAOS. 88, 1968, с. 133‑147.

30 Серия опубликована в MSL. 4, 1956, с. 1‑44. Специфические лингвистические черты emesal ‑ шумерского диалекта ‑ еще не изучены (см.: Falkenstein A. Das Sumerische. ‑ Handbuch der Orientalistik. Leiden, 1959, с. 18). О египетско‑аккадском списке слов см.: Smith S., Gadd С. J. A Cuneiform Vocabulary of Egyptian Words. ‑ JEA. 11, 1925, с. 230‑239, и указание Олбрайта (Albright W. F. ‑ JEA. 12, 1926, с. 186‑190); о касситско‑аккадском списке слов см.: Balkan К. Kassi‑tenstudien. Die Sprache der Kassiten. ‑ AOS. 37, 1954, с. 3‑11. Отметим также: Frank С. Fremdsprachliche Glossen in assyrischen Listen und Vokabularen. ‑ MAOG. 4, 1928‑1929, с. 36‑45. Здесь мы не упомянули о переводе шумеро‑аккадских списков слов на чужие языки.

31 Опубликован с переводом и комментарием Б. Ландсбергером (см.: Lands‑. berger В. ‑ MSL. Vol. l).

32 Ни перевода, ни подробного исследования этой важной серии пока нет, поскольку сохранились только тексты из Апппура (см.: Kцcher F. Keilschrifttexte zur assyrisch‑babylonischen Pflanzenkunde. B., 1955) и из библиотеки Ашшурбана‑пала. Нововавилонский фрагмент комментария СТ 41 45 (ВМ 76487) к тексту № 28 (по упомянутому выше изданию Кёхера) представляет собой, по‑видимому, единственное доказательство того, что эта серия была известна на юге.

33 Серии называются соответственно аЬпи sikinsu и sammu sikinsu и укладываются в рамки традиции, как показывают их фрагменты из Ашшура, Ниневии и Султаптепе.

34 См.: Soden W. von. Leistung und Grenze sumerischer und babylonischer Wissenschaft. ‑ Welt als Geschichte. 2, 1936, с. 411‑464, 509‑557; он "же. Zweisprachigkeit in der geistigen Kultur Babyloniens. ‑ Цsterreichische Akademie der Wissenschaften. Sitzungsberichte. Phil.‑hist. Klasse. 235/1. Vienna, 1960; Labat R. Le bilinguisme en Mйsopotamie ancienne. ‑ GLECS. 8, 1957, с. 5‑7. Мое несколько видоизмененное толкование назначения этих списков см.: Man and Nature in Meso‑potamian Civilization. ‑ Dictionary of Scientific Biography. Vol. 15. N. Y., 1977.

35 См.: Luckenbill D. 1). The Annals of Sennacherib. Chicago, 1924, с. 43 и сл.

36 См.: Oppenheim A. Leo. Mesьpotamian Mythology I. ‑ Orienlalia. N. s. 16, 1947, с. 228 и сл.

37 См. BBSl. 6.

38 См.: Oppenheim A. Leo. A New Prayer to the."Gods of the Night". ‑ Analocta Biblica. 12, 1959, с. 190 и сл.

39 См.: Goкtze A., Levy S. Fragment of the Gilgamesh Epic from Megiddo. ‑ Aliqol. 2, 1959, с. 121‑128.

40 См.: Nougayrol i. ‑ Ugaritica. Vol. 5. Г., 1968, с. 300‑304, № 167 (о фрагменте, либо являющемся частью рассказа о Всемирном потопе, либо принадлежащем к его прототипу ‑ согласно версии этого эпоса из Ниневии).

41 См.: Garelli Р. (йd.). Gilgames ot sa lйgende. ‑ Vil8 Rencontre Assyriologiqiic Internationale. P., 1960, с прекрасной библиографией (с. 7‑27). Ламберт опубликовал три новых фрагмента из библиотеки Ашшурбанапала (см.: Lambert W. G. ‑ Там же, с. 53‑55); о новом фрагменте из Ашшура см.: Frankena R. ‑ Там же, с. 113‑122; о нескольких нововавилонских фрагментах см.: Wiseman П. J. ‑ Там же, с. 123‑135. О шумерском цикле легенд о Гильгамсше см.: Kramer S. N. ‑ Там же, с. 59‑81. Тексты из Султантепе были опубликованы ‑ см.: Gurney O. R. ‑ JCS. 8, 1954, с. 87‑95. См. также: Mittard A. R. Gilgamesh. X: a New Fragment. ‑ Iraq. 26, 1964, с. 99‑105; Wiseman D. J. A Gilgamesh Epic Fragment from Nim‑rud. ‑ Iraq. 37, 1975, с. 157‑163.

42 Об изображениях Гильгамеша и Энкиду на печатях см.: Amiet P. Le problиme de la reprйsentation de Gilgames dans l'art. ‑ Gilgames et sa lйgende. Ed. P. Garelli. P., 1960, с. 169‑173; Offner Graciane. L'йpopйe de Gilgames a‑t‑ellc йtй fixйe dans l'art? ‑Там же, с. 175‑181.

43 В своем собрании отрывков и анекдотов греческий философ Элиан (ок. 170‑235 гг. н. э.) упоминает о некоем Гильгамосе. Но его рассказ сильно отличается от эпоса о Гильгамеше.

44 Двенадцатая табличка воспроизводит шумерскую TuM NF 3 № 14 и соответствующие дубликаты.

45 На эту тему см.: Castellino G. Urnammu, Three Religious Texts. ‑ ZA. 52, 1957, с. 1‑57; ''Эпос о Гильгамеше'' (табл. VII, колонка iv) и, наконец, поздний текст, опубликованный фон Зоденом (Soden W. von. Die Unterweltsvision eines assyrischen Kronprinzen. ‑ ZA. 43, 1936, с. 1‑31).

46 В ранней версии упоминается еще одно преступление против морали ‑ осуществление права первой ночи (о нем говорится в строках 32‑33 пенсильванского фрагмента, колонка iv). В версии из Ниневии или в более раннем тексте, па котором она основана, упомянутый мотив ужо не фигурирует, ‑ возможно, потому, что он содержал адресованное царю обвинение в превышении власти, а может быть, просто потому, что чужеземный обычай, о котором идет речь, стал к этому времени непонятным.

47 Восхваление городской жизни, с одной стороны, любовь к охоте и тесная связь с дикими животными ‑ с другой, отражают ту особую культурную ситуацию, в которой оказались правители амореев до того, как их владычество распространилось на крупные города Месопотамии: их родным домом была пока еще пустыня, и они могли только мечтать о роскоши далеких городов.

48 Сначала Гильгамеш нс выдержал испытания, когда от него требовалось пе спать шесть суток; затем он выкупался в одежде в источнике молодости, вместо того чтобы испить его чудотворной воды, о свойствах которой ему намекали; и, наконец, вместо него растением жизни завладела змея, которая вернула себе молодость.

49 Опубликован еще один текст (СТ4643), который предлагает местный, во многом новый вариант теории происхождения богов; см.: Lambert W. G., Walcoi P. Л New Babylonian Theogony and Hesiod. ‑ Kadmos. 4, 1965, с. 64‑ 72.

50 Ср.: Jacobsen T. The Battle between Marduk and Tiamat. ‑ JAOS. 88, 1968, с. 104‑108.

51 См.: Luckenbill D. D. The Annals of Sennacherib. Chicago, 1924, с. 139 и сл., хотя этот текст нуждается в новом издании и в лучшем переводе.

52 На эту тему см.: Soden W. von. Gibt es ein Zeugnis dafьr, dap die Babylonier an die Wiederaiitstehung Marduks geglaubt haben? ‑ ZA. 51, 1955, с. 130‑166; он '' <. 7..\. 52, 1957, с. 224‑234.

53 За последнее время были открыты многочисленные новые текстовые материалы, что дало возможность подготовить новое издание этого памятника. См.: Lambert W. G., Millard A. R. Atra‑hasis: The Babylonian Story of the Flood. Oxford, 1969. См. также список работ, посвященных его толкованию: Borger R. Handbuch der Keilschriftliteratur. Vol. 2. В., 1975, с. 157 и сл.

54 См.: Frei/dank H. Die Tierfabel im Etana‑Mythus. Ein Ueutungsver‑such. ‑ MIO. 17, 1971, с. 1‑13.

55 О мудрости Адапы и семи мудрецах см.: Reiner Erica. The Etiological Myth of the ''Seven Sagos''. ‑ Orientalia. N. s. 30, 1961, с. 1‑11. Предположение, высказанное па с. 7 и сл. относительно мудрого визиря Ахикара, подтвердилось благодаря тексту, найденному в Уруке и опубликованному Ван Дейком (Van Dijk J. J. A.‑ UVB. 18, 1962, с. 44‑52).

56 Последнее по времени издание: Cagni L. L'cpopea di Erra (=:Studi Semi‑tici. 34). Home, 1969.

57 Самый большой из этих текстов ‑ ''Плач о разрушении Ура'' ‑ опубликован С. Н. Крамером (Чикаго, 1940). См. ''Плач о разрушении Шумера и Ура'' в переводе того же автора: Pritchard 1. В. (йd.). ‑ ANET 3. Supplement, с. 611‑619.

58 Стихи, которые приходят во сне, ‑ это, по‑видимому, общее место, если судить по колофону 733 г. до н. э. (см.: Hunger H. Babylonische und assyrische Kolophone, № 290).

59 О чтении Anzu, предложенном Б. Ландсбергером, см.: VVZKM. 57, 1961, с. 1‑21.

60 В дополнение к тексту ЕА 357 из Амарпы см. текст из Султантепе: Gurney О. The Myth of Nergal and Ereshkigal. ‑ AnSt. 10, 1960, с. 105‑131.

61 К двум сохранившимся копиям из Ашшура и из библиотеки Ашшурбапапа‑ла сейчас прибавился более ранний и несколько отличающийся от них ассирийский фрагмент LKA 62 г. 10 и сл., опубликованный Эбелингом (Ebeling E. ‑ Orienlalia. N. s. 18, 1949, с. 36‑37).

62 Об этих трудных текстах см. примеч. 30 к гл. IV.

63 Об этом тексте см. издание В. фон Зодена, пит. в примеч. 45 к гл. V, а также новое толкование, предложенное этим; автором в ''Weil des Orients'' (7, 1974, с. 237 и сл.).

64 См., например, гимны в немецком переводе: Falkenstein A. Sumerische und akkadische Hymnen und Gebete. Zьrich‑Leipzig, 1953, с. 85‑114.

65 Об этих текстах см.: Meier G. Die assyrische Beschwцrnngssamminng Maqlu. Graz, 1937; Reiner Erica. Surpu. A Collection of Snmcrian and Akkadian Incantations. Graz, 1958. См. также: Knudsen E. E. A Version of the Seventh Tablet of Shurpu, from Nimrud. ‑ Iraq. 19, 1957, с. 50‑55; Lambert W. G. An Incantation of the Maqlu Type. ‑ АЮ. 18, 1958, с. 288‑299.

66 См. статью, цит. в примеч. 38 к гл. V.

67 Об этом и многих других цитируемых ниже текстах см.: Lambert W. G. Babylonian Wisdom Literature. Oxford, 1960.

68 Пониманием этого литературного произведения ассириология обязана В. Ландсбергеру: Landsberger B. Die babylonische Theodizoe. ‑ ZA. 43, 1936, с. 32‑76 (английский перевод см.: Lambert W. G. Babylonian Wisdom Literature, с. 70‑89).

69 Известны и другие примеры этого литературного приема, доказывающие, что произведение предназначалось именно для читателя, а не для слушателя. См, гимн Вавилону, опубликованный Пинчесом (Pinches Т. G. Texts in the Babylonian Wegde‑writing. L., 1882, с. 15‑16, № 4), и гимн Мардуку, опубликованный Крейгом (Craig J. A. Assyrian and Babylonian Religious Texts. Vol. 1. Lpz., 1895, с. 29‑31), а также более мелкие тексты в отрывках. Редкий пример двойного акростиха см.: Sweet R. F. G. A Pair of Double Acrostics in Akkadian. ‑ Orienlalia. N. s. 38, 1969, с. 459‑460.

70 Оценку этого текста историком литературы см.: Hofer‑Heilsberg A. Ein Koilschrifttoxt, dor дlteste Mimus der Weltliteratur und seine Auswirkung. ‑ Theater der Welt. 3‑4, 1937, с. 1‑16.

71 Ср.: Gurney 0. R. The Tale of the Poor Man of Nippur. ‑ AnSt. 6, 1956, с. 154‑164; Julow V. The Source of a Hungarian Popular Classic and Its Roots in‑Antiquity. ‑ Acta Classica Univ. Scient. Debreciniensis. 6, 1970, с. 75‑ <S''i: Сигпгц О. Я. The Tale of the Poor Man of Nippur and Its Folktale Parallels. ‑ AnSt, 22, 1972, с. 149‑158.

Date: 2015-11-14; view: 263; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию