Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечание. [1] См. Неспелое В. К. О цели образования // Православный вестник





[1] См. Неспелое В. К. О цели образования // Православный вестник. 1898, ее. 586-612, где дан интересный общий обзор истории образования в России; Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Сочинения. Т. I. СПб., 1900. Эти авторы различают образование как накопление знаний и образованность и культуру как моральное состояние человека. Д. С. Лихачев в своих выступлениях в печати и по телевидению различает интеллигентность и образовательный ценз по диплому.

[2] Свт. Василий Великий. К юношам о том, как получить пользу от языческих сочинений // Творения. Т. II. СПб., 1911, сс. 255 -266.

[3] Творения святого отца нашего Кирилла Александрийского. Изд. 2. Ч. III. Сергиев Посад, 1906. - Творения святых отцов в русском переводе. Т. 51.

[4] См.: Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина. Точное изложение Православной веры. М.-Ростов-на-Дону, 1992.

[5] Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979, сс. 155-156.

[6] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. IV. М., 1889, с. 50.

[7] Там же.

[8] Иоанн Дамаскин. Источник знания // Творения. Т. I. СПб., 1913, с. 50.

[9] См. Бычков В. В. Эстетика поздней античности II-III века. М., 1981, с. 218.

[10] Там же, с. 219.

[11] Там же.

[12] Не приводя первоисточников, частично нами цитируемых, посоветуем читателю познакомиться с работами отечественных исследователей: Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979; Бычков В. В. Эстетика поздней античности; Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

[13] День памяти святых братьев Кирилла и Мефодия является в Болгарии днем национального праздника грамотности и печати. Их имена носит Государственная публичная библиотека в Софии; им же посвящена огромная литература на многих языках.

[14] К его личности и творчеству в последнее время проявляют огромный интерес и богословская, и светская наука, см. Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969; Он же. Максим Грек и итальянское Возрождение // Византийский вестник. Т. 35. М., 1973, ее. 129-133; Он же. Максим Грек как ученый // Богословские труды. Т. 16. М., 1976, ее. 142-187; Громов Г. М. Максим Грек. М., 1983 (дана обширная биография). Поместным Собором Русской Православной Церкви (1988) Максим Грек причислен к лику святых.

[15] Прекрасное описание культурной роли монастырей в древности дает В. Сергеев в книге "Рублев". Мы не приводим множество специальных исследований, посвященных этому вопросу.

[16] Цит. по: Шрейдер Ю. Наука как источник знаний и суеверий // Новый мир. 1969, № 10, с. 216.

[17] Прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937, с. 103, совр. репринтное издание: Вильнюс, 1991.

[18] Очень интересные статьи о религиозности Пушкина с цитатами из его писем были опубликованы в журнале "Вопросы философии", 1988, № 10.

[19] Журнал Московской Патриархии. 1979, № 10.

[20] О своих глубоко религиозных переживаниях во время полета и высадки на Луну Армстронг рассказал в своем слове на собрании в Московской общине "Христиан евангелистов-баптистов".

[21] Соловьев В. С. Три разговора // Сочинения. Т. 10. Изд. 2. СПб., б. г., с. 197. В Евангелии (1 Кор 14:20) - "не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетними". - Изд.

[22] Климент Александрийский. Строматы. Полностью изданы отдельными выпусками в Ярославских епархиальных ведомостях (часть неофициальная), начиная с 1889 г. (г. изд. XXXIII, № 38) по 1892 г. (г. изд. XXXIII, № 30). Современное издание (с сокращениями) см. в: Антология. Отцы и учители Церкви III в. Т. 1. М., 1996.

[23] Ефрем Сирин. Творения. Ч. 111. М., 1852, с. 48.

[24] Эти казусы развития советской науки и советского общества получили широкое освещение не только в специальной, но и в общественно-публицистической (и художественной) литературе, на страницах научно-популярных журналов и газет. Ходовые некогда определения "генетика - продажная девка капитализма", "кибернетика - реакционная лженаука" и утверждения типа "Эйнштейн опозорил имя ученого, отдав свой талант в услужение поповщине вызывают сейчас лишь чувство недоумения и омерзения. Заложенные в этих формулировках философско-политические взгляды на многие годы задержали развитие отечественной науки (подробнее см. Протоиерей Глеб Каледа. Библия и наука о сотворении мира // Альфа и Омега. 1996, № 2/3 (9/10), сс. 16-29).

[25] В данном случае речь идет о формах материализма в понимании XIX столетия и Вл. Соловьева. В настоящее время понятия материализм и идеализм чрезвычайно усложнились и потеряли былую философскую четкость.

[26] Вопросы философии. 1953, № 1, cc. 183-184.

[27] Cм. Протоиерей Глеб Каледа. Библия и наука о сотворении мира.

[28] Подробнее см. Профессор, протоиерей Глеб Каледа. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995. - Изд.

[29] "Nature". Vol. 325. № 6099. 1987, pp. 13, 31-35.

[30] Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1948.

[31] "Теоретические" работы Рериха и членов его семьи никак нельзя рекомендовать для христианского чтения; речь идет только о его живописи, - это еще один пример двойственности в искусстве, когда творчество и личность художника далеко расходятся. Для нас классический пример этого - художественное творчество гениального Льва Толстого и его же религиозные заблуждения.

[32] В связи с этим возрождение храма Христа Спасителя имеет не только религиозное, но и огромное нравственное значение. - Изд.

[33] Арча - дерево, растущее в Средней Азии, где автор систематически бывал в экспедициях. - Изд.

[34] Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих Святые иконы или изображения. СПб., 1893.

[35] Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. М., 1915; см. также Он же. Два мира в древне-русской живописи. М., 1916; Он же. Россия в ее иконе // Русская мысль. Кн. I, II. 1918 (указанные три работы проф. Е. Н. Трубецкого изданы в одной книге в Париже в 1965 г. под общим названием "Умозрение в красках", они же под названием "Три очерка о русской иконе" изданы в Новосибирске в 1991 г. и затем неоднократно переиздавались).

[36] Свящ. Павел Флоренский. Иконостас // Богословские труды. Сб. 9. 1972, сс. 83-148.

[37] Соколова М. Н. О древней иконописи // ЖМП. 1975, № 6, сс. 72-78; Она же. Картина и икона // ЖМП. 1981, № 7, с. 73. Жизни и деятельности М. Н. Соколовой посвящены две статьи в ЖМП (1975, № 5, сс. 25-7; 1981, № 7, сс. 16-19). Их следует дополнить следующим. Первым духовником ее был прозорливый священник-старец о. Алексий Мечев. Она возрастала в его общине на Маросейке, которую после его смерти и возглавил его сын о. Сергий. Эта община представляла монастырь в миру. В ее жизни Маруся Соколова принимала активное участие, занималась реставрацией и иконописью. Какая-то удивительная атмосфера мирности и спокойствия царила в ее скромной квартире на втором этаже старого дома у Андрониевской площади. От Марии Николаевны уже тогда веяло духовной сосредоточенностью и трудолюбием, когда она склонялась над иконописными досками или рисунками, а когда занималась другими делами, казалось, что она любовно и скромно приходит из другого мира.

[38] Богословские труды. Сб. 23. 1981, сс. 3-74. Архиепископ Сергий сам был иконописцем, учился в Московской Духовной Академии, преподавал в ней, был епископом Новгородским, а последние годы проживал на покое в Лавре, продолжая заниматься иконописью. Его дед был ректором Академии.

[39] Кстати, следует следить и за четким произношением читаемых детьми молитв.

[40] В современных русских изданиях эта книга названа "Куда идешь". Автором она названа по-латыни "Qua vadis", поэтому название удачнее переводить на славянский, а не на русский язык.

[41] Прекрасный разбор творчества Н. С. Лескова дал критик Л. А. Аннинский в своей книге "Лесковское ожерелье". Не все в творчестве Н. С. Лескова равнозначно. Его следует давать детям с учетом их возраста и "религиозной прочности", а начинать с легенд и преданий о христианах первых веков, потом давать рассказы и повести о праведниках XVIII и XIX веков, в частности, "Инженеры-бессребренники", где описывается жизненный путь свт. Игнатия Брянчанинова и его товарищей, и роман-хронику "Соборяне". "Мелочи архиерейской жизни" и особенно рассказ "Полунощники" следует исключить или отложить до "церковно-религиозной зрелости". Полезно отметить, что о. Савелий Туберозов, главный герой "Соборян", обрисован автором не столько как священнослужитель, сколько как общественный деятель в рясе, могущий выступать с амвона. Точно так же светским видением описан святитель Игнатий. Однако оба произведения могут быть небезынтересны и полезны для подростков.

[42] Главы романа "Отверженные", посвященные епископу Мириэлю, могут быть использованы как пособие к курсу пастырского богословия в духовных учебных заведениях, "Соборян" Н. С. Лескова также очень полезно знать семинаристам.

[43] Творчеству Ф. М. Достоевского посвящена огромная литература. Отметим работы Д. С. Мережковского "Толстой и Достоевский", где дается яркий сравнительный анализ двух гигантов мировой литературы, В. В. Розанова "Легенда о Великом Инквизиторе", Н. С. Булгакова "Терновый венец". Памяти Ф. М. Достоевского (изд. автора, СПб., 1907, опублик. также в журн. "Свобода и культура", 1906, № 2, ее. 17-36). Выдающийся анализ религиозного значения творчества Ф. М. Достоевского дал С. И. Фудель в труде "Наследство Достоевского" - глубочайшем литературно-богословском исследовании.

[44] Следует воздерживаться от чтения Ги де Мопассана, не все приемлемо и в некоторых произведениях А. И. Куприна, И. А. Бунина и практически всех авторов современных "бульварных романов".

[45] Цит. по книге Н. Е. Пестова "Пути к совершенной радости", ч. 9.

[46] Особо следует выделить труды В. О. Ключевского (1841-1911). Каждый должен знать его "Курс русской истории", который учит не только истории, но и нравственности и хорошему русскому языку, - недаром автор был избран академиком изящной словесности. Ключевский был профессором Московского университета и Духовной Академии, и ряд его работ полезен для культурного и религиозно-нравственного развития.

[47] К ним можно причислить книги из серии "Жизнь замечательных людей"; некоторые из них - научно-популярные работы, другие - романизированные биографии. Отметим книгу о Фарадее "Загадка магнита" Н. Д. Шаховской и М. Н. Шика. Написанная с удивительной ясностью и любовью, она принадлежит перу некогда известного московского священника о. Михаила Шика, расстрелянного в 1937 г., и его жены Наталии Димитриевны, матери пятерых детей, которая написала еще несколько книг ("Последнее путешествие капитана Скотта", книга о В. Короленко и др.); в довоенные годы ими зачитывались мальчишки.

[48] Бахметева А. Н. Рассказы из истории христианской церкви. От I-го века до половины ХI-го. Чтение для детей старшего возраста. СПб., 1883, т. 1, с. 3, переиздано Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем в 1994 г. Следует отметить, что практически в литературе почти нет хороших духовно написанных книг об истории Церкви, о преемственности и стяжании Духа Святого в разных исторических обстоятельствах. С этих позиций для взрослого читателя большой интерес представляют "Очерки по истории церкви" о. Сергия Мансурова (Богословские труды. Сб. 6, 7. 1971).

[49] Скотт, Джемс. Ледниковый щит и люди на нем. 1959.

[50] Амундсен Р. Северо-Западный проход. Плавание на судне "Иоа" // Сочинения. Т. I. М., 1939, с. 435.

[51] Из географических-приключенческих книг можно особо рекомендовать сочинения Владимира Клавдиевича Арсеньева - путешественника, географа, этнографа, писателя. По мнению Горького, он соединил в себе таланты Джека Лондона, Фенимора Купера, Сеттон-Томпсона. В. К. Арсеньев оставил прекрасные художественные описания природы Дальнего Востока, жизни тайги и ее обитателей. Наиболее известная его книга, которую следует рекомендовать читать юношеству, - "Дерсу Узала", книга о человеческой красоте простого охотника. Заслуживает внимания "По уссурийскому краю", "В горах Сихотэ-Алиня", "Сквозь тайгу". Они выдержали много изданий. Рядом с "Дерсу Узала" можно поставить книгу о проводнике-шерпе, первым из людей взошедшем на Эверест, - "Тигр снегов".

[52] Его чудесная книга "Маленькие индейцы" в сокращенном детиздатовском переводе потеряла почти все свое обаяние. Родителям надо следить не только за названиями читаемых детьми книг, но и за качеством их изданий. Очень многие прекрасные книги знаменитых авторов совершенно изуродованы издательскими чиновниками.

[53] Выдающийся естествоиспытатель и писательница - защитник животного мира Джой Адамсон в начале 1980 г. была убита в Кении браконьерами, а спустя девять лет от руки браконьеров погиб ее муж - Джордж Адамсон.

[54] Н. И. Пирогову посвящена огромная научная и популярная беллетристическая литература (см. ЖЗЛ). Ему посвящен рассказ А. И. Куприна "Добрый доктор". Перу самого Н. И. Пирогова принадлежат, кроме научных специальных, работы, посвященные воспитанию ("Вопросы жизни" и др.).

[55] Описанию жизни врачей и ученых медиков посвятил себя талантливый французский писатель Поль де Крюи, многие книги которого переведены на русский язык.

[56] Ключевский В. О. Добрые люди древней Руси; Он же. Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства. Речь на собрании Московской Духовной Академии в память Преподобного Сергия Радонежского // Церковь и Россия. Париж, 1981.

[57] Кони А. Ф. Федор Петрович Гааз. Биографический очерк. Он неоднократно переиздавался как в журнальном варианте, так и отдельными книгами, (1897, 1903, 1904, 1911, 1914 гг.) с прекрасными иллюстрациями художницы Е. П. Самокиш-Судаковской (изд. 1904 г.) и, кроме того, приведен в собрании сочинений А. Ф. Кони (Т. 5. М., 1968, сс. 289-422).

[58] Фиалкин В. Святитель Иннокентий, Митрополит Московский, и его миссионерская деятельность // ЖМП. 1979, № 3, сс. 73-75; № 5, сс. 73-77: Архим. Евлогий (Смирнов). Жизнь и апостольские труды митрополита Иннокентия Вениаминова // ЖМП. 1975, № 2; 1977, № 12, сс. 3, 58-65. См. также ЖМП. 1949, № 7; 1965, № 1; Окладников А. П. От Анги до Уналашки: удивительная судьба Ивана Попова // Вопросы истории. 1976, № 6. Лингвистические исследования И. Вениаминова получили мировое признание. Его труды до сих пор используются языковедами. Память свт. Иннокентия празднуется 23. IX и 31. III (ст. стиль). Большая монография о свт. Иннокентии вышла в Америке.

[59] Книга "Митрополит Макарий (от рождения до служения в Чемале)" выдержала 3 издания. Были опубликованы также книги о русских миссионерах "Апостолы Алтая", "Лето на Алтае".

[60] Архиеп. Антоний (Мельников). Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай // Богословские труды. Сб. 14. 1975, сс. 5-61).

[61] Николай Николаевич Фиолетов - самый молодой участник Собора 1917 г., профессорствовал во многих учебных заведениях страны, увольнялся по религиозным убеждениям, неоднократно арестовывался, погиб в тюрьме (или лагере) в 1942 г.; основатель современной православной апологетики.

[62] Cм. Отец Алексей Мечев. Воспоминания С. С. Дурылина, о. Владимира, еп. Арсения, А. Ермолович и др. Paris, 1970; Московский батюшка. Воспоминания об отце Алексее Мечеве. М., 1994.

[63] В. Г. Белинского очень ценил И. С. Тургенев и другие деятели русской культуры. Одно время им увлекался Ф. М. Достоевский, впоследствии резко изменивший свое отношение. В. Г. Белинский, по собственному признанию друзьям, был болен маратовской любовию к человечеству, то есть готов был уничтожить две трети человечества, чтобы счастлива была одна треть.

[64] Григорьев А. А. Искусство и нравственность. М,, 1986.

[65] Толстой А. К. О литературе и искусстве. М., 1986, см. пп. 76, 74, 191.

[66] См. его работы: "Три речи в память Достоевского"; "Судьба Пушкина"; статьи о поэзии Я. П. Полонского, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого; "Буддийские настроения в поэзии". Небезынтересны его статьи для энциклопедического словаря, полны сарказма заметки о русских символистах (Собр. Соч., разные тома), "Судьба Пушкина" в сокращенном виде перепечатана в журнале "Юность", 1989, № 6, сс. 56-60.

[67] Ключевский В. О. Евгений Онегин и его предки // Сочинения. Т. VII. М., 1959, cc. 403-422; "Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1860 г. в день открытия памятника Пушкину" // Там же, cc. 145-152.

[68] Это, конечно, авторское восприятие, но довольно широко распространенное.

[69] Знаменный распев считается самой ранней формой древнерусского церковного пения, развившейся в системе византийского многогласия с учетом фонетики славянского языка. ^

[70] Оно нашло отражение и в храмовом строительстве Невской столицы.

[71] Мелихов Д. Е. (1899-1979) - один из создателей нового направления в медицине - социальной психиатрии и реабилитации больных, один из организаторов института трудовой экспертизы. Ему принадлежит незаконченный труд "Психиатрия и проблемы духовной жизни" (для священников и студентов Духовных Академий). Отдельные главы этой работы вошли в 8-й том "Настольной книги священнослужителя", посвященный пастырскому богословию. См. также журнал "Синапс" № 1, 1992 г.; № 2, 1992 г.

[72] В первоначальном смысле дискотека - собрание музыкальных дисков-пластинок. Сейчас "дискотекой" обычно называются молодежные музыкальные клубы, где танцуют под звуки прокручиваемых пластинок и магнитофонных лент с записями поп- и рок-музыки, нередко под аккомпанемент световых сполохов.
Закономерно, что по окончании дискотек часты драки, дебоши и т. д. Об этом свидетельствует пресса. С годами такие инциденты лишь учащаются. На дискотеках и после них в областных и районных населенных пунктах постоянно совершаются драки, а иногда и убийства.

[73] Разумеется, среди произведений рок- и поп-музыки попадаются вещи и мелодичные, и лиричные, но их мало, и поиск их требует значительных усилий и основательной подготовки. Сейчас радио, телевидение и эстрада заполнены почти без исключения самыми низкопробными образцами этого направления.

[74] Колыбельные песни, по наблюдениям автора, почти вышли из быта современной семьи. Знаменитый американский педиатр доктор Спок протестует против колыбельных песен, считая, что они вырабатывают ненужный и вредный условный рефлекс. Между тем с колыбельными песнями связано многое в поэзии материнства и младенчества. Музыкальные вкусы больше, чем какие-либо другие, закладываются в детстве и юношестве.

[75] Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 6.

Date: 2015-11-14; view: 265; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию