Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Закаливание без процедур. Как это.
Где и сколько у нас чувствительных нервных окончаний (на поверхности тела)? Оказалось, "холодовых" - 300 тысяч, а "тепловых" - 30 тысяч. (Кстати, на подошвах "холодовых" тоже в 6 раз больше, чем тепловых!) Почему? Зачем это Природа одарила нас таким количеством рецепторов к "холоду"? Она спасает всех животных таким же образом - зайцев, волков, медведей (всех, кто ходит "босиком" по снегу зимой). Я проверял у своих детей, какова температура подошвы и стопы с помощью электрического безынерционного термометра - он сразу дает показания. Оказалось, температура стопы и подошвы всегда равна температуре пола в помещении. Например, у нас она равна 20~C - соответственно такой же будет температура подошв.
"Холодно тебе?" - спрашивает наша бабушка Аню.
"Нет," - и побежала. А бабушка: "Она еще маленькая и не понимает, что у нее замерзли ножки." Тогда я спрашиваю старших своих ребят: "Холодно босиком?" - "Нет, не холодно, не чувствуем холода."
Оказывается, когда босые ноги холодны и вы так, босиком, ходите постоянно, то они не мерзнут, такого ощущения нет. Поэтому и пес бегает всю зиму "босиком", и у него лапы не мерзнут. Если, к примеру, измерять температуру подушечек его лап, то она тоже будет равна температуре почвы: на почве 12~C - у него на подушечках 12~C, на почве 5~C, и у него 5~C, а вот при минусовой температуре у него на подушечках всегда 0~C. При нуле не тает снег и лед и, значит, не мокнут лапы, и кровь при нуле не замерзает (она соленая), а нормально функционирует и "питает" лапы собачьи.
Смотрите, как разумна Природа. Так вот дайте же возможность работать этим самым терморегуляторам у вас и ваших детей.
Есть и такие терморегуляторные механизмы. Если вы долго купаетесь летом, кожа становится "гусиной" - это термоадаптивная реакция. А выйдете на берег - дрожите, зуб на зуб не попадает (вы потеряли много тепла, и не успели еще его "создать"). И начинаете прыгать - греться. То есть поддерживаете постоянную температуру внутри тела. К чему я веду. Реакции адаптивные надо поддерживать, чтобы они функционировали.
Когда ребенок не испытывает перепадов температуры (а мы привыкли постоянно держать его в тепле), у него все терморегулирующие реакции будут отмирать. Как результат: открытое окошко - и простуда.
Как мы поступали со своими детьми?
Во-первых, до всего доходили сами. Как бы все на ощупь шли. Сначала ребят только дома пускали босичком: все дошкольное детство (зимой и летом). При этом делал я следующее. Спит кто-то из них под одеялом, а я меряю там температуру: она 32-33~C - термокомфорт, блаженство. В этих условиях организм отдыхает, сердце очень медленно работает, потерь тепла нет, теплоотдачи нет. Утром (я специально записал этот случай, потому что удивил он меня) вскакивает шестилетняя Любашка, спускается (они у нас спят на втором этаже) вниз и - на улицу, потому что не было в доме теплой уборной. Прибегает: "Ой, как в доме тепло, хорошо!"
Я смотрю: она, как была в одних трусиках, так и на двор, а там минус 31~C (ну был такой день в Подмосковье). Понятно, думаю, почему ей "тепло, хорошо", хотя в комнатах около 20~C. А теперь смотрите, сколько температурных перепадов испытала Люба: комфорт под одеялом 32~C, в комнате 20~C, на улице минус 31~C. Значит, перепад составил 63~C. И это буквально за 2-3 мин. Вот это, очевидно, нормальный перепад, на который должен настроиться организм и работать в нем.
В медицинской литературе предлагают такой способ закаливания: нагрейте воду до 34~C, опустите в таз губку, "отожмите ее, выньте из-под одеяла обтираемую часть тела..." Так и написано, буквально почти цитирую, это из сочинений академика Студеникина, а я выучил наизусть. Смех да и только, когда "по частям" вынимают из-под одеяла ребенка. Но не в этом главное, а в другом. Цитирую дальше: "через 5-7 дней снизить температуру на один градус", т.е. вместо 34~C вода должна быть 33~C (!). В природе не бывает перепада температуры за неделю в 1~C. Не найдешь такого явления. Вот описанный выше случай с Любой от плюс 32~C до минус 31~C - есть!
А теперь вопрос: что это - закаливание? И что будет с вашим ребенком, если следовать советам академика Студеникина?
Ну... когда-нибудь над этим вопросом, надеюсь, задумаются. А сейчас все и все принимают на веру, друг у друга переписывают "советы" эти по закаливанию. Только один врач пишет, что через три дня следует снижать температуру воды на 1~C, другой - через четыре дня, третий - через неделю, а все, как говорится, хрен редьки не слаще. Никакой закалки, конечно, тут не будет.
Очень часто меня спрашивают: как же так случается - вот закаливали ребенка, а он вдруг заболел? Дело в том, что болезнь может быть связана с совершенно другими факторами: с тем, как ваш сын или дочь одеты, как двигаются, как вы их кормите. Есть, на мой взгляд, и чисто "психологический секрет": ваше родительское убеждение в том, что он болен и насколько сильно.
Так же дело обстоит и с пребыванием в яслях и детских садах и частыми болезнями детишек, их посещающих. И дело, оказывается, не в системе закаливания, а совершенно в другом. Необходимо только внимательней относиться к своим детям.
Одна моя знакомая, врач, рассказала такой случай. Вызывают ее к второкласснику, мальчику 8 лет. Каждый день у него перед уходом в школу температура поднимается до 38,3-38,5~C. А по всем симптомам совершенно здоров парень. Но врач нашлась и предложила: "А может, отправить его на неделю к бабушке? Но, мама, вы чтобы туда ни шагу всю неделю". (Бабушка через два квартала жила.) Пока мальчик у бабушки находился, никакого повышения температуры не было, и со школой все в порядке. Вернулся домой, в первый же день температура подскочила до 38,3~C перед уходом в школу. Причина? Мама со страхом ждала этой температуры! Этого оказалось достаточно, чтобы у мальчика по утрам подскакивала температура.
А теперь вернемся к проблеме закаливания. Весь первый год старайтесь держать малыша в основном в одних трусишках. Ну, рубашонку наденьте. Но ножки должны быть босыми все время - и днем, и ночью. А после года, когда ваш ребенок пойдет, на мой взгляд, ни одна закаливающая процедура рядом с хождением босиком поставлена быть не может по силе воздействия. Знаете почему? Из-за продолжительности и постоянства. Закаливающая процедура длится 5-20 мин, и перестройка организма будет пустяковой, а здесь, когда малыш целый день ходит босиком, длительность и постоянность сыграют положительную роль.
И еще одно. Вопрос укрепления иммунитета ребенка. Тем, что вы позволяете работать терморегуляторным механизмам вашего малыша - от комфортного состояния под одеялом, комнатной температуры и выскакивания на улицу или балкон, - вы заставляете его ощущать этот перепад. Где-то я прочитал, что результаты закаливания ребенка держатся всего-навсего 5-7 дней. Если вы через 5 дней начнете его кутать, - все к черту. Вся его закалка, и все ваши завоевания полетят в тартарары.
Ко мне не раз обращались с вопросом: "Если ребенок болеет, нужно ли прекращать закаливание по вашему методу?" Для начала расскажу об одном эксперименте. В Воронеже группе из 15 студентов предложили в течение 10 дней в определенном месте и в обусловленное время (был подписан договор, всех ждало вознаграждение) стоять на холодном бетонном полу босиком по 15 минут. В первый же день некоторые сопатили. На другой день все поголовно пришли с насморком. А их приводят опять в подвал и говорят: "Разувайтесь!" - "Да вы что! Мы же больные все! Нам же нельзя!" - "Нет, ребята. Эксперимент. Разувайтесь! Договор подписали?" - "Подписали". - "Разувайтесь!" И так каждый день. На четвертый день один из них сказал: "А у меня все прошло - не чихаю и не кашляю..." На девятый день у последнего насморк как рукой сняло. Вы понимаете? Произошла перестройка организма, его адаптация к новым условиям. Этот эксперимент лишь подтвердил мои мысли.
Я уже говорил ранее о питании на первом году жизни младенца. О рекомендациях врачей докармливать малыша при недостатке грудного молока. Эти советы их неубедительны. Мало молока - все равно не соглашайтесь, если хотите сохранить ребенку здоровье. Добавки смесей угнетают бифидусфлору (микрофлору кишечника), и у ребенка ухудшится пищеварение, будет пучить животик, а тут слезы, капризы, разом все прочие неприятности.
Сколько же времени следует держать малыша на грудном молоке? Французские специалисты считают, не менее трех месяцев, профессор Аршавский - не менее шести. Но есть и такое мнение - не менее девяти месяцев (плюс вода). Я же утверждаю (и уже говорил об этом) - до первого зуба. Первый зуб - это сигнал, что молока не хватает. А природа "выпустила" зуб, чтобы что-то еще добавить в рацион малыша. Он уже сможет скоблить, кусать. Пожалуйста, давайте ребенку смеси, пюре - все, что угодно, они ему не повредят! Но помните: надо давать работу только что прорезавшемуся зубу. Как говорят в в народе, "давать на зубок" (и сухарик, и яблочко, и морковку).
Когда нашей внучке было месяцев десять, она "вспарывала" пальчиком кожуру банана (по длинному волокну), потом доставала оттуда мякоть и ела. Так вот ребенок в десять месяцев может сам добывать себе пищу! А Анюта в восемь месяцев обкусывала маленькое яблочко, еще зеленое, крепкое-крепкое. Она вонзала два своих зуба в яблоко, оттуда сок кислый брызжет, ей приятно. И это совершенно нормально. Так и должно быть. А бабушка в крик: "Брось, брось эту гадость!" Ну что будешь делать с бабушкой? Она не понимает, что Надюша не только себе витамины добывает из этого яблочка (там чистая аскорбиновая кислота), но и делает себе своеобразную иммунную прививку, потому что взяла яблочко прямо с земли, где бактерий всяких сколько угодно.
Мне бы хотелось рассказать о проблеме диатезов и аллергий. А она связана с питанием малыша на первом году жизни. Сейчас у многих детей на все аллергическая реакция: на апельсины, на шоколад, на запахи, на пыль... На что только нет аллергий. И больше всего на пищевые продукты. Вы не хотите мучиться от этой ерунды, делайте реальное дело: не лишайте новорожденного молозива, кормите как можно дольше грудным молоком.
Вам, наверное, никогда не доводилось заглядывать в рекомендации медперсоналу родильного дома? Есть там такой пункт #18: "Искусственников, склонных к аллергиям, в 10 раз больше, чем естественников". Вот и весь секрет. Если хотите, чтобы ребенок у вас с аллергиями и диатезами не знался, мамы, кормите его сами. Как только начнете докармливать смесями, откроете дорогу этим недугам. А они, естественно, тормозят физическое развитие ребенка, да и не только физическое - умственное, как теперь принято говорить, интеллектуальное...
ЕЩЕ О ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ... И ЗДОРОВЫХ ЗУБАХ Как же малыша научить двигаться? Это традиционный вопрос. И не только вопрос. Это наипервейшая задача, которую должны решать папа и мама. У нас почему-то в основном все сводится к следующему: напоить, накормить, перепеленать, уложить спать по часам и т.д. А про физическое развитие забывают! Забывают не только папы-мамы, но и врачи. Если вдуматься в своеобразную формулу древних греков "если хочешь быть здоровым - бегай, хочешь быть умным - бегай, хочешь быть красивым - бегай", значит, следует с первых дней включать в работу все отпущенные малышу природой рефлексы. Вот они-то (а я уже основные описал ранее) и составят двигательный багаж ребенка, дадут ему возможность расти и физически, и духовно полноценно.
Я все время возвращаюсь к теме питания... и проблеме здоровых зубов.
Мы познакомились с эстонцем Ээро Раннаком, преподавателем Тартуского университета. Приехал он к нам. Одним словом, европеец - с иголочки одет, при галстуке. Лена, моя жена, в ужасе: "У меня на ужин картошка в мундире да селедка. Как я его буду кормить?.." А он сел за стол и говорит: "Это самая хорошая, здоровая пища..." Оказывается, в Швейцарии была деревушка, (*) заброшенная ко в горах, практически никакого технического прогресса. Жители ее питались только тем, что сами производили. И у всех были здоровые зубы. После второй мировой войны туда проложили шоссе, построили всевозможные магазины. А в них, конечно же, белая мука, кондитерские изделия и прочие продукты пищевой промышленности. А через полтора года туда поехал работать первый дантист.
Мы все с испорченными зубами, считает Ээро, потому что потребляем очень много продуктов, прошедших сугубо ромышленную обработку (она лишила их многих ценных качеств). И я с ним полностью согласен. И называю продукты рафинированными. Мы едим, на мой взгляд, "нездоровый" хлеб. Во все времена люди брали зерно, обрабатывали его на мельнице и пекли лепешки, полноценный хлеб. Все шло в дело: и оболочка, и зародыш. В общем все, что сейчас называется отрубями. А сегодня принцип иной: чем лучше отсеем, тем лучше мука. Да, она действительно белее, вкуснее, но неполноценна. Дома у нас на столе только черный хлеб. Я же - приверженец "докторского" хлеба. Правда, мечтаю, что когда-нибудь будет у нас в продаже хлеб из муки цельного помола.
Очень часто привозят к чаю в дом, чтобы доставить ребятишкам удовольствие, торты, печенье, конфеты, шоколад. Я же считаю, что намного полезнее фрукты, орехи, сухофрукты. А орехи с изюмом - это ж исключительно вкусно, ничуть по вкусу не хуже шоколада, да и здоровее во сто крат...
Ну и, конечно, самый рафинированный продукт - саар. Он вкусный, калорийный, сладкий. Знаете, почему? Его же не надо переваривать: он усваивается организмом сразу. На нем вся кондитерская пртмышленность строится. Все, что она производит, нездорово. Кондитерские изделия - враг #1 для детских зубов. А мы относились к этому несерьезно.
Так вот, Ээро Раннак говорил нам с Леной, что чистка зубов - это косметическая мера, и для их здоровья ничего не дает. Им прежде всего нужна работа, а у нас почему-то пищевая промышленность все продукты для детей выпускает в перетертом виде. Как только появляется первый зуб - ему сразу надо давать работу, я уже говорил об этом чуть раньше.
Раннак советует, во-первых, употреблять как можно меньше рафинированных продуктов, во-вторых, как ни странно, вводить в детское меню рыбные консервы:
(*) Это я его рассказ привожу.
оказывается, мелкие рыбные косточки (обработанные) очень нужны для зубов, в-третьих, добавки костной муки в каши, пюре, супы и т.п. Мы как только стали добавлять по пол-ложечки этой муки в кашу, знаете, совсем перестали ходить к зубным врачам.
Ну а теперь вернемся к вопросу о гигиенических навыках. Я вам уже говорил о том, что цивилизованные дети "предпочитают" мокрые пеленки и штанишки, а нецивилизованные почему-то всегда чистенькие и сухие. У цивилизованных есть еще один минус. Я о нем вспоминаю, когда вижу очередь за туалетной бумагой. А дело вот в чем. Если мама ребенка не перекармливает, то у него стул "колбаской" и туалетная бумага не нужна. А если он запоносил, тут могут быть только две причины: или перекормлен, или у него расстройство желудка. Обычно же для маленького ребенка туалетная бумага не нужна - это должно быть нормой.
Да, при перекармливании у малышей всегда белый язык. Это значит, что с желудочком неважно и надо денек-другой подержать ребенка на водичке - пока не сойдет белый налет на язычке. День-два малыш легко голодает.
ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ...
Когда же малыш должен взять в руку ложку? В полгода, в год?.. У нас в семье дети делали это позже. Хочу обратить ваше внимание вот на что: если вы вовремя не проследите за тем, когда малыш потянется к ложке, то он может впоследствии держать ее неправильно или вообще больше не взять. Если же ребенок совершил такую попытку - ложка его заинтересовала, научите его есть по всем правилам. Для этого вложите ложку ему в ручку и держите с ней в своей руке, как бы подстраховывая и одновременно вырабатывая необходимый навык.
Пусть вам не покажется парадоксальным такой пример. В спецшколах для слепоглухонемых детей учат есть так же: учитель берет руку ребенка с вложенной в нее ложкой в свою и отрабатывает все движения до автоматизма. То есть повторяет их до тех пор, пока не ощутит, что ребенок сам потянул ложку ко рту, - вот он, навык!
Вам же прежде всего нужно запастись терпением: малыш с самого начала должен брать ложку только правильно. При этом ему должно быть удобно. И если все пойдет как по маслу, месяцев в 13-14 ребенок будет уверенно держать ложку сам.
А теперь перейдем к сути "интеллектуальных" вопросов. Однажды мне задали вот такой вопрос: "Можно ли учить читать ребенка, если ему еще нет годика?" Я знал одну маму, которая прикрепила к колясочке вначале букву "А", затем другие гласные, и постоянно произносила их вслух. Целую неделю играла с малышкой в буквы. Потом игру забыли на год, а когда девочке исполнилось полтора годика, она стала активно интересоваться всякими знаками, цифрами, буквами... и начала читать в два года два месяца. У нас в семье такого не было. Кто ж знал, что игра может вызвать у ребенка в шесть месяцев интерес, а потом дать такой результат?
Еще слышал, что один папа дома ко всем предметам приделывал таблички: стоит стул, а на нем бирочка со словом "стул", на столе - "стол" и т.д. Вот мы сейчас ждем еще одного внука или внучку, так вот я попробую такие таблички развешать. Посмотрим, что выйдет...
Обучение малышей иностранным языкам. По этой теме вопросы задаются постоянно. Скольким сразу? Лучше раньше - с года-двух или позже? Я знаю, что в Швейцарии в деревнях, где живут немцы, итальянцы и французы, дети говорят на трех языках. В школе ООН преподавание ведется на французском языке, хотя дети живут в США, где официальный язык английский, а с папой и мамой они разговаривают на родном языке. Например, по-русски. И из 560 учеников этой школы нет знающих менее трех языков, потому что каждый ребенок знает столько языков, сколько требует от него жизнь и языковая среда.
Вы, наверное, слышали о всевозможных способах изучения иностранных языков, знаете о методе "полного погружения"? Сколько нужно времени, чтобы изучить иностранный язык? Оказывается, что в Америке уже сейчас функционирует такой институт: приходит туда, допустим, американка и говорит: "Я через три недели еду в Советский Союз. Мне надо выучить русский". Ей отвечают: "Вполне реально". На следующий день ее встречает в вестибюле русский эмигрант и говорит только по-русски: "Мы с вами начинаем изучать русский язык. Это книга - повторите..." И ни слова на ее родном языке. Затем часа через три он передает ее другому преподавателю, и тот говорит исключительно по-русски: "Давайте пообедаем", ведет ее в столовую. Выбирает русские блюда. После обеда идут в парк, а там новый педагог... Это своеобразные уроки каждый день с утра до вечера. И так неделю. На восьмой-девятый день на вопрос: "Ну как ваши успехи?" отвечает по-русски: "Ничего, я уже разговариваю". Может быть, такой опыт пригодится вам в обучении ваших малышей языкам?..
...Теперь хочу вернуться опять к теме физического развития детей.
У нас с Леной Алексеевной возникало много проблем с медиками и бабушками по поводу физического развития наших ребят. "Нельзя все время держать ребенка голым. У него произойдут необратимые физиологические изменения"; "Вообще все, что вы делаете с детьми, - опасно". А чем кончится, они не могли ответить и не знали. Были и комиссии. Одна, помню, приехала в 1965 г., старшему было уже пять лет, говорят: "Все дети у вас отстают по росту и массе тела, и развитие у них ниже среднего". Почему-то у них физическое развитие - это только рост и масса тела? "Видимо, они у вас так и останутся карликами - не хватит энергии на рост", - вот такое дали заключение. Я стал такие "прогнозы" записывать. Например, предсказывает бабушка Евдокия Александровна: "Будет ревматизм", а вот профессор Коларова-Бирюкова: "Нельзя детей подвешивать!" (я тогда сделал Оле турничок - 80 см от пола, сделал лесенку с шагом 250 мм, повесил колечки). "Будет воспаление суставных сумок, которое трудно лечить, а также тендовагиниты..." - я и это записал. "Девочкам нельзя спрыгивать! Нельзя носить тяжести! Девочки у вас пропадут, - жди болезней гинекологических". Исписал я таких предсказаний три тетрадки. А дети выросли, старшие обзавелись собственными семьями, а мы внуками, ждем десятого.
Остались ли они маленькими? Старший "карлик" ростом 178 см, младший - 182 см... При массе тела 60 кг он поднимает, отрывает от пола 180 кг. Нет, сто двадцать наша 12-летняя Любочка отрывала. А Антон отрывает 220 кг. Столько же отрывает и Иван. А за тяжести ругали нас нещадно. У нас были такие мешочки (от 1 до 20 кг) - Лена сама сшила, мы наполняли их галькой, и ребята их вовсю таскали. Хочу дать пояснения относительно того, стоит ли девочкам поднимать тяжести. Мы с женой их не заставляли: они сами поднимали столько, сколько могли, - на пределе, предписанном им Природой. И выросли абсолютно здоровыми. Вот у Оленьки две дочки растут. Для первого раза у нее очень хорошо прошли роды - за 3,5-4 часа, а у первородящих обычно, бывает, почти сутки тянутся. В общем, теперь, когда многие опасения медиков не оправдались, видим, мы были во многом правы.
Date: 2015-11-13; view: 245; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|