Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Народное декоративно-прикладное искусство – детям

 

«Характер образов и мотивов народного декоративного искус­ства неразрывно связан со свойственными ему задачами преобра­жения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает спо­собностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы.

Творцы народного искусства были связаны с природой. Она давала им необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых ис­пользовались затем в творчестве. Близость народного искусства с природой определяет радостный, оптимистический характер его произведении.

К наиболее ярким особенностям народного прикладного искус­ства прошлого следует отнести необыкновенно меткие, продуман­ные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного с большой выразительностью, причем форма, в которую вкла­дывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лако­нична. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главно­му, которое выявляется особенно четко. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия.

Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания отличают произ­ведения народного мастера, делают их необыкновенно привлека­тельными.

Исследователь русского народного прикладного искусства М. Н. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искус­стве народных мастеров четко выделяются два вида изображе­ний— сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображе­ний следует прежде всего отметить изображения животных и птиц. Часто эти образы имели символическое значение. Лев, барс и орел символизировали силу, власть, сокол олицетворял собой смелость и отвагу, изображение молодой девушки олицетворяло весну и т. д. Помимо символических образов, большое распро­странение получили и сказочные образы: птица сирин, китоврас— получеловек-полузверь, единорог—конь с рогом во лбу, крыла­тый зверь гриф и др. Созданные народной фантазией, они встре­чаются во всех видах народного искусства на протяжении многих веков. Имея в основе образы живой природы, эти изображения в то же время сохраняли черты традиционной условности.

Большого развития в народном прикладном искусстве прош­лого достигает орнамент. Он состоит главным образом из много­образных растительных форм, в которые нередко включаются изо­бражения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность различных предметов и изделий, орнамент почти не оставляет, как правило, фона. На­ряду с растительным орнаментом встречается и геометрический. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кру­гов, ромбов, розеток, звезд, переплетающихся между собой в раз­нообразных вариантах, распространяются во всех видах народного прикладного искусства. Следует подчеркнуть, что отдельные эле­менты геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от славян-язычников,

 

Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что про­является не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного вре­мени наиболее характерных образов, форм и мотивов. Благодаря свойственной народному искусству способности хранить и разви­вать свои наиболее ценные достижения оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие, ставшее основой для раз­вития современного декоративно-прикладного искусства. Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста. Советские педагоги А. П. Усова, Н. П. Са-кулина, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. М. Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народ­ного творчества пробуждает в детях первые яркие образные пред­ставления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию пат­риотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.


 

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорча­тость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот харак­терные особенности произведений народного прикладного искус­ства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и по­ниманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах.

Образы фантастических птиц, зверей и растений, изображен­ных на тканях, пряничных досках, в росписях прялок, восприни­маются детьми прежде всего как сказочные, и вместе с тем они узнают в них знакомых им в жизни птиц и растения, потому что в народном искусстве «изображение домашних животных, птиц, зверей и растений, бытовых сцен приобретало особую значитель­ность и одухотворенность, а фантастические образы не лишались правдоподобия. Даже зрительное воплощение вещей птицы сирина, русалки «Берегини», единорога «лютого зверя», грифа мастер строил из сочетаний близких и понятных ему фигур человека, птиц, зверей, рыб».

Народное искусство поэтизирует жизнь. Образы живой при­роды народные мастера нередко используют в создании особой выразительной формы бытовых предметов, в их украшении.

М. В. Алпатов отмечает: «В ставшем классическим русском деревянном ковше «скопкаре» легко узнается плывущая по воде птица, железный светец для лучины напоминает растения на тонком, длинном стебле, кровли кончаются коньком» '. Но это не натуралистичное, бесстрастное копирование природы. Народные мастера, тонко чувствуя и понимая природу, создавали свой соб­ственный образный, поэтический мир, где тесно переплетались сказочные образы и образы, подмеченные художником в жизни, фантазия и традиционные приемы воплощения замыслов. Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стре­мительным глиняным конем, разметавшим по ветру свою гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, со сверкающей поливой кера­мики может явиться для детей благодатным материалом, разви­вающим их фантазию.

В народном искусстве выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. В нем отсутствует иллюзорность и дробность в компози­ционных решениях. Объемная форма, изобразительное решение передается просто, лаконично, лишь главными, существенными признаками.

Образцы народного творчества способствуют развитию в де­тях умения декоративно работать с цветом, в создании изделий из глины исходить от целого, добиваясь лаконичными средствами остроты пластического решения, обогащают графическую вырази­тельность детских работ.

Народном у прикладному искусству присуще единство эстети­ческого и утилитарного (практического использования}. Созданию вещи подчинены все выразительные средства: форма предмета, материал, из которого он выполнен, орнамент, цвето­вое решение.

 

Стол или стульчик, украшенные хохломской росписью, ткань с незатейливым узором орнамента, конь-качалка с рисунком Горо­децкой росписи — все эти вещи, не переставая служить своему практическому назначению, в доступной форме могут рассказать детям о пластической форме изделия, красочном решении росписи, технических приемах декорирования этих изделий. Простые и яс­ные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство.

художественного языка народного искусства. Природа постав­ляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лен, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий они достигали высокого художественного уровня и техни­ческого совершенства.

Выявление природной красоты материала, умение извлечь наи­больший декоративный эффект нередко при этом сочетались с не­сложными, чисто техническими приемами: нанесения ямок, штри­хов и звездочек особым штампиком, использования равномерно чередующихся переплетений полос или нитей. Являясь одним из важных источников художественной выразительности изделий на­родного искусства, техническая простота этих приемов представ­ляет особый интерес в связи с ознакомлением детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно для детей дошкольного возраста и может внести определенную новиз­ну в творчество детей, сделать его более интересным и увлека­тельным.

 

Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н. П. Сакулина отмечает: «Детям дошколь­ного возраста близки и понятны многие работы мастеров декора­тивной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечни­ка. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем боль­шие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством». Выступая на совещании по игрушке, Е. А. Флерина говорила: Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, перво­сортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденци­озности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, прямо и просто учит его творчеству и труду»2.,, Воспитательное значение народного искусства неоднократно отмечалось А. П. Усовой.


Особенности эстетического восприятия детьми 5 — 7 лет образцов народного декоративно-прикладного искусства

 

Детское эстетическое восприятие изобразительных, пластиче­ских признаков и фактурных свойств материалов, характеризую­щих образцы народного прикладного искусства, сравнительно мало изучено.

Поэтому необходимо понять, как оценивают дети образцы народного прикладного искусства, каким из них они отдают пред­почтение: обладающим декоративностью и художественной выра­зительностью в трактовке образов или натуралистичностью изоб­ражения, какой изобразительный прием предпочитают дети: живо­писный (решение от цветового пятна) или графический (контур­ный, линейный прием изображения). Ответы на эти вопросы по­зволяют определить принципы отбора народных образцов, которые могут быть использованы в творческой работе с детьми.

Многочисленные наблюдения, проведенные по восприятию деть­ми произведений народного прикладного искусства, беседы с ними позволяют сказать, что дети проявляют живой интерес к предме­там народного творчества.

При выборе различных ковриков, из­готовленных народными умельцами, они отдают предпочтение тем образцам, которые отличаются образной художественной вырази­тельностью и красивой фактурой, отклоняют натуралистичность в трактовке животных, растений или цветов. Из керамических из­делий дети выбирают, как правило, образцы, отмеченные фанта­стичностью образов: причудливые сосуды в виде птиц, созданные народными мастерами керамики из Скопина Рязанской области, скульптурные изображения коней, птиц и животных в вятской (дымковской), каргопольской или филимоновской глиняной рас­писной игрушке, простые формы гончарной посуды — и остаются равнодушными к вычурным стилизованным формам керамики.

-Яркое впечатление производят на детей красочные кистевые росписи по дереву в произведениях народных мастеров Городец­кой и хохломской росписи, узоры из цветов, растений и птиц на северных прялках, насыщенные по цвету, декоративныё жостовские подносы, семеновская расписная матрешка.

-Из произведений народного прикладного искусства, где основу образной художест­венной выразительности составляет графическое решение, дети с интересом рассматривают резьбу на пряничных досках, на которых можно увидеть и сказочную птицу, и выразительных по пластике рыб с причудливыми хвостами, и корабль, плывущий по волнам, и даже паровоз со смешной, неуклюжей трубой, дым из которой искусно превращен в орнамент.

-Веселые улыбки и симпатию вызывают у детей изделия бого­родских резчиков: медведи, которые могут и дома строить, и ка­таться на велосипедах, и даже летать в космос, птицы и олени, украшенные знаменитой богородской порезкой.

Все эти образцы народного искусства можно показать детям на занятиях, познакомить с ними на выставках изделий народных мастеров.

В качестве дополнительного материала, знакомящего детей с названными произведениями народного прикладного искусства, могут быть подборки цветных диапозитивов о творчестве народ­ных мастеров'.

Рекомендуем использовать в беседах с детьми о народном ис­кусстве, в занятиях по изобразительной деятельности цветные таб­лицы альбома «Русское народное декоративно-прикладное искус­ство в детском саду»2.


 

 

При знакомстве детей с произведениями народного приклад­ного искусства перед воспитателем встает вопрос, в какой мере доступна детям обобщенность и условность образов народного искусства, как воспринимают они ее.

Показательно, что декоративность цвета, плоскостной харак­тер в решении композиции росписи, обобщенность в создании скульптурных форм воспринимаются детьми как образы им близ­кие и понятные.

Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов народных произведений прикладного искус­ства, отвергая, как правило, натуралистичные и перегруженные декором образцы. Некоторые дети предпочитают натуралистично решенные образцы. Выбор этих образцов объясняется, однако, не эстетическими показателями восприятия, а скорее реалистич­ным отношением ребенка к жизни, когда свою симпатию к знако­мому и любимому образу животного («Я люблю оленей», «Люблю курочку», «Лошадку люблю больше») ребенок непосредственно переносит и па изображение этого животного в коврике, скульп­туре, что заслоняет при этом объективные художественные сторо­ны произведения (цвет, ритм, фактуру материала и т. д.).

 

Но, какими бы высокими художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие на детей во мно­гом будет зависеть от педагога, от того, как сумеет он раскрыть перед ними образную, красочную н поэтическую выразительность произведений народного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству.


<== предыдущая | следующая ==>
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выделим некоторые общие ценностные ориентиры | 

Date: 2015-11-13; view: 1456; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию