Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Народное декоративно-прикладное искусство – детям
«Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Творцы народного искусства были связаны с природой. Она давала им необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых использовались затем в творчестве. Близость народного искусства с природой определяет радостный, оптимистический характер его произведении. К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства прошлого следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного с большой выразительностью, причем форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия. Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными. Исследователь русского народного прикладного искусства М. Н. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искусстве народных мастеров четко выделяются два вида изображений— сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений следует прежде всего отметить изображения животных и птиц. Часто эти образы имели символическое значение. Лев, барс и орел символизировали силу, власть, сокол олицетворял собой смелость и отвагу, изображение молодой девушки олицетворяло весну и т. д. Помимо символических образов, большое распространение получили и сказочные образы: птица сирин, китоврас— получеловек-полузверь, единорог—конь с рогом во лбу, крылатый зверь гриф и др. Созданные народной фантазией, они встречаются во всех видах народного искусства на протяжении многих веков. Имея в основе образы живой природы, эти изображения в то же время сохраняли черты традиционной условности. Большого развития в народном прикладном искусстве прошлого достигает орнамент. Он состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность различных предметов и изделий, орнамент почти не оставляет, как правило, фона. Наряду с растительным орнаментом встречается и геометрический. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающихся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах народного прикладного искусства. Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от славян-язычников,
Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм и мотивов. Благодаря свойственной народному искусству способности хранить и развивать свои наиболее ценные достижения оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие, ставшее основой для развития современного декоративно-прикладного искусства. Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста. Советские педагоги А. П. Усова, Н. П. Са-кулина, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. М. Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах. Образы фантастических птиц, зверей и растений, изображенных на тканях, пряничных досках, в росписях прялок, воспринимаются детьми прежде всего как сказочные, и вместе с тем они узнают в них знакомых им в жизни птиц и растения, потому что в народном искусстве «изображение домашних животных, птиц, зверей и растений, бытовых сцен приобретало особую значительность и одухотворенность, а фантастические образы не лишались правдоподобия. Даже зрительное воплощение вещей птицы сирина, русалки «Берегини», единорога «лютого зверя», грифа мастер строил из сочетаний близких и понятных ему фигур человека, птиц, зверей, рыб». Народное искусство поэтизирует жизнь. Образы живой природы народные мастера нередко используют в создании особой выразительной формы бытовых предметов, в их украшении. М. В. Алпатов отмечает: «В ставшем классическим русском деревянном ковше «скопкаре» легко узнается плывущая по воде птица, железный светец для лучины напоминает растения на тонком, длинном стебле, кровли кончаются коньком» '. Но это не натуралистичное, бесстрастное копирование природы. Народные мастера, тонко чувствуя и понимая природу, создавали свой собственный образный, поэтический мир, где тесно переплетались сказочные образы и образы, подмеченные художником в жизни, фантазия и традиционные приемы воплощения замыслов. Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стремительным глиняным конем, разметавшим по ветру свою гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, со сверкающей поливой керамики может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию. В народном искусстве выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. В нем отсутствует иллюзорность и дробность в композиционных решениях. Объемная форма, изобразительное решение передается просто, лаконично, лишь главными, существенными признаками. Образцы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом, в создании изделий из глины исходить от целого, добиваясь лаконичными средствами остроты пластического решения, обогащают графическую выразительность детских работ. Народном у прикладному искусству присуще единство эстетического и утилитарного (практического использования}. Созданию вещи подчинены все выразительные средства: форма предмета, материал, из которого он выполнен, орнамент, цветовое решение.
Стол или стульчик, украшенные хохломской росписью, ткань с незатейливым узором орнамента, конь-качалка с рисунком Городецкой росписи — все эти вещи, не переставая служить своему практическому назначению, в доступной форме могут рассказать детям о пластической форме изделия, красочном решении росписи, технических приемах декорирования этих изделий. Простые и ясные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство. художественного языка народного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лен, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства. Выявление природной красоты материала, умение извлечь наибольший декоративный эффект нередко при этом сочетались с несложными, чисто техническими приемами: нанесения ямок, штрихов и звездочек особым штампиком, использования равномерно чередующихся переплетений полос или нитей. Являясь одним из важных источников художественной выразительности изделий народного искусства, техническая простота этих приемов представляет особый интерес в связи с ознакомлением детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно для детей дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н. П. Сакулина отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством». Выступая на совещании по игрушке, Е. А. Флерина говорила: Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, прямо и просто учит его творчеству и труду»2.,, Воспитательное значение народного искусства неоднократно отмечалось А. П. Усовой. Особенности эстетического восприятия детьми 5 — 7 лет образцов народного декоративно-прикладного искусства
Детское эстетическое восприятие изобразительных, пластических признаков и фактурных свойств материалов, характеризующих образцы народного прикладного искусства, сравнительно мало изучено. Поэтому необходимо понять, как оценивают дети образцы народного прикладного искусства, каким из них они отдают предпочтение: обладающим декоративностью и художественной выразительностью в трактовке образов или натуралистичностью изображения, какой изобразительный прием предпочитают дети: живописный (решение от цветового пятна) или графический (контурный, линейный прием изображения). Ответы на эти вопросы позволяют определить принципы отбора народных образцов, которые могут быть использованы в творческой работе с детьми. Многочисленные наблюдения, проведенные по восприятию детьми произведений народного прикладного искусства, беседы с ними позволяют сказать, что дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. При выборе различных ковриков, изготовленных народными умельцами, они отдают предпочтение тем образцам, которые отличаются образной художественной выразительностью и красивой фактурой, отклоняют натуралистичность в трактовке животных, растений или цветов. Из керамических изделий дети выбирают, как правило, образцы, отмеченные фантастичностью образов: причудливые сосуды в виде птиц, созданные народными мастерами керамики из Скопина Рязанской области, скульптурные изображения коней, птиц и животных в вятской (дымковской), каргопольской или филимоновской глиняной расписной игрушке, простые формы гончарной посуды — и остаются равнодушными к вычурным стилизованным формам керамики. -Яркое впечатление производят на детей красочные кистевые росписи по дереву в произведениях народных мастеров Городецкой и хохломской росписи, узоры из цветов, растений и птиц на северных прялках, насыщенные по цвету, декоративныё жостовские подносы, семеновская расписная матрешка. -Из произведений народного прикладного искусства, где основу образной художественной выразительности составляет графическое решение, дети с интересом рассматривают резьбу на пряничных досках, на которых можно увидеть и сказочную птицу, и выразительных по пластике рыб с причудливыми хвостами, и корабль, плывущий по волнам, и даже паровоз со смешной, неуклюжей трубой, дым из которой искусно превращен в орнамент. -Веселые улыбки и симпатию вызывают у детей изделия богородских резчиков: медведи, которые могут и дома строить, и кататься на велосипедах, и даже летать в космос, птицы и олени, украшенные знаменитой богородской порезкой. Все эти образцы народного искусства можно показать детям на занятиях, познакомить с ними на выставках изделий народных мастеров. В качестве дополнительного материала, знакомящего детей с названными произведениями народного прикладного искусства, могут быть подборки цветных диапозитивов о творчестве народных мастеров'. Рекомендуем использовать в беседах с детьми о народном искусстве, в занятиях по изобразительной деятельности цветные таблицы альбома «Русское народное декоративно-прикладное искусство в детском саду»2.
При знакомстве детей с произведениями народного прикладного искусства перед воспитателем встает вопрос, в какой мере доступна детям обобщенность и условность образов народного искусства, как воспринимают они ее. Показательно, что декоративность цвета, плоскостной характер в решении композиции росписи, обобщенность в создании скульптурных форм воспринимаются детьми как образы им близкие и понятные. Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов народных произведений прикладного искусства, отвергая, как правило, натуралистичные и перегруженные декором образцы. Некоторые дети предпочитают натуралистично решенные образцы. Выбор этих образцов объясняется, однако, не эстетическими показателями восприятия, а скорее реалистичным отношением ребенка к жизни, когда свою симпатию к знакомому и любимому образу животного («Я люблю оленей», «Люблю курочку», «Лошадку люблю больше») ребенок непосредственно переносит и па изображение этого животного в коврике, скульптуре, что заслоняет при этом объективные художественные стороны произведения (цвет, ритм, фактуру материала и т. д.).
Но, какими бы высокими художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как сумеет он раскрыть перед ними образную, красочную н поэтическую выразительность произведений народного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству.
|