Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения
С первых лет Советской власти работники народного образования вели борьбу за установление таких принципов отбора детей во вспомогательные школы, которые бы соответствовали политике государства в области просвещения. В первом официальном документе «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения», изданном 26 октября 1926г., излагались принципы и организация приема детей во вспомогательные школы, определялись те категории детей, которые подлежали обучению в этих школах. В этом документе был остро поставлен вопрос об обязательном раннем выявлении умственной отсталости у детей. Выдвигалось требование глубокого и всестороннего их изучения. В дальнейшем усилия советских дефектологов направляются на создание методов исследования и разработку таких принципов отбора, при которых каждому ребенку своевременно обеспечиваются условия, наиболее соответствующие его развитию. Требования тщательного исследования ребенка при приеме его во вспомогательную школу выдвигались на первый план в действовавших инструкциях по комплектованию этих школ (1940, 1956, 1964, 1969, 1974 гг.) (СНОСКА: См.: Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия. — М.: АПН РСФСР, 1960). Основной принцип, которым руководствуются все работники детских учреждений, — принцип социалистического гуманизма. Он заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения. Обязательным принципом в изучении детей является комплексность. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей еще до комиссии позволит точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так, педагог может первым обратить внимание на такие изменения в ребенке, как усиливающуюся рассеянность, утомляемость, плаксивость и т. д. В свою очередь врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения. Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей. Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не представляет собой простой суммы развития отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о ребенке только на основании исследования состояния его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребенке: данных об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния. Всестороннее, целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой или игровой. Необходимо, чтобы и методы, и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей. Члены комиссии должны установить контакт с ребенком. Это поможет лучше выявить все качества личности: интересы ребенка, состояние волевых усилий, целенаправленность в действиях, особенности протекания основных психических процессов и т. д. Самым специфическим для советской дефектологии является принцип динамического изучения детей. Этот принцип означает, что при изучении важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л. С. Выготского об изучении «зоны ближайшего развития» детей, их потенциальных возможностей в обучении. Чем выше умственное развитие ребенка, тем более успешно он может научиться выполнять то или иное задание, переносить полученный опыт в новую ситуацию. Одно из отличий умственно отсталых детей от интеллектуально нормальных состоит в том, что они плохо используют помощь. Именно поэтому при обследовании педагог должен всегда обращать внимание, насколько улучшается работа ребенка после объяснения, как он выполняет аналогичное задание. Важно учитывать принцип качественно-количественного подхода при оценке выполненного ребенком задания. Учитывать не только конечный результат, но и способ решения задачи. Таковы принципы, которыми следует руководствоваться при комплектовании учреждений для умственно отсталых детей. Контрольные вопросы 1. В чем заключается принцип комплексного изучения детей? 2. Что предусматривает принцип всестороннего и целостного изучения ребенка? 3. Что лежит в основе принципа динамического изучения детей? 4. В чем заключается гуманизм при комплектовании специальных учреждений для умственно отсталых детей? Литература
1. Выготский Л. С. Собр. соч. — М.: Педагогика, 1983.— Т. 5. 2. Отбор детей во вспомогательные школы / Под ред. С. Д. Забрамной. — М.: Просвещение, 1971. 3. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. — М.: Просвещение, 1972. § 2. Организация и содержание работы медико-педагогических комиссий по комплектованию детских садов для детей с органическим нарушением центральной нервной системы
Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития детей дошкольного возраста. Организация работы МПК. Одна из тенденций современной олигофренопедагогики — раннее оказание помощи умственно отсталым детям с целью своевременной и максимальной коррекции дефектов развития. Это возможно лишь при условии раннего установления умственной отсталости у детей и направления их в соответствующие дошкольные, а затем школьные учреждения. Работа по выявлению умственно отсталых детей возложена на специальные медико-педагогические комиссии (МПК). Деятельность этих комиссий осуществляется на основе типового «Положения о дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта» и «Инструкции по приему детей с нарушением интеллекта в дошкольные учреждения специального назначения», утвержденных Министерством просвещения СССР (Справочник по дошкольному воспитанию / Под ред. А. И. Шустова. — М.: Просвещение, 1980). Инструкция по приему детей с нарушением интеллекта в дошкольные учреждения специального назначения: 1. Приему в дошкольные учреждения и группы для детей с нарушением интеллекта подлежат дети с диагнозом олигофрения в степени дебильности (неосложненной формы) в возрасте от 3—4 лет до 7—8 лет, которые могут быть подготовлены к обучению в специальной школе. 2. Порядок направления и приема детей в дошкольные учреждения специального назначения определены типовым положением о дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. 3. Решение медико-педагогической комиссии передается а соответствующие отделы народного образования, которые выдают родителям путевку для определения ребенка в учреждение специального назначения. Без заключения медико-педагогической комиссии путевки не выдаются. 4. Отбор детей осуществляется медико-педагогическими комиссиями на основе положения, утвержденного Министерством просвещения СССР от 20.11.1974 г. 5. Не подлежат приему: · олигофрены в степени имбецильности и идиотии; · глухие и слабослышащие; · слепые и слабовидящие; · с нарушением двигательного аппарата; · с интеллектуальной недостаточностью в резидуальной стадии, т. е. ранее чем через год после перенесенного менингита, травм и других заболеваний центральной нервной системы; · с психопатоподобным поведением, судорожными припадками, шизофренией, эндокринными и другими заболеваниями, требующими активного лечения; · с задержкой психического развития. Примечание. Дети группы ж) направляются в учреждения системы здравоохранения. Дети группы а) направляются в учреждения системы социального обеспечения. 6. В период пребывания ребенка в дошкольном учреждении при уточнении диагноза возможен вывод в другие учреждения. Заведующий дошкольным учреждением несет личную ответственность за прием в соответствии с Инструкцией. Диагностирование умственной отсталости в дошкольном возрасте, если она нерезко выражена, представляет большую сложность. Требуются не только теоретические знания возрастных психический особенностей развития детей, специфики развития умственно отсталых дошкольников, но и практический опыт работы, облегчающий налаживание контакта и проведение психолого-педагогического обследования. Осложняется дифференциация умственной отсталости и состояний, сходных с ней, в дошкольном возрасте тем, что у этих состояний есть похожие внешние проявления. Среди детей, которые ошибочно направляются в медико-педагогические комиссии, могут быть дети с задержкой психофизического развития разной этиологии, социально и педагогически запущенные, с общим недоразвитием речи, а также с нарушением деятельности анализаторов. Во всех этих случаях отмечается отставание умственного развития, носящее вторичный характер. В задачи специалистов, обследующих детей, входит Отграничение первичного умственного недоразвития, которое может сопровождаться дефектами анализаторов от интеллектуального отставания вторичного характера. Это возможно лишь при комплексном обследовании ребенка всеми специалистами. В соответствии с требованиями принципа комплексного изучения детей в состав медико-педагогических комиссий включены врач-психоневролог или психиатр, отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед, логопед, дефектолог дошкольного учреждения, психолог. Председателем комиссии является представитель ОНО, а заместителем — представитель отдела здравоохранения. Персональный состав комиссии утверждается органами народного образования и здравоохранения, которые следят за тем, чтобы состав членов комиссий был постоянным, обеспечивают повышение их квалификации, осуществляют контроль за организацией и качеством работы. Содержание работы МПК. Методы обследования. В целях всестороннего и целостного изучения детей члены медико-педагогической комиссии тщательно изучают анамнестические данные, документацию, представленную на ребенка, проводят его медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование. Одним из методов обследования является сбор анамнестических сведений. В беседе с родителями устанавливается история развития ребенка до и после года (когда начал реагировать на свет, звуки, когда стал держать головку, садиться, вставать на ножки и ходить, первые слова и т. д.). Важно выявить характер и последствия перенесенных ребенком заболеваний, травм. Выявляется здоровье близких родственников (наличие отягощающих наследственных факторов), условия семейного воспитания. Данные, представленные матерью, должны быть проверены. Намечая схему исследования ребенка, Л. С. Выготский предупреждал о том, что собирать надо только факты и тщательно их истолковывать. Толкование их должно быть динамическим и типологическим. Анализируя историю развития ребенка, необходимо вскрыть причинно-следственные зависимости. Квалифицируя наблюдаемые в данный момент явления и факты, важно наметить путь и характер дальнейшего развития ребенка. Таким образом, изучение детей в медико-педагогических комиссиях должно быть не только диагностическим, но и прогнозирующим, поэтому в задачу членов комиссии входит выработка конкретных рекомендаций педагогической и медицинской коррекции дефектов развития ребенка. Все эти положения Л. С. Выготского являются определяющими в работе по изучению детей и представляют ценный вклад в отечественную науку. Советскими дефектологами разработан такой порядок обследования детей в МПК, при котором обеспечивается их всестороннее и глубокое исследование. Оно включает: · проверку сохранности слуховой функции; · проверку состояния вибрационной чувствительности; · проверку сохранности зрительного анализатора; · проверку состояния речи; · проверку двигательной сферы; · проверку уровня развития сенсорных и интеллектуальных процессов; · наблюдение за поведением. Отмечаются принципиальные различия в поведении, деятельности, развитии игры детей разной категории. В соответствии с особенностями психики детей предлагаются и методы обследования (СНОСКА: См.: Венгер А. А., Выготская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М.: Просвещение, 1972). Необходимо помнить, что обследование детей дошкольного возраста должно проводиться в форме игры, задания должны быть конкретными, привлекающими внимание, небольшими но объему, так как дети еще неспособны к длительному напряжению. Следует сохранять контакт с ребенком и его желание заниматься до конца обследования. Ведущим методом при изучении дошкольников является наблюдение за их игрой. Реакция ребенка на игрушки, стойкость интереса, возможность самостоятельно организовать игру — важные показатели умственного развития. В игре проявляется и осознанность действий, их целенаправленность, рациональность, координированность. На игровом материале можно исследовать восприятие ребенком величины, формы, цвета, представления о количестве, способность к обобщению. В игре выявляют волевые и эмоциональные качества. Для умственно отсталых характерны слабо выраженный интерес к игрушкам, наличие стереотипных действий, беспорядочность и нецеленаправленность игры, отсутствие творческих замыслов. Умственно отсталые дети затрудняются назвать то, чем в данный момент заняты. Их действия не соотносятся с речью. Деятельность этих детей нуждается в постоянном стимулировании и контроле за ее ходом, так как возможно «соскальзывание» с правильно начатого выполнения задания. В процессе работы умственно отсталые часто отвлекаются, не проявляют волевых усилий. Они не умеют использовать предлагаемую им помощь. К результатам работы не критичны. Нет выраженной эмоциональной реакции на успех и неудачу. Для того чтобы обследование детей было всесторонним, необходимо иметь в медико-педагогических комиссиях такое оборудование, которое бы позволило исследовать разные стороны психической деятельности ребенка. С этой целью используется как игровой материал, так и специальные экспериментально-психологические методики. Рекомендуется иметь следующие виды материалов для обследования. Пирамида из четырех колец: с помощью этой игрушки можно наблюдать моторику ребенка (может ли он ловко надевать кольцо на стержень, нет ли нарушения координации и т. д.). Сформированность и дифференцированность понятия величины («Надень большое кольцо, затем которое меньше... самое маленькое»). Различение ребенком цвета предметов («Дай красное кольцо» и т. д.). Умение пересчитывать кольца пирамиды («Покажи первое кольцо», «Покажи третье кольцо» и т. д.), Сформированность понятия о количестве предметов («Дай два кольца», «Дай четыре кольца» и т. д.). Как правило, в работе с разборной пирамидой у умственно отсталых детей обнаруживаются нарушения моторики. Их движения плохо координированы, неловки, неточны (им трудно надеть кольцо на стержень пирамиды), у некоторых детей наблюдаются тремор, гиперкинезы. По данным наблюдений специалистов, при нормальном интеллекте дети к 5 годам должны уметь складывать пирамиду с учетом величины колец при зрительном соотнесении. Умственно отсталые дети даже в 6 лет не всегда правильно выполняют это задание. Порой они лишь нанизывают кольца на стержень, не учитывая величину. Дети с глубокой умственной отсталостью не понимают задачи, совершая неадекватные действия (манипулируют с кольцами, разбрасывают их; надевают колпачок на стержень, а кольца кладут рядом и т. п.). Если в поле зрения попадают какие-либо новые предметы, они отвлекаются и бросают начатую работу. Такая картина наблюдается при выполнении всех нижеприведенных заданий. Разноцветные палочки и брусочки используются для тех же целей, что и пирамида. Этот материал, как и пирамида, позволяет проследить за характером деятельности детей. Задания могут быть разными. Например, построение из палочек или брусочков фигуры по образцу (с опорой на образец и по памяти). В этом задании проявляется направленность деятельности, наличие самоконтроля в ходе работы. Отмечено, что дети с нормальным развитием к 5 годам самостоятельно анализируют образец, пользуясь при этом зрительным соотнесением. У умственно отсталых детей отмечается пассивность в ходе работы. Необходимо стимулировать их деятельность и следить за ходом выполнения задания. Направление внимания, постоянное побуждение, контроль — обязательные условия обеспечивающие работу такого ребенка. Самостоятельность и самокритичность в работе умственно отсталых значительно снижены. Практические задания, выполненные по образцу и без опоры на образец, у умственно отсталых не имеют существенных различий, так как эти дети не умеют анализировать образец, сравнивать с ним свою работу. Доски Сегена (доски с вкладышами геометрических фигур разной формы) используются для характеристики деятельности, а также соотнесения предметов по форме (сравнивает ли ребенок фигуры по форме или вставляет в пазы доски наугад). Выявляются координированность, ловкость движений, состояние мелкой моторики пальцев рук. Умственно отсталые дети дошкольного возраста с трудом понимают цель задания и начинают просто манипулировать с фигурками-вкладками. Только показ экспериментатором способа действия помогает некоторым детям понять задание. Большинство умственно отсталых Нуждается в многократном совместном с экспериментатором выполнении этого задания. Глубоко умственно отсталые дети задание не понимают. В качестве аналогичного облегченного задания можно предложить вкладывание фигурок знакомых животных в прорези соответствующей конфигурации. Практика показывает, что и это задание оказывается трудным для умственно отсталых в степени дебильности и не выполняется детьми-имбецилами. «Почтовый ящик» (фигуры объемные опускаются в прорези крышки). Используется с той же целью. Это задание более сложное, так как ребенок должен понять принцип соотнесения основания объемной фигуры с формой прорези в «Почтовом ящике». Наблюдения специалистов свидетельствуют, что при нормальном интеллекте дети старше 6 лет должны выполнять задание предварительном соотнесении. Умственно отсталым это задание оказывается непосильным. Они не могут произвести разворот фигуры и не ориентируются на форму прорези. Дети производят хаотические действия с фигурками, суют пальцы в прорези и т. п. Только при совместных со взрослыми действиях возможно выполнение задания. Для глубоко умственно отсталых «Почтовый ящик» непонятен. Набор геометрических фигур разной формы (круг, квадрат, треугольник). Детям предлагается разложить их по группам (по форме). В этом задании устанавливаются способности объединять предметы по общему признаку (простейшие обобщения). Фигуры могут быть использованы и для проверки счета, построения по образцу и т. д. Для умственно отсталых не всегда ясна цель, но после показа дети-дебилы к 6 годам выполняют задание. Для глубоко отсталых необходимо длительное обучение. Кубики разной величины. Предлагается разложить от большого к маленькому и наоборот. Исследуется сформированность понятия величины предметов. У умственно отсталых позже формируется понятие величины, при этом необходимо специальное длительное обучение. Матрешки (2—3—4-х составные). Ребенку предлагаемся разобрать, а затем собрать матрешку. Выявляется понимание инструкции и цели задания, использование помощи, разумность действий, учет величин. Считается, что к 5 годам дети с нормальным интеллектом должны собирать четырехсоставную матрешку. Умственно отсталые в этом возрасте задание не выполняют. Они не учитывают величину, вкладывают матрешки неадекватно, в результате у них не получается и они бросают работу. Необходимы показ с совместным выполнением задания. Полоски и круги разного цвета (основные цвета). Используется для исследования сформированности понятия цвета. Обследование проводится в три этапа. Сначала дети подбирают к разложенным полоскам соответствующие по цвету им круги (зрительное соотнесение). Затем им предлагают выбрать тот или иной цвет («Дай красный круг», «Дай синий...» и т. д.) После этого просят назвать цвет показанной фигуры («Это какого цвета?», «А это?...»). Понятие цвета у умственно отсталых по сравнению с нормальными сверстниками формируется значительно позже и лишь при условии специального обучения. Мозаика. Предлагают разные варианты заданий: конструирование по образцу, по подражанию, свободное творчество. Исследуются наличие интереса, волевые усилия, пространственная ориентировка, способность к переносу показанного способа действия, воображение, мелкая моторика и пр. У умственно отсталых детей не отмечается выраженного интереса к данному заданию. Образец не является для них вспомогательным средством. Они не соблюдают последовательности цвета шариков, а лишь произвольно их раскладывают. Наблюдается уход от начатого выполнения. Разрезные картинки. Знакомые детям изображения предметов разрезаны на две части по горизонтали и вертикали, на три части по вертикали. Используются для характеристики восприятия детей. Составлять разрезные картинки для умственно отсталых дошкольников трудно, особенно если у них нарушено пространственное восприятие. Они не представляют конечной цели - целого изображения, поэтому их работа сводится к приставлению одной части картинки к другой без учета их местоположения (голова оказывается на месте ног, хвост впереди головы и т. д.). В качестве помощи нужно расположить части картинки так, чтобы ребенку нужно было лишь соединить части (голова вверху, ноги внизу). Лото (разные варианты). Игра с детьми в лото позволяет проследить характер мыслительных операций (по каким признакам сравнивают предметы и т.д.). Предметные картинки с изображением знакомых детям предметов могут применяться с разной целью. Для исследования внимания, зрительной памяти. Перед ребенком раскладываются в ряд 4—5 картинок, а затем просят ребенка закрыть глаза и убирают одну картинку. Затем ребенок должен найти эту картинку среди трех предложенных. Можно провести эту игру с игрушками. С этой же целью предлагается игра «Что забыли нарисовать?» (заяц без уха, собака без лапы и т. д.). Для исследования мышления перед ребенком кладут три картинки в ряд (стол, хлеб, пальто) и под ними вместо инструкции соответствующие изображения (стул, бублик, шапку). После этого ребенок должен сам разложить остальные картинки. Это невербальная классификация исследует не только мыслительные операции детей, но и запас общих представлений. Этой же цели служат игры с картинками типа: «Кому что нужно?», «Кто что любит?» и т. п. С помощью всех перечисленных материалов исследуется обучаемость детей (способность понимать объяснения, т.е. принимать помощь, а затем выполнять аналогичные задания самостоятельно). Во всех заданиях можно исследовать и речь детей: фонетические и грамматические особенности, словарный запас (пассивный и активный) и т. д. Важно установить возможность речевого сопровождения игровых действий, их адекватность. Указанные задания выявляют и запас сведений детей об окружающем, особенности личности. Все это (речь, мыслительные операции, память, запас сведений, игровая деятельность) является показателем умственного развития детей. Рекомендованный игровой материал и варианты его использования являются лишь примерным образцом. Медико-педагогическая комиссия вправе использовать свой аналогичный материал. Главное, он не должен быть случайным, бессистемным. Все вышеизложенное относится прежде всего к решению проблем комплектования специальных учреждений для умственно отсталых детей дошкольного возраста, а также оказанию своевременной педагогической и медицинской помощи им. Это важно учитывать и при определении готовности детей к обучению в период предшкольной диспансеризации. Данные психолого-педагогического обследования, наблюдения за поведением детей, заключение психоневролога о состоянии их психического развития — все это позволяет правильно решить вопрос о месте обучения детей. Министерством здравоохранения РСФСР утверждены методические рекомендации к проведению экспериментально-психологических исследований детей в период предшкольной диспансеризации (СНОСКА: См.: Экспериментально-психологическое исследование детей в период предшкольной диспансеризации. — М., 1978; Психологическая дифференциация нарушений развития у старших школьников. — М., 1982. Хотя эти материалы предназначались не для отбора умственно отсталых детей, они могут быть использованы и для этих целей. В предложенный комплекс методик включено 8 заданий для детей 6—7 лет. Эти задания помогут выявить некоторые особенности психического развития ребенка и в определенной мере прогнозировать его школьное обучение. Порядок предъявления заданий предусматривает чередование легких и трудных заданий. Задания направлены на выявление таких качеств, как произвольность психических процессов, устойчивость и концентрация внимания, продолжительность умственной работоспособности, возможность целенаправленной деятельности, общая активность, темп работы, умение обобщать, логически рассуждать, способность усиливать новые способы действия и т. д. В набор методик входит: 1. Картинка с изображением нелепых ситуаций. 2. Заучивание 10 слов. 3. Опосредованное запоминание (по Леонтьеву А. Н.). Берут 5 слов и 16 карточек. 4. Обучающий эксперимент (классификация геометрических фигур). 5. Доска Сегена. 6. Установление последовательности событий. 7. Классификация (детский вариант). 8. Методика Пьерона — Рузера. В начале и после обследования по методикам проводится беседа с ребенком, для, того чтобы настроить его на работу, а зятем делают разбор результатов работы. Приведенные в наборе задания широко известны в специальной патопсихологической литературе, поэтому мы кратко отметим некоторые особенности использования их авторами указанных выше рекомендаций при обследовании детей дошкольного возраста. 1. Картинка с изображением нелепой ситуации предъявляется в течение 30 секунд, при этом фиксируются все проявления ориентировочной деятельности ребенка. При общей оценке работы учитываются выраженность эмоциональной реакции, ее адекватность, количество воспроизведенных фрагментов, свидетельствующих о понимании ситуации. 2. Заучивание 10 слов. Здоровым детям 5—7 лет рекомендуется четырехкратное предъявление односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. На это задание уходит 5—6 минут. При первом предъявлении эти дети воспроизводят в среднем 4—5 слов, при четвертом — 7—9 слов. При оценке необходимо учитывать заинтересованность в работе, колебания внимания, динамику количества воспроизводимых слов, темп воспроизведения, наличие привнесений и повторения одних и тех же слов. 3. Опосредованное запоминание. Предлагается видоизмененная IV серия методики А. Н. Леонтьева: 5 слов (пожар, дождь, труд, ошибка, горе) и 16 карточек (столовый прибор, школьная доска, булочная, расческа, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, детские штанишки, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш). Методика занимает в среднем 10—12 минут. Оценивая результаты, необходимо учитывать понимание ребенком инструкции, способность нахождения опосредующих картинок к словам и характер объяснения сделанного выбора, мера помощи. 4. Обучающий эксперимент (СНОСКА: См.: Иванова А. Я., Рубинштейн С. Я. Обучающий эксперимент как метод оценки умственного развития детей.— М., 1973). Детям предлагается набор карточек с изображением больших и маленьких геометрических фигур 4 видов, 3 цветов. Авторы методики считают, что она находится в «зоне трудности» детей и при оказании помощи дети с ней справляются в течение 12—13 минут. При оценке результатов деятельности детей учитываются интерес и активность ориентировки в задании, устойчивость внимания, обучаемость, способность к переносу усвоенных навыков на аналогичное задание. 5. Доска Сегена № 6, пазы которой могут быть заполнены лишь при комбинировании нескольких вкладок. Время выполнения от 30 секунд до 5 минут. Характеристика качества выполнения задания включает стойкость интереса в процессе работы, устойчивость внимания, целенаправленность и рациональность способов деятельности, реакцию на трудности, использование помощи, затраченное время. 6. Последовательность событий. На раскладывание картин (4—5) в логической последовательности и составление рассказа по ним уходит в среднем 6—7 минут. Учитывается самостоятельность и правильность выполнения. 7. Классификация. Предлагается 15 карточек в указанной последовательности: моряк, свинья, платье, ландыш, лиса, куртка, мак, уборщица, голубь, яблоко, книги, бабочка, ребенок, дерево, кастрюля. Перед ребенком кладут в ряд первые четыре карточки, а затем предъявляются поочередно остальные, ребенок должен показать, куда их положить, дав обобщенные названия каждой группе (люди, животные, вещи, растения). При оценке результатов работы учитываются наличие интереса и устойчивость внимания, запас общих сведений и точность представлений, способность к обобщению, использование помощи. 8. Методика Пьерона—Рузера. При оценке выполнения методики необходимо учесть, с какого момента ребенок начинает работать без опоры на образец (по памяти), интерес к заданию, аккуратность выполнения. Учитывается общее количество заполненных фигур, их число за каждую минуту, количество ошибок. За 3 минуты обычно дети заполняют от 50 до 80 фигур. Очень важным и сложным является интерпретация ответов детей по приведенному комплексу методик. В. И. Лубовский и И. А. Коробейников указывают (Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. Методические рекомендации. — М.: НИИ психиатрии, 1982) на необходимость качественно-количественной оценки результатов деятельности детей, выделяя следующие параметры: 1. Особенности эффективно-личностной сферы 1. Контакт. 2. Интерес. 3. Аффективный компонент продуктивности. 4. Активность. 5. Критика. · Особенности работоспособности 6. Динамика продуктивности. 7. Истощаемость. 8. Переключаемость. 9. Внимание. · Общая характеристика деятельности 10. Ориентировочная деятельность. 11. Понимание обращенной речи. 12. Вербализация. 13. Целенаправленность. · Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности. · Непосредственная память (кратковременная). · Непосредственная память (долговременная). · Простое кодирование. · Качество опосредованного запоминания. · Доступность опосредования. · Динамика обучения (обучающий эксперимент). · Качество переноса (обучающий эксперимент). · Конструктивный праксис. · Логические построения. · Простые обобщения. · Усложненные обобщения. · Анализ несообразностей. По каждому из перечисленных параметров начисляются соответственно баллы, которые затем суммируются по группам показателей. Большое внимание проявляют органы просвещения и здравоохранения профилактике неуспеваемости детей и своевременному выявлению детей с отклонениями в развитии. Наряду с уже указанными выше методическими рекомендациями по изучению детей в период предшкольной диспансеризации в 1972г. вышли «Методические рекомендации по определению функциональной готовности детей к поступлению в школу» (Минздрав СССР). С помощью медицинского и психофизиологического обследования выявляются дети «группы риска» — неготовности к школьному обучению по состоянию здоровья (с отставанием физического развития, с функциональными отклонениями, с хроническими заболеваниями). Этим детям оказывается своевременная медицинская помощь. При психофизиологическом исследовании устанавливаются способность анализировать и синтезировать полученную информацию, уровень развития второй сигнальной системы, состояние двигательной сферы. Дети, не готовые к школьному обучению по психофизиологическим показателям, подлежат временному отводу от поступления в школу. С ними проводятся специальные педагогические занятия, даются необходимые рекомендации родителям для работы с ребенком. В тех случаях, когда устанавливается явная умственная отсталость, дети направляются на медико-педагогические комиссии, комплектующие специальные учреждения для этих детей (детские сады, вспомогательные школы). Контрольные вопросы 1. Какое оборудование необходимо иметь в медико-педагогических комиссиях, комплектующих специальные детские сады? 2. Какие методы исследования используются при изучении детей дошкольного возраста? 3. Какие параметры следует учитывать при оценке результатов работы ребенка? 4. С какой целью проводится предшкольная диспансеризация детей? 5. Указать методы исследования готовности детей к школьному обучению. Литература
1. Блюмина М. Г. Методика экспериментально-психологического исследования детей-олигофренов в возрасте от 2 до 5 лет//Вопросы экспериментальной патопсихологии. — М., 1965. 2. Венгер А. А., Выготская Г. Л., Леон гард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М.; Просвещение, 1972. § 3. Организация и содержание работы медико-педагогических комиссий, комплектующих вспомогательные школы
Комплектование вспомогательных школ и школ-интернатов для умственно отсталых детей осуществляется медико-педагогическими комиссиями. В соответствии с приказом Министерства просвещения СССР эти комиссии могут быть республиканские (при министерствах просвещения союзных республик), областные (при областном отделе народного образования). При наличии условий в областях создаются комиссии и при районном (городском) отделе народного образования. Организация и деятельность всех этих медико-педагогических комиссий определена специальными положениями и Инструкцией по приему в специальные школы-интернаты (школы) для умственно отсталых (см. приложение № 1). Организация работы МПК. В состав медико-педагогических комиссий входят наиболее квалифицированные специалисты, знающие не только специфику обучения и воспитания во вспомогательных школах и особенности развития умственно отсталого ребенка, но и четко представляющие психофизические особенности детей с нормальным интеллектом. Это необходимо, чтобы при обследовании предъявлять детям правильные требования: не переоценивать и не занижать их возможности. Персональный состав комиссий утверждается отделами народного образования. Обязательными членами комиссии являются детский врач-психоневролог или психиатр, отоларинголог, офтальмолог, педагог-дефектолог, логопед, психолог, секретарь комиссии. Председателем комиссии назначается представитель отдела народного образования (в республиканской — министерства просвещения), заместителем председателя комиссии — представитель отдела здравоохранения (в республиканской — министерства здравоохранения). Необходимо, чтобы состав членов медико-педагогических комиссий был постоянным — это одно из условий, обеспечивающих правильность комплектования специальных учреждений для умственно отсталых детей. Желательно, чтобы работа медико-педагогических комиссий проходила на базе вспомогательных школ, где имеются все возможности для всестороннего изучения детей. Это важно и по другим соображениям. Родители мало знают о вспомогательных школах и переживают, а часто и возражают против того, чтобы поместить своего ребенка в эту школу. Вот почему так важно, чтобы родители увидели и убедились, что дает вспомогательная школа детям, какие умения и навыки она вырабатывает у них. С этой целью к моменту начала работы комиссии в школе организуется выставка изделий школьных мастерских. Работы детей служат лучшей наглядной агитацией в пользу школы. Хорошо организовать в часы приема комиссии дежурство учащихся старших классов, которые встретят родителей, поиграют с детьми. Приходящие на комиссию должны сразу почувствовать приветливое, доброжелательное отношение к себе. Медико-педагогические комиссии работают в течение всего года, хотя основная работа проводится в конце III и в IV четверти, когда в общеобразовательных школах заканчивается изучение нового материала и педагоги с большей определенностью высказывают свои сомнения в отношении умственных способностей отдельных учащихся. Безусловно, в ряде случаев нет необходимости ждать окончания III четверти. Перевод умственно отсталых детей во вспомогательную школу может быть осуществлен медико-педагогическими комиссиями и в течение учебного года. Обязательным следует считать определение места обучения ребенка до 1 сентября, так как умственно отсталые дети, как и все их сверстники, должны начинать учебный год в одно время. За один день медико-педагогическая комиссия должна принимать не больше 10 детей. Это требование необходимо строго соблюдать. Перед приходом на медико-педагогическую комиссию ребенок проходит углубленное обследование врачами-специалистами: психоневрологом, офтальмологом, отоларингологом, фтизиатром, педиатром, ортопедом, которые оформляют медицинскую и педагогическую документации. В медицинском деле обязательными документами являются заключение врача-психоневролога (подробный развернутый диагноз), а также данные о состоянии органов слуха и зрения, так как нередко их дефекты провоцируют умственную отсталость. Желательно, чтобы анамнез уже был собран — это облегчит работу врачу в комиссии. В педагогическом деле ребенка, если он до этого посещал детский сад или школу, должна быть подробная педагогическая характеристика, а также его тетради, рисунки, различные ручные поделки. Необходимо, чтобы в педагогической характеристике не просто перечислялось, чему ребенок не научился, его недостатки, но и указывалось, каков характер затруднений, испытываемых ребенком, как ему помогали их преодолевать. В характеристике следует отметить и те положительные качества ребенка, которые могут быть использованы в дальнейшей работе с ним. В содержание характеристики должны войти формальные данные о ребенке с обязательным указанием количества лет обучения в школе; сведения о семье; сведения об особенностях познавательной деятельности ребенка, данные о школьных знаниях, навыков самообслуживания; указания относительно основных трудностей и причин отставания ребенка; сведения об особенностях эмоционально-волевой сферы ребенка; материалы, характеризующие особенности личности. В тех случаях, когда есть возможность, необходимо, чтобы ребенок еще до МПК был обследован психологом. Данные психологического обследования окажут большую помощь членам комиссии при окончательном решении вопроса о типе учебного заведения для ребенка. Наличие всей этой документации не является формальным требованием. Тщательное оформление материалов, характеризующих ребенка, поможет членам комиссии правильнее построить обследование, нацелит их на выявление и установление причин трудностей, которые больше всего мешают развитию ребенка. Большое значение в подготовительной работе комиссии имеют выступления ее членов на августовских совещаниях учителей общеобразовательных школ. Педагог-дефектолог рассказывает, какая документация и как должна быть оформлена для комиссии, сообщает время работы комиссии. Показывает на примерах, как важно своевременно оказать ребенку помощь, а в особых случаях направить на комиссию. В то же время дефектолог предупреждает необоснованные, поспешные случаи направления детей на МПК. Он раскрывает принципиальные различия в трудностях обучения, которые характерны для умственно отсталых и для детей со сходными состояниями. В свою очередь ряд полезных сведений об этих детях и советов дает врач — член комиссии. На медико-педагогическую комиссию дети приходят с родителями, а если они уже учились в школе, то желательно, чтобы был и учитель. Они имеют право присутствовать во время обследования ребенка. Обязательной документацией, которую ведут медико-педагогические комиссии, являются журнал учета детей, обследованных в комиссии, и протоколы их обследования. В журнале учета регистрируются следующие сведения о детях:
В этой тетради по годам и числам учитываются все дети, прошедшие обследование в данной комиссии. Тетрадь учета хранится в отделе народного образования. Личную ответственность за качество ведения ее несет председатель медико-педагогической комиссии. Он же контролирует выполнение решений комиссии, отмечая в графе «Примечания», где находится ребенок. Эта графа должна быть заполнена к 8—10 сентября. В тех случаях, когда родители не выполнили решение медико-педагогической комиссии и умственно отсталый ребенок находится дома или продолжает посещать общеобразовательную школу, необходимо срочно принять необходимые меры и поместить ребенка в учреждение в соответствии с заключением комиссии. В конфликтных ситуациях, когда мать ставит под сомнение решение комиссии, возможно повторное обследование ребенка в вышестоящей медико-педагогической комиссии. Необходимо использовать меры убеждения родителей, учитывая в каждом конкретном случае интересы ребенка. Весь ход обследования ребенка в комиссии протоколируется. Протоколы ведутся секретарем, который является квалифицированным специалистом. Протокол обследования вместе с заключением комиссии хранится в личном деле ребенка, которое передается в ту школу, куда направлен ученик. Протоколы помогают учителям заранее познакомиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностями психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в школе. Кроме этого, протоколы необходимы для фиксирования динамики развития и особенно в тех случаях, когда ребёнок повторно направляется на МПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за истекший период. Протокол помогает членам комиссии составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле. Образец формы протокола медико-педагогической комиссии: Протокол №_________ I. Формальные сведения Фамилия___________ Имя___________ Отчество__________________ Год и месяц рождения ребенка______________________________ Адрес _____________________________________________________ Кем направлен на комиссию: из семьи, детского сада, школы (в каких классах учился и сколько лет) _______________________________________________________________________ Возраст и профессия родителей _________________________________________________ II. Анамнестические сведения и данные медицинского обследования (заполняется врачом) __________________________________________________________________________________________________ III. Данные психолого-педагогического и логопедического обследования ______________________________ Легко ли вступает в контакт _____________________________________________________ Сведения ребенка о себе, понимание родственных связей ____________________________________________ Круг представлений об окружающем и точность этих представлений __________________________________ Особенности восприятия картин, текстов _________________________________________________________ Восприятие величины, формы, цвета _____________________________________________________________ Восприятие времени ___________________________________________________________________________ Восприятие пространства (различение правой и левой стороны: умение сложить фигуры по образцу, сложить картинку, разрезанную на части, и т д.) _______________________________________________________ Особенности внимания _________________________________________________________________________ Особенности памяти (быстрота запоминания, точность воспроизведения) _____________________________ Особенности мышления (характеристика процессов анализа, синтеза, отвлечения, обобщения, проявляющаяся в работе с сюжетными картинками, текстами, при классификации, при объяснении смысла загадок, пословиц, установлении причинно-следственных связей и т. д.) ____________________________________ Особенности речи (фонематический слух, произношение, словарный запас, грамматический строй, характер ошибок в устной и письменной речи) __________________________________________________________________ Состояние чтения, письма, счета _________________________________________________________________ Целенаправленность деятельности _______________________________________________________________ Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения (адекватность поведения в процессе обследования; понимание эмоционального смысла картин, текстов; усидчивость, работоспособность) ______________________ IV. Диагноз (развернутый) _____________________________________________________________________ V. Заключение медико-педагогической комиссии ___________________________________________________ Председатель комиссии Врач-психоневролог Педагог-дефектолог Логопед Психолог Секретарь комиссии «____»__________198__ г. В соответствии с Инструкцией по приему во вспомогательные школы-интернаты (школы) подлежат умственно отсталые дети в возрасте 7—9 лет (старше в порядке исключения) как обучавшиеся в I—II классах общеобразовательной школы, так и не обучавшиеся. Медицинскими показаниями для приема являются: 1. олигофрения в степени дебильности различного генеза, в том числе дебильность и при болезни Дауна; 2. органическая деменция негрубой степени, являющаяся следствием инфекционных, интоксикационных, травматических и других постнатальных поражений головного мозга; 3. эпилептическая деменция негрубой степени выраженности (при отсутствии дневных или частых ночных судорожных припадков); 4. шизофреническая деменция негрубой степени выраженности (при отсутствии психотических расстройств). Медицинскими противопоказаниями к приему во вспомогательные школы-интернаты (школы) являются (Отбор детей во вспомогательную школу / Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. — М: Просвещение, 1983. — С. 37—54.): А. Тяжелые формы слабоумия, при которых больные не способны овладеть программой вспомогательной школы. К этим формам относятся: · олигофрения в степени имбецильности и идиотии; · органическая деменция резидуального либо текущего характера (в том числе эпилептическая) с выраженными расстройствами памяти, внимания, грубыми нарушениями побуждений, деятельности, распадом личностных свойств, отсутствием навыков самообслуживания; · шизофреническая деменция с отсутствием контакта и интеллектуальной работоспособности, бездеятельностью, грубыми нарушениями мышления, мутизмом, выраженными продуктивными симптомами. Дети, страдающие названными формами слабоумия, по желанию родителей направляются в соответствующие учреждения системы социального обеспечения. Б. Сочетание слабоумия с тяжелыми энцефалопатическими и психотическими расстройствами. К таким состояниям относятся следующие: · слабоумие (в том числе олигофреническое) в сочетании с тяжелой психомоторной расторможенностью, препятствующей работоспособности; · слабоумие в сочетании с выраженными и стойкими психопатоподобными расстройствами: явлениями аффективной возбудимости, агрессивностью, опасной для окружающих, патологией влечений (сексуальность, склонность к бродяжничеству, жестокость и др.); · слабоумие в сочетании с судорожными припадками (дневными или частыми ночными) развернутого типа с тонической и клонической фазами, постприпадочными состояниями оглушенности, сумеречными расстройствами сознания; · слабоумие в сочетании с другими психотическими расстройствами. Дети, страдающие указанными психическими расстройствами, в зависимости от остроты состояния направляются в детские психоневрологические стационары или отделения психиатрических больниц для детей с хроническими формами заболеваний. В. Аномалии психического развития, связанные с патологией речи. К таким состояниям относятся следующие: · тугоухость. Слабослышащие дети в зависимости от уровня речевого развития обучаются в 1-м или 2-м отделении специальных школ для детей данной категории. При сочетании поражения слуха с умственной отсталостью дети направляются для обучения во вспомогательные классы при школе слабослышащих; · слабовидение. Слабовидящие дети обучаются в специальных школах для слабовидящих. Если первичный сенсорный дефект отягощен умственной отсталостью, то дети направляются во вспомогательные классы школ для слепых и слабовидящих; · первичное недоразвитие речи. Дети с локальными речевыми нарушениями при первично сохранном интеллекте направляются в специальные школы для детей с тяжелыми расстройствами речи; · первичные церебральные нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с указанными нарушениями направляются в специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. Г. Задержка психического развития Дети с выраженной ЗПР церебрального происхождения направляются в специальные школы для детей с ЗПР. Дети с менее выраженной ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного происхождения должны обучаться в общеобразовательных школах при условии индивидуального подхода к ним. Таковы наиболее важные вопросы организации работы медико-педагогических комиссий, комплектующих вспомогательные школы. Содержание работы МПК. В работу медико-педагогической комиссии входит медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследования. Медицинское изучение включает в себя офтальмологическое, отоларингологическое, соматическое, неврологическое и психиатрическое обследования. Целесообразно именно с медицинского обследования начинать изучение ребенка в комиссии. Но иногда этот порядок может быть изменен. Так бывает, когда в силу индивидуальных особенностей ребенок не вступает в контакт, боится неврологического обследования и т. п. В этих случаях можно начать не с медицинского обследования, а с организации дефектологом игровой ситуации, в ходе которой пробуждается интерес, возникают положительные эмоции, устанавливается контакт, ребенок осваивается в новой для него обстановке. Постепенно в обследование включаются остальные специалисты. При психолого-педагогическом изучении необходимо выявить не только состояние отдельных психических процессов, особенности личности в целом, но и решить вопрос об учреждении, в котором должно быть продолжено воспитание и обучение ребенка. В тех случаях, когда дети уже учились в школе, важно установить причины трудностей в обучении, дать характеристику структуры дефекта. Если дети еще не учились, то необходимо исследовать их готовность к школьному обучению. Сюда входит установление уровня развития умственных способностей, эмоционально-волевой сферы, а также физиологическая и социальная зрелость. Важным показателем умственных способностей является обучаемость ребенка, которая характеризуется темпом усвоения учебного материала и возможностью обобщенных приемов мыслительной деятельности. При определении обучаемости важно учитывать и то, как ребенок использует помощь и осуществляет перенос на аналогичное задание. Изучаются моторика ребенка, его поведение. Педагогическое изучение проводит педагог-дефектолог. Психологическое — психолог. Логопедическое обследование проводит логопед. Выявляя особенности развития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся дефектов. В содержание логопедического обследования входит обследование артикуляционного аппарата, обследование импрессивной и экспрессивной речи. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить уровень речевого недоразвития детей. Он помогает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями, имеющими вторичную задержку умственного развития, от детей, у которых недоразвитие речи вызвано умственной отсталостью. Каждый из членов комиссии имеет свой участок работы, но в то же время внимательно следит за всем ходом обследования, и заключение делается на основе анализа полученных о ребенке сведений всеми специалистами. Важно не просто поставить диагноз и написать заключение, необходимо обосновать его, выделив основные симптомы указанного состояния. В тех случаях, когда дети направляются во вспомогательную школу, желательно дать рекомендации для работы с ними. Необходимо, чтобы в процессе работы комиссии соблюдалась спокойная и доброжелательная обстановка. Не должно быть перекрестных вопросов, чтобы не создавать впечатление экзамена и не усложнять положение обследуемого. Очень важно в беседах с родителями и детьми строго соблюдать нормы профессиональной этики, такта, в помещении, где проходит работа комиссии, не должно быть никаких посторонних, отвлекающих детей картин, плакатов и т. д. Даже само размещение членов комиссии за столом имеет немаловажное значение. Все эти вопросы, связанные с организацией и содержанием работы медико-педагогических комиссий, необходимо хорошо знать дефектологу. Контрольные вопросы 1. Кто входит в состав членов медико-педагогических комиссий? 2. Какая обязательная документация оформляется на ребенка для комиссии? 3. Какая документация ведется в медико-педагогической комиссии? 4. Какие виды обследования ребенка проводятся членами медико-педагогической комиссии? 5. В каком возрасте принимают детей во вспомогательные школы? 6. Какие дети подлежат направлению во вспомогательные школы? 7. Какие медицинские диагнозы являются противопоказанием для приема во вспомогательную школу? Куда следует направлять этих детей? Литература
1. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия. — М., 1973. 2. Отбор детей во вспомогательные школы / Под ред. С. Д. Забрамной. — М., 1971. 3. Отбор детей во вспомогательную школу / Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина.— М.: Просвещение 1983. Date: 2015-11-13; view: 1252; Нарушение авторских прав |