Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Курс православной культуры в старшей группе
(10–11 классы)
Задачи и содержание курса
Старшая группа охватывает учащихся 10–11 классов. К этому времени у учеников уже заложена база знаний, достаточная для серьезного осмысления основных вопросов православной культуры. Следовательно, этот последний период в изучении православной культуры является обобщающим.
Основной подход в изучении православной культуры состоит в том, чтобы показать значение веры лично для ученика, а также для благополучия семьи и общества, развитие культуры и всех сфер общества.
Для этого необходимо помочь учащимся сформировать целостное православное мировоззрение, которое, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, а с другой – помогает лучше понять современные искусство и науку. Это поможет учащимся увидеть цельную картину мироздания, в которой должны органично совместиться религиозный (духовный) и материальный компоненты бытия мира и человека. При этом очень важно, чтобы ученик понял фундаментальное значение религии в развитии человека, семьи и общества.
Большое значение в старших классах отводится осмыслению Библии, пониманию Священного Писания как важнейшего источника истинного понимания мира и общества, жизни отдельного человека.
В изучении неправославных и нехристианских религий важно показать культурологические и нравственные основы этих религий для своих народов.
В этом разделе также важно раскрыть опасность для общества и человека действия оккультных и деструктивных сект, широко распространенных в современном мире.
В изучении истории русской православной культуры следует главное внимание уделить формированию чувства личной сопричастности ученика к истории Отечества и своего народа.
Важен этический раздел, который призван помочь определиться каждому учащемуся в современной социально-нравственной обстановке. Надо показать положительный характер нравственных основ православного понимания мира, общества и человека, их универсальный характер.
Эстетический раздел призван, с одной стороны, показать значение православия в развитии русской художественной культуры, а с другой – определяющую роль высших эталонных форм художественной культуры в жизни человека.
Раздел «Православные праздники» ученики изучают самостоятельно. Желательно, чтобы учащиеся участвовали в тех или иных культурно-религиозных мероприятиях, конференциях, экскурсиях, посвященных важным религиозным праздникам и событиям.
Особое место следует придать формированию личного отношения ученика, его позиции к изучаемому материалу. Он должен осознать себя духовно грамотным человеком и выбрать свою положительную позицию по отношению к окружающей его духовно-нравственной и социокультурной среде.
Важнейшим требованием к отбору содержания должно стать усиление его теоретического начала, направленного на формирование традиционного российского мировоззрения.
Хотя занятия могут проходить в разных формах: урок школьного спецкурса, факультатив, кружок, экскурсия, внеклассное занятие и т.д., но предпочтительно изыскать возможность для урочной формы обучения.
В выборе методов надо ориентироваться на их соответствие целям и задачам, содержанию и возрасту учеников. Можно включать последних в дела благотворительности, помощи больным и престарелым, общественно-полезный материально-безвозмездный труд, восстановление исторических и церковных объектов - святынь русского народа, зарабатывание средств на нужды детских домов, на восстановление и постройку храмов и т.д.
Примерное тематическое планирование
курса православной культуры для старших классов (10 – 11 кл.)
Класс
№ урока
| Тема урока
|
| Раздел I. Мировые религии.
Духовный мир: фантазия или реальность? Действительность бытия Божия.
|
| Религия, атеизм, оккультизм.
|
| Религия как основа человеческой цивилизации.
|
| Многообразие религиозных направлений. Мировые религии. Основные черты.
|
| Иудаизм.
|
| Христианство. Современные православные церкви.
|
| Христианство. Католицизм.
|
| Христианство. Протестантизм.
|
| Ислам. Общая характеристика. История.
|
| Индуизм.
| 11.
| Конфуцианство.
| 12.
| Современные нетрадиционные религии. Деструктивные секты. Оккультизм. Их опасность для человека и общества.
| 13.
| Раздел II. Православие – основа российской цивилизации.
Библейские основы православия. Святая Библия – Книга книг. Библия как откровение и «сокровение». Основные этапы истории Библии. Состав и структура Библии. Научный анализ Библии. Религиозное прочтение Библии.
|
| Бог и Вселенная в библейской картине мира. Сотворение мира и человека. «Образ и подобие Божие» в человеке. Древо познания добра и зла в Библии. Религиозно-нравственный смысл первородного греха.
|
| Религиозный и нравственный смысл узловых тем Ветхого Завета: Каин и Авель, Всемирный потоп, Вавилонская башня, жизнь Авраама, история Иосифа.
|
| Пророк Моисей и его миссия. Десять заповедей Синайского законодательства (Закон) и их практическое применение в жизни. Отношение человека к человеку в свете Ветхого Завета.
|
| Давид. Псалтирь Давида. Содержание. Книги пророков. Религиозный и нравственный смысл их учения. Книга Премудрости Соломона.
|
| Книга Иова. Философский смысл притчи об испытаниях Иова. Проблема зла в мире. Проблема «несправедливого» зла.
|
| Терминология Нового Завета: «Евангелие», «канон», «апокриф». Структура Нового Завета: Евангелие, Деяния апостолов, Послания Апостолов, Откровение Иоанна Богослова.
|
| Содержание Священного Евангелия. Земная жизнь Господа Иисуса Христа. Историчность личности Иисуса Христа.
|
| Значение крестной жертвы Иисуса Христа для спасения человечества. Церковь Христова как ковчег спасения человека и человечества. Церковные таинства и их значение в жизни человека.
|
| Нагорная проповедь – изложение основных религиозно-нравственных принципов учения Иисуса Христа. Девять Заповедей Блаженств и примеры практического осуществления их в жизни и подвиге святых и благочестивых людей. Заповеди Блаженства как исполнение (доведение до совершенства) Закона. Евангельские притчи, их религиозный и нравственный смысл.
|
| Содержание Апостола (Деяний святых апостолов и Соборных Посланий апостольских). Значение служения.
|
| Книга Откровение, или Апокалипсис апостола Иоанна Богослова. Содержание, символика и религиозно-нравственный смысл Откровения Иоанна Богослова.
|
| Раздел III. Православное учение о человеке
Понятие о христианской антропологии. Взгляды религии и науки на происхождение человека. Православное воззрение на место человека в мире. Православное учение о человеке как носителе образа и подобия Божия.
|
| Взгляд современной науки на строение человека. Православная антропология о трехсоставности природы человека: тело, душа, дух. Понятие о теле, душе и духе человека. Святоотеческое учение о смерти и спасении. Доказательства бессмертия души человеческой (откровенные и опытные).
|
| Человеческая жизнь, ее цель и смысл. Жизнь – Божий дар. Христианское понимание смысла жизни. Святой преподобный Серафим Саровский о смысле жизни. Самоубийство – тяжкий грех. Оценка самоубийства в христианской традиции. Решение главных проблем человека в свете христианского понимания смерти и спасения.
|
| Здоровье личности и народа. Ответственность человека за жизнь и здоровье. Здоровье и болезнь. Православная традиция отношения к болезни. Греховные страсти и их воплощение в болезнях. Пьянство, табакокурение и наркомания. Православный взгляд на медицину. Отношение Церкви к врачебной деятельности. Святые врачи.
|
| Проблемы биоэтики. Новые медицинские технологии, их биоэтическая сущность с точки зрения православной вероучительной истины. Отношение Церкви к клонированию человека и отдельных клеток и тканей его организма. Этические проблемы трансплантологии. Продление жизни искусственными средствами. Отношение Церкви к эвтаназии как к умышленному убийству.
|
| Раздел IV. Православие – как основа бытия семьи
Брак и семья в православном понимании. Брак в Кане Галилейской. Благословение брака и семьи. Евангельское учение Господа Иисуса Христа о богоучрежденности и нерасторжимости брака. Христианский брак как Таинство.
|
| Цель христианского брака. Требования к браку, предъявляемые в Православии. Апостол Павел о свойствах любви (1 Коф. 13; 4–8). Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Обязанности мужа и жены по апостолу Павлу.
|
| «Домострой» – книга об устроении русской семьи. Семья как малая Церковь. Устроение и жизнь семьи согласно Домострою. Примеры благочестивой жизни христианских супругов. Религиозная и хозяйственная жизнь семьи.
|
| Целомудрие – основа православной семьи. Нравственные и физические последствия добрачных половых связей. Значение целомудрия для будущего потомства. Законы наследственности. О целомудрии и телегонии. Седьмая заповедь Моисея «Не прелюбы сотвори» (Исх. 20,24). Духовно-нравствен-ные и психосоматические последствия нарушения седьмой заповеди.
|
| Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака. Кризис семьи. Нарушения семейной жизни: грубость, неуважение, измены и т.д. Проблемы разводов. Катастрофические последствия распада семьи.
|
| Православие как основа создания прочной и счастливой семьи. Обязанности детей по отношению к родителям. Обязанности родителей по отношению к детям. Примеры христианско-благочестивого воспитания детей.
|
Класс
№ урока
| Тема урока
|
| Раздел V. Православие и российское общество.
Церковь общество. Церковь как организация духовной жизни общества. Фундаментальное значение духовности в жизни общества. Религиозная жизнь светского человека.
|
| Православие как мировоззренческая основа бытия российского народа. Принятие православия и становление русской идеологии. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона как духовно-мировоззренческая основа русской жизни. Богословско-религиозные поиски как ответы на коренные вопросы общественно-государственной жизни России.
|
| Церковь и общество. Церковный ритм жизни общества и человека.
|
| Православие и российский народ. Религиозная жизнь народа. Крестные ходы. Молебны.
|
| Монастырская культура на Руси. Монашество – особый путь духовного восхождения. Значение монашества и монастырей в развитии культуры России.
|
| Современные монастыри России. Возрождение монастырей (с 1988 г.). Монастыри как центр духовного возрождения: просветительская, благотворительная и миссионерская деятельность.
|
| Церковь и государство.
|
| Война и мир. Защита Отечества. Отношение Церкви к войне: война как проявление скрытого духовного недуга человечества – братоубийственной ненависти и греховного злоупотребления благодатной свободы. Православные традиции воинского служения Отечеству.
|
| Труд и его плоды. Христианское понимание труда. Проблемы экологии. Решение проблем экологии в свете православия.
|
| Религиозные искания русской интеллигенции в XIX веке – следствие разрыва связи с живой православной традицией. Религиозно-философские взгляды славянофилов: А.С. Хомякова, И.В. Киреевского.
|
| К.Д. Ушинский о роли Православия в жизни русского общества, его культуры и образования. Ф.М. Достоевский и его мысли о Православии. Религиозные искания В.С. Соловьева. Крупные русские философы начала XX века о православии, как духовной основы русского народа: Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, В.В. Розанов, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев, Г.П. Федотов и др.
|
| Раздел VI. Православие и нравственность
Православная этика как учение об отношении человека к Богу, природе, обществу. Отношение Бога и человека – центральная проблема христианской этики. Отношение к человеку как образу Божию. Отношение человека к обществу. Зло как грех. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека и общества.
|
| Стадии развития греха в душе человека. Наши убеждения, противоречащие злу и направленные на преодоление его.
|
| Христианин как воин Христов, ведущий брань (битву) с личными недостатками и грехами. Опыт противостояния греху в жизни аскетов подвижников.
|
| Нравственное бытие человека. Основные обязанности человека по отношению к обществу: соблюдение законов, юридических и нравственных.
|
| Раздел VII.Православие и наука
Проблема взаимоотношения веры и науки в Древней Руси и России Нового времени.
|
| Религиозные поиски в трудах великих российских ученых: В.С. Соловьев, Д.И. Менделеев и др.
|
| Раздел VIII. Православие и российская культура
Термин «культура» и его происхождение. Различные определения термина «культура». Взгляд выдающихся философов и священников С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского на происхождение культуры. Соотношение понятий «культ» и «культура». О связи понятий «культура» и «память». Наша память о прошлом и будущем России.
|
| Византия и Русь. Россия как преемница православной культуры Византии. Начало славянской письменности. Значение просветительского подвига святых Кирилла и Мефодия. Кирилло-Мефодиевская культурная традиция и ее значение для современной культуры России.
|
| Храмы на Руси. Роль православных храмов на Руси. Храм как средоточие церковно-общественной жизни. Принципы храмовой архитектуры и украшения храмов на Руси. Основные виды и стили храмового зодчества на Руси. Символика православного храма. Этапы развития храмоздания на Руси.
|
| Шедевры храмового зодчества России. Храм Покрова на Нерли – вершина древнерусского зодчества. Храм Христа Спасителя (арх. К.А. Тон) – знаменитый храм России.
|
| Православная икона. История русских икон. Духовная сторона и смысл икон. История иконостаса в России. Ярусы. Ряды икон. Виды иконостасов.
|
| Изобразительные законы и художественные средства иконописного искусства. Типы икон. Преподобный Алимпий – первый из известных по имени иконописцев. Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, Симон Ушаков – великие православные иконописцы. Исторические судьбы известнейших русских икон. Чудотворные иконы на Руси. Значение икон в жизни русского государства, общества и человека.
|
| История фрески в России. Смысловое размещение фресок в храме. Использование мозаики в храме.
|
| Декоративно-прикладное искусство в облачении и украшении богослужебных книг, священных сосудов, окладов икон.
|
| Живопись как средство выражения духовно-нравственных, эстетических и философских исканий человека. Связь русской живописи с православной традицией. Христианство в творчестве великих русских художников: А.А. Иванова, Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, В.Д. Поленова, И.Я. Репина, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, П.Д. Корина и др.
|
| Церковно-певческое искусство на Руси, основные этапы его развития. Древнерусское знаменное пение. История многоголосного или партесного пения в России.
|
| Православие и русская музыка. Использование элементов православной музыки в творчестве великих композиторов XIX–XX вв. Духовное содержание музыки: С.В. Рахманинов. Г.В. Свиридов – крупнейший русский православный композитор XX века.
|
| Колокола в России. Колокольный звон в церковно-общественной жизни Руси. Колокольный звон как составная часть церковного богослужения. Искусство колокольного звона на Руси. Виды колокольного звона.
|
| Принятие православия и становление русской литературы. Древнерусская литература как образец мировой литературы. Духовное содержание и нравственное значение древнерусской литературы.
|
| Связь русской литературы XVIII–XX вв. с древнерусской литературой и православием. Основные линии взаимодействия: содержательные, смысловые, композиционные, формообразующие и т.д.
|
| Православная культура в творчестве А.С. Пушкина. Духовный смысл пушкинских сказок. Духовный свет пушкинской поэзии. Проблема зла и его преодоления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки».
|
| Православная культура в творчестве Н.В. Гоголя. Изображение человеческих пороков в романе «Мертвые души». О духовном смысле комедии «Ревизор». Публицистические статьи и письма. Творчество Ф.М. Достоевского как проявление глубокого христианского сознания.
|
| Христианское содержание русской литературы XX века. А.Блок, С.Есенин, М. Шолохов и др.
|
| Раздел IX. Православие и современное общество
Духовно-нравственные и религиозные поиски последних десятилетий. Возвращение российского народа к православию как подлинной основе духовной и культурной жизни России. Православие и современная российская культура: духовные поиски. Современное социальное служение Русской Православной Церкви.
|
Date: 2015-11-13; view: 644; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|