Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Хатти были развиты птицеводство и пчеловодство. Занимались и рыболовством и охотой





Развитие разных отраслей сельского хозяйства имело важнейшее значение для общего экономического благосостояния населения и удовлетворения его потребностей. Производимые продукты земледелия и скотоводства использовались не только для внутренних потребностей жителей Хатти (в том числе в религиозной сфере для различных ритуалов и жертвоприношений), но и для товарного производства, обслуживавшего внутренний и внешний рынок.

Значительного развития достигли различные ремесленные производства, в особенности гончарное дело и металлургия. В письменных источниках хорошо отражена деятельность плотников, каменщиков, ювелиров, гончаров, пекарей, сапожников, прядильщиков, портных, ткачей, рыбаков, поваров, медников, "делателей" разных металлов и др. Иногда встречаются кварталы, которые можно определить как профессиональные мастерские. Поблизости от Аладжа-Хююка был раскопан квартал горшечников с двумя печами для обжига гончарных изделий. В Богазкёе обнаружен квартал, в доме-мастерской которого осталось большое количество металлургического шлака. Прядением и ткачеством занимались на дому: большое количество веретен и грузиков от ткацких "станков" обнаружено во многих поселениях Центральной Анатолии.

Добыча и обработка металлов (меди, бронзы, золота, серебра, железа) и поделочных камней (ляпис-лазури, мрамора, яшмы, диорита) издавна занимали значительное место в хозяйственной жизни населения Малой Азии, территория которой была богата полезными ископаемыми. Наиболее распространенными металлами у хеттов были медь и бронза, из которых производили основные виды орудий производства, оружия, различной утвари, культового инвентаря, украшений и т.п. Золото и серебро имели меньшее практическое применение, если не считать их важное значение (в особенности серебра) в качестве мерила стоимости. Из них изготовлялись посуда, различные украшения, предметы культово-ритуального значения и т.д.

Производство и применение железа занимали особое место в хозяйственной жизни хеттов, что подтверждается и новейшими данными хеттских клинописных текстов, датируемых XV - XIII вв. до х.э. Существовали разные виды метеоритного и земного, рудничного железа ("железо" и "небесное железо", "черное железо", "хорошее железо", "железо очага"). По обработке "хорошего железа" (видимо, стали) Центральная Малая Азия занимала исключительное положение среди современных хеттам стран Ближнего Востока, которым также была известна железная металлургия. В хеттских текстах сохранились сведения о весе (от 1 сикля, т.е. ок. 8,4 г, до 90 мин, т.е. ок. 45 кг) и размерах (от 3 пядей до миниатюрных, не считая размеров трона, скипетра, копья, кинжала, многих сосудов и т.д.) железных изделий. В большом количестве изготовлялись из железа ларцы, какие-то "длинные сосуды", кинжалы и ножи и их лезвия (клинки), постаменты для статуэток божеств, сами статуэтки, булавы, гвозди (колышки), молотки, топоры, разные предметы культово-ритуального назначения, предметы роскоши и т.д. В хеттских текстах упоминаются кузнецы по железу ("железоделатели"), сопоставляемые с кузнецами по золоту, серебру и меди. Железо производили в разных местах Хеттского государства, в особенности в северных и северо-восточных районах.

Торговые отношения развивались в Хатти, правда, не так интенсивно, как это было в Анатолии во время "каппадокийских" табличек (XX - XVIII вв. до х.э.), однако торговля в Хеттском государстве была высоко развита. Если в период ассирийских торговых колоний в Малой Азии ведущую роль в торговле играли иностранные купцы, то в хеттскую эпоху положение изменилось: основные торговые операции в Хатти вели хеттские купцы. Объектами купли-продажи были скот, металлы, поделочные камни, рабы (в основном из числа депортированных), земельные участки, мясо, кожа, разные сельскохозяйственные продукты, ткани, одежда и многие другие товары. Хеттские купцы активно участвовали во внешнеторговых операциях, охватывавших многие страны Ближнего Востока, функцию денег выполняло серебро, эквивалентом которого часто выступала овца (стоимость могла оцениваться и в зерне). Значительно реже в качестве денег выступали золото и медь. Были установлены цены на различные товары.

Формы землевладения и землепользования были разными. В Хеттском государстве существовали царские (дворцовые), храмовые и частные (общинные) земли. Царские и храмовые земли находились в непосредственном распоряжении верховной государственной власти, ибо царь уже считался не только верховным правителем страны, но и верховным жрецом, следовательно, главным собственником дворцовых и храмовых земель. Однако он не был собственником всех земель страны. Определенная часть земли находилась вне государственного хозяйства (сектора). Такие земли свободно отчуждались (куплей-продажей, дарением и т.д.).

Государственные земли могли быть переданы - обычно в виде целых поселений - разным царским (дворцовым) и храмовым хозяйствам. Царское хозяйство охватывало разные "дома"-хозяйства: "дом царя" (иногда называвшийся "домом Солнца"), "дом царицы", "дом дворца" и т.д., в которых трудились различные категории непосредственных производителей. Определенная часть их" была прикреплена к "дому". В числе храмовых хозяйств были "дома бога" (т.е. храмы), так называемые каменные дома, дома печати, дома таблички и т.п. Они имели собственные контингенты непосредственных производителей, часто также прикрепленных к землям этих храмовых (а также вообще культовых, например заупокойных) хозяйств. "Дома" передавались в эксплуатацию различным царским или храмовым служащим, как правило вместе с рабочим персоналом, прикрепленным к земле того или иного поселения. Выдавались участки и без персонала.

Крупные "дома" государственного сектора распадались в конечном счете на мелкие хозяйства - индивидуальные "дома", которые и служили основными производственными ячейками в хеттском обществе. Владение и пользование государственной землей были связаны с выполнением государственных повинностей двух типов - саххан и луцци. Саххан - это натуральная повинность, она обязывала отдельных непосредственных производителей или крупные хозяйства поставлять в готовом виде всякого вида производственную продукцию (молочные или другие продукты питания, шерсть, изделия ремесла и т.д.), а также скот в пользу царя и крупных государственных служащих ("господина страны", начальника округа, градоначальника и т.д.). Луцци - трудовая повинность, она состояла в выполнении работ на полях или виноградниках, вспашке земли, ремонте крепостей, строительных или других государственных и общественных работах в пользу правителя страны (дворца) или государственных сановников. Эти повинности включали в себя и обязанности царского служащего или крупного государственного хозяйства поставлять государству вспомогательные отряды, которые включались в хеттское войско.

От выполнения саххана и луцци освобождались только по специальному указу царя. Обычно от государственных повинностей освобождались храмы, непосредственные производители которых трудились только в пользу "бога". Однако бывали случаи и двойной эксплуатации, когда непосредственного производителя заставляли работать как на царя или его сановников, так и на храм.

Хеттские законы делят хеттское общество на свободных людей и на противопоставленных им несвободных ("рабов"). С самого начала "свободными" назывались лица, освобожденные царем (дворцом) от государственних повинностей саххан и луцци не только в пользу царя (дворца) или крупных государственных служащих, но и в пользу храма, а также других культовых учреждений. Свободные от всех повинностей люди постепенно становились "знатными, почетными, благородными", т.е. социально свободными. Из них образовался верхний, господствующий слой общества (царские служащие, военачальники, разные представители администрации, храмовые служащие и др., владевшие крупными земельными участками), для которого трудовая деятельность становилась уже позорным занятием или одной из форм наказания. Впоследствии же - с периода Новохеттского царства - выражение "свободный человек" обозначало все категории социально свободных людей - от высших слоев общества до низших его групп.

"Несвободными" же были лица, лишенные социальной свободы, находившиеся в определенной зависимости (самым бесправным существом был раб в прямом значении слова, так как он был собственностью хозяина). Существовали разные категории "несвободных". Такими были как совершенно бесправные рабы, всегда являвшиеся объектами права и стоявшие вне гражданской общины, так и те, которые имели определенные права - были субъектами права, членами гражданской общины. Они имели свои "дома" (хозяйства), включавшие в себя семью, земельный участок (как правило, только на правах владения), определенное количество собственного скота и рабочий персонал - своих рабов. При всем этом создавалась экономическая возможность для известной материальной заинтересованности и хозяйственной инициативы мелких производителей материальных благ. С правовой точки зрения все категории непосредственных производителей составляли единый эксплуатируемый класс-сословие "зависимых, несвободных, подневольных людей" хеттского общества.

Война обеспечивала хеттское общество подсобной рабочей силой и материальными благами. В походах хетты захватывали много пленных. Только Мурсили II привел из арцавских стран 66 тыс. пленных, названных в "Анналах Мурсили II" шумерским термином намра (по-хеттски читался как арнувала), т.е. "депортированные" (уведенное в плен население покоренной территории). Часть из этих депортированных обращали в рабов различных категорий, других поселяли на землю в качестве обязанных повинностью подданных хеттского царя (иногда их зачисляли и в войско). По истечении определенного времени они оказывались приравненными к трудовому населению самой страны Хатти.

В хеттских источниках довольно четко отражены формы эксплуатации: рабская и нерабская.

Рабскую эксплуатацию в хеттском обществе не следует рассматривать как главный фактор, определяющий характер хеттского социального организма. Этот последний определялся общественным слоем социально свободных, но экономически зависимых хеттских общинников как основных производителей материальных благ в Хеттском государстве. И в количественном отношении свободный общинник был основной фигурой хеттского общества. Правда, иногда происходил процесс вытеснения труда общинников рабским трудом, который временно даже приобретал преобладающее значение. Наибольшее применение рабского труда имело место в эпоху Новохеттского царства, когда хетты с успехом вели завоевательные войны. В мирное же время (в особенности с периода царствования Хаттусили III) приток депортированных людей прекращался, что сказывалось на социальном составе населения, число рабов резко уменьшалось, а сельская община приобретала прочное положение. В таких случаях рабство принимало патриархальный характер и значительно уменьшалась его роль в экономике страны.

Date: 2015-11-13; view: 281; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию