Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возникновение нового типа государства - мировых держав, империй
Основным общественным противоречием древнего общества на его первой стадии является противоречие между крупным и мелким землевладением, т.е. между общинной и частной собственностью на землю. Крайним выражением такого противоречия является обезземеливание рядовых общинников, влекущее за собой, в отличие от древнего Рима, утрату гражданских прав и переход в разряд "царских людей", низшие слои которых на практике мало отличались от рабов, а средние и высшие слои образовали впоследствии господствующий класс-сословие второй стадии древнего общества. Эта борьба определяет собой всю социальную психологию, представления о государстве и власти, мораль и иногда даже политическую структуру общества. Хронологически эти стадии в разных древних обществах не всегда совпадают. Лишь очень приблизительно можно сказать, что первая стадия древности падает на III - II тысячелетия до х.э., а вторая - на I тысячелетие до х.э., хотя не исключено, что, например, в Китае древность закончилась раньше, чем принято считать. Признавая единство мирового исторического процесса, нельзя вместе с тем игнорировать и важные особенности его хода на Востоке. В общем и целом, существование таких особенностей признается всеми, но имеются большие расхождения в оценке их роли и определении их причин. В предельных случаях постулируется существование на Востоке некой особой докапиталистической формации либо существование такой формации во всем мире, причем античность рассматривается как некое "уклонение" от магистрального пути, боковая и притом тупиковая ветвь. Все эти концепции, как бы они ни именовались, сводятся к концепции "азиатского способа производства" и, как явствует из сказанного выше, не могут считаться достаточно обоснованными. Противоположной крайностью является концепция, согласно которой какие-либо серьезные различия между Востоком и Западом вообще отсутствуют. Сторонников этой концепции в наше время практически нет. Большинство исследователей сводят указанные различия к различиям в характере и роли общины на Востоке и Западе. Это, по-видимому, справедливо, однако конкретные оценки и определения представляются спорными. Так, практически общепринятой является точка зрения, согласно которой главное отличие Востока от Запада - длительное сохранение на Востоке общины. В действительности дело, видимо, обстоит наоборот: именно античный полис является общиной в "химически чистом" виде, своеобразным "возрождением" первобытнообщинной структуры на новом уровне развития производительных сил, уровне, который, в отличие от первобытнообщинного, допускал и требовал эксплуатации человека человеком. Полис является государством совершенно особого рода, ибо здесь нет власти и войска, отдельных от народа: народ сам есть и власть, и войско. Это община равноправных граждан, и эксплуатировать здесь можно только чужаков - в качестве рабов или илотов. Отсюда четкое противопоставление свободы и несвободы, нашедшее свое многообразное выражение в различных явлениях культуры и даже в лексике. На Востоке же, напротив, произошло "наложение" на общину политических суперструктур в виде централизованного государства, значительно деформировавшее структуры общинные. Степень этой деформации была различной. В Египте, например, следов общины почти не удается отыскать, в Китае она значительно более заметна, в Индии заметна вполне, а в Месопотамии нередко является противовесом царской власти. Так или иначе, наличие надобщинной политической структуры привело к возникновению и стойкому сохранению сложной иерархической структуры общества с возможностью эксплуатации однообщинников и со множеством переходных ступеней от свободы к несвободе, что, в свою очередь, также нашло многообразное выражение в культуре. Такая структура является значительно более инерционной, а ее чрезвычайно длительное существование создает высокоавторитетную традицию, которая, в свою очередь, дополнительно ее укрепляет. Наш том не претендует на исчерпывающую полноту и составлен таким образом, чтобы читатель получил в доступном для неспециалиста виде все важнейшие сведения по истории древнего Востока. Изложение истории конкретных стран и регионов дано с учетом указанного выше разделения древности на два подпериода. Серьезное внимание уделено проблемам этногенеза, взаимоотношений между языками и культурами. Теоретические проблемы во всех случаях занимают центральное место, что и определяет отличие данной работы от предшествующих. Верхней хронологической границей первого тома является рубеж христианской эры - с некоторыми частными отклонениями в ту или иную сторону. Над первым томом "Истории Востока" работали ученые Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН, Института востоковедения РАН (Москва), Государственного Эрмитажа, Московского государственного университета и других научных учреждений. Главы тома написаны: В.К. Афанасьевой (гл. IV "Шумерская культура"), И.П. Вейнбергом (гл. XX "Палестина в первой половине I тысячелетия до х.э.", гл. XXVI "Предэллинизм на Востоке", разд. 1 - 2 в гл. XXXII "Восточные провинции Римской империи" - с использованием материалов И.Д. Амусина, разд. 5 в гл. XXXIII "Коренные перемены в мировоззрении"), А.А. Вигасиным (гл. XXII "Древняя Индия"), И.В. Виноградовым (гл. IX "Раннее и Древнее царства Египта", гл. Х "Среднее царство в Египте и нашествие гиксосов", гл. XXI "Новое царство в Египте и поздний Египет" - главы отредактированы А.О. Большаковым), С.В. Волковым (гл. XXV "Корея в древности"), Г.Г. Гиоргадзе (гл. VII "Ранняя Малая Азия и Хеттское царство"), Э.А. Грантовским (гл. XVI "Страны Иранского нагорья и юга Средней Азии в первой половине I тысячелетия до х.э. Мидийское царство. Авеста. Зороастризм"), М.А. Дандамаевым (гл. XV "Нововавилонская держава", гл. XVII "Ахеменидская держава"), И.М. Дьяконовым (гл. I "Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла. Общие черты первого периода истории древнего мира и проблема путей развития", гл. II "Города-государства Шумера", гл. III "Переход к территориальному государству в Месопотамии", гл. VIII "Сирия, Финикия и Палестина в III - II тысячелетиях до х.э.", гл. XIII "Общие черты второго периода древней истории" - в соавторстве с В.А. Якобсоном и Н.Б. Янковской, гл. XVIII "Урарту, Фригия, Лидия", гл. XXIX "Закавказье и сопредельные страны в период эллинизма"), М.М. Дьяконовым (гл. XXVII "Александр и его преемники на Востоке"), Е.В. Зеймалем (гл. XXX "Парфия и Греко-бактрийское царство"), Н.В. Козыревой (разд. 1 - 3 в гл. V "Старовавилонский период истории Месопотамии"), И.А.Лапис (гл. XI "Культура древнего Египта"), А.В.Парибком (разд. 6 в гл. XXXIII "Коренные перемены в мировоззрении"), И.С. Свенцицкой (гл. XXVIII "Эллинистические государства в Передней Азии", гл. XXXI "Эллинистический Египет", разд. 3 в гл. XXXII "Восточные провинции Римской империи", разд. 8 в гл. XXXIII "Коренные перемены в мировоззрении"), И.М. Стеблин-Каменским (разд. 4 в гл. XXXIII "Коренные перемены в мировоззрении"), Т.В. Степугиной (гл. XII "Древнейший Китай", гл. XXIII "Китай во второй половине 1 тысячелетия до х.э. - первые века христианской эры", гл. XXIV "Культура древнего Китая"), Е.А. Торчиновым (разд. 7 в гл XXXIII "Коренные перемены в мировоззрении"), Ю.Б. Циркиным (гл. XIX "Финикия и финикийцы в конце II-I тысячилетии до х.э.), В.А. Якобсоном (Предисловие к первому тому, разд. 4 в гл. V "Старовавилонский период истории Месопотамии", гл. VI "Месопотамия в XVI-XI вв. до х.э.", гл. XIII "Общие черты второго периода древней истории" - в соавторстве с И.М. Дьяконовым и Н.Б. Янковской, гл. XIV "Новоассирийская держава", разд. 1-3 в гл. XXXIII "Коренные перемены в мировоззрении", Заключение), Н.Б. Янковский (гл. XIII "Общие черты второго периода древней истории" - в соавторстве с И.М. Дьяконовым и В.А. Якобсоном). Библиография составлена авторами глав и разделов, указатели - Г.М. Кузнецовой. Date: 2015-11-13; view: 623; Нарушение авторских прав |