Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарик церковнославянских слов





 

а́ бие – скоро, тотчас, вдруг

 

б ра́шно – пища

 

в е́жди – веки

ве́лий – великий,

значительный

в сесли́чный – всесоставный

вску́ю – зачем, почему

впери́ти – устремлять

вы́ну – всегда,

во всякое время

 

г о́рний, го́рнейший –

вышний, Небесный

 

д ебе́лость – грубость,

нечувствительность

де́тель – дело, деяние

до́блий, предо́блий –

воинственный, храбрый

 

з ело́ – очень, весьма

Зижди́тель – Творец

зрак – внешний вид, образ

 

и спира́ти – стирать,

вычищать

 

к и́йждо – каждый

крин – лилия

купина́ – терновый куст

ку́пно – вместе

 

л ани́ты – щеки

любы́ – любовь

 

м а́ние – мановение

мре́жа – сеть, невод

 

н азда́ти – соорудить, воссоздать

наказа́тель – наставник, учитель

 

о лядене́ти – иссохнуть

оско́рд – секира

 

п ерсть – прах, пыль

пожра́ти – принести в жертву

при́сно – всегда

прия́телище – пристанище,

вместилище

прозя́бнути – произрастать,

произрастить

 

р а́ло – плуг

 

с веща́тельный – просвещающий

си́речь – то есть

сла́ный – соленый

соисхо́дник – спутник

страда́тельство –

сострадание, милосердие

сый – существующий, Сущий

 

т име́ние – тина, грязь, скверна

тля – тление

тми́нный – бесчисленный

то́чию – только

тре́бище – жертвенник

ту́не – даром

тщали́во – тщательно

 

у ве́дети – понять

увязе́ние – увенчание,

украшение

удо́лие – долина

у́треневати –

бодрствовать

 

ц евни́ца – свирель

 

ш а́ра – краска

ши́пок – шиповник,

дикая роза

 

я зы́ки – народы,

язычники

языкобо́лие –

злоречие, хула

 


[1]Вторая песнь читается только на богослужениях Великого поста и потому опускается при издании большинства канонов.

 

[2]В тексте канона пишется кратко – «Слава».

 

[3]В тексте канона пишется кратко – «И ныне». Если написано «Слава, и ныне», следует читать: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Прочие пояснительные слова (песнь, ирмос, припев и др.) просто опускаются при чтении.

 

[4]См.: Исх. 14, 15.

 

[5]См.: 1 Цар. 2, 1–10.

 

[6]См.: Авв. 3.

 

[7]См.: Ис. 26, 9–19.

 

[8]См.: Иона, 2.

 

[9]См.: Дан. 3, 26–88.

 

[10]См.: Лк. 1, 46–55.

 

[11]См.: Лк. 1, 68–79.

 

[12]? – ок. 556 г., память 1/14 октября. Здесь и далее указаны даты по старому и новому стилю.

 

[13]Клирики – здесь: церковнослужители низших степеней, не облеченные священным саном.

 

[14]Амвон – возвышение перед алтарем православного храма, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.

 

[15]От этого названия свитка (греч. kontakion) впоследствии получили название богослужебные песнопения, написанные преподобным Романом. Их стали называть кондака́ми.

 

[16]Это песнопение, именуемое кондаком Рождества Христова, поется на богослужениях до сего дня.

 

[17]Рефрен – повторяющийся стих или несколько стихов в конце строфы.

 

[18]Одна из таких поэм – «Мария у Креста» – была переложена в Х в. преподобным Симеоном Метафрастом (память 9/22 ноября) и вошла в состав повечерия Великой Пятницы под названием «Плач Богородицы».

 

[19]Приводится по изданию: Минея октябрь. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.

 

[20]Знаком * помечены слова, значение которых поясняется в «Словарике церковнославянских слов», с. 107.

 

[21]Т. е. красивыми, благозвучными.

 

[22]Т. е. дохну́ла.

 

[23]Т. е. видя.

 

[24]Т. е. укротил.

 

[25]Служба общая преподобному единому//Минея общая. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.

 

[26]Приводится по изданию: Молитвослов. Саратов: Издво Саратовской епархии, 2010.

 

[27]I в., память 4/17 января, 22 апреля / 5 мая, 20 июня / 3 июля, 18/31 октября.

 

[28]См.: Лк. 10, 1–2.

 

[29]См.: Лк. 23, 49.

 

[30]См.: Лк. 24, 13–32.

 

[31]См.: Лк. 24, 45.

 

[32]?–67 г., память 29 июня / 12 июля.

 

[33]Ахайя – историческая область на юге Балканского полуострова.

 

[34]Фиваида – историческое наименование Верхнего Египта.

 

[35]Фивы – древний город в Верхнем Египте (вблизи современного г. Луксор).

 

[36]По другому преданию, святой проповедовал Евангелие в Италии, Македонии и в Африке и мирно скончался в 80‑летнем возрасте.

 

[37]В настоящее время икона пребывает в храмемузее святителя Николая в Толмачах, при Государственной Третьяковской галерее.

 

[38]Т. е. язвы.

 

[39]Приводится по изд.: Минея октябрь. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.

 

[40]Триста́ты – египетские воиныколесничники.

 

[41]Имеется в виду, вероятно, Ближний Восток.

 

[42]Жребиоимущество – часть имения, доставшаяся по жребию.

 

[43]Т. е. достойные хваления.

 

[44]Приводится по изд.: Молитвы ко святым угодникам Божиим. М.: Паломник, 2009.

 

[45]Т. е. во смертном мраке.

 

[46]Ср.: Мф. 24, 42.

 

[47]Ок. 660–740 гг., память 4/17 июля.

 

[48]Цевни́ца – струнный музыкальный инструмент, напоминающий лиру.

 

[49]Публ. по изд.: Минея июль. Ч. 1. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.

 

[50]Молитва общая святителю единому//Молитвы, читаемые на молебнах. Петроград: Синодальная типография, 1915.

 

[51]В тексте молитвы опущено прошение о даровании побед государю императору, т. к. оно не употребляется в современной богослужебной практике.

 

[52]Ок. 680 – ок. 780 гг., память 4/17 декабря.

 

[53]Иконоборчество – религиознополитическое движение, направленное против христианского почитания икон, имело место в Византии в VIII–IX вв.

 

[54]Правил в 717–741 гг.

 

[55]Преподобный Косма (? – ок. 787 г.) был приемным сыном родителей Иоанна Дамаскина. Впоследствии епископ Маиумский, прославлен в лике святых (память 12/25 октября).

 

[56]Стихира – церковное песнопение, состоящее из стихов, написанных одним размером, и основанное первоначально на том или ином библейском сюжете.

 

[57]Октоих, или Осмогласник – богослужебная книга, разделенная на восемь частей по числу гласов (распевов) и содержащая тексты церковных служб седмичного (недельного) круга, исполняемых в систематической последовательности.

 

[58]Приводится по изданию: Минея декабрь. Ч. 1. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.

 

[59]Скиния – здесь: храм, чертог.

 

[60]Т. е. священнослужителю.

 

[61]Ма́нент – один из ярых приверженцев манихейской ереси, в основе которой лежит учение о равенстве и взаимной обусловленности добра и зла.

 

[62]Несторий – в 428–431 гг. Патриарх Константинопольский, родоначальник ереси несторианства, резко разграничивающей человеческую и Божественную природу в Иисусе Христе.

 

[63]Севир – в 512–518 гг. Патриарх Антиохийский, основатель ереси северианства, признающей только одну природу в Иисусе Христе.

 

[64]Пле́велы – ядовитые сорняки.

 

[65]Молитва общая преподобному//Молитвы ко святым угодникам Божиим. М.: Паломник, 2009.

 

[66]Мыта́рства – испытания душ умерших, по отшествии от тела возносимых на поклонение к Богу.

 

[67]Ок. 347–407 гг., память 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля, 14/27 сентября, 13/26 ноября.

 

[68]Пресвитер – то же, что священник.

 

[69]Патриций – представитель родовой знати, высшего сословия.

 

[70]Малая Армения – историческая область в верховьях р. Евфрат.

 

[71]Команы Абхазские – город на окраине Византийской империи. Ныне с. Команы (Абхазия).

 

[72]Наряду со святителями Василием Великим (ок. 330–379 гг., память 1 / 14 января, 30 января / 12 февраля) и Григорием Богословом (ок. 329–389 гг., память 25 января / 7 февраля, 30 января / 12 февраля).

 

[73]Т. е. поучая, наставляя.

 

[74]Приводится по изданию: Минея ноябрь. Ч. 1. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.

 

[75]Арий – один из известнейших еретиков, основоположник арианства – учения, отвергавшего христианский догмат о единосущности Бога Отца и Бога Сына.

 

[76]Имеется в виду пророк Самуил, обладавший даром слова и воодушевивший весь израильский народ проповедью о покаянии (см.: 1 Цар. 7, 3–9).

 

[77]Приводится по изданию: Молитвослов на всякую потребу и всякий день. СПб.: Сатисъ, 2003.

 

[78]II в., память 18/31 августа.

 

[79]Приводится по изданию: Минея август. Ч. 2. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.

 

[80]Т. е. родные братья.

 

[81]Ве́рвие – веревка, шнур; символизирует собой путы, которыми был связан Христос, ведомый на суд.

 

[82]Иессей – отец Давида, царя Израильского.

 

[83]Приводится по изданию: Молитвы ко святым угодникам Божиим. М.: Паломник, 2009.

 

[84]Юдо́ль – здесь: земля, земная жизнь.

 

[85]Ок. 1360–1430 гг., память 4/17 июля.

 

[86]Это изображение частично сохранилось до наших дней и считается одним из величайших произведений искусства.

 

[87]Из этого иконного ансамбля сохранились до нашего времени и были чудесным образом обретены в 1918 г. три образа – Спасителя, Архангела Михаила и апостола Павла.

 

[88]В 1408 г.

 

[89]Преподобный Никон Радонежский (1350–1426 гг., память 7/20 июля, 17/30 ноября).

 

[90]1314–1392 гг., память 5/18 июля, 25 сентября / 8 октября.

 

[91]Т. е. украшение, роспись.

 

[92]Имеется в виду упомянутый выше Даниил Черный, спутник и друг преподобного Андрея, также незаурядный мастер.

 

[93]Приводится по изданию: Минея дополнительная. Вып. 1. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005.

 

[94]Имеется в виду святитель Григорий Палама (1296–1359 гг., память 14/27 ноября).

 

[95]Т. е. прекрасную, благозвучную.

 

[96]Приводится по изданию: Минея дополнительная. Вып. 1. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005.

 

[97]? – ок. 1114 г., память 17/30 августа, 28 сентября / 11 октября.

 

[98]Т. е. безвозмездный, бескорыстный.

 

[99]Преподобный Антоний Печерский (983–1073 гг., память 10/23 июля, 2/15 сентября, 28 сентября / 11 октября) и преподобный Феодосий Печерский (?–1074 г., память 3/16 мая, 14/27 августа, 28 августа / 10 сентября, 2/15 сентября) – основатели Киево‑Печерской Лавры.

 

[100]Эта икона именуется также Свенской, празднование 3/16 мая, 17/30 августа.

 

[101]Приводится по изданию: Минея август. Ч. 2. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.

 

[102]Служба общая преподобному единому//Минея общая. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.

 

[103]Имеется в виду пророк Елисей, с именем которого связано множество чудес (см.: 4 Цар. 4, 13–35; 4 Цар. 4, 38–41; 4 Цар. 5, 10–14; 4 Цар. 6, 18).

 

[104]Неема́н – военачальник сирийского царя, страдавший проказой и исцеленный Богом через пророка Елисея (см.: 4 Цар. 5).

 

[105]Паракли́т – Утешитель, Святый Дух.

 

[106]Молитва общая преподобному//Молитвы ко святым угодникам Божиим. М.: Паломник, 2009.

 

[107]Авва – отец, наставник.

 

[108]Здесь и далее тексты молитв приводятся по изд.: Православный молитвослов. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.

 

Date: 2015-11-13; view: 323; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию